Производительные силы. Производительные силы общества и производственные отношения

Главная / Психология

Макро и микро- ЭКОНОМИКА

Раздел 1. Методологические основы формирования и развития рыночных отношений

Темы

1. Предмет и методы экономической теории

2. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения

3. Собственность и рыночная экономика

4. Рынок: общая характеристика

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

План

1. Производственные силы общества

2. Экономика и экономическая теория

3. Методы познания экономических явлений

Производственные силы общества

Понятие, экономическая деятельность людей направлена и предлагает производство создания материальных и духовных благ.

Развитие общественного производства – предполагает наличие средств производства (средств труда и предметов труда).

Средства – то чем человек воздействует на природу (танки, машины).

Предметы труда – то на что человек воздействует в процессе туда (нефть, хлопок).

Сырьё – это предмет труда, предварительно подвергшийся воздействию человека.

Рабочая сила – совокупность физических, духовных, интеллектуальных способностей к труду.

Труд – целесообразная, сознательная деятельность людей, ведущая к экономическому результату.

В экономической деятельности заняты – экономические субъекты (агенты):

· наёмный работник;

· собственник;

· предприятие, фирма;

· государство.

Под давлением общественных потребностей формируются фазы общественного производства:

1 фаза: непосредственное производство;

2 фаза: распределение;

3 фаза: обмен (деятельностью, информацией);

4 фаза: потребление.

Система субъективных экономических интересов трансформируются в логику объективных экономических отношений.

Совокупность средств производства и рабочей силы составляют производительный силы общества.

Виды производительной силы общества:

1. естественные производственные силы (природные ресурсы);

2. общественные (средства производства, технологии, уровень экономической культуры общества);

3. всеобщие (образование, наука, информация).

2. Экономика и экономическая теория Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создаются богатство для удовлетворения разнообразных потребностей как их самих, так и общества.

Существует два аспекта экономики: 1) экономика как наука;

2) экономика как хозяйство.

Как наука : система знаний об эффективном ведении хозяйства, о развитии экономических отношений между людьми; система знаний об эффективном, рациональном использовании ограниченных ресурсов, выступает как исследование различных форм хозяйства, как личное хозяйство.

Как хозяйство: включает в себя фирмы, предприятия, отрасли экономики.


Экономическая теория изучает закономерности развития общественного производства, развития экономических производственных отношений.

Наиболее значимые современные экон-ие теории: трудовой стоимости - разработана эк-ми А.Смитом, Д.Риккардо и К.Марксом – центральное место в теории отводится роли труда в эк-ой жизни общества, исследованию потребительской стоимости и стоимости товара, ведущей роли капитала и прибыли в расширенном произ-ве, двойственной природе труда, методике расчёта цены на основе общественно необходимых затрат; спроса и предложения - теория предложения исследует мотивационный эффект изменений налоговой с-мы, оказываемый совокупное предложение.Основателями этой теории в конце 60-х г. 20 века были эк-ты М.Фелдетайн, М.Боскин, Л.Лаффер. которые обосновали возможность налогового стимулирования эк-го роста за счёт налоговых ставок ; благосостояния - основана на применении к эк-ке принципа ведущей роли потребителя и наличия эк-го оптимума. При определённых условиях конкретное равновесие производства и распределения ресурсов может быть достигнуто в рыночной эк-ке (закон В. Парето); большого толчка - разработана П.Розенштейн-Родоном, который предложил её для слаборазвитых стран европейской периферии для вывода эк-ки из состояния послевоенной стагнации; экономического роста – исследует взаимосвязи общих показателей развития нац-го хоз-ва и определяет предпосылки для обеспечения сбалансированного роста эк-ки. Основы этой теории были заложены эк-ом Г. Фельдманом при разработке первого пятилетнего плана развития народного хоз-ва СССР; кризисов - представляет собой часть эк-ой теории цикличности. Которая объясняет возникновение периодических кризисных фаз в эк-ом развитии. Теория сформулирована эк-ом Н.Кондратьевым в 30-е годы 20 века и развита К.Кларком.; индустриального общества - выдвинута эк-ом Р.Ароном и Дж.Гэлбрейтом в середине 20 века. Основная идея состоит в том, что в индустриальном обществе статус собственности на средства произ-ва теряет своё значение. Усиливается роль гос-го регулирования эк-ки, а ключевым факторами произ-ва становятся знания и умения инженерно-управленческого персонала ; цикличности эк-ки - описывает периодически повторяющиеся схожие фазы эк-ой динамики. Данной теорией занимались такие эк-ты как: к.Маркс. Н.Кондратьев, У.Митчел, К.Кларк и др.; и ряд др.

Цель экономической теории – в выработке и эффективном использовании экономических знаний.

Задачи экономической теории – в том, чтобы не просто описать экономические явления, а показать взаимосвязь между ними их взаимодействия, т.е. охарактеризовать экономическую систему в её целостности и развитии.

Объектом экономической теории является – экономические явления (производство, обмен, спрос, безработица, деньги и т.д.).

Предмет экономической теории является – система экономических отношений возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ т.е. взаимоотношение производственных сил и производственных отношений.

Экономический закон – объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни.

Закон спроса, например, показывает обратную зависимость между ценой большинства товаров и объёмом покупательского спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономических законов – они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, объединений людей или государства.

Наиболее важные законы:

Закон убывающей предельной полезности - заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньше удовлетворение, впервые сформулирован немецким эк-ом Г.Госсеном в 1854 г. «первый закон Госсена»

Закон предложения – показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

Закон возрастания относительных издержек – характеризует взаимосвязь между увеличением произ-ва одного продукта за счёт уменьшения произ-ва другого продукта.

Закон денежного обращения – говорит о том, что количество денег в обращении должно обеспечивать соблюдение баланса между денежной массой и стоимостью блага, подлежащего реализации.

Закон Вальраса – денежная стоимость всех товаров на стороне предложения в условиях общего равновесия равна общей денежной стоимости товаров на стороне спроса.

Закон спроса – при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, а повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса.

Закон убывающей отдачи – говорит о том, что в короткие временные периоды. Когда величина производных мощностей является фиксированной. Предельная производительность переменного фактора будет уменьшаться, начиная с определённого уровня затрат этого переменного фактора.

Закон падения средней нормы прибыли – говорит о том, что рост производительной силы труда способствует повышению ограниченного строения капитала и приводит к падению нормы прибыли. Сформулировал К.Маркс.

Закон убывания производительности труда – отражает принцип снижающейся эффективности последовательных затрат труда, капитала и убывающего плодородия почвы.

Закон убывающей доходности капитала – отражает снижение доходности капитала в результате того, что возрастающий капитал используется постоянным числом работников.

Закон распределения доходов (закон Парето) – выражает соотношение между величиной дохода и количеством получающих его лиц в виде кривой нормального распределения доходов.

Закон Лаффера – отражает зависимость объёма налоговых поступлений в гос-ый бюджет от величины ставки налогооблажения и имеет максимум при определённом значении ставки.

Закон - отражает эмпирическую зависимость темпов отстаивания реального ВНП (внутренний национальный продукт) от превышения безработицей её «естественного» уровня: при росте «циклической» безработицы на 2% отставание реального ВНП от потенциального составляет 4%.

Закон C’z – исходный принцип моделирования условий макроэкономического равновесия (совокупный спрос = совокупному предложению), лежащий на основе «классической» модели равновесия.

3. Методы экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.

Метод познания и изложения. Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Схематично процесс познания можно представить в следующем виде:

На стадии живого созерцания происходит сбор факторов, фиксирующих внешние проявления различных сторон экономических процессов.

На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е.образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность.

Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.

Метод анализа – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путём исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений.

Синтез – это метод познания основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания предполагающий умолчание от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже а гражданской одежде вы можете по его выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономико-математический метод анализа данный метод достаточно продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия формой отражения экономического содержания.

Метод экономического моделирования – основан на разработке экономических моделей. Экономическая модель – обобщённая статистическая картина развития экономической реальности.

Графический метод исследования – представляет нам наглядную картину развития экономических действий.

Производительные силы - это совокупное сочетание производства и человеческого общества, располагающего специфическими знаниями и достаточным для эффективной деятельности опытом. Задача людей - применить на практике познания, чтобы сделать возможным производство. В некоторой степени производительные силы - это одна из базовых потребностей общества, так как позволяет получить продукцию, требуемую для жизнедеятельности современного человека. Тема не раз привлекала внимание мыслителей мирового уровня, не менее применима и на практике. Производительные силы - это объект специфических исследований известнейшего Карла Маркса.

Важный момент

Производительные силы - это комплексное понятие. К нему относятся как организационные подходы, так и научные возможности. В рамках воплощения оптимальных производственных стратегий необходим корректный подход к разделению труда и удачные варианты кооперации. В настоящее время принято говорить, что производительные силы (ПС) - это один из ключевых общественных производственных факторов, определяемый характерной социуму экономической свободой.

Общественные отношения

Социальные, экономические, производственные - все эти категории принято относить к объективным отношениям, что позволяет говорить об их материальности. Успешность определяется волевыми усилиями, сознательным отношением к вопросу, но во многом справедлива обратная связь: сами отношения определяют сознание и волю. Историки, экономисты, политологи не раз рассматривали различные причины, их системы взаимосвязей для выявления, почему для конкретного периода развития общественных отношений в большей степени характерен некий определённый подход, меняющийся со временем. Перед учеными стояла задача определения наиболее значимых факторов, корректирующих природу взаимоотношений в социуме.

Отношения, обусловленные фактором собственности, принято делить на обмен, распределение. Через них формируется производственная структура, социальные аспекты производственного процесса. В такой ситуации производство можно определить как факт формирования социального продукта применением усилий. Именно эти усилия и называют основными производительными силами. Принято говорить о человеческих массах, располагающих специфическими орудиями. Не менее важно знать, каким образом заставить орудия работать.

Зачем это нужно?

Производительные силы, производительные отношения - базовое понятие для производства на уровне социума в принципе. Корректность функционирования такой системы позволяет получить необходимые продукты, используемые для дальнейшего развития и совершенствования. Социальные, экономические взаимоотношения, установившиеся в человеческом сообществе в некоторую систему, становятся незаменимой формой общественного производства.

А если попонятнее?

Производительные силы, производительные отношения бывают меньше, больше. В некоторой ситуации наблюдается прирост, другие условия провоцируют снижение показателя. На основании наблюдаемой динамики можно сформулировать теорию развития, раскрывающую закономерности размещения производительных сил, влияние фактора на социальные аспекты.

Для экономических, социальных отношений, характерных для общества современного типа, принято говорить, что уровень развития производительных сил - наиболее значимый фактор, позволяющий выявить доминирующий типаж взаимоотношений. Не меньшую значимость придают структуре производительных сил. Для выявления уровня, описывающего некоторый социальный, исторический организм, необходимо определить, насколько объемным был созданный общественный продукт, выявить соотношение с числом людей и рассчитать показатель, приходящийся на одного человека. Уровень развития производственных сил именуют продуктивностью. Таким параметром характеризуется социальное производство, как комплексный объект.

О продуктивности

Продуктивность - комплексное явление, определяющееся взаимодействием нескольких факторов. Немалое влияние оказывает рабочая сила, вместе с тем - техника, используемая в производственном процессе, а также ряд взаимосвязанных факторов, обусловленных общественным развитием. Что-то корректируется природными условиями, характеризующими конкретный рабочий процесс.

Предположим, рабочая сила задействована в процессе сбора некоторого урожая, ловит рыбу или охотится. Продукт, который будет получен в ходе такой активности, зависит от затраченного времени, использованных приспособлений, богатства природных запасов. Равный уровень технического обеспечения в различных естественных условиях существенно корректирует производительные силы региона.

Природа и производство

Ресурсы, которыми располагает общественность в силу проживания в конкретной местности, являются не только лишь узко применимой категорией предметов труда. Нередко это и фактор развития производительных сил, и средство. Классический пример: земля для сельского хозяйства, классифицируемая как важнейший элемент ПС. Процесс подобного осознания значения земли в рамках экономической системы , производственных процессов стал итогом исторического развития. Применение территорий как средства труда в настоящее время считается очевидным показателем совершенствования ПС.

Природные дары

В некоторой степени современные производительные силы в области сельского хозяйства зависят от естественных факторов. Показательный пример - плодородие. Именно оно определяет, насколько продуктивным будет процесс земледелия. Применяя одинаковые технические средства, прибегая к сходным системам исполнения работ, тратя равные временные промежутки и трудовые ресурсы, общественное производство будет значительно выше, если земля по качеству хорошая.

Впрочем, природное плодородие - не единственный фактор, связанный с натуральным состоянием среды. Так, есть регионы, где почву обработать легко, а вот в других местностях задача вызывает немалые затруднения. Климатические условия также во многом определяют продуктивность. В субтропическом, тропическом поясах круглый год можно выращивать растения и снимать урожай, а в умеренном поясе более одного урожая за год не получишь, причем период строго ограничен сезоном. Чем севернее, тем сложнее земледелие.

О чем это говорит?

Приведенные примеры очевидно свидетельствуют, что ПС имеют тесную связь с двумя явлениями:

  • природные особенности;
  • результат исторического, общественного совершенствования.

Принято говорить о естественной и социальной продуктивности, тесно взаимодействующих друг с другом. На основании этого выделяют суммарные ПС и социальные, для описания каждого явления выявляют уровень его развития.

Как было раньше?

Для социума до периода капитализма социальные ПС и суммарные различались. В некоторые периоды разность была больше, в другие эпохи - меньше. Со временем человечество перешло к индустриальной форме, что позволило существенно сократить разрыв. В некоторые моменты он исчезает полностью. В такой ситуации оценивают развитие ПС, не уточняя дополнительные характеристики.

Мыслители, экономисты, сформулировавшие базовые понятия исторического капитализма, формулировали такие идеи, из которых можно заключить: уже в тот момент многие интуитивно приблизились к пониманию разности социальных, естественных ПС. В то же время четкой формулировки высказано не было, так как реалии тех времен существенно отличались от современных. Формулировавшие базовые постулаты исторического материализма были «детьми своего времени», то есть воспитанниками капитализма.

Ни шагу назад

Прогресс ПС предполагает повышение социальной составляющей производственной продуктивности. Несомненно, увеличить ее можно, повысив производительность труда, что обусловлено ростом квалифицированности привлеченной рабочей силы, большей опытности каждого сотрудника. Не меньшее влияние оказывает усиление интенсивности рабочего процесса и применение самых современных технических, технологических решений для оптимизации труда. Важный аспект - организационное усовершенствование производственного процесса. Иные аналитики обращают внимание: все перечисленные приемы в какой-то момент времени исчерпываются, ситуация превращается в тупиковую.

Есть только один путь, который дает доступ к неограниченному росту ПС без каких-либо умозрительных пределов. Предполагается техническое, технологическое общественное развитие. С периода формирования капиталистических зачатков и по сей день производственный процесс развивается именно по такому вектору. Повышение продуктивности через технические аспекты для многих долгое время казалось единственным путем, не имеющим альтернатив. На фоне такого подхода эволюция ПС стала отождествляться с техническим прогрессом.

Маркс и Энгельс

Идея соответствия эволюции ПС и прогрессирования доступной общественности техники довольно четко выражена в сочинениях Маркса. Именно он писал, что приобретение ПС позволяет человечеству менять производственные способы, что дает возможности к корректировке жизнеобеспечения. Следовательно, перемены наблюдаются в общественных взаимоотношениях. Маркс формулировал это так: «пользующееся ручной мельницей сообщество возглавляется сюзереном, а вот получившие в свое распоряжение паровую люди возглавлены капиталистами».

Сходные постулаты можно найти и в идеях, собраниях сочинений Энгельса. Этот известнейший фундаменталист отмечал, что дикарские орудия формируют соответствующее общество, а новейшие приборы - капиталистическое.

Техника и не только

Современные специалисты, разрабатывающие методологию, анализирующие экономику, социальные аспекты, готовы поспорить с самыми известными мыслителями прошлого столетия. Безусловно, для уровня ПС качество техники, применяемой людьми в работе, важно, многое определяет, но нельзя назвать это единственным фактором. Социальные аспекты совершенствования ПС - это не только техника, но и ряд влияющих на человеческую производительность стимулов, первое место среди которых принято отдавать системе экономических, социальных взаимоотношений.

При равных условиях наличия современной техники и отличающихся экономических факторах, в ином социальном окружении люди производят существенно отличный объем продукта, важного для общественности. ПС - не единственное, что оказывает влияние на отношения в рамках трудового процесса, при этом подобные взаимоотношения всегда оказывают сильное воздействие на ПС. Некоторые мыслители наших дней предлагают все нетехнические факторы, корректирующие уровень ПС, объединить в категорию социальных гуманитарных.

А можно и попроще

Производственная техника не раз была в центре внимания специфических исследований, посвящённых ПС. Многие авторы стремятся к упрощению этого понятия, что привело к следующему его наполнению: комплекс машин, орудий. А вот более обширная трактовка предполагает включать специфические отраслевые системы, используемые в рабочем процессе средства. Для описания технического уровня ПС необходимо не только проанализировать, какие машины, орудия применяются в рабочем процессе, но и оценить технику, не принадлежащую к этой категории.

На примерах это можно проиллюстрировать довольно наглядно следующим образом: древние римляне располагали лошадиными упряжками, тягловая сила которых составляла половину тонны. В период Средневековья в европейских государствах это значение возросло в пять раз и достигло двух с половиной тонн. Обусловлен такой скачок изобретением восьмого столетия - конской упряжью, перенятой от евразийских кочевников. Такое усовершенствование рабочего процесса позволило задействовать в сельском хозяйстве не только быков, но и коней, на основании чего производительность отрасли существенно возросла.

И как повысить?

Из вышесказанного можно заключить, что повышение ПС допускается различными методиками. Это технический подход, социальные аспекты, некоторые другие. В частности, общественная производительность растет, если рабочее время удлиняется. Такой метод назвали темпоральным. Альтернативный путь - демографический, предполагающий рост доли способных к труду людей в обществе. Анализируя перемены в производственных способах в разные исторические периоды, нельзя охватить картину в целом, исключая из сферы внимания эти аспекты.

В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений. Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения его форму.

Производительные силы это те силы, с помощью которых общество воздействует на природу и изменяет ее. Кроме того производительные силы можно характеризовать как одну из сторон развития общественного индивида.

Производительные силы выражают отношения человека к природе, его способность творчески использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени познания человеком закономерностей природы и их использования в производстве для достижения поставленных целей.

Каждый способ производства базируется на определенном материально-техническом базисе и соответствующем этому базису типе труда. Истории известны три типа труда: ручной, машинный, автоматизированный. Данным типам труда исторически соответствуют и вполне определенные типы общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

К производительным силам относятся все факторы, которые определяют уровень производительности труда: это все субъективные (личностные) и материальные (вещественные) элементы процесса труда, а так же их взаимодействие в производстве материальных благ. К ним принадлежит прежде всего человек, как главная производительная сила с его трудовым опытом, уровнем образования и квалификации, а также средства труда и предметы труда. К производительным силам относят также науку в ее технологическом применении, обобществление производства посредством разделения труда, кооперации, специализации, а также возникающие из них организацию и управление производством. Природные богатства и природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда они благодаря человеческому труду являются элементами общественного производства.

Таким образом, производительные силы охватывают весь комплекс различных, взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства.

Основой любой системы производительных сил являются человеческая рабочая сила, предмет труда и средства труда.

Рабочая сила , есть совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости (предметы, способные удовлетворить определенные потребности). Использование рабочей силы в качестве осознанной и целенаправленной деятельности именуется трудом. Он может выступать только во взаимодействии со средствами труда и предметами труда. Последние, таким образом, становятся производительными силами только тогда, когда они охвачены человеческим трудом.

Предметами труда являются вещи, которые обрабатываются человеком в процессе трудовой деятельности. Предметами труда могут быть: сама природа, насколько она охвачена человеческим трудом; сырье, которое уже отделено от природы; обработанный материал и полуфабрикаты. Предмет труда оказывается, таким образом, вовлеченной в производство и преобразованной частью природы.

Предмет труда не пассивный объект, он играет в системе производительных сил определенную активную роль. Он постоянно предъявляет требования к рабочей силе, к инструментам и технологии производства. В условиях НТР эта активная роль предмета труда повышается благодаря развитию науки (химии), появляются совершенно новые предметы труда.

Средства труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Последним источником труда является природа. Человек пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи.

В форме средства труда человеком создаются такие силы, которые далеко превосходят его собственные. Без этого общество не могло бы достичь современных успехов в производстве.

Состав средств труда весьма разнообразен и меняется от эпохи к эпохе. Главными их элементами являются орудия труда, техника и постоянно развивающаяся по мере усложнения производства инфраструктура, то есть комплекс отраслей хозяйства обслуживающих производство (дороги, мосты, каналы, склады, энергетическое хозяйство, транспорт, получающая все большее развитие компьютерная сеть и т.д.

Техника это прежде всего совокупность различных устройств созданных человеком (машин, инструментов, компьютеров, транспортных средств и т.п.), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства, удовлетворения различных непроизводственных потребностей. Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт результат производственной деятельности людей. Она поэтому составляет важнейший элемент производительных сил, определяющих в конечном счете характер и содержание способа производства.

Но технику нужно еще понимать и как совокупность различных навыков устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Те или иные устройства, созданные человеком, могут практически применяться для соответствующих целей лишь при наличии определенного уровня профессиональных умений. И, наоборот, навыки, профессиональная подготовка и умения определяются и ограничиваются соответствующим типом и уровнем, созданных человеком устройств и, в свою очередь, содействуют или препятствуют их совершенствованию.

Техническая деятельность в условиях НТР носит сложный, противоречивый характер. Но современная техника не просто является "продолжением руки человека", многократным "усилием" его мускульной энергии, но и средством позволяющим выполнять с помощью компьютеров целый ряд интеллектуальных задач. Передавая ряд рутинных интеллектуальных операций компьютерам, человек высвобождается для специфической человеческой, конструктивной и проективной деятельности. Опосредованно через систему общественных отношений техника влияет на весь образ жизни и мировоззрение человека.

Таким образом производительные силы всегда образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие. Она осуществляет функцию целеполагания для деятельности и дальнейшего развития производительных сил, роста производительности труда. Вместе с тем технический базис производства предъявляет к человеку свои особые возрастающие требования.

С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством.

Процесс труда всегда имел кооперативную основу, т.к. люди могли и могут эффективно производить только постоянно взаимодействуя в труде. Однако, эффективность кооперации всецело зависит от степени разделения труда и развития обмена деятельностью, т.е. от индивидуализации и специализации производителей.

Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества и таким образом становится важной производительной силой. Организация и управление развитием ПС так же становится производительной силой, если они всесторонне учитывают разделение (дифференциацию) и обобществление (интеграцию) труда в соответствии с закономерностями развития общественного производства. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений, а сами они, входя в систему производительных сил одновременно становятся элементами соответствующих производственных отношений.

Это совокупность личностных (рабочая сила), вещественных (средства производства) факторов, научно-технического потенциала, технологических инноваций, предпринимательского ресурса в их взаимодействии, определяющих уровень и возможности социально-экономического развития страны. Производительные силы - одна из сторон общественного производства; осуществляют обмен веществ между человеком и природой, в результате чего воспроизводятся условия существования человека, общества в целом, обеспечивается их развитие. Другую сторону общественного производства составляют производственные отношения, являющиеся общественной формой функционирования производительных сил. Развивающийся научно-технический прогресс постоянно преобразует П.с.о., порождает новые формы взаимодействия их элементов. Многообразие элементов производительных сил и их взаимосвязей вызывает необходимость их классификации. Первичные, исходные П.с.о. составляют рабочая сила во всем ее многообразии и средства производства, являющиеся их материально-вещественной частью. Люди с их способностью к труду-рабочей силой - составляют главную производительную силу общества. Совокупную рабочую силу образуют трудовые ресурсы страны. Такая характеристика главной производительной силы дает о ней только количественное представление. Ее качественная характеристика связанна с определением уровня интеллектуального развития человека, населения страны: образования, знаний, производственного опыта, степени активности в предпринимательской деятельности, способности выполнения сложного труда. Качественно развитая основная производительная сила действительно составляет богатство общества. Материально-вещественные элементы П.с.о. - средства производства (орудия и предметы труда) с их качественными характеристиками - составляют овеществленное богатство общества. Важнейшая составная часть вещественных элементов производительных сил - орудия труда (машины, механизмы, инструменты). Они, их уровень развития, являются мерилом прогрессивности общества. В современных условиях проявили себя качественно новые элементы вещественных производительных сил: информатика, технологические инновации, электронно-вычислительная и компьютерная техника. Орудием труда стала энергия (например, токи высокой частоты). Особое место среди П.с.о. занимает земля, которая служит средством труда в сфере сельскохозяйственного производства. В сфере добывающих отраслей земля является предметом труда. Вторичные производительные силы - это формы организации общественного процесса производства, обусловленные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т. е. вовлечением в производство духовных сил и способностей человека. К этой группе П.с.о. сил относят предпринимательский, интеллектуальный ресурсы, кооперацию труда, объединяющую усилия многих и обеспечивающую эффективность производства. Вторичные П.с.о. проявляют свое действие через совершенствование первичных элементов производительных сил, обеспечивая их новое эффективное взаимодействие. Естественные П.с.о. включают предопределенные природой естественные силы труда, условия процесса труда. Общественные П.с.о. характеризуют собой особые современные общественные формы комбинации и организации как первичных, так и вторичных производительных сил, проявляющиеся в ходе общественного воспроизводства. К ним относят организационный и управленческий ресурсы. Всеобщие П.с.о. формируются за счет научного потенциала как непосредственной производственной силы, а также инноваций, информации. Существенной характеристикой П.с.о. служит качество взаимодействия их личностных и вещественных элементов. Можно иметь первоклассную технику, но отсутствие, например, подготовленных для ее оптимального использования работников не позволит повысить производительную силу труда. Одним из показателей взаимосвязи личностных и вещественных элементов П.с.о. сил служит фондовооруженность (капиталовооруженность) живого труда с учетом инновационных признаков вновь вводимых в производственный процесс орудий труда, предметов труда с заранее заданными свойствами. Результатом увеличения фондовооруженности труда работников более совершенными средствами производства обеспечивается интенсивный и инновационный типы экономического развития, рост производительности труда, что создает возможности для более полного удовлетворения потребностей человека, повышения качества его жизни. Литература: Государственное регулирование рыночной экономики. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. М., 2000; Основы экономической теории. Политэкономия / Под ред. Д.Д. Москвина. М., 2001; Носова С.С. Экономическая теория. М., 2000. © Хорзов С.Е.


Производительные силы - орудия, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту и навыкам к труду. Состояние производительных сил отвечает на вопрос, какими орудиями производства производят люди необходимые для них материальные блага, выражает отношение общества к природным силам. От исторического уровня развития производительных сил, совершенства орудий производства, от производственного опыта и навыков людей к труду зависит и производительность общественного труда. В каждый исторический момент жизнь общества определяется в конечном счёте производительными силами, которыми оно располагает.

Существование первобытного человека так же немыслимо без лука и стрел, каменного топора и пр., как не мыслимо существование современного капитализма без машин, а также без рабочих, составляющих основную производительную силу общества. Развитие производительных сил, прежде всего развитие орудий производства, лежит в основе изменения и развития (см.). Изменение же способа производства приводит к изменению всего общественного строя. Производительные силы не существуют вне определённой общественной формы, т. е. вне (см.). Марксизм-ленинизм подвергает резкой критике концепции, рассматривающие производительные силы вне их взаимодействия с производственными отношениями, с которыми они неразрывно связаны. Такова, например, когда бухаринская концепция, абсолютно чуждая марксизму.

Развитие производительных сил можно понять лишь в связи с производственными отношениями. Производительные силы являются основой, на которой вырастают определённые производственные отношения. Но эти последние, возникая на базе производительных сил, оказывают на них огромное воздействие. Если производственные отношения не соответствуют характеру производительных сил, находятся в состоянии противоречия с ними, они тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Это несоответствие и противоречие вызывается тем, что производительные силы всегда идут впереди, являясь наиболее подвижным и революционным элементом производства. Революционность и подвижность производительных сил объясняется тем, что с помощью орудий производства люди добывают средства существования, необходимые для жизни. Стремясь поднять материальный уровень еврей жизни, люди совершенствуют орудия производства, добиваются подъёма производительных сил.

Отсюда закономерность отставания производственных отношений от развития производительных сил, возникновение на определённой ступени развития противоречия между ними. Чтобы производительные силы могли дальше развиваться, необходимо уничтожение старых производственных отношений и замена их новыми производственными отношениями. Марксизм учит, что новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил. Так, современные производительные силы капитализма не могут уже развиваться, как раньше, ибо буржуазные производственные отношения тормозят это развитие. Напротив, производительные силы советского общества развиваются бурными темпами, ибо этому способствуют социалистические производственные отношения.

В работе «О диалектическом и историческом материализме» И. В. Сталин дал картину развития производительных сил от древних времён до наших дней: «Переход от грубых каменных орудий к луку и стрелам и в связи с этим переход от охотничьего образа жизни к приручению животных и первобытному скотоводству переход от каменных орудий к металлическим орудиям (железный топор, соха с железным лемехом и т. п.) и, соответственно с этим, переход к возделыванию растений и к земледелию; дальнейшее улучшение металлических орудий обработки материалов, переход к кузнечному меху, переход к гончарному производству и, соответственно с этим, развитие ремесла, отделение ремесла от земледелия, развитие самостоятельного ремесленного и потом мануфактурного производства; переход от ремесленных орудий производства к машине и превращение ремесленно-мануфактурного производства в машинную промышленность; переход к системе машин и появление современной крупной машинизированной промышленности,- такова общая, далеко неполная, картина развития производительных сил общества на протяжении истории человечества». Вместе с изменением орудий производства и в тесной связи с ними развивались и люди, составляющие важнейший элемент производительных сил, развивались их навыки к труду.

При переходе от старой формации к новой существующие производственные отношения ликвидируются, тогда как производительные силы сохраняются и развиваются далее.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры