Евхаристия – главное Таинство Церкви. Святая Евхаристия – таинство таинств

Главная / Измена мужа

Причащение есть реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний» .

В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий ставил таинство евхаристии выше таинства крещения:

Между различными христианскими конфессиями есть ряд вероучительных отличий в понимании Евхаристии (в евхаристологии) и в практическом осуществлении.

Условие совершения таинства Евхаристии

При этом ни православие, ни католичество не сводит тайносовершительное действие к тем или иным словам (хотя подобные попытки предпринимались в прошлом) и не пытается определить точный момент преложения Святых Даров, но подчёркивает значение всего евхаристического канона (анафоры) как единого акта.

Вещества Таинства

Для Евхаристии у православных, коптов , сиро-яковитов и в Ассирийской церкви Востока используется квасной хлеб - просфоры . В православии византийской традиции вино после пресуществления в Кровь Христову обязательно разбавляется горячей водой («теплотой», «зеоном»). Квасной хлеб и «теплота» в Православной Церкви символизируют всецелую обо́женность человеческой природы Христа на протяжении всего Его земного «домостроительства нашего спасения»: с воплощения, на кресте, в смерти, в воскресении, в вознесении.

В православных приходах западного обряда используется пресный хлеб (опреснок).

У католиков латинского обряда используется пресный хлеб (гостия), а у католиков восточных обрядов используется квасной хлеб. Причащение мирян под двумя видами у католиков стало возможным после Второго Ватиканского Собора .

Православные христиане могут причащаться после совершения над ними таинства крещения , которое совмещается с миропомазанием и, по разным традициям , может совершаться либо на 8-й день после рождения, либо на 40-й день после рождения (именно так, согласно житию, крестили Сергия Радонежского). В случае угрозы жизни младенца крещение может и должно быть совершено немедленно.

Частота причащения

Единого мнения о том, как часто должен причащаться православный христианин, в настоящее время нет . В Синодальный период истории Русской церкви типичной была практика редкого причащения . В настоящее время в Русской православной церкви одна из самых типичных рекомендаций о частоте причащения - ежемесячное причащение для взрослых, еженедельное причащение для младенцев.

Одним их сторонников частого причащения был преподобный Никодим Святогорец , который выступал за то, чтобы миряне , также, как и священники , причащались за каждой литургией, на которой они присутствуют. Преподобным Никодимом Святогорцем и святителем Макарием Коринфским была написана «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых таин», в которой собрано множество высказываний древних великих святых о пользе частого причащения и говорится : «Ах, братья мои, если бы мы хотя бы один раз видели мысленными очами нашей души, каких высоких и каких великих благ мы лишаемся, не причащаясь непрестанно, тогда, конечно, мы приложили бы все свои силы, чтобы подготавливаться и причащаться, если бы была возможность, каждый день ».

В католицизме

Причащение новобрачных в Католической церкви

Католическая церковь учит, что Христос реально присутствует под каждым видом в каждой частице Святых Даров , поэтому считает, что причащаясь как под одним видом (только Хлебом) так и под двумя (Хлебом и Вином) человек причащается Христу во всей полноте. На этом учении базировалась средневековая церковная практика о причастии мирян под одним видом, а священнослужителей под двумя. Конституция Второго Ватиканского собора Sacrosanctum Concilium разрешила причастие под двумя видами и мирянам . В современной литургической практике Католической церкви применяются оба способа причащения мирян в зависимости от постановления местной Конференции католических епископов и условий для совершения Евхаристии. Первое причастие в латинском обряде традиционно совершается в возрасте 7-12 лет и проводится с особой торжественностью.

В католичестве существует ряд внелитургических видов почитания Святых Даров, в которые пресуществляются хлеб и вино в евхаристии. Одним из них является адорация - выставление Святых Даров в дароносице специального вида (монстрация) для поклонения и молитвы перед ними. В четверг, следующий за Днём Святой Троицы , то есть на одиннадцатый день после Пятидесятницы отмечается Праздник Тела и Крови Христовых (лат. Corpus Christi - Тело Христово ), во время которого совершаются торжественные процессии со Святыми Дарами по улицам городов.

Древневосточные церкви

Причащение в армянской церкви

В других церковных направлениях

Однако не исключено и метафорическое понимание этих слов, равно как и продолжения мысли апостола: «Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение» (1Кор. ). Под «всяким» могли иметься в виду различные группировки в коринфской церкви - ««я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»» (1Кор. ), - каждая из которых стремилась иметь собственную Вечерю: «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (σχίσματα)» (1Кор. ).

Так или иначе, Вечеря Господня рассматривается здесь не только как таинство причастия к божественной природе через вкушение Тела Христова, но прежде всего как акт воссоединения, актуализации Церкви как Тела Христова: «Когда вы собираетесь в Церковь…» (1Кор. ) . Поэтому необходимым её условием является единство верующих - членов единого Тела. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. ). «И вы - тело Христово, а порознь - члены» (1Кор. ).

Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы считают, что вечером 14 нисана 33 года н. э. Иисус учредил «Вечерю Господню ». Он только что закончил праздновать с учениками еврейскую Пасху, поэтому, по их мнению, дата известна точно. Исходя из этой даты свидетели Иеговы могут отмечать это событие каждый год в соответствующий день, подобно тому как отмечается еврейская Пасха.

Другие версии происхождения Евхаристии

Обычай поедания человеческого мяса в анимизме был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходят к поедающему. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди. Поэтому воплощенный бог или его жрец, а также царь, у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Позже съедание бога заменяется съеданием посвященного ему животного или хлеба.

Некоторые западные учёные связывают происхождение христианской евхаристии с древними обрядами ритуально-магического каннибализма (теофагия) . Под влиянием мифологической школы подобная точка зрения присутствует в БСЭ . Согласно БСЭ в той или иной форме эти представления вошли во многие религии (митраизм , христианство ).

Ранние христиане подвергались гонениям со стороны властей Римской империи из-за некоторой схожести обряда евхаристии с ритуальным каннибализмом .

См. также

Примечания

  1. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Глава 3. О том, что совершается в собрании.
  2. , 155, 300 В
  3. О таинственном Теле Господа нашего Иисуса Христа // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. - СПб., 2007. - С. 279
  4. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - СПб., 1893, рСТСЛ, 1993. - С. 108
  5. Томос и определения Константинопольского Собора 1157 г. // Успенский Ф. И. «Синодик ». - С. 428–431. Цит. по Павел Черемухин «Константинопольский собор 1157 г. и Николай еп. Мефонский». // Богословские труды. Сб. 1. - М., 1960.
  6. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. - Изд-во Оранта. 2010. - С. 5.
  7. Заключение Синодальной Богословской Комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006)
  8. Протоиерей Валентин Асмус : <Евхаристия> // Patriarchia.ru, 15 марта 2006 г.
  9. Успенский Н. Д. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений // Анафора. Опыт историко-литургического анализа. Богословские труды. Сб. 13. - М., 1975. - С. 125-147 .
  10. Катехизис Католической Церкви. Компендиум. - Культурный центр «Духовная библиотека, 2007 ISBN 5-94270-048-6 »
  11. Архимандрит Киприан (Керн) . Отдел второй. Объяснение Литургии (Практические указания и богословское истолкование) Составные части Литургии Έπίκλησις (Молитва призывания Святого Духа) Происхождение молитвы эпиклезы // Евхаристия (из чтений в Православном Богословском институте в Париже). - М.: Храм свв. бесср. Космы и Домиана на Маросейке, 1999.
  12. Хуан Матеос. Развитие византийской Литургии // John XXIII Lectures. Vol. I. 1965. Byzantine Christian Heritage. - New York (Bronx), N. Y.:John XXIII Center For Eastern Christian Studies. Fordham University , 1966.
  13. Шмеман А. Д. прот. Евхаристия: Таинство Царства . - М., 1992.
  14. Taft R.F. The Epiclesis Question in the Light of the Orthodox and Catholic Lex Orandi Traditions // New Perspectives on Historical Theology: Essays in memory of John Meyendorff. Michigan, Cambridge, 1995. P.
  15. Цит. по Аверкий (Таушев) . Литургика / Под ред. Лавр (Шкурла), архиеп. - Джорданвилль : Свято-Троицкий м-рь, 2000. - 525 с.
  16. Эти традиции существовали в прошлом. В настоящее время им следуют не слишком строго.
  17. «В современном Православии нет общепринятого мнения относи­тельно того, как часто следует причащаться. Практика одной По­местной Православной Церкви в этом плане может существенно отличаться от практики другой Церкви, и даже внутри одной По­местной Церкви различная практика может существовать в разных регионах, епархиях и приходах. Иной раз даже на одном приходе два священника по-разному учат о том, как часто следует присту­пать к Таинству Евхаристии.» Так пишет митрополит Илларион (Алфеев) (см. Как часто следует причащаться? // "Илларион (Алфеев), митрополит", Православие. Том 2)
  18. «… до революции только единицы стремились к частому приобщению, и ежемесячное причащение считалось чуть ли не каким-то подвигом, а в основном люди приступали к святой Чаше раз в год» - пишет в своей статье «О частом причащении Святых Христовых Таин» иерей Даниил Сысоев .
  19. "Максимов, Юрий", Правда о практике частого причащения. Часть 2 на сайте Православие.Ru
  20. «Евхаристия» // Католическая энциклопедия . Т.1 . М.:Изд. францисканцев, 2002. - С. 1782
  21. Sacrosanctum Concilium. &55 // Документы II Ватиканского собора. / Пер. Андрея Коваля. - М.: Паолине, 1998 г.589 с.
  22. , Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. - СПб: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,2
  23. Краткий катехизис д-ра Мартина Лютера , Книга Согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. - СПб: Фонд «Лютеранское Наследие», 1996. VI,4
  24. Соколов П. Н. Агапы, или вечери любви, в древнехристианском мире. - М. : Даръ: СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2011. - 254 с.
  25. Свидетели Иеговы // Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та , 2005. - 197 с.
  26. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - Нижний Новгород.:Христианская библиотека, 2006. - С.165-166, С.174 ISBN 5-88213-050-6
  27. Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией . - М .: Республика , 1999. - 270 с. - ISBN 5728701760

Неделю назад, открывая общедоступный православный лекторий, митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией о Евхаристии. Свои слова он обратил к тем, кто уже начал свой путь христианской жизни.

Слушая митрополита Илариона, я вспоминал свои встречи с людьми далекими, как они говорили, от христианства. Это были и пожилые люди в центрах социального обслуживания, и студенты в ВУЗах, и дети в наркологическом диспансере. Зная, что я работаю при Даниловом монастыре, разговор часто заходил о том, что многие наблюдали, видели, но в чем сами не участвовали - о Причастии. В этой заметке я постараюсь рассказать именно об этом.

Древние свидетельства

Иоанн - один из учеников Иисуса Христа в своем Евангелии вспоминает, что после чуда с пятью хлебами, которыми накормили пять тысяч человек, люди просили Иисуса сделать это же еще раз. Иисус же на это ответил им совсем неожиданными словами:«Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я - хлеб жизни. Ядущий этот хлеб будет жить вовек; хлеб же, который Я дам - есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» . Смысл этих слов стал ясен только накануне распятия Иисуса Христа во время праздничного ужина в честь Пасхи (впоследствии названного «тайной вечерей»), на котором вспоминалось спасение израильского народа из египетского плена. В конце трапезы Иисус,«взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» .

В течение полувека вера учеников Христовых распространилась по Римской империи и везде в основе собраний христиан была заповеданная трапеза. Вот, что писал апостол Павел к коринфской общине во второй половине первого века: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» .

Еще через сто лет Иустин Мученик, христианин 2-го века, известный нам по сохранившимся полемическим текстам, писал: «В так называемый день солнца (ныне на Западе sunday, а у нас воскресенье - Ю.Б.) бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель (возглавляющий собрание епископ или священник - Ю.Б.) посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда приносится хлеб и вино, и вода (немного воды добавляется в вино - Ю.Б.); и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом - аминь. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина, и относят к тем, которые отсутствуют. Пища эта у нас называется евхаристией (благодарение), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся (крестился - Ю.Б.) омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как заповедал Христос» .

Со временем вполне камерные и простые по форме собрания христиан превратились в достаточно сложные, ярко оформленные церемониалы. Но смысл остался тот же. Христиане собираются вместе для молитвы и причащения Тела и Крови Христа и через это обретают единение с Богом.

Что такое Евхаристия сегодня?

В переводе с греческого «евхаристия» - это благодарение. Для христиан - это исполнение заповеди своего Учителя Иисуса Христа - вкушение, или как говорят причащение Тела и Крови Его. Богослужение, во время которого совершается Евхаристия, именуемая литургией, что в переводе означает общее, единодушное дело.

К сожалению, в этой заметке я не имею возможности описывать и объяснять те обряды, что можно наблюдать изо дня в день в православных храмах. Я остановлюсь на основных смысловых моментах. Евхаристия, прежде всего, собрание христиан, на которое они приносят свои дары, приношения, вместе молятся, вместе слушают и размышляют над Словом Божьим (так называют отрывки из Священного писания или Библии), свидетельствуют о своей единой вере в Бога Святую Троицу, вместе благодарят Бога, просят его, чтобы принесенные хлеб и вино Бог претворил в Тело и Кровь Христовы. Все это готовит собравшихся к самому Причащению, которое и происходит в конце литургии.

Собрание христиан вместе - не просто формальность. Особенность в том, что оно призвано быть не «суммой» разрозненных грешных людей, а живой общностью учеников Иисуса, вступивших в общение с Богом. Собрание христиан вместе с Богом - это и есть Церковь. Священник или епископ на таких собраниях именуется «предстоятель», то есть возглавитель собрания. Он не начальник, а духовный руководитель, друг и брат собравшимся, призванный по заповеди Христа служить им. Почти все произносимые им молитвы произносятся от имени присутствующих. В храме почти не звучит «я» или «мне», но звучит «мы» и «нам». Молитвы диалогичны и требуют подтверждения от народа. После каждой молитвы хор от имени собравшихся произносит «аминь», что в переводе с древнееврейского означает «истинно так».

Каждый раз, когда христиане собираются в Церковь, они свидетельствуют, что Христос их Царь и их Господин. На литургии христиане вступают в царство Божие явленное в собрании через Богообщение и призванное явиться в отношениях, в доверии, любви, жертвенности. Для христиан, в отличие от обыденных представлений, Царство Божие, хоть и не в полноте, наступило уже, оно в Евхаристии, а не в «потустороннем», «загробном» мире.

На Литургии поются, читаются псалмы и молитвы. Псалтирь — древний сборник, как бы сейчас сказали религиозной поэзии. Для христиан псалмы - образец молитвы, опыт глубокого переживания Бога и глубокого осмысления своей жизни. В молитвах собравшиеся на Евхаристию свидетельствуют, что сила Божия несказанна, что слава Его безмерна, милость непостижима и человеколюбие неизреченно. Собрание просит Бога всмотреться в предстоящих людей, простить им прегрешения и ошибки, благословить их жизнь, явить Себя людям, освятить их души и тела, соединить их с Собою. В одной из молитв говорится: «спаси людей Твоих, благослови достояние Твое, сохрани полноту Твоей Церкви».

Очередной частью Литургии является чтение отрывков из Священного Писания, как правило, из Евангелия и посланий апостольских и следующая за чтением проповедь. Смысл чтения отрывков понятен - вновь и вновь словами очевидцев напомнить собравшимся о жизни, словах и делах Господа Иисуса Христа. Христиане призваны подражать своему Учителю. Задача проповеди гораздо глубже, чем объяснение прочитанного, чем передача слушающим богословских знаний проповедника, хотя именно такой подход часто практикуется ныне. Проповедь в храме призвана быть проповедью самого Евангелия, ее смысл - помочь собравшимся понять, почувствовать, даже пережить Благую весть, как слова, обращенные к каждому лично, слова, имеющие жизненное личное значение.

То, что происходит на литургии после чтения Слова Божия, имеет отношение только к «верным», то есть к таким христианам, кого сейчас называют практикующими верующими. Перед началом особых молитв о Причастии собравшиеся в храме поют вместе Символ веры и этим свидетельствуют о своей единодушной вере в Бога - Святую Троицу, в Господа Иисуса Христа и в Церковь, свидетельствуют, что все, кто стоит рядом - братья и сестры во Христе. Евхаристия не может совершиться в разномыслии и разделении.

После Символа Веры читаются особые молитвы, где вспоминается заповедь о причащении Тела и Крови Христа. Вот отрывок одной из молитв: «Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, воскресение на третий день, на небеса восхождение, по правую руку сидение, второе и славное пришествие, Твоё от Твоих Тебе принося о всём и за всё, приносим Тебе это словесное и бескровное служение, и просим Тебя, и молим: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары (хлеб и вино - Ю.Б.). Господи, Пресвятого Твоего Духа не отними от нас, но обнови в нас, молящих Тебя. И соделай хлеб сей драгоценным Телом Христа Твоего, а то, что в чаше сей - драгоценной Кровью Христа Твоего, претворив Духом Твоим Святым. Дабы послужили они причащающимся к трезвению души, к прощению грехов, к приобщению Святому Твоему Духу, к полноте Царства Небесного, к дерзновению пред Тобою, не в суд или во осуждение» .

После этих молитв христиане причащаются, вкушают Тело и Кровь Христа. Они верят и уверены, что принесенные хлеб и вино соделаны, претворены Богом в Тело и Кровь Христовы, что причащаясь, они самым реальным образом соединяются с Богом.

Что необходимо, чтобы причаститься?

Можно сказать, что христианство - это жизнь, построенная вокруг Евхаристии. Христианство в своей основе - это не учение, не теория, а единение с Богом. Верующие в Иисуса Христа причащаются потому, что стали христианами - это взятая на себя при крещении прямая обязанность исполнять заповеди Христа. Христиане сами лично отказывающиеся от Причастия, отвергающие его перестают быть учениками Иисуса.

Иными словами, если человек верит во Христа, доверяет Ему, стремиться быть верным, если он в крещении посвятил свою жизнь Богу и стал членом Православной церкви, то для участия в Евхаристии больше ничего не надо. Достаточно прийти в храм на Литургию, молиться вместе со всеми и причаститься.

Следует сказать, что причащаться могут только те, кто готов к этому, то есть подходит осознанно и ответственно, кто Причастие воспринимает именно как истинное единение с Христом Богом. Чтобы не воспринимать Евхаристию походя, чтобы встречу с Богом не ставить в один ряд с повседневными делами, существует ряд вспомогательных, дисциплинарных правил и предписаний, через которые верующие могут подготовиться к Причащению. Наиболее древнее из таких правил - это полное воздержание от пищи за несколько часов до причастия. Если Причастие утром, к нему идут натощак. Верующим так же предлагается особо дополнительно помолиться, а порой и попоститься, то есть воздержаться накануне Причастия от мясных и молочных блюд.

Ситуация сегодня такова, что в каждом храме свои правила. Где-то придерживаются канонических древних предписаний и не требуют от человека ничего, кроме его веры и принадлежности к Православной Церкви, оставляя на его совесть все остальное. В других местах стараются выстроить систему подготовительных шагов, среди которых могут быть воздержание от разных видов пищи, исповедь и чтение особых молитв. В общем, желающим причаститься хорошо бы знать правила, предъявляемые в конкретном храме. Понятно, что такому недоверию есть разумное объяснение, не всякий считающий себя христианином таков. Порой и оккультисты, и теософы, и атеисты идут к Причастию. И все же само недоверие христианам не должно быть нормой.

Или Таинство причащения есть главное таинство Церкви. Без этого таинства нет и Церкви. Господь Иисус Христос так возлюбил людей, что принес Тело и Кровь Свою в жертву за нас и этим победил всякий грех, всякую немощь и даже смерть.

Этой любовью существует Церковь и эту любовь принимаем мы в себя, когда причащаемся Святых Тайн. Господь, принеся Себя в жертву на кресте, не умер навсегда, а воскрес, и причащаясь, мы соединяемся с Воскресшим Господом, который есть сама Жизнь и Любовь.

Это величайшее Таинство Церкви установил Сам Христос накануне Своих крестных страданий (Мф. 26, 26-28) и завещал всем апостолам, а через них - всем их преемникам-епископам и пастырям Церкви: «Сие Творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Таинство Евхаристии совершается за Божественной литургией.

Что такое евхаристия

В Таинстве Евхаристии (Причащения) верующие христиане под видом хлеба и вина приобщаются Божественной субстанции Тела и Крови Христовой, сообщающей человеку свойства нетления и соделываюшей его причастником вечной жизни.

В Православной Церкви миряне причащаются так же, как и священнослужители, младенцы же и дети до 7 лет причащаются без исповеди. Таинство Причастия, безусловно, является духовным средоточием в жизни православного христианина. Непременным условием Причастия являются покаяние (исповедь) и пост.

Священник в алтаре колеблет «воздух» над Святыми Дарами, молясь о ниспослании Святого Духа на них. По окончании пения Символа Веры начинается Евхаристический Канон, то есть порядок самого пресуществления Святых Даров. Священник в алтаре снимает «воздух» со Святых Даров, целует его и кладет в сторону.

Диакон, войдя в алтарь, веет над Дарами рипидой. Хор поет «Достойно и праведно поклонятися Отцу, и Сыну, и Святаго Духу, Троице Единосущен и Нераздельной»; все молящиеся в это время земно кланяются. Во время пения «Достойно» священник начинает читать тайную евхаристическую молитву; последние слова молитвы он произносит вслух: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Хор подхватывает слова молитвы, продолжая ее: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея...» Продолжая про себя читать евхаристическую молитву, священник произносит вслух евангельские слова Христа: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». После ответа хора: «Аминь» священник продолжает: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов». Хор вновь ответствует: «Аминь».

Далее следует молитва, называемая «Эпиклесис» (призывание Святого Духа), которую читает священник, после чего благословляет Святые Дары, которые уже пресуществились (таинственно преобразились) в Тело и Кровь Христову. Все молящиеся в храме совершают в этот момент земной поклон.

Сразу же после пресуществления Святых Даров священник поминает всех, за кого было совершено Таинство Евхаристии. Евхаристический канон заканчивается молитвой о единодушии и мире всей Церкви и благословением всех молящихся в храме.

Священник, стоя у престола, поднимает с дискоса Святой Агнец и возглашает: «Святая - Святым!». Под этим подразумевается, что Святое Тело Христово должно преподаваться только святым; верующие призваны стремиться к святости, к достойному причащению.

Как проходит причастие в таинстве Евхаристии

Священнослужители причащаются в алтаре, хор поет в это время так называемый «запричастный стих». Затем Царские врата распахиваются, и Святая Чаша выносится на солею со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Все молящиеся в храме совершают земной поклон, как бы увидев Самого Господа. Причащение мирян происходит по древнему обычаю, установленному свя тителем Иоанном Златоустом, патриархом Константинопольским. Причастники приступают ко Святому Причастию, сложив благоговейно руки на груди. Их причашают сразу Тела и Крови Христовых лжицей из чаши, после особой «Молитвы перед причастием»: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго...», в которой причастники исповедуют свою веру в Святое Таинство Евхаристии.

Подходя к Святой Чаше, каждый причастник называет свое имя. Священник причашает его, говоря: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную». Отойдя от Чаши, причастники запивают Святое Причастие теплотой (водой с вином).

После благодарственных молитв священник благословляет верующих на выход из храма, напоминая о том, что они должны сохранять в душе мир Христов: «С миром изыдем...»

После заамвонной молитвы, которую священник совершает, сойдя с амвона и став посреди народа, хор трижды поет: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века».


греч. "благодарение") - одно из самых важных церковных таинств, олицетворяющее Вечерю Господню, на которой освящаются хлеб (просфоры) и вино. Принимая их, верующие соединяются с Христом, с Его Плотью и Кровью (см. причащение).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Евхаристия

В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.

Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано. Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).

Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).

Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает освященной и неосвященной, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).

(Не следует, однако, называть гостии “облатками”. Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).

Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освященной, так и неосвященной.

Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.

Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом “причащаться”, притом как с родительным, так и с дательным падежом: “причащается Тела Христова” или (реже) “причащается Телу Христову”.

В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.

Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).

Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши. Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый “служителем Чаши”, держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.

Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.

В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).

Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.

Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Евхаристия

В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.

Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано. Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).

Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).

Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает освящённой и неосвящённой, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).

(Не следует, однако, называть гостии “облатками”. Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).

Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освящённой, так и неосвящённой.

Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.

Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом “причащаться”, притом как с родительным, так и с дательным падежом: “причащается Тела Христова” или (реже) “причащается Телу Христову”.

В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.

Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).

Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши. Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый “служителем Чаши”, держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.

Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.

В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).

Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.

Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Евхаристия" в других словарях:

    - (Сандро Боттичелли, 1495 год) Евхаристия (греч … Википедия

    - (греч. eucharistia, от eu хорошо, и charis милость). Таинство св. причащения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЕВХАРИСТИЯ [гр. eucharistia] у христиан: причащение, одно из семи таинств. См. САКРАМЕНТ … Словарь иностранных слов русского языка

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры