Григорович юрий николаевич краткая биография. Юрий Николаевич Григорович: биография

Главная / Измена мужа

С именем Григоровича связано развитие русского балета ХХ века. Всю свою творческую жизнь он остается верен традиционной школе и в то же время занимается обновлением ее основных художественных принципов, чтобы искусство балета было понятно современному зрителю.

Творческий путь Григоровича начинался в Ленинграде. В 1946 году он окончил Ленинградское хореографическое училище, где занимался у замечательных педагогов Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Затем почти двадцать лет, с 1946 по 1964 год, проработал в Театре им. Кирова. В то время Григорович исполнял преимущественно характерные и гротескные партии. Ценители балетного искусства до сих пор помнят его половчанина из оперы А. Бородина «Князь Игорь» или Нурали в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Одновременно с работой в театре Григорович начал заниматься балетной драматургией - сочинять либретто для балетов и писать сценарии. Вместе с писателем П. Карпом он написал балеты «Ванина Ванини» (по новелле Стендаля) и «Овод» (по книге Э. Войнич). Первые постановки Григорович осуществил в 1948 году в детской хореографической студии Ленинградского дворца культуры имени М. Горького, где поставил балеты «Аистёнок» и «Семеро братьев» на музыку Варламова.

Набравшись опыта, Григорович приступил и к большим работам. В 1957 году он поставил балет С. Прокофьева «Каменный цветок» (по сказке П. Бажова), а в 1961-м зрители увидели другой балет в постановке Григоровича - «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н. Хикмета). Для этих балетов он написал также собственные либретто, удачно наложив их на прежнюю музыку. Позднее Григорович перенес оба балета на сцену Большого театра. «Каменный цветок» он ставил также в Новосибирске, Таллине, Стокгольме, Софии, в других городах, а «Легенду о любви» - в Новосибирске, Баку и Праге.

Уже в этих постановках отчетливо проявился творческий почерк Григоровича - сочетание опыта и традиций русских балетмейстеров с новыми приемами. Он стремился сделать балет динамичным и ярким. Для этого Григорович создает последовательный и цельный драматический сюжет и тщательно разрабатывает характеры героев.

Такая сложная и длительная подготовка давала свои плоды. Всем балетам Григоровича свойственна необыкновенная легкость, несмотря на то, что постановщик включал сложные хореографические формы и добивался такого полного слияния хореографии с музыкой, что в танце воплощалась буквально каждая нота. Основой хореографического решения у Григоровича всегда является классический танец, обогащенный элементами других танцевальных систем, народных танцев, например, и даже акробатики.

Интересно, что в этих балетах он впервые применил нетрадиционное оформление сцены и костюмов действующих лиц. Так, Мехмене-Бану, в балете «Легенда о любви», несколько раз на протяжении действия меняет костюм в соответствии с той обстановкой, в которой развивается действие.

Для каждого персонажа Григорович нашел свой рисунок движений, раскрывающий его характер. У одних он был быстрый, порывистый, у других замедленный, даже несколько ленивый. При этом Юрий Николаевич постоянно совершенствовал хореографическое решение своих постановок. Следующей значительной работой Григоровича, в которой его талант раскрылся с новой, неожиданной стороны, стала постановка балета А. Хачатуряна «Спартак» (1968). В постановке Григоровича этот балет стал одновременно и поэмой, и трагедией, языком выразительных движений герои рассказывали зрителю о том счастье, которое испытывают люди, борясь за свободу.

Но таким «Спартак» стал уже потом, а первоначальная редакция, созданная в Ленинграде по сценарию Н. Волкова, не удовлетворила ни самого балетмейстера, ни зрителей. Поэтому вскоре Григорович подготовил вторую редакцию уже по собственному сценарию. Он поставил его как ряд крупных хореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия: нашествие римлян, развлечения господ, восстание рабов, - которые чередовались с яркими танцевальными монологами главных действующих лиц. Для новой постановки потребовалось создать и новую редакцию музыки, над которой они работали вместе с композитором А. Хачатуряном.

Совершенно по-иному подошел Григорович к классическим балетам. Первой его работой стала постановка знаменитого балета П. Чайковского «Спящая красавица». Трудность заключалась в том, что балетмейстер должен был сохранить его классическую хореографию, созданную М. И. Петипа. И Григорович сделал, казалось бы, невозможное. Он не просто сохранил все, что создал Петипа, но и превратил старинный балет в яркое и современное зрелище. При этом и музыка балета, хорошо известная и привычная, зазвучала совершенно по-новому. Григорович показал, что классический танец имеет огромные выразительные возможности и балетмейстер должен лишь правильно использовать их.

Тот же принцип он использовал и при работе над балетами на симфоническую музыку. В спектакле «Иван Грозный» на музыку Прокофьева Григорович создал сложный образ выдающейся личности, проносящей большую идею через множество трудностей и испытаний. Помимо массовых и сольных сцен он использовал в качестве своеобразного лейтмотива танец бьющих в набат звонарей, отмечающий все поворотные моменты в сюжете.

Однако главное место в творчестве Григоровича все же занимают постановки классических балетов. Он поставил все балеты П. Чайковского, причем сделал их не просто детскими сказками, какими они часто ставились на сцене, а философско-хореографическими поэмами с большим и серьезным содержанием. В «Щелкунчике», например, он создал новую хореографию на основе полной партитуры самого Чайковского, нисколько не изменив ее. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев, воплощенные в развитых танцевальных партитурах.

Действие развертывается как путешествие по елке к ее увенчанной звездой вершине. Поэтому в нем участвуют елочные игрушки, составляющие своеобразный «аккомпанемент» чувствам главных героев. Каждая из них изображает какой-то символ или сказочный персонаж, что подчеркивается соответствующими костюмами и характерными танцами. Спектакль развивается как единое музыкально-хореографическое действие, отдельные танцевальные номера объединены между собой и составляют единую хореографическую сцену, что еще ярче высвечивает конфликт добрых и злых сил, которые воплощены в Щелкунчике и Мышином царе.

На основе накопленного опыта Григорович осуществил в 197 8 г. постановку балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» вначале в Париже, а затем и в Большом театре. При этом он включил в музыку ряд неизвестных ранее музыкальных номеров, найденных им в архиве композитора.

Вся музыка, написанная Прокофьевым для «Ромео и Джульетты», впервые зазвучала без каких-либо купюр. Спектакль был решен как трагедия гибели возвышенных и прекрасных героев в жестоких условиях враждебного мира. В отличие от предшествующей постановки Большого театра Григорович в своем балете подчеркнул не историко-бытовое, а философское содержание бессмертной трагедии Шекспира.

Следует отметить, что все свои спектакли Григорович ставил по собственным сценариям. Кроме того, все они оформлены художником С. Б. Вирсаладзе, создавшим декорации и костюмы, органично слитые с хореографией. Такое содружество не случайно. Григорович считает, что балетмейстер должен сам находить драматургическое решение каждого спектакля, а затем воплощать его в хореографических образах. Именно так он ставил спектакли в театрах различных стран, например «Жизель» в Анкаре и «Лебединое озеро» в Риме.

Постановочную работу Григорович сочетает с преподавательской. С 1973 года он является профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. Кроме того, Григорович - бессменный организатор конкурсов артистов балета в Москве и вдохновитель уникального издания - фундаментальной энциклопедии «Балет».

    - (р. 1927) российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра.… … Большой Энциклопедический словарь

    Хореограф постановщик Государственного академического Большого театра России (г. Москва); родился 2 января 1927 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградское хореографическое училище в 1946 г.; 1946 1964 солист балета Ленинградского академического… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, народный артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленинградского театра оперы и… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 02 января 1927, Ленинград), российский сценарист, режиссер; лауреат Ленинской премии (1970); народный артист СССР (1973); лауреат Гос. премии СССР (1977, за театральную работу). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1946),… … Энциклопедия кино

    - (р. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета имени Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил:… … Энциклопедический словарь

    Григорович, Юрий Николаевич - Сцена из балета Щелкунчик в постановке Юрия Григоровича. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (родился в 1927), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1946 64 в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова, с 1964 главный балетмейстер Большого театра.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927), русский хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Поставил в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова балеты Каменный цветок (музыка Прокофьева, 1957) и Легенда о любви (музыка А.Дж.Меликова, 1961), после чего был в… … Энциклопедия Кольера

    Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения … Википедия


«Балет Большого театра весьма отличается от других. И он отличается по трем особым и связанным друг с другом причинам. Он русский. Он советский. И его художественным руководителем является Юрий Григорович. Однако есть и другие аспекты, которые просматриваются в балете Большого театра нового стиля. Они вызваны и собственным гением Григоровича (потому что он, я думаю, великий хореограф), и его особой исторической миссией сближения ленинградской школы балета и московской.»

Американский балетный критик Клайв Барнс





Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 года Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени Горького.





Легенда о любви. 1969 год. Хореография Григоровича. Музыка азербайджанского композитора Арифа Меликова. Дирижер -- Ерболат Ахмедьяров. Исполнители: Инна Зубковская, Марина Кондратьева, Никита Долгушин. По мотивам пьесы Назыма Хикмета.





Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» . Меликова (1961) - имели оглушительный успех. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице.

С 1961 по 64-й Юрий Григорович — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 64-м он становится главным балетмейстером Большого театра .

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях): «Каменный цветок» (1959); «Легенда о любви» (1965); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979, мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978).

Юрий Григорович и его жена, балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции.


А потом был знаменитый «Спартак». Премьера состоялась 9 апреля 1968 года. Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта - и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный » на музыку С. Прокофьева . В рамках балетного спектакля передать всю сложность исторической эпохи в многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени через эмоциональный внутренний мир.

Балерина Ольга Лепешинская, Юрий Григорович поздравляют Владимира Васильева и Мариса Лиепу с премьерой балета "Спартак".

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» А. Эшпая п о мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история» ( 1976) .



В 1982 году Юрий Григорович поставил балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век» который имел неудачную судьбу (впервые поставлен в 1939 ), в основном из-за плакатно-схематического содержания по новому сценарию. В новой постановке Григорович соединил на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического танца с акробатическим. Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца. http://www.belcanto.ru/

Ариф Меликов «Легенда о любви». Ширин - Алина Сомова, Ферхад - Евгений Иванченко. Хореография Юрия Григоровича


Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью: "Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко — жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу".

Главный балетмейстер Юрий Григорович с артистами балета Борисом Хохловым, Екатериной Максимовой и Галиной Улановой после спектакля "Спящая красавица"

Дмитрий Шостакович о Юрии Николаевиче Григоровиче: "В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии — в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком — образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра".



Созданное балетмейстером Григоровичем — это наше национальное достояние. Это этап в развитии отечественного и мирового балетного театра.

«Балет Большого театра весьма отличается от других. И он отличается по трем особым и связанным друг с другом причинам. Он русский. Он советский. И его художественным руководителем является Юрий Григорович. Однако есть и другие аспекты, которые просматриваются в балете Большого театра нового стиля. Они вызваны и собственным гением Григоровича (потому что он, я думаю, великий хореограф), и его особой исторической миссией сближения ленинградской школы балета и московской.»

Американский балетный критик Клайв Барнс



Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 года Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени Горького.



Легенда о любви. 1969 год. Хореография Григоровича. Музыка азербайджанского композитора Арифа Меликова. Дирижер -- Ерболат Ахмедьяров. Исполнители: Инна Зубковская, Марина Кондратьева, Никита Долгушин. По мотивам пьесы Назыма Хикмета.



Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» . Меликова (1961) - имели оглушительный успех. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице.

С 1961 по 64-й Юрий Григорович — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 64-м он становится главным балетмейстером Большого театра .

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях): «Каменный цветок» (1959); «Легенда о любви» (1965); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979, мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978).

Юрий Григорович и его жена, балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции.

А потом был знаменитый «Спартак». Премьера состоялась 9 апреля 1968 года. Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта - и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный » на музыку С. Прокофьева . В рамках балетного спектакля передать всю сложность исторической эпохи в многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени через эмоциональный внутренний мир.

Балерина Ольга Лепешинская, Юрий Григорович поздравляют Владимира Васильева и Мариса Лиепу с премьерой балета "Спартак".

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» А. Эшпая п о мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история» ( 1976) .



В 1982 году Юрий Григорович поставил балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век» который имел неудачную судьбу (впервые поставлен в 1939 ), в основном из-за плакатно-схематического содержания по новому сценарию. В новой постановке Григорович соединил на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического танца с акробатическим. Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца. http://www.belcanto.ru/

Ариф Меликов «Легенда о любви». Ширин - Алина Сомова, Ферхад - Евгений Иванченко. Хореография Юрия Григоровича

Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью: "Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко — жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу".

Главный балетмейстер Юрий Григорович с артистами балета Борисом Хохловым, Екатериной Максимовой и Галиной Улановой после спектакля "Спящая красавица"

Дмитрий Шостакович о Юрии Николаевиче Григоровиче: "В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии — в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком — образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра".



Созданное балетмейстером Григоровичем — это наше национальное достояние. Это этап в развитии отечественного и мирового балетного театра.

http://slovari.yandex.ru/

МОСКВА, 2 января. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Российскому хореографу, народному артисту СССР Юрию Григоровичу в понедельник исполняется 90 лет. Отмечать столь солидную дату мастер будет в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ).

"Мы ждем Юрия Николаевича Григоровича в Большом театре, где будет показан балет "Щелкунчик" в его постановке, после окончания которого мы поздравим с юбилеем гениального мастера", - сообщил ТАСС генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

Со своей стороны, именинник подтвердил ТАСС непременное присутствие. "Конечно, буду", - заявил Григорович, при этом посетовав, что "месяц лежал с воспалением легких". "Я так простудился в Сеуле, а потом девять часов летел в самолете, где всюду продувает. Вот и захворал, очень долго приходил в себя", - поделился Юрий Николаевич.

От Сеула до Антверпена

В Сеуле Григорович восстанавливал балет "Спартак". Вообще в предъюбилейном году ему пришлось немало попутешествовать. Летом он летал в Сочи на международный конкурс "Молодой балет мира", основателем и художественным руководителем которого он является. Смотр проходил уже в шестой раз.

Потом отправился в Уфу - ставил балет "Легенда о любви" в Башкирском театре оперы и балета. Совсем недавно, в начале декабря, Григорович выпускал премьеру в Мариинском театре. "Сделал новую постановку "Каменного цветка" спустя 60 лет после мировой премьеры", - уточнил хореограф.

Следующим пунктом стал Мюнхен, - "в Баварской государственной опере поставил "Спартака", рассказал балетмейстер. "Премьера прошла с грандиозным успехом, - писали немецкие СМИ. - Григорович выходил на поклоны шесть раз, а публика стоя аплодировала в течение 20 минут".

К этому списку надо добавить еще два спектакля, над которыми Григорович работал в Большом театре. "Сначала на Новой сцене восстанавливал балет "Золотой век", а потом работал над переносом своей редакции "Раймонды" на Историческую сцену", - перечислил хореограф.

В его ближайших планах - командировка в Бельгию. "В Антверпене буду ставить "Спартак", ехать надо уже в конце января", - сообщил Юрий Николаевич.

"Не терять интерес к жизни и профессии"

В свои 90 лет мастер продолжает активную работу, сотрудничая со многими театрами мира. "Все в генах от мамы и папы", - пояснил секрет своего творческого долголетия Григорович.

"Я родом из Ленинграда, из балетной семьи - мама училась там же, в хореографическом училище на улице Росси, кстати, в одном классе с великой балериной Мариной Семеновой. Но рано вышла замуж, появились мы с сестрой, и она оставила профессию. А ее брат, Георгий Розай, был известным артистом Императорской сцены, потом участником Дягилевской антрепризы "Русские сезоны". Так что балетные гены свое влияние оказали - и на образ жизни, и на внутреннюю дисциплину", - считает Григорович.

"А папа, Николай Евгеньевич, не был человеком балета и театра, но, как сейчас вспоминаю, знал обо мне лучше меня самого, - продолжил Юрий Николаевич. - Он очень рано увидел во мне такие черты характера, от которых хотел меня оберечь, повесил даже над моей кроватью выписку из мудрых наставлений о смирении гнева, вспыльчивости, гордыни, чтобы я на это обратил внимание. Я не всегда следовал этой мудрости - иногда не мог сдерживать себя. Одно меня успокаивает: моя несдержанность никогда не была направлена против человека, я вспыхивал исключительно по профессиональным вопросам".

Творческая биография балетмейстера началась 70 лет назад, когда выпускник Ленинградского хореографического училища Юра Григорович был принят в труппу Мариинского (тогда Кировского) театра артистом балета. Там он протанцевал 18 лет и параллельно работал как хореограф. Свою первую постановку, трехактный детский спектакль "Аистенок", Григорович представил на сцене дворца культуры имени Горького в Ленинграде, когда ему было 20 лет.

С тех пор Григоровичем создано 16 оригинальных балетов. В их числе такие общепризнанные шедевры, как "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак", "Иван Грозный", "Золотой век" и другие. Более 30 лет Григорович руководил балетной труппой Большого театра. Ставил спектакли на сценах ведущих театров России, Европы, Азии и продолжает делать это по сей день.

"Возраст, конечно, никуда не денешь, не стану отрицать, - признается Григорович. - Мой дед, он был итальянец, шутил: "Все умрут, и я, может быть". Важно не терять интерес к жизни и профессии, не сидеть дома, а постоянно находиться в деле. Ведь то, что у меня было отложено на неопределенное время, так и не осуществилось".

Главная ценность - люди

Григорович с восхищением говорит о выдающихся личностях, с которыми его сводила судьба. "Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Марк Шагал, Симон Вирсаладзе, Федор Лопухов, Галина Уланова, Григорий Козинцев, Валерий Дорер, Валентина Ходасевич, Леонард Бернстайн, Сол Юрок, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин", - перечисляет Юрий Николаевич. "Встречи с яркими людьми - вот что остается навсегда", - признается он.

И вновь переключается на балетную тему. "В Большом театре труппа всегда была на высоте, - говорит Григорович. - Я помню ее, начиная с конца 1950-х годов, когда впервые приехал из Ленинграда ставить "Каменный цветок", а вскоре "Легенду о любви" и "Спящую красавицу". И потом все годы моей работы главным балетмейстером Большого я стремился сохранить эту ценность, труппу Большого, и привлекать сюда тех, кто мог украсить ее индивидуальными чертами".

Легендарными "шестидесятниками" называет Григорович Плисецкую, Стручкову, Кондратьеву, Тимофееву, Максимову и Васильева, Бессмертнову и Лавровского, Адырхаеву и Лиепу, Владимирова и Сорокину. "Вслед за ними сложилось новое поколение артистов - Надежда Павлова, Нина Семизорова, Татьяна Голикова, Мария Былова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов, Александр Богатырев, Ирек Мухамедов, Юрий Васюченко, Александр Ветров", - продолжает хореограф.

"За ними шли следующие и следующие, для раскрытия мастерства которых был нужен репертуар, новые постановки, этим мы и занимались все годы. При мне в Большом театре также поставили свои балеты свыше 30 хореографов - наших и иностранцев", - рассказал Григорович.

"Эра Григоровича"

И того, что сделано, оказалось так много, что выставку к 90-летию хореографа, открывшуюся в главном здании Театрального музея им. А. А. Бахрушина, назвали "Эра Григоровича". Она включила материалы из фондов Бахрушинской коллекции, Большого и Мариинского театров, Санкт- Петербургского музея театрального и музыкального искусства и личного собрания Юрия Григоровича.

Отдельный раздел экспозиции посвящен многолетнему соавтору балетов Григоровича, замечательному театральному художнику Симону Вирсаладзе (1908-1989). По воспоминаниям его племянницы Мананы Хидашели, "Григорович прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали". Вирсаладзе называли "художником, одевающим танец". В экспозиции представлены его живописные эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича.

Еще один раздел выставки посвящен Наталии Бессмертновой, жене и музе Юрия Григоровича, к сожалению, ушедшей из жизни в 2008 году. Григорович любил повторять, что ставит спектакли не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Вернисаж, состоявшийся 27 декабря, прошел в присутствии Григоровича, но прежде он совершил экскурсию по экспозиции. "Какая красота, как много всего интересного!" - воскликнул он. Балетмейстер прокомментировал некоторые снимки - в частности, фотографии, на которых он запечатлен со знаменитыми артистами балета Владимиром Васильевым, Рудольфом Нуреевым, Сержем Лифарем, великим композитором Игорем Стравинским, а также с первым президентом СССР Михаилом Горбачевым и многими другими деятелями культуры и политики.

"Это часть моей жизни, тут мои друзья, артисты... Такая потрясающая выставка, не знаю даже, какие слова сказать... Большое счастье увидеть свою жизнь в афишах, фотографиях, книгах. Спасибо за сегодняшнее счастье", - сказал Григорович на вернисаже.

"Когда смотришь эту выставку, начинаешь понимать, что что-то сделал", - добавил маэстро. Позже в беседе с корреспондентом ТАСС Юрий Николаевич пообещал, что на днях обязательно придет на выставку снова, чтобы внимательно все осмотреть еще раз. Работа экспозиции продлится до конца февраля.

Фестиваль балета в честь Мастера

В честь юбилея Григоровича Большой театр организовал фестиваль балетов хореографа, который продлится почти два месяца - со 2 января по 26 февраля. Сам хореограф намерен смотреть свои спектакли. "Приятное ощущение, что что-то осталось в Большом театре", - поделился Григорович с корреспондентом ТАСС.

"Наш фестиваль стартует в день 90-летия Григоровича. Впечатляющие цифры, но еще более впечатляет то, что Юрий Николаевич по-прежнему готов активно работать", - сказал руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев. По его словам, во всем мире балет Большого театра "больше знают как балет, который возглавлял Юрий Григорович".

"В рамках фестиваля мы покажем все балеты, которые Юрий Николаевич поставил в Большом театре - их 11. Я очень надеюсь, что этот фестиваль пройдет на очень высоком уровне", - заявил Вазиев.

Своим мнением о Григоровиче поделилась педагог- репетитор, а в недавнем прошлом прима Большого театра, народная артистка СССР Людмила Семеняка.

"Я благодарю судьбу, что была замечена Григоровичем, великим балетмейстером и великим человеком, - сказала она. - У Юрия Николаевича уникальный дар: он умеет найти артиста. Перед моими глазами в Большом театре прошли поколения настоящих звезд: Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Александр Богатырев... Я горжусь тем, что станцевала во всех балетах Григоровича, которого считаю самым великим балетмейстером ХХ века, и очень хочу, чтобы обращение к его творчеству продолжилось и в будущие столетия".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры