"игроки в карты". Поль сезанн игроки в карты Картины Сезанна вдохновили на создание "Собак, играющих в покер"

Главная / Измена мужа

Сюжет

Прованские крестьяне, коротающие свободные часы за курением трубки и игрой в карты, застыли, поглощенные своим занятием. Это своего рода парафраз французской и фламандской живописи XVII века. Правда, в отличие от работ прошлого, где карточная игра разворачивалась в тавернах между подвыпившими простолюдинами, Сезанн представил персонажей как философов. Его игроки сфокусированы, их лица словно окаменели.

«Игроки в трик-трак» братьев Ленан, XVII век. (wikipedia.org)


Серия из пяти полотен была написана между 1890-м и 1895-м. Полотна различаются размерами, количеством персонажей и колористикой. Все они рассеяны по миру. Самая дорогая находится сейчас в Катаре.


1890−1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. (wikipedia.org)


1890−1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. (wikipedia.org)


1892−1893 гг., Семейное собрание эмира Катара. (wikipedia.org)


1892−1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. (wikipedia.org)


1894−1895 гг., Музей Орсе, Париж. (wikipedia.org)


Во время подготовки к работе художник долгие часы наблюдал за крестьянами в родном Экс-ан-Провансе. Он сделал более дюжины эскизов, некоторые из которых воспринимаются сегодня как самостоятельные произведения.

Судьба художника

Поль Сезанн родился на юге Франции в городе Экс-ан-Прованс в 1839 году в семье состоятельного юриста и банкира, который настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам. И хотя сын отказался подчиниться воле отца, последний не оставил его без поддержки. Все же, несмотря на деньги семьи, Сезанну приходилось туго во время его жизни в Париже. После кончины отца в 1886 году Сезанн получил наследство, что решило все его финансовые проблемы и позволило сосредоточиться на искусстве.

Его ближайшим другом был Эмиль Золя, который также родился в Экс-ан-Провансе. Вместе они росли, мечтали о будущей славе, затем переехали в Париж, где, по мысли Золя, только и можно было прославиться. Сезанн же больше любил спокойную, упорядоченную жизнь в провинции. Это стало одной и причин разлада, который впоследствии перерастет в открытый конфликт.

Поль Сезанн, начало 1860-х. (wikipedia.org)


Сезанн не получил серьезного художественного образования. В Экс-ан-Провансе он ходил на курсы рисунка, а после переезда в Париже пытался поступить в серьезное учреждение, но каждый раз ему отказывали. И тогда Сезанн стал учиться у великих мастеров, чьи работы он мог найти в Лувре.

Долгое время его работы не только не покупали, но и не выставляли, не понимали и не поддерживали его как художника. Перелом в творчестве Сезанна произошел после знакомства с Камилем Писсарро, который смог разглядеть чувственную скромную натуру Поля за его внешностью, которую сравнивали с медвежьей. Тот же Писсарро поддержал идею Сезанна жить в провинции, в окружении природы.

Будучи человеком замкнутым и застенчивым, Сезанн долгие часы проводил за размышлениями о сути искусства, природе вещей и средствах, с помощью которых ее можно выразить. Он пришел к мысли, прогрессивной для своего времени, что художник, прежде чем писать что-либо, должен постичь суть объекта, а затем через форму, цвет и композицию выразить ее. Копирование реальности, по мысли Сезанна, было бессмысленным. Он стремился передать незримое через искусство.

В своих творческих поисках Сезанн все дальше уходил от импрессионизма к абстракции. Что до личной жизни, то с годами он все глубже погружался в депрессию, которая отвратила его (и от него) друзей и семью. После смерти матери в 1897 году он и вовсе стал затворником, чем спровоцировал появление многочисленных легенд и мифов о себе.

Сезанн предложил новый способ понимании мира через искусство: «Пейзаж становится человеком, мыслью, бытием внутри меня. Я становлюсь одной из моих картин. Мы сливаемся в радужном хаосе». Молодые художники, в том числе

В прошлом году эмир Катара для семейной коллекции приобрел за 250 млн.

долларов одну из пяти картин Поля Сезанна «Игроки в карты» (1890-1895гг), остальные четыре картины выставлены в музейных коллекциях Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Филадельфии. На сегодняшний день - это рекордная сумма, заплаченная за произведение искусства.

Французский художник Поль Сезанн (1839-1906) жил во времена Второй Империи, общался с импрессионистами О. Ренуаром, К. Мане, Э. Моне, принимал участие в выставках «Салона отверженных». Вместе с тем, он считается ярким представителем постимпрессионизма (в буквальном переводе - после импрессионизма), т.е. входит в плеяду мастеров живописи, которые пытались отыскать субъективное изображение реальности.

Его раннее творчество («Оргия», 1864-68) находится под влиянием старой школы Тинторетто и Веронезе, а несколько позже и Г. Курбе с характерной тёмной палитрой цветов («Печка в мастерской»). Сойдясь с импрессионистами, Сезанн работает на пленэре, краски его светлеют, но они постепенно расходятся в понимании искусства - вместо динамики света и цвета он ищет статику и материальную предметность природных явлений («Дом повешенного в Овере»).http://gmetal.ru

Сезанн подолгу разрабатывает один мотив, пытаясь найти устойчивые структурные закономерности. Для этого периода его творчества характерны многочисленные картины с изображением горы Сент-Виктуар. «Игроки в карты» в этом плане не стали исключением - три картины изображают двух одинаковых игроков в одинаковой композиции, решенных в разной цветовой палитре.

Между тем, в этом выражено стремление Сезанна создать «классическое» искусство, лишенное всего незначительного и преходящего. Стремление раскрыть неизменное величие и гармоническую уравновешенность природы, ее органическое единство в портрете, пейзаже, натюрморте и фигурной композиции («Автопортрет», «Гора Сент-Виктуар», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин»).

Картины Сезанна - это всего лишь три цвета: зеленый, голубой и желтый, но оперируя их градациями, варьируя мазками, он обозначал степень освещённости и пространственные планы. Творческое наследие художника оказало влияние, в том числе, и на русских художников И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и других.

"... 1889 год. Еще в молодости, посещая Экский музей, Сезанн часто останавливался у картины "Игроки в карты", приписываемой Луи Ленену. Казалось, полотно ничем не отличается от других, но Сезанн всегда смотрел на него с завистью. "Вот так я хотел бы писать!" - восклицает он.

Едва приехав в Жа, Сезанн, радуясь возвращению в Экс, решает осуществить давно лелеемую мечту - написать подобного рода жанровую картину. Все трудности стоящей перед ним задачи ему известны. Он прекрасно знает, что не может быть и речи о том, чтобы сохранить достаточно шаблонную и маловыразительную композицию музейной картины. И со многими предосторожностями принимается за работу. Моделями ему послужат крестьяне. Сезанну по душе их сдержанность, степенность, склонность к долгим размышлениям. Более, чем любому другому художнику, Сезанну близки эти с виду простые и вместе с тем такие непростые люди, о которых горожане обычно судят весьма поверхностно.

С любовью принимается Сезанн за наброски своих будущих игроков. Ему надо набить руку. Нет необходимости искать модели где-то далеко: в основном это крестьяне с фермы в Жа, особенно один из них, садовник Поле, которого все кругом зовут папаша Александр. Терпение крестьян, их способность долгие часы молча и неподвижно позировать восхищают художника. Он загорается, он "оживлен и деятелен".

Для картины "Игроки в карты" Сезанн выбрал почти двухметровое полотно. Он пишет пять фигур: трое играют в карты, двое наблюдают за игрой. Монументальное полотно, отличающееся мощным ритмом. Удовлетворит ли оно замыслу художника? Нет ли в намеченном расположении фигур некоторой тяжеловесности? Не загромождена ли картина второстепенными деталями? Не слишком ли резки и контрастны сочетания красок, достаточно ли они нюансированы? Иными словами, не лишено ли полотно той чудесной простоты, полной внутреннего богатства, которой отмечено подлинное мастерство великих произведений искусства?

Сезанн начинает снова. Переходит к полотнам меньшего размера. Сокращает число фигур до четырех и наконец до двух. Он устраняет все, что не имеет первостепенного значения, во всем: в линии, в красках, в архитектонике ансамбля - он стремится к строгости и тонкости, которые, как только их достигаешь, кажутся необыкновенно легкими, но даются только ценой труда, огромного терпения и настойчивых исканий.

И опять Сезанн начинает снова и снова, бесконечно переделывая, стремясь продвинуться еще дальше, подняться еще выше в своей неутолимой жажде совершенства... (Сохранилось пять вариантов картины "Игроки в карты": два во Франции, два в Великобритании и два в США)..."

***

Из послесловия К.Богемской:

"...В картине "Игроки в карты" , принадлежащей музею Метрополитен в Нью-Йорке, обстановка обрисована лаконично и, скорей всего, скомпонована из того, что постоянно служило художнику в его мастерской, - столика с ящиком, драпировки. Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства, и возможно, что Сезанну о ней напоминала картина, приписываемая Матье Ленену из Музея Гране в Эксе.

Картину Сезанна не хотелось бы называть жанровой, настолько ее содержание выше и значительнее, чем могло бы быть изображение бытовой сценки в трактире. Но выразить в словах это содержание так же трудно, как рассказать мелодию. Можно лишь назвать инструменты, на которых она исполняется. В период, когда Сезанна рассматривали исключительно как провозвестника эпохи кубизма, "цилиндра, шара и конуса", авторы, писавшие о нем, утверждали, что и людей он изображает, как предметы в натюрморте, бездуховно. Сейчас мнения изменились, припоминают слова художника, когда, указав однажды на старого трактирщика, он воскликнул: "Какой стиль!" Представляя Сезанна человеком, поглощенным огромной внутренней работой, стремящися к духовному совершенству, невозможно поверить в то, что он мог безразлично и неуважительно относиться к людям. Да, он располагает их у стола столь же продуманно и исходя, вероятно, из тех же задач, как и тогда, когда раскладывает на том же столе персики и груши. Но ведь Сезанн ценит жизнь как бытие, он хочет передать в своих произведениях то, что составляет самую сущность этого бытия, - движение, покой, сосредоточенность, напряжение. Станковые картины, ведущие свою родословную от алтарных образов и требующие особого духовного настроя для постижения их эманации, создаются Сезанном в тот период, когда живопись переживает кризис, готова превратиться в панно, ширму, веер, слиться с интерьером и утратить свое высокое назначение. 1890-е годы - период расцвета стиля модерн ("ар нуво") во Франции, в творчестве многих художников преобладают в это время декоративные тенденции. Модерн был не только формально-стилистическим течением, он нес с обой эстетизированное мировосприятие, широко распространившийся арсенал символов и архетипов.

Творчество Сезанна осталось не затронутым стилем, господствующим на рубеже веков, оно утверждало вечность и незыблемость законов живописи, внутреннее достоинство человека, живущего в мире со всей природой.

"Вот люди", - как бы говорит Сезанн картиной "Игроки в карты". И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование. Он рисует их играющими в карты, потому что игра заставляет их сосредоточиться, сидеть неподвижно. Игра - это форма их социального поведения, то, что их объединяет. Трое сидят за столом в одинаковых позах, четвертый стоит с трубкой в зубах, но тоже смотрит в карты. У него на шее ярко-красный шарф, такой же, как расцветка карт в центре стола. Стол и Стена написаны в одном переливающемся голубом тоне. Симметрия левой и правой фигур, слегка нарушенная, служит завершенности и замкнутости сцены.

Есть еще три, как полагают, более поздних варианта "Игроков в карты" , где изображено только по два сидящих друг против друга игрока. Известны небольшие этюды с отдельными персонажами, это говорит о том, что все они или почти все имели конкретных прототипов. Хранящиеся в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина с изображением одного человека - "Курильщик" и "Мужчина с трубкой" - по духу своему близки к "Игрокам".

Это тоже образы, в которых Сезанн стремится воссоздать длящееся бытие человека. Он изображает обоих мужчин почти в одинаковой позе - подперевшими голову рукой, локтем опершись на стол. Наклон фигуры, покой и напряжение отдельных ее частей сразу определяют все другие линии и формы в картине. Пространство кривится, прямые углы искажаются под воздействием того напора, с которым художник вводит в плоскость картины живую, объемную фигуру человека. Усилия, приложенные для выполнения этой задачи, откроются внимательному зрителю, заставят его ощутить напряжение творческой работы и силу темперамента художника..."

По материалам книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и послесловия К.Богемской. - М.: "Радуга", 1991. - 351 с.

Карточные игры в живописи

Играю в карты, пью вино,
С людьми живу - и лба не хмурю.
Ведь знаю: сердце все равно
Летит в излюбленную бурю.

Лети, кораблик мой, лети,
Кренясь и не ища спасенья.
Его и нет на том пути,
Куда уносит вдохновенье.

Уж не вернуться нам назад,
Хотя в ненастье нашей ночи,
Быть может, с берега глядят
Одни, нам ведомые очи.

А нет - беды не много в том!
Забыты мы - и то не плохо.
Ведь мы и гибнем и поем
Не для девического вздоха.
1922 Ходасевич Владислав


Бог и смерть играют в карты - за жизнь умирающего

Игральные карты были изобретены в Восточной Азии и, вероятно, появились в Европе в позднем средневековье.
Интересно, что вместе с их появлением возникли и первые запреты на азартные игры. Однако, игральные карты
быстро стали пользоваться большой популярностью во всей Европе. Вместе с ними появились и проблемы –
ссоры в игре, и часто банкротство за долги в результате проигрышей в карты.

В художественных представлениях игры в карты появляется фундаментальный дуализм. С одной стороны, карточная
игра веселое времяпрепровождение людей из всех слоев общества - высшая знать, монахи, крестьяне, солдаты, и
даже женщины. С другой стороны, игра была так же и плоха, людьми овладевали дьявольские пороки, которые
приводили к гибели и даже убийствам.

Ренессанс


Maler Lucas van Leyden (1494-1533 in Leiden). Игроки в карты

Женщина играет с двумя мужчинами и видно, что флиртует с молодым мужчиной, старший, в свою очередь,
явно недоволен. Таким образом прецедент для борьбы и насилия уже создан

Барокко


Die Kartenspieler von dem flämischen Maler Théodore Rombouts (1597-1637).

Типичная жанровая картина живописи барокко. Солдаты играют в пабе. Rombouts долго жил во Флоренции и Риме,
где он находился под сильным влиянием Караваджо.

Мошенничество

Тема обмана в карточных играх также стара, как и сами эти игры. Поэтому неудивительно, что есть художники,
которые обыгрывают эту тему в своих произведениях.


Die Falschspieler (um 1594) von dem italienischen Barockmaler Michelangelo Merisi da Caravaggio (1571-1610).

Караваджо известен своими реалистичными изображениями повседневных ситуаций в жизни. Здесь обманщик берет
игральную карту из-за пояса сзади по сигналу своего сообщника. Сообщник видит карты противника обманщика и
сообщает ему информацию.


Soldaten spielen Karten und Würfel (ca. 1620/1622) von dem französischen Barockmaler Valentin de Boulogne (ca.1594-1632).

Во время длительного пребывания в Италии Boulogne находилась под сильным влиянием искусства Караваджо, что
видно по этой картине. Здесь, также, показано мошенничество за игрой среди солдат, играющих в карты и кости.

Голландская жанровая живопись

В фламандских / голландского барокко сцены из жизни простых людей были чрезвычайно популярны. Очень популярны
были изображения крестьян и солдат, которые пили, курили, дрались, и даже просто играли в карты. Изображались
простые, почти примитивные ребята, которые отдают душу и тело простым удовольствиям.


Flämischen Maler Adriaen Brouwer (1605- 1638). Крестьяне за игрой в карты


Adriaen Brouwer (1605- 1638) Спор из-за карт

Brouwer изображал сцены из жизни фермеров и таверн – крестьянские танцы, карточные игры, куренье, питьё и драки,
всё, чем была пронизана жизнь простых крестьян. Его картины характеризуются большой жизненной силой, и иногда
даже преувеличением вплоть до карикатуры.


Wirtshausszene (1658) von dem flämischer Maler David Teniers (1610-1690).

Опять же пьют, курят и играют крестьяне. Сцена напоминает картины Brouwer, но здесь гораздо меньше смотрится
животной жестокости.


Maler Norbert van Bloemen (1670-1746). Крестьяне за игрой в карты.
Опять же, карточная игра как одна из маленьких радостей простого человека.

Рококо


Francisco de Goya (1746-1828). Игроки в карты

Очевидно, что картина написана на самом раннем этапе его творчества, когда он все еще пытался утвердиться в
качестве придворного живописца. Идиллическая сцена, нарядные люди, которые коротают время в течение дня.
Карточная игра не несет никакой отрицательной составляющей. Это просто одна из форм развлечения.

Американский реализм

В Соединенных Штатах обычно копировали в искусстве все движения старой Европы. Однако, хоть и медленно,
развивался свой взгляд на мир, который находился под сильным влиянием пока ещё дикой страны и пионеров
компании её освоения.
Как известно, азартные игры занимали значительное место в так называемом "Диком Западе". Они здесь
составляли неотьемлемую часть повседневной жизни.


George Caleb Bingham (1811-1879). За игрой в карты.

Bingham здесь, показывает, абсолютно лишенную драматизма повседневную ситуации. Цель игры скоротать время
во время долгой поездки.


Maler John Mix Stanley (1814-1872). Игра за оленя.

Удивительная картина – индейцы охотились, а теперь разыгрывают свою добычу в карты. Ведут себя как обычные
американцы. Экзотическая атмосфера вписывается в акт карточной игры.

Жанровая живопись


T. Golwig. Типичная жанровая картина 19-го века.

Трое мужчин играют в карты и наслаждаются любимым напитком.
Здесь отсутствует зло, просто хорошее времяпрепровождение


Giulio del Torre (Italian, 1856-1932). Мальчики, играющии в карты.

На протяжении столетия в жанровой живописи было очень популярно изображать танцующих цыганок, детей,
играющих в карты…. Но на этой картине игра детей смотрится довольно естественной.

Исторические картины.

Исторические картины был одним из наиболее популярных форм искусства 19 Века. Кроме славных событиях
национальной истории были востребованы и идиллические сцены из старых добрых времен. Эти идеализированные
сцены повседневной жизни в значительной степени базировались на голландской жанровой живописи.
Представлялись также гулянья и азартные игры солдат, священнослужителей и фермеров. Однако атмосфера
создавалась более драматичная.


Французский художник Jean-Louis-Ernest Meissonier (1815-1891). Конец карточной игры.

Meissonier прежде всего был художником своего времени и создал маленький шедевр из реалистичных деталей.
Здесь он показывает весьма драматичную концовку карточной игры в 17-м веке.


Французский художник Adolphe Alexandre Lesrel (1839-1929). Колода карт

Картина Lesrel посвящена в основном изображению исторических костюмов. Карты не вносят в этот сюжет ничего
дикого, просто старые добрые времена и лучшие костюмы.


Испанский художник Maximo Juderías Caballero (1867-1951). Служащие играют в карты.

Caballero был не только художником, а также и торговцем. Так что он нарисовал просто красивые фотографии
исторического жанра, такой китч.

Импрессионизм

Mary Cassatt была американским художником и хорошим другом Дега. Это просто повседневная банальная сцена.


Paul Cézanne (1839-1906). Игроки в карты (c.1890)

Здесь тоже совершенно нормальная житейская ситуация. Мужчины играют в карты, без всякой драмы.

Современное искусство.


Немецкий художник Wilhelm Heinrich Otto Dix (1891-1969). Skatspieler (1920)

Dix здесь показывает, ветеранов Первой мировой войны, которые собрались в кафе. А что солдаты всегда делали
в кафе - играли в карты. Изображение фокусируется в основном на трамвы, как свидетелей великого бедствия.


Поль Сезанн – французский художник, которому удалось построить мост между импрессионизмом 19-го века и кубизмом 20-го века. Одной из лучших его работ считаются «Игроки в карты», которые и более столетия спустя очаровывают ценителей живописи и ставят рекорды на аукционных торгах.

1. Сезанн создал несколько вариантов "Игроки в карты"


Созданный между 1890 и 1895 годами квинтет картин маслом считается краеугольным камнем так называемого "заключительного периода" творчества Сезанна, во время которого художник создал некоторые из своих самых известных работ.

2. Размеры картин сильно различаются


Размеры полотен - от 47 х 56,5 см до 134,6 х 180,3 см.

3. На картине игра идёт не на деньги


Ни на одной из пяти картин не показано никаких денег на столе. Было высказано предположение, что спокойные лица игроков в сочетании с отсутствием ставок на деньги могут служить свидетельством о том, что люди играют, возможно, в что-то похожее на джин.

4. "Игроки в карты" сегодня разбросаны по всему миру


Хотя иногда пять картин привозят в одно место для участия в различных выставка, одна из них постоянно находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, вторая - в Фонде Барнса в Филадельфии, третья - в Институте искусства Кутро в Лондоне, четвертая - в музее Орсе в Париже, а последняя находится в семейной коллекции эмира Катара.

5. Одна из картин была продана за рекордную сумму


В 2011 году королевская семья Катара заплатила греческому магнату Георгию Эмбирикосу рекордную сумму - более $ 250 млн за одну из картин "Игроков".

6. Какие из "Игроков" самые дорогие?


Поскольку сделка между Эмбирикосом и королевской семьей Катара была частной, точная цена, заплаченная за "Игроков в карты", неизвестна. Как правило, считают, что картина была продана за сумму от $ 250 до $ 300 млн. Тем не менее, конкуренцию по стоимости может составить полотно Поля Гогена "Nafea faa ipoipo?" ("Когда свадьба?"), которое было продано в феврале 2015 г примерно за $ 300 млн.

7. Точная хронология создания 5 картин "Игроков в карты" неизвестна


Искусствоведы долгое время считали, что серия из пяти картин Сезанна была создана в порядке уменьшения - т. е. уменьшалось количество игроков (с пяти до двух), а также размер картин. Тем не менее, данные инфракрасных сканирований картин поставили эту общепринятую теорию под сомнение. Вполне возможно, что Сезанн наоборот - начинал с более мелких картин, усложняя их.

8. Сезанн брал моделей, что называется "под рукой"


Люди, которые позировали для "Игроков", были сельскими жителями, а некоторые из них работали в поместье Сезанна.

9. Перед созданием картины Сезанн тщательно планировал ее


За пять лет, которые художник писал "Игроков в карты", Сезанн создал около дюжины эскизов и написал несколько портретов персонажей с картин для практики. Он по много раз усаживал батраков в разные позы и экспериментировал с тем, как будет выглядеть полотно с разных ракурсов.

10. Сезанн, возможно, писал картину по мотивам местного кафе


Поскольку художник тщательным образом планировал каждую картину, у искусствоведов есть логичное предположение, что все наброски и ранние портреты он делал в местном кафе. Затем художник использовал эти наброски вместо живых моделей для создания окончательных картин. Эта теория подтверждается инфракрасным сканированием, которое показало то, что под слоем краски скрывается множество исправленных эскизов.

11. "Игроки в карты" стали вызовом эмоциональной условности подобных сцен


Подобные сценарии неоднократно встречались в 17-го веке в голландской и французской живописи. Но на них были изображены пьяные скоморохи, драки и разнузданность во время карточных игр. Сезанн же остался верен своему стилю сдержанности в эмоциях.

12. Одна из картин была украдена


"Игроки в карты" во время выставки в Париже в 1961 году были украдены прямо из музея с некоторыми другими картинами. Подробная информация относительно их возврата неясна: одни источники говорят, что картины были возвращены несколько месяцев позже после уплаты выкупа, а другие утверждают, что все картины были найдены год спустя в Марселе в заброшенном автомобиле.

13. В Франции была выпущена почтовая марка в честь ограбления


Чтобы показать весь трагизм возможной утраты картины "Игроки в карты" для Франции, была выпущена специальная почтовая марка, посвященная воровству картин.

14. На создание "Игроков в карты" Сезанна, вдохновило посещения музея


Картина 17-го века Луи Ленена, которая также называлась "Игроки в карты", была выставлена в городском музее (Художественный музей Гранье) во время пребывания Сезанна в этом городе. Считается, что картина в стиле барокко, на которой были изображены мужчины, играющих в карты, стала музой для художника.

15. Картины Сезанна вдохновили на создание "Собак, играющих в покер"


"Игроки в карты" Сезанна вдохновили американского художника Кассиуса Марцелла Кулиджа на создание серии картин "Собак, играющие в покер".

Стоит отметить, что современные художники тоже умеют покорять публику. Доказательством тому .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры