Ирина безрукова и анна матисон сравнение. Сергей безруков, биография, новости, фото

Главная / Измена мужа

Сергей Безруков сегодня один из популярнейших артистов в России и настоящий любимчик публики. Он имеет звание лауреата Государственной премии Российской Федерации. И не зря. Ролей, которые воплотил в жизнь Сергей Витальевич Безруков в театре и кино - множество. А его способности вживаться в образ можно только позавидовать. Долгое время актер жил в браке с актрисой Ириной Безруковой, но этот союз так и не принес ему счастья. Сейчас у Сергея Безрукова появилась новая жена. А есть ли у него дети? Как они живут в 2017 году? Давайте узнаем.

Биография актера очень насыщенная и интересная. Родился , о детях и новой жене которого мы говорим, 18 октября 1973 года в очень творческой семье. Его отец, артист театра и кино, боготворил поэта Сергея Есенина и в честь него он назвал своего сына. Вот почему Есенин для актера - особенная личность, сыгравшая немалую роль в его судьбе.

Однако, Виталий Безруков не хотел, чтобы его сын становился артистом. Но Сережа рос очень талантливым, а папа делился с ним самым сокровенным. Даже в школьных постановках он учил Сережу проживать роль, вкладываться в нее на сто процентов. В четырнадцать лет Безруков — младший сыграл в спектакле «Мой бедный Марат», который имел успех.

Помимо того, что юноша играл в театре, он еще и отлично учился - прекрасно закончил школу и с красным дипломом завершил обучение во МХАТе. Здесь он учился на курсе Олега Табакова. Будучи студентом, он играл на сцене театра, а после продолжил эту деятельность. Талантливую игру Безрукова не раз отмечали премиями. Но главной наградой для него была, без сомнения, зрительская любовь.

Сергей Есенин — одна из самых ярких ролей артиста, которую он воплотил и в кино.

Кроме того, он часто выходил на сцену других театров и ему предлагали самые лучшие роли - Моцарта, Пушкина, Бруно, Фигаро. Деятельность Безрукова воспринималась критиками неоднозначно. Многие считали работу молодого артиста далекой от общепринятых театральных канонов. А вот зрители театра были в приятном шоке от выступлений Безрукова. Вскоре он стал невероятно популярным.

В 2013 году Безруков начал социальную деятельность. Он стал соучредителем Фонда поддержки социокультурных проектов Сергея Безрукова вместе со своей первой женой, Ириной. Кроме того, он начал работать художественным руководителем театра «Кузьминки». А в 2014 году — худруком Московского губернского театра.

Сергей Безруков: рост

Рост Сергея по официальным данным составляет 1 метр 74 сантиметра.

Деятельность на телевидении

Творческий путь Безрукова на телевидении также ярок. Вначале он озвучивал мультфильмы. А потом, с 1994 по 1999 годы, он вел сатирическую программу «Куклы», где пародировал многих политических персонажей. Проект затрагивал острые общественные вопросы и был довольно популярным.

В 2001 году Безруков получил роль, которая стала знаковой в его кинокарьере. Это была роль Саши Белого в телесериале «Бригада». Трагичный сериал настолько понравился зрителям, что Безруков мгновенно стал любимчиком аудитории. Сергей Безруков и его партнеры покорили сердца телезрителей. Молодой актер стал получать множество приглашений по работе и некоторые из них с удовольствием принимал. Интересно, что на съемках этого фильма у Сергея случился микроинфаркт. Он обладает удивительной способностью переживать тяжелые жизненные ситуации вместе с его киногероями. И, к сожалению, иногда это приводит к печальным последствиям.

Кадры из фильма «Бригада»

Кроме того, нельзя не отметить его роль в биографическом сериале, посвященном жизни и смерти Сергея Есенина. Сценарий фильма был написан отцом артиста, Виталием Безруковым. Картина полностью опровергает факт самоубийства Есенина и делает акцент на том, что поэт стал жертвой политических интриг. Его убили. Такой сюжет, разумеется, вызвал резонанс и в обществе, и среди критиков. Но как бы мы не относились к картине, талантливую игру Безрукова нельзя не заметить. Он с упоением читал стихи поэта, пел песни. Словно жил на экране, как и всегда.

Актер очень талантливо перевоплощается. Доказательство тому — роль Владимира Высоцкого, которую он сыграл в большом кино. Никто не говорил о том, кто же будет играть главного героя - держали интригу. И уже после выхода картины на экраны стало ясно, что это загримированный до неузнаваемости Безруков.

Но играл Безруков не только знаменитостей, но и обычных людей. В 2008 году он получил роль картине «В июне 41-го». Она рассказывает про храброго советского офицера, вынужденного отбиваться и от немецких войск, и от поляков.

Безруков в фильме «В июне 41-го»

В 2009 году многогранный Безруков сыграл в комедии «Каникулы строгого режима» обаятельного беглого заключенного. Эта добрая комедия имела успех. А партнерами артиста по фильму стали Дмитрий Дюжев и Алена Бабенко.

Еще одна роль артиста — Иешуа в сериале «Мастер и Маргарита». Этот проект стал знаковым для многих актеров, которых сейчас нет в живых. Ушел из жизни Владислав Галкин, нет уже Александра Абдулова, Валерия Золотухина. Скончался Кирилл Лавров. Но злой рок, о котором писала пресса, не коснулся Сергея Безрукова, сыгравшего блестяще роль в этом сериале. Он до сих пор жив, здоров и счастлив, теперь уже с новой супругой.

Накануне Нового 2016 года вышла комедия «Млечный путь», в которой Безруков исполнил главную роль. Его герой собирался разводиться с женой, но чудесные обстоятельства удержали его от непоправимого шага.

Ирина Безрукова: биография, личная жизнь, дети

Сергей Безруков всегда пользовался женским вниманием. Ему приписывают множество внебрачных отношений. Однако, в течение пятнадцати лет он был жентат на Ирине Безруковой.

Они познакомились на съемках фильма «Крестоносец — 2», Безруков в то время был свободен, а вот Ирина была женой актера . Сергей написал женщине записку с номером своего телефона, и однажды она решилась ему позвонить.

Безруков в фильме «Крестоносец — 2»

Они узаконили свои отношения в 2000 году, как раз во время съемок культового сериала «Бригада». У Ирины был сын Андрей от первого брака, а вот детей с Сергеем у них почему-то не получилось.

Сергей Безруков: дети

На съемках сериала «Есенин» артист познакомился с актрисой Кристиной Смирновой. Между ними вспыхнули отношения. И вскоре у Сергея и Кристины родились дети, Александра и Иван.

На съемках фильма «Есенин»

Об этом факте стало известно в 2014 году. Журналисты однажды просто застали Виталия Безрукова, «звездного дедушку», на прогулке с этими детьми. Представители СМИ ответили, что дети очень похожи на своего папу.

Но в официальные эти отношения так и не переросли, несмотря на то, что в 2015 году развалился брак Безрукова. Негативно сказалось на отношениях пары Безруковых также то, что осенью этого года скончался в результате несчастного случая единственный сын Ирины. Парень неудачно упал и ударился виском. Позже знакомая семьи вскрыла квартиру и обнаружила его мертвым. Актриса очень тяжело пережила утрату, тем более, что муж в это время увлекся новой пассией и не мог должным образом поддержать ее.

Друзья Ирины и Сергея говорят о том, что причина расставания в том, что они были совершенно разными людьми. Сергей, по своей натуре, был романтиком — он любил разгульный образ жизни, иногда не прочь был хорошо покушать или даже выпить. Ирина Безрукова же, напротив, старается вести здоровый и сдержанный образ жизни. Кроме того, Сергей питается романтическими эмоциями. Ему нужно периодически влюбляться. Какое-то время Ирина мирилась с таким образом жизни своего мужа. И возможно, мирилась бы и по сей день, если бы Сергей не принял решение уйти.

После разрыва с женой Безруков горевал недолго. Он часто стал появляться в компании режиссера и сценариста Анны Матисон — это и есть новая жена Сергея Безрукова, которая родила ему дочь. Они познакомились в 2014 году на съемках фильма «Млечный путь». Девушка была режиссером этого фильма. Безруков играл главную роль. Анна на восемнадцать лет моложе первой супруги Сергея Безрукова, и на десять — самого артиста. Коллеги по съемкам вспоминают, что особенные отношения между ними были заметны с самого начала. Анна расцветала рядом с актерам, называла его «Сережа». С другими членами съемочной группы она вела себя гораздо сдержаннее.

Кадры из фильма «Млечный путь»

Артист попросил поклонников не судить его строго за произошедшее. Он объяснил свои действия тем, что любовь с Ириной Безруковой у него закончилась. И поэтому он решил продолжить искать любовь и встретил… «своего режиссера».

Ирина также публично не винит бывшего мужа в случившемся. Она нашла в себе силы попросить прощения у Игоря Ливанова, от которого в свое время ушла. И простила Сергея за то, что он решил уйти от нее.

Сейчас их связывает совместная работа. В 2015 году она взяла у Безрукова интервью в своей авторской программе, в знак примирения она вручила ему чистый лист бумаги. Символ того, что она отпустила эти отношения, и теперь они оба могут начать с чистого листа. Пусть и не вместе.

В марте 2016 года Сергей Безруков женился на Анне Матисон , а уже в июле у них родилась дочка Машенька . Для многих поклонников таланта Сергея Безрукова стал неожиданным тот факт, что примерный семьянин оставил свою убитую горем жену и поспешно связал свою жизнь с другой – более молодой и талантливой. Ирина Безрукова старше Сергея на 8 лет, зато Анна Матисон моложе его на целых десять. По сути 42 -летний Сергей ушел от 50 -летней женщины к 32 -летней. Выгода и расклад очевидны. Поклонники недоумевали, Ирина Безрукова только что потеряла единственного сына, а ее муж нет чтобы поддержать, бросает, кроме того, оказывается, что у Сергея Безрукова есть еще двое детишек, рожденных вне брака – дочка Александра и сынок Иван . То есть не все так гладко было в браке Ирины и Сергея Безруковых , как они это пытались представить. Ирина Безрукова сама когда-то бросила своего мужа Игоря Ливанова и ушла к более перспективному и молодому актеру. Как бы то ни было, Анна Матисон гораздо больше подходит по темпераменту Сергею Безрукову . Анна Матисон более умная, целеустремленная, интересная, все-таки режиссер, сценарист, уважаемая в своем кругу персона. И сегодня мы будем любоваться фотографиями именно Анечки !

Как вы видите, Анна Матисон выше своего мужа, но не смотря на это, супруги смотрятся очень гармонично вместе. Возможно, потому, что светятся от счастья?

Посмотрите на это фото, Анна Матисон стройная барышня, у нее изящная фигурка, очень красивые ноги. Жена Безрукова очень любит носить платья, даже на съемочную площадку, куда приходится приезжать в 5 утра, Анна Матисон является при полном параде: макияж, наряды и отличное, приподнятое настроение.

На этом фото вы видите Сергея Безрукова , Анастасию Безрукову (однофамилицу народного артиста) и Анну Матисон . Между прочим Настя Безрукова уже второй раз снимается у Анны Матисон и второй раз играет дочку Сергея Безрукова .

Режиссер Анна Матисон и народный артист Сергей Безруков сошлись на съемках фильма "Млечный путь" , который был снят в 2015 году. Между молодыми, талантливыми людьми сразу возникла взаимная симпатия. Сергей Безруков , как утверждают приближенные к нему люди, всегда был любителем женского пола, и брак с Ириной Безруковой не останавливал его от мимолетных интрижек. Но на этот раз все оказалось серьезнее, чем раньше, Сергей Безруков решил начать все с чистого листа, а Ирина была вынуждена дать на то свое добро.

А на этом фото вы видите жену Сергея Безрукова беременной. Знаменательное событие, как известно в июле 2016 года она родила своему супругу дочку Машеньку .

На этом фото Сергей Безруков со своим третьим ребенком - дочкой Машей . Как изестно, у этого плодовитого самца есть еще сын и дочь от малоизвестной актрисы Кристины Смирновой . Но только с Машенькой Сергей Безруков почувствовал себя настоящим отцом, оно и понятно: встает по ночам, меняет подгузники, кормит своего пупсика с ложечки, радуется первым зубкам.

На этом фото жена Сергея Безрукова Анна Матисон с дочкой Машенькой и со своей свекровью Натальей Безруковой .

Ирина Безрукова (прошлая жена Сергея ) пятнадцать лет холила и лелеяла своего мужа, но не уберегла, он ушел к другой.

Фотография: Илья Вартанян

Для этого мне понадобилось больше года! Встреча получилась очень приятной: 11 марта у Ани и Сергея была первая годовщина свадьбы. А кроме того, в широкий прокат выходит фильм режиссера Анны Матисон «После тебя» с Безруковым в главной роли

Аня, Серёжа, я рад, что наконец-то мы встретились не только для частного общения. Вы удивительно гармоничны и динамичны в творческом союзе, у вас растет дочка. Давайте обо всем этом и поговорим.

Сергей: Очень хочется, Вадик, оставить самые прекрасные слова о наших отношениях за кадром. Потому что, когда всё напоказ, нараспашку, я это очень сильно не люблю. Я это и раньше-то не любил, а сейчас тем более. Иногда читаешь разные свои интервью и думаешь: «Господи, сколько в них глупости, сколько в них ребячества, ерунды!» Мне 43 года, я могу уже что-то важное про себя понимать и

думать про перспективу. Вот и всё.

Согласен с тобой. Но Аня-то помоложе, и она еще не успела вкусить весь этот флер публичного внимания.

Анна: Ну, Вадик, ты же знаешь, что в свое время, когда на «Кинотавре» была показана «Сатисфакция» (совместный фильм Анны Матисон и Евгения Гришковца. - Прим. ОК! ), у меня были все шансы пойти по «глянцевой» дороге. Мне поступала масса заманчивых предложений. Но как тогда сказал Женя Гришковец, «самое сложное - от всего отказаться, и для тебя это будет единственно правильный путь». Потому что очень легко стать заложником образа, и ты будешь вынужден снимать кино, даже если нет материала, который тебя по-настоящему увлечет. Вот это «должен» будет тяготеть над тобой как дамоклов меч, который в любой момент готов упасть. А еще ты будешь всё время переживать из-за того, что тебя не напечатают в одном журнале и не скажут про тебя в очередной программе, и так далее.

Я помню, на «Кинотавре» мне сразу же предложили несколько сценариев, и я вежливо отказалась. Я подумала, что лучше буду снимать то, что мне интересно, - документальное кино про классическую музыку. Да, моя аудитория сузится до трех процентов населения страны, но я буду делать то, во что верю и что считаю важным для себя. А мое «другое» время придет, если это будет нужно.

Это «другое» время пришло, когда ты сняла фильм «Млечный путь» с Сергеем Безруковым в главной роли. Я знаю, что сначала ты не хотела предлагать главную роль Серёже, потому что не подозревала в нем интереса к ролям вне сложившегося образа глянцевого героя, но всё изменилось, когда ты увидела его на сцене в роли Чичикова в «Похождении».

А.: Это точно. А насчет моего стереотипного восприятия Сергея... Виной всему желтые СМИ, которые эксплуатировали Серёжу нещадно. Сейчас я уже знаю цену всему этому. Например, как-то увидела себя и Серёжу на обложке журнала, для которого мы никогда не снимались. Или прочитала в прессе интервью, которого не давала, и здесь же комментарии моих несуществующих друзей с факультета журналистики, где я никогда не училась, и так далее.

Создать фейковую историю не так уж и сложно. Тем более когда речь идет о знаменитом актере и новом повороте в его личной судьбе. Но ваш случай особенный, и здесь только «светской» составляющей не обойтись. Ведь благодаря режиссеру Матисон актер Безруков получил возможность раскрыться по-новому, а в кино это случается довольно редко, поскольку здесь любят использовать уже наработанный имидж.

С.: Ты прав, Вадик. Кино - это в основном эксплуатация амплуа, конечно же. Я думаю, что у каждого актера есть такая проблема: его начинают тиражировать. У меня это случилось после «Бригады». Хотя на самом деле к персонажу Саше Белому я до сих пор очень хорошо отношусь: здорово было в двадцать семь лет поиграть в «крестного отца»! (Улыбается. ) Но это было пятнадцать лет назад. А предложение Ани мне сразу понравилось. «Млечный путь» - добрая новогодняя история. Я почувствовал, что там не надо играть ничего героического. Обыкновенный простой человек со своими душевными переживаниями - мне это показалось новым и интересным.

В «Млечный путь» тебя пригласили буквально за несколько дней до начала съемок. Но у тебя же сумасшедший график, расписанный на месяцы вперед. А здесь надо было, как говорится, впрыгнуть в последний вагон.

С.: У меня в тот момент неожиданно освободилось время. Так получилось, что как раз тогда я отказался от съемок в «Викинге».

Я не знал, что ты участвовал в кастинге «Викинга».

С.: Я пробовался на роль Варяжко, которую в результате сыграл Игорь Петренко. Были долгие пробы, очень долгие. Но у режиссера Андрея Кравчука оказалось другое видение образа.

Кстати, к началу съемок «Млечного пути» вы с Аней уже были знакомы? Ведь Аня писала сценарий к «Ёлкам».

А.: Где-то я читала, что мы познакомились на «Ёлках», но это не так. Сценарист с актером, как правило, не встречаются, так как сценарист чаще всего заканчивает свою работу раньше, чем появляется артист.

С.: Кстати, уже потом я узнал, что Аня вместе с Гришковцом снимала «Сатисфакцию». Этот фильм я видел раньше, и он мне понравился. Хотя, конечно, тогда я обратил внимание прежде всего на фамилию Гришковец и запомнил отличную актерскую работу Дениса Бургазлиева, с которым мы одновременно учились в Школе-студии МХАТ.

Закончились съемки «Млечного пути»...

А.: ...и я сказала: «До свидания, Сергей Витальевич!» Это было на острове Ольхон, где проходили заключительные натурные съемки.

Вот прямо так: Сергей Витальевич?!

А.: Нет, пожалуй, Сергей, но точно на вы.

С.: А я был с Аней на ты. Хотя бы в силу возраста, потому что я все-таки старше. Старшие имеют право говорить «ты». На самом деле мне было грустно оттого, что съемки закончились. Там собралась прекрасная команда, была очень хорошая атмосфера - все нацелены на результат. Ведь часто бывает, что на съемках кто-то выбивается из коллектива: например, оператор ругается с осветителем или с кем-то из постановочной части, и сразу негатив идет. А здесь собралась такая дружная компания добрых людей.

Аня всегда добивалась на съемках того, чего хотела, и это значит, что режиссер - личность, а не просто исполнитель воли известного актера. Я помню, сам ей что-то советовал, предлагал какие-то идеи по сценарию, и соглашалась она только в том случае, если это звучало убедительно.

Когда ситуация «вы - ты» изменилась?

А.: Уже к концу съемок «Млечного пути» у нас были готовы два новых сценария, написанные «под Серёжу». То есть это был такой эмоциональный творческий всплеск! Мы много беседовали о том, что было бы интересно ему играть, какие роли не сыграны. К примеру, мы говорим об «Анне Карениной», Серёжа тут же берет и играет какой-то эпизод - и уже перед тобой Вронский! Так возникала одна идея, вторая, третья... А когда я увидела Серёжу в спектакле «Похождение», о котором ты упомянул, то была потрясена его пластикой, умением слышать музыку. Однажды я общалась с Майей Михайловной Плисецкой и спросила ее, с какими партнерами ей лучше всего было танцевать. Она ответила: «С теми, кто слышит музыку». Оказывается, даже на ее уровне бывает, что не слышат. Так вот, Серёжа слышал всё. После «Похождения» я подошла к Серёже, он весь такой... ну как балетные выглядят: прозрачный, фарфоровый, минус несколько килограммов. А наутро у меня родилась идея фильма «После тебя», и я сразу же рассказала ее Серёже.

Время быстро летит, и вот уже фильм «После тебя» выходит на экраны. Сергей сыграл в этой картине бывшего артиста балета, человека с обожженной душой, неприкаянного, потерявшего связь с внешним миром.

С.: Для меня это очень интересный образ. Мой герой Темников со стальной броней, а внутри страшно ранимый. В силу своего сложного характера он сам ставит себе всё новые и новые препоны. Герой немногословный, молчаливый, все эмоции скрыты от окружающих. При этом он обладает весьма ироничным и быстрым умом, что позволяет всю историю рассказывать с долей юмора.

Фильм «После тебя» был очень хорошо принят на «Кинотавре» (я тому свидетель), потом на Международном кинофестивале в Токио. Я желаю вашей картине успешной прокатной судьбы!

С.: Мы тоже себе этого желаем. Хотя совершенно не понимаем, ходят ли сейчас в кинотеатры те, кому это кино точно понравится. В смысле, молодежи-то оно, само собой, надеюсь, придется по вкусу: очень уж классный герой, по-правильному модное кино, на фестивалях было. Но большой вопрос, а смогут ли отодвинуть свои привычные дела люди постарше - вот им бы такое кино посмотреть было б здорово! Очень надеюсь на сарафанное радио. Надеюсь, что люди будут рассказывать друг другу! Надеюсь, что вот сейчас прочитают мои слова и хотя бы трейлер посмотрят в интернете, а там, глядишь, и до кинотеатра дойдут.

Хотелось бы в это верить. Теперь о другом. Вспоминаю время, когда Аня, совсем юная, только приехала в Москву из Иркутска. И так случилось, что она сняла квартиру у моего брата (наши общие друзья поспособствовали). Это было лет тринадцать назад.

А.: К слову, про глянец. Мне сразу местная газета предложила тогда написать материал под названием «Иркутянка живет у Верника». Я сказала: «Класс! Но только когда вам будет интересно то, что я делаю, а не где я живу, мы и поговорим». Потом, кстати, действительно, если что-то и появлялось в прессе про меня, то лишь связанное с моей работой - это вообще единственное, о чем я хотела бы говорить с журналистами.

Но у нас с тобой, Анечка, другие отношения, поэтому я продолжу. Хорошо?

А.: Хорошо. (Улыбается. )

Вот такой штрих. Первое, что появилось в квартире после твоего переезда, - цветы в горшочках. Ты, кажется, их даже с собой привезла.

А.: Да-да, мне было важно сразу создать какое-то свое пространство, быть здесь как дома.

Ты приехала в Москву с большими планами, амбициями, но вскоре вернулась в Иркутск.

А.: Я вернулась в Иркутск не потому, что не нашла себя в Москве. Просто так сложились семейные обстоятельства. Мне надо было находиться рядом с мамой, семьей. И хотя с двенадцати лет мучила маму, что обязательно уеду в Москву, свои амбиции, как ты говоришь, я не оставила. Вернувшись в Иркутск, сразу предложила Юре Дорохину и Андрею Закаблуковскому, которые всему научили меня в профессии и с которыми у нас была своя небольшая киностудия: «Давайте снимем кино». Мы не могли снять полный метр, но сделали короткометражку «Настроение улучшилось» по текстам Евгения Гришковца.

Это замечательное лирическое кино. Серёжа, ты «Настроение...» видел?

С.: Конечно.

А.: Вскоре после того, как мы сняли этот фильм, я уехала в Москву уже навсегда.

А почему ты с двенадцати лет «мучила» маму заявлениями, что обязательно уедешь в Москву?

А.: У меня рано появилось ощущение какого-то вакуума: страшный дефицит театра, концертов, выставок, почти отсутствует возможность съездить в Европу из-за цен на билеты (у нас до сих пор нет лоукостеров). Правда, поначалу не было никаких творческих мыслей.

Я думала, что буду связана с экономикой: мне всегда нравилась математика, и я собиралась двигаться в этом направлении. Но никогда мне не казалось, что на экономическом я буду учиться в Иркутске. А когда поняла, что мне интересно создавать свой собственный мир, а не встраиваться в уже существующий, то стало совершенно очевидно: отъезд в Москву - это только вопрос времени.

Мне всегда, Аня, нравилась твоя цельность характера. Ты действительно делала и делаешь только то, что тебе интересно: снимала документально-художественные фильмы про музыкантов с участием Дениса Мацуева, Константина Хабенского в роли Прокофьева, Валерия Гергиева, позже поставила оперу в Мариинском театре, теперь полностью погрузилась в игровое кино...

А.: Послушай, Вадик, сейчас создастся впечатление, что Серёжа живет с такой бой-бабой! (Улыбается. )

С.: Сильная личность - это всегда прекрасно, это всегда здорово. А вне работы Аня очень домашний и семейный человек. Она, например, потрясающе готовит.

Правда?

С.: Дифирамбы Анечке как хозяйке можно петь и петь. Мы очень совпали с Аней: оба домашние, и именно так нам нравится проводить время.

А.: Я в Иркутске никогда не посещала местные светские мероприятия, в Москве тем более. Когда я арендовала у Игоря квартиру, то помогала ему готовить телемост для одного проекта, делала видео. Там надо было снимать светское мероприятие, и я поняла, что это абсолютно не мое. Сегодня такие технологии, что можно многое делать, не выходя из своей квартиры. Например, сейчас я монтирую киноверсию спектакля «Сирано де Бержерак» с участием Серёжи, и мне никто для этого не нужен. Я сижу дома за ноутбуком и работаю.

А если муж в этот момент хочет отдыхать?

С.: Анечка монтирует, я закрываю дверь в кабинете - и ничего не слышно. Ну а насчет светской жизни... У каждого свои пристрастия и предпочтения, и это замечательно. Вполне возможно, что если бы любителям такого образа жизни предложили в качестве альтернативы наше времяпрепровождение, то они бы сказали: «Да вы что, идти кататься на велосипедах? В какой-то парк?»

А вы оба такие любители велосипедных прогулок?

С.: Да. Видишь, какой велосипедной стала Москва?

Представляю картину: идут люди по центру города, а им навстречу Безруков и Матисон на велосипедах. Красиво!

С.: Не обязательно кататься по центру, у нас же парки есть, в лесу покататься - удовольствие. Как говорится, человек, который любит велосипеды, поймет другого человека, который тоже любит велосипеды. Поэтому можно долго описывать, как это потрясающе.

А.: Честно говоря, я прямо страдала в Москве без велосипеда. Я оставила его в Иркутске младшему брату. Помню, когда я первый раз ключом открыла дверь нашей с Серёжей квартиры, то сразу поняла, почему он хотел, чтобы я пришла одна. В прихожей стоял новенький велосипед. Это был подарок Серёжи. Кстати, он много рассказывал мне, как любил путешествовать и всей семьей, и вдвоем с отцом.

С.: Да, мы много катались в моем детстве, когда еще жили на улице Косинской. Недалеко мое родное Кусково, в котором я практически вырос. Свой знаменитый велосипед «Кама», который складывался, отец даже на гастроли с собой брал. Очень удобно: разложил его - и катайся по городу. Так что у меня воспитание такое «велосипедное», и удачно совпало, что Анечка тоже это любит, - теперь мы можем гонять вдвоем!

Отлично. Отдых отдыхом, но мне кажется, вы оба стопроцентные трудоголики. Вашей дочери всего несколько месяцев, а Аня после родов практически сразу вернулась к своему любимому занятию - написанию сценариев, съемкам...

А.: Ну, у меня всё это совмещается. Хотя знаешь, Вадик, чуть ли не как геройство многими воспринимается, что я всегда с Машей, поскольку у нас нет няни.

Отсутствие няни - это принципиальная позиция?

А.: Я думаю, многие женщины готовы всё время быть со своим новорожденным ребенком и не нанимают няню, если могут себе позволить находиться вместе с ним и при этом работать. У нас же ребенок неслучайный - мы его хотели. И раз мы его хотели, то заниматься им - это удовольствие!

К тому же я не считаю, что моя мама совершала геройство, а у нее трое детей, и она всё время работала. И мама Серёжи точно так же работала и занималась им, и всё это всегда было в порядке вещей. Папа Серёжи тоже много и полноценно работал и при этом занимался Серёжей, он всегда был и остается для него самым близким другом. Мы бы хотели, чтобы для нашей дочки всё было точно так же.

С.: Важно, чтобы ребенок мыслил и говорил как мы, а не как няня. Мы хотим быть друзьями и авторитетом для своего ребенка. Мне, честно говоря, не всегда нравится, как современные дети воспитаны.

А.: Согласна. Например, если подходит человек старше меня, я на автомате встану и поздороваюсь - это заложено с детства. Если я здороваюсь сидя, то проявляю элементарное неуважение. Сейчас дети говорят взрослым «привет» и «ты», а я хочу, чтобы наша дочь говорила «здравствуйте», «доброе утро», «добрый вечер».

Мы вот с вами беседуем, а с кем же осталась Маша?

А.: С Машей дома сейчас родители Серёжи - Наталья Михайловна и Виталий Сергеевич. С бабушкой и дедушкой Маше вообще очень повезло! Например, Виталий Сергеевич всегда гуляет с ней днем. Это просто меня спасает, потому что за эти три часа я всё успеваю сделать и по дому, и по работе.

С.: Мои родители буквально растворяются во внучке, и мне кажется, что это вполне нормально.

А.: Они главные фанаты Маши. (Улыбается. )

Но ведь ребенка так можно и залюбить.

С.: Могу сказать про себя: меня родители в детстве очень любили, и сейчас такая же ситуация. У Ани то же самое, но вроде бы вполне приличные люди из нас получились. (Улыбается. )

Верно. Фильм «После тебя» выходит на экраны. Дальше какие совместные планы?

А.: Мы сняли в ноябре еще одно кино, которое Серёжа полностью спродюсировал. Называется «Нищеброды». Сейчас заканчиваем монтаж.

Ничего себе темпы!

С.: Это кино про двух молодых людей. Был серьезный кастинг, искали молодых героев. В результате главную роль у нас сыграл Денис Нурулин, хороший парнишка, четверокурсник колледжа Олега Табакова. А второй герой - Женя Кулик, тоже совсем молодой актер, невероятно органичный. Мне кажется, наш кастинг-директор перезнакомился со всеми начинающими актерами в Москве и Питере, побывал во всех театральных вузах, прежде чем мы сделали свой выбор. А у меня там эпизод, буквально три небольшие сцены. Я играю одновременно отца и дядю главного героя - полных антиподов. Мне кажется, весьма комедийные персонажи получились! Наше кино в духе картины «Я шагаю по Москве».

А.: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее» - это Гоголь сказал. И если ты веришь, что всё будет хорошо, что всё впереди, - тогда ты еще молод, независимо от возраста. Мы сняли кино именно про такое состояние души.

На съемочной площадке дочка была с вами?

С.: Да, ей выделили свой персональный трейлер. У фильма очень ограниченный бюджет, и Маша единственный человек, у которого был райдер.

Это гениально! То есть она родилась, как говорят цирковые артисты, в опилках.

С.: На нас наверняка могут сейчас накинуться те, кто считает, что незачем таскать с собой на работу такого маленького ребенка, но нам казалось, что переводить ее на искусственное вскармливание и разлучать с мамой было бы намного хуже, а так она была в комфортных условиях, с нами рядышком, и никаких проблем.

Более того, мы график съемок выстраивали так, чтобы Маше было хорошо. Да и сняли картину в рекордно короткие сроки, весь процесс занял меньше месяца, ну а постпродакшен и сценарий - это вообще дома всё.

Вы все-таки великие конспираторы! Прошлой весной позвали посмотреть фильм «После тебя» сразу после того, как был закончен монтаж. Потом мы долго общались, расстались поздно вечером, а на следующий день я неожиданно получаю эсэмэску от тебя, Серёжа, о том, что вы только что расписались. Я предложил написать об этой новости в ОК!, и в результате это было первое сообщение в прессе о вашей свадьбе.

С.: Честно говоря, Вадик, мы не хотели ничего афишировать. Но в результате решили эксклюзивно сказать об этом тебе как нашему другу, чтобы жуткий суррогат слухов и сплетен не вылился в прессу. А когда родилась Маша, я сам написал об этом в Instagram, опять же чтобы опередить желтые издания.

Я, кстати, раньше не спрашивал: невеста была в белом платье, с фатой?

А.: Ну мы же решили подробности не разглашать. (Улыбается. ) Одно могу сказать точно: в тот момент мы были очень счастливы. Мы достаточно взрослые, чтобы не делать громких заявлений и в то же время ценить всё, что происходит, и в прямом смысле ценить каждый день. Благодаря Серёже... нет, не буду договаривать. Хотя под обаянием того, что я общаюсь именно с тобой, Вадик, а не с другим журналистом, готова говорить о Серёже бесконечно.

Можешь недоговаривать, Анечка, и так всё очевидно. Ну что ж, дорогие, поздравляю вас с первой годовщиной свадьбы! Любви и новых творче ских удач!

С.: Спасибо, Вадик. Ты и сам видишь, что у нас всё так просто, хорошо и спокойно, а впереди целая жизнь.

Фото: Илья Вартанян. Стиль: Полина Шабельникова. Макияж: Анастасия Кириллова/Giorgio Armani Beauty. Прически: Александр Суконщиков/L’Oréal Paris

Анна Матисон - стремительно восходящая звезда российской режиссуры и драматургии. Сегодня Матисон – популярный кинорежиссер, драматург и сценарист. Анна написала сценарии к части фильмов российской популярной комедийной франшизы «Елки», стала режиссером картин «Млечный путь» и . Кроме того, Анна Матисон снимает документальные картины и ставит фильмы-оперы. По части собственных фильмов Анна также исполняет функцию монтажера.

Анна Олеговна Матисон родилась в Иркутске в июле 1983 года. Необычная фамилия Анны вызывает вопросы у поклонников и недоброжелателей, которых интересует, кто же режиссер по национальности. В Интернете популярна теория, что Анна Матисон имеет еврейские и украинские корни, но режиссер официально не комментировала эту информацию и не заявляла о своей национальности.

Анна имеет двух братьев - старшего Тимофея и младшего Леонида. Ее мама Ольга Матисон - известная иркутская журналистка. Дочь пошла по стопам матери и в 17 лет по объявлению устроилась внештатным корреспондентом на местном телевидении, довольно стремительно проделав путь от простого корреспондента до редактора программного вещания.

В 2004 году Анна Матисон вместе с режиссером и продюсером Юрием Дорохиным основала собственную производственную студию «REC.production», занимающуюся созданием коммерческих видеофильмов, аудио и видео-рекламы. Матисон стала главным продюсером, а потом и директором телекомпании. Кстати, самым молодым продюсером в России. И это без отрыва от учебы на международном факультете Иркутского государственного университета, где Анна приобретала знания по специальности «Коммерция».

На «REC.production» было создано около 70 роликов для крупнейших заказчиков, таких как Администрация Иркутской области, «Транснефть», «Атомэнергомаш» и многих других. На данный момент «REC.production» продолжает оставаться одним из лидеров регионального рынка рекламных услуг.


Анна Матисон – человек творческий, рамки коммерческой рекламы ее стесняли. Уже по первым рекламным роликам продакшн-студии стало понятно, что Анне больше хочется снимать кино, а не рекламу. К сожалению, в Иркутске это было невозможно из-за отсутствия технической базы. Именно поэтому в 2008 году судьба Анны Матисон сделала резкий виток: молодой продюсер переехала в столицу и поступила на сценарный факультет ВГИКа, в мастерскую Натальи Рязанцевой, который окончила в 2013 году с красным дипломом.

Фильмы

Кинематографическая биография Анны Матисон началась в Москве сразу же после переезда из Иркутска в 2008 году. Режиссерским и сценарным дебютом в художественном кино для Матисон стал короткометражный фильм «Настроение улучшилось» по одноименному произведению .

Евгений Гришковец заинтересовался фильмом и его создателями и предложил Анне Матисон сотрудничество, которое позже вылилось в создание полнометражного фильма «Сатисфакция». Соавтором сценария выступил сам писатель, который снялся в главной роли. Фильм вышел широким прокатом и участвовал в программе фестивалей «Кинотавр», «Московская премьера», «Меридианы Тихого», «Святая Анна» и другие.

Одновременно с работой по произведениям Гришковца Матисон успела написать сценарии к популярным фильмам «Елки-2», «Елки-3», «Елки 1914», «Млечный путь», «Глазами собаки». А в 2013-2014 годах Анна и ее команда сняли музыкальный фильм для детей «Большие приключения маленького Сашки Крапивкина».


Еще одним значимым пластом творческой биографии Анны Матисон является ее работа в качестве режиссера-документалиста. В 2011 году на Первом канале был показан полнометражный документальный фильм «Музыкант» о пианисте .

Совместная работа Анны и Евгения Гришковца продолжается. В 2014 году сценаристка и писатель вместе написали пьесу «Уик энд» («Конец недели»), которая успешно идет в МХТ имени Чехова столицы.

Также в 2014 году Анна Матисон стала одновременно режиссером и монтажером трех фильмов-опер: «Левша», «Семен Котко» и «Троянцы». В этом же году состоялась премьера комедии «Елки 1914», очередной картины из цикла «Елки», по сценарию Анны. В этом фильме, в отличие от предыдущих картин франшизы, Матисон также исполнила роль креативного продюсера.


Анна Матисон на съемках фильма "Млечный путь"

1 января 2015 года состоялась премьера фильма «Млечный путь», сценаристом и режиссером которого выступила Матисон. Главные роли в комедии сыграли , и . Новогодний фильм рассказывал о кризисе отношений в среднестатистической российской семье. Уставшие друг от друга муж и жена решают развестись и собираются в последний раз вместе отпраздновать Новый Год. На праздник начинают происходить странные события, которые заставляют героев пересмотреть свои отношения.

Критики негативно высказались о сценарии картины. По словам отзывов, сюжет не развивался, герои хватались за сценарные идеи, но не двигались с места, а финал остался неоконченным, не показав ни примирения, ни окончательного развода персонажей.

Личная жизнь

В последнее время личная жизнь Анны Матисон – предмет очень пристального внимания масс-медиа. Причиной стали отношения Анны Матисон и тогда еще женатого на Сергея Безрукова.


Говорят, семейная лодка Безруковых дала течь в 2014 году, когда вездесущие журналисты выследили наличие у Безрукова еще одной семьи на стороне. СМИ выяснили, что у Сергея растет двое малышей, которых ему родила петербургская актриса Кристина Смирнова. Познакомилась пара на съемках фильма «Млечный путь».


После того, как Анна начала выходить в свет с актером, Интернет-пользователи заинтересовались личностью и внешностью режиссера. До этого Матисон знали больше по ее профессиональным работам. Популярным стал вопрос о параметрах фигуры Анны. Информационные сайты называют фигуру режиссера спортивной и модельной и располагают следующей информацией: рост Анны – 165 см, вес - 59 кг.

Анна Матисон сейчас

В марте 2016 года в СМИ появилась информация о том, что Безруков и Матисон . Слухи о свадьбе официально подтвердились: 11 марта 2016 года Анна Матисон стала женой Сергея Безрукова.

Уже в июне 2016 года супруги сообщили радостную новость в семействе. 4 июля Безруков и Матисон стали родителями, у них Маша. Беременность и маленький ребенок не мешают творчеству Анны. В 2016 году Матисон выступила в роли режиссера новой картины «После тебя».

В июле 2017 года режиссер анонсировала новый фильм. На питчинге Фонда кино» Анна Матисон и Сергей Безруков представили картину о подвиге советского солдата в годы Великой Отечественной войны, основанный на реальных событиях, - проект под названием «Большая земля».

В мае 2018 года стало известно, что Анна Матисон и Сергей Безруков . Об этом актер сообщил в соцсетях. В ноябре в семье , которого назвали Степаном.

Фильмография

  • Настроение улучшилось
  • Сатисфакция
  • Репетиция оркестра
  • Музыкант
  • Елки-2
  • Семь дней одного города
  • Мариинский театр и Валерий Гергиев
  • Прокофьев: во время пути
  • Большие приключения маленького Сашки Крапивкина
  • Мариинский театр. Продолжение следует
  • Елки-3
  • Елки 1914
  • Левша
  • Семен Котко
  • Троянцы
  • Млечный путь
  • После тебя

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры