Использование игры в психотерапии. Психологические игры

Главная / Измена мужа

Краткое содержание: Психотерапевтические игры. Арттерапия - что это такое? Арттерапия - рисование, лепка, конструирование, кукольный театр, музыкальные постановки и игры.

Многие родители встречают лето с противоречивыми чувствами. С одной стороны, мамы и папы испытывают облегчение: наконец-то не надо будет каждое утро будить ребенка в детский сад или школу! Не надо будет мучиться с домашними заданиями, шить к праздникам карнавальные костюмы и печь на весь класс пирожки!

Но, с другой стороны, ребенок целый день будет слоняться по квартире или по даче. Чем его занять?

Мы расскажем вам о "волшебных" играх. Волшебство их состоит в том, что они не только развлекут малыша, но и окажут на него благоприятное психотерапевтическое воздействие. И ещё мы постараемся помочь родителям увидеть в обычной глине, красках, бумаге, дереве и других - самых обыденных вещах то, что видит ребенок - необычное!

Арттерапия - что это такое?

Как вы думаете, с детьми какого возраста начинаю заниматься психологи? С двухлетками! Трудно поверить, что у таких малышей уже есть какие-то проблемы. Однако они есть и с ребенком надо работать. Но как, если он ещё плохо говорит?

И тут на помощь приходит арттерапия - рисование, лепка, конструирование, театр (кукольный в том числе), музыкальные постановки и игры.

У арттерапии многовековая история. Её "крестным отцом" считается французский мыслитель XVIII века Жан-Жак Руссо. Он верно подметил, что для того, чтобы понять ребенка, надо понаблюдать за его игрой.

Однако игру как метод психотерапии начали применять лишь в 20-х годах XIX столетия - психоаналитики Мелани Кляйн и Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда. Наблюдая за детскими играми и анализируя рисунки, они заметили, что в игре ребенок не только выражает свои переживания. Игра оказалось одной из форм самотерапии, с помощью которой малыш может воспроизвести, например, какую-то конфликтную ситуацию, и именно в игре найти способ "отреагировать" на нее.

В 30-х годах прошлого столетия значительно расширил возможности арттерапии психолог Фредерик Аллен. В своих исследованиях он сделал акцент не только на доверительных и теплых отношениях между психотерапевтом и ребенком, но и необходимости относиться к ребенку как к личности. Его терапия так и называется - "терапия отношений".

Впоследствии у Аллена нашлось много последователей. В конце сороковых годов Вирджиния Экслайн разработала систему так называемой "недирективной игровой психотерапии", когда ребенок максимально выражает в игре себя и свои эмоции при минимальном "вторжении" в его мир психотерапевта.

Сегодня продолжателем Фредерика Аллена является доктор психологии Вайолет Оклендер, чья книга "Окна в мир ребенка" популярна не только среди профессионалов, но и среди родителей, стремящихся лучше понять своих детей и помочь им в решении каких-то проблем.

Говоря об истории арттерапии, невозможно не упомянуть Дэвида Леви, который развил идеи "психотерапии отреагирования" - игровой терапии для детей, переживших психотравмируюшие ситуации. В игротерапии Д.Леви ребенок воспроизводит психотравмирующую ситуацию и управляет игрой, "перемещаясь" из роли пострадавшего в активную роль.

Отечественные психологи тоже используют арттерпию и разрабатывают оригинальные методики. Например, детские психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова лечат детские неврозы с помощью…кукольного театра! Очень рекомендуем мамам и папам их прекрасно написанные популярные работы - "Книга для трудных родителей" и "Разноцветные белые вороны".

Впрочем, придумывают игры, упражнения, методики, которые еще не приобрели широкую известность, многие детские психологи - те, что работают в детских садах, центрах психического развития, больницах. И это радует. Хорошо, что психическое развитие и здоровье детей под контролем любящих свое дело профессионалов.

Но и самим мамам и папам, бабушкам и дедушкам вполне по силам развивать своего ребенка! А лето - прекрасная для этого возможность!

Самолет построим сами, понесёмся над лесами...

Вы никогда не задумывались, для чего ребенок играет? Почему, к примеру, сын изо дня в день спасает принцессу из плена чудовища и не обращает внимание на новую машинку, а дочка вдруг начала каждый день "наказывать" игрушечную собачку? Игра дает возможность ребенку воспроизвести неосознаваемые конфликты и тем самым снять эмоциональное напряжение. А это, как уже было сказано ранее, является самотерапией при невротических расстройствах, уменьшает агрессивность в поведении, снижает тревогу. Более того, приносит облегчение малышу при психосоматических заболеваниях - бронхиальной астме, нейродермите, язвенной болезни, головных болях.

Арттерапия хороша еще и тем, что все необходимые "материалы" у вас под руками! Редко в доме, где есть ребенок, не увидишь кукольного домика с игрушечной посудой, набора для игры в "доктора", всевозможных плюшевых зверей, машинок и кукол. Остается только начать играть со своим ребенком!

Мы познакомим вас с играми, которыми можно занять ребятишек на детской площадке в городском дворе или в лесу, на берегу реки или на дачном участке, когда несколько соседских малышей играют вместе.

Первая игра называется "Это я. Узнай меня!"

Понаблюдайте, как играют маленькие дети на берегу речки в жаркий летний день: кричат, хохочут, брызгаются водой, бегают друг за другом. Но когда приходит время расходиться на обед, малыши уже перевозбудились, им трудно остановиться. И заканчивается все печально. Рассерженные мамы уводят веселую компанию по домам с криками и слезами.

Как не избежать этого? Привлеките внимание детей, пусть они соберутся вокруг одного взрослого, который возьмет на себя роль ведущего. Предложите детям сесть, как им удобно, скажите, что сейчас тот, кто первый захочет, отойдет, сядет и повернется к остальным спиной. А все по очереди должны подойти, ласково погладить его по плечу (обязательно подчеркните, что надо не толкнуть, не ударить, а ласково погладить!) и произнесут: "Это я! Узнай меня"! А малыш должен назвать по имени того, кто до него дотронулся. Если ребенок слишком мал или дети в группе ещё плохо знакомы друг с другом, взрослый может помочь, называя по имени всех участников игры. Желательно, что бы в роли "отгадывающего" побывал каждый ребенок.

При кажущейся простоте этой игры, она очень полезна для снятия напряжения и агрессии у детей, для развития эмпатии - умения сочувствовать, сопереживать другому человеку. Развивает игра и тактильное восприятие, то есть восприятие, узнавание окружающего мира через прикосновение, ощущение. И конечно же, создает в группе детей доброжелательную спокойную атмосферу!

Другая игра, с которой мы хотим вас познакомить, называется "Коршун" .

Отправляясь гулять с сыном или дочкой, любая мама надеется, что прогулка будет удачной - ни ее малыша никто не обидит, ни на него никто не будет в обиде. Однако конфликты в группе детей - не редкость. И это вполне объяснимо: один ребенок гиперактивный, другой - застенчивый, тихий. Третий всего боится и постоянно прячется за маму. Как объединить таких разных детей? Игра "Коршун" - это один из способов.

"Коршуном" в игре должен быть взрослый. Родители стоят на детской площадке, а их дети- "цыплята" бегают вокруг них. Родитель -"коршун" прячется. Как только он неожиданно появляется, родители быстро прячут детей за своей спиной, и все вместе начинают "прогонять коршуна", не давая ему подлететь к ребенку - топать ногами, кричать, махать руками.

Эта игра, с одной стороны, укрепляет эмоциональный контакт детей с родителями, с другой - помогает ребенку бороться со страхами.

Если в группе много слишком активных детей, игру можно немного изменить: при появлении "коршуна" дети должны быстро спрятаться в "домик" - в любое укрытие - и тихо-тихо сидеть, пока "коршун" не улетит. В этой форме игры происходит коррекция процессов возбуждения и торможения.

Следующие две игры хороши для плохой погоды, когда на улице идет дождик, а к вашему сыну или дочке пришли друзья. Вот тут-то и пригодятся игрушки! Предложите им, к примеру, игру "Зайчик" .

Для нее вам понадобится небольшая скатерть или полотенце да игрушечный заяц! Встаньте вместе с малышами, положив игрушку на полотенце, и удерживайте его за края. Начинайте плавно покачивать полотенце, приговаривая:

Зайчик, зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит! Тс-с-с!
Затем ускоряйте движение со словами:
Зайка глазки открывает,
За морковкой убегает!

Раскачивайте полотенце все сильнее, так, что бы зайчик "подпрыгивал" на нем:

Повстречал в лесу он волка,
И бежит от волка прочь!
Надо зайчику помочь!
Постепенно замедляете темп, малыши говорят:
Успокойся, зайчик-зайка!
Ляг в кровать и засыпай-ка!

После этих слов движения становятся плавными, а затем прекращаются, и вы хором с детьми говорите как можно тише, спокойнее:

Зайчик-зайчик крепко спит
И шуметь нам не велит!
Тс-с-с! Тише!

Казалось бы, что в этой игре мудреного? Побросали зайчика, прочитали бесхитростный стишок… Но маленькому человечку эти несложные действия принесут много пользы! В этой игре развивается координация движений, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми, умение управлять своим телом и…сопереживать.

Название игры "Найди друга" говорит само за себя. Безусловно, развивать индивидуальность ребенка очень важно. Но не менее важно развивать и коммуникативные навыки, а проще говоря - учить малыша дружить.

Для игры "Найди друга" вам понадобятся парные игрушки - например, два медвежонка, две собачки, два зайчика. Поскольку игра предназначена для закрытого помещения, можно включить музыку и сказать, что сейчас звери будут танцевать, но одним им танцевать скучно. И задача ребят - найти для своих игрушек пару! Дети ищут своей зверюшке "друга", а встретившись, начинают вместе танцевать.

Для совсем маленьких детишек можно вырезать из бумаги "медали" с изображением зверей, и каждому ребенку повесить такую медаль на грудь.

Игры, о которых мы рассказали, предназначены для детей от 3 до 6-7 лет. Они просты в исполнении, не требуют ни специального помещения, ни каких-то особых игровых материалов. Но это поистине "волшебные" игры для душевного здоровья вашего ребенка!

Дети рисуют солнце.

Обращали ли вы внимание, уважаемые родители, как часто дети рисуют солнце? Был даже международный конкурс под названием "Дети рисуют солнце"! Солнце на рисунке ребенка - в какой-то степени показатель его душевного спокойствия, его психического здоровья. Солнце - символ верховной власти и защиты, высшего авторитета. Давно подмечено: малыши, в чьих душах царит разлад, выбирают для рисования черный цвет.

Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Очень часто можно слышать жалобы родителей: в саду или школе ребенок рисует, а дома - ни в какую! Почему так происходит? Очень часто виноваты сами родители. Они либо усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая, что ребенку нужен не зритель, но человек сопереживающий. Ведь дети рисуют то, что для них важно. А другие мамы и папы впадают в иную крайность, чуть ли не начиная водить рукой ребенка по листу бумаги, рисуя, что хочется им, а не сыну или дочери. Что же потом удивляться, что дети не желают больше слышать о рисовании!

Есть еще одна причина, по которой малыша не уговоришь взяться за краски или карандаши. Это неправильно выбранный материал для рисования. Казалось бы, карандаш - он и есть карандаш. Это взрослый человек не заметит разницы между двумя желтыми карандашами. А трех или четырехлетний ребенок почему-то выберет только один из них. По принципу, конечно же, "мягкости" - от мягкого карандаша, прежде всего, не устают пальчики! Ведь не надо с силой нажимать на грифель, чтобы получилась яркая линия, а с твердыми карандашами - одно мучение!

Дети 2 - 5 лет тяготеют к "настенной" живописи. Но родители, как правило, не являются поклонниками этого вида искусства! Главный их аргумент - это испорченные обои. Но вот беда! Малыш просто не понимает этого аргумента! И между творцом и его родителями назревает конфликт…

А ведь "настенная" живопись - один из этапов развития ребенка. И решить проблему с испорченными обоями можно очень просто! Там, где ребенок облюбовал себе место для рисования, "закройте" всю часть стены листами ватмана и периодически обновляйте "полотна".

Для рисования у ребенка должен быть "набор художника" - не только цветные карандаши, но и мелки (для рисования на грифельных и досках, а летом - на асфальте), фломастеры, гуашь.

Вайолет Оклендер, талантливый детский психолог, подметила, что живопись, к примеру, обладает терапевтическим воздействием. "Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции. <…> Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствует состоянию чувств, я иногда прошу ребенка нарисовать картину о том, как он чувствовал себя в тот или иной момент, или чувствует себя, когда печален или весел". - Пишет она в своей книге "Окна в мир ребенка".

Вы можете использовать тот же прием при занятиях с сыном или дочерью. Если, к примеру, ребенок каждый раз просит вас оставить в комнате свет на ночь, предложите ему нарисовать те чувства, с которыми он ложится спать. Если ребенок слишком мал, чтобы понять такую формулировку, упростите задачу. Попросите его нарисовать свою комнату и себя в кроватке перед сном. А когда рисунок будет готов, расспросите, что юный художник на ней изобразил. Не спешите с формальными комментариями "Как красиво"! Во-первых, малыш будет обескуражен и обижен. То, что он нарисовал, может оказаться вовсе не "красивым", а "страшным". И вы потеряете доверие ребенка - дети очень тонко чувствуют фальшивые интонации. А во-вторых, ребенок нуждается, скорее, в доброжелательном слушателе, ему важно "проговорить" несколько раз свои невысказанные страх, гнев или обиду…

Возраст от трех до одиннадцати лет - это "золотой век" детского рисунка! Дело в том, что в этот период уровень развития невербальных форм общения выше, чем вербальных - то есть словесных. Рисунок - это зеркало, в котором отражаются представления ребенка об окружающем мире, впечатления, вызванные событиями и предметами. В рисунке воплощаются даже отдельные интеллектуальные, личностные характеристики ребенка, его опыт, результаты усвоения элементов социального опыта и человеческой культуры. Поэтому карандаши, мелки, краски для малыша, для его души - поистине "волшебные" материалы!

Другим "волшебным" материалом является глина. Несколько поколений выросло на пластилине, и в нашем сознании прочно закрепилась мысль, что пластилин лучше глины. Не лучше. Прежде всего, он - твердый! Думаю, многие родители сразу вспомнят, как "размягчали" пластилин на батарее.
А глина - разная. Она будет такой, какой пожелает сделать ее ребенок. Только что в руках малыша был упругий шарик, а уже через минуту в его ладошках - "жидкое тесто" из глины! И для подобной метаморфозы достаточно мисочки с теплой водой. Кроме того, вода обладает дополнительным психотерапевтическим действием: она успокаивает.

И второй недостаток пластилина - он пачкает не только руки, но и все вокруг! После работы его трудно отчистить от пальчиков, и он забивается под ногти. А уж если малыш нечаянно наступит на свою пластилиновую скульптуру, маме хватит работы на час! Глина же смывается со всех поверхностей мокрой тряпочкой…

Глину можно назвать "волшебной" ещё и потому, что она - универсальное психотерапевтическое средство для детей с самыми разными проблемами. Агрессивный ребенок, работая с глиной, может дать выход своей агрессии. Те малыши, которые испытывают чувство неуверенности и страха, занимаясь лепкой из глины, обретают чувство контроля и владения собой. Почему так происходит? "Глина - это вещество, которое легко удалять, и для ее использования не существует строгих специальных правил. Крайне трудно сделать ошибку при работе с глиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины", - пишет Вайолет Оклендер.

По наблюдениям В.Оклендер, болтливым детям работа с глиной помогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развития стимулирует словесное выражение своих эмоций.

Но для того, чтобы глина помогла ребенку, надо помочь малышу подружиться с глиной. Прежде всего, не оставляйте сына или дочку один на один с незнакомым материалом. Покажите, что глина может быть "сухая", а может - "мокрая". Как правило, малыши с восторгом овладевают именно "мокрой" глиной, вплоть до того, что ее кусочек оказывается полностью растворенным в миске с водой! И это закономерно по двум причинам. Во-первых, ребенку уже знаком "сухой" и твердый пластилин. Так что "сухая" глина для малыша не откровение. А во-вторых, это, с одной стороны, ощущение власти творца над материалом - вплоть до его уничтожения! И с другой стороны, это полное слияние с материалом!

Когда ребенок освоит и почувствует фактуру глины, начнется процесс творчества. Но шедевров поначалу ждать не придется. Если дать любому ребенку глину, он вылепит, скорее всего, две вещи - "чашу" и "змею". Конечно же, юный скульптор заслужил похвалу, а его поделки - почетное место на полке. Но вы должны помочь малышу освоить следующие этапы работы с глиной.

Предложите ему скатать шар, а потом отщипнуть от него кусочки - маленькие и большие… Проткнуть шар пальцем... Похлопать по нему ладошкой… Бросить с силой на пол…Разорвать на части и снова скатить глину в шар…Отщипнуть снова кусочек и скатать змею…Сначала толстую. Потом катать ее до тех пор, пока она не станет тонкой…Обернуть змею вокруг пальца…И снова скатать шар!

Что хотелось бы добавить в заключение? Лето дарит родителям и детям прекрасный материал для творчества. Это могут быть обычные речные камешки и песок на дачном участке или в парке. Еловые шишки, листья разных деревьев и цветы. Из сосновой коры можно вместе с ребенком выстругать, к примеру, целую флотилию, а из колючек репейника понаделать человечков! И всё это будет называться арттерапией. Потому что любое творчество помогает обрести душевное равновесие - как взрослым, так и детям!

искусства, в том числе профессионального, например, в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, А. С. Пушкина и др.

Народная игровая культура есть выражение внутреннего духовного мира народа (римские сатурналии, средневековые карнавалы, русские игрища). Важнейшие атрибуты игры – юмор, смех, пародия, гипербола.

Игра выполняет компенсаторную функцию – компенсирует человеку внешнюю необходимость жизни с ее императивностью (обязательностью), строгой иерархичностью и жесткой структурированностью.

«Человек разумный» занимается игровой деятельностью посредством языка, искусства, коммуникации, поэтому он всегда «человек играющий».

Повторим еще раз мысль И. Ф. Шиллера:

«Человек <…> бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

3.5. Другие культурологические концепции

Возникновение и становление футурологии

В мировой культурологии активно разрабатываются футурологические идеи будущего развития культуры и цивилизации.

Прогрессирующее развитие науки и техники в XX веке утвердило веру в прогресс. Но так ли он бесконечен? Не имеют ли технические возможности «принципиальный предел»? Разрешимы ли глобальные проблемы человечества?

На эти и другие вопросы пытается ответить футурология (от лат.futurum : будущее +logos : слово, учение, наука). Это своего рода история, но история не прошлого, а предполагаемого будущего.

«Без осознания будущего, – считал Карл Ясперс, – вообще не может быть философского осознания истории».

Научно обоснованное предсказание (прогноз) является неотъемлемой функцией любой научной дисциплины. С 1973 года существует Всемирная федерация исследований будущего, в

которую входит ряд прогностических научных обществ, в том числе Исследовательский комитет по футурологии Международной социологической ассоциации.

В настоящее время при конгрессе США существует четыре структурных подразделения, непосредственно ведущих футурологические исследования и долгосрочные прогнозные разработки:

Бюро анализа проблем будущего.

Футурологическая группа Исследований службы Конгресса США.

Управление суммарных оценок. Управление оценки технологии.

Главным предметом прогностического изучения в футурологии являются тенденции развития научно-технической революции (НТР) и ее последствия, перспективы развития общества.

Термин «футурология» был предложен в 1943 году немецким социологом О. Флехтхеймом в качестве названия некоей «философии будущего». Его идея нашла широкий отклик в научной среде. Во второй половине ХХ столетия «наука о будущем» стала очень бурно развиваться.

О. Шпенглера.

В начале 1960-х годов термин «футурология» получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем».

Футурология в широком значении – совокупность представлений о будущем Земли и человечества; в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.

В западной футурологии выделилось несколько течений, в том числе апологетическое, реформистское, леворадикальное и др.

В 1960-е годы преобладало апологетическое направление,

которое опиралось на разного рода технологические теории постиндустриального общества, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономического развития

доказывали неизбежность катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции (НТР) (А. Ускоу и др.).

В начале 1970-х годов на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности«глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб1 , включающий видных западных ученых, политиков, бизнесменов. По его инициативе развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования вычислительной техники, анализируются экологические последствия развития техногенной цивилизации.

Участники этих исследований и другие футурологи разделились на два основных направления: одни из них стали развивать идеи социального пессимизма (Д. Медоуз, Дж. Форрестер, Р. Хейлбронер), а другие («технооптимисты») пытались доказать возможность избежания катастрофы с помощью «оптимизации» общества (Э. Ласло, М. Месарович, О. Тоффлер, А. Эррера).

Идейной базой технологически детерминированной футурологии стали работы американских социологов У. Ростоу и Д. Белла. Первый заложил основы современной теории индустриального общества, а второй вывел из нее теорию постиндустриального, или информационного, общества.

По мнению У. Ростоу, индустриальное общество приходит на смену традиционному. Вследствие использования возможностей, порождаемых современной наукой и техникой, аграрное производство традиционных обществ было заменено индустриальным. В свою очередь, на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Главенствующую роль в новом укладе будет играть не индустриальное производство, а информация.

1 Подробнее о Римском клубе см. раздел 4.6 «Цивилизация и глобальные проблемы человечества».

Широчайшее распространение на Западе получила концепция «шока от столкновения с будущим», выдвинутая американским футурологом О. Тоффлером. Отвергая теории «индустриализма», Тоффлер остается на позициях социального пессимизма в отношении экологического будущего планеты. Выход из создавшегося положения Тоффлер видел в развитии «информационного общества».

Ученые все чаще говорят о необходимости глубокого целенаправленного изучения экологической и других глобальных проблем человечества не только в комплексе природных, технических, но и социокультурных факторов. В современной футурологии обозначилисьаксиологические (ценностные) иэкоаксиологические течения. Их представители, основываясь на анализе структуры и динамики изменения ценностей, пытаются проследить альтернативные пути социально-экономического развития, исходят из того, что тщательный учет систем ценностей и их возможных смещений в будущем может служить необходимой предпосылкой любого комплексного социального прогноза. (Взаимосвязь между экономикой и культурой была раскрыта в работах крупнейшего американского социолога Даниэла Белла.)

Данный подход получил развитие в целом спектре «стратегий выживания» последних лет, основанных на концепции «реформ сознания человечества». Не случайно главное, за что ратовал создатель Римского клуба А. Печчеи, – это качественный скачок в человеческом мышлении. Такой скачок он называл «человеческой революцией» и подчеркивал, что ее осуществление возможно только через развитие и совершенствование самого человека.

Один из самых активных членов Римского клуба Э. Ласло в книге «Прыжок в будущее: строя завтрашний мир сегодня» также обосновывает тезис о том, что кризисные явления современного мира являются прямым следствием доминирующей системы ценностей на Западе (принцип «laisser faire» (вседозволенность), культ эффективности, экономическая рациональность (все может быть измерено в деньгах), технологический императив (все, что может быть сделано, должно быть сделано) и др.) .

Это говорит о том, что большинство западных ученых попрежнему продолжают оставаться на позициях гуманизма, и возлагают надежды на некую «духовную революцию», результатом

Проведение игр и обучение социальным ролям , согласно исследованиям в области психологии развития, имеет важное значение для формирования личности у детей (Oerter, Montada). Освоение социальных ролей, например полоролевого поведения, происходит в ходе динамичного, нередко полного конфликтов процесса, в основе которого лежат более или менее фиксированные, направленные на ребенка ролевые ожидания в семье, в школе, в кругу друзей, а позднее в профессиональной сфере и в партнерских отношениях (см. Remschmidt).

При этом углубляющиеся и продолжительные конфликты могут приводить к трудностям социальной адаптации, нарушениям поведения в семье или в школе вплоть до развития психопатологической симптоматики. В таких случаях особенно эффективным методом терапии могут быть ролевые игры. Их можно проводить как индивидуально, так и в группах. В отличие от разговорной терапии для этого метода характерны активные действия и систематические упражнения.

Ролевые игры могут использоваться как дополнительные элементы в рамках других форм терапии (поведенческой терапии, семейной терапии, разговорной терапии), а также как дидактический метод (в школе и высших учебных заведениях, при супервизии и в балинтовских группах). Наконец, ролевые игры могут успешно интегрироваться в процесс игровой терапии с детьми. При этом, например, хорошо зарекомендовал себя способ представления и переживания определенных конфликтов с помощью фигур сцено-теста, цель которого в том, чтобы путем совместного анализа привести пациента к пониманию сути конфликта и возможностей альтернативных способов поведения.

Такие способы можно вырабатывать и закреплять во время индивидуальных или групповых сеансов терапии, чтобы в конечном итоге перенести их на конкретные повседневные ситуации (см. Muller-Kuppers).

Различные формы ролевых игр

Различают следующие формы ролевых игр :
групповые;
спонтанные;
конфликт-центрированные;
личностно-центрированные;
тематически-центрированные;
игры в рамках тренинга уверенности в себе;
игры в рамках семейной терапии;
игры в рамках индивидуальной игровой терапии.

Групповые игры особенно подходят для начала серии групповых терапевтических занятий, чтобы с помощью этого метода добиться доверия пациентов, исчезновения у них страха и сопротивления при распределении ролей. При этом для групповой интеграции выгодно, чтобы по возможности все участники терапии получили роли. Особенно хорошо подходят для этого сказки: они, как правило, хорошо известны, и поэтому при их использовании групповая игра может не состояться лишь при каких-то неблагоприятных обстоятельствах. После соответствующей инструкции члены группы получают задание распределить между собой роли и под скрытым руководством терапевта инсценировать сказку. Уже в ходе обсуждения отдельных ролей и их распределения можно получить важные сведения о групповых динамических процессах и индивидуальных проблемах, которые могут быть использованы в психотерапевтических целях.

Например, отчетливо выявляется нежелание отдельных участников выступать в определенных ролях , идентифицировать себя с конкретными персонажами; некоторые пациенты пытаются получить те роли, которые демонстрируют власть и высокий социальный статус. При инсценировке в отличие от театральных постановок речь идет не о жестко определенной ролевой структуре с выученным наизусть текстом. Гораздо желательнее, чтобы групповая игра предоставляла возможности для индивидуальной импровизации, повышающей спонтанность, готовность брать на себя большую ответственность, способствовать процессу обучения, учитывать потребности других участников группы.

В группах, уже прошедших определенный тренинг в ролевых играх , нередко возникают спонтанные игры (например, на семейные и школьные темы). Без целенаправленного руководства группа берет на себя исполнение ролевой игры в соответствии с социальной иерархией. Но если, например, нужно остановить выяснение отношений или хаотичные отступления от сюжета, которые могут возникнуть у детей, то требуется вмешательство терапевта.

Более структурированно протекает процесс при других формах ролевых игр . При конфликт-центрированных играх могут, например, разыгрываться темы и конфликты, возможные в самой терапевтической группе, в отделениях клиники, в школьных классах, семьях и других социальных группировках.

Можно, скажем, проработать конфликт , который часто повторяется в отделении клиники и состоит в том, что больные отказываются вставать после утреннего пробуждения. Они объясняют свое поведение тем, что их будят слишком рано или слишком резким тоном. Эта ситуация может быть представлена в ролевой игре; при этом один участник группы берет на себя роль представителя персонала, который должен по утрам будить пациентов. Другие члены группы разыгрывают роли других пациентов или самих себя. Проигрывание сцены утреннего подъема пациентов, когда больной, играющий роль представителя персонала, входит в комнату и громко кричит «Вставать!», может привести к тому, что пациенты откажутся выполнить это требование. Все участники этой ролевой игры могут заново пережить ту же сцену в терапевтической группе, где они - в отличие от реальной ситуации - имеют возможность сообщать о своих переживаниях и наблюдениях.

Возможно, пациенты придут к единодушному мнению, что с ними обращаются неправильно и что именно этим объясняется их сопротивление. Член группы, исполняющий роль сотрудника клиники, может со своей стороны выразить чувства, которые он испытывал при попытке разбудить пациентов. При этом может выясниться, что он действовал не из злостных побуждений, а просто выполнял свои обязанности в соответствии с режимом отделения и заботился о том, чтобы не было опозданий (к утреннему туалету, к завтраку, в школу). Пациенты могут с помощью этой ролевой игры понять, что в рамках совместной жизни в клиническом отделении требуется выполнять все правила общежития. Но результатом игры может стать и то, что пациенты будут вставать гораздо охотнее, если этого не станут требовать от них в столь резкой форме. Новое проигрывание этой сцены с изменением тона обращения (слово «вставать» произносят не как военную команду, а нежно и ласково) может привести к тому, что требование будет выполняться без возражений.

В результате такой конфликт-центрированной игры персонал отделения может получить информацию о необходимости соответствующих изменений.

При проведении индивидуально-центрированной ролевой игры в центре событий находится отдельный член группы. После его рассказа о собственных проблемах инсценируется ролевая игра с целью дать участникам возможность еще раз пережить те же конфликты под защитой психотерапевтических условий и в заключительном анализе выяснить возможности их разрешения. Полезна при этом психодраматическая техника «ролевого обмена», предполагающая при проигрывании определенных сцен выступление «протагониста» в роли других лиц из реальной жизни.

Выступление в роли близкого ребенку лица может быть очень эффективным. Например, проигрывание сцены семейного конфликта в подобной игре с обменом ролями дает возможность понять взаимосвязи между действиями и реакциями участвующих в этом лиц.

При тематически-центрированных играх группа выбирает определенную тему, важную для всех ее членов. Тематически-центрированный процесс имеет то преимущество, что каждый участник может лучше преодолеть свои страхи. Например, в групповой работе с подростками может выявиться трудность установления контактов с другими подростками. В ролевой игре может быть представлен собственный опыт пациентов. Это позволяет выяснить, какого рода трудности имеют место, причем другие члены группы или сам терапевт иногда вносят предложения по поводу изменений, которые могут быть полезны для установления контактов и испробованы в следующей фазе тренинга.

Ролевая игра является важным составным элементом «тренинга уверенности в себе» (см. Mattejat, Jungmann). При этом могут проигрываться сцены и апробироваться роли, реализация которых пациенту удается с трудом. Тренирующие ролевые игры могут помочь, например, больным с шизофреническим психозом. При этом в щадящих условиях в присутствии терапевта может проводиться тренинг повседневных навыков, таких, как умение делать покупки, спрашивать незнакомых людей о правильной дороге, покупать билет в кассе вокзала и т. п. (Bosselmann et al.).

Ролевые игры можно также использовать в семейной терапии (Innerhofer, Warnke). При этом можно разыгрывать, переживать и анализировать повторяющиеся сцены семейных конфликтов. Нередко приходится наблюдать, какое сильное воздействие оказывает на отдельных членов семьи обмен ролями. Например, ребенок с «нарушенным поведением» берет на себя исполнение роли наказывающего отца, а последний исполняет роль ребенка, и получает возможность почувствовать, что такое для ребенка наказание.

Ролевые игры можно с успехом использовать и в рамках индивидуальной терапии, например при затруднениях в обучении, выявляющихся в школе и связанных со специфическими нарушениями взаимоотношений между педагогом и пациентом. Ролевая игра может быть разыграна таким образом, что пациенту предоставляются возможности обучения, максимально близкие к реальности, причем терапевт принимает на себя роль учителя, постепенно подводит пациента к ситуациям, вызывающим у него чувство страха, и помогает ему путем преодоления такой ситуации испытать ощущение успеха. Этот собственный опыт, обучая преодолевать жизненные ситуации, ранее вызывавшие страх, стабилизирует самооценку.

Общий процесс ролевой игры

В групповой терапевтической ролевой игре можно выделить следующие фазы:
1) круговая беседа (выявление тем и конфликтов);
2) переход к игре;
3) распределение ролей;
4) фаза ;
5) ролевая обратная связь, т. е. рассказ о переживаниях;
6) вербальный анализ ролевой игры;
7) сообщение о понимании конфликтов;
8) проработка и апробация альтернативных способов переживания и поведения.

За круговой беседой, в которой выкристаллизовываются тематика группы или конфликты отдельных членов группы , следует переход к игровой фазе. Для группы, с доверием воспринимающей метод ролевой игры, требуются лишь некоторые пояснения, чтобы заняться распределением ролей и перейти к фазе игры. При этом участники исполняют полученные роли в рамках более или менее жесткого сценария совместных действий. После окончания игровой фазы должна быть реализована ролевая обратная связь. Участники описывают свои переживания в фазе игры при исполнении своих ролей. Так как их действия не всегда поддаются сознательному контролю и могут вызвать сильные эмоциональные проявления, не исключены острые декомпенсации.
При этом задача терапевта состоит в их предупреждении путем стабилизирующих воздействий и предвидения возможных ситуаций. Это может произойти и при анализе разыгрываемой ситуации. При этом вновь прорабатываются индивидуальные переживания пациентов, чтобы помочь им увидеть возможность альтернативных чувств и способов поведения. В заключительной фазе может проводиться регулярный тренинг альтернативных форм поведения.

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре , обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее.

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети.

Виды игровой психотерапии

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление , в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.
Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн . Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд - способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию , как ответвление Юнгианской школы психоанализа .

История возникновения метода

См. также

Примечания

Литература

  • Игровая семейная психотерапия. Под ред. Ч. Шеффера. - С-Пб., Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. - М., Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. - С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. - М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. - М., Апрель-Пресс, 2007 г, 416 стр.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей. Под ред. Маджидова Н. М. - Т.: Медицина, 1979. - 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 224
  • Е. В. Фадеева, Б. М. Коган статья Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом журнал «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» № 1 (2) 2004
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Игровая кампания
  • Игровка (Янаульский район)

Смотреть что такое "Игровая психотерапия" в других словарях:

    ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, структурирования и др. позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром. Таким образом, игра была положена в основу метода лечения эмоциональных и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Игровая психотерапия - Метод психотерапии, использующий естественную потребность ребенка в игре, являющуюся важной составной частью гармонического его развития (навыков, воображения, самостоятельности). Применяется как самостоятельная методика и в комплексе с другими… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Игровая психотерапия - (play therapy) использование игровых процедур в терапевтической практике, особенно при лечении детских расстройств. Рассматривается как вариант катарсиса, то есть метода лечения, дающего возможность символически отреагировать определённые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психотерапия групповая - использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. П. г. может включать обучение больных интерпретации симптомов и особенностей собственного поведения и… … Большая психологическая энциклопедия - психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными… … Энциклопедия Кольера

    Психотерапия (psychotherapy) - П. это метод работы с пациентами/клиентами в целях оказания им помощи в модификации, изменении или ослаблении факторов, мешающих эффективной жизни. Она предполагает взаимодействие между психотерапевтом и пациентами/клиентами ради достижения этих… … Психологическая энциклопедия

    ПСИХОТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ - вид психотерапии, при котором в лечебных целях используются специально подобранные игры, в т.ч. подвижные игры различной интенсивности … Психомоторика: cловарь-справочник

Жизнь человека и его деятельность – это уникальные процессы, обладающие множеством особенностей. Человек рождается, уже имея определённые предрасположенности, склонности, способности. Но для того, чтобы его взаимодействие с окружающим миром и обществом могло быть более эффективным и продуктивным, человеку нужно «улучшать», «прокачивать» себя и свою личность. И процесс этого улучшения начинается уже с самых малых лет, но не заканчивается, можно сказать, никогда, т.к., как говорится, нет предела совершенству. С целью формирования, закрепления и улучшения качеств личности сегодня применяется огромное количество самых разных методов и практик. Но поговорим мы, пожалуй, о самой популярной и эффективной из них – социально-психологических играх.

В этой странице мы разберёмся в том, что вообще представляют собой психологические игры, в чём их особенности и для чего они нужны. Всем мы не раз слышали о том, что существуют игры для детей, для подростков, для школьников, для студентов, малые, большие, ролевые, деловые. Они могут быть направлены на развитие каких-либо качеств, на формирование навыков общения, на сплочение и т.д. Игры проводятся в детских садах, школах, лагерях отдыха – это детские игры. В высших учебных заведениях, на предприятиях и в крупных фирмах также проводятся игры, но это уже игры для взрослых, которые нередко входят в программу каких-либо тренингов и семинаров. Бывают даже компьютерные психологические игры – они очень популярны в наше время, когда практически каждый человек имеет домашний компьютер или ноутбук. Так в чём же причина того, что игры стали неотъемлемой частью человеческой жизни и присутствуют практически в каждой её области? И какие игры можно и нужно использовать для себя? Ответы на эти и многие другие вопросы мы и представляем вашему драгоценному вниманию.

Что такое игра?

Игра – это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, где происходит воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Также игрой является основной вид деятельности детей, посредством которого формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности. Термин «игра» используется ещё и для обозначения программ или наборов предметов для осуществления игровой деятельности.

Изучение психологии человека и психологических реальностей его жизни становится интереснее и эффективнее, когда осуществляется через деятельность, представляющую интерес для самого исследователя. И такой деятельностью, конечно же, является игра. Опыт уже не раз показал, что социально-психологические игры помогают людям очень серьёзно и глубоко воспринимать реальность психологического аспекта их жизни.

Функции игровой деятельности таковы:

  • Развлекательная - развлекает, поднимает настроение;
  • Коммуникативная – способствует общению;
  • Самореализационная – даёт возможность человеку проявить себя;
  • Игротерапевтическая – помогает преодолеть различные трудности, возникающие в жизни;
  • Диагностическая – позволяет выявить отклонения в развитии и поведении;
  • Коррекционная – позволяет внести изменения в структуру личности;
  • Социализационная – даёт возможность включить человека в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм.

Основные виды психологических игр и их особенности

Игры могут быть деловыми, позиционными, инновационными, организационно-обучающими, обучающими, организационно-мыслительными, организационно-деятельностными и другими. Но всё же выделяют несколько основных видов психологических игр.

Игровые оболочки. В этом виде игр сам игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих, коррекционных и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств и процессов личности, а также развитию рефлексии и саморефлексии.

Игры-проживания. В играх-проживаниях происходит индивидуальное и совместное с группой людей освоение игрового пространства, построение в его пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Данный вид игр развивает мотивационный аспект личности человека, систему его жизненных ценностей, личностную критичность; позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими; расширяет представления о человеческих чувствах и переживаниях.

Игры-драмы. Игры-драмы способствуют самоопределению их участников в определённых ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается мотивационная сфера, система жизненных ценностей, готовность к совершению выборов, умение ставить цели, навык планирования. Формируются особенности рефлексии и саморефлексии.

Проектные игры. Проектные игры оказывают влияние на освоение и осмысление человеком инструментальных задач, которые связаны с построением деятельности, достижением конкретных результатов и систематизацией системы деловых взаимоотношений с окружающими. Происходит развитие навыков постановки целей, планирования и умения адаптировать действия под конкретные условия. Формируются навыки саморегуляции, развивается личная критичность и умение соотносить свои действия с действиями других людей.

Представленные выше виды психологических игр могут применяться и как самостоятельные, и использоваться в совокупности с другими. Данные нами описания являются самыми общими и дают лишь поверхностное представление о психологических играх.

Теперь же мы переходим к самому интересному блоку – самим играм. Далее нами будут рассмотрены одни из самых популярных и эффективных игр, и их польза в развитии и жизни человека.

Самые популярные и эффективные игры и их польза

Треугольник Карпмана-Берна

Треугольник Карпмана-Берна – это, если быть точным, даже не совсем игра. Точнее игра, но неосознанная. Игра, в которую играют люди, не имея ни малейшего представления о том, что стали её участниками. Но, в силу того, что это явление существует, о нём необходимо упомянуть.

Этот треугольник представляет собой упрощённую модель психологических манипуляций, которые имеют место быть почти во всех областях жизни человека: семье, дружбе, любви, работе, бизнесе и т.д. Данная взаимосвязь ролей, которые возникают в процессе человеческих отношений, была описана американским психотерапевтом Стивеном Карпманом, продолжающим идеи своего учителя – американского психолога Эрика Берна. Эта взаимосвязь, при условии, если она развивается по «схеме» данного треугольника, сама по себе деструктивна и влияет на людей, участвующих в этом треугольнике, исключительно отрицательно.

Т.к. это треугольник, у него есть три стороны: человек, выступающий в роли жертвы («Жертва»), человек, оказывающий давление («Агрессор») и человек, вмешивающийся в ситуацию и желающий помочь («Спаситель»).

Обычно получается так: между двумя людьми возникает проблема или сложная жизненная ситуация. Таки образом, появляется «Агрессор» и «Жертва». «Жертва», ищущая решение проблемы, обращается к третьей стороне – человеку, который и становится «Спасителем». «Спаситель» в силу своей доброты, осведомлённости или каких-либо других причин решается помочь и что-то советует. «Жертва» следует совету и ведёт себя соответственно совету «Спасителя». В итоге, совет приводит только к ухудшению ситуации и крайним уже оказывается «Спаситель» - он становится «Жертвой», «Жертва» - «Агрессором» и т.д. Время от времени каждый из нас играет роль одной из сторон треугольника Карпмана-Берна. Сам же треугольник нередко становится причиной больших ссор, неприятностей, бед и т.д.

Чтобы вы могли подробно познакомиться с треугольником Карпмана-Берна, узнать его особенности и увидеть наглядные примеры, соотносимые с нашей повседневной жизнью, вы можете в Википедии .

Теперь же мы переходим непосредственно к играм, имеющим очень серьезный психологический аспект. Эти игры намеренно организовываются людьми как с целью победить/выиграть, так и с целью оказать определённое влияние на личность человека. Организация и участие в этих играх дают человеку возможность глубже вникнуть в суть его взаимоотношений с самим собой и окружающими его людьми. Первой игрой, которую нам стоит рассмотреть как психологическую, является игра «Мафия»

«Мафия»

«Мафия» - это словесная ролевая игра, созданная в 1986 году студентом МГУ Дмитрием Давыдовым. Играть в неё рекомендуется людям от 13 лет. Оптимальное количество игроков: от 8 до 16. В процессе моделируется борьба меньшей организованной группы с большей неорганизованной. По сюжету, уставшие от деятельности мафии жители города решают посадить в тюрьму всех представителей криминального мира. В ответ на это, бандиты объявляют войну горожанам.

В начале ведущий раздаёт участникам по одной карте, определяющей их принадлежность к мафии или горожанам. Игра проходит «днём» и «ночью». Ночью активна мафия, днём – горожане. В процессе чередования времени суток мафиози и жители города ведут каждый свою деятельность, в ходе которой игроков в каждой команде становится всё меньше. Информация о событиях направляет все дальнейшие действия участников. Игра считается законченной, когда полностью побеждает одна из команд, т.е. когда либо «убиты» все горожане, либо «посажены» все бандиты. Если игроков очень мало, то игра получается слишком короткой, если же игроков больше, чем нужно, возникает суматоха и неразбериха, и игра теряет смысл.

Игра «Мафия», прежде всего, основана на общении: обсуждениях, спорах, установлении контактов и т.д., что максимально приближает её к реальной жизни. Ведь в игре используются и проявляются все черты и свойства человеческой личности. Психологический аспект игры таков, что для успешного взаимодействия с другими человек должен стараться применять и развивать свои актёрские способности, дар убеждения, лидерство, дедукцию. «Мафия» прекрасно развивает аналитическое мышление, интуицию, логику, память, сообразительность, театральность, социальное влияние, командное взаимодействие и многие другие важные в жизни качества. Основной психологизм этой игры состоит в том, какая же команда всё-таки одержит победу. Ведь одна команда – это мафиози, которые знают друг друга, но ни в коем случае не настроены на то, чтобы играть в убыток себе и, к тому же, имеют возможность ликвидировать горожан. А вторая команда – это мирные жители, незнакомые друг с другом, которые могут действовать наиболее эффективно, лишь взаимодействуя с мафией. «Мафия» таит в себе огромный потенциал и приносит огромное удовольствие в интеллектуальном и эстетическом плане.

Детали игры «Мафия», её правила, стратегические и тактические особенности и множество другой касающейся неё подробной и интересной информации, вы найдёте в Википедии .

«Покер»

«Покер» - это всемирно известная карточная игра. Её цель – выиграть ставки, собрав для этого самую выгодную комбинацию из четырёх или пяти карт или сделав так, чтобы все участники прекратили своё участие. Все карты в игре либо полностью, либо частично закрыты. Особенности правил могут быть разными – это зависит от разновидности покера. Но для всех видов общим является наличие торговли и игровых комбинаций.

Для игры в покер используются колоды по 32, 36 или 54 карты. Оптимальное количество игроков: от 2 до 10 за одним столом. Самой высокой картой является туз, затем король, дама и т.д. Иногда младшей картой может быть туз – в зависимости от карточной комбинации. Разные виды покера состоят из разного количества улиц – раундов торговли. Каждая улица начинается с новой раздачи. Как только карты розданы, любой игрок может сделать ставку или покинуть игру. Побеждает тот, чья комбинация из пяти карт окажется самой лучшей, или же тот, кто сможет вытеснить других игроков и останется один до того момента, когда карты будут вскрыты.

Психологический аспект покера является очень важным, т.к. играет серьёзную роль в тактике и стратегии игры. Ходы, совершаемые игроками, основываются, в большей степени, на их навыках, привычках и представлениях. Таким образом, стили игроков базируются на определённой психологической основе и являются отражением желаний и опасений людей, понимание которых даёт одним игрокам преимущества над другими. Также стиль игрока является отличным отображением черт его характера. Ведь любая личностная характеристика, как известно, влияет на поведение человека и, следовательно, и на его поведение в игре и те решения, которые он принимает в тех или иных условиях игры. Конечно, покер – это азартная игра, в которую играют на деньги. И не имея игровых навыков, человек рискует оказаться в незавидной ситуации. Но если играть в покер без ставок ради тренировки, например, с друзьями, то он будет отличным способом развития и оттачивания таких качеств, как интуиция, логическое мышление, умение «читать» людей и маскировать свои намерения, психологическая устойчивость, выдержка, хитрость, внимательность, память и многих других. Нельзя не отметить, что игра в покер, помимо всего прочего, развивает, самоконтроль, тактическое и стратегическое мышление, а также способность осознавать мотивы других людей. А эти качества так часто оказываются нам нужны в нашей повседневной жизни.

Подробности игры «Покер», правила, стратегии и другие интересные детали можно найти в Википедии .

«Диксит»

«Диксит» - это ассоциативная настольная игра. Состоит из 84 иллюстрированных карт. Играть в неё могут от 3 до 6 человек. В начале каждый игрок получает по 6 карт. Все ходят по очереди. Одного из участников игры объявляют Рассказчиком. Он берёт одну карту и кладёт перед собой так, чтобы не было видно картинки. Затем он должен описать её словом, фразой, звуком, мимикой или жестом, который у него ассоциируется с картинкой. Другие карту не видят, но среди своих карт ищут наиболее подходящую под описание Рассказчика, и так же выкладывают на стол картинкой вниз. После этого все эти карты перемешиваются и выкладываются в ряд, а игроки с помощью жетонов с номерами должны угадать карту, которую изначально описывал Рассказчик. Далее игроки вскрывают все карты, подсчитывают очки. Тот игрок, который угадал карту, двигает вперёд свою фишку. Когда все карты закончатся, игра будет окончена. Побеждает тот, у кого больше всех очков.

Игра «Диксит» обладает рядом особенностей, одна из которых состоит в том, что ассоциации не должны быть не сильно простыми, не сильно сложными, т.к. тогда карту будет очень легко либо очень сложно угадать. Сама же игра является прекрасным средством для развития аналитического и ассоциативного мышления, интуиции, фантазии, сообразительности и других качеств. Во время игры участники учатся чувствовать других людей, понимать их без слов и таким же образом объяснять. Можно сказать, что, помимо всего прочего, формируются и навыки эффективного невербального общения. Игра очень интересна и всегда проходит в позитивной дружеской обстановке.

Узнать больше об игре «Диксит» и некоторых её особенностях вы можете в Википедии .

«Имаджинариум»

«Имаджинариум» - аналог игры «Диксит». В ней так же нужно подбирать ассоциации к картинкам разной смысловой нагрузки. Правила игры такие же, как в «Диксит»: один игрок (Рассказчик) выбирает карту и описывает её при помощи ассоциаций. Остальные игроки выбирают одну наиболее подходящую карту из числа своих, и кладут на стол рисунком вниз. После все карты перемешиваются, и игрок начинают их угадывать.

Игра «Имаджинариум» ни чем не уступает своему прообразу и исключительно благотворно влияет на развитие многих качеств человеческой личности, а именно: развивает интеллект, аналитическое мышление, интуицию, воображение, фантазию. Игра активизирует творческие способности, умение интуитивно понимать других, всячески способствует улучшению коммуникативных способностей и повышению эффективности общения.

Познакомиться с более подробным описанием игры «Имаджинариум» можно на сайте Мосигры .

«Активити»

«Активити» - это коллективная ассоциативная игра, в которой нужно объяснять слова, записанные на карточках. Всего в игре 440 карточек с шестью заданиями на каждой. Стандартный набор рассчитан на людей от 12 лет. Но существуют варианты «Для детей» и «Для малышей». Минимальное количество игроков – двое. Максимальное – практически не ограничено. Объяснять слова можно с помощью мимики, рисунков или слов-синонимов. Чтобы объяснить, что загадано, у вас есть всего одна минута. Есть задания индивидуальные, а есть общие. Игроки должны передвигать фишки по игровой карте. Побеждает та команда, которая первой дойдёт до финиша. В процессе также можно выбирать более сложные или более простые задания. За более сложное задание даётся больше очков.

Игра «Активити» прекрасно походит для отдыха и весёлого времяпрепровождения и отлично поднимает настроение. «Активити» развивает стратегическое мышление, сообразительность, фантазию, умение работать в команде, интуицию, аналитические способности. Игра способствует раскрытию потенциала и даёт возможность каждому человеку проявить себя с совершенно разных сторон. А множество тактических возможностей и вариантов поведения в ещё большей степени способствуют этому. И дети, и взрослые получат от этой игры массу удовольствия и положительных эмоций.

«Монополия»

«Монополия» - одна из самых известных в мире развивающих настольных игр. Жанр игры: экономическая стратегия. Минимальное количество игроков: двое. Суть игры заключается в том, что добиться экономической стабильности для себя и банкротства для других игроков, используя стартовый капитал. Начальная сумма у каждого игрока одинакова. Игроки по очереди совершают ходы по игровому полю, бросая кубик. Побеждает тот, кто заработал больше всех денег. Игра заканчивается, когда кто-то окончательно разоряется или когда банкомат перестаёт выдавать денежные банкноты и карточки удачи.

Игра «Монополия» уже на протяжении многих лет сохранят свою популярность среди огромного количества людей. Во-первых, она прекрасно поднимает настроение и дарит множество положительных эмоций. Во-вторых, игра формирует культуру общения, благодаря тесному взаимодействию участников друг с другом. В-третьих, в процессе игры развиваются задатки предпринимательства и финансовой грамотности, совершенствуются математические знания, логическое и стратегическое мышление, чувство тактики. Не маловажным является и то, что игра «Монополия» тренирует память, развивает внимание, а также раскрывает лидерские задатки, самостоятельность, ответственность и стремление человека самому быть хозяином своей жизни. В дополнение к этому, вырабатываются такие качества, как умение ждать, терпение, усидчивость, спокойствие.

Узнать больше информации об игре «Монополия» можно в Википедии .

Другие игры

Игры, о которых мы вкратце упомянули, ни в коем случае, не являются единственными в своём роде, но их смело можно назвать достойными примерами одних из самых лучших психологических игр. Направленность и форма психологических игр могут быть совершенно разными. Главное – найти наиболее интересную для себя игру и просто начать играть в неё. А ещё лучше – попробовать все игры. Это, одновременно, окажет положительное влияние на многие ваши личностные характеристики, и поможет определиться с тем, какой вид игр более всего подходит лично вам.

В качестве дополнения можно привести ещё несколько игр, которые вы можете освоить. Это замечательная игра «Телепатия», основной направленностью которой является самопознание, осознание себя и развитие своих скрытых способностей. На развитие умения слушать и внимательность есть прекрасная игра, которая называется «Заблудившийся рассказчик». Она, кстати, затрагивает и межличностные отношения. Хорошая игра на доверие и взаимопонимание – «Монета». В ней также происходит тесное взаимодействие участников, что позволяет им глубже изучить психологические особенности друг друга. К категории подобных игр можно также отнести игры «Гомеостат», «Стыковка», «Шеренга», «Выбор» и другие. Информацию об этих и многих других интересных психологических играх вы сможете легко найти в Интернете. Кстати, об Интернете: сегодня разработано большое количество очень интересных компьютерных и онлайн-игр, имеющих ярко выраженную психологическую направленность. Вы можете найти такие игры в компьютерных магазинах или скачать из Интернета. Установленные на ваш домашний компьютер хорошие игры будут всегда способствовать более расслабленной и дружеской атмосфере в вашем доме. Вы всегда сможете отвлечься от повседневных дел, поиграв, например, в онлайн-монополию. А вашим детям будет интересно и весело наблюдать за тем, как играете вы и самим участвовать в процессе. Естественно, есть развивающие онлайн-игры и для детей, играть в которые - одно удовольствие. Поищите на просторах Интернета что-нибудь подходящее, и вы обязательно найдёте стоящий вариант для себя и своих близких.

Игры как способ эффективного психологического воздействия, как уже упоминалось ранее, нашли применение в самых разных сферах человеческой деятельности. Человек начинает играть с самых малых лет – дома с родителями, в детском саду с другими детьми. Затем мы сталкиваемся с разными играми в младших и старших классах школы, институте, университете. Во взрослой жизни нас тоже окружают игры, но это уже игры для взрослых. С помощью таких игр люди, стремящиеся к успеху и самосовершенствованию, развивают свои сильные качества и работают над слабыми. И это на самом деле делает их более сильными и развитыми личностями, повышает их эффективность и результативность, делает взаимодействие с окружающим миром и самими собой более глубоким и гармоничным.

Не стоит пренебрегать этим способом саморазвития и вам. Играйте в игры, меняйте их, придумывайте свои. Возьмите игры себе на «вооружение» и сделайте их частью своей жизни. Так вы сможете всегда находиться в процессе развития. А сам процесс личностного роста никогда вам ни наскучит и будет продолжать оставаться интересным и увлекательным.

Желаем вам успехов на пути самосовершенствования и изучения психологии человека!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры