Картина рериха заморские гости описание картины. Сочинение по картине «Заморские гости

Главная / Измена мужа

Один из самых загадочных художников Николай Рерих родился 9 октября. За свою жизнь он создал около семи тысяч картин. Рериха называют одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Даже краткая биография художника похожа на удивительный роман. Он успел объездить практически весь мир. Рерих жил во Франции, Бельгии, Голландии, германии, Англии, Финляндии, США, Китае, ездил на Цейлон, Филиппины, а последние годы провёл в Индии. В российский период художник создал знаменитую серию картин «Начало Руси. Славяне». Одна из самых ярких работ серии - картина «Заморские гости».

Николай Рерих с детства интересовался историей, живописью. Родители не поддерживали его увлечение искусством. Его отец был нотариусом и готовил сына для юридической карьеры. Тем не менее, Николай Рерих одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. Занимался в мастерской художника Архипа Куинджи. Дипломная картина Рериха «Гонец (Восстал род народ)» была сразу же приобретена коллекционером Павлом Третьяковым.

Николай Рерих «Гонец (Восстал род на род), 1897

После выпуска из Академии Рерих много работал в историческом жанре, он отправился в большое путешествие по России, посетив более 40 городов. Художник изучал корни русской культуры, памятники истории. За время поездки он создал около 90 этюдов и сделал фотографии, которые вошли в книгу художника Игоря Грабаря «История русского искусства». По впечатлениям от этой поездки Николай Рерих создал цикл «Начало Руси. Славяне». На год он уехал в Париж учиться живописи в мастерской художника Ф. Кормона. Во Франции художник и создал картину «Заморские гости» (холст, масло 85х112,5).

Николай Рерих «Заморские гости», 1901

Картина «Заморские гости» сразу получила всеобщее признание, художник сделал с нее несколько повторений. Рерих говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь». На выставке в Императорской академии художеств «Заморских гостей» в 1902 году приобрел Николай II для Царскоселського дворца. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

У картины есть авторский заголовок «Народная живопись», который напоминает мотивы и краски народной живописи. В картине «Заморские гости» есть символы и элементы, которые можно увидеть в иконах или в работах мастеров прикладного искусства – ладьи, сочетание красного, синего, белого. И в то же время в работе есть некая декоративность, которая отражает стиль модерн. Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. На вершине одного холма видны три кургана – это захоронения вождей. На другом – укрепленный славянский городок. Николай Рерих восхищался историей Древней Руси, он говорил: «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство…».

Рерих был не только мастер живописи, но и слова. У картины «Заморские гости» есть очень поэтичное описание, которое ей дал художник: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями <…>. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

У картины есть еще одна особенность – ни у одного из персонажей художник не изобразил четкого лица. Эта характерная черта есть и во многих других работах Николая Рериха. Об этой особенности художник Сергей Маковский говорил следующее: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они – безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они – без имени… Их нет отдельно, и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины».

Звучные, контрастные цвета складываются в яркую мозаику, которая переносит зрителей в далекий мир Древней Руси. Картину «Заморские гости» искусствоведы считают одним из самых сильных произведений художника.

Пять интересных фактов о Николае Рерихе

1 . До 1917 года Николай Рерих жил в России. В этот период он занимался археологией, коллекционированием, проектированием и росписью церквей, участвовал в проектах по возрождению русской старины. Художник также активно работал как сценограф. Он создал декорации и костюмы к театральным спектаклям, нескольким постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Одна из самых известных его театральных работ – балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского.

2. Во время Февральской революции семья Рерихов была в Финляндии, которая закрыла границы с Россией. Так в 1917 году Николай Рерих с женой Еленой и двумя сыновьями оказался отрезан от родины. Часть картин ему удалось вывезти. В Финляндии Рерих создает картины, посвященные Карелии, пишет часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории». Художник в 1918 году перебирается в Швецию, затем в Лондон, рассчитывая осуществить свою давнюю мечту – путешествие в Индию. Однако из-за финансовых трудностей поездку пришлось отложить.

3. Николай Рерих был первым русским художником, кому предложили выставку сразу в 30 городах США. Это масштабное трёхлетнее турне организовал Чикагский институт искусств. Николай Рерих с семьей в 1920 году переезжает в Нью-Йорк, где открылась его первая персональная выставка. Далее его выставки прошли в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне и других городах и имели большой успех. В США Рерих находит и новых учеников, и финансовую поддержку. Начинания художника спонсировал брокер Луис Хорш. Он также нашел деньги и на путешествие Рериха в Индию, куда художник с семьей отправился в 1923 году. При содействии Хорша в 1929 году в Нью-Йорке был открыт музей Рериха. Для чего был построен 29-этажный небоскреб Мастер-Билдинг в стиле ар-деко. Помимо музея в здании находились Институт объединенных искусств Мастера и аппарат-отель. Правда, в 1938 году Хорш после скандалов с художником полностью завладел зданием.

4 . С 1920-х по 1940-е основной темой в творчестве Николая Рериха был Восток. Он создал серию «Учителя Востока», серию об образах женщин «Матерь Мира», писал картины, освященные природе, горам. В его искусстве главенствовали философские поиски. Вместе с женой Еленой Рерих художник продвигал духовное учение Агни-Йога или «Живая Этика». Идея учения в том, что смыслом эволюции человечества является духовное совершенствование. А важнейший фактор проявления человеческого духа на Земле – культура, поэтому, по мнению Рериха, сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является главнейшей задачей общества.

Николай Рерих «Завет Учителя», 1947

Николай Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Художник завещал похоронить себя по индийскому обычаю. Философские начинания Рериха продолжили его сыновья – востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих.

Святослав Рерих «Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье», 1928

5. В коллекции воронежского музея им. И. Н. Крамского есть две монументальные экспозиции Николая Рериха «Утро княжей охоты» (холст, масло 1901 год). Сюжетный мотив в этой работе слит с пейзажем, который задает особое, «историческое» настроение.

Николай Рерих «Утро княжей охоты», 1901

В материале использованы данные из книги «Сто великих картин» Н. А. Ионина.

Заморские гости Рерих Н.К.

Заморские гости (1902 г.)
Николай Рерих (1874-1947). Русский музей
Николай Константинович Рерих - художник-философ, художник-мистик, художник-странник, художник-археолог, художник-литератор.
Наследие Николая Константиновича Рерихи - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был "замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии".

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни. Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни.

Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций "Художественная техника в применении к археологии", он говорил: "Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь".

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. "Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: "Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство..." - восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной "Гонец. Восстал род на род", которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После "Гонца", по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана.

Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием "Начало Руси. Славяне".

"Заморские гости" - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу...

Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством.

Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей.

Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: "У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины.

На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде".

И действительно, созданный на картине "Заморские гости" образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое "лицо" и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны.

Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей.

На своем полотне «Заморские гости», художник изобразил караван судов. Это ладьи, приплывшие на русские земли по каким-то своим делам. Зритель может только догадываться, купцы ли привезли товар или приехали послы.

Но можно определить, что миссия у заморских гостей мирная, ведь в руках людей нет оружия. Да и русская деревянная крепость на холме выглядит вполне дружелюбно. Впрочем, в те далекие времена мир очень быстро мог поменяться на войну, но ладьи приспособлены к битве. Мы видим щиты на их бортах и ратный шлем на голове у одного из гостей. Так же, как и на стены крепости в любой момент могут подняться ее защитники.

Судя по скромной растительности на берегах, можно предположить, что суда проходят по одной из северных рек. Да и путь в другое место у норманнов (а ведь именно их суда зритель видит на картине), занял бы слишком много времени. Из курса истории мы знаем, что в слишком далекие путешествия этот северный народ не отправлялся, ввиду того, что их суда были небольших размеров.

Николай Константинович не пожалел красок, чтобы подробно изобразить судно. Разноцветные паруса придают ему даже какой-то праздничный вид. Так же, как и многочисленная резьба на бортах, и искусно выполненная голова дракона. Все это говорит зрителям, что перед ними ладья не обычных воинов.

Дует попутный ветер, наполняя паруса. Большие буруны у носа ладьи говорят о том, что судно движется довольно быстро.

Природу Рерих тоже изобразил мастерски. Зеленая трава на холмах, необычайно прозрачная вода, в которой отражается судно, чайки, низко летящие впереди первой ладьи. Несмотря на военный вид судна, вся атмосфера пропитана умиротворением. Тут и люди, мирно беседующие на борту, и город, на стенах которого не видно беспокойно суетящихся людей. И даже чайки ведут себя спокойно. Они просто сопровождают судно. Может от любопытства, а может и от избытка гостеприимства.

Русская земля во все времена славилась хорошими, мирными отношениями с соседями. Конечно, если заморские гости приходили с миром.

Дополнение

Это то, что видит зритель, который первый раз любуется этой картиной. Тот зритель, который еще не вникал в историю ее создания. Но сам Рерих многое рассказал об этой своей работе. Художник, в одной из написанных им статей утверждал, что изобразил знаменитый путь «из варяг в греки». Что на картине изображены суда викингов.

Зрителю будет интересно узнать и тот факт, что во время написания картины художник изучал народную лубочную технику нанесения рисунка. Это и отразилось на цветовой палитре, которую Рерих подобрал для своего полотна, на манере письма.

Картина была написана в 1901 году, и на выставке ее приобрел царь Николай II. Сегодня это произведение каждый желающий может увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ

Николай Рерих

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был «замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии».

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни.

Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни. Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство...» - восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной «Гонец. Восстал род на род», которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После «Гонца», по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана. Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием «Начало Руси. Славяне».

«Заморские гости» - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу... Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством. Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей. Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде».

И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны. Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей.

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Глава XX Собираются гости Судя по особенной хлопотливости, заметной в буфете, по яркому освещению, придававшему какой-то новый, праздничный вид всем уже мне давно знакомым предметам в гостиной и зале, и в особенности судя по тому, что недаром же прислал князь Иван Иваныч

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

ОБМАНУТЫЕ ГОСТИ Во многих краеведческих книгах можно встретить такой вот адрес Ивана Сергеевича Тургенева: Стремянная улица, дом Гусева. И пояснение: Тургенев жил там в 1840-е годы, дом не сохранился, а стоял он на месте нынешнего дома № 21 по Стремянной.Авторы этих трудов

Из книги О смысле жизни автора Сборник статей по гуманной педагогике

Из книги Вежливость на каждый день автора Камычек Ян

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Мы в гостях, у нас гости «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают», - гласит французская поговорка. Действительно, лицо человека, который нам в таких случаях открывает дверь, бывает порой очень выразительным, хотя вслед за этим хозяин и приветствует

Из книги Сказки и легенды маори автора Кондратов Александр Михайлович

Гости Если вы приглашены Если вас пригласили в гости, не забудьте ответить на приглашение. Очень часто для приглашенной стороны получение приглашения уже является утвердительным фактом участия в празднике, однако для пригласившего будет удобно и приятно получить

Из книги Русская Япония автора Хисамутдинов Амир Александрович

Визит в гости Если вы собираетесь в гости с детьми, не забудьте рассказать, как вести себя в новой ситуации. Ребенок или сразу направляется в группу к другим детям, или может обойти гостей вместе с родителями и быть представлен. В этом случае он должен только здороваться.На

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

РЕРИХ НИКОЛАИ КОНСТАНТИНОВИЧ (род. 10.10.1874 г. – ум. 13.12. 1947 г.) Выдающийся русский живописец и театральный художник, родоначальник исторического пейзажа, археолог, философ, мистик, писатель, общественный деятель, инициатор движения в защиту памятников культуры. Создатель

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Николай Константинович Рёрих (1874–1947) художник, философ, писатель, археолог, педагог... При счастье никогда не бывает друзей. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. ... Люди различаются на осуждающих и на творящих. ... Человечество

Из книги Таинства кулинарии. Гастрономическое великолепие Античного мира автора Сойер Алексис Бенуа

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги автора

Из книги автора

Рерих Николай Константинович Рерих (1874–1947) – русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Мыслить по правильному направлению – значит уже двигаться по пути к победе. При счастье никогда не бывает друзей… Человек во время счастья бывает

Полотна Рериха выделяет неисчерпаемое богатство цветовой гаммы и энергии. Его картины изображают природу в том виде, в котором её смог постигнуть сам художник. Он видел в ней гармоничное сочетание жизнеутверждающих красок с космическими оттенками.

Великолепная картина «Заморские гости» написана Николаем Рерихом в 1901 году. Её сюжет был навеян морским путешествием к Новгороду, которое живописец совершил за два года до создания своего произведения.

Полотно имеет авторский подзаголовок: «Народная живопись». При создании картины художник использовал мотивы и цвета, характерные для мастеров народного искусства и иконописцев. Алые паруса кораблей, реки глубокого тёмно-синего оттенка, украшенные головами драконов ладьи - всё это элементы, которые часто встречаются в народной живописи. Однако нельзя сказать, что Рерих слепо копировал образцы, взятые за основу. Он сумел создать уникальные произведения, в которых эстетика прошлого гармонично сочетается с восприятием современного человека.

На полотне Рерих изобразил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединявший между собой Варяжское (Балтийское) и Русское (Чёрное) моря. Этот маршрут использовали викинги, которых на Руси называли варягами, чтобы попасть в столицу Византии, являвшуюся важнейшим центром мировой торговли.

Крупные мазки, изящно изогнутые линии, декоративное убранство предметов - все эти художественные особенности отражают торжество духа живописца. Благодаря им мастеру удалось передать необыкновенную сказочную атмосферу.

Картина Н.К. Рериха переносит зрителя в далёкие времена. На полотне изображены заморские гости, плывущие к русской земле. Величественные расписные ладьи с товаром двигаются по синей глади воды длинным рядом. Паруса насыщенно красного цвета наполняет ветер. На бортах кораблей прикреплены разноцветные щиты. Резные головы драконов гордо смотрят вперёд. А находящиеся в ладьях гости с интересом всматриваются в незнакомые берега.

Живописец детально прописал украшения кораблей чужеземцев. Зритель может рассмотреть, как щиты, прикреплённые на корме, так и узорную резьбу на драконьих головах.
На картине изображён весенний день. Яркое солнце приветствует гостей из дальних земель. В тёмно-синей воде видны разноцветные полосы и круги - отражение красочных заморских кораблей. Над массивными ладьями кружат белоснежные чайки.

Природа, изображённая на картине, наполнена покоем. Лишь по реке пробегает легкая рябь от плывущих по ней кораблей. На безмолвном берегу не видно людей. Вдалеке на одном из зелёных холмов белеют стены города.

Живописцу удалось великолепно передать великолепие русской земли. Полотно наполнено светом, чистотой и яркими красками. Неповторимый колорит картины позволяет ощутить красоту и необъятность величественных русских просторов. Художнику удалось оживить эпизод из истории Древней Руси, сделать его близким и понятным для современного зрителя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры