Методие бужор настоящее имя у него. Методие Бужор

Главная / Измена мужа

Интервью с Методие Бужором

Мето́дие Никола́евич Бужо́р (рум. Metodie Bujor, р. 9 июня 1974, Молдавская ССР) - современный российский оперный и эстрадный певец.

Родился 9 июня 1974 года в Молдавской ССР. В 2000 году, окончив Кишинёвскую академию музыки им. Гавриила Музическу, начал свою карьеру в труппе Московского театра Новая Опера под управлением Евгения Колобова. Дебютировал в партии Спарафучиле в опере «Риголетто» Джузеппе Верди. Исполнял партии: Гремина в опере «Евгений Онегин»Чайковского, Сесила в опере «Мария Стюарт» Доницетти, Сальери в опере «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и многие другие.

После победы на конкурсе Елены Образцовой в Санкт-Петербурге Методие Бужор был приглашен в качестве солиста в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра.

В 2003-2005 гг. является приглашённым солистом в Лейпцигской опере, Германия.

В 2008 году приглашён как солист в премьерных спектаклях Михайловского театра оперы и балета: «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Любовный напиток» Доницетти.

За время своего оперного творчества Методие Бужор стал лауреатом многих международных конкурсов.

В 2007 году в жизни Методие Бужора состоялось судьбоносное знакомство с Муслимом Магомаевым. После этой встречи в творчестве Методие все большее место стала занимать классическая эстрадная песня. И в 2009 году Методие Бужор принимает решение, которое полностью меняет его карьеру, - он оставляет оперу, выбирая эстраду.

Начинает выступать на музыкальных фестивалях и гала-концертах в любимом Санкт-Петербурге. Итогом быстро растущей популярности стал первый сольный концерт на сцене Большого концертного зала Октябрьский 24 мая 2012 года.

Летом 2012 года Методие Бужор прошел прослушивание для участия в программе «Голос», трансляция которого стартовала в ноябре 2012 года на Первом канале. Он исполнил композицию «Скажите, девушки» на первом этапе проекта - «Прослушивание вслепую». И был приглашен в команду певца и композитора Александра Градского. Его выступление, голос и подача, очаровали зрителей и судей. Но на следующем этапе конкурса, «Битва», Александр Градский не смог сделать выбор между своими фаворитами - Методие Бужором и Евгением Кунгуровым. И дальнейшую судьбу определил подбрасыванием монеты. Орёл - Методие Бужор, решка -Евгений Кунгуров. Выпала решка, и Методие выбыл из конкурса. Поступок Градского вызвал большое негодование у зрителей и журналистов, считавших Методие Бужора одним из главных претендентов на победу в этом проекте.

Участие в телепроекте «Две звезды»

После завершения программы «Голос» Первый канал пригласил Методие Бужора участвовать в одном из самых рейтинговых телепроектов - «Две звезды». Партнёршей Методие Бужора стала балерина Анастасия Волочкова, с которой было записано 12 дуэтов. Первый эфир программы «Две звезды» состоялся 15 февраля 2013 года, а финал - 7 июня 2013 года.

Во время съемок на Первом канале Методие Бужор выступил с двумя сольными концертами на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге 23 декабря 2012 года и 9 марта 2013 года, которые прошли с аншлагом.

Гастроли 2013-2014 «Воспоминания…»

В августе 2013 года Методие Бужор начал свой первый гастрольный тур «Воспоминания…» по 67 городам России, который продолжится осенью 2014 года.

Награды

Международный конкурс оперных певцов им. Франсиско Виньяса, Барселона, Испания, 2001 год,

Международный конкурс оперных певцов Елены Образцовой, Санкт-Петербург, Россия, 2001 год,

Международный конкурс оперных певцов им. Хариклеи Даркле, Брэила, Румыния, 2002 год,

Международный Конкурс оперных певцов в Сарцане, Италия, 2004 год.

Сегодня певец отмечает свое 40-летие

Методие Бужор не слишком философствует по поводу своего 40-летия. «Ну что такое 40 лет? Это много или мало? — размышляет певец. — Например, Эльдар Рязанов и Александр Ширвиндт, с которыми я дружу, называют меня юнцом, хотя я уже много лет выступаю на сцене. И готов радовать публику и хитами, которые исполняли мэтры, и своими песнями». Действительно, Методие Бужору есть что спеть и есть чем удивить зрителей.

— Методие, у вас замечательная публика — поклонники благодарят вас за концерты, просят оставить автографы даже в загранпаспорте, приглашают выступить в Псков, Нальчик, в Белоруссию…
— Иногда я и сам поражаюсь, как тепло меня встречают и провожают. И конечно, помню, как одна зрительница в Белгороде протянула загранпаспорт и попросила в нем расписаться. Если поклонники очень просят, что я могу поделать? Конечно, оставлю автограф и на салфетке, и на фотографиях, и на документах. Вообще у меня замечательная публика — очень воспитанная, свои эмоции выражающая овациями на концерте.

— Хочу у вас спросить: откуда такой южный загар? Не из Молдавии — вашей родины?
— Недавно я приобрел дом под Петербургом и теперь занимаюсь его облагораживанием. Занятие это нелегкое, но очень приятное. И можно загореть не хуже, чем за границей.

— А в Молдавию не тянет?
— Там я бываю довольно часто. Стараюсь не забывать свою родину.

— Ваш отец Николай Бужор был лауреатом Всесоюзного фестиваля музыки в Москве, брат — священник, поет в церковном хоре...
— Да, у нас действительно певческая семья. Когда мы собираемся вместе, то всегда поем: папа, мама, мои братья и я. Это у нас в крови. Мой отец был хорошим певцом, а сейчас стал философом — пишет книги. Может быть, когда-нибудь я полноценно повторю его путь. Символично, что имя мне досталось по наследству от деда — Мефодия, который был ранен в 1943 году под Ладогой. А теперь я живу в Петербурге. Когда я начинал оперную карьеру — учился в Германии, потом в Италии, какое-то время жил во Франции, Швейцарии и в принципе мог остаться в любой из этих стран. Даже в Канаде, когда выиграл конкурс оперных исполнителей в Монреале. Думал, заеду в Петербург на полдня, к Елене Васильевне Образцовой, а остался на всю жизнь. Петербург — город романтиков, лириков, людей, тесно связанных с культурой, который притягивает и не отпускает от себя.

— Не жалеете, что ушли из оперы?
— Нет. Думаю, я сделал правильный выбор. Но бывает, что скучаю.

— Вы сказали, что ваш дед воевал под Ленинградом. Он рассказывал вам о том, что ему пришлось пережить?
— К сожалению, когда я родился, его уже не было в живых, а мои родные о войне вспоминать не любили… Ведь у меня воевали оба деда. Один из них сражался в Советской армии, был ранен, но дошел до Варшавы. А другого, по маминой линии, грека по национальности, забрали в румынскую армию. И с первых дней войны взяли в плен русские. Так что один дед с войны вернулся весь в медалях, а другой — ни с чем из плена. И когда разговор заходит о войне: кто был прав, а кто виноват, то у меня своя правда. Я горжусь обоими дедушками и рад, что во мне течет как молдавская, так и греческая кровь.

Я против войны.

— И наверное, против тех событий, что происходят на Украине?
— Ну а как вы думаете! Там же, как и в Молдавии, перемешаны русские, молдаване, украинцы. И как бы ни было сложно, надо решать вопросы мирным путем. Войну допускать нельзя. Самое страшное, когда манипулируют людьми, играют на их национальных интересах, чувствах, когда в ход идет оружие…

Азербайджанский певец Полад Бюль-Бюль оглы стал послом в России. А если бы вам предложили посольскую должность, согласились бы?
— Музыканты нередко занимают государственные должности, например, Раймонд Паулс был министром культуры Латвии. Знаете, на моей родине многие друзья в шутку называют меня послом Молдавии в России. (Улыбается.) Говорят, что своим искусством я укрепляю отношения между Молдавией и Россией. Я не пытаюсь призывать к воссозданию Советского Союза — прошлое вернуть нельзя. Но в те времена были такие добрые и честные человеческие отношения, которые связывали людей, несмотря на их национальность, вероисповедание, материальное состояние. А сегодня люди очень разобщены, но музыка — искусство наднациональное, инструмент, который может всех объединить.

— Методие, вы начинали как оперный певец, но почему-то ушли в шоу-бизнес…
— Мне хотелось попробовать себя в новом жанре, новом амплуа, поскольку классическая музыка все же меня ограничивала. А эстрада, наоборот, дает столько направлений реализовать себя!

Жаль, что у нас нет, как в Европе, телеканалов, которые знакомят зрителей с совершенно разной музыкой: и эстрадной, и джазовой, и поп-музыкой.

Даже передача «Играй, гармонь!» закрылась. После моего гастрольного тура «Воспоминания…», с которым я в прошлом году проехал более 40 городов, понимаю, что у людей есть желание слушать музыку такого направления.

— Многих удивил ваш дуэт с Анастасией Волочковой в шоу «Две звезды». Теперь прима-балерина почувствовала интерес к пению, даже записала клип. А вы в свою очередь не почувствовали интереса к... балету?
Интересный вопрос. Наверно, мысленно я уже занимаюсь балетом. (Улыбается.)

— А Волочкову вы случайно не учили петь?
— Настя — талантливая, целеустремленная и достаточно экзотическая личность. И я уверен, что найдутся достойные преподаватели, которые научат ее пению.

— Методие, ваше имя часто произносят рядом с именем народного артиста СССР Муслима Магомаева, чьи песни вы исполняете. Вам такое соседство в радость? Или все-таки хочется отойти от образа «второго Магомаева»?
— С одной стороны, лестно, что меня сравнивают с таким великим артистом, ведь это еще нужно заслужить. Когда мы встретились с Муслимом Магометовичем в первый раз, то поняли, что одинаково воспринимаем искусство, в том числе и музыку. Как сейчас вижу: рояль, пепельницы с обеих сторон, и Муслим Магометович бесконечно курит и играет. Мы больше часа музицировали, но все равно многое осталось недосказанным.

Повторюсь: мне лестно сравнение с таким замечательным музыкантом, но я стремлюсь стать первым Бужором, а не вторым Магомаевым.

— Вы сказали, что Магомаев много курил — а сами в нынешнюю эпоху борьбы с курением как к табаку относитесь?
— Я борец за здоровый образ жизни. Но свое мнение никому не навязываю. Как-то был на мероприятии в Северной Осетии, и приходили старцы, которым больше ста лет… При том что всю жизнь они курят трубку, пьют и любят женщин. Или, например, моя 90-летняя бабушка, которая живет в деревне под Кишиневом, в чай кладет пять столовых ложек сахара — не чай, а сплошной сироп, но что я ей могу сказать?

Дай бог, чтобы и я до этого возраста дожил.

— А есть ли место, где вы чувствуете себя комфортнее всего?
— Мне комфортно в любом городе, в любой стране.

— Одна из непубличных сторон вашей деятельности — благотворительность, помощь детям из интерната…
— Это такая тревожная тема. Я был в жюри конкурса «Благородное сердце», который устраивает Театр «Лицедеи», среди участников — дети из интерната. Смотришь на этих ребят, лишенных родительской заботы и ласки, а от них такая доброта исходит! Конечно, я стараюсь помогать. Но я также считаю, что помогать нужно и взрослым, в том числе и посредством музыки. И, кажется, иногда у меня это неплохо получается.

— Слышала, что вы очень трепетно относитесь к животным, любите их, что у вас дома есть дрессированная кошка Соня из британцев…
— Да, моя кошка Соня делает то, что делает собака. Я ей какой-то предмет бросаю, а она его приносит к ноге и ждет. Я вообще люблю животных и их искренность в отношениях с людьми. Мне довелось побывать в Александро-Свирском монастыре и пообщаться со старцем Александром. Вдруг он говорит: «Пойду, меня птицы ждут». И вот идем с ним в цветущий сад, а там нет клеток. Старец вынимает руки из карманов, и птицы тут же слетаются к нему. Так же и в отношениях между людьми: нельзя запирать человека в клетку, нужно дать ему свободу и создать вокруг себя такую атмосферу, чтобы он всегда хотел прийти к тебе.

— Методие, знаю, что в ваших ближайших планах — выпустить свой первый альбом, такой своеобразный отчет к собственному 40-летию…
— В середине лета мы обязательно вернемся к работе над альбомом. Думаю, пластинка выйдет к моему сольному концерту 25 октября в БКЗ «Октябрьский».

— «Вечёрка» поздравляет вас с днем рождения, желает творческих побед, здоровья и надеется, что у вас впереди еще много творческих и личных юбилеев...
— Спасибо за поздравления! Надеюсь, все так и будет. Хочется двигаться вперед, развиваться, и, думаю, моя публика в этом меня обязательно поддержит.

Фото предоставлено пресс-службой артиста

Несмотря на то, что молдавский певец Методие Бужор уже давно известен в Австрии, Германии, Италии, где он выступал на подмостках оперной сцены, российский зритель узнал его сравнительно недавно, но уже в качестве эстрадного исполнителя. Уйти из оперы Методие решил после встречи с Муслимом Магомаевым, с которым его познакомила Елена Образцова. В мир шоу-бизнеса он попал уже зрелым состоявшимся артистом, и поэтому с пониманием относится ко всем его отрицательным сторонам. К тому же, он всегда чувствует поддержку своей семьи - жена Митодие Бужора Наталья тоже музыкант, вокалистка, но сейчас она оставила певческую карьеру, потому что с мужем они решили, что два исполнителя на одну семью, это уж слишком.

На фото — Методие Бужор

Они познакомились на конкурсе Елены Образцовой, проходившем в Санкт-Петербурге. Наталья увидела Бужора из зрительного зала, а после выступления вместе с подругами пришла к нему за кулисы, чтобы поздравить. Певец влюбился в нее с первого взгляда. Будущая жена Методие Бужора была студенткой пианистки, аккомпанировавшей певцу. Несмотря на то, что Методие был сильно смущен, он успел раздобыть телефон приглянувшейся ему девушки, но на все звонки и просьбы о встрече Наталья отвечала отказом, потому что была сильно занята.

Звонок от нее раздался перед самым отъездом певца, когда конкурс уже окончился, а он стал его лауреатом. Позвонив, Наталья предложила Бужору показать ему город. Несмотря на то, что он был несколько обижен прошлыми отказами девушки, на ее предложение остаться так и не смог ответить отказом. Методие поменял билет и не пожалел об этом. Эта экскурсия по Санкт-Петербургу запомнилась ему надолго, но он почти не слушал рассказы Натальи, потому что все его мысли были заняты другим. Когда будущая жена Методие Бужора на первом же их свидании услышала от него предложение руки и сердца, то, не раздумывая, согласилась выйти за него замуж.

Всего через неделю они расписались. Наталья ни разу не пожалела, что приняла предложение Методие, потому что он по особенному относится ко всем женщинам, а к ней особенно. Певец считает, что их счастье полностью зависит от мужчин - они должны уважать женщин, восхищаться ими, и только тогда их спутницы станут по-настоящему женственными и счастливыми.

Когда запел Методие, Тамара Ильинична плакала, не скрывая слез.

Второй МАГОМАЕВ? Нет, ПЕРВЫЙ Методие БУЖОР!

Когда не стало замечательного певца «всех времен и народов» Муслима Магомаева, некоторые исполнители попробовали петь песни из его репертуара - на концертах, на вечерах памяти, в ретро-программах… Таких смелых было две категории: «этрадники» и «оперники». Первые откровенно недотягивали, пищали, хрипели и зачастую не «выезжали» даже за счет драматизЬма и артистизЬма. Короче говоря, были откровенно смешны, нелепы и, кроме смеха, вызывали еще и чувство жалости: ну вот куда ты полез?! Зачем позориться? Вторые обладали хорошими вокальными данными, но вот того обаяния, той энергетики, того магнетизма, которыми обладал великий Магомаев, у них тоже не было, и песни получались плоскими, невыразительными, этакими подобиями былого великолепия, выцветшими репродукциями. Вольно или невольно, но зритель начинал сравнивать - что «эстрадников», что «оперников» - с оригиналом, и сравнение в ста случаях из ста оказывалось не в пользу первых.

Когда пели женщины - ну, еще куда ни шло, по крайней мере, женский голос от мужского в любом случае отличается и метод сравнения уже не срабатывал. В итоге у большинства ценителей как хорошей песни, так и у поклонников Муслима Магомаева выработался рефлекс: слышат на каком-то канале песню из его репертуара в другом исполнении - и тут же переключают канал. У меня тоже выработался такой рефлекс. Хотя я и телевизор-то не смотрю - а зачем? Негатив цеплять? Но как-то мой хороший приятель прислал мне ссылку - зная, что телевизор я не смотрю. Там была приписка: «Послушай - не пожалеешь». Открываю: Первый российский канал, шоу-программа «Голос». Я сморщилась. Я от эстрадных шоу всегда морщусь. Еще сильнее сморщилась, когда увидела надпись под видео-роликом: «Методие Бужор и Евгений Кунгуров. «Синяя вечность». «Синяя вечность» ассоциируется исключительно с Муслимом Магомаевым. Эту песню в просторечии еще называют «О, море, море». Опять, думаю, гнусавить или визжать будут, хорошую песню испортят… Но решила послушать, хотя бы секунд десять - почему-то же мне мой приятель прислал эту ссылку?
Вот она:


Евгений Кунгуров & Методие Бужор — Синяя Вечность

Открыла. И пропала. Пропала часа на два. Сначала послушала эту песню - раз пять подряд, потом нашла другие видео-ролики, где Методие Бужор исполняет песни Муслима Магомаева. И поняла: впервые на моей практике фанатки Муслима Магомаева нашелся исполнитель его песен, при виде которого я не буду переключать канал. Более того - выдастся такая возможность, пойду на его «живой» концерт. Потому что даже на мертвом экране чувствуется совершенно бешеная энергетика, не говоря уже о таланте и о неподражаемых вокальных данных - у Методие глубокий, богатый обертонами баритон.
Я бы и больше двух часов слушала, да спать пора было. На следующий день прочитала о Бужоре все, что только нашла.
Но для начала о впечатлении - может, его кто-нибудь еще не видел и не слышал. Кстати, предвкушаю то удовольствие, которое получат бакинцы, услышав этот замечательный голос! Высокий, обаятельный, стройный, интеллигентный молдаванин, с уже упомянутым баритоном и тем, что и называют «харизмой». При этом - очень, ну просто очень-очень похожий внешне на Муслима Магомаева. Методие некоторые даже считают либо младшим братом, либо сыном Магомаева. Но это не так, да и сам Методие говорит, что он «не клон и не двойник Магомаева». Видимо, достало его это сходство, которое буквально бросается в глаза: черты лица, рост, стать, моторика движений, тембр голоса - все до боли напоминает покойного Магомаева. Но Методие отнюдь не подражает Муслиму Магометовичу, просто он таким уродился (как не подражает Высоцкому бывший бакинец Андрей Офицеров, который считается лучшим исполнителем песен Высоцкого на всем постсоветском пространстве - ему тоже просто послал Бог голос, как две капли воды похожий на голос Высоцкого).

И вот что я выяснила о новом замечательном певце. Оказалось, что сам Муслим Магомедович был знаком с Методие, пришел от него в восторг и сказал следующее: «Если я проговариваю мелодию, то Методие поет ее сердцем». Услышать такую похвалу из уст мэтра - дорогого стоит. А получилось это так. Методие Бужор в свои сорок лет - вовсе не новичок сцены, он известный в оперных кругах певец, пел сольные партии в московском театре «Новая Опера», в петербургской Мариинке», в Оперном театре в Лейпциге, солировал в Санкт-Петербургском Михайловском театре оперы и балета. Он лауреат международных конкурсов оперных певцов в Испании, Румынии, России, Италии. Обширна и гастрольная география певца. Как солист в оперных спектаклях, так и с концертами он выступал и сотрудничал с оперными театрами в США, Англии, Китае, Швейцарии, Испании, Италии, Германии, Франции, Голландии… И вот на фоне работы в опере он неожиданно «заболевает» Магомаевым. И вовсе не потому, что похож и внешностью, и голосом. Молодой певец просто вдруг осознал, каким огромным духовным богатством является творчество Муслима Магомаева, и понял, что он может и должен нести это неизмеримое богатство и дальше, даря его зрителям и слушателям и прививая им, испорченным пошлой эстрадой, вкус к хорошей музыке и хорошей эстраде. В одном из интервью Методие Бужор сказал: «Я вырос на мировой классике, а теперь всей душой полюбил и классическую советскую эстраду. Это какой-то кладезь гениальных мелодий и проникновенных стихов, замечательных оркестровок - огромный букет прекрасных и очень интересных для серьезного певца произведений. Конечно, я был бы рад пополнить свой репертуар и произведениями современных авторов, но сейчас так не пишут…» Магомаев для него - образец, но не для подражания, а для дальнейшего совершенствования, титан, репертуар которого годится для далеко не каждого голоса, но уж если осилил - успех обеспечен. Главное - не уронить знамя, не принизить ту планку, которую задал великий певец.


И вот когда Методие все это осознал и начал петь не только песни из репертуара Муслима Магомаева, но и других исполнителей классической эстрады 60-80-х, в его судьбе случился переломный момент: он познакомился с Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, и это знакомство переросло затем в дружбу.

Муслим Магометович, как известно, регулярно сам вел свой сайт, на котором отмечал не только то, что связано с его творчеством. Там были целые страницы, посвященные молодым талантам, причем не только в области вокала. 15 февраля 2007 года на странице этого сайта появилась запись (орфографический стиль М. Магомаева приведен без изменений):
«Вчера в гости заходил певец МЕТОДИЕ БУЖОР. Молдаване славятся ПРЕКРАСНЫМИ ГОЛОСАМИ! А этот БАС-БАРИТОН превзошёл все наши с Т. И. ожидания!:-) Я о Нём много слышал, но, «ЖИВЬЕМ»… :-))) Мы помузицировали… Сыграл я ему Эскамилио, а потом Он захотел попеть мне песни из моего репертуара:-) Я подумал… «НУ-НУ»:-) Знаем мы, как вы - оперняки - поёте песенки - как ОДИН ВАРЯЖСКИЙ ГОСТЬ!!!:-((Но, то что я услышал - ПОТРЯСЛО. Между молодым ММ и Г. ОТСОМ:-)) Только… Если я, в каких то интимных признаниях проговариваю музыку - Он её пропевает Сердцем!!:-) Да!!! Не ПЕРЕВЕЛИСЬ оказывается Музыканты-Певцы:-)!!!»
Вот такая эмоциональная запись. Говорит и о широте души Муслима Магометовича - без малейшей ревности признать, что есть еще замечательные исполнители, и о творчестве Методие - знать, на самом деле отличный исполнитель, раз САМ Магомаев такого о нем мнения.


Когда Муслим Магомаев нас покинул, слава о Методие как о лучшем исполнителе песен великого певца стала распространяться, и чем дальше - тем быстрее. Потому что молодому оперному певцу удалось главное: стать своим, близким человеком - для каждого зрителя. Для тех, чья юность совпала со стремительным взлетом молодого Магомаева, для более молодых поклонников его творчества. Первые не только наслаждались мастерством исполнения певца, но и невольно погружались в воспоминания, а вторые открывали для себя «планету Магомаев», чью неповторимую красоту и гармонию передавал им Методие Бужор.

Приятно поражало и то, что певцу превосходно удавались и лирические, и драматические, и веселые песни из репертуара великого Магомаева. Каждое произведение не только безукоризненно по вокалу, но оно точно решено по настроению, по артистическому решению, по пластике и моторике артиста. Он не подражает Магомаеву в движениях - эти движения естественны для него самого, я лично проверила, посмотрев записи Методие, когда он поет оперные арии или эстрадные песни других исполнителей.
Наблюдая за Методие, заражаешься его энергетикой, приходишь в дикий восторг и мурашки бегут по всему телу. Возникает не то чтобы эффект присутствия Магомаева, нет, голос все-таки отличается, но отличается не как прекрасное от хорошего, просто не клон же он на самом-то деле! Он - другой, он - личность, и в каждую песню Магомаева он вносит что-то свое, но умудряется при этом не выбиваться из стилистики времени, в котором написана песня, и сохранять дух великого маэстро. И понимаешь - вот оно, мастерство! И не понимаешь, а как это сделано? И понимаешь другое: вот когда не видишь, как это сделано, то это и есть признак мастерства.


Поет Методие Бужор и в дуэте. С тем же Евгением Кунгуровым и с другими исполнителями. Например, с заслуженной артисткой Азербайджана, солисткой московского Большого театра Динарой Алиевой. В дуэте с этой великолепной певицей он исполняет несколько песен из репертуара Муслима Магомаева, в том числе и «Синюю вечность». Методие Бужор практически один пел все второе отделение концерта «За все тебя благодарю…», посвященного памяти великого Магомаева в Санкт-Петербурге. Этот концерт вообще был знаковым в культурной жизни России: в этот период прошло много концертов, посвященных памяти Муслима Магомаева, и он признан одним из лучших. Его транслировали все каналы, он полностью выложен в «YouTube», и количество просмотров перевалило за несколько сотен тысяч. Интерес к Муслиму Магомаеву не угас с его уходом из жизни, и это неудивительно: творчество Муслима Магомаева - целая эпоха в музыкальной культуре СССР и других, в дальнейшем независимых республик, на его песнях выросло не одно поколение. Певцом-легендой Магомаев стал совсем молодым и всю свою жизнь заслуженно обладал невероятной славой и совершенно фантастической любовью зрителей и слушателей. Про таких говорят - «истинной народный певец». Соответственно, перед устроителями концерта встала наисложнейшая задача: соответствовать уровню легендарного маэстро, передать его высочайшее исполнительское и актерское мастерство, исключительную эстетическую красоту его искусства.


Поэтому основной надеждой на успех стал Методие Бужор, который к тому времени в музыкальных кругах Москвы и Санкт-Петербурга уже был признан лучшим исполнителем песен из репертуара Муслима Магомаева. Методие к тому времени уже выступал на многих каналах России с песнями Магомаева, участвовал в различных шоу, в том числе в «Достоянии Республики», где Тамара Синявская лично выбирала лучшего исполнителя песен ее любимого мужа. Когда запел Методие, Тамара Ильинична плакала, не скрывая слез.


Степень успеха измерить очень трудно, как и подобрать к нему точное определение. Да, наверно, этого и не надо делать. Мне кажется, тут важно другое: яркий, талантливый певец Методие Бужор убедительно, достойно, мастерски вышел на огромную зрительскую аудиторию. До этого о нем знали любители оперы, теперь - во многом благодаря песням Муслима Магомаева - о нем знает все русскоязычное пространство, а также восхищенная Европа и Америка. А впереди - новые рубежи. И новые страны для покорения. Очень бы хотелось, чтобы он покорил и Азербайджан. Наверное, нигде Методие Бужор не найдет такой любви и понимания своего творчества, как у нас. Очень бы хотелось, чтобы на него обратили внимание соответствующие чиновники из Министерства культуры и устроили ему гастроли в Баку. Удовольствие публике - гарантировано!



«Ноктюрн»


«Скажите, девушки, подружке вашей»


«Чертово колесо»


«Луч солнца золотого»


«Только раз бывает в жизни встреча»


Методие Бужор — Вернись в Сорренто


Metodie Bujor

Молдавский и российский оперный и эстрадный певец.

Окончив Кишинёвскую академию музыки им. Гавриила Музическу (2000).
Начал свою карьеру в труппе Московского театра «Новая опера» под управлением Евгения Колобова. Дебютировал в партии Спарафучиле в опере «Риголетто» Джузеппе Верди.
После победы на конкурсе Елены Образцовой в Санкт-Петербурге Методие Бужор был приглашён в качестве солиста в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра.

В 2003-2005 годах является приглашённым солистом в Лейпцигской опере, Германия.
В 2008 году приглашён как солист в премьерных спектаклях Михайловского театра оперы и балета.

В 2009 году после встречи с Муслимом Магомаевым в творчестве певца все большее место стала занимать классическая эстрадная песня. В 2009 году оставил оперу, полностью посвятил себя эстраде. Активно гастролирует, участвует в телевизионных песенных шоу.

театральные работы

Спарафучиле - опера «Риголетто» Джузеппе Верди.
Гремин - опера «Евгений Онегин» Чайковского,
Сесила - опера «Мария Стюарт» Доницетти,
Сальери - опера «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова
Сельская честь» Масканьи,
«Паяцы» Леонкавалло,
«Любовный напиток» Доницетти

призы и награды

Международный конкурс оперных певцов им. Франсиско Виньяса, Барселона, Испания, 2001 год,
Международный конкурс оперных певцов Елены Образцовой, Санкт-Петербург, Россия, 2001 год,
Международный конкурс оперных певцов им. Хариклеи Даркле, Брэила, Румыния, 2002 год,
Международный Конкурс оперных певцов в Сарцане, Италия, 2004 год.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры