Начало борьбы руси с половцами. Борьба русских войск с половцами

Главная / Измена мужа

Киевское восстание 1068 г. Мир был необходим, чтобы противостоять натиску половцев. Половцы впервые вторглись на Русь в 1061 г. Тогда потерпели поражение войска переяславского князя Всеволо­да. А в 1068 г. половцы уже разгромили на р. Альте объединенные дружи­ны Ярославичей, принялись опустошать земли по обоим днепровским бе­регам и приблизились к Киеву. «Дай нам оружие и коней!» - требовали киевляне от Изяслава.

Изяслав медлил. Тогда горожане собрали вече и решили освободить из поруба Всеслава Полоцкого, провозгласить его великим князем и под его предводительством выйти на бой с кочевниками. Бояре советовали Изя­славу убить Всеслава, но князь решил сам бежать из мятежного города.

Всеслав помог киевлянам отразить половцев и правил в Киеве семь ме­сяцев. Но вернулся Изяслав, заручившийся поддержкой польского коро­ля Болеслава II, и Всеслав бежал в Полоцк. Киевляне же познали в пол­ной мере гнев Изяслава, который казнил зачинщиков восстания.

Борьба с половцами. Между тем набеги кипчаков на Русь продолжались. В 1069-1094 гг. «Повесть временных лет» упоминает 46 половецких нападений. Эти набеги совершались совершенно неожиданно и обруши­вались преимущественно на сельское население. «Начнут люди орати (па­хать) и придут половцы, самих убьют, а лошадей их возьмут, а въехавши в село захватят жен и детей, а села пожгут.»

К счастью, кипчаки не умели брать города штурмом. Изредка они захва­тывали небольшие города «изъездом», т.е. врасплох, когда жители не успе­вали затворить ворота. В больших городах горожане могли отсидеться за крепостными стенами.

Степняки захватили пути на юг и мешали внешней торговле. Правление великого князя Всеволода не принесло успехов в противостоянии с полов­цами. В 1093 г. после смерти Всеволода вокняжившийся в Киеве его пле­мянник туровский князь Святополк Изяславич решил дать кипчакам сра­жение. Напрасно опытный воевода Владимир Всеволодович Мономах убеждал Святополка и киевлян, что сил для победы над половцами нет. Битва на притоке Днепра Стугне кончилась жестоким поражением. По­гибло множество воинов, в том числе и юный брат Мономаха Ростислав.

Половцы вмешивались и во внутренние дела Руси. В 1094 г. Олег Свято­славич, оспаривающий у Мономаха Черниговский удел, пришел с полов­цами из Тмутаракани и вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова в Переяславль.

Успехи русских войск во главе с Владимиром Мономахом . Успешной борьба с половцами стала лишь со второй половины 90-х гг. XI в. Большая заслуга в том была Владимира Мономаха. Он убеждал князей вместе выступать против степняков, громил кипчаков, разорял их кочевья. В 1095 г. Владимир уничтожил войска ханов Итларя и Кытана. В 1096 г. им были разбиты силы хана Тугоркана, погиб и сам Тугоркан. О по­беде над Тугорканом (Тугариным Змеевичем) народ сложил былину. Образ Владимира Мономаха вошел в древнерусский эпос, где по сути слился с образом его прадеда Владимира Красное Солнышко.

В 1103, 1107 и 1111 гг. войска многих русских князей под верховным ко­мандованием Владимира Мономаха совершили победоносные походы в половецкую степь против ханов Шарукана, Боняка, Урусоба и Сугра. Те­перь половцы были вынуждены оборонять свои кочевья, а не совершать набеги на Русь.

Вокруг территории, только что сформировавшегося и толком неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Печенеги, Половцы и другие кочевые племена принесли немало горя русскому народу…

в борьбе с печенегами

В X - XI на обоих берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов. Печенеги совершали молниеносные набеги на землю русскую, грабя и убивая местное население.

Для защиты от кочующих печенегов русские князья строили цепь обонительных сооружений: города- крепости, глубокие валы и прочие. Первые такие цепи во круг Киева появились при правление .

В 969 году печенеги воспользовавшиеся отсутсвием Святослава и его дружины осадили Киев. Во главе печенежского войска стоял князь Куря. Мать Святослава Ольга, в отсутствии сына, сама организовала оборону города. Киев был в тяжелом положении. Печенеги не пускали в город караваны с провиантом и водой, не хватало в Киеве и защитников, ослажняло положение установившаяся жара.

Несмотря на непростое положение, Ольге удалось не сдавать город до прихода . Святослав в пух и прах разбил печенегов и спас город. Через три года после возвращения из похода против Византии Святослав был убит печенегами в районе Днепра.

На протяжение всего своего княжения вел борьбу против печенегов. Князь Владимир провел против печенегов ряд походов, а так же по рекам Десна, осетр, Трубеж, Сулл, Стугна построил ряд небольших пограничных городов, максимально усложнив печенегам возможность нападения на русскую землю.

Окончательно положил конец печенежским набегам на . В 1036 году Печенеги осадили Киев. Ярослав с дружиной поспешил на помощь осажденному городу и нанес кочевникам сокрушительно поражение, тем самым положа конец печенежским набегам на Русь. В честь решающей победы Ярослав возвел в Киеве Софийский Собор. В XIII-XIV вв. печенеги перестали существовать как единый народ.

Борьба Руси с Половцами


В середине XI в. Печенеги были вытеснены из Русских Земель. Как известно «свято место пусто не бывает», и на место старой беды (для Руси) - печенегов, пришла новая - половцы. Половцы - тюркоязычные племена кипчаков.

Русские стали называть эти племена половцами, от слова «полова» - солома, так как волосы у кочевников были светлые, соломенного цвета. Половцы заняли Северный Кавказ, часть Крыма и все южнорусские степи.

Половецкие отряды представляли для Руси большую опасность. Положение дел осложнялось начавшимися в это время княжескими усобицами. Некоторые князья в борьбе за Великокняжеский престол не брезговали использовать иноземцев в междоусобной борьбе. В 90-е годы XI века Половцы даже пытались взять Киев.

После такого вероломства были предприняты попытки общерусских походов на половцев. Походы эти возглавил . Русским удалось не только отвоевать свои города захваченные половцами, но и взять столицу одного из половецких племенных образований - Шарукань. После взятие Шарукани, часть половце была вынуждена отойти на Северный Кавказ. Несмотря на это Половецкая опасность не была полностью ликвидирована, и в течении XII века между половцами и русскими происходили постоянные военные столкновения.

Борьба с кочевниками была сдерживающей силой русской державы. Именно благодаря внешнему врагу на Руси долгое время удавалось избежать кровопролитных, братоубийственных междоусобных войн.

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

Борьба с половцами во времена Владимира Мономаха — ряд столкновений с кочевыми племенами в период 1080-1116 годов, в большинстве из которых принимал активное участие князь Владимир Мономах.

Половцы также использовались князьями в борьбе друг с другом (напр. во время междоусобиц 1094-1097 и 1097-1100 годов), однако угроза постоянного вторжения на юго-востоке Древнерусского государства и регулярного разорения кочевниками стала причиной объединения князей, которые к 1120 году смогли временно заставить половцев откочевать от границ.

Предпосылки конфликта

К середине XI века печенеги и торки были вытеснены пришельцами из алтайских предгорий - половцами. Новые хозяева степей разбили врагов и заняли их кочевья.

Сразу после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году половцы вторглись в Переяславское княжество, но заключили мир с Всеволодом Ярославичем. В 1059 году Всеволод, а в 1060 году все трое старших Ярославичей в союзе с Всеславом Полоцким нанесли торкам сокрушительное поражение в степях. Первое столкновение русских и половцев датируется 1061 годом. Жертвой кочевников стало Переяславское княжество. С этих пор кочевники стали совершать частые набеги в пределы Руси.

Одно из крупнейших половецких вторжений на Русь произошло в 1068 году они нанесли сокрушительное поражение на реке Альте войскам Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей, вместе владевших на тот момент всей Русью. В результате в Киеве произошло восстание, заставившее Изяслава временное бежать в Польшу.

Использование половцев в междоусобицах

Кочевые племена половцев представляли собой мобильные группы, передвигающиеся преимущественно на конях и не имеющие единого центра управления. Каждое племя имело родового князя-хана, который принимал решения об объединении с другими ханами для совместного похода на Русь или же о найме на русских князей.

Так сам Мономах использовал половцев в 1078 году, во время похода на Полоцк против Всеслава Чародея, затем осенью 1081 во время похода на Минск (город был полностью сожжен, жители вырезаны), а в 1097 он направил сына Вячеслава с большим отрядом половцев против своего двоюродного брата Олега Святославича.

Другие князья также пользовались услугами кочевников-наемников: выше упомянутый Олег Святославич еще в 1078 году пытался с их помощью взять штурмом Чернигов, но был разбит. Зато в 1094 году ему это удалось — Мономах был вынужден покинуть город.

Хронология и подробное описание событий

1093 — Битва на реке Стугне при Треполе
(первое поражение Мономаха от половцев)

Отец Мономаха Всеволод Ярославич умер в 1093 году. Его сын, не стал претендовать на Киев и согласно листвичному праву уступил своему старшему двоюродному брату Святополку Изяславичу место великого князя.

Узнавшие о смерти князя Всеволода половцы вторглись на Русь и направили к Святополку послов. Святополк захватил их, а затем скомандовал вывести войска навстречу на р. Стугну вместе с Владимиром Мономахом и его братом Ростиславом. Владимир советовал разместиться за водной преградой и выиграть время, но Святополк настоял на переправе через Стугну.

В битве на Стугне 26 мая русские потерпели жестокое поражение, многие утонули в реке во время бегства, в том числе Ростислав Всеволодович. Святополк уже только киевскими силами вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, снова проиграл. Тем временем, половцы 9 недель осаждающие Торческ, наконец взяли город. Все жители были захвачены и уведены в половецкие степи, а сам Торческ сожжён до тла.

Затем произошла еще одна битва вместе с Мономахом против половцев у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него в 1094 году Святополк заключил мир с половцами и взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.

1094 — Осада Чернигова Олегом Святославичем
(второе поражение Мономаха от половцев)

В 1094 году, узнав о неудачах двоюродных братьев и решив воспользоваться обескровленностью их дружин, Олег Святославич решил взять реванш за свой неудачный поход 1078 года, и вместе с наемниками-половцами предпринял новую попытку осады Чернигова.

Увидев приближающееся войско половцев и стяг Олега Святославича, Владимир Мономах приказал затворить ворота Чернигова. 8 дней князь Олег штурмовал город, но дружина Мономаха крепко стояла на малом оборонительном валу и не давала противнику войти в острог.

Устав смотреть на горящие вокруг Чернигова села и монастыри, которые были отданы Олегом на разграбление кочевникам, Владимир решил сдать город, сказав:

«Пусть не похваляются язычники!»


Получив желаемое Олег позволил двоюродному брату с остатками дружины пройти сквозь ряды осаждающих, строго запретив половцам предпринимать какие-либо враждебные действия.

1095 — Убийство половецких ханов на переговорах

В 1095 году половецкие ханы Итларь и Китан прибыли к Владимиру Мономаху на переговоры к городу Переяславлю. Предметом обсуждения был размер откупа — деловитые половцы предлагали Мономаху избежать повторения разорения его земель и без того сильно пострадавших от предыдущих набегов.

Хан Итларь расположился в самом городе Переяславле, а Китан, получив от Владимира в качестве заложника его сына Святослава, встал со своими воинами между защитными валами и стенами города.


В этот момент из Киева прибыл боярин Славята, а начальник дружины Мономаха, Ратибор, предложил князю убить половецких ханов. Опасаясь за жизнь сына Мономах ответил:

«Как же я могу сделать это? Мой сын у них.»


На что дружинники ответили:

«Князь! Нет в этом греха, они всегда приходят и губят землю Рускую и кровь христианскую проливают безпрестанно, а теперь привел бог их в руки твои!»

Поколебавшись, Владимир согласился. Ночью борярин Славята с небольшим отрядом преданных воинов и группой кочевников-торков прокрались к стану Китана и смогли выкрасть Святослава у половцев. Затем сонного Китана зарезали, его воинов перебили — все это тихо, тайно и не вызывая шума.

Тем временем Итларь ночевал вместе со своей дружиной во дворе Ратибора. На утро, Ратибор велел всем членам своей дружины приготовиться и приказал растопить избу. К Итларю был послан от Владимира Мономаха отрок с посланием:

«Зовет Вас Владимир и предлагает обуться, в теплой избе у Ратибора позавтракать, а затем ехать к нему»

Итларь согласился и пошёл в приготовленную избу. На крыше, разобрав часть кровли и заранее приготовив лук и стрелы, уже притаился Олбяг Ратиборович. Как только хан и его половцы пересекли порог — дверь за ним была закрыта и подперта. Итларь был поражен выстрелом в сердце, а его дружина перебита следом за предводителем.


Решив, что самое время провести против кочевников поход, Святополк и Владимир послали за Олегом и тот обещал участвовать, но в последний момент не явился. Владимир и Святополк вернулись с большой добычей — у не ожидавших нападения кочевников были захвачены большие стада скота, верблюды, а сдавшиеся в плен приведены в качестве слуг.

1096 — Битва на реке Трубеж
(первый крупный разгром половцев)

В 1096 году Владимир Мономах и Святполк обвинили Олега Святославича в сотрудничестве с половцами за отказ от совместного похода и осадили его в Стародубе. Воспользовавшись отсутствием княжеских сил хан Боняк атаковал окрестности Киева (сжёг в Берестове княжеский двор), а Куря - Переяславля. Куря 24 мая сжёг Устье.

30 мая Тугоркан осадил Переяславль, а Святополк и Владимир подошли правым берегом Днепра до Заруба и перешли Днепр только 19 июля, то есть город был в осаде 50 дней. Из Переяславля вышли защитники. Половцы стояли на левом, восточном берегу Трубежа. Атака русских носила неорганизованный характер («Владимир же хотел выстроить полк, они же не послушались» ), но была очень успешной: половцы побежали, множество их погибло при преследовании, погиб сам Тугоркан с сыном.

1101 — Съезд у Сакова

В 1101 году состоялся съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче.

На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережной области Киева). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир.

1103 — Долобский съезд

В 1103 году у Долобского озера близ Киева состоялся съезд съезд Святополка и Владимира Мономаха, на котором обсуждались условия организации совместного похода на половцев.

В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святополка выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

1103 — Битва на реке Сутени

Общий сбор произошёл в Переяславле, откуда в ладьях и на конях пошли до острова Хортица на Днепре. Затем пехота выгрузилась на берег, и всё войско шло 4 дня на восток. Половцы решили дать бой русским с перспективой ответного похода в случае победы.


Сторожевые части половцев во главе с Алтунопой попали в засаду, устроенную русскими сторожевыми частями. Про столкновение главных сил известно только то, что русские действовали как в конном, так и в пешем строю.

Во время преследования было убито множество половцев, в том числе 20 половецких «князей» (Урусоба, Кчий, Арсланапа, Китанопа, Куман, Асуп, Курток, Ченегреп, Сурьбарь и другие). Белдюз был захвачен Святополком, передан Владимиру, и несмотря на предложение за себя выкупа, был убит за несоблюдение мирного договора.

1107 — битва на реке Суле

В мае 1107 года Боняк захватил табуны у Переяславля, затем к нему присоединился Шарукан, и они встали около Лубен на левом берегу Сулы. В выступившем против них войске, кроме Святополка Киевского, Олега Новгород-Северского и Владимира Переяславского, было ещё четверо князей: Святослав, Мстислав, Вячеслав и Ярополк.

Летопись не сообщает подробностей битвы. Русские войска перешли Сулу вброд и ударили по противнику, тот обратился в бегство и в ходе преследования потерял множество убитыми и пленными. Боняку и Шарукану удалось бежать, но был убит брат Боняка Таз, а также пленены Сугра с братом. Русскими был захвачен половецкий обоз.

1111 — Битва на Салнице
Разгром половцев

26 февраля 1111 года русская армия, возглавляемая коалицией князей (Святополк с сыном Ярославом, Давыд с сыном, Владимир с сыновьями), в боевом порядке двинулась к городу Шарукань, сопровождаемая священниками с крестами, поющими песнопения.

Местом, где собралось русское войско, было Долобское озеро. Его путь проходил через множеством рек, после чего они вышли к берегам Северского Донца).

Шарукань сдался без боя на 5-й день осады. Примечательно, что горожане предложили победителям рыбу и вино, что характеризует оседлый быт его обитателей. Параллельно русскими был сожжён пытавшийся оказать сопротивление город Сугров.

24 марта произошло первое ожесточённое сражение у Донца, в котором был истреблен отряд разведчиков-половцев. Утром 27 марта в полнолуние на реке Сальнице началось второе, основное сражение.

Половцы имели такое численное превосходство, что русские войска были окружены, но половцы не выдержали их скоординированного прямого удара. Был захвачен большой плен и множество разнообразной добычи, ранее награбленной половцами в разных регионах. Около десяти тысяч половцев полегло на поле боя, остальные бросали оружие, прося сохранить жизнь.


Эта победа приобретала в глазах современников особое, исключительное значение. В конце XI - начале XII века на Руси всё сильнее ощущались приближение конца света, наступление «последних времён», предшествующих Страшному суду. Мир давно уже вступил во вторую половину седьмого - последнего, по представлениям того времени, - тысячелетия своей истории (год 1111-й от Рождества Христова соответствовал 6619-му от Сотворения мира).

Страшное имя измаилтян - предвестников «последних времён», о нашествии которых в канун конца света на земли христиан пророчески рассказывалось во многих византийских эсхатологических сочинениях, - прилагалось на Руси к половцам и другим родственным им кочевым народам южнорусских степей. Борьба с ними русских князей воспринималась как последняя схватка сил добра с прислужниками антихриста, как сугубое исполнение христианского долга.


Победа же, одержанная под водительством Владимира Мономаха и при зримом участии Небесных сил, казалось, отодвигала грядущее светопреставление, давала шанс на продолжение самой истории, на спасение всего «христианского мира».

Перемирие и последнее столкновение

Узнав в 1113 году о смерти киевского князя Святополка, половцы подошли к границам. Владимир Мономах вступая на киевское княжение заключил с ними очередной мир.

В 1116 году сын Владимира Мономаха Ярополк и Всеволод Давыдович совершают поход в половецкие степи - взяты три города: Сугров, Шарукань, Балин и большая добыча.

В 1120 году по приказу отца Ярополк совершил еще один поход против половцев «за Дон» (то есть за Северский Донец), однако половцы заблаговременно покинули свои становища, и князь, не найдя никого в степях, возвратился.

Итоги и значение

  • Владимир Мономах смог прекратить княжеские междоусобицы и объединить Древнерусское государство в борьбе против кочевников
  • В результате главных походов 1111 и 1116 годов половцы понесли тяжелые потери и были вынуждены откочевать от границ руси
  • Набеги возобновились только после смерти Мономаха в 1125 году

Крещение Руси

В 988 г. великий князь киевский Владимир Святославович, его дети, дружина, тысячи жителей города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства - православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия - мирно или насильственно - в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа - епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Постепенно складывалось общерусское самосознание. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.



Русь в эпоху Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Владимир Святославич

Внутренняя политика:

Отроком Владимир был отправлен княжить в Новгород в сопровождении своего дяди – воеводы Добрыни. В 980г, хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до этого убившим третьего сына Святослава - Олега), Владимир становится единовластным правителем Руси. В 988г Владимир крестился, а затем провозгласил христианство государственной религией Руси. Процесс полной христианизации Руси растянулся почти на два века, но новая вера достаточно быстро укрепилась в крупнейших городах. Для функционирования церкви требовались богослужебные книги и грамотные священнослужители. Поэтому принятие христианства способствовало возникновению и интенсивному развитию литературы.

Внешняя политика :

· В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше - 979) Владимир воевал с польским правителем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля;

· В 981-982 Владимир совершил походы на вятичей, который закончился обложением дани;

· В 983 году Владимир покорил литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике;

· В 984 году Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси;

· В 985 году Владимир воевал с «болгарами», тогда же им был подписан первый договор Киевской Руси с Булгарией. 985 обложил данью Хазарию;

· В 988 году Владимир покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава на княжение в Тмутаракани. В 988-989 осада Корсуня в Крыму. В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов. В 992 успешная война с Польшей за Червенскую Русь. В 994-997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар, и двинулся на Северный Кавказ;

· Владимир вёл активную внешнюю политику, за время своего правления им было подписано множество мирных, торговых, дипломатических договоров с правителями разных стран

· Единственной проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов; построил ряд городов-крепостей вокруг Киева и на границах с враждебной Печенежской степью;

· Оказав военную помощь византийскому императору Василию II, Владимир получил в жены его сестру Анну.

Ярослав Мудрый (989-1054гг)

Внутренняя политика:

Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. В к. X - н. XI в. Ярослав владел Ростовской землей, где основал город Ярославль. В 1010 он был переведен отцом на княжение в Новгород Великий. В 1014 Ярослав перестал подчиняться отцу и выплачивать установленную дань Киеву. В 1015-19 он вел ожесточенную борьбу с двоюродным братом Святополком Окаянным за верховную власть. После смерти брата Мстислава, князя тмутараканского, в 1035 Ярослав стал полновластным правителем Киевской державы, кроме г. Полоцка, которым владел его брат Изяслав. В 1036 под Киевом были разбиты печенеги, прекратившие нападения на Русь. Он укрепил внутреннее положение государства введением свода законов - Русской Правды.В правление Ярослава Мудрого территория Киева сильно увеличилась. В 1051 по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха Иллариона митрополитом Киевским и всея Руси, тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. За все эти деяния Ярослав получил прозвище Мудрый. Завещал сыновьям отказаться от междоусобий, однако, раздав им свои владения на уделы, Ярослав положил начало феодальной раздробленности.

Активная внешняя политика :

· Успешно воевал с Польшей и возвратил утерянные Русью в 1018 Червенские города;

· Совершил победоносный поход на чудь и построил в Чудской земле город-крепость Юрьев (сейчас Тарту);

· В 1036 разгромил под Киевом печенегов, положив конец их набегам на Русь; им были совершены успешные походы на ясов, ятвягов, литовцев, мозовшан, ямь.

· Организованный им поход на Византию в 1043, которым руководил его сын Владимир, оказался неудачным. Ярославом была создана оборонительная линия по р. Роси.

Политика Владимира Мономаха. Борьба с половцами.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ(1053-1125)
Шестнадцать лет (1078-1094) княжил Мономах в Чернигове. Много раз приходилось Владимиру вступать я борьбу то с внешними, то с внутренними врагами. Когда Всеволод в 1093 г. умер, то на киевском престоле оказался не Владимир, а Святополк.Неопытность Святополка привела к страшному разгрому русских войск половцами. Вынужденный довольствоваться вместо Киева Черниговом, Владимир скоро утратил и его. Сорокалетнему князю с женой и детьми пришлось перебраться в Переяславль. Занявшись укреплением Переяславского княжества, Мономах не упускал из виду и дела в других русских землях. Весьма знаменательным для Мономаха стал год 1095. Разорвав недолгий мир с половцами, Владимир уговорил Святополка совершить поход в половецкую степь. Победа была полной; взято много пленных, коней и верблюдов. На следующий год на Днепре дружины Владимира разбили окончательно половцев и убили хана Тугоркана.
Менее успешно, но с Такой же энергией боролся Мономах за единство русских земель. Его соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский.
В 1097 г. Владимир пытается организовать княжеский съезд, который осудил бы Олега за приводы на Русь половецких орд. Но съезд, созванный в древнем Любече, не принес победы Мономаху. Идея единства в противоборстве с внешними врагами, сохранения мира на Руси была поддержана князьями чисто формально. Зато четко прозвучала мысль: «Каждый да владеет отчиной своей».Со Святополком пришлось помириться перед лицом половецкой опасности. Мономаху удается организовать несколько общерусских походов (1103, 1107, 1111 гг.) против половцев. Во время последнего похода Владимир продвинулся глубоко в степь и нанес половцам жестокое поражение.
В 1113 г. Владимир Всеволодович становится великим киевским князем, хотя по Любечскому договору, который закрепил право отчинного владения, Киев должен был перейти к старшему сыну умершего в этом году Святополка. Решающим фактором, повлиявшим на вокняжение Владимира, послужило восстание киевлян 17 апреля 1113 г. Киевская знать призвала на киевский постол Владимира, известного всем своей борьбой с половцами.Усмирив восстание, Владимир остался в Киеве и правил княжеством 12 лет.
Годы правления великого князя Владимира Мономаха были относительно спокойными для Руси. Кончина его в 1125 г. была воспринята как большое горе. Авторитет великого князя остался на века.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры