Описание неизвестных слов в произведении островского снегурочка. «Весенняя сказка» А.Н.Островского «Снегурочка» Своеобразие сюжета

Главная / Измена мужа

Островский был талантливым писателем и драматургом. Его по праву можно считать создателем репертуара русского театра. Островский часто затрагивал нравы купечества. Однако среди всех его сюжетов о замоскворецких купцах имеется и некое сказочное произведение, не похожее на остальные. Называлась она Снегурочка. Давайте и мы сделаем ее , охарактеризовав Снегурочку в пьесе.

Островский: Снегурочка, анализ произведения

Снегурочка была написана Островским в 1873 году и она стала действительно фееричной. Все кто прочел сказку, отмечали ее лиричность, окруженную фантастическим антуражем. Снегурочка необычна не только жанром, где пьеса-сказка сочетается с феерией, но и общим сочетанием текста, который переплетается с музыкой и балетной постановкой. В этой работе зритель и читатель встречается с богами, полубогами, а также с обычными жителями берендеями. Островскому удается в Снегурочке сочетать фантастику с реальностью и это делает пьесу еще более интересной.

Говоря об источниках вдохновения появления этой пьесы, это была всем известная о Снегурочке и славянская мифология. Изучая сюжет, мы переносимся в мир царствования Берендея, где было все очень идеально. Даже правитель царства был непохож на других. Он был настоящим воплощением народной мудрости и беспокоился о своем народе. И вот Берендей стал он замечать, что его народ становится тщеславным и за это попадает под гнев Ярило. Однако Берендей открывает истину — все живое должно любить. Вот только в царстве живет Снегурочка, у которой нет дара любви. Ее отец Мороз знает о мести Ярила, который поклялся растопить девушку, как только та полюбит по-настоящему.

Вот так и живет Снегурочка в семье бобыля. Для названых родителей девушка лишь приманка для женихов. Снегурочка принесла смуту в царство, ведь ради девушки они готовы бросать своих возлюбленных, нарушая устои. Причем чем холоднее была девушка к парням, тем сильнее они к ней тянулись. Понравился было Снегурочке пастух Лель, но тот одаривал своим вниманием всех девушек, в то время как Снегурочка хотела внимания только к себе. Это расстраивало девушку, которая не умела любить. А тут еще и Мизгирь, которому захотелось к ней посвататься. Только девушка не может принять его предложение, ведь в сердце к нему пустота. И здесь мы видим страдания персонажей, ведь и Снегурочке плохо, так как она не может познать любви. Страдает и Купава, которую бросил Мизгирь, да и самому жениху плохо, ведь кроме Снегурочки он больше никого не видит.

И тут девушка просит свою мать Весну подарить ей возможность любить, и она согласилась. По ее словам, Снегурочка полюбит первого встречного, им и оказался Мизгирь. Его радость была велика, ведь Снегурочка ответила на его чувства. Однако здесь проявился и его эгоизм, ведь из-за него и растаяла девушка.

Смерть Снегурочки, которая была готова умереть за любовь, стала победой над стужей в сердце. А Мизгирь, дав однажды Снегурочке обещание погибнуть вместе, прыгает в озеро, чтобы соединиться с возлюбленной, которая превратилась в холодную воду.

В целом пьеса раскрывает тему любви, без которой наша жизнь бессмысленна. Также автор показывает связь противоположностей, где невозможно представить мир без света и тьмы, без тепла и холода. При этом мы видим, несмотря на их противоречие, их борьбу, друг без друга они существовать не могут.

«Пьеса Гроза» - Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Система образов драмы. С.Шевырев. А.Н.Островский. Гроза. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти.

«Пьесы А.Н.Островского» - Что такое музыка? Вывод: Роль музыки в пьесах А.Н.Островского. Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. Романс. «Земляничка-ягодка». Романс передает тончайшие оттенки чувств: тоски, разочарования, уныния.

«Островской Снегурочка» - А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Основные вопросы. Драматическое произведение, пьеса (произведение, предназначенное для постановки на сцене). Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности драматического произведения. Дом семьи Островских. Современные издания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».

«Герои «Грозы»» - Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Как воспитывалась Катерина. Драма «Гроза». Любовь. Творчество драматурга. Два конфликта. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Кудряш. А.Н.Островский написал 50 пьес. Национальный театр. Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Общественная деятельность А.Н.Островского.

«Пьеса «Бесприданница»» - Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Все поступки героя мотивируются стремлением поддержать такое впечатление. О Паратове сказано: «Блестящий барин». И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Ларису в Бесприданнице окружают не звери.

«Драма Гроза» - Гроза (значение названия пьесы). Гроза. Иллюстрация С.В.Герасимова к драме А.Н. Островского "Гроза". Катерина. Известно, что роль Катерины в спектакле Островский заранее отдал Косицкой. Малый театр. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. В. Зорин. Кустодиев. Кулигин любуется прелестью волжских пейзажей: «Чудеса!

Всего в теме 22 презентации

Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.

«Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…

К.С.Станиславский


Островский Александр Николаевич

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).

В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.


  • раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.

  • “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

1 группа. «Берендеи».

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

Русская пословица.


2 группа. «Снегурочка».

  • Пусть гибну я, любви одно

мгновенье

  • Дороже мне годов тоски и

А.Н. Островский.


3 группа. «Лель».

  • Через красивое - к человечному.

В. А. Сухомлинский.


  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.

Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.

  • Брусила и берендеи – робята.

Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.


Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Причина всех несчастий страны берендеев -

в людском эгоизме, в потере людского родства,

в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

В этих словах мудрого царя раскрывается

глубинный смысл пьесы, где этическая

красота человека определяется

взаимосвязью с природой и другими


А заключительные слова Берендея:

«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.

Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.


Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

новое


  • «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.


  • В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.

В.М.Васнецов Берендеевка

Н.Рерих Ярилина долина


Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное

драматургом в 1867 году


В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».

В.М.Васнецов Весна-Красна

Н.Рерих Дед-Мороз


В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое

целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и

Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта

перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.


  • Специальное:

1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.

Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.

2. Многожанровое произведение.

Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,

пьесы – маски.

3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.

  • 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.

5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.

6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Известное:
  • «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
  • Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
  • Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
  • Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
  • « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
  • В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.

Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Новое:
  • берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в

южнорусских степях.

2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.

Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.

3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.

1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.

4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.

5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.

6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.

новое

многослойное произведение.

берендеи

древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,

драма.

многожанровое произведение.

Феерия

праздничное сказочное представление

пьеса-маска

объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

вечный сюжет русского

фольклора

1862 год собиратель И.А. Худяков

1826-1871 А.Н.Афанасьев

сборник «Русские народные сказки»

1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»

исследовал сказку.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.

сказочное царство берендеев

мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))

С интез реального и фантастического

Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

Снегурочка- Богиня любви Лада.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

1.Противоборство

Холода и Тепла,

два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.

Мороза и Ярилы.

конфликт в области нравственных отношений:

2. царство

богатство- бедность,

берендеев- Мизгирь

любовь- холод.


Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор

  • П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе

Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.

Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».


Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец

  • А эта поэма «Снегурочка»-

лучшее, что есть.

Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.


Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор

  • «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».


Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.


  • 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
  • 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
  • 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.

Домашнее задание

  • Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).

Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» и созданная на ее основе одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова — своеобразный гимн русскому фольклору, дань уважения и преклонения перед богатейшим наследием языческой Руси, ее верованиями, предания-ми, обрядами и мудрым отношением к жизни в гармонии с природой.

Говорить о фольклоризме этих произведений и легко и сложно. Легко потому, что фольклорное начало, этнографизм составляют суть, содержание, язык и пьесы, и оперы. Многие факты лежат здесь на поверхности, так что не составляет большого труда найти первоисточники образов, сюжетных линий, эпизодов в сказочном, песенном, обрядовом материале. Нас поражает и восхищает авторское проникновение в мир русской архаики и современного драматургу и композитору народного творчества, удивительно бережная и в то же время ярко индивидуальная, смелая обработка этого пласта национальной культуры и создание на основе его величайших по красоте, глубине мысли произведений, созвучных прошлому и настоящему.

Трудность, и немалая, заключается в том, что фольклоризм «Снегурочки» таит в себе множество загадок и скрытого смысла. Это всегда озадачивает и очаровывает, в этом непреходящая ценность и сила искусства, его вечная актуальность и новизна. Возьмем принятое жанровое определение «Снегурочки» — весенняя сказочка. Вроде бы все ясно, но, строго говоря, неверно: перед нами разворачивается отнюдь не сказочное действо хотя бы потому, что завершается оно гибелью главных героев, что классической сказке никак не свойственно. Это чистой воды мифология, увиденная сквозь толщу веков, понятая и обработанная художниками XIX столетия. Еще точнее сюжет «Снегурочки» можно было бы обозначить как древний календарный миф, насыщенный позднейшими текстами обрядового, песенного, эпического содержания, сохранившими если не целиком, то частично черты архаического взгляда на мир, на место и роль человека в космоприродном универсуме.

Кстати, и то, что мы по привычке называем народной сказкой о растаявшей под лучами летнего солнца девочке, вылепленной из снега, — тоже не сказка. Заметим в скобках: сюжет о Снегурочке стоит особняком в традиционном сказочном репертуаре, он практически не имеет вариантов и очень краток, скорее напоминает притчу о закономерном наказании за пренебрежение к правилам поведения, обусловленным законами природы, и нежизнеспособности искусственного, неестественным образом созданного вопреки законам жизни.

Главное в сюжете пьесы и оперы — идея гармонии человека и природы, преклонение перед красотой окружающего мира и целесообразностью законов естественной жизни. Все это, по мысли многих представителей русской интеллигенции XIX в., когда-то было свойственно человеческому обществу и потеряно с приходом цивилизации западноевропейского, урбанического типа. Сегодня видно, насколько сильна была в русском обществе ностальгия по «идеальному прошлому» и насколько это опиралось на характерное для России стремление узнать свои корни, откуда что «есть пошло», понять и осмыслить себя сегодняшнего через свое прошлое — историческое и мифологическое, оздоровить и исправить современное общество через обращение к заветам старины седой.

Не касаясь авторского замысла и сугубо профессиональных приемов композиторского творчества, ограничусь несколькими комментариями к фольклорно-этнографическим реалиям, отраженным в либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова. Отдельные детали, повороты сюжета, мотивировки, воспринимаемые ныне как второстепенные, а то и просто странные, на самом деле оказываются чрезвычайно важными и помогают проникнуть в глубины народного мировоззрения, понять символику и логику поступков действующих лиц оперы.

Несколько раз упоминается в пьесе и либретто Красная горка. Сначала здесь появляется Весна, потом сюда отправляются водить хороводы молодые берендеи — девушки и юноши. На Красной горке встречает Купава Мизгиря и влюбляется в него. Это, конечно, не случайно. Во-первых, издавна именно на возвышенностях, холмах девушки кликали весну, отправляясь туда петь веснянки и встречать прилет птиц. Красной горкой называлось, а кое-где до сих пор называется первое весеннее гулянье молодежи на улице после зимних избяных посиделок. Красной горкой именуют и первое воскресенье после Пасхи, оно считается счастливым днем для бракосочетания. Ярилина гора «Снегурочки», можно сказать, перенимает эстафету Красной горки, реализуя ее брачную, эротическую направленность и усиливая мотивы расцвета производительных сил природы, урожайности земли.

В «Снегурочке» блестяще отражено мифологическое представление о вечном круговороте жизни и жестких законах природы: всему отведено свое время, все с неизбежностью рождается, зреет, стареет и умирает; за зимой должна наступить весна, на смену которой обязательно придет лето, затем в строгой очередности осень и зима. Такой порядок есть условие вечного существования Вселенной, человека и культуры. Нарушение порядка и правильного хода вещей, вмешательство в раз и навсегда устоявшийся поток жизни чревато трагическими событиями — и в сфере природных явлений, и в судьбе человека. Однако многовековый опыт показывал, что гладкого, спокойного перехода из одного состояния в другое практически не бывает, срывы и нарушения неизбежны, потому великая миссия человека заключается не только в строгом следовании заведенному порядку, но и в восстановлении утраченного баланса. В языческие времена, как, впрочем, и в более близкие к нам, мощным механизмом регулирования жизненных процессов были ритуалы и обрядовые комплексы, в состав которых обязательно входили жертвоприношения.

Если с этой позиции посмотреть на «Снегурочку», то очевидной становится буквально пронизанность ее темой жертвы ради высшего блага, мотивами очищения и преображения через смерть, уничтожение. Это и сжигание Масленицы с плачем и смехом, и радость берендеев по случаю гибели Снегурочки и Мизгиря. Наконец, это финальный апофеоз — появление Ярилы-Солнца с символами жизни и смерти, конца и начала — человеческой головой и снопом ржаных колосьев. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть превосходное знание Островским и РимскимКорсаковым народных традиций, обрядов и образов, лежащих в основе дохристианской земледельческой картины мира.

В Прологе берендеи точно в соответствии с вековой традицией провожают Масленицу в виде чучела из соломы, обряженного в женскую одежду. В реальной обрядовой практике Масленицу сжигали, в «Снегурочке» ее увозят (прогоняют) в лес. Последнее оправдано кольцевым построением пьесы и оперы: в заключительной сцене 4-го действия солома Масленицы превращается в налитые зерном колосья ржи, которые держит Ярило; темный холодный лес заменяется залитым солнцем, открытым пространством Ярилиной долины; люди выходят из лесу, из мрака на свет, и взоры их обращены вверх — к горе с острой вершиной, где появляется жаркий бог Солнца. В народной традиции связь масленичных огней с купальскими усиливалась колесом, символизирующим солнце. Чучело Масленицы сажали на колесо и сжигали вместе с ним, в Купальскую ночь с возвышенностей, где разжигали костры, скатывали горящие колеса.

Еще более поразительно почти что цитирование в «Снегурочке» реальных обрядов. Самый яркий пример: финальное появление Ярилы с человеческой головой и хлебным снопом и записанный не однажды обряд призывания лета. К 27 апреля в Белоруссии было приурочено следующее действо: выбиралась молодая женщина, которая должна была изображать молодого красивого мужчину (видимо, Ярилу). Босоногая, она была наряжена в белую рубаху, на голове красовался венок из полевых цветов. Женщина держала в правой руке символическое изображение человеческой головы, а в левой — ржаные колосья. В других местах так же наряженную девушку, с теми же атрибутами сажали на белого коня, привязанного к дереву. Вокруг нее девицы водили хороводы. Воронежцы сходный ритуал проводили накануне Петровского поста и наряжали не девицу, а юношу.

Напомним, что Ярила — славянский мифологический и обрядовый персонаж, воплощающий идею плодородия, прежде всего весеннего, а также сексуальной мощи. Имя этого божества произведено от корня яр. Широкий спектр значений раскрывается в однокоренных словах, например яровой хлеб, ярость, яркий, ярка (овца), на Русском Севере существует термин «яровуха», обозначающий совместное гулянье парней и девушек и ночевку их в избе во время Святок.

Совершенно в духе народных представлений даны образы Бобыля и Бобылихи. В сказках, преданиях, народных песнях бобыли — изгои, ущербные люди, не сумевшие или не пожелавшие выполнить естественные социальные функции — обзавестись семьей и иметь детей. Их жалели, но и сторонились. Не зря в фольклорных текстах бобыли живут на окраинах селения, в последнем доме, а обычное крестьянское право лишало их целого ряда привилегий и прав, в частности запрещалось участие их в ритуалах, связанных с продуцирующим началом, пожилых мужчин-бобылей не включали в совет старейшин. Бобыли, как социально неполноценные крестьяне, часто становились пастухами, об общепринятом пренебрежительном отношении к которым хорошо известно по массе этнографических наблюдений, описаний, исследований. Понятно, отчего именно к таким «недолюдям» попадает Снегурочка, сама наполовину человек, именно у них она должна пройти, говоря сегодняшним языком, период адаптации к новым условиям. По законам волшебной сказки и обрядов инициационного типа дом на окраине и хозяин (хозяева) его должны выполнить фукцию медиатора, помочь героине преобразиться, перейти из одного мира в другой через систему испытаний. Берендеевские бобыли — явно смеховой, сниженный образ классических «испытателей» сказочных героинь: Бабыяги, Метелицы, ведьмы и пр. У бобылей не нашлось для приемной дочери волшебного клубочка или заветного слова, которые помогли бы девушке из иного мира превратиться в полноценного члена человеческого сообщества. Но ведь перед нами не сказка…

Бобыль и Бобылиха обделены Пастушьи трубы и рожок жизненной силой, жаром любви, по тому падки на мнимые, обманные ценности (богатство Мизгиря) и холодны по отношению к Снегу- рочке. В обрисовке об- раза Бобылихи есть одна существенная деталь, ко-торая сегодня ус-кользает от внимания, но которая хорошо понималась нашими соотечест-венниками в XIX веке и использовалась в качестве яркого дополнитель-ного штриха, делающе-го Бобылиху смешной и жалкой в своих притязаниях. Речь идет о рога-той кичке, которую, на-конец-то, просватав при-емную дочь и получив выкуп, обрела Бобыли-ха. Дело в том, что кич-ка — не просто традиционный женский голо-вной убор. Рогатую кичку (с возвышениями на передней части в виде конского копыта, лопаты или рогов, направленных вверх-назад) могли носить женщины, имевшие детей, при-чем высота «рогов» обычно напрямую зависела от ко-личества детей. Так что, заполучив кичку, Бобылиха как бы уравнивала себя с другими берендейками-"боярынями" и могла претендовать на иное к себе отно-шение. Кстати, тот же прием в той же смеховой функции применил и А. С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке», где Старуха, обретя новый статус, восседает в украшенной рогатой кичке.

По-своему загадочен образ Мизгиря. Роль его в сю-жете, отношение к нему берендеев, мотивировка по-ведения и трагическая, с нашей точки зрения, гибель становятся более понятными при обращении к веро-ваниям и представлениям, часть которых дожила едва ли не до начала XX в.

Мизгирь — одно из наименований паука. В тради-ционной культуре паук — существо близкое к сонму нечисти, коварное, злое, агрессивное. Существуют ус-тойчивые представления о том, что убившему паука прощается семь грехов. С другой стороны, мизгирь воспринимается и как одна из ипостасей домового, считается, что паука в доме нельзя убивать, так как он приносит богатство и благополучие. Удивительным образом оба отношения сходятся в образе Мизгиря-купца. Купцов издавна уважали на Руси, наделяли осо-быми качествами и знаниями, почти волшебными, а то и магическими, благодаря их пребыванию в далеких странах, на краю земли, значит, близости к неведомому, потустороннему и опасному. (Вспомним новгородско-го былинного Садко, купца из «Аленького цветочка» и др.) Деньги, золото, богатство обычно воспринимали как признак либо чудесного дара или случая, либо как следствие разбоя, нечистой и нечестной сделки.

В народе с пауком связана брачная и любовная те-матика. В свадебной обрядности белорусов, жителей западнорусских губерний используются сплетен-ные из соломы сложные фигуры — символы счастья и крепкого союза. Такой предмет назывался паук, он прикреплялся к потолку избы, часто над столом, где проходил брачный пир. Мизгирь — заморский купец — хоть и из берендеева рода, но чужой, оторвавшийся от своих корней. В этом смысле он настоящий сказочный жених — незнамый и богатый, дарующий героине счастье, но и свадебный «чуж-чужанин» — жених, прибывший из-за моря, «из-за лесу, из-за гор» и связанный прежде всего с пред-ставлениями о разлуке и неволе. Горячность, эгоизм, агрессивность Мизгиря сродни прямо противополож-ному полюсу — холодности и пассивности Снегуроч-ки. То и другое в крайних своих проявлениях — чуждо простым берендеям и опасно для сообщества людей.

Добавим, что известен ритуал, приуроченный к кон-цу лета, — изгнание из дома насекомых посредством колосьев нового урожая. Тараканов, пауков, клопов собирают в коробок и зарывают (хоронят) в землю со словами: «Ржаной сноп — в дом, тараканы — вон!».

Таким образом, сама тема избавления от насекомых, принимая обличье потешки, а когда-то, быть может, и серьезного ритуала, была актуальна для традицион-ного общества. И в определенных ситуациях изгнание, умервщление паука (мизгиря) считалось делом благим и необходимым. Еще одно дополнение — известны ма-гические ритуалы вызывания дождя с помощью пау-ков, что подчеркивает изначальную, мифологическую причастность паука водной стихии, внечеловеческому миру. В контексте же «Снегурочки» как бы сходятся все народные представления о пауке, что оправдыва-ет изгнание Мизгиря из пределов Берендеева царства и заставляет рассматривать его гибель как возвраще-ние в родную (вне-человеческую) стихию, в иноми-рье, что, естественно, понималось как восстановление утраченного порядка и справедливости и способс-твовало возврату нормальной жизни, приходу Яри-лы-Солнца и лета. Вода оказывается и родной стихией Снегурочки, ее сущностью и нормальным природным существованием в весенне-летний период, так что смерть влюбленных — это возврат к естеству. Слияние в одной стихии объединяет их — разных, но тождественных в чужести по отношению к людям и в обречен-ности смерти ради устранения дисгармонии в мире.

Подобных примеров тонкого, точного, глубоко осмысленного подхода к традиционной русской куль-туре в «Снегурочке» очень много.

Опера, созданная Римским-Корсаковым, на уровне либретто сохранила как сюжетную, так и поэтическую основу произведения Островского.

Разумеется, фольклоризм оперы более очевиден и ярок благодаря включению подлинных народных песен и наигрышей, фольклорных приемов звукопод-ражания, народных кличей и плачей, благодаря музы-кальной образности, удивительной системе лейтмоти-вов, богатой и сочной инструментовке.

Н. А. Римский-Корсаков сторицей отплатил наро-ду, щедро раскрывшему перед ним тысячелетнее ду-ховное богатство, подарив в новом, современном виде свою гениальную творческую фантазию на темы Древ-ней Руси.






Творческая история пьесы «Снегурочка» Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Индивидуальная работа со статьёй (с): Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки? Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки?











Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие сюжета 4. Кульминация 5. Развязка Присутствие старшего и младшего поколений. Отлучка старших. Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же нарушается запрет,за этим следует беда. Поиск потерянного или недостающего, исправление ошибки Главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её Преодоление потери, или недостачи, воцарение (получение более высокого статуса)




Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка Знакомство с родителями Снегурочки Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен» Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем Приобретение запретного качества – любви Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев


Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев. Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.


Тест на гениальность Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. Брехт улыбнулся и посоветовал: Брехт улыбнулся и посоветовал: - Очень просто. Начните с … - Очень просто. Начните с … Бертольт Брехт немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, основатель театра «Берлинский ансамбль». Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).


Мир Берендеева царства Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры