Певец мефодий бужор. Бужор Методие: биография, личная жизнь

Главная / Измена мужа

На одном из праздничных концертов в «Октябрьском» выступали звезды один за другим. Их принимали тепло, уважительно, а когда ведущий объявил: «Поет Методие Бужор», зал почти не прореагировал на новое имя. Но стоило красивому 37-летнему мужчине шагнуть на сцену и запеть баритоном: «Но я лечу с тобой снова…», как зал ожил. Послышался шепот: «Боже, как он похож на Магомаева, это же вылитый Муслим!» Допевал Методие «Чертово колесо» в громких аплодисментах, а после «Ах, эта свадьба пела и плясала…» зал зашелся в овациях…

Методие, вы начинали как оперный певец. Родились и выросли в Молдавии, в Москве работали в «Новой опере» с Евгением Колобовым, затем стали петь в Академии молодых оперных певцов Мариинки, сотрудничали с Валерием Гергиевым, выиграли несколько международных конкурсов… И вдруг, резко поменяв амплуа, ударились в эстраду, стали исполнять репертуар Муслима Магомаева!
- Встреча с ним полностью поменяла мое амплуа. В 2001 году я познакомился с Еленой Образцовой на ее конкурсе в Петербурге, где стал лауреатом второй премии. Елена Васильевна приняла живое участие в моей судьбе, и мы подружились, эта дружба длится уже десять лет, были моменты, когда мне было очень трудно (и в творчестве, и в обычной жизни), и она протянула мне руку помощи. А в 2007-м, когда я работал в Германии, в Лейпцигской опере, Елена Васильевна, став художественным руководителем оперной труппы Михайловского театра, пригласила меня в труппу. Увидела меня и говорит: «Боже, с годами ты так стал похож на Муслима, как же я раньше этого не замечала… Давайте я вас познакомлю!» Она позвонила Магомаеву, договорилась о встрече, я приехал, дверь открыла Тамара Ильинична, а за ней - Муслим Магометович. Они взглянули на меня, повисла долгая пауза, а потом они радушно улыбнулись…

Я не знаю, наверное, это судьба. Многие говорят, что есть сходство - и в вокале, и в манере разговаривать, в сценической манере. Хотя это произошло само собой - я ничего не копировал, я вырос в Молдавии, занимался оперой и про Магомаева почти ничего не знал. Поначалу мне не очень нравились эти параллели, но потом, узнав глубоко его творчество, его личность, я понял, что это - очень лестное, очень высокое сравнение. Я стал тянуться к этой планке. Я понял, что планка поднята так высоко, что я уже не смогу одновременно заниматься оперным искусством и классической эстрадой. Надо что-то выбирать, если хочешь достичь серьезных результатов, если хочешь оправдать доверие Елены Васильевны, Тамары Ильиничны, всех поклонников Муслима Магомаева, которые до сих пор верны ему и его творчеству.

А почему вы выбрали не Москву, а Северную столицу?
- На конкурсе в Петербурге я встретил свою любимую, единственную женщину - Наталью, которая стала моей женой. Она была певицей, сейчас сменила вид деятельности, стала педагогом, директором детского сада, одного из лучших в Красногвардейском районе.

Как ни странно, но очень мало кто из оперных певцов может хорошо петь эстрадные песни… Как думаете, почему?
- Каноны хорошего пения установились задолго до наших дней. Великий Карузо говорил: чтобы стать хорошим певцом, не надо иметь большой голос, нужно иметь большое сердце, немного ума и чуть-чуть голоса… Для исполнителей классической эстрады эти советы замечательного певца просто бесценны.

И все-таки - вас совсем не смущает роль двойника, клона?
- Но я не двойник и не клон… Я хотел бы, чтобы меня называли продолжателем традиций классической советской эстрады. И не только Муслима Магомаева, потому что советская эстрада - это золотой запас мелодий, проникновенных стихов и замечательных голосов. Любители эстрады могут вспомнить ситуацию, как в начале пути про Филиппа Киркорова говорили, что он - двойник Сергея Захарова. Но с годами сходство все уменьшалось, их пути разошлись…

Методие, чем вы увлекаетесь вне сцены?
- Люблю плавать, причем на длинные дистанции. Знаю несколько языков - румынский, молдавский, итальянский, английский, немецкий... Любой оперный певец обязан быть полиглотом, чтобы не только со всеми общаться на гастролях, но и не пропевать свои партии бездумно. Люблю рисовать, я еще и скульптор, учился этому, и мне было так приятно узнать, что и Муслим Магомаева был скульптором.

Когда я пою песни Муслима Магомаева, я понимаю: вот то, что людям сегодня нужно. Столь же необходимо, как вырваться на чистую природу. Вокруг столько грязи, шума и пыли, столько подделок, искусственности… А душа-то все равно просит чего-то настоящего, и каждому нормальному человеку хочется не только потреблять все больше, а еще и во что-то красивое, доброе, вечное верить.

Беседовал Михаил АНТОНОВ

Фото из сообщества поклонников творчества Методие Бужор


Интервью с Методие Бужором

Мето́дие Никола́евич Бужо́р (рум. Metodie Bujor, р. 9 июня 1974, Молдавская ССР) - современный российский оперный и эстрадный певец.

Родился 9 июня 1974 года в Молдавской ССР. В 2000 году, окончив Кишинёвскую академию музыки им. Гавриила Музическу, начал свою карьеру в труппе Московского театра Новая Опера под управлением Евгения Колобова. Дебютировал в партии Спарафучиле в опере «Риголетто» Джузеппе Верди. Исполнял партии: Гремина в опере «Евгений Онегин»Чайковского, Сесила в опере «Мария Стюарт» Доницетти, Сальери в опере «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и многие другие.

После победы на конкурсе Елены Образцовой в Санкт-Петербурге Методие Бужор был приглашен в качестве солиста в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра.

В 2003-2005 гг. является приглашённым солистом в Лейпцигской опере, Германия.

В 2008 году приглашён как солист в премьерных спектаклях Михайловского театра оперы и балета: «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло, «Любовный напиток» Доницетти.

За время своего оперного творчества Методие Бужор стал лауреатом многих международных конкурсов.

В 2007 году в жизни Методие Бужора состоялось судьбоносное знакомство с Муслимом Магомаевым. После этой встречи в творчестве Методие все большее место стала занимать классическая эстрадная песня. И в 2009 году Методие Бужор принимает решение, которое полностью меняет его карьеру, - он оставляет оперу, выбирая эстраду.

Начинает выступать на музыкальных фестивалях и гала-концертах в любимом Санкт-Петербурге. Итогом быстро растущей популярности стал первый сольный концерт на сцене Большого концертного зала Октябрьский 24 мая 2012 года.

Летом 2012 года Методие Бужор прошел прослушивание для участия в программе «Голос», трансляция которого стартовала в ноябре 2012 года на Первом канале. Он исполнил композицию «Скажите, девушки» на первом этапе проекта - «Прослушивание вслепую». И был приглашен в команду певца и композитора Александра Градского. Его выступление, голос и подача, очаровали зрителей и судей. Но на следующем этапе конкурса, «Битва», Александр Градский не смог сделать выбор между своими фаворитами - Методие Бужором и Евгением Кунгуровым. И дальнейшую судьбу определил подбрасыванием монеты. Орёл - Методие Бужор, решка -Евгений Кунгуров. Выпала решка, и Методие выбыл из конкурса. Поступок Градского вызвал большое негодование у зрителей и журналистов, считавших Методие Бужора одним из главных претендентов на победу в этом проекте.

Участие в телепроекте «Две звезды»

После завершения программы «Голос» Первый канал пригласил Методие Бужора участвовать в одном из самых рейтинговых телепроектов - «Две звезды». Партнёршей Методие Бужора стала балерина Анастасия Волочкова, с которой было записано 12 дуэтов. Первый эфир программы «Две звезды» состоялся 15 февраля 2013 года, а финал - 7 июня 2013 года.

Во время съемок на Первом канале Методие Бужор выступил с двумя сольными концертами на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге 23 декабря 2012 года и 9 марта 2013 года, которые прошли с аншлагом.

Гастроли 2013-2014 «Воспоминания…»

В августе 2013 года Методие Бужор начал свой первый гастрольный тур «Воспоминания…» по 67 городам России, который продолжится осенью 2014 года.

Награды

Международный конкурс оперных певцов им. Франсиско Виньяса, Барселона, Испания, 2001 год,

Международный конкурс оперных певцов Елены Образцовой, Санкт-Петербург, Россия, 2001 год,

Международный конкурс оперных певцов им. Хариклеи Даркле, Брэила, Румыния, 2002 год,

Международный Конкурс оперных певцов в Сарцане, Италия, 2004 год.

Музыкальная деятельность Методие Бужора начиналась с выступлений на сценах лучших оперных театров Европы. Несмотря на успех, он сменил свой жанр, пополнив ряды эстрадных певцов. За это время в творческой биографии артиста произошло немало событий, которые способствовали развитию его карьеры.

Уже несколько лет Методие живет в Санкт-Петербурге, где становится постоянным участником многочисленных концертов и фестивалей, проходящих в городе. У певца есть немало фанатов, которые не пропускают его сольные выступления, состоящие каждый раз из нового репертуара.

Большая семья и нелегкий путь к музыке

Методие родился в 1974 году в Кишиневе, Молдавская ССР. Семья была многодетной: кроме будущего певца, подрастали также трое его братьев. Его родители не имеют отношения к творческому миру: отец работает инженером-изобретателем, а мама – специалист в области медицины. Несмотря на это, они всегда с удовольствием пели. Свое имя мальчик получил не случайно, так как Методие означает «упорядоченный».


На фото Методие Бужор в эфире шоу “Голос”

Он с ранних детских лет проявлял музыкальные и вокальные способности, но после окончания школы пошел учиться в Аграрный университет, где изучал биологиею и генетику. Получить музыкальное образование ему помог случай. Бужора и его брат пришли на день рождения к их общему другу, который учился в консерватории, и решили спеть гостям. Тогда то именинник и посоветовал им получить музыкальное образование. Юноша испытал немало трудностей, так как не умел читать по нотам и писать диктанты, однако, он сумел достичь своей цели, став студентом Кишинёвской академии музыки имени Гавриила Музическу.

Карьера оперного певца и смена музыкального жанра

В 2000 году Методие окончил учебу и уехал в Москву, где стал выступать на сцене театра «Новая опера». Исполняя партии в таких операх, как «Риголетто», «Евгений Онегин», «Мария Стюарт» и многих других, молодой человек продемонстрировал свой талант. Одержав победу на конкурсе, Бужор был приглашён петь в Мариинский театр, а позднее и в Лейпцигский оперный театр, исполняя партии в различных спектаклях. Его оперная деятельность в то время была оценена по достоинству: певец становился неоднократно лауреатом многих международных конкурсов.

В 2007 году ему предоставилась возможность лично пообщаться с Муслимом Магомаевым, после чего молодой человек решил сменить жанр, выбрав эстрадное пение. С 2009 года он начал выступать на концертах и музыкальных фестивалях в Санкт-Петербурге, а затем стал участником в программе «ДОстояние РЕспублики», посвященной творчеству Муслима Магомаева. В 2012 году Ме­то­дие пригласили на шоу «Голос», который стал для него стартом в карьере. Благодаря своей песне «Ска­жи­те, де­вуш­ки», он попал к Алек­сандру Град­ско­му, но в дальнейшем выбыл из кон­кур­са.

После завершения конкурса певец принял участие в телепроекте «Две звезды», а также совершил концертный тур по многочисленным го­ро­дам Рос­сии и При­бал­ти­ки. С 2016 года песни для него стал писать мол­дав­ский ком­по­зи­то­р Ва­ле­ни­ти­н Узу­н.

Личная жизнь: семья и рождение дочери

«Я !»

Волочкова вызывает умиление

Женился через неделю после знакомства

38-летний певец Методие Бужор ворвался в российский шоу-бизнес внезапно. Оперный исполнитель, выросший в Молдавии, выступавший на подмостках лучших театров Австрии, Германии, Италии, случайно оказался в Петербурге, который изменил жизнь Бужора. Методие ушел в эстраду. Сначала им восхищались как «вторым Муслимом Магомаевым», теперь он и сам - в статусе знаменитости. О своей карьере Методие рассказал «МК».

Эфир Первого канала, где Бужор участвует в проектах «Голос», «Две звезды» с Анастасией Волочковой, мгновенно катапультировал петербуржца к славе - теперь у него сотни почитателей, а особенно - почитательниц, по всей стране. Методие Бужор рассказал «МК» в Питере» о своем восхождении, о первой любви и о том, как сделать женщину счастливой.

Вы ушли из оперы после встречи с Муслимом Магомаевым. Расскажите, как вы познакомились?

Когда я только вернулся из Германии, Елена Образцова (в то время руководитель труппы Михайловского театра), послушала меня и говорит: «Методие, ты так сильно стал похож на Муслима, давай я вас познакомлю!» Дала мне его телефон. Я звонил, но у него всегда включался автоответчик. Тогда я оставил ему сообщение, и через неделю у меня дома раздался звонок. От одного «Здравствуйте» у меня перехватило дыхание - я сразу понял: это Муслим Магомаев. Он пригласил на встречу. Тамара Ильинична (Синявская - вдова Магомаева. – Ред.) предупредила, что у нас будет всего 10 минут, так как в этот день телевизионный канал снимал про него фильм.

Муслим сел за рояль, мы музицировали, пели: «А вот эту песню знаешь?!», «А вот послушай новую!» В итоге мы пропели полтора часа! Тамара Ильинична потом говорила: «Что вы с ним сделали, вы снова вернули его к жизни!» Знакомство с Муслимом Магомаевым окончательно утвердило меня в моем решении уйти из оперы – я понял, что нельзя быть слугой двух господ. Сердце одно, его невозможно разорвать.

В 36 лет вы начали все с чистого листа.

Все говорят, что это не возраст для серьезных перемен. Но для меня настал важный момент в жизни: я хотел быть собой. Я не спрашивал себя: что скажут коллеги или музыкальные критики. Сегодня форма бытия разделилась на «модно» или «не модно». Ты в формате или не в формате! А кто это определяет? Чем руководствуются? Корейский парень, поющий «гагнам стайл», изначально был «неформатом», его проекту пророчили провал. Но он делал то, во что верил, и он победил! В конце концов «формат» подстроился под него. Для меня сейчас это важно: не столько пытаться кому-то нравиться, сколько быть собой.

Волочкова вызывает умиление

Уже несколько лет как вы «в шоу-бизнесе». Какие впечатления от этого мира?

Я всегда задавался вопросом, что такое шоу-бизнес. Сейчас, когда сам в него забрался, увидел, что здесь есть суровые правила. Но я стараюсь делать то, что близко моему сердцу, и очень счастлив, когда публика принимает и понимает мое творчество, мое настроение, когда зрители в унисон проживают со мной песню. Работать надо не в тягость – тогда будет успех. Я не хочу «одеваться в образ», хочу быть таким, какой есть. И мне комфортно, и людям будет проще меня понимать.

Но вы работаете бок о бок с «акулами» шоу-бизнеса. Вот и вашу партнершу по шоу «Две звезды» Анастасию Волочкову часто обвиняют в фальши.

Не согласен с такой оценкой. Настя - необычный человек, до сих пор я не смог ее раскрыть. К желанию Насти казаться профессиональной певицей я отношусь с умилением. Я призываю и Настю, и всех забыть, что ты на сцене, забыть о камере. Есть только ты и твоя молитва, твоя песня. Нельзя молиться с фальшью – тебя не услышат. От нас ждут шоу, но все-таки мне хочется, чтобы однажды те, кто ожидает скандалов, почувствовали нашу молитву и сказали «вот это да!»

Как вы думаете – что я отвечу! (Смеется.) Кстати, насчет одежды – по уверениям дизайнеров, у меня хороший вкус, переодевать меня не надо.

Я никогда не был покорным. Со школьной скамьи я был дерзким парнем и много спорил. Когда еще был солистом Михайловского театра, к нам прилетела ставить «Паяцы» Лилиана Кавани. Нам сказали с ней не спорить, делать так, как она хочет, потому что она «фурия». И вот она мне велела: сделай так. А я спросил «почему?» Она очень удивилась: «Ты единственный артист, который спросил у меня почему».

Не боитесь с таким отношением потерять телеэфир?

Поверьте, я уже прошел эти медные трубы, эти испытания славой - в оперном искусстве все то же самое. Я попал в мир шоу-бизнеса довольно зрелым человеком. Кроме того, очень дорожу ценностями, которым меня учила семья. Я из церковной семьи, мой брат - священник. И никогда не забываю своих корней, они всегда во мне. Помню свое происхождение, помню старый дуб, на который залезал в детстве, наш виноградник… В этом моя сила. У каждого человека есть свой мир, в который он может погрузиться. Когда ты на сцене - между залом и тобой нет никого. Есть только ты и публика, которая всегда чувствует и видит твою искренность, открытость, честность либо твою фальшь.

Сейчас на сцене вы пытаетесь возродить советскую эстраду. Но ведь песни Магомаева нельзя петь вечно, есть ли достойные новые композиции?

Не надо бояться возвращаться обратно, можно дать новое дыхание старым произведениям. Из нового – ищу стихи со смыслом, но настоящих поэтов все меньше и меньше. Иногда сам пишу стихи к песням. Например, недавно смотрел фильм: по сюжету пожилой мужчина оставляет в больнице свою жену, возвращается домой, а там все кажется пустым без нее. Я представил его чувства… Так сложилась песня «Если ты ушла».

Женился через неделю после знакомства

Вы когда-то прилетели в Петербург на пару дней, а остались здесь навсегда. Почему?

Я прилетел на конкурс Елены Образцовой, и Петербург встретил меня мрачным, слякотным, серым. Я думал, что останусь здесь всего на 2-3 дня. А теперь не могу представить своей жизни без Петербурга. Может, это символично, может, это было мне предначертано, потому что мой дед воевал, дошел до Ладоги, был сильно ранен. И я, как его преемник, должен был вернуться сюда…

Эти два дня в Петербурге решили многое. Ведь на том самом питерском конкурсе вы и познакомились со своей будущей женой?

Да, я пел на сцене, а она сидела в зале. Потом вместе с подругами зашла за кулисы поздравить меня с хорошим выступлением. А я увидел ее – и у меня сразу екнуло сердце. Ведь никогда не стеснялся девушек, обычно они стеснялись моего взгляда, а тут я первый раз с юности – засмущался. Но когда опомнился, ее уже не было, она так быстро исчезла! Я стал выяснять, кто это, - оказалось, студентка пианистки, которая мне аккомпанировала. Но, даже раздобыв ее телефон, я дня три не мог с ней увидеться. Она все время была занята. Потом я стал лауреатом конкурса и собирался уезжать. Но в последний день буквально перед отъездом она позвонила: «Вы не хотите посмотреть город?» А я уже немного обиженный сказал, что «вообще-то уезжаю». «Так останьтесь, я вам город покажу», - предложила она. Я поменял билет, и мы встретились. Помню, как гуляли, как она что-то рассказывала, стоя на мосту. Светило сумасшедшее солнце, которое иногда так неожиданно появляется в городе. Я ее почти не слушал и только спросил: «Ты станешь моей женой?» Она так просто сказала «да» - и продолжила что-то говорить об истории города. Через неделю мы уже расписались!

До учебы в консерватории вы занимались генетикой, учились в аграрном университете, писали научные труды, ставили эксперименты. А на девушек хватало времени?

Я был поздним мальчиком. Любая девушка сталкивалась с тем, что есть ранние и поздние мальчики. В «ранних» все влюбляются уже в 5-м классе. А поздние сидят на задней парте, такие неуклюжие, на них никто не обращает внимания. Я созрел как мужчина в самом последнем, 10-м классе. Моя фамилия переводится как «пион-цветок» - вот такой я был поздний пион, в последний момент раскрылся. Кроме того, в аграрном университете всего-то несколько девушек на весь поток… Только в консерватории я понял, что такое женское внимание. Вокруг меня были одни девушки. Да и с детства я не был избалован женским вниманием – вырос в мужской команде. У нас в семье пятеро мужчин: четыре брата и отец, в общем, полнейший патриархат. И все мы любим маму! Женщина для меня, в первую очередь, – это что-то ценное, незыблемое, ее нельзя обижать, ею можно только восторгаться.

Сейчас многие сокрушаются, что женщины перестали быть женственными, даже по сравнению с советским прошлым. Вы замечаете это?

Женщины должны находиться в состоянии весны – цвести и благоухать! Но их счастье всегда зависит от мужчин. Поэтому, когда мужчины станут уважать женщин, восхищаться ими, тогда они и получат ту самую женственность в ответ. Только мужчина может сделать женщину счастливой.

Эвелина Барсегян«Я женился через неделю после знакомства!»

38-летний певец Методие Бужор ворвался в российский шоу-бизнес внезапно. Оперный исполнитель, выросший в Молдавии, выступавший на подмостках лучших театров Австрии, Германии, Италии, случайно оказался в Петербурге, который изменил жизнь Бужора. Методие ушел в эстраду. Сначала им восхищались как «вторым Муслимом Магомаевым», теперь он и сам - в статусе знаменитости. О своей карьере Методие рассказал «МК».

Эфир Первого канала, где Бужор участвует в проектах «Голос», «Две звезды» с Анастасией Волочковой, мгновенно катапультировал петербуржца к славе - теперь у него сотни почитателей, а особенно - почитательниц, по всей стране. Методие Бужор рассказал «МК» в Питере» о своем восхождении, о первой любви и о том, как сделать женщину счастливой.

Вы ушли из оперы после встречи с Муслимом Магомаевым. Расскажите, как вы познакомились?

Когда я только вернулся из Германии, Елена Образцова (в то время руководитель труппы Михайловского театра), послушала меня и говорит: «Методие, ты так сильно стал похож на Муслима, давай я вас познакомлю!» Дала мне его телефон. Я звонил, но у него всегда включался автоответчик. Тогда я оставил ему сообщение, и через неделю у меня дома раздался звонок. От одного «Здравствуйте» у меня перехватило дыхание - я сразу понял: это Муслим Магомаев. Он пригласил на встречу. Тамара Ильинична (Синявская - вдова Магомаева. – Ред.) предупредила, что у нас будет всего 10 минут, так как в этот день телевизионный канал снимал про него фильм.

Муслим сел за рояль, мы музицировали, пели: «А вот эту песню знаешь?!», «А вот послушай новую!» В итоге мы пропели полтора часа! Тамара Ильинична потом говорила: «Что вы с ним сделали, вы снова вернули его к жизни!» Знакомство с Муслимом Магомаевым окончательно утвердило меня в моем решении уйти из оперы – я понял, что нельзя быть слугой двух господ. Сердце одно, его невозможно разорвать.

В 36 лет вы начали все с чистого листа.

Все говорят, что это не возраст для серьезных перемен. Но для меня настал важный момент в жизни: я хотел быть собой. Я не спрашивал себя: что скажут коллеги или музыкальные критики. Сегодня форма бытия разделилась на «модно» или «не модно». Ты в формате или не в формате! А кто это определяет? Чем руководствуются? Корейский парень, поющий «гагнам стайл», изначально был «неформатом», его проекту пророчили провал. Но он делал то, во что верил, и он победил! В конце концов «формат» подстроился под него. Для меня сейчас это важно: не столько пытаться кому-то нравиться, сколько быть собой.

Волочкова вызывает умиление

Уже несколько лет как вы «в шоу-бизнесе». Какие впечатления от этого мира?

Я всегда задавался вопросом, что такое шоу-бизнес. Сейчас, когда сам в него забрался, увидел, что здесь есть суровые правила. Но я стараюсь делать то, что близко моему сердцу, и очень счастлив, когда публика принимает и понимает мое творчество, мое настроение, когда зрители в унисон проживают со мной песню. Работать надо не в тягость – тогда будет успех. Я не хочу «одеваться в образ», хочу быть таким, какой есть. И мне комфортно, и людям будет проще меня понимать.

Но вы работаете бок о бок с «акулами» шоу-бизнеса. Вот и вашу партнершу по шоу «Две звезды» Анастасию Волочкову часто обвиняют в фальши.

Не согласен с такой оценкой. Настя - необычный человек, до сих пор я не смог ее раскрыть. К желанию Насти казаться профессиональной певицей я отношусь с умилением. Я призываю и Настю, и всех забыть, что ты на сцене, забыть о камере. Есть только ты и твоя молитва, твоя песня. Нельзя молиться с фальшью – тебя не услышат. От нас ждут шоу, но все-таки мне хочется, чтобы однажды те, кто ожидает скандалов, почувствовали нашу молитву и сказали «вот это да!»

Как вы думаете – что я отвечу! (Смеется.) Кстати, насчет одежды – по уверениям дизайнеров, у меня хороший вкус, переодевать меня не надо.

Я никогда не был покорным. Со школьной скамьи я был дерзким парнем и много спорил. Когда еще был солистом Михайловского театра, к нам прилетела ставить «Паяцы» Лилиана Кавани. Нам сказали с ней не спорить, делать так, как она хочет, потому что она «фурия». И вот она мне велела: сделай так. А я спросил «почему?» Она очень удивилась: «Ты единственный артист, который спросил у меня почему».

Не боитесь с таким отношением потерять телеэфир?

Поверьте, я уже прошел эти медные трубы, эти испытания славой - в оперном искусстве все то же самое. Я попал в мир шоу-бизнеса довольно зрелым человеком. Кроме того, очень дорожу ценностями, которым меня учила семья. Я из церковной семьи, мой брат - священник. И никогда не забываю своих корней, они всегда во мне. Помню свое происхождение, помню старый дуб, на который залезал в детстве, наш виноградник… В этом моя сила. У каждого человека есть свой мир, в который он может погрузиться. Когда ты на сцене - между залом и тобой нет никого. Есть только ты и публика, которая всегда чувствует и видит твою искренность, открытость, честность либо твою фальшь.

Сейчас на сцене вы пытаетесь возродить советскую эстраду. Но ведь песни Магомаева нельзя петь вечно, есть ли достойные новые композиции?

Не надо бояться возвращаться обратно, можно дать новое дыхание старым произведениям. Из нового – ищу стихи со смыслом, но настоящих поэтов все меньше и меньше. Иногда сам пишу стихи к песням. Например, недавно смотрел фильм: по сюжету пожилой мужчина оставляет в больнице свою жену, возвращается домой, а там все кажется пустым без нее. Я представил его чувства… Так сложилась песня «Если ты ушла».

Женился через неделю после знакомства

Вы когда-то прилетели в Петербург на пару дней, а остались здесь навсегда. Почему?

Я прилетел на конкурс Елены Образцовой, и Петербург встретил меня мрачным, слякотным, серым. Я думал, что останусь здесь всего на 2-3 дня. А теперь не могу представить своей жизни без Петербурга. Может, это символично, может, это было мне предначертано, потому что мой дед воевал, дошел до Ладоги, был сильно ранен. И я, как его преемник, должен был вернуться сюда…

Эти два дня в Петербурге решили многое. Ведь на том самом питерском конкурсе вы и познакомились со своей будущей женой?

Да, я пел на сцене, а она сидела в зале. Потом вместе с подругами зашла за кулисы поздравить меня с хорошим выступлением. А я увидел ее – и у меня сразу екнуло сердце. Ведь никогда не стеснялся девушек, обычно они стеснялись моего взгляда, а тут я первый раз с юности – засмущался. Но когда опомнился, ее уже не было, она так быстро исчезла! Я стал выяснять, кто это, - оказалось, студентка пианистки, которая мне аккомпанировала. Но, даже раздобыв ее телефон, я дня три не мог с ней увидеться. Она все время была занята. Потом я стал лауреатом конкурса и собирался уезжать. Но в последний день буквально перед отъездом она позвонила: «Вы не хотите посмотреть город?» А я уже немного обиженный сказал, что «вообще-то уезжаю». «Так останьтесь, я вам город покажу», - предложила она. Я поменял билет, и мы встретились. Помню, как гуляли, как она что-то рассказывала, стоя на мосту. Светило сумасшедшее солнце, которое иногда так неожиданно появляется в городе. Я ее почти не слушал и только спросил: «Ты станешь моей женой?» Она так просто сказала «да» - и продолжила что-то говорить об истории города. Через неделю мы уже расписались!

До учебы в консерватории вы занимались генетикой, учились в аграрном университете, писали научные труды, ставили эксперименты. А на девушек хватало времени?

Я был поздним мальчиком. Любая девушка сталкивалась с тем, что есть ранние и поздние мальчики. В «ранних» все влюбляются уже в 5-м классе. А поздние сидят на задней парте, такие неуклюжие, на них никто не обращает внимания. Я созрел как мужчина в самом последнем, 10-м классе. Моя фамилия переводится как «пион-цветок» - вот такой я был поздний пион, в последний момент раскрылся. Кроме того, в аграрном университете всего-то несколько девушек на весь поток… Только в консерватории я понял, что такое женское внимание. Вокруг меня были одни девушки. Да и с детства я не был избалован женским вниманием – вырос в мужской команде. У нас в семье пятеро мужчин: четыре брата и отец, в общем, полнейший патриархат. И все мы любим маму! Женщина для меня, в первую очередь, – это что-то ценное, незыблемое, ее нельзя обижать, ею можно только восторгаться.

Сейчас многие сокрушаются, что женщины перестали быть женственными, даже по сравнению с советским прошлым. Вы замечаете это?

Женщины должны находиться в состоянии весны – цвести и благоухать! Но их счастье всегда зависит от мужчин. Поэтому, когда мужчины станут уважать женщин, восхищаться ими, тогда они и получат ту самую женственность в ответ. Только мужчина может сделать женщину счастливой.

Методие Бужор родился 9 июня 1974 года в Кишиневе (Молдавская ССР), в многодетной семье, где он воспитывался еще с тремя братьями. Мама была медицинским работником, отец – инженером изобретателем. Петь Методие любил с детства, но никогда не отличался незаурядным вокальным талантом.

Начать петь по-настоящему Бужору удалось только в 21-год, будучи студентом сельскохозяйственной академии. Окончил молдавскую музыкальную академию в 2000м году. Первым местом работы певца стал московский театр “Новая Опера”. Исполнял популярные партии, среди которых были произведения Рахманинова, Чайковского, Верди, Римского-Корсакова и др. В 2001 году занял первое место на конкурсе им. Е. Образцовой в Санкт-Петербурге. Талантливый исполнитель был замечен и попал в Мариинскую академию молодых певцов. В 2003 году стал приглашенным артистом в опере города Лейпцига (Германия).

Покорение эстрады

В 2009 году Методие Бужор поставил задачу реализовать себя как эстрадный исполнитель. К такому решению оперного певца подтолкнул кумир детства – Муслим Магомаев. Оперное пение накладывало массу ограничений на исполнение произведений, в отличие от эстрады. Популярность Бужора стала расти, и в 2012 году он выступил с сольной программой на сцене концертного зала “Октябрьский”.

Участие в шоу “Голос”

Методие попал в команду Александра Градского на слепом прослушивании. В следующем туре, состоялся вокальный поединок между Бужором и еще одним фаворитом – Евгением Кунгуровым. Александр Градский долго не мог отдать предпочтение кому-то из участников, и доверил выбор слепому жребию.

Градский решал, кто из двух молодых людей останется на проекте, просто подбрасывая монетку. Удача улыбнулась оппоненту Бужора. Методие покинул проект, чем были недовольны многочисленные зрители.

Телепроект “Две Звезды”

После окончания “Голоса”, Бужор был приглашен в новое шоу. Партнером певца стала балерина А. Волочкова. Во время съемок, Методие успел дать два сольных концерта в городе на Неве. Особенность концерта заключалась в исполнении оперной классики, наравне с эстрадными хитами. Спустя некоторое время, певец покинул проект, сославшись на тяжелый рабочий график, и некоторые негативные моменты. Тем не менее, Бужор приобрел бесценный опыт, долгое время проводя с артистами различных жанров.

Дальнейшая эстрадная деятельность

После окончания съемок в проекте “Две Звезды”. Бужор организует большой гастрольный тур по городам Российской Федерации. Почти на все выступления, билеты раскупаются заранее. Огромный скачок популярности объясняется участием в двух крупных телевизионных проектах, в которых певец очень полюбился зрителям. Среди стран, принимавших исполнителя у себя в гостях были Испания, США, Китай, Англия, Швейцария.

Недавно выпустил свой первый альбом и готовится посетить с концертом родную Молдову, в которой имеет огромное количество поклонников своего таланта. В конце 2016 года Методие начал сотрудничество с известным молдавским композитором Валентином Узуном. В 2017 году были записаны несколько песен, в число которых вошли дуэты с Жасмин и Сосо Павлиашвили, композитором выступил Узун.

Семья и хобби

Методие Бужор отличается достаточно закрытой от глаз общественности личной жизнью. С супругой Натальей они познакомились на одном из концертов. В 2016 году у пары родилась дочка Анастасия. Живет семья в Санкт-Петербурге, где и проходит основная сценарная деятельность Методие. Помимо прекрасных вокальных данных, Бужор пишет картины. Увлекается биологией и мастерски владеет несколькими языками. С недавних пор, серьезно увлекся скульптурой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры