Прокофьев вечер рисунок. Мусоргский

Главная / Измена мужа

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Вечер

1-е занятие

Программное содержание . Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты природы, музыки, поэтического слова.

Ход занятия:

П е д а г о г. Все вы наверняка любовались красотой природы вечером, когда день угас, всё вокруг затихло, устало, замерло.

Русский поэт Афанасий Фет много стихотворений посвятил природе, воспевая её красоту. Вот одно из них:

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Многие поэты, художники, музыканты восторгались красотой вечерней или ночной природы. В звуках, красках, словах они по-своему выражали свои чувства, изображали дивные, таинственные картины засыпающей вечерней природы. Вот ещё одно стихотворение. Его написал Иван Алексеевич Бунин - русский писатель и поэт:

Серп луны под тучкой длинной
Льёт полночный слабый свет.
Над безмолвною долиной -
Темной церкви силуэт.
Серп луны за тучкой тает, -
Проплывая, гаснет он.
С колокольни долетает,
Замирая, сонный звон.
Серп луны в просветы тучи
С грустью тихою глядит,
Под ветвями ив плакучих
Тускло воду золотит.
И в реке, среди глубокой
Предрассветной тишины
Замирает одинокий
Золотой двойник луны.

А вот как в музыке передана картина вечерней природы. В пьесе С. Прокофьева «Вечер» вы услышите сходные со стихотворением И. Бунина настроения. Какая она по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Спокойная, нежная, задумчивая.

П е д а г о г. Да, музыка задушевная, ласковая. Она звучит то, как протяжная русская песня (исполняет фрагмент), то затаённо, заворожённо, умиротворённо (исполняет среднюю часть), то снова задушевно, плавно, нежно (играет окончание фрагмента пьесы, затем весь фрагмент).

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать музыкальные произведения с одинаковыми названиями, стихотворения, картины.

Ход занятия:

П е д а г о г. Что вам нравится в ночной природе?

Д е т и. Звёзды на небе, тишина.

П е д а г о г. Вы слушали стихи о вечерней природе, пьесу С. Прокофьева «Вечер». Давайте сравним её с другой пьесой, композитора Роберта Шумана, с похожим названием - «Вечером». Какая по характеру пьеса С. Прокофьева «Вечер»? (Исполняет её.)

Д е т и. Певучая, нежная, задумчивая.

П е д а г о г. Да, музыка широкая, песенная, певучая. Только в середине мелодия исчезает, и появляются мечтательные, светлые интонации (исполняет фрагмент). А как звучит пьеса Р. Шумана? (Исполняет её.)

Д е т и. Тоже нежно, светло, задумчиво.

П е д а г о г. Да, обе пьесы близки по настроению, но в музыке Р. Шумана мелодия звучит более зыбко, переливчато, мерцает, словно свет волшебных звёзд. Это произведение входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». В этой музыке и впрямь рождается картина фантастической, сказочной красоты ночи, вечера: сияние звёзд, волшебный свет луны, таинственные шорохи листвы... (Пьеса звучит повторно.) У русского поэта Николая Михайловича Языкова есть стихотворение, созвучное этой музыке:

Вечер

Прохладен воздух был; в стекле спокойных вод
Звёздами убранный лазурный неба свод
Светился; тёмные покровы ночи сонной
Струились по коврам долины благовонной;
Над берегом, в тени раскидистых ветвей,
И трелил, и вздыхал, и щёлкал соловей .

Стихотворение русского поэта К. Р. тоже перекликается с музыкой Р. Шумана по духу, по настроению. В нём чувствуется ожидание какой-то тайны, заворожённость красотой:

Ни звёзд, ни луны. Небеса в облаках.
Ветер замер. В лесу тишина.
Не дрогнет ни единый листок на ветвях.
Эта ночь тайной неги полна!
Ни слёз, ни борьбы, позабыт мир земной,
И одна лишь в душе благодать.
В упоении так сладостно с нежной тоской
Этой ночи безмолвной внимать!
Она овладела таинственно мной...
Ожидая чего-то, стою...
Полновластная ночь, я один пред тобой:
О, поведай мне тайну свою!

(Фрагмент пьесы Р. Шумана звучит ещё раз.)

А вот ещё одно стихотворение о вечерней природе – Ивана Сергеевича Тургенева:

Весенний вечер

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветер в листах осины
Трепещет пойманным крылом.
Молчит и млеет лес высокий,
Зелёный, тёмный лес молчит.
Лишь иногда в тени глубокой
Бессонный лист прошелестит.
Звезда дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.

(Звучит пьеса С. Прокофьева.)

Нарисуйте дома картины вечерней природы, которые родились в вашем воображении, когда вы слушали стихи и музыку.

(На занятиях могут быть использованы репродукции картин художников с изображением вечерних и ночных пейзажей. Их можно сравнить с музыкой и стихами.)

С. Прокофьев. Вечер
Рекомендации по исполнению . Пьеса спокойного, нежного характера. Мелодия напоминает русскую протяжную песню. В начале пьесы в аккомпанементе важно услышать мелкие лиги, подчеркнуть их мягкие окончания. В мелодии необходимо дослушивать длинные звуки и осторожно играть её продолжение.
В 12-20-м тактах (середина фрагмента) мелодия исчезает, появляются разложенные гармонии, которые исполняются мягко, легко, подчёркивая светлые верхние звуки. В третьей части фрагмента (21-28-й такты) мелодия повторяется вновь и оплетается аккомпанементом из середины фрагмента.

Р. Шуман. Вечером
Рекомендации по исполнению. Умиротворённый, светлый характер пьесы создаётся мягким покачивающимся аккомпанементом и скрытой мелодией, которая рождается из верхних звуков фактуры аккомпанемента. Три верхних звука восьмыми в правой руке в каждом такте образуют триоль. Аккомпанемент тоже состоит из триолей, но звучащих более мелкими, шестнадцатыми длительностями.
Триоли мелодии не совпадают с акцентами аккомпанемента, что рождает полиритм, зыбкость звучания, заворожённость. Исполняя пьесу, важно найти разные краски для звучания мелодии и остальных звуков фактуры. В третьем такте один из звуков мелодии попадает в левую руку, что создаёт определённые трудности для исполнения, так как линия звучания не должна прерываться. Важно объединить звуки мелодии единой линией, движением нисходящих, потом восходящих звуков, услышать кульминацию: 12-14-й такты.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вечер, mp3;
Шуман. Вечером (из цикла Фантастические пьесы), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, dp

Сборник Сергея Сергеевича Прокофьева «Детская музыка», состоящий из 12 лёгких пьес, продолжает традицию детских фортепианных сборников. Прокофьев — композитор ХХ века, и его музыкальный язык заметно отличается от языка Шумана и Чайковского.

Музыка ХХ века смелее использует красочные, порой диссонирующие аккорды, более свободно относится к ладу, в котором чаще появляются хроматические, «чужие» звуки, часто применяет причудливую фактуру, заметно отступает от «правил» музыкальной формы.

Сборник «Детская музыка» написан в 1935 году. Есть в нём и картины природы («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер»), и зарисовки ребячьей жизни («Прогулка», «Пятнашки»), и танцы (Тарантелла, Вальс), есть два комических марша, о которых мы с вами когда-то говорили («Шествие кузнечиков», Марш), есть и «Сказочка», и пьеса «Раскаяние», затрагивающая серьёзные детские переживания, и вариации на мелодию, близкую русской народной песне («Ходит месяц над лугами»).

«Сказочка» — одна из самых лёгких пьес этого сборника. Хотя она очень коротенькая, в ней можно найти несколько разных музыкальных образов, каждый из которых имеет свой музыкальный материал. Её двухчастная форма с включением устроена не совсем обычно. Первый период состоит из трёх, а не из двух предложений.

Пример 110

Первые два такта — вступление. Что это — мелодия или аккомпанемент? Иногда ученики принимают эти два такта за основную мелодию и играют звучно, размашисто. На самом деле это тихий фон, на котором разворачиваются события, и играть его нужно осторожно, не выделяя никаких звуков. Но всё-таки это не совсем привычный аккомпанемент. Он одноголосен и наполнен интонациями, как мелодия. В нём уже заключён один из музыкальных образов: тихая монотонная речь рассказчика. На этом фоне разворачивается певучая мелодия, похожая на русскую народную песню. Это ещё один музыкальный образ: русская сказка о старинных, давно забытых временах. А голос, рассказывающий её, всё звучит и звучит.

Во втором предложении русская мелодия уходит в нижний голос, интонации рассказчика слышатся яснее, они становятся богаче, разнообразнее и наконец сливаются с событиями сказки. Как в кино: сначала мы видим рассказчика, потом наплывают события его рассказа, затем снова выразительное лицо рассказчика крупным планом. Вспомним, что Прокофьев жил уже в эпоху кинематографа, да и сам писал прекрасную музыку к фильмам.

В третьем предложении снова появляются «кадры» с событиями сказки.

Необычность этого периода не только в том, что у него «лишнее» предложение, но и в том, как предложения соединяются. В них нет кадансов. Они «вмонтированы» друг в друга. Новое предложение мы узнаём только по изменению «этажей» фактуры. А последний звук периода (первая нота в двухчетвертном такте) — это и первый звук следующего раздела: снова резкий «монтажный стык».

Второй раздел открывается новой темой. Ещё один музыкальный образ.

Пример 111

Мелодии нет. Тихие звоны пробегают по всем регистрам, гудят на педали. Это бубенчики звенят в дальней дороге, или праздничные колокола запели, или ларец волшебный открывается? Тем и интересен музыкальный язык, что он позволяет нам вообразить сразу многое. Ясно одно: происходит что-то новое, загадочное, интересное.

Пробежал лёгкий ветерок коротенькой гаммы, и исчезло, испарилось волшебное видение. Снова мы слышим широкую русскую песню на фоне монотонного рассказа. Оба звуковых пласта теперь звучат октавой ниже. В самом конце снова неожиданно мелькнула яркая картинка… Исчезла… Вот и сказке конец.

WWW

Послушать пьесу «Сказочка» целиком (исполняет Фредерик Чиу)

Ещё одна маленькая пьеска: «Дождь и радуга» .

Два образа — и в названии, и в музыке. Простая двухчастная форма с маленькой кодой.

Музыка первого раздела необычна. Мелодии нет. Даже тональность определить почти невозможно. Какие-то аккордовые пятна-кластеры из больших секунд. Вся эта звуковая «неразбериха» крепко собрана мерным, «барабанящим» ритмом. Но всё очень понятно: это дождь. И не просто дождь, а последние его капельки. В конце каждой фразы аккордовый «туман» рассеивается в звучаниях чистых октав, разнесённых по разным регистрам. Кажется, мы и в самом деле видим между тучами клочки ясного голубого неба. Сначала соль, потом до. И вот нам уже ясно, что это светлый, солнечный до мажор.

Пример 112

И вдруг в высоком-высоком регистре появляется чистая, светлая мелодия — радуга. Жёсткие секунды дождя сменились красивыми мягкими терциями в аккомпанементе к мелодии радуги. Терции чередуются с глубокими басами, отстоящими от них на несколько октав. Надо хорошо потренироваться, чтобы попасть на правильные ноты! Но когда научитесь, то вдруг обнаружите столько воздуха, столько простора!

А в коде — последние весёлые капельки тёплого летнего дождя.

Пример 113

WWW

Послушать пьесу «Дождь и радуга» целиком (исполняет Любовь Тимофеева)



Урок музыки

2 класс

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

"Песня матери - главная песня в мире;
начало всех человеческих песен".
Расул Гамзатов

Дидактическая цель : познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен.

Задачи:

Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

Вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с колыбельными песнями.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран

Презентация к уроку;

Музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный ход урока:

    Организационный момент.

Вход в класс под музыку.

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие.

    Актуализация знаний.

Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.

Кто композитор этого марша?

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какие бывают марши? Где звучат марши?

Приведите пример веселого марша и грустного марша.

Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий шаг, четкий ритм)

Вступительная беседа (введение в тему урока):

Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

Кто пел колыбельную?

О чем обычно поется в колыбельных?

3. Основная часть:

- Правильно, сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)

Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

В сказках происходят разные чудесные события.

Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.

Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

- Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.

- А что же такое колыбельная? (Слайд)

Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

Почему эта песня не колыбельная?

Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки» - слушание

Узнали ли вы ее?

Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение? (Слайд)

Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы выбрали именно эти инструменты?

Попробуйте передать характер колыбельной своим исполнением.

« Спят усталые игрушки» - исполнение + игра на музыкальных инструментах.

Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в ней?

«Мама» П.И.Чайковский – слушание

Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

Какую колыбельную песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

Как нужно исполнять эту песню?

«Колыбельная Медведицы» - исполнение (с солистами)

4.Закрепление изученного:

А теперь проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

- Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?

Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

Помните ли вы, что вам нужно буде сделать дома?

Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация песни «Колыбельная Медведицы»

- Любите своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До новых встреч!

5. Орг. момент:

Музыкальное прощание

Выход

Самоанализ урока музыки.

2 класс

Тема урока: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

Урок дан по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. В разделе «День, полный событий» это 5 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с музыкальными впечатлениями русских композиторов, П.И.Чайковского (пьесы из «Детского альбома») и С.С.Прокофьева (пьесы из сборника «Детская музыка»).

По типу урок – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе.

Программа предполагает формирование у учащихся понимания интонационно-образной природы музыкального искусства, песенности в музыке, выразительности музыкальных интонаций.

Цель данного урока: познакомить учащихся с особенностями песни на примерах колыбельных песен.

На уроке решались следующие задачи:

Познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

Вызвать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности (исполнения, игры на музыкальных инструментах);

Воспитывать нравственные качества (доброту, любовь к матери) через восприятие колыбельных песен.

Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Для реализации задач урока было проведено следующее:

Подобран музыкальный материал для восприятия, слушания и исполнения, с опорой на возможности детей;

Подготовлена яркая запоминающаяся презентация к уроку.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на этапе слушания музыки стремилась развивать целостность восприятия музыкальных произведений, что позволило ученикам проникнуться интонационно-образными особенностями колыбельных.

На уроке учащиеся находили характерные особенности колыбельной в сравнении с другими музыкальными произведениями, находили доказательства, выполняли мыслительную деятельность. Все это подготавливает учащихся к проявлению творческой активности при самостоятельном исполнении музыкальных произведений.

На уроке было рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимало в уроке основную часть, где восприятие чередовалось с активным слушанием, выразительным исполнением колыбельной, а также игрой на детских музыкальных инструментах (музыкальных треугольниках). Закрепление изученного проводилось в форме выполнения тестового задания «Проверь себя». А также, на уроке было отведено время для подведения итогов работы и рефлексии учащихся. Все этапы урока были логично связаны. Четкая структурированность содержания урока позволяет говорить об усвоении изучаемого материала на достаточном уровне.

Средством для проверки мыслительной деятельности учащихся служило компьютерное обеспечение урока, что в свою очередь, наименее затратно по времени, зрелищно, хорошо запоминаемо детьми.

Применение ИКТ, профессиональное исполнение музыкальных произведений, «живое» исполнение учащимися и учителем – все это активизирует внимание и интерес учащихся на уроке музыки.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока достигалась за счет постоянной смены видов деятельности учащихся.

Положительно-эмоциональный настрой располагал к «живому» общению детей и учителя. Похвала, одобрение со стороны педагога поддерживало благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Для эмоционального отзыва на уроке был предложен эпиграф к уроку (высказывание Расула Гамзатова).

Цели урока достигнуты, поставленные задачи удалось реализовать успешно. Удалось погрузить учащихся в творческую атмосферу, дать детям знания и найти эмоциональный отклик со стороны учащихся, что создает условие для развития творческой активности детей.




Биография. Прокофьев родился 11(23)апреля 1891 года в селе Сосновка в Екатеринославской губернии в Украине, где его отец был управителем имения Сосновых. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Умер Прокофьев в Москве 5 марта Бокова С Ю


Детство и юность. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 годов - Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4-х опер, симфонии, 2-х сонат и фортепианных пьес. Бокова С Ю




Становление Прокофьева… Становление Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Бокова С Ю


С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет "Ромео и Джульетта" по В. Шекспиру (1936); Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Бокова С Ю


Прокофьев оставил огромное творческое наследие 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония- концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально- симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. "Русская увертюра", "Симфоническая песнь", "Ода на окончание войны", 2 "Пушкинских вальса"); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.). Бокова С Ю


Музыка для детей. симфоническую сказку на собственный текст "Петя и волк" с инструментами- персонажами (1936); Среди них балет «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Музыка для детей». Бокова С Ю



Что такое танец? ТАНЕЦ, ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец – возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па (фр. pas – «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека – ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм – относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок – сочетание движений в композиции; динамика – варьирование размаха и напряженности движений; техника – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Бокова С Ю


Полька. Полька. Танец чешского происхождения, в быстром темпе, двудольном размере. Возник ок Полька обычно начинается с сильной доли, и для ее ритма особенно характерна отрывистость. Танец быстро распространился из Чехии по всей Европе, с триумфальным успехом был принят в бальных залах Нью-Йорка. Б.Сметана ввел этот танец в профессиональную музыку, сочинив несколько известных фортепианных полек. Полька широко использована также в опере Сметаны Проданная невеста и опере Шванда-волынщик Яромира Вейнбергера. Польки писали А.Дворжак, Йозеф Лабицкий, И.Штраус и др Бокова С Ю




Вальс. Вальс. Свое начало в старых народных танцах Австрии и Южной Германии. Название происходит от немецкого слова walzen – «вращаться», «кружиться». Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы – лендлеры, которые вошли в моду ок Бокова С Ю
Тарантелла. Очень живой танец в размере 6/8; его название связано либо с городом Таранто в Южной Италии, либо с пауком тарантулом, который встречается в этом районе. Легенда гласит, что укушенный тарантулом заболевает болезнью («тарантизм»), которую можно исцелить только безудержной пляской. Для музыки тарантеллы, во многом похожей на сальтарелла, типично движение сплошными триолями. Хорошо известные образцы тарантеллы в профессиональной музыке можно найти у Ф.Листа, Ф.Шопена, К.М. фон Вебера, Д.Обера; финал Итальянской симфонии Ф.Мендельсона также напоминает по стилю тарантеллу. Бокова С Ю

Сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – “Детская музыка”. (ор.65) Интересно, что все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастность строения. Понятно, что трехчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей. «Детскую музыку» можно рассматривать как музыкальные картинки ребячьего дня - с утра и до вечера. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»). Сказочка. Трогательно простая, жалобная мелодия напоминает русский жалобный наигрыш, выразительно оттененный «подголосочной» полифонической тканью пьесы. Тарантелла. Музыка ее крайних разделов отмечена упругостью ритма и стремительностью, присущей темпераментному итальянскому танцу. Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы очаровательная мелодия среднего эпизода, полная мягкого юмора и улыбки. При этом пульс оживленного движения остается таким же непрерывным, неутомимо-энергичным. (Тарантелла – это итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии); музыкальный размер - 6/8, ³/8. Характерной особенностью тарантеллы является ритмический рисунок, насыщенный триолями. Этот стремительный танец исполняется одной или несколькими парами, иногда сопровождается пением). Раскаяние. В пятой пьесе преобладает психологизм музыкального повествования, глубокое раскрытие внутреннего мира, ребенка. Напевная мелодия этой миниатюры не лишена выразительной декламационности. Следующие затем пьесы – «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» и «Пятнашки» образуют своеобразную маленькую триаду внутри «Детской музыки». «Дождь и радуга» – маленькое интермеццо, являющее собой интересный пример колористической звукописи Прокофьева. Пятнашки. Пятнашки – русская народная игра. По характеру музыки и мелодическому рисунку, а также по фактуре изложения «Пятнашки» словно перекликаются с «Тарантеллой». Марш . «Кукольность» не является здесь доминирующим выразительным качеством музыки. В «Марше» остроумно сочетается некоторая «игрушечность» колорита (особенно в среднем разделе) с тонко претворенными интонациями удалой солдатской песни. Завершают цикл две светлые напевные миниатюры. «Вечер» напоминает маленький поэтичный ноктюрн, отличающийся акварельной нежностью музыкальных красок. Впоследствии эта пьеса также обрела новое звучание в балете «Сказ о каменном цветке», где она стала одной из характеристик героини – Катерины. Ходит месяц над лугами. «Ходит месяц над лугами», - писал Прокофьев, - написана на собственную, а не на народную тему. Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугами». Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла. Многие его части словно перекликаются своим образным содержанием. Так музыка «Вечера» своим мягким «акварельным» колоритом, в чем-то близка «Утру»; «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводят маленького слушателя в волшебный мир русской сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует его своеобразное «двойное» обрамление.

Музыкальный язык прокофьевских произведений для детей, ни в какой мере, не может быть назван примитивным или упрощенным. Но при этом композитор «не собирается жертвовать ни одной из особенностей своего стиля. Наоборот, черты стиля обостряются, словно фокусируются на небольшом пространстве детской пьесы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры