Пятая симфония (Бетховен). Бетховен

Главная / Измена мужа

Бетховен. Пятая симфония. Судьба стучится в дверь...

Кто не знает Пятую симфонию Бетховена? Название её всегда на слуху. Однажды я слышал, как один человек сказал другому: «Бетховен? Как же, я его знаю. Ведь это он написал пятую симфонию Бетховена!»

Первые звуки симфонии, знаменитые бетховенские 4 ноты, являются известным мотивом классической музыки. Если даже вы не узнаете его «с листа», то наверняка знаете, что эти четыре ноты, исполненные на литаврах, в годы Великой Отечественной войны радиостанция Би-Би-Си использовала в качестве позывных начала вещания «Свободной Франции». Одного этого факта было бы достаточно, чтобы Пятая симфония навсегда ассоциировалась у нас с темой судьбы, однако ассоциация эта берёт начало в далёком прошлом, во времена жизни Бетховена и его секретаря Антона Шиндлера.

Подобно другим, наиболее сложным произведениям , Пятая симфония рождалась медленно. По свидетельствам современников, Бетховен начал работать над симфонией за пять лет до того, как она окончательно вышла из печати. В первый раз он вынужден был прервать сочинение во время работы над оперой «Леонора», а затем взялся за Пятую симфонию. Это был очень трудный период в жизни Бетховена. 14 ноября 1805 года состоялась премьера «Леоноры», и композитор тяжело переживал необходимость представлять своё произведение перед собравшимися в зале французскими вояками, оккупировавшими Вену. Бетховен находился в таком мрачном расположении духа, что покровительствовавший композитору князь Лихновски пригласил его в свою летнюю резиденцию в Силезии, чтобы тот мог немного отдохнуть и восстановить силы. Единственным островком стабильности стал переезд на новую квартиру в доме Паскуалети, где композитор прожил несколько лет.

Пятая симфония стала первой симфонией Бетховена, и вообще первой симфонией в истории, в которой начальный четырёхнотный мотив повторяется, в той или иной форме, во всех четырёх частях. Я употребляю тут слово «мотив», поскольку, как и в «Лунной сонате», вы не сможете напеть главную тему симфонии, поскольку это не тема и не мелодия. Это именно мотив.

Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Обычно композитор, заявив тему, начинает её развитие. Но Бетховен поступил иначе. Он обрывает главную тему, отводит на второй план, снова и снова повторяет её. Примерно на середине первой части симфонии побочная партия сменяет главную и звучит в до мажор, а в конце вновь с невероятной силой и энергией вступает главный мотив.

Во второй части основной мотив повторяется в разных вариациях, в ней столько фортиссимо (очень громких пассажей), что совершенно неожиданным оказывается переход к третьей части, открывающейся пианиссимо (очень тихо) с постепенным нарастанием звука. Но это длится недолго, вскоре вновь вступает грозный четырёхзвучный мотив первой части, который становится доминирующим. Ближе к концу третьей части этот таинственный мотив повторяется. сопровождаемый звуком литавр. Мы чувствуем приближение какого-то события, что-то должно случиться, но что? В концертном зале, если вам повезло попасть на хорошее исполнение, в этом месту вы невольно до боли в суставах впиваетесь руками в подлокотники кресла. Будь это фильм, вы бы приготовились к шоку.

И этот шок наступает с началом четвёртой части, но какой шок! У вас перехватывает дыхание, вы широко открываете глаза, ахаете – а потом облегчённо улыбаетесь. Мы вышли из тьмы к свету или, говоря музыкальным языком, от минора к мажору. Четвёртая часть открывается мощным фортиссимо. Впервые в истории симфоний Бетховен использовал в финале тромбоны. Трое тромбонистов, просидевших в молчании все три предыдущие части, впервые вступают в финале (что не так-то просто сделать, если музыканты за все три предыдущие части ни разу не прикоснулись к своим инструментам!).

Начало четвёртой части столь прекрасно, победно и торжественно, что во время представления Пятой симфонии в Париже какой-то старый солдат не выдержал, вскочил со своего места и закричал: «Да здравствует император!» И снова, как уже было раньше у Бетховена, симфония плавно разворачивается от начала к концу, так что слушателю кажется, будто он пережил долгое и опасное путешествие, но с победой и славой вернулся в родной дом.

Бетховен никогда не был склонен недооценивать свои произведения, однако у нас нет точных свидетельств о том, что он в полной мере осознавал гениальность Пятой симфонии. Отчасти на это указывает тот факт, что Бетховен обещал продать партитуру симфонии графу Опперсдорфу за 500 флоринов, но удержал её у себя и сначала отослал издателю. Известно также, что уже после публикации он внёс в партитуру несколько небольших изменений, к немалому раздражению издателя, которому пришлось заново переделывать всю работу.

Пятую симфонию Бетховена можно без преувеличения назвать самым главным произведением европейской классической музыки.

Именно секретарю и помощнику Бетховена принадлежит знаменитая фраза о начале Пятой симфонии: «Так судьба стучится в дверь». Вполне возможно, что сам Бетховен никогда ничего подобного не говорил. Вообще, Шиндлер – крайне ненадёжный источник и биограф, несмотря на его близость к Бетховену в последние годы жизни. Шиндлер сжёг множество разговорных тетрадей Бетховена, в которых знакомые оглохшего композитора записывали обращённые к нему вопросы. Он настолько боготворил Бетховена, что вознамерился создать ему безупречную биографию, для чего намеренно сфальсифицировал многие документы, которые, по его мнению, бросали хоть малейшую тень на личность великого человека.

К свидетельствам Шиндлера следует относиться с большой долей скептицизма, однако, в его определении Пятой симфонии, несомненно, есть доля истины.

Текст: Джон Суше

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония №5:
I часть. Allegro con brio, mp3;
Мотив судьбы, mp3;
II часть. Andante con moto, mp3;
III часть. Allegro, mp3;
IV часть, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Пятая симфония, которая поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. Однако создавалась она дольше остальных. Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев закончить в эти годы две симфонии совершенно иного характера: в 1806 году была написана лирическая Четвертая, в следующем начата и одновременно с Пятой завершена Пасторальная , позднее получившая № 6.

Это было время наивысшего расцвета таланта композитора. Одно за другим появляются самые типичные для него, самые прославленные сочинения, нередко проникнутые энергией, горделивым духом самоутверждения, героической борьбой: скрипичная соната опус 47, известная как Крейцерова, фортепианные опус 53 и 57 («Аврора» и «Аппассионата» - названия даны не автором), опера «Фиделио», оратория «Христос на горе Елеонской», три квартета опус 59, посвященные русскому меценату графу А. К. Разумовскому, фортепианный (Четвертый), Скрипичный и Тройной (для фортепиано, скрипки и виолончели) концерты, увертюра «Кориолан», 32 вариации для фортепиано до минор, месса до мажор и др. Композитор смирился с неизлечимым недугом, страшнее которого не может быть для музыканта, - глухотой, хотя, узнав о приговоре врачей, едва не покончил с собой: «Только добродетели и искусству я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством». В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!»

Пятая симфония посвящена известным меценатам - князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так называемой «академии», в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной. Нумерация симфоний была тогда иной: открывшая «академию» симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, имела № 5, а «Большая симфония в до миноре» - № 6. Концерт оказался неудачным. Во время репетиции композитор повздорил с предоставленным ему оркестром - сборным, невысокого уровня, и по требованию музыкантов, отказавшихся с ним работать, вынужден был удалиться в соседнюю комнату, откуда и слушал, как его музыку разучивает дирижер И. Зейфрид. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.

Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве кз четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь».

Музыка

Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе. Как это свойственно Бетховену, реприза не является точным повторением экспозиции. Перед появлением побочной партии возникает внезапная остановка, солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу. Но развитие не заканчивается и в репризе: в коде продолжается борьба, при­ чем исход ее неясен - первая часть не дает вывода, оставляя слушателя в напряженном ожидании продолжения.

Медленная вторая часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема - поначалу вариант первой - приобретает у медных и гобоя фортиссимо в сопровождении ударов литавр героические черты. Не случайно в процессе ее варьирования затаенно и тревожно, как напоминание, звучит мотив судьбы. Любимая Бетховеном форма двойных вариаций выдержана в строго классических принци­ пах: обе темы излагаются все более мелкими длительностями, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными.

Тревожное настроение возвращается в третьей части . Это совершенно необычно трактуемое скерцо - вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Первая тема пред­ ставляет собой диалог - затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы. Картина резко меняется в трио - энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности - варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно (струнные пиццикато), тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета (затем гобоя) и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами...

Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал . Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции - марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, - броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.

А. Кенигсберг

Идея героической борьбы, завоевания счастья для человека и человечества в Пятой симфонии проводится еще более последовательно и направленно. Эта симфония относительно свободно поддается программному толкованию, к тому же его подсказывают собственные слова композитора о знаменитой четырехзвучной теме: «Так судьба стучится в дверь»:

Предельно лаконично, как эпиграф, обрисована эта тема с резко стучащим ритмом. Она воспринимается как символ зла, трагически вторгающегося в жизнь человека, как препятствие, требующее неимоверных усилий для преодоления.

Подобно оперному лейтмотиву, ритмическая фигура образующая тему, проходит через все части симфонии, трансформируясь по ходу развития «действия». В первой части эта тема господствует почти безраздельно, во второй - ее глухое «постукивание» тревожно настораживает, в третьей звучит с новым ожесточением и только в финале она появляется уже как воспоминание об отошедших в прошлое драматических событиях:

Первая часть. Allegro con brio

Первая часть как бы высечена из цельного куска гранита, так она монолитна, собрана. Энергия, заложенная в грозных ударах темы, которыми начинается Allegro, направляет стремительный бег главной партии, в которой интонации лейтмотива приобретают мятежную взволнованность:

Все последующее движение Allegro - развернутое, всестороннее раскрытие множественности одного центрального образа. Это не исключает, однако, рельефных контрастов и противопоставлений.

Так, мелодия побочной партии, более закругленная и напевная, с мягкими окончаниями и в мажорном ладу, контрастна главной. Но ее новизна относительна, она образуется в результате видоизменения той же главной темы. Свое начало побочная партия ведет от предшествующих ей фанфарообразных оборотов (связка), которые в свою очередь непосредственно связаны с главной темой. К тому же на протяжении всего следования побочную партию сопровождает основная ритмическая фигура первой части:

Постепенно подчиняясь настойчивости ритма главной темы, побочная становится более активной и драматичной. Происходит и обратное явление: под воздействием светлой сферы мажора (в побочной и особенно в заключительной партиях) главная тема обнаруживает скрытые доселе черты мужественности, героизма.

С наступлением разработки развитие вступает в более напряженную и драматическую фазу. Побочная партия почти полностью отстраняется. Над всем главенствует четырехзвучный ритмический мотив. Его движение идет с нарастающей силой вплоть до могучей кульминации, которая одновременно является исходной точкой для репризы:

Так стремительность и непрерывность развития стирает грани между разделами формы (разработкой и репризой) (этот принцип симфонического развития, утвержденный Бетховеном в Девятой симфонии , впоследствии широко применял Чайковский) ; борьба переходит в следующую стадию, а разрешение конфликта отодвигается.

В репризе все темы экспозиции проходят, на первый взгляд, свой прежний путь. Но есть некоторые важные сдвиги: внутри главной партии между тревожными перебежками четырехзвучного мотива пробивается одинокий скорбный голос (соло гобоя):

В этом горестном «очеловеченном» речитативе концентрируется лирическое начало. Но оно не может воздействовать на характер главной темы. Только побочная в измененной инструментовке становится более одухотворенной и нежной. Просветленный колорит C-dur с его специфической окраской укрепляет героические черты в заключительной партии репризы.

Все же перевес явно на стороне враждебных сил, и это особенно становится заметным на решающем этапе развития - в коде. Она начинается четко отбиваемой и долго не смолкающей ритмической дробью всего оркестра. Острее проступает размежевание, «расщепление» все того же четырехзвучного мотива. То он оборачивается своим «злобным ликом», то звучит как коренной важности вопрос и в конце концов бессильно никнет, подавленный непреодолимостью препятствия:

В первой части симфонии, как в первом акте драмы, раскрывается, но не исчерпывается острейший конфликт. Исход напряженной драматической борьбы еще не ясен.

Вторая часть. Andante con moto

Велик контраст между драматизмом первой части и медлительно-задумчивым течением мысли во второй.

Две темы, на которых строятся вариации Andante, поначалу схожи ощущением неторопливой поступи, тональностью, затактовым ходом:

(Образцом для медленной части симфонии послужили, очевидно, двойные вариации Гайдна в его «Лондонской» сифонии Es-dur, № 103. Однако при всей прелести и классическом совершенстве гайдновских вариаций невозможно сопоставить глубину и значительность образного содержания, а отсюда масштабность и интенсивность развития у Гайдна и Бетховена.)

Уже во втором предложении второй темы характер ее резко меняется. Внезапное fortissimo со смещением в C-dur, металлическая звучность меди (труб, валторн), массивность фактуры - все это, по-иному освещая тему, приоткрывает героические стороны образа, и звучит она подобно торжественному гимну. Это как бы взгляд в будущее, опора арки, конец которой упирается в триумфальную маршевость финала. Не случайны и общая тональность (C-dur), мощные фанфары, маршевая поступь:

Третья часть. Allegro

(Эту часть, по аналогии с другими симфониями, обычно называют скерцо. Бетховен же не дает такого наименования.)

Последний подступ к вершине. Но и борьба за ее завоевание становится острее, драматичнее. Непосредственное соприкосновение двух разных в сущности своей тем резко обнажает их полярность: ищущим, страстно-вопрошающим мыслям в первой теме (стремительный взлет струнных по аккордовым тонам, спадающие на слабых окончаниях интонации вопроса) противостоит знакомый «стучащий» ритм четырехзвучного мотива. В новом варианте он звучит еще более властно и категорично. Внутренняя его ритмическая структура усложнена, вместо прежнего унисона мотив гармонизован, и сильные броски аккордов акцентируют каждую первую долю такта. Обостряет звучание темы оркестровка, в которой медный тембр валторн, ведущих тему, противостоит струнным, сопровождающим ее своими ударами:

Обе темы, вовлеченные в круговорот движения, все теснее сплетаются и образуют в конце концов нерасторжимый тематический комплекс.

Серьезный перелом в этой сложной борьбе наступает в трио (скерцо написано в сложной трехчастной форме), которое вносит мужественно-радостный контраст. Знаменательным представляется сопоставление тональностей: первая часть - c-moll, третья - C-dur, четвертая - C-dur. Смена минора на одноименный мажор в финале совпадает с моментом утверждения победы. Так движение тональностей, подобно другим музыкальным элементам произведения, подчинено движению направляющей идеи - от мрака к свету.

В трио явственно проступает элемент танцевальности, несколько измененный полифонической фактурой (фугато). Тему ведут «во всю силу смычка» контрабасы и виолончели и «грубая тяжеловесность этих пассажей заставляет дрожать все пюпитры оркестра» (Г. Берлиоз). Нарочитая угловатость темы, подчеркнутая «деревенским» тембром контрабасов, вносит оттенок здорового, крепкого юмора, яркий народный колорит:

Именно после трио делаются очевидными глубочайшие изменения, происшедшие во внутреннем содержании образов, и трио предопределяет не только близость конца, но его смысл и значение. Оптимизм образов народной жизни оказывает решающее влияние, вселяет уверенность в торжество светлого будущего. В репризе исчезают драматизм и контраст тем первой части скерцо. В прозрачной оркестровке, на pianissimo, поглощенные друг другом, обе темы уносятся в легком ускользающем движении. Все драматические события отодвигаются вглубь; теперь уже невозможен возврат к прошлому, дорога к обновлению открыта.

Переход к четвертой, завершающей, части симфонии композиционно совершается в коде третьей части, которая непосредственно вливается в финал. В этом последнем построении скерцо медленно, исподволь происходит колоссальное динамическое нагнетание. На глухом органном басу, как отдаленный гул, звучит основной ритмический мотив, исполняемый одними литаврами. Затем появляется первая тема скерцо; она все чаще дробится и настойчиво «взбирается» вверх:

Неуклонно раздвигается оркестровый диапазон, разрастается сила оркестровой звучности; жесткие диссонансы (от наложения субдоминантовых и доминантовых звуков на тонический органный пункт) звучат все резче, пронзительней и, нарастая, разрешаются в полнозвучный аккорд - тонику C-dur, знаменующую наступление финала:

Переход к финалу - один из самых потрясающих моментов симфонии. «...Невозможно достигнуть более сильного впечатления, чем то, которое создается переходом от скерцо к триумфальному маршу», - пишет Берлиоз.

Четвертая часть. Финал. Allegro

Финал - праздничный триумфальный марш. В его музыкальных образах (финал написан в сонатной форме) нет противопоставлений, контрастов. Все темы характеризует высочайший героический подъем:

Перед репризой еще раз появляется четырехзвучный ритмический мотив: воспоминание о прошлом оттеняет торжествующую радость настоящего.

Начиная с репризы, музыка финала звучит со все возрастающей энергией. Усиление звучности медной группы оркестра (впервые Бетховен для усиления оркестровой звучности вводит в оркестр симфонии тромбоны, флейту пикколо и контрафагот), пронзительный тембр малой флейты, безостановочность переходов, сама динамика заключительной части симфонии заражают приподнятостью, энтузиазмом.

Кода финала (Presto) в грандиозном и длительном звучании тоники C-dur утверждает окончательное укрощение всех враждебных человеку сил. Стихийность движения в коде, его «массивность» - выражение беспредельной радости, которое приносит освобожденному человечеству долгожданная победа.

Людвиг ван Бетховен «Симфония №5»

Симфоническое творчество Бетховена ярко отражает человеческий путь преодоления, где судьба оказывается в руках человека. Пятая симфония Бетховена не является исключением. Эмоциональный надрыв и триумфальное торжество лирического героя над роковым началом - это настоящий призыв, посланный творцом сквозь времена, и дошедший до наших дней.

Прочитав нашу страницу, можно понять истинный смысл, а также узнать множество интересных фактов, историю создания и содержание Симфонии №5 Людвига ван Бетховена.

История создания

Времена, в которые создавалось произведение, были для композитора далеко не самыми благоприятными. Неприятности одна за другой настигали творца врасплох, вначале известие о глухоте, затем и военные действия в Австрии. Задумка столь грандиозного по масштабам произведения захватила разум .

Но так как желание автора преодолевать все преграды на собственном пути могло быстро смениться самыми сумрачными и депрессивными мыслями, то сочинение постоянно откладывалось в долгий ящик. В зависимости от настроения Людвиг хватался то за одно, то за другое произведение, а пятая симфония и вовсе шла тяжело. Бетховен не раз изменял финал, делая его то в позитивном, то в негативном ключе. Но в итоге, спустя три года, сочинение всё же увидело свет. Нельзя не отметить, что композитор одновременно писал две симфонии, и в одно и то же время их презентовал, поэтому впоследствии возникли некоторые неурядицы, касающиеся нумерации подобных крупных произведений.


На сегодняшний день произведение активно исполняется на ведущих сценах мира, но при этом первоначальная премьера в Театре Ан дер Вин прошла крайне неудачно. Можно выделить сразу несколько факторов, негативно повлиявших на восприятие слушателей:

  • Концерт был затянут, так как Бетховен решил презентовать две симфонии сразу. Чтобы пятая симфония не была в списке последней, Людвигу пришлось вставить еще несколько номеров. В итоге публика устала от сложных, по-настоящему новаторских произведений.
  • В концертном зале было очень холодно, так как помещение не отапливалось.
  • Оркестр играл плохо, возможно из-за отсутствия благоприятных условий. Во время игры некоторые оркестранты допускали серьезные ошибки, из-за чего приходилось начинать произведение заново. Этот фактор дополнительно увеличивал время затянувшегося вечера музыки.

Интересно, что первоначальная неудача не смогла повлиять на популярность произведения. С каждым годом симфония становилась все более распространенной в кругах музыкального искусства. Среди многих последующих мастеров композиции сочинение было признано шедевром и эталоном классической симфонии.



Интересные факты

  • Изначально, симфония №5 была обозначена №6, так как премьера двух этих популярнейших произведений была назначена в один и тот же день.
  • Произведение посвящено двум прославленным в те времена меценатам, а именно князю Лобковицу и русскому послу в Австрии графу Разумовскому, которых своенравный Бетховен, ценил за необыкновенные человеческие качества.
  • Узнав о предстоящей глухоте, Бетховен хотел покончить собственную жизнь самоубийством. Единственное, что удерживало его от совершения настоящих действий – это творчество. В этот сложный период композитору пришла в голову мысль о создании данного, весьма героического по складу интонаций произведения.
  • Фрагменты симфонии активно цитируются в произведениях не менее известного композитора Альфреда Шнитке . К их числу относится «Первая симфония» и «Гоголь-сюита», сочиненная для оркестра.
  • Изначально, произведение носило название «Большая симфония до минор», но потом сократилось до номерного порядка симфонии.
  • Тональный план произведения от мрачного до минора в первой части до светлого и чистого до мажора в финале является концептуальным отражением идейных представлений Бетховена «от тьмы к свету» или «через препятствия к победе».


  • Людвиг ван Бетховен работал над произведением практически три года.
  • Во время создания данного симфонического произведения композитор в собственном дневнике часто рассуждал о предназначении человека в этом мире. Он задавался вопросом о том, может ли человек изменить собственную жизнь, сделав ее неподвластной для роковых сил? Сам же гений и отвечал на поставленный вопрос: «Человек безгранично сильная и волевая натура, так отчего бы, она не смогла схватить судьбу за глотку?» Такие мысли можно было проследить на протяжении сочинения именно 5-й симфонии.
  • Большинство драматургических концепций преодоления в творчестве музыкального деятеля находят собственные истоки в учениях великих философов, современников Людвига.
  • Как известно, Вагнер был не силен в сочинении симфоний (после масштабной неудачи с сочинением Первой симфонии, где оркестровка была настолько неопытной и незрелой, что вызвала всеобщую насмешку, композитор переключился на оперное творчество, где и нашел собственное место, став реформатором), но симфоническое творчество Бетховена, а особенно пятое симфоническое произведение, он ценил превыше всех остальных.


Бетховен не относится к композиторам, которые подробно описывают собственные произведения, давая им четкий и определенный программный замысел. Но симфония № 5 стала исключением из правила. В письме Шиндлеру он не только объяснил программный замысел, но и указал конкретные музыкальные темы, знаменующие рок и лирического героя, пытающегося бороться с судьбой.

Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Сам композитор, писал, что именно так «судьба стучится в двери». Он сравнивал ее с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Так как произведение написано в классическом стиле, то оно имеет структуру из четырех частей:

  • I часть сочинена в форме сонатного allegro с медленным вступлением.
  • II часть представляет собой двойные вариации.
  • III часть – это драматическое скерцо, которое отражает жанрово-бытовую направленность.
  • IV часть является финалом, написанным в форме сонатного allegro с кодой.

Жанр произведения представляет собой инструментальную драму. Из-за наличия программного замысла принято рассматривать содержание произведения с точки зрения драматургии. В таком случае, каждая часть симфонии представляет собой определенный этап и выполняет значимую драматургическую функцию:


  • В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем.
  • Вторая часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.
  • В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.
  • Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе».

Таким образом, композиция, представленная в данном произведении, является эталоном не только симфонического, но и драматургического мастерства.

Использование музыки Симфонии №5 в кинофильмах

Нельзя отрицать, что атмосфера триумфа и преодоления, переданная в музыке, а также ощущение напряжения в мотиве судьбы могут стать отличными инструментами для эмоционального окрашивания определенных моментов в кинематографе. Возможно, именно поэтому многие современные режиссеры используют произведение в собственных работах.


  • «Неуклюжая» (2014)
  • «Специальное издание коллекционера» (2014)
  • «Живые внутри» (2014)
  • «Штурм белого дома» (2013)
  • И всё же Лоранс (2012)
  • «Другая сторона рая» (2009)
  • «Будь что будет» (2009)
  • Рождество с неудачниками (2004)
  • Шашлык (2004)
  • Питер Пэн (2003)
  • Фантазия 2000 (1999)
  • Знаменитость (1998)
  • Как я провел свои каникулы (1992)

Необычные современные обработки Симфонии №5


В настоящее время произведение является актуальным. Каждый образованный человек может узнать симфонию уже по первым тактам. Разумеется, многие современные музыканты не упускают возможности аранжировать или обработать данное симфоническое произведение. На данный момент можно выделить три наиболее часто встречающихся жанра, которые могут быть синтезированы с классической музыкой.

  • Рок обработка «Пятой симфонии» еще больше подчеркивает конфликтную напряженность первой части. Использование электронных инструментов добавляет не только иного по краске звучания, но и делает мотив судьбы более острым, резким и неоднозначным. Тема лирического героя звучит боле сконцентрировано и отрывисто. Примечательно, что качественные обработки нисколько не портят произведение, а делают его более современным и актуальным для молодого поколения.

Рок обработка (слушать)

  • Обработка Jazz отличается выдержкой джазовой стилистики. Но именно в данной обработке теряется драматичность, на смену ей приходит виртуозность исполнения. Накал произведения гасится, ритмичность добавляется за счет активной барабанной партии. Не маловажную роль в данной обработке играет группа медно-духовых и электрогитар. Трактовка произведения достаточно свободная, но имеет место быть в современном мире музыки.

Джаз обработка (слушать)

  • Обработка в жанре «Сальса » представляет собой одну из самых необычных аранжировок Пятой симфонии Бетховена. Яркое сочетаниеавторских музыкальных тем и зажигательных ритмов и тембров латиноамериканской музыки, как ни странно, открывает новые грани и оттенки произведения. Идея соединить, казалось бы, не сочетаемые музыкальные стили принадлежит довольно известному в музыкальном мире норвежскому композитору и аранжировщику Сверре Индрис Йонеру.

Сальса (слушать)

Современные обработки классических произведений адаптируют сложный музыкальный материал для восприятия в обществе двадцать первого века. Такие аранжировки полезно слушать, с целью увеличить и расширить музыкальный кругозор. Некоторые варианты открывают принципиально новые грани в творчестве композитора, но и про классическую версию забывать не стоит.

Назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи».

Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является двойной мотив из четырёх тактов:

Симфония и особенно начинающий её мотив (известный также как «мотив судьбы», «тема судьбы») стали настолько широко известны, что их элементы проникли во множество произведений, от классических до популярной культуры разных жанров, в кино, телевидение и т. д. Она стала одним из символов классической музыки.

Состав оркестра

Деревянные духовые Флейта пикколо 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота Контрфагот Медные духовые 2 валторны (Es) 2 трубы (C) 3 тромбона Ударные Литавры Струнные I и II скрипки Альты Виолончели Контрабасы

Части

  1. Allegro con brio (до минор)
  2. Andante con moto (ля бемоль мажор)

3-я и 4-я части исполняются без перерыва.

История

Сочинение

Пятая симфония известна своим долгим временем вызревания. Первые её наброски датируются годом, сразу после окончания работы автора над Третьей симфонией. Однако Бетховен неоднократно прерывал свою работу над Пятой для подготовки других сочинений, включая первый вариант оперы «Фиделио », Сонату № 23 (Аппассионату), три струнных квартета, скрипичный и фортепианный концерты и Четвёртую симфонию. Окончательная доработка Пятой симфонии проводилась в - параллельно с Шестой симфонией, а премьера обеих состоялась на одном и том же концерте.

В это время Бетховену было 35-38 лет, его жизнь осложнялась прогрессирующей глухотой. В окружающем мире это время было отмечено наполеоновскими войнами , политическим беспорядком в Австрии и оккупацией Вены наполеоновскими войсками в году.

Премьера

Бетховен посвятил симфонию двум своим покровителям - князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу Разумовскому . Посвящение было напечатано в первом издании произведения в апреле года.

Театер ан-дер-Вин, 1815 г.

Первое публичное исполнение Пятой симфонии состоялось 22 декабря года в венском «Театр ан дер Вин» на громадном концерте-бенефисе, целиком состоявшем из премьер произведений Бетховена под управлением самого автора. В программе значились две симфонии, которые исполнялись в порядке, обратном их нынешним номерам: Пятая нумеровалась как № 6, а Шестая - как № 5. Программа включала в себя:

  • арию «О, изменник» («Ah, perfido»), Op. 65;
  • части Kyrie и Gloria из Мессы до мажор;
  • фортепианный концерт № 4 (в исполнении самого Бетховена);
  • (антракт)
  • Пятую симфонию (значилась в программе как «Большая симфония до минор»);
  • части Sanctus и Benedictus из мессы до мажор;
  • Хоральную фантазию.

Премьера была неудачной. Концерт длился более четырёх часов - с 18:30 до 22:30. В зале царил холод, публика устала от массы нового материала, и в начале второго отделения вряд ли могла полноценно воспринимать любое произведение, тем более такое новаторское, как Пятая симфония. Первоначально планировалось завершить вечер симфонией до минор, но Бетховен, справедливо опасаясь, что и слушатели, и оркестранты будут утомлены, просто добавил после неё еще несколько произведений, чтобы она не была последней. Репетиций было недостаточно, и качество исполнения оставляло желать лучшего. (Исполняя в конце Хоральную фантазию, музыканты допустили ошибку, в результате чего её пришлось начать сначала, таким образом ещё больше удлинив концерт.)

Форма

Произведение состоит из четырёх частей:

I. Allegro con brio (сонатная форма) II. Andante con moto III. Scherzo. Allegro IV. Allegro (финал, сонатная форма)

  • Фрагменты Пятой симфонии Бетховена цитируются в некоторых произведениях Альфреда Шнитке - Первой симфонии , музыке к спектаклю «Ревизская сказка» и основанной на ней «Гоголь-сюите» для оркестра.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пятая симфония (Бетховен)" в других словарях:

    Симфония № 5 (Айвз) Симфония № 5 (Альвен) Симфония № 5 (Бетховен) (1804 1808) Симфония № 5 (Брукнер) Симфония № 5 (Вайнберг) Симфония № 5 (Гайдн) Симфония № 5 (Глазунов) Симфония № 5 (Гречанинов) Симфония № 5 (Дворжак) Симфония № 5 (Канчели)… … Википедия

    Симфония № 1 в C major, Op. 21 (Bia. 203) симфония Людвига ван Бетховена в тональности до мажор, посвященная барону Готфриду ван Свитену. Содержание 1 История создания и исполнения 2 Оркестр … Википедия

    Симфония № 8 фа мажор, op. 93 симфония Людвига ван Бетховена. Завершена в 1812 году в Вене. Премьера состоялась в Вене, 27 февраля 1814 г. Состав оркестра Деревянные духовые 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота Медные духовые 2 валторны (F,… … Википедия

    Симфония № 2 ре мажор, op. 36 симфония Людвига ван Бетховена. Написана в 1801 1802 годах в Вене, премьера состоялась в Вене, 5 апреля 1803 г. Состав оркестра Деревянные духовые 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (A) 2 фагота Медные духовые 2 валторны… … Википедия

    Симфония № 7 ля мажор, op. 92 симфония Людвига ван Бетховена. Завершена в 1812 году в Вене. Премьера состоялась в Вене, 8 декабря 1813 г. Состав оркестра Деревянные духовые 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (A) 2 фагота Медные духовые 2 валторны (A,… … Википедия

    Симфония № 6 фа мажор, op. 68 («Пасторальная») симфония Людвига ван Бетховена. Написана в 1808 году в Вене. Премьера состоялась в Вене, 22 декабря 1808 г. Состав оркестра Деревянные духовые флейта пикколо 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота … Википедия

    Композитор Людвиг ван Бетховен Симфония No. 9 Ре минор, Op. 125 Эпическая последняя завершённая симфония, созданная Людвигом ван Бетховеном. Будучи завершённой в 1824, она включает в себя часть Ode an die Freude («Оды к радости»), поэмы Фридриха… … Википедия

    Симфония № 4 си бемоль мажор, op. 60 симфония Людвига ван Бетховена. Написана в 1806 году в Вене. Состав оркестра Деревянные духовые 1 флейта 2 гобоя 2 кларнета (B) 2 фагота Медные духовые 2 валторны (B) 2 трубы (B) Ударные Литавры Струнные I и… … Википедия

    БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (крещен 17 декабря 1770, Бонн 26 марта 1827, Вена), немецкий композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА). Создал героико драматический тип симфонизма (см. СИМФОНИЗМ) (3 я… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Симфония № 5. Бетховен в 1804 году. Фрагмент портрета работы В. Мэлера. Симфония № 5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетхов … Википедия

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры