Серб и молод. Серп и молот как объект в теории заговора

Главная / Измена мужа

Один из главных символов СССР – «Серп и молот» – известен каждому, в том числе – далеко за пределами так называемого «постсоветского пространства». И в этом нет ничего удивительного, ведь на протяжении многих десятилетий этой знак половине мира внушал страх и уважение, а другой половине – страх и неприкрытую ненависть.

«Серп и молот» – символ достаточно простой в конструктивном и семантическом плане. Серп олицетворяет крестьянско-фермерское хозяйство, а молот – заводских рабочих. Фактически речь идет о двух базисах экономики СССР – сельском хозяйстве и тяжелой промышленность. Как минимум, именно так эта эмблема разъясняется нам со страниц школьных учебников истории. Но все ли так очевидно?

Стоит обратить внимание на то, что молот – одна из древнейших геральдических эмблем, известных в Европе (в частности – Восточной) со Средневековья. Молот – символ ремесла, в определенном смысле – знак, воплощающий созидательный, творческий акт. Кроме того, молот также входит в базовую символику вольных каменщиков (масонов). При этом на гербе СССР символ серп и молот имеют строго определенную позиционную закономерность – серп всегда наложен на молот. Это значит, что молот является основой, предтечей, тогда как серп – вторичен. Но называются эти предметы в обратном порядке – в той последовательности, в которой они предстают перед созерцающим их человеком, сначала серп, потом молот.


В свою очередь серп европейскому символизму известен со времен Древнего Рима, где он был персональной эмблемой бога Сатурна (у греков – Кроноса), который отличался жестоким и мстительным нравом. Сатурн являлся богом времени и земледелия, он олицетворял неумолимость и непрерывность жизненных процессов. Серп в его руках выступал символом жатвы, и в определенном смысле– жертвы. Тут же стоит вспомнить, что не зря первые традиционные изображения смерти в облике скелета в хламиде снабжались вовсе не косой, а именно серпом. В традиционной европейской эзотерике до сих пор сохранилось понятие «серп юпитера», которое указывает на определенную и крайне негативную позицию этой планеты в отношении Земли. Но вместе с тем – это сакральный, почитаемый символ, ведь, к примеру, кельтские друиды собирали священную омелу специально подготовленным золотым серпом.


На гербе СССР символ «Серп и молот» «накрывает» собой планету. Вроде бы речь тут идет о пресловутом «мировом коммунизме», но вверху – красная пентаграмма, а внизу – восходящее солнце, у которого 33 луча. И вновь невольно вспоминаются традиции вольных каменщиков, где 33 – одно из сакральнейших чисел, собственно – максимальный градус посвящения в масонстве – как раз тридцать третий. Именно эти, на первый взгляд – едва заметные совпадения, навели многих исследователей (среди которых можно отметить, в частности, А. Егазарова) на мысли о том, что у символа СССР «Серп и молот» был еще один семантический пласт, вероятно – гораздо более глубокий, чем тот, который выдавался за «официальную версию»…

Ну, про молоток нечего говорить долго, вы знаете символ молотка. Молоток – это символ власти мастера ложи, хотя с бытовой точки зрения, это прибор, которым забивают чего-нибудь. Но мы же с вами, помните, говорили, о молотке аукционщика, которым прекращают торги, о молотке судьи в суде, когда вынесен приговор. Это все от кузнечного молота и молота бога Тора. Помните, мы беседовали о скандинавском боге Торе, который запускает молот в небеса, и этот молот преобразует действительность. Молот – знак власти над природой, над стихиями природы, над пространством. У кого молот, тот всю действительность может перековать как вселенский кузнец. Это древний-древний европейский символ. (Л. А. Мацих. Из лекции "Мировое масонство")
Молот побеждает пространство тем, что он его преобразует. Молот – главная преобразующая сила. Это главный инструмент для создания нового из прежде бывшего. Только кузнец может так сделать, потому что глина ведь была, гончар просто форму придал. Дерево росло. Ну да, лесоруб срубил, а плотник обтесал. Но в принципе, это то же дерево, оно же не стало иным. Ну, легко узнать стол вот в том ясене, который у порога там шумел. А вот железа не было. Не было меча. Кузнец создал его. В этом смысле его работа – это работа демиурга. Работа создателя на уровне божественности. Поэтому молот преобразует пространство вокруг. И благодаря молоту человек приобретает власть над пространством. (Л. А. Мацих. Из лекции "Европейское язычество")
А молот в соединении с серпом тогда? Когда серпом по молоту – это что?

Обиходное значение серпа и молота вам понятно, да? Это случка-смычка рабочих и крестьян. Рабочий и колхозница. Колхозница всегда баба, а рабочий как раз правильный парень. Почему не наоборот? Да, вот так пролетариат поступает с крестьянством. Серп и молот. Кстати, с точки зрения фаллической символики, что есть серп и молот? Тоже понятно. Когда объясняют с точки зрения пролетариата: два класса, рабочие и крестьяне, и все такое. А глубинный смысл? Молот – победа над пространством, а серп – победа над временем. Каким образом? Серпом кастрировал когда-то Кронос (Крон, Хронос) – бог времени отца своего Урана, а потом этим же серпом его кастрировал Зевс. На самом деле такого в мифах нет, это тоже выдумано, как и легенда о Хираме. Это позднейшая масонская легенда. Но большинство людей слабо в мифах сечет, и они так понимают, что именно так греки и сказали. Когда Зевс якобы, по масонской легенде, кастрировал отца своего под названием Хронос, а Хронос, как известно, пожирал своих детей, поскольку время пожирает своих детей, это мы все знаем, – убить время нельзя, но можно лишить его (кастрировать) порождающей силы, то есть тот, кто сумел это сделать, у кого серп в руках, тот сам стал бессмертным. Поэтому боги стали бессмертными. Хронос, он же не бог, он титан.
Серп и молот – это победа над пространством и временем. И в том числе победа над смертью. Это же мечта ложи «Астрея». И все это благодаря чему? Благодаря пятиконечной звезде мудрости. То есть человеческая мудрость – так они верили: и Богданов-Малиновский, и Красин, и Хаммер, который давал на это дело деньги, и другие выдающиеся личности, – они искренне верили, что человеческий разум найдет дорогу к овладению всеми тайнами земными и победит и самое время, и смерть победит: «мы все добудем, поймем и откроем» [Цитата из песни В. Лебедева-Кумача «Марш веселых ребят»:
Мы все добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой].
Перечитайте у Маяковского, сколько у него там насчет бессмертия, насчет людей из будущего, насчет «воскресить»: «Я к вам прорвусь» – ему очень не хотелось помирать. Вот он поэтически выражал все то, что они выражали на языке каких-то формул или вычислений, они мечтали о том, чтобы не умирать физически. Но, как нам сейчас кажется, это, видимо, иллюзия, то есть люди должны умирать, как это ни горько. Но им не хотелось. Они полагали, они реально думали, что наступает абсолютно новая эпоха, и дело не только в социальных делах, а вообще все новое – новые времена. В этом смысле они мыслили вполне религиозными категориями, но это была религиозность необычная. Очень была любопытная идеология. (Из лекции Л. А. Мациха "Мировое масонство").

Лекция целиком -
слушать -

Личность его мало того, что малоизвестна, она еще и загадочна. Но в этой таинственности стоит попытаться найти ответ на глубинные истоки и смыслы самого символа, созданного художником в 33-летнем возрасте.

Родился в зажиточной и очень религиозной семье, сдававшей в наем дачные дома в подмосковном Пушкино. Детская страсть к рисованию привела Евгения Ивановича в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился в 1904 - 1912 годах. Камзолкин — член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского Салона (1910). В училище ему пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин. Но Евгений Иванович всю жизнь жил уединенно и загадочно. Во время учебы он не просто увлекается искусством Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, но считался широко эрудированным и подлинным знатоком вопроса, что признавал его друг, такой авторитет, как Николай Альбертович Кун (1877 - 1940), автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922). Художник много и плодотворно работал над так называемым египетским циклом своих живописных полотен. Известны картины того периода — «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка». Египет и Месопотамия в 1910 - 1920 годах оставались главной темой его творчества. Эти работы имели успех у публики и высоко ценились художественными критиками.

С 1918 по 1922 годы Е.И.Камзолкин - главный художник театра Замоскворецкого Совета рабочих и красноармейских депутатов. Здесь, в пустом зале, накануне 1 мая 1918 года он рисует символ мирного труда - перекрещивающиеся Серп и Молот. Большой русский художник Сергей Васильевич Герасимов засвидетельствовал миг рождения этого великого русского символа, :
«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:
— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были сразу же отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...

Вот такими и перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. "Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти..."»

Евгений Камзолкин активно участвовал в художественной жизни страны. Исполнил панно "Мартеновский цех (масло, 1923) для 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. В последующие годы писал тематические картины и пейзажи. В 1935-36 принимал участие в работе над проектом оформления ж.-д. вокзала Новосибирск- Главный. В 1921 году состоял на службе в отделе народного образования Моссовета в должности инструктора по рисованию детской колонии «Лесной городок». В 40--х годах Евгений Иванович отдал свою мастерскую под детскую музыкальную школу №1 и шефствовал над ней до конца жизни. Автор брошюры "Рабочий и крестьянский театр" (1919). Персональные выставки его произведений состоялись в 1938 и 1950 (Москва), 1965 (Пушкино). В 1983 в Пушкино была открыта мемориальная комната Е.И.Камзолкина.

Муж для каких-то своих целей искал в интернете эмблему с изображением серпа и молота. В Википедии "...изображение не защищается авторским правом , так как является тривиальным, не несёт художественной ценности, состоит только из общеизвестных элементов, не имеющих автора. " И действительно, в статье нет упоминания о том, кто является автором эмблемы, которая не только была Малым Гербом СССР, использовалась на государственной печати, на многих знаках и медалях, была частью Герба СССР, присутствует (вопреки попыткам современной власти) на Знамени Победы, да и вообще, всегда ассоциировалась, и по сей день, не смотря на то, что уже не существует страны, символом которой была эта эмблема, современная Россия в мире все равно символизируется именно этим знаком. А автор не известен?

После Революции новая Советская страна вообще не имела собственных официальных символов - до 1918 года документы нового государства скреплялись старой печатью с двуглавым орлом. 24 января 1918 года секретарь СНК Н.П.Горбунов поднял вопрос о необходимости создания новой государственной символики. К марту месяцу был готов эскиз печати, авторство которого точно не установлено, но возможно, оно принадлежало художнику Александру Николаевичу Лео. В эскизе нового символа государства основой служил меч. Вместе с разработкой рисунка новой печати шла работа и по формированию Герба государства. Был объявлен конкурс, лучшими были признаны работы Митурича, Альтмана, С.В.Чехонина. Чехонину принадлежит и рисунок печати государства.

Серп и молот фигурировали в качестве основных символов во многих работах. Но идея именно такого их расположения пришла художнику Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов Евгению Камзолкину. В мае 1918 года он работал над оформлением к празднику Первого Мая. Свидетелем рождения нового символа государства стал художник Сергей Герасимов. Лаконичный и наполненный динамикой рисунок оказался настолько удачным, что в тот же день его отправили в Моссовет. И именно этот рисунок и стал основой для дальнейшей работой над государственными символами.

10 июля 1918 года на заключительном заседании 5-й Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов принял Конституцию РСФСР, которая официально утверждала герб республики. Обложка Конституции, выполненная художником Е. Лансере, так же содержала эмблему, включающую и скрещенные серп и молот.

Позже символ единства рабочих и крестьян на фоне земного шара в окружении венков из колосьев был включен и в Герб СССР.

Этот символ украшал советский красный флаг. Кроме того, серп с молотом был главной эмблемой Союза СССР и одним из символов коммунистического движения. Данный материал посвящается 100-летию Октябрьской революции.

…Точи для новой жатвы серп,
Храни для новой битвы молот!
В.Брюсов «Серп и молот», 1921

Итак, начнем с молота

В самом широком смысле он выступает символом ремесла и производительной деятельности. Этим орудием «вооружены» такие божества-громовержцы, как индийский Вишну и германо-скандинавский Тор. Молот часто символизировал удар грома и сверкание молнии. В мифологии многих народов молот был неотъемлемым орудием кузнеца, выступающего в качестве творца-демиурга; и тем самым наделялся магической способностью созидания.

Один из главных скульптурных символов Советского Союза, монумент Рабочему и Колхознице – также перекликается с античными памятниками

Метафорически молот олицетворяет творческую силу и вдохновение, которые живут в душе каждого человека. Эта сила помогает человеку преодолевать лень, пассивность, инерцию и пробуждает энергию и активность для реализации лучших качеств. Здесь стоит вспомнить, что бог-покровитель всех творцов Гефест всегда изображался с молотом в руках.

Преобразуя пространство, молот символизирует победу над ним. Молот выступает главной преобразующей силой, главным инструментом для создания нового из того, что было раньше.

Серп – символ очень древний и не всегда однозначный

Это символ как плодородия и изобилия, так и смертельной «жатвы». Серп выступает атрибутом многих древних богов Луны и плодородия: вавилонского Мардука, греческого Кроноса, римского Сильвана, галльского Эзуса и других.

Для земледельческих народов орудие жатвы имело сакральный смысл. Так, например, в Древнем Египте праздник сбора урожая открывал сам фараон, срезая первый сноп золотым серпом для жертвенного подношения колосков нового урожая богу плодородия Мину.

Похожий ритуал существовал и у древних славян (отсюда и название месяца жатвы – «серпень»). Однако в славянском язычестве серп был одним из символов богини зимы и смерти – Мары. Мара «жнет колосья, собирая урожай», метафорически определяя для людей меру жизни и смерти.

Серп – неотъемлемый атрибут бога времени Сатурна (в греческой мифологии ему соответствует Кронос, а в славянской – Числобог). Олицетворяя орудие времени, серп разрушает прошлое для рождения будущего.

«Можно ли однозначно назвать серп орудием смерти? – задается вопросом исследователь Олег Хан. – Очевидно, что сбор урожая в каком-то смысле – смерть для колосьев, то есть смерть для чего-то материального, но продолжение жизни в новом качестве. Ведь в итоге колосья превращаются в хлеб, дающий жизнь, а оставшиеся семена идут на следующий посев».


Под серпасто-молоткастым флагом советские люди не только успешно созидали, но и отважно воевали

Если молот символизирует власть над Пространством, а серп – власть над Временем, то эти два орудия, изображенные вместе, олицетворяют победу человека над временем и пространством .

Интересно, что в античном пантеоне дочерью Кроноса, бога Времени и Реи, богини Пространства была Гестия (в римском соответствии – Веста), богиня Огня. Этот вечно горящий огонь, как и пролитую в боях кровь, символизировало алое знамя СССР.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры