Тибетские поющие чаши врачуют тело и душу, восстанавливая энергетику. Размер поющей чаши

Главная / Измена мужа

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверняка многие, знакомые с буддийской практикой, встречали удивительные и загадочные предметы в виде чаш. В связи с этим возникает вопрос: «Поющая чаша – что она делает и какой эффект оказывает?» Именно об этом мы и поговорим сегодня.

Наша статья поведает о тайнах музыкальной чаши, расскажет, что она собой представляет, для чего нужна и как работает. Предлагаем отправиться на поиски ответов вместе.

Что это такое

Поющие чаши известны нам также под названием музыкальных, звуковых. Их, в отличие от привычных чаш, не используют для еды или хранения каких-либо предметов. Их главное предназначение – создание особых полей энергии, которая заполняет все пространство положительными вибрациями.

Считается, что такие чаши пришли из Индии, а затемраспространившись по всему Востоку. Встречаются индийские, непальские, китайские, японские, бутанские и даже тайские чаши. Сейчас большинство из них изготавливается в районе Гималаев – это тибетские чаши. Говорят, именно им принадлежат чистейшие звуки.

Изначально это был исключительно ритуальный предмет, восходивший к древней религии Тибета бон. Его изготавливали собственноручно, потому что такое изделие обладает большим энергетическим потенциалом и целительными свойствами.

В чем польза

Еще первые последователи буддийской философии заметили, какое благотворное влияние оказывают на человека звуки, издаваемые чашами: они восстанавливают кровообращение, нормализуют давление и улучшают иммунитет, стимулируют мозговую деятельность, избавляют от плохой энергетики и внутренних переживаний.

Современные реалии готовят для нас много стрессовых ловушек, сопровождаемых негативными вибрациями: от транспорта, электричества, электроприборов, криков, посторонних шумов. При такой деструктивной энергии нам на помощь может прийти наследие тибетцев – поющие чаши, которые своей мелодией способны быстро привести организм в состояние равновесия.


Нужно лишь принять удобное положение, расслабить тело и ум, открыться музыкальным «мантрам», а наполненные обертонами поющие чаши сами раскроют удивительные свойства.

Успокоение, релаксация

Они помогают успокоиться, расслабиться, настроиться на благоприятный лад, особенно людям с беспокойным сном, бессонницей, неустойчивой психикой, нервным истощением.

Медитативные практики

Звуки чаш настраивают на медитацию, успокаивают ум и даже способны оказывать влияние на тонкое тело.

Лечение

Было замечено, что при регулярной работе с чашами людям удавалось избавиться от многих недугов: хронических головных болей, желудочных заболеваний, постоянных стрессов, периодических депрессий.


Массаж

Конечно, имеется в виду не классический массаж самими предметами, а массирование тела колебаниями, которые создают чаши, лежащие на теле или возле него. Они открывают энергетические каналы, через которые проходит положительная энергия жизни прана. Это позволяет человеку зарядиться бодростью, жизненной силой, рвением к творчеству, созиданию.

Для массажа подходят только кованые чаши.

Гармонизация пространства

Вибрации способны влиять не только на человека, но и на помещение, в котором он находится, на предметы, даже очищать воду, придавая ей целебные качества. Пространство после сеанса становится гармоничным, наполненным умиротворением, благостной энергетикой.

Так, к помощи поющих чаш для очищения дома можно прибегнуть при:

  • ссорах, разговорах, порождающих плохие эмоции;
  • пребывании в гостях неприятного человека;
  • переезде;
  • долгом пребывании вне дома;
  • болезни, стрессе, плохом самочувствии кого-то из домашних;
  • желании гармонизировать обстановку, привлечь благотворную энергию Ци.

Работа с чакрами

Чаши способствуют открытию, очистке чакр, работе с человеческими энергетическими центрами.


Как пользоваться

Чтобы не закралось ни тени сомнения о пользе этих поразительных предметов, стоит привести научно-популярное объяснение феномена.

Колебания, вызванные при игре на чашах, начинают входить в резонанс с внутренними колебаниями человеческого организма, постепенно приводя их к спокойному, умиротворяющему ритму. Поэтому человек испытывает уравновешенные, спокойные ощущения.

Существуют основные способы игры на поющей чаше:

  1. Специальным стиком из дерева, металла или пластика неспешно водить по внешней стороне кругами, не отрываясь и не останавливаясь, пока не возникнет звук, похожий на гудение колокола.
  2. Стиком, завернутым в замшевую ткань, нанести несильный удар по внешней стороне, из-за чего появятся долгие колебания, отдаленно напоминающие трель колокольчика.

Получается, что «пение» распространяется спиралевидно в двух направлениях: во внешнюю среду, то есть в пространство, и внутрь предмета.


Любопытно, что звук при каждом обороте не похож на предыдущий, так же как каждый раз при вызове вибраций получается уникальная тональность. Это зависит от качества самой чаши, вида металла, стика, силы удара, плотности и продолжительности нажатия.

Для правильного массажа идеален будет такой принцип размещения чаш вокруг тела: большие чаши, выдающие более глубокое звучание, следует уложить вниз, у ног, а маленькие предметы, звучащие легко и звонко – у головы. Затем можно перейти непосредственно к практике расслабления, по очереди вызывая звучные колебания разной частоты.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чудеса и удивительные свойства не покидают вас. Делитесь статьей по кнопкам ниже в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Поющие чаши были открыты «духовными туристами» на юге Гималаев. Круглые металлические чаши различного размера, некоторые отполированные, другие матовые, золотого или иногда почти черного цвета, издавали удивительные поющие звуки, когда по ним похлопывали, ударяли или натирали. Представители западной цивилизации осознали, что нашли не только новые духовные пути, но и столкнулись с неизвестным «феноменом звука».

Родина металлических поюших чаш - страны центральной Азии, а именно Индия, Непал и Тибет. Несмотря на то, что их происхождение и изначальное предназначение до сих пор окутаны покровом тайны, все же известно, что когда-то, давным-давно, эти чаши использовались в ритуалах и церемониях, включавших работу со звуком. На Запад поющие чаши были впервые привезены с Гималаев только во второй половине XX века, после вторжения китайцев в Тибет в 1950-е годы.

Кроме тибетских (родом с Гималаев) встречаются также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи свое особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши.
Поразительное мастерство древних ремесленников, которые уже много веков назад умели создавать произведения искусства, наделенные такой необыкновенной силой и звучностью, заслуживает огромного уважения и тщательного изучения.

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ ПОЮЩИЕ ЧАШИ

Чаши отличаются друг от друга внешней отделкой, сплавом, способом изготовления.

  • Больше всего ценятся кованые изделия, так как они издают мелодичные красивые звуки. Кованые чаши внешне выглядят как будто помятыми, это потому что форму чаши приобретают под ударами кузнеца. Такие чаши не украшают рисунками или орнаментами, а издаваемые ими звуки оказывают благотворное и успокаивающее действие на сознание. Они наполняют дом удивительной музыкой.
  • Второе место по популярности занимают точеные чаши. Они отличаются небольшими размерами и легкостью, именно это делает их звучание высоким. Такая вещь принесет в дом спокойствие и умиротворенность.
  • За тем следуют литые поющие чаши, для которых характерны яркие краски и орнамент.

Существует миф, что большинство древних чаш были изготовлены из сплава семи металлов: золота, серебра, свинца, ртути, меди, олова и железа, соответствующих семи планетам.

  • Золото - Солнце
  • Серебро – Луна
  • Ртуть – Меркурий
  • Медь – Венера
  • Железо – Марс
  • Олово – Юпитер
  • Свинец – Сатурн

Действительно, существуют чаши созданные из семи металлов, но количество металлов может быть и большим, например девять или десять. Считается, что каждый металл издает свой особенный звук, включая гармоники, а вместе эти звуки образуют разные гармоники.

Есть еще один миф, который утверждают, что в состав самых лучших поющих чаш включалось не обычное железо, а метеоритное. Это действительно так, но таких чаш единицы.

Пропорция металлов в сплаве определяет чистоту и ясность основного тона и обертонов поющей чаши, а также продолжительность ее звучания. Хорошая поющая чаша звучит после удара молоточком очень долго, и звук не обрывается внезапно, а постепенно замирает. Стоит добавить, что ключом здесь также является метод изготовления чаши, ее ковка. Чтобы чаша по настоящему звучала ее делают в огне в печи и на наковальне с восходом Солнца, и до его захода. Сначала жидкий металл выливают в специальную форму из глины, после остывания заготовку чаши снова разогревают докрасна в печи. Потом начинается работа кузнецов, которая должна быть очень слаженной подобно оркестру, иначе чаша будет не петь, а жужжать или греметь.

Говорят, что в настоящей тибетской чаше больше серебра и олова, что придает ей монотонный антрацитовый отблеск, в то время как непальские чаши обладают знакомым золотым блеском. Однако различия в составе сплавов могут объясняться и тем, что кузнецы не носили с собой эти металлы, а использовали доступные в той или иной местности. Надписи, рисунки и другие узоры, которыми иногда украшают поющие чаши, делают уже позже методом чеканки, либо травления металла.


ФОРМА ПОЮЩЕЙ ЧАШИ

Хорошая поющая чаша непременно имеет правильную форму: все ее изгибы гармоничны. Извлекая звуки из поющей чаши, исполнитель обычно ставит ее на подстилку из ткани или держит в руке. Если днище чаши слишком плоское, то на плоской твердой поверхности она не производит достаточно сильного резонанса.

Диапазон обертонов чаши зависит от толщины стенок и, как уже упоминалось, от состава сплава. Поверхность подлинных поющих чаш ручной работы покрыта мелкими вмятинами - следами от инструмента мастера, формовавшего сплав. Эти углубления должны гармонировать с формой чаши в целом, иначе в обертонах возникает диссонанс.

Чем толще стенки чаши, тем более явственно слышатся унтертоны; чем тоньше стенки и чем меньше чаша, тем слышнее обертоны. При ударе молоточком чаша не должна дребезжать или издавать какие бы то ни было призвуки.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЮЩИЕ ЧАШИ

Очищение энергетики дома

Поющие чаши считаются самым древним и эффективным инструментом фэн-шуй. Они помогут очистить ваш дом от негативной энергии.

Правила использования чаш очень просты. Для чаши имеющей деревянный стик необходима активация. Для активации нужно провести по наружной окружности, так чтобы появился ровный вибрирующий звук, приятный для восприятия. Звучащую чашу нужно взять в левую руку и медленно переходить с ней из одной комнаты в другую по часовой стрелке. Во время движения нужно прислушиваться к звукам, издаваемым чашей. В «мертвых» углах чаша производит унылые и монотонные звуки, в «живых» углах звуки обычно чистые и резкие.

Если обходите дом в первый раз нужно заставить чашу резонировать в каждом углу, это позволит привести в равновесие энергию всего дома. Если, по вашему мнению, какая-то комната особенно несчастливая, в этой комнате нужно поставить чашу на стол, положив под нее подушечку и ударить деревянным молоточком по краю чаши.

Чтобы очистить пространство, переходите из одной комнаты в другую, от одной двери к другой, во время движения старайтесь, чтобы чаша непрерывные издавала звуки. Ударив трижды по краю чаши, вы должны услышать громкий резонирующий звук. Когда звук станет утихать, необходимо ударить вновь и так продолжать во время движения по комнате. Можно проводить по краю чаши молоточком по часовой стрелке. При сильном надавливании на край чаши мягкий гудящий звук будет нарастать.

Если с первой попытки чаша не «запоет», попробуйте ударить по ней, а уже потом тереть молоточком, надавливая на край сильно, но равномерно.

После того как вы овладеете этим искусством полностью, когда чаша станет издавать приятный звук, можно начинать обходить комнату. Во время движения останавливайтесь у стен, издаваемый чашей звук удалит неуравновешенную энергию, которая может «прилипнуть» к стене. У окон и дверей нужно пройти трижды.

Проводя очищение помещения, прислушивайтесь к звукам чаши, с каждым разом звуки будут более четкими, благодаря происходящему очищению воздуха в вашем доме. Как только все виды энергии будут сбалансированы, чаша начнет звучать мелодично. Резкие колебания энергии тут же прекратятся, уступив место полной гармонии.

Очищение воды

Ваза должна быть предварительно вымыта. Для того чтобы зарядить вибрацией поющей вазы воду, необходимо ее налить внутрь до середины краев. При этом чашу лучше всего поставить на подставку и начать работу с ней деревянной палочкой методом трения. Вода в чаше должна визуально вибрировать или даже танцевать. Таким образом, в течение 2-3 минут вода структурируется и на некоторое время сохраняет свои необычные свойства. Данную воду можно использовать для поливки цветов, для растений и животных, а также омовения.

Медитация

Поющая чаша уникальный инструмент для медитации, но для наиболее эффективного применения ее нужно правильно изначально подобрать. Важный критерий – чаша должна быть хорошо сбалансирована и соответственно давать ровный звук средней или высокой тональности. Именно на этом звуке вы будете концентрировать свое внимание. В медитации поющая чаша необходима в самом начале, для этого ее нужно поставить перед собой на подставку и начать заводить, либо(рекомендуется) взять в руки завести ее на максимальную вибрацию и аккуратно поставить обратно на подставку держа за донышко. Дальше вы сидите в исходной позе и концентрируете свое внимание на звуке, слушаете его, а также правильно дышите.

Балансировка энергии организма

Поющие чаши способны сбалансировать наш организм, н о это нужно делать с профессионалом.

Настоящие чаши можно купить в Галерее "Лакшми"

Здесь продаются только кованые чаши из Тибета, Непала и Индии, среди них есть раритетные .

Приглашаем вас приехать, послушать чаши вживую и получить бесплатную консультацию, как ими пользоваться.

Тибетская поющая чаша - это разновидность музыкального инструмента, который давным-давно применялся на территории Азии во время медитации и различных обрядов. Сегодня этот аксессуар также используется, чтобы расслабить тело и душу. Кроме того, люди, практикующие йогу, знают, какие чудеса творит этот предмет культа.

Звук тибетской поющей чаши.

Не каждый знает, но поющие тибетские чаши - это предмет культа способный исцелять организм и дарить гармонию. Чтобы досконально разобраться в том, как правильно использовать этот аксессуар, следует как можно больше узнать об истории этого предмета и его предназначении.



- кованые чаши.

- в наличие есть чаши более 2 кг.

В нашем магазине поющую чашу купить можно по цене от 870р. до 14350р.

Назначение и применение поющей чаши.

В каждой религии существует звук для перемещения духа в другую среду, где божественность воспринимается более чувствительно. Некоторые звуки могут ввести человека в транс или в изменённое состояние сознания, как некоторая музыка может довести человека до экстаза.

Давно установлено, что мозг человека находится в разном состоянии сознания, в зависимости от длины звуковых волн. Диапазон волн поющих чаш соответствует альфа-волнам , которые излучает мозг человека при медитации. Восприятие альфа-волн извне способствует увеличению нейронных связей в мозгу человека, то есть в буквальном смысле расширяет сознание.

Как и музыка, звук поющих чаш не является случайным явлением. Экспериментально выяснено, что слышимая человеком частота звука находится, примерно, в диапазоне 16 - 22000Гц, но также и подтверждено, что организм человека, как мышечные ткани так и головной мозг, реагирует на частоты вне это диапазона, инфра- и ультраизлучение. К сожалению, эта тема слабо изучена, больше человек доверяет априорному результату.

Как одни люди слушают одну музыку, а другие - другую, так и поющие чаши надо выбирать индивидуально, прислушиваясь к собственному организму. В наше время, как и в древности, они используются в храмовых обрядах для упрощения входа в медитативное состояние.

В нашем магазине можно купить поющую чашу из Тибета и Индии, кованые поющие чаши , литые, разных размеров и форм.

Звукотерапия. Целительная сила звука.

Все в окружающем нас мире имеет собственную частоту колебаний. Но только некоторые из них могут восприниматься человеческим ухом, именно их мы называем звуками. Каждый звук оказывает определенное и весьма сильное воздействие, как на тело, так и на Душу того, кто их слышит и воспринимает. Каждый предмет и каждое живое существо - это многогранная, динамическая и очень индивидуальная симфония. Смело можно сказать, что наш слух - один из самых чувствительных природных инструментов, который, к тому же, никогда не отдыхает.

Священные тексты, вне зависимости от их причастности к той или иной стране или религии, утверждают, что самым ценным и важным инструментом творения является звук или слово.

Многие тысячелетия в Тибете, Китае, Египте, Индии, Греции существовали тайные школы и учения, которые специализировались на способах управления окружающим миром при помощи звуковых волн. Последователи этих учений считали, что звуковые вибрации - это одна из самых созидающих сил в нашей Вселенной.

Однако до недавнего времени, воздействие звука не было оценено должным образом. С развитием городов, ростом технического производства, повсеместным распространением транспортных средств, так называемый, серый шум практически круглосуточно присутствует в нашей жизни. Он стал причиной хронической усталости, раздражительности и многих других наших недомоганий. И это привело к тому, что с каждым днем все больше людей осознает возможности звука, ищет способы его применения для оздоровления и тела, и Духа.

Звукотерапия - это набор определенных методов исцеления организма при помощи слышимых ухом звуковых вибраций, что помогает человеку достигнуть гармонии с собой и окружающим миром.

Высокий звук маленькой поющей чаши.

Существует огромное множество методик и практик звукотерапии. Вот лишь некоторые, самые распространенные и проверенные из них:

  1. Музыкотерапия. Музыкотерапия - это воздействие на человека посредством прослушивания определенной музыки. Как правило, этот метод используется для работы с эмоциональной сферой человека, очень часто в комплексе с другими практиками (йога, цигун, массаж, СПА, и т.д.).
  2. Резонансная терапия. Резонансная терапия - это метод, который опирается на научное утверждение, что любая часть тела имеет определенную частоту. При возникновении той или иной болезни нарушается общий баланс и эта частота меняется. В таком случае для выздоровления необходимо вернуть изначальную частоту. Иногда резонанс используют для уничтожения вредных бактерий и микроорганизмов.
  3. Мантры. Пение мантр - один из древнейших видов целительства и укрепления здоровья на планете. Основывается на мысли, что во Вселенной все имеет свою индивидуальную частоту и вибрацию, и на них можно настроиться, если в определенном ритме повторять священные звуки и слова. Это звуки дают энергию и силу, гармонизируют организм на физическом, духовном и эмоциональном уровнях.
  4. Горловое пение и тонинг. Горловое пение и тонинг - это методы звукотерапии, при которых протяжно произнесенные определенные звуки (с упором на гласные) дают резонансный эффект для всего нашего тела. Эта практика дает потрясающий расслабляющий эффект и отлично проясняет сознание.
  5. Поющие чаши и колоколотерапия. Использование поющих чаш - популярный во всем мире метод работы с колокольным звоном и звуковыми вибрациями уникальных металлических чаш. Этот метод обладает сильнейшим воздействием как на тело, так и на человеческое сознание, он снимает болевой синдром, способствует достижению спокойствия, гармонизирует все энергетические центры организма. Также широко применяется для очистки ритуальных (и не только) предметов и помещений.

Помимо всех вышеперечисленных методов звукотерапии существует еще огромное множество практик и техник работы со звуковыми вибрациями. Мы же остановимся и подробно поговорим о работе с поющими чашами и колоколами.

Колокольный звон и его воздействие на человека.

Колокольный звон - это не просто один из способов усладить человеческий слух или созвать всех на религиозный праздник. Словом, это не только сакральный ритуальный предмет, а еще и инструмент исцеления, обладающий рядом замечательных особенностей.

С древних времен наши предки использовали колокола для сигнала о большой радости или печали, подвешивали небольшие колокольчики в жилищах, проводили при помощи колоколов ритуальные или очищающие обряды. Колокола были и талисманами, и музыкальными инструментами, и защитным оружием, оберегающим от напастей, злых мыслей и сглаза.

В эпоху Средневековья во время чумы колокольный звон звучал особенно часто, это было отнюдь не дремучее суеверие, а способ предупреждения распространения болезни.

В настоящее время колокола обладают необычайно широким и часто меняющимся диапазоном частот, и это способствует достижению оптимального оздоравливающего эффекта для человеческого организма. Подобно музыкальному инструменту, тело человека резонирует с воспринимаемым звуком, настраивается на необходимый тон, возвращая себе первоначальную гармонию.

На эмоциональном уровне, это приводит к исцелению от депрессий, нервных и психических расстройств, улучшает общее состояние нервной системы, гармонизирует все энергетические центры человека.

На физическом уровне - улучшается кровообращение, нормализуется работа сердца и органов дыхания, уходят боли и неприятные ощущения.

Как правило, в лечебных целях рекомендовано слушать «живой» звук колокола, однако допустимо использование аудиозаписей высокого качества в сочетании с хорошей акустической системой. Можно использовать металлическую музыку ветра с характерным «колокольным звучанием». Звук должен быть чистым, глубоким и не вызывающим неприятных ощущений.

Поющие тибетские чаши. История создания.

В отличие от колоколов, которые испокон веков встречались по всему миру, поющие чаши - куда более загадочный инструмент, подаренный нам народами Тибета и Непала. И, несмотря на то, что некоторые образцы поющих чаш присутствуют и в культурах Японии и Таиланда, самые чистые и глубокие по звучанию были завезены в Европу именно от тибетских и непальских мастеров.

Сперва эти чаши рассматривали исключительно как кухонную утварь, им не придавали никакого особенного значения. Это продолжалось ровно до тех пор, пока они не начали издавать невероятные по своей красоте и гармоничности звуки. И именно с этого времени занялись тщательным и глубоким изучением воздействия звучания поющих чаш на энергетику человека и окружающего его пространства.

История возникновения и применения поющих чаш всегда была окутана некой сакральной тайной. Однако, существует несколько красочных и красивых легенд об их происхождении.

Первая из них тесно переплетена с пятым Далай-Ламой, который построил в своем дворце трон в форме поющей чаши. И до сих пор в определенные дни люди приходят к этой священной чаше, чтобы послушать ее звучание. Говорят, что каждый, кому посчастливилось ее услышать, не попадет в ад.

Вторая легенда связывает появление тибетских чаш с буддийскими монахами, бродившими по свету в поисках мудрости. В руках монахов были чаши для подаяний, в которые они с огромной благодарностью принимали любой дар, еду или что-то иное, обучаясь таким образом принятию всего, что посылает судьба.

Третья легенда рассказывает о временах, когда основной религией в Тибете был шаманизм, а все важные знания получались в процессе общения с высшими Духами. Однажды тибетским ламам была послана информация о появлении на планете неких особенных элементов, которые дают возможность общаться с Космосом. Вследствие длительных медитаций они увидели, что эти связующие предметы будут иметь форму чаши и состоять из 8 элементов. 7 из них имели земное происхождение - железо, серебро, золото, медь, ртуть, олово, свинец. Каждый из этих элементов был связан с соответствующими объектами Солнечной системы: Солнцем, Луной, Марсом, Венерой, Юпитером, Меркурием и Сатурном.

Чтобы найти 8 элемент шаманы вновь обратились к Духам. В ответ на их мольбы на Землю, в район священной горы Кайлас, был послан метеоритный дождь. Метеоритная руда и стала тем недостающим 8ым элементом, в результате добавления которого чаши приобрели волшебное звучание и способность очищать и гармонизировать окружающее пространство.

Впоследствии поющие чаши меняли свой состав, их стали производить из пяти, семи, девяти металлов (исключая серебро, золото, ртуть, добавляя никель или цинк). Составляющие элементы постоянно менялись, в зависимости от выбора кузнеца и от разнообразия металлов, свойственной месту их изготовления. Чаще всего использовали медь и олово, а также некоторые сплавы, образующие бронзу. Благодаря такому разному составу, каждая обладает особым уникальным звучанием. Нет ни одной пары одинаково звучащих чаш.

Виды поющих чаш. Стики и варианты их использования.

Как уже говорилось выше, каждая уникальна. И тем не менее, можно их разделить на три условные группы:

1.Кованые поющие чаши.

Это самый популярный вид поющих чаш , и самый сложный в изготовлении. Несомненными плюсами таких чаш является их прочность и абсолютная уникальность. Каждая чаша от начала до конца сделана вручную. Кованые поющие чаши отличаются очень глубоким, сильным и ясным звучанием, хотя внешне они могут быть не очень привлекательными из-за небольших углублений на поверхности, оставленных инструментами кузнеца. Еще такие чаши традиционно не украшают никакими узорами, оставляя их в так называемом первозданном виде.

2.Точеные поющие чаши.

Этот вид характеризуется небольшим размером и очень тонким высоким звучанием. У таких чаш маленький вес. Точеные поющие чаши пользуются особенной популярностью из-за гармоничного внешнего вида и «легкости» звучания.

3.Литые поющие чаши.

Процесс изготовления этого вида поющих чаш осуществляется по универсальной технологической системе, что дает меньший процент брака. Минусом такой технологии является менее насыщенное и глубокое звучание. Однако, такие поющие чаши очень красивы. На них накладывают сакральные узоры и орнаменты. Они отличаются яркостью и насыщенностью.

Также они делятся на толстостенные и тонкостенные. Это одна из самых важных характеристик, позволяющих оценить звук и тембр поющих чаш . Поющие чаши с толстыми стенками дают более ясный, но бедный в плане тембров звук, при этом сам звук идет легко. Тонкостенные поющие чаши издают более насыщенные, богатые, изменяющиеся звуковые вибрации. В данном случае звук держится дольше, он медленно «тает» в пространстве. Этот вид чаш достаточно сложен в применении и требует большего мастерства при раскручивании стиком. Также эти чаши весьма хрупкие и чувствительные к механическим повреждениям. Еще одной важной особенностью разных типов поющих чаш является то, что тонкие тибетские чаши богато передают обертона и их оттенки, а чаши с толстыми стенками - унтертона, низкое звучание.

Каким же образом происходит рождение волшебных звуков в поющих чашах?

Для их извлечения необходим деревянный «стик» или «пест». Это такая толстая шлифованная короткая палочка для игры на чаше. Чаще всего стик (резонатор) изготавливают из твердых пород дерева (палисандр), порой используются и более простые материалы (сосна).

Для самого гармоничного звучания стик (резонатор) должен быть соразмерен поющей чаше. Чем толще стенки поющей чаши , чем больше ее диаметр, тем больше должен быть резонатор, тем тверже должна быть порода дерева, из которой он изготовлен. Только так можно добиться глубокого и мощного звучания.

Легкие «мягкие» стики позволяют извлечь красивые, но бедные обертонами звуки.

Также следует отметить, что жесткость материала, которым иногда обшивают резонаторы, тоже влияет на тон. Более мягкая поверхность резонатора (замша, бархат, резина, войлок) дают более низкое, глубокое, умиротворяющее звучание, в то время как твердая поверхность обеспечивает резкий, высокий тон.

Однако, в любом случае, прежде всего должна быть правильной и гармоничной формы, извлекаемый звук - ясным и чистым. Нарастание звука и его затихание должно происходить плавно, непрерывно. Совершенно исключено неприятные уху и резкие негармоничные тона. И, несмотря на то, что существует бесчисленное множество технологий в изготовлении поющих чаш , каждая из них уникальна и требует индивидуальной настройки и особенного, неповторимого мастерства от своего обладателя.

Значение символов в украшении поющих чаш.

Это не просто предметы для извлечения звуков, в их символическом значении заключен особенный сакральный смысл.

Часто, после изготовления на нее наносят особый узор или орнамент, добавляя ее звучанию мощь и силу древних образов и знаков.

Самые распространенные из них:

1.Будда - символ, который позволяет добиться внутреннего расслабления и равновесия. Связан с умом, интуицией и раскрытием внутреннего потенциала.

2.Аум (ом) - звук-мантра, очищающий разум и дух от дум приземленных. Оказывает сильное гармонизирующее воздействие, исцеляет Душу и тело, развивает духовные силы.

3.Лакшми - Богиня мудрости и изобилия. Приносит в дом богатство, здоровье, удачу и добродетель. Помогает достижению и сохранению состояния внутреннего счастья, ощущения полноты жизни, удачи и здоровья.

4.Мантры - священный набор знаков и символов, оказывающий влияние на тело, разум и эмоции. Все мантры несут в себе глубокий смысл, который улучшает общее состояние человека. Пение мантр под звук поющей чаши многократно усиливает этот целительный эффект.

5.Лотос - символ духовного совершенства, просветления. Лотос олицетворяет чистую энергию и непрерывное развитие.

Способы применения поющих чаш.

1.Музыкальный инструмент .

Неповторимый состав каждой поющей чаши позволяет ей создавать уникальные звуки, не похожие ни на один из известных музыкальных инструментов. Соотношение металлов определяет чистоту звука и тембр звучания. Ну и конечно, на итоговое звучание влияет материал стика.

Как же играть на поющей чаше ? Нужно положить чашу на ладонь, не обхватывая края пальцами, чтобы дать возможность звуку течь свободно и непрерывно. Площадь соприкосновения поющей чаши с рукой должна быть минимальной, но при этом чаша должна быть хорошо зафиксирована. Можно воспользоваться специальной мягкой подушечкой-бубликом.

Другой рукой нужно взять стик и мягко вести по внешнему краю поющей чаши до появления вибрации. Постепенно звуковая вибрация нарастает и чаша начинает «петь» громко.

Также на характер и силу звучания влияют следующие факторы:

Сила нажатия стиком;

Скорость движения стика по поверхности чаши;

Направление игры (по или против часовой стрелки);

Угол наклона стика.

Как правило, основной проблемой для начинающих является удержание стика на поверхности чаши при нарастании вибрации. Нужно внимательно следить за скоростью движения палочки, движение должно быть плавным и равномерным. Чрезмерное ускорение приводит к тому, что стик соскальзывает и чаша начинает «дребезжать».

В музыке можно использовать несколько поющих чаш одновременно. Разные тона и полутона будут гармонично сливаться в одно целое, создавая своеобразное и уникальное музыкальное произведение.

2.Оздоровление и исцеление.

Исцеляющие силы поющих чаш все чаще используют в альтернативной медицине. Звуковая терапия в целом стала более популярной, чем когда бы то ни было. Понятно, что тяжелые заболевания не могут быть полностью излечены только с ее помощью, однако, она может существенно повлиять на скорость выздоровления и на стремление человека к этому самому выздоровлению.

Люди, которые практикуют целительную работу с поющими чашами , относятся к ней как к вспомогательному методу. Это метод использования преобразующих энергий звука

Для восстановления энергетического баланса, гармонизации тела, разума и духа, достижения более высокого уровня осознания собственного бытия.

Процесс исцеления часто сопровождается переходом в измененное состояние сознания, достижением «внутренней пустоты». По сути, это такая своеобразная медитация.

Пение тибетских чаш также влияет на организм, задействуя особенные энергетические центры - чакры, в которых сконцентрирована основная энергия человека. В звуковой терапии все внимание сконцентрировано на основных семи чакрах, расположенных вдоль позвоночника человека.

Очень часто из-за изменений в организме, болезней, стрессов, переживаний эти центры блокируются, и к человеку перестает поступать нужная энергия. Чтобы вернуть поврежденную чакру в нормальное состояние используют определенный набор звуков. Здесь очень важно умение «слушать» свое тело. При достижении нужного резонанса, вы должны почувствовать вибрацию в месте, где расположена чакра, с которой проводится работа. Это знак того, что этот инструмент взаимодействует с вашей энергией, гармонизируя все внутренние органы, относящиеся к данной чакре.

Одна чаша может воздействовать сразу на несколько энергетических центров. Исцеляющий сеанс длится до тех пор, пока все тело не наполнится гармонизирующими вибрациями.

3.Массаж.

Ощутить полное погружение в волшебный мир тибетских поющих чаш , прочувствовать всю их силу на себе в полной мере можно через сеанс целительного массажа. Поющие чаши - идеальное средство для достижения полного расслабления.

Массаж с использованием поющих чаш дает мощнейший оздоровительный эффект при работе с нарушениями эмоциональной сферы, проблемах с мигренями, пищеварением и сердечно-сосудистой системой, снимает мышечное и нервное напряжение, улучшает концентрацию и внимание.

4.Очищение помещения (дома, офиса, автомобиля).

Как правило, для работы такого рода приглашают специалистов. Но можно попробовать провести эту процедуру самостоятельно. При этом нужно находится в спокойном и гармоничном состоянии сознания. Возьмите поющую чашу в руку, можно поставить ее на специальную подушечку, и обойдите все помещение, двигаясь строго по часовой стрелке. Прислушивайтесь к пению чаши , останавливайтесь в углах и затемненных местах, а также там, где звучание чаши будет более приглушенным. Играть на чаше следует непрерывно, что требует определенного навыка. В особо запущенных случаях, поющую чашу оставляют в комнате, периодически слегка ударяя по ней, имитируя звук колоколов. Для этой процедуры можно использовать и тибетский колокол , который изначально был создан для того, чтобы усиливать и транслировать энергию своего владельца.

5.Зарядка воды и пищи.

Не так давно была открыта еще одна уникальная особенность поющих чаш : они меняют тэмбр при наливании внутрь воды. При хорошем уровне мастерства и достижении определенной интенсивности звучания, поющая чаша начинает «журчать», это еще называют «эффектом закипающей воды». В крайне редких случаях можно наблюдать поднятие уровня жидкости, как в небольшом фонтане.

Звуковые вибрации разрушают макромолекулы воды, стирая накопленную в ней информацию. Таким образом можно очищать и питьевую воду, и воду, которая используется для приготовления пищи.

6.Медитация и работа с сознанием.

Погружение в свое подсознание и внутренний мир во время работы с поющими чашами и колоколами позволяет восстановить энергетику человека, развить интуицию, избавиться от негативных мыслей, страхов, фобий, управлять эмоциями и разумом, достигать полного расслабления, снимать нервное напряжение, и т.д.

Как выбрать свою чашу.

Если наконец-то решились купить поющие чаши и приступили к выбору, то в первую очередь нужно обратить внимание на тон ее звучания, размер и качество изготовления.

Как уже ранее говорилось, хорошая не дребезжит, звук после окончания игры затухает медленно, плавно растворяясь в окружающем пространстве, он как бы «тает». Обратите внимание на внешний вид, на цельность стенок, отсутствие трещин и сколов.

Чтобы выбрать поющую чашу , которая будет максимально воздействовать конкретно на вас, очень важно определить ее основной тон. Для этого можно подключить свой голос. К примеру, когда вы играете на чаше, попробуйте ей подпеть, сначала беззвучно, а затем и вслух, приблизив губы к ободку. Ваш организм начнет резонировать с внешним звучанием, откликаясь на него. Как только вы найдете подходящий вам тон, этот эффект многократно усилится, по телу «побегут мурашки» и вы почувствуете особенную внутреннюю радость.

Именно такая звуковая вибрация способна проникнуть прямо в сердце человека, гармонизировать тонкое тело. Это такая исходная частота, внутренняя сущность, преобразованная в колебания.

Итак, вы решили купить поющие чаши . Экспериментируйте, ищите Ваш собственный звук, учитесь слушать вибрации тела. Периодически очищайте чашу от накопленной негативной энергии. Для этого можно подержать ее рядом с пламенем свечи или опустить ненадолго в проточную воду.

04:11

поющие тибетские чаши

свадхистхана - оранжевый

  • Скачать 03:26

    Тибетские поющие чаши

    Аджна (синяя чакра)

  • Скачать 05:03

    Тибетские поющие чаши

    Вибрации для чакры 5 (Вишудха)

  • Скачать 04:11

    Поющие Тибетские чаши

  • Скачать 05:03

    Тибетские поющие чаши

    5 энергетический центр

  • Скачать 06:00

    Неизвестен

    Тибетские поющие чаши в обработке – бинауральные биения

  • Скачать 05:03

    Тибетские поющие чаши

    5 Вишуддха

  • Скачать 05:03

    Тибетские поющие чаши

  • Скачать 05:03

    Тибетские поющие чаши для 7-ми чакр

    5 чакра, Вишудха

  • Скачать 06:00

    Тибетские

  • Скачать 01:37

    16. Completing The Rite (Singing Tibetan Bowl & Nature) (Завершение обряда. Поющая тибетская чаша и природа)

  • Скачать 27:32

    Symphony for Shangi-la (Купание в звуках поющих чаш.)

  • Скачать 05:03

    Тибетские чаши

    Вишуддха

  • Скачать 05:03

    Тибетские поющие чаши: гармонизация чакр

  • Скачать 08:15

    Unbekannter Interpret Тибетские поющие чаши

  • Скачать 04:11

    Поющие чаши

    2 Свадхистхана (вторая чакра) - Оранжевый

  • Скачать 05:03

    Медитация. Тибетские поющие чаши

    №5 (голубой)

  • Скачать 05:03

    5 Медитация. Тибетские поющие чаши

    Вишуддха

  • Скачать 05:03

    Неизвестен

    Тибетские поющие чаши - 5. Вишуддха (Голубой)

  • Скачать 02:23

    17. Spiritual Powerhouse (Singing Tibetan Bowls) (Духовная электростанция. Поющие тибетские чаши)

  • Скачать 01:36

    21. Life Force Energy (Singing Tibetan Bowl) (Энергия жизненной силы. Поющая тибетская чаша)

  • Скачать 05:59

    Harmony of Senses

    31. Massage - Oriental Massage Music with Tibetan Singing Bowl (Массаж. Восточная массажная музыка с тибетской поющей чашей)

  • Скачать 00:28

    02. Tibetan Singing Bowl (Тибетская поющая чаша)

  • Скачать 00:29

    04. Tibetan Singing Bowl (Тибетская поющая чаша)

  • Скачать 21:02

    Sounds of Nature

    01. Calming Ocean Waves for Spa with Tibetan Singing Bowls (Успокаивающие океанские волны для спа с тибетскими поющими чашами)

  • Скачать 21:03

    Sounds of Nature

    02. Tibetan Singing Bowls with Soothing Ocean Waves for Massage Therapy (Тибетские поющие чаши с успокаивающими океанскими волнами для массажной терапии)

  • Скачать 01:02

    14. Hub of Radiating Rays (Tibetan Singing Bowl & Nature Sounds) (Центр исходящих лучей. Тибетская поющая чаша и звуки природы)

  • Скачать 08:00

    Sounds of Nature

    04. Tibetan Singing Bowls by The Sea to Restore your Inner Peace (Тибетские поющие чаши у моря восстановят ваш внутренний покой)

  • Скачать 10:01

    Поющие тибетские чаши

    Равновесие

  • Скачать 02:55

    тибетские поющие чаши

    чистка пространства (общее)

  • Скачать 04:51

    Тибетские поющие чаши

  • Скачать 04:50

    Тибетские поющие чаши

    Муладхара

  • Скачать 13:03

    Тибетские поющие чаши

  • Скачать 04:58

    Тибетские поющие чаши

    Сахасрара

  • Скачать 35:44

    Тибетские поющие чаши

  • В мире достаточно много интересных и в то же время загадочных предметов, которые пришли к нам из древности. Одни из них хранятся в музеях, а другие стали образцом для создания новых, современных экземпляров. Именно таким изделием является тибетская поющая чаша, которая оказывает крайне положительное воздействие на человека. Разумеется, для ее использования необходимо знать несколько секретов, о которых и пойдет речь далее.

    Что это такое?

    Поющая чаша (в Японии ее называют «судзу» или «рин») являет собой разновидность колокола , использующегося для создания . Однако, в отличие от него, это стационарный инструмент (не подвешивается к потолку и не крепится на рукоятке).

    Появление звука объясняется вибрацией стенок и краев изделия, к которым человек прикасается с помощью специальной палочки - стика. В былые времена данный инструмент широко использовался по всей Азии, принимая участие в различных религиозных мероприятиях (в частности, как часть буддизма).


    Знаете ли вы? Традиционные тибетские чаши изготавливают из 5-9 самых разных металлов, что и позволяет получить чистый звук. Согласно легенде, обязательной составляющей должно быть метеоритное железо.

    История

    К сожалению, письменных свидетельств, которые бы детально описывали, как пользовались поющей чашей наши предки, на сегодняшний день нет. Однако судить о ее наличии в те времена можно по большому количеству скульптур и изображений, на которых присутствует данный инструмент.

    В арсенале частных коллекционеров можно найти образцы, датируемые X-XII столетием, но есть основания предполагать, что первые из них появились еще раньше: к примеру, в Азии бронзовые колокола начали изготавливать еще в IX веке до н. э.

    В традиционном варианте такие музыкальные инструменты создавались из сплава 7 разных металлов, который в индуизме носит название «панчалоха» и достаточно долгое время имел сакральное значение для гималайских стран. Его основой служила медь, к которой также добавлялись железо, олово, цинк, серебро, золото и никель.

    То есть в результате получалась латунь или литая бронза, дополненная драгоценным металлом. Однако многие коллекционеры считают, что это не было «золотым стандартом», и часто чаши изготавливались из других сплавов (в них могло входить до 12 разных металлов).


    Важно! Уникальность древних изделий заключается в одновременном звучании нескольких гармоничных обертонов, что связанно с индивидуальным звучанием каждого входящего в сплав металла.

    На сегодняшний день традиционные техники создания считаются утерянными, хотя из разных частей Непала до сих пор поставляются изделия, изготовленные путем традиционной ручной ковки.

    Разумеется, качество используемого в этом случае сплава не дотягивает до уровня материала древних инструментов, однако в процессе их старения звук все равно будет меняться, становясь более мягким и теплым.

    Древние чаши нередко украшались орнаментами и абстрактными узорами, которые наносились не только на края изделия, но и на его дно. Неудивительно, что настоящие образцы X-XII столетия с уникальными «поющими» качествами так ценятся современными коллекционерами.

    Настоящее

    Буддисты до сих пор используют поющие чаши в роли вспомогательного инструмента при , молитве и погружениях в . В китайской буддистской практике они применяются вместе с моктаком (вид деревянной коробочки) в процессе песнопений. Удар о поверхность изделия сопровождает пение конкретной фразы в мантре, гимне или сутре.

    Во вьетнамских городах и в Японии с помощью таких предметов засекают время в процессе молитвы, а также сообщают о смене вида деятельности. В Европе данный музыкальный инструмент не так широко распространен и в большинстве случаев выступает лишь сувениром, привезенным из-за границы.


    Такой интерес к нему обусловил рост производства чаш, которые к тому же все чаще украшаются спиритуальными мотивами и религиозными символами (буддийские мантры, индуистские аштамангалы и изображения Будды).

    Обычно современный вариант столь удивительного инструмента изготавливается из бронзы, но уже без добавления драгоценных редких металлов, что, естественно, сказывается и на звучании. Зачастую можно встретить чаши из Непала и северной части Индии, однако достойная продукция выпускается производителями из Кореи и Японии (в меньшей степени направлена на экспорт).

    Важно! В отличие от результатов ручной работы, которые в некоторых случаях способны хоть немного приблизиться к древним образцам, поющая чаша, изготовленная машинным способом, отличается довольно плохими музыкальными качествами, что делает ее непригодной для использования в музыкальных целях (она ограничивается лишь двумя гармоничными обертонами).

    Воздействие на человека

    Различное воздействие тибетской поющей чаши на человека было замечено вскоре после начала ее активного применения, то есть еще сотни лет назад.

    Так, древние буддисты отмечали ее влияние на , тело и даже энергетику людей , благодаря чему и сегодня можно поднять уровень жизненной , нормализовать , избавиться от факторов и вызванных ими зажимов на физическом уровне.


    Если вы научитесь правильно использовать инструмент, то он поможет расслабиться не только , но и физически , избавляя вас от . Его звучание также синхронизирует работу левого и правого полушарий головного , улучшая творческие способности и гармонизируя процесс дыхания (это уже само по себе может избавить человека от многих проблем).

    В некоторых случаях отмечается улучшение слуха и восстановление костной системы. Разумеется, никто не предлагает вам делать самими чашами, но звуковые колебания обладают не менее сильным эффектом, особенно если разместить инструменты непосредственно на разных частях тела лежащего человека.

    Одним из хороших вариантов такого звукового массажа является размещение поющих чаш вокруг человека в следующей последовательности: крупные изделия, которые издают глубокие звуки - ближе к , а небольшие, тонкостенные инструменты с высоким, «радостным» звучанием - ближе к . Закончив с обустройством места для подобной релаксации, можно начинать поочередно извлекать из изделий звуки легкими ударами стика.

    Если наносить удары по чаше, передвигая ее над человеческим телом, то можно заметить как в некоторых областях меняется ее звучание. Специалисты утверждают, что так на звук реагируют «проблемные» места. Именно на них следует немного задержаться и продолжать наносить удары по изделию до тех пор, пока звучание не станет таким же, как и над другими участками тела.


    «Нездоровая» область будет поглощать вибрации инструмента до того момента, пока не придет в равновесие энергетика человека. Такое воздействие вполне можно считать симптоматическим лечением , так как спустя некоторое время проблема снова вернется, если вы не устраните ее причину.

    Как правильно играть?

    Чтобы добиться максимально эффективного звучания поющей чаши из Тибета необходимо знать о правилах игры на ней. На самом деле ничего сложного в этом нет, ведь существует всего два способа извлечения звука.

    Трение обода

    В этом варианте все, что от вас требуется - это провести деревянным стиком по краю чаши , вызывая многократные повторяющиеся вибрации, которые позволяют получить несколько обертонов. Появившееся звучание будет напоминать гудение сразу нескольких колоколов, которое со временем сольется в единое целое. Именно в этих взаимодействующих обертонах и заключается уникальность поющих чаш, ведь так больше не звучит ни один инструмент в мире.

    Потирание чаши с внутренней и с внешней стороны активизирует энергетическую спираль и позволяет получить гармоничное звучание. Сравните звучание в обоих вариантах.


    Принцип колокола

    Второй способ воздействия на чашу основывается на принципе колокола: поддерживая чашу кончиками пальцев в нижней части, по внешнему краю изделия наносят удары стиком, что позволяет получить продолжительные вибрации.

    В любом из вариантов залог успешной игры - положение поющей чаши . Чаще всего ее укрепляют на небольшой горизонтальной поверхности (чем она меньше, тем красивее будет звук), устанавливают на специальную подушечку или удерживают пальцами. Скольжение стика по краям чашки должно выполняться неотрывно, иначе звук так же будет прерываться. При нажатии палочки вибрация нарастает, поэтому удержать один ритм очень сложно.

    Как выбрать и от чего зависит звучание?

    Умение обращаться с поющей чашей - это хорошо, но издаваемые ею звуки во многом зависят от индивидуальных характеристик инструмента. Поэтому при выборе изделия так важно учитывать его размер, материал изготовления, особенности стика и наполненность. Каждый из этих критериев играет свою роль в ее применении и по-своему важен.

    Размер

    Диаметр чаши варьируется в пределах от 10 см до 1-2 метров , причем существует определенная закономерность: чем меньше этот показатель, тем выше будет ее звучание. Однако звук чересчур маленьких инструментов не такой сильный, и его вибрации намного сложнее почувствовать.

    Поверхность

    Как мы уже отмечали ранее, для получения оптимального звучания при проведении стиком по поверхности чаши она должна быть изготовлена из нескольких металлов, собранных вместе в правильных пропорциях. В противном случае звучание изделия не будет иметь нужного количества обертонов, и звук не станет таким чистым, как хотелось бы.

    Разумеется, самостоятельно определить подлинность покупки мало кому удается, поэтому попробуйте поиграть на инструменте. Причем хорошо, если до этого вы услышите, как правильно должно звучать настоящее изделие. Вряд ли после этого вы сможете спутать звучание оригинальной тибетской поющей чаши с подделкой.


    Сегодня сплав для таких изделий не так богат, а значит, ожидать полноценного звучания от подобного сувенира не приходится. Однако попробуйте отыскать чашу ручной работы, в состав которой входит хотя бы 5 металлов.

    Важно! На небольших тонкостенных инструментах играть сложнее, но их звучание будет более чистым.

    Стик

    На глубину звучания описанного инструмента влияет и стик, которым наносятся удары. Металлические палочки или изделия из твердых пород древесины дают чистый и резкий звук, в то время как войлочные стики позволяют извлекать мягкое звучание, обладающее умиротворяющим воздействием на человека.

    Также важно, чтобы стик соответствовал размерам самой чаши и материалу ее изготовления (по твердости и по весу). То есть для тонкостенных больших изделий лучше подбирать тяжелые стики, которые позволят получить богатое и мощное звучание, а для маленьких чаш идеальным вариантом будет небольшая палочка из легкого дерева, которая позволит извлечь небогатые обертонами, но красивые звуки.


    Наполненность

    Несложно догадаться, что пустая чаша будет звучать не так, как наполненная, поэтому, чтобы разнообразить исходящие от нее звуки, можно налить внутрь . С ростом интенсивности звука вода будет разбрызгиваться, и вы услышите характерное журчание. Если наполнить изделие до самых краев, то вместо звонких проявлений можно услышать более глухие.

    Знаете ли вы? Благодаря высокоскоростной съемке удалось зафиксировать рождение на поверхности воды концентрических волн, вызванных вибрацией стенок чаши. С увеличением амплитуды эти волны начинают рваться, взлетая в воздух сотнями мелких капель. Такая левитация отличается достаточной продолжительностью, причем частицы воды свободно перемещаются вдоль всей поверхности.

    Использование поющих чаш

    Разные народы по-разному используют поющие чаши. Для буддистов различных стран они являются частью религиозных ритуалов, для целителей выступают инструментом определения недугов и их устранения, а для большинства европейцев являются просто необычным и диковинным сувениром.

    Однако в той же Европе поющие чаши нередко используются в фэн-шуй, где на них возлагается практически такая же функция, как и на обычные колокольчики. Открытая форма изделия привносит дополнительную энергию, и в некоторых случаях ее использование более уместно, нежели применение упомянутых колокольчиков.


    Широкое распространение поющие чаши получили в музыке нью-эйдж и этнической музыке, благодаря которым они и обрели существенную часть своей популярности. Сегодня их нередко применяют и в других музыкальных направлениях: от рок-музыки и неоклассики до эмбиента.

    Одним словом, столь интересное и необычное изделие просто не могло остаться без внимания общества, поэтому при возможности обязательно послушайте звучание поющей чаши.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры