В каком году родился крылов. «Главный баснописец своей земли

Главная / Измена мужа

Едва ли можно отыскать в русской литературе другую фигуру, столь сильно любимую и народом, и писательской братией. Иван Андреевич Крылов. Каждому из нас с детства знакомо творчество великого русского баснописца, басни Крылова давно уже разошлись на афоризмы и зачастую их воспринимают, как народное творчество.

Крылова уже при жизни стали называть «дедушкой русской литературы», его обожали Пушкин, Гоголь, Белинский. На портретах мы видим успешного вельможу, которым, отчасти, Крылов и являлся. Тем не менее, его жизнь была отнюдь не легка: Иван Андреевич пережил много трудностей, опалу со стороны власть предержащих.

К закату жизни Крылов являлся академиком Петербургской академии наук, статским советником. В начале пути занимался издательским делом, выпускал знаменитый журнал «Почта духов».

Перу Крылова принадлежат многочисленные драматические произведения для театра, но народную любовь и общероссийскую славу Ивану Андреевичу принесли басни. Великий русский писатель Н. Гоголь считал, что творчество Крылова проникнуто народным духом настолько, что стало неотделимо от него. Крылов в своих баснях обличал людские пороки, критиковал общество и власти.

Ранние годы

В суровый зимний день 13 февраля 1769 года в одном из столичных домов в семье офицера Андрея Прохоровича Крылова родился мальчик. Новорожденного назвали Иваном в честь одного из предков. Отец будущего баснописца прошел тяжелый жизненный путь – свою армейскую службу он начинал в солдатских рядах. Детство Андрей Прохорович провел в оренбургской глубинке, в крепости Яик. Впоследствии эта крепость подверглась нападению казацко-крестьянских полчищ Емельяна Пугачева.

С Оренбуржья Крыловы перебрались в Тверское наместничество: здесь Андрей Прохорович получил должность по уголовному ведомству. Семья жила очень скромно, а когда Крылов-старший скончался, и вовсе скатилась в бедность. Глава богатого семейства Львовых, приближенного к губернатору, из милости позволил Ване Крылову учиться языкам и естественным наукам со своими детьми.

Чтобы помочь своим родным, Иван устроился на службу в земской суд Калязина, впоследствии перевелся в магистрат г. Твери. В 1782 году Львовы отправились в Петербург и взяли Крылова с собой. На протяжении года Иван много читал, изучал науки самостоятельно, зарабатывая на хлеб в Петербургской Казенной палате. Не имея постоянных учителей, будущий поэт овладел французским, немецким и итальянским языками, выучился играть на скрипке и стал отличным математиком.

В доме Львовых Крылов познакомился с известным писателем Я. Княжниным, который ввел его в круг литературной богемы. Новым знакомым Крылова стал и великий русский поэт Г. Державин, впоследствии оказывавший молодому человеку протекцию. В целом, жизнь Крылова раннего периода является загадкой и документов об этом периоде сохранилось немного.

Первые литературные и издательские опыты

Свою работу на ниве литературы Крылов начал с драматургических произведений. В этот период им были написаны комедии «Большая семья», «Кофейница» и «Сочинитель в прихожей». Отдал Иван Андреевич свою дань и жанру трагедии, сочинив драмы «Клеопатра» и «Филомена». В те времена было не принято писать комедии на местном материале, и произведения Крылова выбивались из общего ряда.

В комедии «Бешеная семья» автор высмеял неистовство в любви. Если учесть слухи, ходившие про императрицу Екатерину Вторую, тему Крылов выбрал отнюдь не безопасную. В «Сочинителе» рассказывается о литераторе, вынужденном пресмыкаться перед власть имущими для того, чтобы заработать на кусок хлеба.

Пытаясь поставить пьесы на экране, Крылов познакомился и подружился с известными петербургскими актерами. В 80-х годах Иван Андреевич написал комедию «Проказники», которая сильно ему навредила. В комедии Крылов посмеялся над драматургом Я. Княжниным, обвинив его в плагиате. Княжнин подал жалобу губернатору, и Крылову закрыли доступ к театру. В 1788 году Иван Андреевич оставил должность в Горной экспедиции и вплотную занялся журналистикой.

Крылов решил продолжить дело просветителя Новикова на ниве журналистки. Первым журналом Ивана Андреевича стал «Почта духов». Идея издания была весьма нетривиальной – в «Почте духов» публиковалась переписка эльфов, обличающих нравы екатерининского общества.

Правительство, напуганное Французской революцией 1789 года, не могло не обратить внимание на смелый журнал: весной 1790 года из печати вышел номер, которому суждено было стать последним. Крылов с друзьями начал выпускать другой журнал «Зритель», а затем – «Петербургский Меркурий». Сатира в крыловских журналах стала более мягкой, морализаторской, тем не менее, цензура не оставила шанса и этим изданиям.

В опале

Точно не известно, что стало причиной опалы Ивана Крылова. Большинство специалистов считают, что власти не простили ему «Почту духов». Поэт перебрался в Москву в 1794 году. Через год его попросили покинуть вторую столицу империи: в Петербурге Крылову также запретили появляться. Имя поэта полностью исчезло из газет и журналов.

В 1797 году Крылов стал секретарем генерала С. Голицына, который через некоторое время впал в немилость. Генерал добровольно отправился в ссылку, Крылов поехал с ним. Иван Андреевич учил генеральских детей, всячески помогал Голицыным.

После того, как к власти пришел Александр Первый, Голицын был прощен и назначен на должность генерал-губернатора Лифляндии. Крылов стал главой губернаторской канцелярии. В это время писатель переживает сильнейший духовный перелом: он перестает верить в то, что литература способна изменить человека к лучшему. В ссылке Крылов написал лишь несколько стихотворений и небольших рассказов.

Возвращение в Москву

В начале нового века Крылов перебрался в Москву. Духовный кризис преодолен, и Иван Андреевич снова приступает к сочинительству. В это время им написана комедия «Подщипа, или Триумф», пародирующая «штиль» высокой трагедии. Триумф олицетворяет западные ценности, Подщипа – патриархальную Россию. Крылову не близок ни один из этих укладов жизни. Цензура пьесу запретила, но в списках «Подщипа» разошлась по всей стране.

В незаконченной пьесе «Лентяй» Крылов заявил о своем нежелании принимать участие в общественной жизни государства.

В 1802 в Петербурге была поставлена пьеса Крылова «Пирог», в 1807-ом – комедия «Модная лавка». Постановки пользовались большим успехом и долгое время не выходили из театрального репертуара.

Басни

В 1805 году Крылов передал другу-журналисту басни и . Произведения были опубликованы. К этому времени Крылов перебрался из Москвы в Петербург, где познакомился со своим будущим покровителем Олениным. Оленин, трудившийся в должности директора Публичной библиотеки, назначил Крылова библиотекарем: пост подразумевал получение служебного жилья.

1809-ой год стал знаковым для Ивана Андреевича: публике был представлен первый сборник басен.

Образы Крылов часто черпал у своих знаменитых предшественников, но делал их более реалистичными. Специалисты считают Ивана Андреевича реформатором жанра и оригинальным художником. В баснях Крылова читатель не найдет простого морализаторства, автор заставляет его размышлять, находить ответы на поставленные вопросы. Использование баснописцем народного языка сделало возможным переход афоризмов из его произведений в живую речь. Большинство афоризмов Крылова стали неотъемлемой частью русского языка - поговорками.

Иван Андреевич уделял большое внимание общественно-политическим событиям, происходящим в стране. На неудачи Государственного Совета баснописец откликнулся баснями и , вошедшими в золотой фонд мировой литературы. Событиям войны 12-го года Крылов посвятил целую серию басен, в том числе, . В 1815 году была создана басня , посвященная разногласиям в антинаполеоновской коалиции.

Декабрист Бестужев заявил, что идеи Крылова во многом оказались схожими с идеями революционного движения. Пушкин и Жуковский отмечали оригинальность басен Ивана Андреевича и их народную природу. Великий критик Белинский считал Крылова острым сатириком.

В 1809 году журнал "Вестник Европы" разместил на своих страницах большую статью поэта В. Жуковского, в которой он подробно разобрал творчество Крылова. Жуковский посетовал на то, что баснописец использует в своем творчестве грубые народные выражения. Пушкин в ответ заявил, что именно «простецкий» язык делает басни Крылова уникальными. По мнению великого русского поэта, Крылов реформировал отечественную поэзию.

Произведения Ивана Андреевича быстро ушли в народ и стали известны за границей. В Париже был издан двухтомник басен Крылова, затем книги появились и в переводе на итальянский язык. Сейчас басни читают жители всех стран мира.

Дедушка русской словесности

Постепенно Крылова стали воспринимать, как литературного корифея, «дедушку» отечественной поэзии. Писатель не участвовал в общественной жизни страны, рассказывал в прессе о своей лени и увлечении карточной игрой. В 1820-е про Крылова начали рассказывать анекдоты – он стал персонажем сродни Кутузову.

Иван Андреевич неустанно совершенствовал свое образование, на пороге глубокой старости он изучил древнегреческий язык. Именно Крылов стал последним человеком, простившимся с А. С. Пушкиным после роковой дуэли. Для баснописца уход Пушкина стал жестоким ударом.

Царский двор признал Крылова еще в 1812 году. Баснописцу назначили пенсию, наградили правительственным орденом. Чин статского советника поэт получил вопреки действовавшему запрету на присвоение государственных должностей лицам, не закончившим университет.

В 1838 году страна широко отметила 70-летний юбилей великого баснописца. 21 ноября 1844 года в доме своей приемной дочери в Петербурге «дедушка» русской литературы скончался. В 1855 году в Северной Пальмире на собранные народом деньги Крылову поставили памятник работы К. Клода.

Всем с детства знакомы поучительные басни Ивана Крылова. Они учат трудолюбию, добру, отзывчивости. И осуждают трусость, лесть и другие отрицательные качества. Кто не знает басни о трудяге - муравье и стрекозе, которая любила бездельничать? О хитрой лисице и доверчивой вороне. Эти и многие другие герои вышли из-под пера Ивана Андреевича Крылова.

Крылов родился в Москве, в 1769 году, однако за всю свою жизнь успел пожить в разных городах. Семья будущего баснописца была небогатой. Иван очень любил читать, поэтому вырос умным, интеллигентным человеком. Отец, который привил любовь к чтению, умер рано. И матери писателя пришлось отдать мальчика на подработки в суд, где ребенок числился писцом. Мать обучила ребенка грамоте и знанию математики.

В детстве Иван любил посещать городские празднества, ярмарки, гуляния, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации и даже принимал участие в кулачных боях. Он близко общался с народом. Наверное, это и помогло ему написать так много остроумных басен.

В 1782 году Крылов переезжает в Петербург – город культуры. Здесь талант будущего баснописца начинает раскрываться. Им написано несколько пьес, которые были оценены многими критиками. Впоследствии произведения Крылова становятся наполненными сатирой. Крылов нашел свой жанр и создавал настоящие шедевры в его рамках.

Несмотря на то, что Крылов очень активно и достаточно энергично работал над своими баснями, издавая один сборник за другим, он славился необыкновенной ленью. Бывало, что он засыпал в кресле, когда приходил навестить знакомых. Работая у князя Голицына секретарем, свои обязанности выполнял крайне неохотно и медленно. Также баснописец был знаменит своей любовью хорошо покушать. Бытовало мнение, что умер он от обжорства, но это не так. Крылов ушел из жизни из-за пневмонии. Это случилось осенью 1844 года.

Ивана Андреевича Крылова знают и любят за его мудрые, жизненные, искрометные басни. Современники так же ценили его добрый нрав. Творчество баснописца бесценно, оно входит в золотую коллекцию русской литературы.

Биография 2

Иван Андреевич Крылов (1749-1844) знаменитый прежде всего авторством 236 басен, кроме того являлся признанным драматургом своего времени, публицистом и издателем журналов «Почта духов», «Зритель», «Меркурий». Талантливый переводчик и автор, при этом жизнерадостный и простой человек, он, между тем, прожил сложную, хотя и интересную жизнь.

Писатель родился в 1749 году в городе Москве. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына. Поэтому еще в детстве он отправляет Ивана учиться, однако финансовое благополучие его семьи не позволяет им долго оставаться в Москве, и семья переезжает в Тверь, где отец получает новую должность, что, к сожалению, не спасает Крыловых, так как Андрей Прохорович умирает в 1778 году, а семейство начинает бедствовать. Так, Иван Андреевич Крылов не заканчивает учебы. На своем жизненном пути он пробует множество профессий, которым обучается самостоятельно, а конце жизни он даже становится одинарным Академиком и любимцем царской фамилии.

Жизнь и творчество Ивана Крылова. Полная биография

Рождение Иван Андреевича пришлось на холодный февраль 1769 года. Мальчик был рожден в Москве, но отсутствие денег и работы вскоре вынудило семью переехать в Тверь. Отец семейства, военный без регалий, умер, когда Ивану исполнилось всего 9 лет. А мать и двое сыновей оказались в еще более бедственном положении.

Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло. Парня спасла любовь к чтению и, оставшийся в наследство от отца, сундук с книгами. Французский язык он выучил благодаря благодушным соседям, которые позволили ему присутствовать на уроках их детей. Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами.

Постоянное пребывание в полунищем классе и общение с простым народом обогатило язык будущего баснописца. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не по наслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными. Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату.

В большом городе юноша приобщается к театральной жизни. Это способствует его желанию творить. Совместить постоянную работу с творческой возможности не представлялось, и в 18 лет Иван уходит с должности, чтобы посвятить себя писательству. Поначалу, его работы не снискали похвалы. Первая написанная трагедия «Филомела» была, мягко говоря, неудачной. Но автора это не остановило. За ней последовали несколько комедий, которые хотя и были раскритикованы, но показали заметный рост мастерства писателя.
С 20-ти летнего возраста Крылов начинает активно заниматься выпуском сатирических журналов. Первый журнал «Почта духов», в сотрудничестве с Рахманиным, продержался на плаву лишь год. За ним последовали «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях и печатались первые прозаические произведения Ивана Андреевича и его единомышленников. Смелые авторы позволяли себе обличать помещичьи нравы, что, вероятно могло стать причиной гонений. Крылов покидает город и не пишет на протяжении 7 лет.

В 1806 году он возобновляет творческую работу успешно переведя басни Лафонтена, напечатанных в журнале «Московский зритель». В этом же году, вернувшись в Санкт-Петербург, ставит две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые имеют успех у публики. Ведь в них выставляется на смех французомания, а народ устал от наполеоновских войн.

Творческий взлет и всеобщая любовь приходят к автору в 1809 году, после первого напечатанного сборника басен, среди которых знаменитая «Слон и Моська ». Через 3 года писатель возвращается на службу в публичную библиотеку, где проработает 29 лет. В эти годы свет увидели более 200 басен, написанные Иваном Андреичем. Писатель мастерски умел высмеять в них человеческие пороки и действительность суровой жизни того времени. Огромное множество его фраз стали крылатыми, они были понятны всем слоям общества, а не только образованным. Всенародную любовь доказывает то, что только при его жизни были издано 80 тысяч сборников басен .

Современники описывают писателя, как человека спокойного, рассеянного, ленивого, но при этом добродушного, не любящего ссориться. О его неряшливости и любви к обжорству слагали анекдоты, что, впрочем, не оставляло его без внимания слабого пола, благодаря его врожденному обаянию. Официально он так никогда не женился, но по слухам имел гражданскую жену, свою домработницу Феню и внебрачную дочь Сашу. С ними он прожил до конца своих дней, с радостью нянчил детей Саши и переписал на ее мужа все свое состояние. Ушел из жизни Иван Андреевич в ноябре 1844 года.

Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

  • Биография Николы Теслы и его открытия

    10 июля 1856 года в небольшом селе Смилян, в Австрии, в семье священнослужителя родился мальчик, которого нарекли Николой. Никола родился четвертым из пятерых детей супружеской четы Тесла.

  • На протяжении долгого времени считалось, что знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов умер от того, что объелся блинами. Эта причина смерти указывается во многих биографиях поэта. Между тем это не более чем миф, а причина смерти Крылова иная. Вообще, Крылова можно назвать человеком-загадкой. Его биография довольно противоречива. О нем еще при жизни ходило множество легенд, некоторые из которых литератор поддерживал сам. Причем легенды, как ни странно, рисуют его не с лучшей стороны, между тем как многое, что описывалось в них, как выяснилось, не совсем соответствовало действительности.

    Так можно ли разобраться, что являлось правдой, а что вымыслом, и от чего в действительности умер Крылов?

    Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Его отец был военным, офицером, выслужившимся из солдат. Детство мальчика прошло на Урале и в Твери. В 1774 году отец вышел в отставку и некоторое время занимал должность председателя губернского магистрата.

    После того как отец умер, мать переехала в Петербург в надежде добиться пенсии, но это ей не удалось. Оставшись почти без средств к существованию, она была вынуждена сама зарабатывать на хлеб себе и содержать сына, поэтому нанималась на поденную работу в богатые дома. Для того чтобы свести концы с концами, мать устроила мальчика на службу. Он получил должность писца в канцелярии в Казенной палате. К тому времени Ивану еще не исполнилось и 15 лет.

    Об образовании Крылова также ходит немало легенд. Где он получил образование и каким оно было? Он умел читать и писать, раз его взяли на должность писца. Когда речь заходит о том, где и чему он учился, приводятся противоречивые сведения. В некоторых биографиях указывается, что он был ленив, учился очень плохо, не проявлял способностей ни к какой науке. Упоминается, правда, что он научился говорить по-итальянски и играть на скрипке. Однако в других источниках говорится, что он прекрасно владел четырьмя иностранными языками и, хотя из-за службы не мог посвящать достаточно времени учению, был очень способным молодым человеком, много читал и с настойчивостью и упорством занимался самообразованием.

    Литературным творчеством Крылов начал заниматься довольно рано. Уже в 1782 году он написал комическую оперу «Кофейница», а в период с 1786 по 1788 увидели свет комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», трагедия «Филомена». Автору в то время еще не исполнилось 20 лет. Поэтому нет ничего удивительного, что первые сочинения Крылова постигла неудача: их не печатали и не ставили в театре.

    В 20 лет молодой человек уже издавал собственный журнал под названием «Почта духов». Такое странное, на первый взгляд, название, было выбрано потому, что журнал был построен в виде своеобразной переписки волшебника с духами.

    Вскоре журнал был закрыт, по одной из версий – цензурой за чрезмерно радикальную направленность, по другой – сам закрылся из-за того, что у него оказалось всего-навсего 80 подписчиков. Однако, прежде чем закрыться, журнал просуществовал 8 месяцев, а Крылов приобрел ценный опыт, который пригодился ему в будущем.

    Неудача не обескуражила начинающего литератора. Он продолжал пробовать свои силы в литературе. Примерно в то же время появились его первые басни. Но и они прошли незамеченными.

    В 1792 году Крылов совместно с А. И. Клушиным, И. А. Дмитриевым и П. А. Плавильщиковым основал журнал «Зритель», но и он просуществовал всего несколько месяцев, возможно, из-за событий тех лет, происходящих в Европе, в частности, революции во Франции. Многие журналы и газеты в Российской империи были признаны вредными и запрещены. В типографии «Зрителя» произвели обыск, за самим Крыловым пристально наблюдала полиция.

    Журнал действительно имел политическую направленность, в нем обсуждались наиболее актуальные темы, иначе его просто не стали бы читать. А читателей у «Зрителя» было несколько больше, чем у «Почты духов». Но, опасаясь ссылки, Крылов был вынужден подчиниться и закрыть журнал. А так как он являлся владельцем типографии, которая была практически его единственным источником средств к существованию, он вскоре возобновил выпуск журнала, переименовав его в «Санкт-Петербургский Меркурий». Против этого издания цензура уже не возражала.

    Все это время Крылов не переставал писать, но его сочинения практически не публиковались. Наконец Крылов принял решение закрыть журнал и отправился путешествовать. Несколько лет он ездил по провинциальным городам, побывал в Саратове, Тамбове, Нижнем Новгороде, затем направился на Украину. На что же он жил все это время? Те, кто знал его хорошо, утверждали, что он увлекся картами, начал играть, и ему стало неожиданно везти в игре настолько, что он выиграл крупную сумму, достаточную для путешествия. Он действительно играл и практически никогда не оставался в проигрыше. Так прошло несколько лет.

    Новая страница его жизни началась после того, как он познакомился с князем С. Голицыным, который взял Крылова к себе на службу сначала в качестве личного секретаря, а вскоре назначил учителем своих детей. Крылов преподавал своим ученикам основы русской словесности, иностранные языки и игру на музыкальных инструментах, а в свободное время продолжал писать. В этот период из-под его пера выходили в основном пьесы, которые настолько нравились Голицыну, что по его приказу ставились в его домашнем театре. Наибольший успех имела пьеса «Триумф, или Подщипа», высмеивавшая чрезмерное увлечение императора Павла I прусской культурой, модой и методами ведения войны. Крылов сам сыграл в ней главную роль.

    После дворцового переворота 1801 года, когда к власти пришел Александр I, положение Голицына изменилось. Князь был назначен на должность генерал-губернатора Лифляндии (так называли местность, располагавшуюся на территории современных северной Латвии и южной Эстонии и в то время относящуюся к Германии), и Крылов в качестве личного секретаря и правителя канцелярии в течение 2 лет служил в Риге, после чего вышел в отставку.

    К этому времени в Петербурге наконец-то была поставлена одна из многочисленных пьес Крылова под названием «Пирог», которая имела успех. Ободренный этим, Крылов переехал из Серпухова, где он жил у своего брата, Льва Андреевича Крылова, офицера Орловского мушкетерского полка, в Петербург и решил все время посвятить литературной деятельности. В этот период он написал еще 2 пьесы – «Модная лавка» и «Лентяй». Но подлинного успеха на литературном поприще он все же достиг благодаря своим басням.

    Серьезно Крылов стал заниматься баснями еще тогда, когда служил учителем у Голицына, сделав перевод нескольких басен Лафонтена. Переехав в столицу, он показал две из них – «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста» – Ивану Ивановичу Дмитриеву, поэту и баснописцу, уже добившемуся признания. Дмитриев высоко оценил перевод и заявил, что Крылову нужно писать именно басни, а не пьесы. Однако сам Крылов в то время не обратил на совет никакого внимания – он все еще был увлечен театром. Но именно тогда и состоялось рождение Крылова-баснописца. Ему было в то время 37 лет.

    Крылов продолжал писать пьесы, в которых высмеивал приверженность аристократии теперь уже к французской культуре, языку и слепое подражание парижской моде и манерам поведения («Модная лавка» и др.). Эти пьесы имели успех, ставились в столичных театрах, даже при дворе. Однако одновременно он начал писать и басни, которые с удовольствием публиковали, так как Крылов был уже довольно известен.

    В 1809 году вышел первый сборник басен Крылова, благодаря чему автор за очень короткое время стал невероятно популярным. К тому времени он уже перестал писать пьесы для театра и сам поверил в то, что именно басни являются его настоящим призванием.

    Поначалу он только переводил произведения Лафонтена («Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок» и др.), но со временем стал находить и собственные темы для произведений, в основном на злобу дня («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). За всю жизнь он создал более 200 басен.

    Крылов достиг славы и богатства, но продолжал писать до последних дней жизни. Он был окружен всеобщим уважением, его творчеством восхищались, а книги расходились огромными тиражами. В. Г. Белинский, один из самых авторитетных критиков того времени, утверждал, что в русской литературе имеется лишь четыре классика: Державин, Пушкин, Грибоедов и Крылов.

    В силу того, что о раннем периоде жизни Крылова было известно очень мало, о его жизни стали рождаться самые различные слухи, которые Крылов не только не опровергал, но иногда даже поддерживал. Так, он говорил, что очень ленив (что едва ли было правдой) и неряшлив.

    Несмотря на официальное признание, он продолжал работать: с 1810 года он служил помощником библиотекаря, а затем и библиотекарем в Императорской публичной библиотеке. Кроме того, Крылов был избран членом Российской академии и получил золотую медаль за литературные заслуги. Его произведения неоднократно переиздавались, каждый раз все большим тиражом. Наконец, в 1830 году, после того как вышло восьмитомное собрание его сочинений, Николай I произвел его в статские советники. Значительная пенсия позволяла ему безбедно жить до конца своих дней.

    Во второй половине жизни главным удовольствием Крылова стали изысканные лакомства. Из-за невоздержанности в еде у него были серьезные проблемы со здоровьем. Он сильно растолстел, даже обрюзг, и превратился в того Крылова, портрет которого знаком каждому русскому человеку с детства. Однако мало кто внимательно рассматривал его лицо, а между тем, внимательно изучив портрет, можно сделать вывод, что жизнь этого человека не всегда протекала спокойно, у него случались взлеты и падения, он также познал разочарования и, возможно, увлекался не только игрой и обжорством, но был подвержен и другим страстям.

    Как бы то ни было, несмотря на проблемы со здоровьем, Крылов прожил 75 лет. Он умер не от обжорства, а от воспаления легких, что подтвердил его лечащий врач Ф. Галлер.

    Узнав о смерти Крылова, великий князь Н. М. Романов заявил, что баснописец, вероятно, «сделался жертвою обычной неумеренности в еде», что и послужило причиной появления легенды о блинах.

    Перед смертью Крылов приказал раздать всем, кто придет на его похороны, по экземпляру его нового издания басен на память, что и было исполнено.

    Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой.

    Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной, и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

    Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов» . С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

    В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

    Первым переводчиком Крылова на азербайджанский язык был Аббас-Кули-Ага Бакиханов . В 30-е годы XIX века, ещё при жизни самого Крылова, он перевел басню «Осел и Соловей». Уместно будет отметить, что, например, на армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский - в 1860. Свыше 60-ти басен Крылова в 80-х годах XIX века перевел Гасаналиага хан Карадагский .

    Последние годы

    В конце жизни Крылов был обласкан царской фамилией. Имел чин статского советника , шеститысячный пенсион. С марта 1841 года до конца жизни квартировал в доходном доме Блинова на 1-й линии Васильевского острова, 8.

    Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.

    Все считали, что Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания, а на самом деле - от двухстороннего воспаления лёгких .

    Современники считали, что дочь его кухарки Саша была от него. Это подтверждается тем, что он отдал её в пансион. А когда кухарка умерла, воспитывал её как дочь и дал за неё большое приданое. Перед смертью всё своё имущество и права на свои сочинения завещал мужу Саши .

    Признание и адаптации

    • Крылов имел чин статского советника, состоял действительным членом Императорской Российской академии (с 1811), ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (с 1841).

    Увековечение имени

    • Улицы и переулки имени Крылова есть в десятках городов России и стран бывшего СССР и в Казахстане
    • Памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга
    • В Москве у Патриарших прудов установлен памятник Крылову и героям его басен
    • В Санкт-Петербурге, Ярославле и Омске есть детские библиотеки имени И. А. Крылова

    В музыке

    Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном - басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». А также - Ю. М. Касьяником : вокальный цикл для баса и ф-но (1974) «Басни Крылова» («Ворона и Лисица», «Прохожие и Собаки», «Осёл и Соловей», «Две Бочки», «Троеженец»).

    Сочинения

    Басни

    • Алкид
    • Апеллес и ослёнок
    • Бедный богач
    • Безбожники
    • Белка (известны две басни про белку)
    • Богач и Поэт
    • Бочка
    • Бритвы
    • Булат
    • Булыжник и Алмаз
    • Бумажный змей
    • Василек
    • Вельможа
    • Вельможа и Поэт
    • Вельможа и Философ
    • Водолазы
    • Водопад и Ручей
    • Волк и Волчонок
    • Волк и Журавль
    • Волк и Кот
    • Волк и Кукушка
    • Волк и Лисица
    • Волк и Мышонок
    • Волк и Пастухи
    • Волк и Ягнёнок
    • Волк на псарне
    • Волки и Овцы
    • Ворона
    • Ворона и Курица
    • Воронёнок
    • Воспитание Льва
    • Голик
    • Госпожа и две Служанки
    • Гребень
    • Два голубя
    • Два Мальчика
    • Два Мужика
    • Две бочки
    • Две Собаки
    • Демьянова уха
    • Дерево
    • Дикие Козы
    • Дуб и трость
    • Заяц на ловле
    • Зеркало и Обезьяна
    • Змея и Овца
    • Камень и Червяк
    • Квартет
    • Клеветник и Змея
    • Колос
    • Комар и Пастух
    • Конь и Всадник
    • Кот и Повар
    • Котёл и Горшок
    • Котенок и Скворец
    • Кошка и Соловей
    • Крестьяне и Река
    • Крестьянин в беде
    • Крестьянин и Змея
    • Крестьянин и Лисица
    • Крестьянин и Лошадь
    • Крестьянин и Овца
    • Крестьянин и Работник
    • Крестьянин и Разбойник
    • Крестьянин и Собака
    • Крестьянин и Смерть
    • Крестьянин и Топор
    • Кукушка и Горлинка
    • Кукушка и Петух
    • Кукушка и Орёл
    • Купец
    • Лань и Дервиш
    • Ларчик
    • Лев и Барс
    • Лев и Волк
    • Лев и Комар
    • Лев и Лисица
    • Лев и Мышь
    • Лев и Человек
    • Лев на ловле
    • Лев состарившийся
    • Лев, Серна и Лиса
    • Лиса-строитель
    • Лисица и Виноград
    • Лисица и Куры
    • Лисица и осёл
    • Лисица и Сурок
    • Листы и Корни
    • Любопытный
    • Лягушка и Вол
    • Лягушка и Юпитер
    • Лягушки, просящие царя
    • Мальчик и Змея
    • Мальчик и Червяк
    • Мартышка и очки
    • Медведь в сетях
    • Медведь у Пчёл
    • Мельник
    • Механик
    • Мешок
    • Мирская сходка
    • Мирон
    • Мор Зверей
    • Мот и Ласточка
    • Музыканты
    • Муравей
    • Муха и дорожные
    • Муха и Пчела
    • Мышь и Крыса
    • Обед у медведя
    • Обезьяна
    • Обезьяны
    • Овцы и Собаки
    • Огородник и Философ
    • Оракул
    • Орёл и Крот
    • Орёл и Куры
    • Орёл и Паук
    • Орёл и Пчела
    • Осёл и Заяц
    • Осёл и Мужик
    • Осёл и Соловей
    • Откупщик и Сапожник
    • Охотник
    • Павлин и соловей
    • Парнас
    • Пастух
    • Пастух и море
    • Паук и Пчела
    • Петух и Жемчужное зерно
    • Пёстрые овцы
    • Пловец и Море
    • Плотичка
    • Подагра и Паук
    • Пожар и Алмаз
    • Похороны
    • Прихожанин
    • Прохожие и Собаки
    • Пруд и Река
    • Пустынник и Медведь
    • Пушки и Паруса
    • Пчела и Мухи
    • Разборчивая невеста
    • Раздел
    • Роща и огонь
    • Ручей
    • Рыбья пляска
    • Рыцарь
    • Свинья
    • Свинья под Дубом
    • Синица
    • Скворец
    • Скупой
    • Скупой и Курица
    • Слон в случае
    • Слон и Моська
    • Слон на воеводстве
    • Собака и Лошадь
    • Собака, Человек, Кошка и Сокол
    • Собачья дружба
    • Совет Мышей
    • Сокол и Червяк
    • Соловьи
    • Сочинитель и разбойник
    • Старик и трое молодых
    • Стрекоза и Муравей
    • Тень и Человек
    • Троежёнец
    • Тришкин кафтан
    • Трудолюбивый Медведь
    • Филин и Осёл
    • Фортуна и Нищий
    • Хмель
    • Хозяин и Мыши
    • Цветы
    • Червонец
    • Чиж и Ёж
    • Чиж и Голубь
    • Щука и Кот
    • Щука и мышонок
    • Ягнёнок

    Другие сочинения

    • Кофейница (1783, опубл. 1869, либретто комической оперы)
    • Бешеная семья (1786, комедия)
    • Сочинитель в прихожей (1786-1788, опубл. 1794, комедия)
    • Проказники (1786-1788, опубл. 1793, комедия)
    • Филомела (1786-1788, опубл. 1793, трагедия)
    • Американцы (1788, комедия, совместно с А. И. Клушиным)
    • Каиб (1792, сатирическая повесть)
    • Ночи (1792, сатирическая повесть; незакончено)
    • Трумф («Подщипа»; 1798-1800, опубл. 1859; распространялась в рукописных списках)
    • Пирог (1801, опубл. 1869, комедия)
    • Модная лавка (1806, комедия)
    • Урок дочкам (1807, комедия)
    • Илья-бога­тырь (1807, комедия)

    Библиография

    • Первые монографии о Крылове написаны его приятелями - M. E. Лобановым () и П. А. Плетнёвым (при полном собрании сочинений Ивана Крылова, изд. Ю. Юнгмейстером и Э. Веймаром в 1847 г.); биография Плетнёва много раз перепечатывалась как при собрании сочинений Крылова, так и при его баснях.
    • Заметки, материалы и статьи о нём появлялись как в исторических, так и в общих журналах (список их см. у Межова, «История русской и всеобщей слов.», СПб., 1872, а также у Кеневича и Л. Майкова).
    • Серьёзная и добросовестная, но далеко не полная работа В. Ф. Кеневича : Библиографические и исторические примечания к басням Крылова. 2-е изд. С.-Петербург, 1878 .
    • Ценный материал представляет статья Л. Н. Майкова: «Первые шаги И. А. Крылова на литературном поприще» («Русский вестник » 1889 г.; перепечатано в «Историко-литературных очерках», СПб. 1895).
    • А. И. Лященко , в «Историческом вестнике » (1894 г. № 11);
    • А. Кирпячникова в «Почине»,
    • В. Перетца в «Ежегодн. Имп. Театров на 1895 г.»
    • ряд статей о Крылове в «Журнале Мин. Нар. Просв.» 1895 г. Амона, Драганова и Нечаева (последняя вызвала брошюру А.И. Лященко).
    • научная работа о Крылове вышла под редакцией Каллаша (СПб., -).
    • С. Бабинцев. Мировая известность Крылова (И. А. Крылов. Исследования и материалы. Москва, ОГИЗ, 1947, 296 стр.), 274 стр.
    • М. Рафили . И. А. Крылов и азербайджанская литература, Баку, Азернешр, 1944, стр. 29-30.
    • М. Гордин. «Жизнь Ивана Крылова».
    • Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Очерк его издательской и библиотечной деятельности / Всесоюзная книжная палата , Министерство культуры СССР , Главиздат. - М .: Издательство Всесоюзной книжной палаты , 1955. - 94, с. - (Деятели книги). - 15 000 экз. (обл.)

    Напишите отзыв о статье "Крылов, Иван Андреевич"

    Примечания

    Ссылки

    • в библиотеке Максима Мошкова
    • на официальном сайте РАН
    • – лекторий НИУ ВШЭ.