Вдохновение от лучших художников двадцатого века. Как найти вдохновение

Главная / Измена мужа

Парой «муза+творец», сохранявшей отношения на протяжении десятков лет. Впрочем, сначала о таком развитии событий никто не предполагал. Молодой модельер и актриса-дебютантка познакомились в начале 50-х. Одри приехала в Париж, чтобы костюмы для нового фильма «Сабина». Времени для вдумчивого общения не было, и Юбер просто предложил ей несколько готовых нарядов. Уже первый опыт сотрудничества оказался продуктивным – единственный «Оскар» создатели фильма «Сабрина» получили именно за костюмы. Впоследствии Юбер де Живанши работал над образом Одри Хепберн в фильмах «Забавная мордашка», «Любовь после полудня», «Завтрак у Тиффани», «Шарада», «Париж, когда там жара», «Как украсть миллион». Работа переросла в крепкую дружбу, Юбер говорил, что многие идеи приходят ему в голову именно в те моменты, когда он думает об Одри. Свои первые духи он посвятил именно ей. Актриса отвечала модельеру взаимностью и признавалась, что Живанши для нее так же важен, как психоаналитик для американца.

Еще одна классическая пара музы и художника – Катрин Денев и Ив Сен Лоран. За творчеством дизайнера актриса наблюдала еще до их знакомства. Она обратилась к нему, когда нужно было найти платье для поистине ответственного мероприятия – встречи с королевой Великобритании. Результат настолько понравился Катрин Денев, что она пригласила Лорана костюмы для главной героини фильма «Дневная красавица», который вышел через год после их первой встречи. Модельер угадал двойственную сущность героини – скромной днем и раскованной в параллельной ночной жизни – и отразил это в костюмах. Впоследствии Катрин Денев подобным образом описывала творчество Лорана в целом – она считала, что в его женщина может быть спокойной и уверенной днем и соблазнительной на вечернем выходе в свет. Дружба и сотрудничество пары продолжались до смерти модельера, Катрин, носившая вещи от Yves Saint Laurent и в кино, и в жизни, стала олицетворением женственности и утонченной элегантности.

Творческие союзы случаются и в наши дни. Например, нашли друг друга Леди Гага и Никола Формикетти. Первым их совместным успехом стал клип Bad Romance, после этого Никола выступал в качестве постоянного дизайнера-стилиста певицы. Он не создавал костюмы сам, но умело подбирал самые безумные творения других модельеров и соединял их в костюмы, делая вклад в скандальную известность Леди Гага. Они уверяли, что понимают друг друга с полуслова, поддерживают и вдохновляют. Именно Гага подвигла талантливого стать дизайнером-модельером. Результат этой инициативы можно будет в полной мере оценить позже, пока же он стал креативным директором Mugler и сделал несколько коллекций. На их презентации присутствовала Гага.

Александр Григорьев-Саврасов 2015-09-14 в 03:09

В этой статье я отвечаю одной из читательниц моего блога на, как мне кажется, злободневный вопрос поиска вдохновения. Спасибо ей за заданную тему, которая касается всех творцов без исключения.

«Я начала рисовать в январе этого года, посетила правополушарный тренинг и пошло! Поначалу был такой восторг, все так получалось. А вот уже более трех месяцев не могу собраться с силами. И хочется развиваться в этом направлении, и не могу себя заставить взяться за кисть. Поскольку занимаюсь самообразованием, подумала, что, возможно, такое бывает на каком-то этапе развития, просто я не знаю об этом. Вот и решила у кого-нибудь спросить, бывают ли такие провалы вдохновения у начинающих, и что с этим делать? Очень жду ответ. Спасибо!»

Где художнику искать вдохновение и нужно ли это делать?

Так бывает, раз от разу мы попадаем в вакуум желаний, нас не радуют прежние увлечения и идеи. Мы не находим интерес в когда-то увлекательных занятиях, хочется всё бросить и никогда к этому не возвращаться.

Думаю, многие люди испытывали подобные чувства, попробуем разобраться, как с этим бороться и надо ли вообще.

Начну с того, что не существует никакого правополушарного рисования как метода или как школы, и вообще никак, кроме коммерческого предложения, где Вам якобы помогают отключить левое полушарие и творить только правым.


Мозг — это единый орган, он не делится на самостоятельные части. Левая и правая его половины связаны нейронами, и мы можем только предполагать, какой участок за что отвечает.

Нас уверяют в том, что следует отключить левое полушарие, отвечающее за контроль, и отдаться творчеству, якобы все проблемы в том, что мы слишком контролируем свои эмоции.

Думаю, Вы понимаете, что никакого выключателя не существует, а вместе с ним и подобных техник.

Как можно развиваться в направлении, которого не существует?

Я не против подобного времяпровождения, но, опять же, давайте будем называть всё своими именами. Данные занятия не лежат в области изобразительного искусства. Это скорее релаксация, отдых от трудовых будней и затяжных депрессий.

Да, проходя подобные тренинги, Вы реагируете эмоционально, Вы раскрываетесь, снимая свою повседневную скованность, и избавляетесь от страхов, но это длится недолго. Вы не контролируете выключатель, просто потому что его нет.

Вы рискуете стать зависимым от эмоциональных всплесков, вызванных подобными занятиями, Вас привлекает не само творчество, а эмоциональное потрясение, которое сопровождает данное действо.

Вы обманываете сами себя, и Вам в этом помогают, но так не будет происходить бесконечно. В итоге Вы либо берёте себя в руки, понимая, что так больше продолжаться не может, либо впадаете в уныние, разочаровавшись и в творчестве тоже.

Повторюсь, творчества Вы даже не касались, проходя подобные курсы, а ведь оно действительно могло Вам помочь .

Обратимся к Википедии как к самому доступному информационному источнику.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Давайте разберёмся, что же такое творчество? Прежде всего, творчество — это результат. Если Вы не имеете конечной цели, то сам процесс вскоре перестанет Вас радовать, так как в нём не будет никакого смысла, как бы Вас не уверяли в обратном.

Если Вы движетесь к какой-либо поставленной цели, Вы не можете делать это бесконтрольно, то есть, отключая мозг. В данном случае мозг далеко не враг творчеству, а помощник.

Мозг, обладающий знаниями, легко манипулирует ими, применяя нужные, и достигает поставленных целей. И наоборот, отсутствие приобретённых навыков легко может поставить в тупик.

Подведём итог: Вы ставите цель и движетесь к её реализации. Достигнув результата, Вы получаете моральное вознаграждение, осознавая, что Вы смогли, у Вас получилось.

От того, какую цель Вы ставите, зависит процесс её достижения, и на этом этапе, уверяю Вас, очень интересно творить, развиваться, увлекаться, жить.

Заразите себя труднодостижимой целью. Пусть она будет как болезнь, но болезнь созидающая, тогда каждая завершенная Вами работа станет пилюлей, ненадолго облегчающей зуд творчества.

Читательница спрашивает меня, как преодолеть отсутствие желания творить. Первое, что нужно сделать — это поставить цель. Второе — получить недостающие знания. И третье — самое главное — научиться видеть и замечать в окружающем Вас мире мгновения, которыми Вы наполните Ваши картины.

Перестаньте думать, что Вы обладаете меньшими возможностями, нежели те, кто учится в профессиональных учебных заведениях. Уверяю Вас, там не учат ставить цели и видеть в окружающем мире интересные Вам сюжеты.

Я уже писал о и о том, что считаю таковыми нас всех. Никто нас не научит, если мы сами этого не захотим. Отнеситесь к правополушарному рисованию как к случаю, приведшему Вас в мир изобразительного искусства, и, наконец, не выключайте, а включите мозг в нужном Вам направлении.

Как же быть с вдохновением, где его искать, как удержать? На самом деле — это простой вопрос. Я Вас напугаю, если скажу, что его вообще не существует!

Следует понять, что есть вдохновение? Образно говоря, это душевный подъём, на котором хочется творить, создавать, выражать себя.

Возвращаясь к вышесказанному, как Вы станете выражать себя, не имея цели, не определившись с направлением, куда Вы идёте и зачем? Скорее всего, Ваше вдохновение — просто хорошее настроение, которое скоро пройдёт.

Для художника вдохновение — это энергия, которая приходит во время работы, и он старается использовать её по назначению, достигая поставленной цели.

Давайте, наконец, развеем этот миф о художнике — небожителе, который творит, только дождавшись душевного подъема. Творчество — это труд, иногда тяжёлый, а порой очень тяжёлый. У Вас могут отекать ноги от долгого стояния перед мольбертом, раскалываться голова от нервного напряжения. Список можно продолжить, но я не стану этого делать.

Все вышеперечисленные трудности — ничто по сравнению со счастьем творить и достигать цели! Результат — вот награда за нашу работу. «Через тернии к звёздам» — только так можно достигнуть истинной свободы выражать себя.

Если у Вас есть цель, не будет никаких провалов вдохновения, просто потому, что его не существует, как и правополушарного рисования.

У меня тоже бывает хорошее настроение, как, впрочем, и не очень хорошее, но вдохновение как энергия для работы у меня есть всегда. Как достичь подобной гармонии? Повторюсь, поставить цель, обрести недостающие знания и двигаться в направлении результата.

В такой последовательности и сам процесс станет увлекательным, захватывающим путешествием в мир изобразительного искусства.

Ещё раз благодарю всех, кто комментирует мои статьи, мне важна обратная связь. На основе Ваших вопросов рождаются развёрнутые темы, повторюсь, мы вместе с Вами пишем данный блог.

Жду Ваших комментариев!

Работы величайших художников двадцатого века известны на весь мир и каждый из нас хоть раз, да видел творения Пабло Пикассо, или Густава Климта. Создатели столь необыкновенных и неповторимых картин вдохновляли и вдохновляют своим творчеством других людей из поколения в поколение. В их работах отражается особое видение мира, способствующее развитию общества и возникновению новых взглядов на происходящее.

А ведь усаживаясь за мольберт Клод Моне, или Энди Уорхол включали какую-то музыку, читали какие-то книги, восхищались чьими-то работами, смотрели какие-то фильмы...Поэтому сегодня мы решили выяснить, что служило музой для великих талантов двадцатого века.

Марсель Дюшан

Французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма, помимо страстной любви к живописи и скульптуре, был еще и прекрасным актером и режиссером, снявшим короткометражный фильм "Anémic cinéma" (1926). Изучив биографию Марселя, можно сделать вывод, что художник был очень разносторонним человеком и вдохновлялся в первую очередь кинематографом: одним из его любимых режиссеров был Рене Клер, в чьем фильме "Антракт" Марсель Дюшан снялся в главной роли.

Вдохновляющая музыка: джаз

Пабло Пикассо

Испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер говорил: «Искусство – это ложь, которая помогает нам понять правду» и под этим девизом мастер создавал великие шедевры всю свою жизнь. Работы Пабло Пикассо отличаются по стилю в зависимости от периода его жизни и настроения. Вдохновлялся любовью и женщинами: был дважды женат и посвятил большое количество своих картин именно возлюбленным. Женские образы отличаются реалистичностью и пестротой цветовой гаммы.

Вдохновляющая музыка: классика

Энди Уорхол

Американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт движения и современного искусства в целом, Энди Уорхол, король богемной тусовки шестидесятых и основатель известного в Нью-Йорке глэм-клуба "Фабрика", черпал вдохновение из различных источников, одним из которых, как ни странно, было телевидение. Энди мог проводить дни и ночи за просмотром телевизионных сериалов, передач и рекламных роликов. Также, наверное, самой главной музой в жизни Уорхола, была Эди Седжвик - актриса, принявшая участие в его фильмах.

Вдохновляющая музыка: рок-н-ролл

Интересный факт: Энди Уорхол был продюсером известной рок-группы 1960-х и 1970-х годов - The Velvet Underground, ключевыми участниками которой были Лу Рид и Джон Кейл.

Анри Матисс

Французский художник и скульптор, лидер течения фовистов, известный своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Интересовался работами Уильяма Тёрнера, британского живописца и мастера романтического пейзажа XIX века. В мае 1906 года Матисс поехал в Алжир и побывал в оазисе Бискра и очень вдохновился пейзажами и природой этого чудесного места и сразу после возвращения домой увлекся линейными арнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок.

Интересный факт: Одна из картин Матисса - «Les coucous, tapis bleu et rose» - в феврале 2009 года была приобретена частным коллекционером во время торгов в аукционном доме Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 году.

Ищите вдохновение, оно всюду!

Оказывается, художники нередко обращаются к науке в поисках вдохновения. Представляем вам подборку наиболее интересных историй создания художественных шедевров.

Эдвард Мунк. «Крик»

  • «Крик» Эдварда Мунка

Норвежский художник Эдвард Мунк написал картину «Крик» в 1893-м году. В своем дневнике он рассказал, что был вдохновлен кроваво-красным небом, которое он увидел во время прогулки с друзьями. Удивительная атмосфера картины породила немало споров о том, что же именно увидел на небе Мунк. Одна из самых популярных гипотез предполагает, что художник мог наблюдать пепел вулкана Кракатау после его извержения в 1883 году.

О самых последних догадках исследователей, «Популярная механика» уже : метеоролог из Университета Осло предположила, что Эдвард Мунк мог вдохновиться, увидев в небе редкое явление — перламутровые облака, причиной появления которых становятся низкие температуры и высокая степень освещенности.


Мария Сибилла Мериан. Акварельный рисунок дерева гуайявы (Psidium guajava), паука-птицееда (Avicularia avicularia), паука-крестовика (Avicularia gen. spec.), паука-волка (Rhoicinus spec.), американского таракана (Periplaneta americana), муравья-листореза (Atta cephalotes), муравья-портного (Oecophylla spec.), колибри (Trochilidae gen. spec.).

  • Научные наброски как искусство, Мария Сибилла Мериан

Немецкая художница Мария Сибилла Мериан видела красоту там, где ее не замечали другие. Будучи энтомологом, она часто изображала на своих картинах насекомых. В 1705-м году художница сделала набросок тарантула, поедающего колибри. Ее работа в конечном итоге дала название целому семейству пауков (птицееды). Несмотря на то, что сначала ее гравюра была раскритикована и названа «чистой выдумкой», позже было доказано, что пауки-птицееды все-таки иногда питаются мясом птицы.

Большинство самых ярких работ Марии Сибиллы Мериан появились благодаря ее двухлетней научной экспедиции в Суринам (Южная Америка) с 1699 по 1701 года. Она подробно изобразила метаморфозы насекомых, которые никто никогда не видел прежде, а некоторые из запечатленных ею представителей исследователи по всему миру ищут до сих пор.


Уильям Тернер. «Упадок Карфагена»

  • Вулканические закаты Уильяма Тернера

Британский живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (более известный как Уильям Тернер) славился своими картинами, на которых были изображены впечатляющие закаты, бушующие моря и лунные сцены. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году в журнале Atmospheric Chemistry and Physics, Тернер в 1816 году написал свои знаменитые закаты, будучи под впечатлением от вулканических выбросов в атмосфере, которые были вызваны извержением вулкана на Тамбора в 1815-м году (оно стало крупнейшим вулканическим извержением в истории человечества). В результате этого в мире установились глобальные климатические аномалии, породившие Год без лета .


Мехмет Беркмен и Марии Пенил."Нейроны"

  • Шедевры из микробов

На ежегодном конкурсе искусства Американского общества микробиологов бактерии и дрожжи становятся краской, а агар-агар — холстом. Микробиологи создают шедевры внутри чашек Петри — такие, как например, работа Мехмета Беркмена и Марии Пенил под названием «Нейроны». Она получила первый приз в 2015-м году, обойдя карту Нью-Йорка, составленную из микробов, и изображение фермы в сезон сбора урожая, сделанное из дрожжей.


Винсент Ван Гог. «Звездная ночь»

  • «Звездная ночь» Винсента Ван Гога

Картина Винсента Ван Гога «Звездная ночь» может показаться причудливой и нереалистичной, однако она тоже имеет отношение к науке. В 2006-м году физики из Национального автономного университета в Мексике посвятили целое исследование этому шедевру. Они выяснили, что Ван Гог на самом деле изобразил турбулентность. Интересно, что это физическое явление художник изображал и на других картинах, над которыми он работал во время борьбы с психическими проблемами. Это, например, «Дорога с кипарисом и звездой» и «Пшеничное поле с воронами».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры