Гений места: в Марракеше открывается музей Ива Сен-Лорана. Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше Нотка истории сада Мажорель

Главная / Психология

Фасад нового музея гармонично вписывается в пейзаж Марракеша

Ив Сен-Лоран впервые приехал в Марракеш в 1966 году. Для кутюрье это было удачное время: он только выпустил первый парфюм Y, представил очень успешную коллекцию по мотивам творчества художника Пита Мондриана и изобрел женский смокинг. В Марокко Сен-Лоран искал уединения, а нашел вдохновение. «Этот город научил меня цвету. В Марракеше я понял, что диапазон цветов, которые я и раньше интуитивно использовал, вышел из арабской одежды и интерьера – джеллаб, кафтанов и изразцовой плитки зулляйдж. Эта культура стала моей, но мне было недостаточно просто ее впитать. Я трансформировал ее и адаптировал для Европы».

Ив Сен-Лоран на площади Джамаа-эль-Фна в Марракеше

В своих мемуарах партнер Сен-Лорана Пьер Берже, который умер 8 сентября этого года, не дожив до открытия музея месяц, вспоминает, что в 1960–1980-е годы они приезжали в Марракеш с завидным постоянством: дважды в год на две недели – 1 декабря и 1 июня. Именно здесь Сен-Лоран садился за работу над кутюрными коллекциями. Дизайнер не просто искал в Марракеше вдохновение: он совершенно конкретно использовал ремесленные традиции берберов для своих коллекций. Например, для показа 1976 года он попросил местных мастеров соткать ткани так, как это делают для пошива джеллабы – традиционной берберской одежды, представляющей собой свободный халат из шерсти.

Вышитый красный плащ Yves Saint Laurent, коллекция Haute Couture, весна-лето – 1989

Уже позже, в 1980-е, Сен-Лоран и Берже купили в Марракеше виллу, а потом выкупили и «голубой» сад художника Жака Мажореля, спася его от уничтожения. Сегодня в саду Мажорель находится музей берберской культуры, а по соседству с музеем, на улице, названной в честь кутюрье, 19 октября откроется музей Ив Сен-Лорана – дань особым отношениям дизайнера с этим городом.

Музей берберской культуры в саду Мажорель

По словам директора музея Бьорна Дальстрома, работа над проектом шла два года. Для нового музея фонд Пьера Берже, который отвечает за наследие дизайнера, не пожалел архивов: в постоянной экспозиции разместили 5 000 личных вещей дизайнера, 15 000 аксессуаров из кутюрных коллекций и десятки тысяч скетчей. Бьорн Дальстром называет музей «полноценным культурным центром», посвященным, кстати, не только самому Сен-Лорану, но и берберской культуре, которую он очень любил. Здесь есть библиотека с 5 000 книг (некоторые, акцентирует внимание директор музея, датированы XVII веком), лекторий, театральный зал, книжный магазин, фотогалерея. График работы зала для временных выставок расписан на год вперед: сначала здесь пройдет ретроспектива Жака Мажореля, а после – выставки молодых местных художников, которые музей проведет в партнерстве с Марокканской биеннале.

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран в Марракеше, середина 1970-х годов

Внешне музей выглядит лаконично: это несколько кубов терракотового цвета, покрытые тонким узором. Авторы проекта – Карл Фурнье и Оливье Марти, архитекторы парижской Studio KO. Марокко имеет для них особое значение: они поехали сюда на первые каникулы после открытия своей студии; здесь познакомились с Патриком Герран-Эрме, предпринимателем и миллиардером, который занимается реконструкцией исторических зданий в Марокко. Именно Studio KO Герран-Эрме доверил реконструкцию этих зданий, а также работу над несколькими отелями и ресторанами в Марокко, а Пьер Берже – работу над музеем. «Музей Сен-Лорана объединил две наши страсти – моду и Марокко», – говорят архитекторы.

Марракеш – не единственный город, в котором этой осенью появится музей дизайнера. 3 октября музей Сен-Лорана открывается и в Париже – в доме номер 5 по авеню Марсо, где дизайнер работал на протяжении 30 лет и где сейчас располагается здание фонда Пьера Берже – Ива Сен-Лорана. Парижский музей сосредоточится на кутюрном наследии дизайнера.

При этом нет ничего более французского за пределами Франции, чем Марракеш. И вот почему.

Дом и музей Ива Сен-Лорана

Один из самых знаменитых кутюрье Франции, чьи коллекции зачастую вдохновлялись разными странами, на самом деле редко выезжал за границу. Исключением был лишь Марракеш, который стал для модельера вторым домом. Ив Сен-Лоран не просто часто бывал в этом городе, но и подолгу жил в Марракеше со своим спутником жизни Пьером Берже. Впервые он приехал в Марракеш в 1966-м, гонимый модными критиками и раздираемый сомнениями в собственном таланте. Этот город излечил его и зажег талант еще сильнее. Вместе с Берже Ив Сен-Лоран купил сад художника Жака Мажореля, облагородил его и построил рядом дом. После смерти кутюрье на территории сада был открыт небольшой музей, который давал представление о жизни и творчестве великого модельера. Несколько лет назад там открыли новый центр — первый в Африке музей, посвященный Иву Сен-Лорану и истории моды. На данный момент он является более внушительным и цельным, чем музей Ива Сен-Лорана в Париже. Авторами проекта стали Карл Фурнье и Оливье Марти, парижские архитекторы, влюбленные в Марокко. Studio KO, которую они создали, много работала над строительством и оформлением отелей и частных домов по всей стране. Здание нового музея получилось легким, будто сотканным из тысячи нитей. Музей вмещает залы временных экспозиций, большую библиотеку, лектории и кинозал. Но главное в экспозиции — это личные вещи кутюрье, платья и аксессуары кутюрных коллекций разных лет. На данный момент это, пожалуй, место номер один для посещения в Марракеше.

Детали
www.museeyslmarrakech.com

Дом и музей Сержа Лютанса

В отличие от Музея Ива Сен-Лорана, посетить дом одного из самых именитых парфюмеров Франции не так просто. Насколько мне известно, только один отель имеет возможность отправить туда своих гостей — Royal Mansour Marrakech. Стоимость посещения дома-музея не просто высока, а доступна только действительно обеспеченным туристам или истинным фанатам творчества Сержа Лютанса: билет стоит 600 евро на одного гостя. Это не дом, а целая коллекция домов-дворцов, которые в Марокко называют риадами и которые маэстро выкупал и соединял в единое пространство год за годом. Вот уже 35 лет и по сей день там непрерывно идет реставрация. Все дома очень разные по размеру, архитектуре и внутреннему наполнению. То, что я увидела — скорее, нежилое пространство, и личных вещей Сержа Лютанса вы там не найдете. Но в одном из таких домов есть музей, который показывает процесс дистилляции и дает возможность послушать практически все ароматы, созданные маэстро.

Отель «Роял Мансур»

Royal Mansour Marrakech принадлежит королю Марокко, поэтому это не совсем отель, а скорее место, куда вы приезжаете в гости. Король и члены королевской семьи довольно часто посещают Royal Mansour Marrakech, чтобы увидеться с венценосными гостями из других стран, пообедать или просто отдохнуть. Доступ в отель при этом никто не закрывает. Когда я была в ресторане La Grande Table Marocaine, в соседнем зале ужинали представители королевской семьи со своими гостями. У меня не укладывалось в голове, что можно вот так запросто сидеть с принцессой Марокко (официальный титул жены короля) в одном ресторане, пусть и в разных залах.

Ресторан французской кухни La Grande Table Francaise является одним из любимых в городе не только для короля Марокко, но и для местной элиты и экспатов, которые работают в Марракеше. Декор, фарфор, посуда, серебро перенесут вас на берега Сены, откуда родом шеф-повар. Для знакомства с кухней рекомендую заказать сет от шефа, в который входят, пожалуй, самые интересные блюда французской кухни, но с восточной ноткой. В карте вин, ожидаемо, преобладают французские производители, но можно попробовать и местные марокканские вина.

Кроме La Grande Table Francaise в Royal Mansour Marrakech не так давно открылся идеальный ресторан для ланча. Отель расширяет территорию, засаживая свободное пространство апельсиновыми деревьями и ароматными растениями, превращая пустыню в сад, и в одном из уголков этого сада появился романтичный ресторан Le Jardin. Шеф-повар Янник Аллено, обладатель трех звезд Michelin, предложил меню средиземноморской кухни с азиатским колоритом, где морепродукты и мясо на гриле дополнены дим-самами и авторскими роллами.

Royal Mansour — место, созданное для расслабления. Поэтому в отеле находится один из самых больших спа-комплексов, которые я видела. Отдельного упоминания заслуживает дизайн здания: заходя внутрь, словно попадаешь в большую ослепительно белую клетку для птиц. В солнечный день тени от кованых прутьев составляют невероятно красивые узоры на полу и стенах. На площади 2500 квадратных метров находятся большая оранжерея с бассейном, фитнес-зал, две восточные бани, зона отдыха с чайной комнатой, салон красоты и отдельные спа-кабинеты. Команда экспертов Royal Mansour выбрала лучшие средства: линию по уходу за телом marocMaroc, сделанную во Франции из традиционных марокканских ингредиентов, Sisley для процедур для лица и Leonor Greyl для ухода за волосами. В спа предлагается более 100 ритуалов красоты, я для себя выбрала восточный хаммам с очищением традиционным черным мылом-скрабом и процедуру по восстановлению волос «Тахлила» с использованием марокканской смеси масел, трав и растений, которая веками помогала марокканским женщинам возвращать волосам здоровый вид и блеск.

Самое сложное в Royal Mansour — заставить себя покинуть свой риад. Поскольку отель строился как королевский гостевой дом, бюджет строительства не был ограничен. Да-да, так бывает. Поэтому такого дизайна и внутреннего убранства отеля вы не увидите, пожалуй, нигде в мире. Все лучшие мастера Марокко (и не только Марокко) по ковке, резьбе по дереву и кости, по работе с мозаикой и плиткой, росписи красками и золотом были привлечены к строительству отеля. Поверьте, первый день пребывания у вас уйдет на то, чтобы внимательно рассмотреть каждый сантиметр пространства, в которое вы попали. При этом, что совершенно невероятно, ощущения того, что вы находитесь в музее, нет вовсе. Все сделано удобно и комфортно, и на протяжении всего отдыха ощущаешь себя, как дома.

Детали
www.royalmansour.com

Если вы все-таки захотите покинуть отель и выйти вечером в город, я советую Le Palace — очаг французской культуры в Северной Африке. Место примечательно не только кухней, которая, без сомнения, хороша, но и стилем и общей атмосферой. Вас как будто переносят во французский будуар. Много дерева и пурпурного бархата, на стенах большие фото Ива Сен-Лорана. Владелец Нордин Факир является страстным поклонником личности модельера, и, как говорят, это место «благословил» сам Пьер Берже. Здесь — лучшие коктейли в городе, в баре никакого просекко — только шампанское. Le Palace посещают все знаменитости, которые бывают в Марракеше: голливудские актеры, топ-модели и музыканты.

Детали
Угол Avenue Echouhadda и Rue Chaouki Hivernage, Марракеш, тел.: +212 5244-58901

Заранее уже ставшего знаменитым, увековечивающего память легендарного кутюрье, и первого музея в Африке, посвященного истории моды.

Улицу Ива Сен-Лорана близ ботанического сада площадью 12 акров, разбитого художником Жаком Мажорелем , украсил элегантный терракотовый фасад. Создавая его, архитекторы бюро Studio KO вдохновлялись характерным узором, который так любил использовать модельер в своих работах, заодно имея в виду переплетение основы и утка в тканом полотне. Также авторы проекта в этом кубическом объеме подчеркнули парадоксальную способность мастера сочетать прямые и кривые линии.

С глухими внешними стенами контрастируют просторы светлого интерьера. Автор музейной сценографии, декоратор Кристоф Мартин использовал традиционные марокканские материалы: глазурованную плитку, гранит, древесину дуба и лавра.

Пространство площадью 400 кв. м делится на зоны: пространство для постоянной экспозиции и временных выставок, библиотека с фондом 6000 томов, зал на 150 мест, где будут проходить показы мод, концерты, симпозиумы по ботанике и берберской культуре, книжный магазин и кафе на 75 мест, спроектированное знаменитым дизайнером Ивом Таралоном . В музее есть архив с обширной коллекцией одежды, ныне принадлежащей другу модельера бизнесмену Пьеру Берже . Вокруг здания разбит сад с деревьями и растениями, характерными для пустыни.

Полсотни моделей одежды демонстрируют в залах в сочетании с предметами творческого вдохновения Ива Сен-Лорана, а также с фотографиями, архивными документами, интервью, которые транслируются на экранах.

На октябрь этого года запланировано открытие Музея Ива Сен-Лорана в Марракеше, что должно сделать Марокко еще более привлекательным направлением для любителей моды и высокого искусства. Репортеров Buro 24/7 Middle East одними из первых пригласили осмотреть новый музей и поговорить с его директором Бьорном Дальстромом.

— Расскажите о вашем музее — что представляет из себя это уникальное пространство?

— Это не просто музей, а настоящий культурный центр. В основном зале, конечно же, сосредоточится постоянная выставка работ Ива Сен-Лорана. Также в музее есть пространство для временных выставок, концертов, перформансов, лекций и прямых трансляций из оперных залов и театров. Еще у нас есть научная библиотека из более чем 5 000 томов, которая позволит всем желающим познакомиться с исламской и арабо-андалузской культурами, народностью берберов, ботаникой и модой. Кроме того, в здании разместились книжный магазин, кафе, административные офисы и реставрационное отделение — все на территории в 4 000 кв. м.

— Что вдохновило этот проект?

— Он был задуман после выставки «Ив Сен-Лоран и Марокко» в 2010 году в саду Мажорель в Марракеше. Успех был грандиозный, и нам захотелось создать в Марокко постоянную коллекцию мастера. Сен-Лоран многим обязан этой стране: он жил здесь с 1966 года и, по его собственным словам, именно здесь «открыл для себя цвет», эту важнейшую часть его работы. И здесь же он создал многие свои коллекции. Между брендом Saint Laurent и Марракешем существует глубокая и неразрывная связь.

— Расскажите о местонахождении музея — он расположен прямо на улице Ива Сен-Лорана, рядом с садом Мажорель.

— Сад был построен в 20-х годах прошлого века известным французским художником-ориенталистом Жаком Мажорелем. В 1980 году сад был под угрозой уничтожения новыми застройками, но Ив Сен-Лоран и Пьер Берже смогли выкупить и спасти его. Они отреставрировали сад и открыли его для публики. Это место стало одним из самых привлекательных туристических точек в Марокко, и в 2016 году приняло более 650 тысяч посетителей. Мы использовали возможность открыть музей прямо рядом с этим садом, на улице, названной в честь дизайнера, — это имело логическое и стратегическое значение.

— Что делает ваш проект уникальным? Какие возможности он может дать молодым дизайнерам?

— Музеев, посвященных одному фэшн-дизайнеру, достаточно мало. Открытие сразу двух музеев Ива Сен-Лорана — один будет расположен в Париже, а другой в Марракеше — беспрецедентное событие. Фонд Пьера Берже до сих пор хранит уникальную коллекцию, включающую 5 000 произведений Сен-Лорана и более чем 15 тысяч аксессуаров его авторства. Это и позволило открыть два музея сразу. Они помогут нам понять всю суть работы этого революционного мастера.

В целом это новый феномен в музейном мире — все больше выставок посвящено моде, и они привлекают огромное количество посетителей по всему миру. Мода перестала быть узкоспециализированной областью, она стала популярной и серьезной темой для академических работ, связанных с эстетической, технической, исторической и социальной сторонами. Поэтому музеи необходимы: они обучают и вдохновляют посетителей, даже если те не имеют прямого отношения к миру моды. Мы надеемся, что именно это и будет происходить здесь, в Марракеше.

— Расскажите о связи Сен-Лорана с Марракешем.

— Сен-Лоран родился в городе Оран в Алжире, и, когда он приобрел здесь дом в 1966 году, он лишь по-своему возвращался к своим корням. Всю свою жизнь он часто приезжал в Марракеш и Танжер. Марракеш был местом, где он мог работать вдали от парижской суеты, и городом, где жило большинство его друзей, остававшихся с ним вплоть до его кончины. Я думаю, здесь он был по-настоящему счастлив.

— Какие новые художественные проекты будет принимать музей?

— Для всего, что имеет отношение к Сен-Лорану и Пьеру Берже, а также к Королевству Марокко, будет место в нашем музее. Мы заключили партнерство с Марракешской биеннале и собираемся развивать эту линию, выставлять работы марокканских и международных мастеров и художников. Лекторский зал музея также станет местом постоянного проведения различных мероприятий. Мы хотим, чтобы музей стал местом для встреч, наполненным открытиями и дебатами, социальным каналом, доступным для всех — прежде всего для марокканцев.

— Какую роль команда дома моды Saint Laurent в Париже играет в этом проекте?

— С одной стороны, существует бренд Saint Laurent , который принадлежит Kering и занимается коммерческой активностью, с другой — Фонд Пьера Берже, некоммерческая организация, которая занимается сохранением и развитием наследия Сен-Лорана, а также администрированием музеев мастера в Париже и Марракеше. Мы больше работаем с фондом, но это не мешает нам поддерживать связь с брендом — совсем недавно мы принимали в саду Мажорель Энтони Ваккарелло, креативного директора Saint Laurent в Париже. Мы провели с ним тур по музею и обменялись интересными идеями.

— Как вы считаете, современный Saint Laurent — это совершенно новый бренд или все-таки обновленный, но сохранивший прежние черты?

— Это частый вопрос о модных домах, переживших своих создателей. Я чувствую, что Saint Laurent олицетворяет современность, свободу и стиль. В прессе часто говорят о ДНК брендов, так вот в случае с YSL именно в этих словах и заключается его ДНК. Современность, свобода и стиль — это то, чего я ожидаю, когда смотрю новые коллекции дома, кто бы ни был их автором.

— Как вы смогли перенести концепцию высокой моды из дома Saint Laurent в новый музей ?

— Существует ловушка, в которую попадают многие кураторы, — нельзя просто взять повседневные объекты (особенно одежду) и поставить их в музейное пространство. Важно вдохнуть в них жизнь, сохранив при этом их первоначальный характер. Это сложное дело, но я уверен, что мы сможем представить творения мастера в живом, ярком и понятном ключе.

— Какова архитектурная концепция и дизайн-философия музея?

— Фонд Пьера Берже попросил у архитектурной студии Studio KO построить здание, которое одновременно отвечало бы современным трендам и воплощало в себе марокканскую культуру. Именно так они и поступили: контрастные кубы и изгибы гармонично сочетаются между собой, все пропорции соблюдены для удобства посетителей. При создании музея были использованы только местные материалы, напоминающие нам об узорах и текстуре тканей, а розовый гранит, украшающий фасад здания, напоминает о том, почему Марракеш часто называли «охристым городом».

Для работы над главным выставочным залом мы наняли сценографа Кристова Мартина. Здесь представлены классические работы дизайнера, вдохновленные его интересом к динамике отношений между мужчиной и женщиной, а также его путешествиями, экстравагантными вечеринками, искусством. И, конечно, во всех работах ощущается африканское и марокканское влияние.

Винтажные работы Сен-Лорана представлены на минималистичном черном фоне, а наша аудиовизуальная презентация будет оживлять каждый из выставленных нарядов.

— Как вы уже сказали, в музее будет представлено более 5 000 платьев, 15 тысяч аксессуаров, а также рисунки, наброски и фотографии. Как вы работали над сохранением всех этих экспонатов в их первоначальном виде?

— Коллекция находится под охраной Фонда Пьера Берже и передана под нашу ответственность. Для начала каждый объект проходит ряд процедур в нашей реставрационной лаборатории — такое происходит со всеми уникальными произведениями искусства. На нижних ярусах музея есть огромное пространство, в котором созданы идеальные условия для хранения хрупких экспонатов. Туда мы и поместим коллекцию предметов Saint Laurent, а также более 3 000 объектов из резервов Музея берберов, который находится в саду Мажорель также под нашей ответственностью. Часто публика практически ничего не знает о том, как устроен музей и сколько работы происходит в его стенах каждый день. Например, ткань — один из самых хрупких материалов, и сохранить его очень непросто. Но наш музей гарантирует экспонатам безопасность и долговечность.

— Будет ли музей принимать новые произведения, вдохновленные эстетикой дома Saint Laurent?

— Конечно! Мы планируем постоянно обновлять коллекцию, ведь собрание фонда в Париже огромно.

— Музей еще не открылся, но уже привлек немало внимания.

— Это правда — интерес к проекту впечатляет. Имена Ива Сен-Лорана и Пьера Берже продолжают привлекать публику и прессу. Именно это заставляет нас двигаться дальше и развивать свой проект.

— Когда состоится официальное открытие и кто будет среди гостей?

— Музей откроет свои двери в октябре 2017 года. Мы составили большой список гостей из мира искусства и моды, но пока держим его в секрете!

  • Адрес: Rue Yves St Laurent, Marrakech 40090, Марокко
  • Телефон: +212 5243-13047
  • Сайт: www.jardinmajorelle.com
  • Время работы: с 8.00 до 18.00, без выходных

Жаркое солнце Востока так и манит к себе отдыхающих и туристов. Активная и насыщенна жизнь здесь в основном на побережьях – масса отелей, ресторанов, садов и парков. Но из всех правил есть исключения. И яркий тому пример в - это сад Мажорель в . Этот дивный уголок зелени среди красно-коричневых тонов города не оставляет никаких шансов пройти мимо.

Нотка истории сада Мажорель

Нотки Франции смешались здесь с духом Востока. И это неудивительно, ведь сад Мажорель в - творение рук французского художника Жака Мажореля. В 1919 г. он переехал в Марокко в поисках лекарства от страшной болезни – туберкулеза. В 1924 г. художник основал тут свою студию, разбив вокруг нее небольшой сад. Но поскольку Жак Мажорель был очень увлечен коллекционированием растений, то после каждой его поездки коллекция пополнялась и разрасталась. Сегодня сад занимает площадь около гектара. Это относительно немного, как большой супермаркет, но удовольствие и комфорт он приносит просто грандиозные! В тенях деревьев и растений сада Мажорель в Марракеше лучше всего прятаться от жаркого солнца .

После смерти Жака Мажореля сад пришел в упадок. Вторую жизнь в него вдохнул французский кутюрье Ив Сен-Лоран. Вместе со своим другом он выкупил сад у города, отреставрировал и обеспечил поддержание парка на должном уровне. В помещении старой студии находится небольшая выставка работ известного кутюрье, а после его смерти в 2008 г. в саду установлен специальный резервуар, в котором хранится прах Ив Сен-Лорана.

Чем интересен сад Мажорель для туристов?

Находясь поблизости с садом Мажорель, просто невозможно пройти мимо него. Во внимание сразу бросается контраст ярко-синего цвета с пышной зеленью. А ведь именно в этом заключалась идея художника - он покрасил здание своей мастерской ярко-синей краской. У входа посетителей встречает бамбуковая аллея. В саду можно найти растения из всех пяти континентов. Прекрасные виды дополняют огромное количество прудов, фонтанов, каналов. К слову, такое обилие водоемов неспроста – они обеспечивают должный уровень влажности для тропических растений. В некоторых водятся черепахи.

Сад Мажорель в Марокко украшен скульптурами, глиняными вазами и колоннами. Условно территория парка разделена на две части. На правой стороне растут тропические растения, левая – территория пустыни. Здесь можно увидеть целый парк кактусов самых разнообразных размеров и форм! В целом, в этом ботаническом саду насчитывается более 350 редких видов растений.

Сегодня сад Мажорель вмещает в себе еще и Музей исламского искусства. Здесь можно увидеть работы древних ремесленников Марокко – старинные ковры, одежда, керамика. Также в музее хранятся и около 40 работ художника. На территории парка есть возможность перекусить в кафе .

Как добраться?

Сад Мажорель расположен в новой части города Марракеша, среди переплетения узких улочек и новых домов. Добраться сюда можно на автобусе №4, к остановке Boukar-Majorelle. Для любителей восточной экзотики существует возможность нанять повозку. Ну и если хочется комфорта – конечно же, в городе действует сеть такси.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры