Жизнь есть товар на вынос. "жизнь есть товар на вынос"

Главная / Измена мужа

В 

Последнее время имя Иосифа Бродского начали, как будто, возводить в культ. Возможно, как последнего на данный момент всемирно признанного великого отечественного поэта. Ему ставят один за другим памятники, про него снимают фильмы, а недавно театр на Таганке поставил и очередной спектакль про поэта.

На главную и единственную роль был выбран лауреат международных премий Игорь Пехович - человек, свободно владеющий и техникой игры, и импровизацией. Так же, на протяжении всего спектакля на сцене находится контрабасист Вадим Правилов, изредка задающий ритм своим глухим аккомпанементом. 
В течение спектакля актер проходит через разные состояния читая стихи Бродского то быстрым полушепотом, то срываясь на крик, то распевая отдельные слова, то в ритм контрабаса щелкая пальцами переходит на речитатив. За один час Пехович показывает, что он может быть кем угодно - и возвышенным символом в венке из лавров и тунике, и не менее романтичным одиноким затворником, обезумевшим от пространства комнаты, и танцором, и страдальцем. Управляя своим голосом и иллюстрируя слова гротескными жестами и переодеванием, он меняет пафос классики на легкие нотки джаза или на помрачение одиночества.

Все это выглядит довольно красочно и выразительно. Но к середине спектакля зритель уже настолько привыкает к постоянным метаморфозам персонажа, что тому уже не всегда удается держать внимание зала, а переход к концовке оказывается наоборот настолько спокойным и сглаженным с предыдущим эпизодом, что и не сразу становится понятно, что «вот оно – все кончилось».

Главный вопрос, который возникает после просмотра «Жизни…», - А Бродский ли это? Да, и вообще, можно ли читать этого поэта вслух, и если можно, то, как именно? Ведь все это преувеличенное буйство драмы совершено не вяжется с миром замкнутого в себе, довольно спокойного, но внутренне напряженного поэта. Человек, хоть раз слышавший аудиозаписи Бродского, читающего свои стихи, знает, что понять смысл из услышанного трудно. Одна только интонация поэта и музыка звуков говорит намного больше о его внутренней сложности, о его задачах и решениях. Понятно, что на сцене подобным образом невозможно долго удерживать внимание зрителей, но этот факт не означает, что актер должен впадать в противоположную крайность дотошного разжевывания текста, расчленения смысла, дабы в упрощенной форме сделать его более понятным.

Мнимый минимализм постановки (один актер, отсутствие декораций, минимальный аккомпанемент) разрушается немного маскарадными переодеваниями Пеховича и чрезмерной театральностью жестов, звуков и акцентов. Как вывод из всего вышесказанного - постановка весьма спорная: в ней много как удачных, так и неоправданных моментов, наталкивающих на много немаловажных вопросов.

Участок земли в сердце Васильевского острова уже в который раз становится камнем преткновения. Стрит-арт проект «Театра. На Вынос» заявил, что в будущем здании расположится театр, а власти города и официальный девелопер об этом даже не слышали.

На днях руководство «Театра. На Вынос» объявило, что якобы генподрядчик ЗАО «Концерт Монарх» уведомил их о приостановлении строительства на объекте, который расположен по адресу 11-я линия В.О. , дом 56, из-за обнаружения в земле останков детеныша шерстистого носорога.

Директор проекта Данил Вачегин так убедительно рассказывал всем душещипательную историю, дескать, из-за археологической находки театр может лишиться здания, на которое он рассчитывал. Предполагалось, что стройка завершится до конца текущего года.

По словам художественного руководителя Алексея Ершова, проект уже подготовил уникальную программу и заключил контракты с художниками и режиссерами из России и стран ближнего зарубежья. Однако неожиданная новость о найденных останках носорожка Йоси пустила все коту под хвост.

Директор «Театра. На Вынос» уточнил, что в связи с археологическими раскопками теперь непонятно, будет ли в этом живописном месте вообще располагаться проект.

«У нас есть федеральное распоряжение, а кому принадлежит здание и участок, решают в Комитете по строительству»,

— уверял Вачегин корреспондента «Мойка78».

Впрочем, кто и когда выдал театру официальную бумагу, директор не рассказал. Просьбы прислать копию документа или прокомментировать его каким-либо образом руководитель театра также проигнорировал.

На паспорте объекта, продемонстрированном театром, в качестве государственного заказчика значилась «Северо-Западная Дирекция по строительству и реконструкции объектов культуры».

В пресс-службе ведомства «Мойке78» сообщили, что щит, о котором идет речь, ненастоящий: «У Дирекции нет объекта строительства на Васильевском острове, 11 линия, д. 56. Конечно, быть может, у городского Комитета по строительству есть другая информация.»

Впрочем, звонок в администрацию не дал положительных результатов. В комитете заявили: «На данном участке работы не ведутся. К тому же мы занимаются только объектами АИПа».

Фото с места стройки.

«Мойка 78» обратилась за разъяснениями в группу компаний «Монарх». «Театр. На Вынос» называет данную организацию генподрядчиком. В петербургском филиале нам ответили, что строительные работы на Васильевском острове не ведутся.

«У нас единственный объект в Петербурге — комплекс в поселке Мурино. Конечно, мы группа компаний, поэтому, возможно, что какая-либо организация и занимается проектом, но точно не «Монарх СПб». В московском офисе корреспондента «Мойки78» несколько раз переключали с оператора на оператора, однако в итоге трубку никто не снял.

По данным Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, разрешение на строительство по этому адресу действительно есть. Но выдано оно на строительство жилого дома. Застройщиком числится ООО «Дом на 11-ой».

На сайте портала недвижимости novostroy.su также сказано, что застройщиком ЖК «Сердце острова», который должен расположиться по вышеуказанному адресу, является «Дом на 11-й». При этом, корпуса комплекса планировалось сдать во 2-3 квартале 2018 года.

В вышеназванной компании о стройке ничего не знают. Девушка на другом конце провода удивленным тоном заявила: «А там вообще нет дома». А после добавила, что не имеет полномочий разглашать информацию по объекту.

Вместе с тем СМИ писали, что несколько лет назад владельцем земельного участка на Васильевском острове стал миллиардер Евгений Гуревич, совладелец холдинга «Адамант». Мы направили запрос по строительству в компанию, нам обещали ответить. Однако пока «Мойка78» информации от холдинга «Адамант» не получала.

Режиссер — Игорь Пехович

Cпектакль-джаз

Моноспектакль Игоря Пеховича — лауреата Международных фестивалей (Москва 1996, Киев 2002, THESPIS 2004), участника международных фестивалей «Монокль» 1997 в Санкт-Петербурге и «Созвездие» 2003 в Риге.

Участвуют: Игорь Пехович — актер Московского театра на Таганке, Вадим Правилов — контрабас.

Из прессы: «Игорь Пехович — воистину «человек-оркестр». Традиционную декламацию он превращает в яркое театральное действо — будто на сцене не один, а десятки актеров, и звучит не монолог, а разговор множества лиц. Причудливый, трагический, с неистовым темпераментом, с идиллическим венком на всклокоченных волосах, завернутый в белую простыню — то ли тога, то ли смирительная рубашка, — он убеждает каждым словом, каждым звуком глубокого, богатого, почти певческого голоса. Пехович не позволяет зрителям соскучиться ни на минуту и вынуждает следить за поэтическим словом, как за напряженным криминальным сюжетом. Но не только и не столько пластикой и режиссерскими находками поражает мастерство Пеховича. Пожалуй, главное достоинство спектакля — открытие как бы нового Бродского. Его сложная философская поэзия становится удивительно понятной. Соединение джазовых импровизаций с поэзией Бродского дает неожиданный эффект, проясняя содержание стихотворений, сообщая им энергию. Именно из ритма возникает образ Времени и образ Поэта — свободного человека, бросающего вызов Времени. Пеховичу аккомпанирует на контрабасе превосходный музыкант Вадим Правилов. Но это даже трудно назвать аккомпанементом — музыка является тканью спектакля, жерновами Времени, перемалывающими человека в труху. Сопротивление этому — и есть жизнь человека, оставшаяся буквами на листе…».

Продолжительность: 50 мин без антракта

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры