Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов. Проект по литературе (9 класс) на тему: Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени

Главная / Измена жены

Анализируя творческое наследие М.Ю. Лермонтова – поэта и прозаика, мы отмечаем его неоднократное обращение к проблеме поколения тридцатых годов девятнадцатого века. Лермонтов создает удивительно емкий и подробный лирико-эпический портрет современной ему эпохи, передовой дворянской молодежи. При этом, как справедливо указывает Белинский, следует учесть, что «мысль изобразить… героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову».
Действительно, проблемы и судьбы молодого поколения занимали в свое время Н.М. Карамзина («Рыцарь нашего времени»), В.Ф. Одоевского («Странный человек»), К.Ф. Рылеев («Чудак») и многих других писателей. Подробное изображение «лишнего человека» мы видим в романе Пушкина «Евгений Онегин». Однако именно в произведениях М.Ю. Лермонтова поколение тридцатых годов выступает во всей его многогранности.
Наиболее рельефно и полно портрет героя лермонтовской эпохи изображен в стихотворении «Дума» и романе «Герой нашего времени».
Следуя точно сформулированному в предисловии к роману принципу: «Нужны горькие лекарства, едкие истины», в «Думе» Лермонтов обнажает трагические противоречия поколения, «дремлющего в бездействии» (Белинский), выносит ему объективный и суровый приговор:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
Проблемы цели и смысла жизни, трагедия бездействия сильной личности, рассматриваемые в стихотворении на примере всего поколения, в романе персонифицированы в образе Печорина.
В обоих произведениях Лермонтов четко формулирует и последовательно развивает идею о том, что молодежь тридцатых годов оторвана от реальной жизни, склонна к рефлексии, неспособна к практическому применению своих незаурядных сил и способностей. «Мы иссушили ум наукою бесплодной…», - горько восклицает лирический герой «думы». Отсюда – и «мозаичность», фрагментарность судьбы Печорина, и бесплодность «философствований» Вернера, и трагедия Вулича.
Духовная опустошенность и противоречивость лермонтовского поколения отражается также в его сомнении в ценности человеческих взаимоотношений – любви и дружбы:
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе кокой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Аналогичную мысль развивает и Печорин в своем дневнике, размышляя о том, что «из жизненной бури вынес только несколько идей и ни одного чувства». Поэтому герой «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», и на первое место в системе ценностей он ставит свою свободу.
Душевный холод, упадок нравственных сил и ослабление воли к жизни рождают также насмешливо – циничное отношение поколения тридцатых годов к своей судьбе, его стремление «играть со смертью».
С одной стороны, эта деятельная позиция Печорина, его попытка активно противостоять Року, бросить вызов Судьбе: авантюрное приключение в Тамани, дуэль с Грушницким, эпизод с пьяным казаком. С другой стороны, в романе изображается пассивно-отстраненная позиция Вулича, его ощущение растворенности в своей судьбе, слепая вера в предопределение. Это поэтически отражено в «Думе»:
«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный ребяческий разврат,
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад».
Основными средствами художественного воплощения проблематики, объединившей оба лермонтовских произведения, являются в «Думе» ритм и стиль стихотворного повествования.
Так, преобладание шестистопного ямба, передающего интонацию размышления лирического героя и публицистичность стиля усиливают социально - философского направленность стихотворения.
Аналогичную роль в романе «Герой нашего времени» играет авторское предисловие, в котором особо подчеркивается общественная направленность лермонтовского произведения: «Герой нашего времени… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Одним из наиболее ярких средств выражения авторской позиции в раскрытии общей проблематики романа и стихотворения является прием контраста.
Так, в «Думе» мы наблюдаем постоянное столкновение антонимов и использование антитезы. А в «Герое нашего времени» используется прием контраста как в построении всей системы образов, так и для раскрытия характера главного героя.
Итак, стихотворение «Дума» и роман «Герой нашего времени» объединены общей нравственно – философской и социально – политической проблематикой. В обоих произведениях Лермонтов размышляет над судьбой ярких представителей передовой молодежи, исследует духовные и социальные пороки своего времени.
Неповторимую особенность лермонтовского мировосприятия очень точно и лаконично сформулировал Белинский: «Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем времени…»

«Герой нашего времени» - замечательное творение гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, которое по праву считается одним из лучших произведений русской литературы. В «Герое нашего времени» Лермонтов продолжает развивать тему, начатую в его ранних стихотворениях, о судьбе своего поколения, о трагедии современников в условиях тягчайшей действительности, наступившей после поражения декабристского восстания. Лучшие люди России были уничтожены, их идеи растоптаны. Наступило тяжелое время реакции, когда за любую прогрессивную мысль людей ждала страшная кара, когда человек незаурядных, недюжинных способностей не мог найти применения своим могучим силам, своему таланту. Поэтому в своем романе М. Ю. Лермонтов пытался объяснить причину такого бездействия в обществе, разоблачить виновных в нем, а также разрешить вопрос, волновавший многих передовых людей того времени, - что же нужно предпринять, чтобы изменить создавшееся положение, чтобы сделать жизнь людей счастливой и радостной? Раскрывая «историю души человеческой», Лермонтов с определенной ясностью показал трагическое положение сильной личности в обществе 30-х годов ХIХ века, создал правдивую картину русской действительности.

Главный герой романа - Печорин - человек незаурядных способностей, сильной воли, духовно одаренный. Но свет, в котором Печорин был вынужден вращаться, убивает все хорошее, благородное, что есть в нем. В высшем обществе не ценятся талант и ум, в нем «самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким». Это повлияло на формирование личности Печорина. Из человека ищущего, метущегося он превращается в опустошенного, разочарованного, озлобленного. Он «ко всему довольно равнодушен, кроме самого себя». Еще в ранней молодости Печорин пытался бороться, но очень скоро осталась «одна усталость и смутное воспоминание, исполненное желаний ». Никакой полезной деятельности он не находит. Среда, действительность, обстановка мешают ему. Свои силы Печорин тратит на пустые интриги души, всевозможные приключения. Но его деятельность приводит лишь к несчастьям окружающих людей. Печорин и сам понимает, что его действия - пустая трата времени. Но он - борец, он создан для борьбы, он жаждет действия. «Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и трудное здание из хитрости и замыслов, - вот это я называю жизнью», - говорит Печорин. Несомненно, если бы Печорин жил в другое время, он стал решительным борцом за переустройство общества, был бы в кругах декабристов. Печорин сам говорит о «высоком назначении », предназначенном ему. Но он жил во время бездействия. И от невозможности найти применения своим силам Печорин утрачивает интерес к жизни.

Печорин очень близок к Онегину. Печорина можно назвать Онегиным 30-х годов. Печорин значительно вырос в сравнении с пушкинским героем, его интересы шире, ум глубже, жажда к деятельности огромная. Но он не находит применения своим силам. Печорин страдает от этой невозможности. Но он не одинок в столкновении с обществом, такова участь многих его современников. Лермонтов, создавая образ Печорина, не раз подчеркивал, что главный герой - не исключение, что это образ типичный. В своем предисловии к роману Лермонтов написал, что «Печорин - типичное явление современности». В этом трагедия общества 30-х годов. И поэт протестует против общественного строя николаевской России. Он приходит к выводу о необходимости уничтожения условий, превращающих талантливых людей в Печориных.

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «край вольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтоб перекрыть...

    Белинский в статье, посвященной комедии Грибоедова “Горе от ума”, заметил, что “трагическое” заключается “в столкновении естественного влечения сердца” с долгом, в “проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении”. Человек, находящийся...

    Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению «Смерть Поэта», которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью. Император...

«Герой нашего времени» Лермонтов

«Герой нашего времени» анализ произведения тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Тема романа «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей. Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях. Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой». Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги. "Да это злая ирония!" — скажут они. — "Не знаю"».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман : Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ. В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»). Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

Композиция романа также, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера. Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает - таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.


Мы почти всегда извиняем то, что понимаем.

М.Ю. Лермонтов

Одним из самых известных и значительных произведений М.Ю. Лермонтова стал роман «Герой нашего времени». Это история одной личности, вместившей в себя противоречия целого исторического периода, пороки и ценности всего поколения, переживания и чувства всего времени; история о человеке, пытающемся найти себя, свое место среди людей.

Чтобы раскрыть характер главного героя должным образом, автор меняет порядок глав в романе и дает читателю возможность увидеть Печорина глазами трёх повествователей: Максима Максимыча, путешествующего офицера и самого Григория Александровича.

Отличается от хронологической последовательности повестей не только их положение в романе, но и дата публикации. Первой была напечатана повесть «Бэла» в марте 1839 года, в том же году вышла в свет повесть «Фаталист». В 1840 году были опубликованы сначала «Тамань», затем «Максим Максимыч». «Княжна Мери» появилась в первом издании романа. А в 1841 году в роман вошло и предисловие.

Первые главы ведутся от лица второстепенных героев: «Бэла» рассказывается почти полностью Максимом Максимычем, «Максим Максимыч» - путешествующим офицером.

Таким образом, Лермонтов сначала дает внешний портрет Печорина, некоторые события, произошедшие с ним; Григорий Александрович становится человеком, которого стоило бы осудить и отвергнуть, а на название книги сказать: «Да это злая ирония!», - как писал Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина».

«Роман дает нам сначала услышать о Печорине, потом посмотреть на него, потом раскрывает перед нами его дневник», - писал один литературный критик. Главы расположены так, что читатель постепенно открывает для себя характер Григория Александровича, увидев его снаружи, может узнать его изнутри. Кроме того, с главами меняется и характер Печорина. В «Тамани» он еще молод, неопытен, но с каждой главой это постепенно исчезает. В разных повестях он контактирует с разными людьми, каждый раз находится в разном обществе. И в каждом образуется конфликт между Печориным и людьми. Он приносит страдания окружающим, заставляет их быть несчастным; они тоже не приносят ему счастья. Он ищет себя, но не находит. И постепенно на смену любви приходит разочарование, на смену дружбе – усталость и раздражение.

Данная композиция позволяет нам постепенно понять внутренний мир героя. «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Кроме того, многие узнают себя в данном герое. Время меняется – проблемы, чувства, отношения между людьми остаются, поэтому вопросы, поднятые «Герое нашего времени», актуальны и по сей день. «Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..»

Сначала Печорин вызывал огромное осуждение, в конце же он понят и оправдан. Читатель видит в нем огромную душу, потерянного человека, героя своего времени – в том человеке, который сначала вызывал лишь отвращение. Но, увы, мы всегда извиняем лишь тогда, когда понимаем.

М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х го-дов XIX века. «Очевидно, — писал Белин-ский, — что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего обще-ства.» Эпоха безвременья, политической ре-акции после восстания декабристов в 1825 го-ду, разочарования в прежних идеалах породи-ла такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все его творчество: с необычайной силой звучит в лирике, в поэмах, в бессмертном романе «Герой нашего времени».

Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несо-мненна. Ведь главная мысль романа была из-ложена поэтом в стихотворении «Дума»:

Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Меж тем под бременем познанья иль

В бездействии состарится оно.

В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его — Григорий Александрович Печорин — и является типичным представите-лем целого поколения, в судьбе которого отра-жаются все пороки, недостатки, болезни обще-ства той эпохи. Об этом сам автор напишет в предисловии ко второму изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Какими чертами наделен герой времени 30-х годов? Он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, «жизнь его томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».

Григорий Печорин напоминает лирического героя стихотворения «И скучно и грустно...» Он разочарован в любви. Так, увлечение черке-шенкой Бэлой приводит к ее преждевремен-ной нелепой смерти. Герой романа восклица-ет: «Любить, но кого же? На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно...»

Григорий Печорин относится и к жизни как к игре, к глупой шутке («А жизнь, как посмот-ришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка»). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испыта-ние судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря («Фаталист», «Тамань»).

Размышления Печорина в дневнике, кото-рый является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и обра-зы-символы, характерные для лирики поэта: Печорин в туманную ночь в «Тамани» видит вдалеке белеющий парус («Парус»); вспоми-нает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом («Выхожу один я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая ни-ва...»). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью. Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть: «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры