Богдан хмельницкий. Личное знамя богдана хмельницкого

Главная / Измена жены

Хмельницкий послал на Дон 5000 запорожцев во главе со своим сыном, Тимофеем. Остановившись на реке Миус они стали поджидать войско крымского хана. Однако хан по каким-то причинам не прислал войска, и казаки, простояв на Миусе две недели, возвратились на Днепр .

И это - еще одно из «славных» дел потомков кшатриев и берсерков.

Впрочем, слово «индифферентность» не совсем точно передает отношение казаков к иноверцам.

Не годится здесь и «веротерпимость», которой часто и не без оснований характеризуют несториан-монголов. «Универсализм» - вот наиболее подходящее определение. Несторианство было всеобъемлющей религией, для которой ни католичество, ни православие, ни ислам, не были абсолютно чужими. Посмотрите на знамя Богдана Хмельницкого (рис. 22). На нем рядом с христианским крестом красуются мусульманские звезды и полумесяц. Своеобразным было казацкое православие. А, кстати, разве можно после этого говорить, что религия «московитов» с элементами ислама была «нерусской»? Что же тогда считать «русской» религией? Католичество? Впрочем, понятно, что Голденков считает «русской» верой. Это, конечно же, униатство. Но это искусственное, навязанное католиками вероисповедание, не ближе к русской вере, чем буддизм.

Но как совместить выводы о несторианских предпочтениях казаков с фактами широкой распространенности в их среде старообрядчества? Нет ничего проще. Надо только представить, что старообрядчество- это и есть несторианство на определенной стадии своего развития, т. е. более древний вариант православия в отличие от никонианства и современного греческого православия. Не зря ведь староверы называют свою религию «древлеправославной верой» или «древлим благочестием».

Есть немало черт, сближающих староверие с несторианством. Это, в первую очередь, двоеперстие, знак, характерный для обеих указанных религий. Двоеперстием фиксируются две природы Христа, тогда как троеперстие, вошедшее в обиход в Византии с XIII века, а в Московском государстве - с XVII, является отображением Троицы.

Казалось бы, разница невелика, если вообще есть. Ведь как Троица, так в определенном смысле и дифизитство (фиксация двух природ Христа), признаются и несторианством, и современным православием. Однако последнее практически свело на нет фиксацию двух природ Христа, характерную лишь для православия времен борьбы с монофизитством. Сближает его с дифизитством лишь неприятие «филиокве», тезиса, полностью уравнивающего Христа с Богом. Лейтмотивом же несторианства является именно подчеркивание двух природ Христа, зафиксированное в двоеперстии.

О несторианских мотивах в религии казаков свидетельствует, например, то, что вместо «спасибо», т. е. «спаси Бог», казаки говорили «спаси Христос». Это то же самое, что называть Богородицу Христородицей, подобно несторианам.

Несторианским по сути было и отношение староверов к роли клира в религиозной жизни. Предполагалось, что миряне не должны быть пассивными созерцателями религиозных действ, например, литургий, а напротив, должны принимать в них активное участие. Пропагандировалась выборность священников, применялась практика исповеди Богу напрямую, т. е. без посредства духовного лица. Все это идеи несторианства, нашедшие наиболее яркое воплощение в доктрине староверов-беспоповцев, в связи с гонениями на старообрядчество решивших вообще отказаться от института священников.

Будучи в подавляющей своей части староверами, казаки придерживались подобных же принципов. «Всеми церковными делами на Дону ведал Войсковой Круг, - указывает Е. П. Савельев, - и никаких епископов, как начальствующих лиц, не признавал» .

А вот что пишет Е. П. Савельев о казачьем обряде брака: «Усвоив себе главные догмы Христова учения, как они были установлены первыми вселенскими соборами, казачество, будучи оторванным от всего христианского мира и при этом считавшее себя выше и сильней других наций (это явление наблюдается во всех военных орденах), во всей остальной духовной жизни осталось верным своим старым заветам. Это характерно сказалось во взглядах казачества на некоторые церковные обрядности и особенно на таинство брака. Брак на Дону в XVI и XVII вв. и даже в первой половине XVIII в. не считался таинством, а гражданским союзом супругов, одобренным местной казачьей общиной, станичным сбором. Венчание в церкви или часовне было не обязательным, хотя многие из этих союзов, после одобрения общины, скреплялись церковным благословением. Развод производился так же просто, как и заключение брака: муж выводил жену на майдан и публично заявлял сбору, что «жена ему не люба» и только. Женились 4, 5 и более раз и даже от живых жен. Несмотря на указы Петра I и его преемников, а также настоятельства воронежского епископа о воспрещении этого «противнаго» явления, Донское казачество продолжало следовать в отношении брака своим старым древнегет-ским обычаям, как это раньше делали их сородичи, гетское казачество новгородских областей. Даже строгая грамота императрицы Елизаветы, данная 30 сентября 1745 г. на имя войскового атамана Ефремова и всего Войска Донского не вмешиваться в церковные дела и не допускать среди казачества этого «противнаго святым правилам» явления, как жениться от живых жен и четвертыми браками, не помогла делу, и казачество продолжало твердо держаться за свои старые устои. Такое мировоззрение на первый взгляд покажется еретическим, как продукт язычества и глубокого религиозного невежества, но не нужно забывать, что христианство возвысило этот гражданский союз на степень таинства не сразу, а в течение веков, и идея этого таинства получила неодинаковое развитие на Востоке и на Западе; в протестанстве же брак вовсе сведен на степень гражданского акта. Гражданский брак допущен законами Англии, Франции, Австрии, С. Америки и др. стран. Освящение этого гражданского акта церковным благословением предоставлено совести верующих и юридического значения в области гражданского права не имеет, как не имело оно и на Дону. Брак, одобренный станичным сбором, считался законным. Церковное благословение заключенного с согласия общины брачного союза есть явление не новое, а чрезвычайно древнее, встречающееся еще в первых веках христианства. В силу этих-то причин казачество, как оторванное на многие века от просветительных центров христианства, и удерживало свои древние обычаи, правда, не все, но в значительной своей массе, до конца XVIII в .

Практика заключения брачных союзов без участия священника - тоже из арсенала несторианства. А многоженство не только несторианством, но и исламом попахивает.

Мало чем отличались от своих российских собратьев в плане веры и предки малороссов. Выражение «свои поганые», характеризующее торков и черных клобуков, применимо и к украинским казакам. Но только невежда сочтет это оскорблением, ибо «погаными» на Руси называли не только язычников, но и вообще всех иноверцев. Иногда в этот список попадали даже католики. Об этом говорит следующий факт. В ответ на призыв новгородского князя Ярослава Всеволодовича идти с ним походом на Ригу- столицу крестоносцев, псковичи ответили письмом следующего содержания: «Тебе, князь, кланяемся, и вам, братья новгородцы, но в поход не пойдем…, а с рижанами мы помирились; вы к Колываню ходили, взяли серебро и возвратились, ничего не сделавши, города не взяша, также и у Кеси (Вендена) и у Медвежьей Головы, и за то нашу братью немцы побили на озере, а других в плен взяли, а вы раздравше немцев да прочь. А теперь на нас, что ли, удумали? Так мы против вас с Богородицею и с поклоном - лучше вы нас перебейте, жен и детей наших в полон возьмите, чем поганые (выделено мной. - Г.К.), на том вам и кланяемся» .

Нетрудно догадаться, что «погаными» здесь названы немцы.

И вот какие выводы можно извлечь из всего этого. Будучи староверами, как запорожские, так и донские казаки, были русскими, а потому несторианство, идеи которого лежат в основе старообрядчества и которое Голденков считает «поганством», и есть подлинно русская вера.

Это и будет ответом на ксенофобские измышления «Голденковых», «белинских» и «валишевских». Не были украинцы с белорусами особым этносом по отношению к «московитам». И религия их не была особой. Но и интернационалисты не совсем правы, говоря о славянской «колыбели» трех братских народов.

Этой «колыбелью» было тюркское казачье Поле.

Имя: Богдан Хмельницкий (Bogdan Khmelnitskiy)

Возраст: 61 год

Деятельность: гетман, полководец, государственный деятель.

Семейное положение: был женат

Богдан Хмельницкий: биография

Богдан Михайлович Хмельницкий вошел в историю как предводитель казачьего восстания. Деятельность гетмана помогла российскому государству получить левобережье Днепра, Запорожскую Сечь и Киев. О детстве и юности Богдана Хмельницкого известно мало. Историки установили, что рождение гетмана случилось в Суботове в 1595 году. Родители Богдана Михайловича происходили из шляхетского рода.


Обучение Хмельницкого началось в киевской братской школе, об этом свидетельствуют скорописи Богдана. После окончания учебного заведения молодой человек стал студентом Иезуитского коллегиума, расположенного во Львове. Основными предметами, которые изучал Хмельницкий, были латынь, польский язык, риторика и сочинение. Несмотря на веяния того времени, Богдан Михайлович не подчинился им и остался в православной вере.

Хмельницкий уже во взрослом возрасте признается, что иезуиты не проникли в глубины души. Гетман отмечал, что сложно было не сойти с праведного пути и сохранить верность православию. Богдан Михайлович часто путешествовал по миру.

Служение королю

В 1620 году началась польско-турецкая война. Богдан Хмельницкий принял участие в боевых действиях. В одной из битв, проходящих под Цецорой, погиб отец, а гетман оказался в плену. На протяжении двух лет Богдан Михайлович находился в рабстве, но в этом он нашел пользу: выучил татарский и турецкий языки. За время нахождения в плену родственники успели собрать выкуп. По возвращении домой Хмельницкого зачислили в реестровое казачество.


Вскоре Богдана привлекают к морским походам, совершаемым на турецкие города. Так, в 1629 году гетман с войском захватил предместья Константинополя. В захваченных землях Хмельницкий пробыл недолго, после путешествия вернулся в Чигирин. Власти Запорожья назначили Богдана Михайловича на должность сотника чигиринского.

После вступления на польский престол Владислава IV началась война Речи Посполитой с Московским царством. Хмельницкий отправился с войском на Смоленск. В Летописи Самовидца сказано, что Богдан Михайлович участвовал в осаде города. Гетман в 1635 году спас польского короля из плена, за что получил золотую саблю.


С этого времени Хмельницкого начали уважать при королевском дворе. Когда Владислав IV решил выступить против Османской империи, то первым о планах короля узнал Богдан Михайлович. Правитель рассказал о задумке Хмельницкому. Гетман сообщал Владиславу IV о насилии в отношении казаков, тем самым защищая народ.

Неоднозначная информация сохранилась о периоде военных действий Франции с Испанией. Ряд историков пришли к выводу, что двухтысячный отряд казаков под предводительством Хмельницкого участвовал в осаде крепости Дюнкерк. Посол де Брежи отметил полководческий талант Бориса Михайловича.


Но историки Збигнев Вуйцик и Владимир Голобуцкий противились этому. Специалисты утверждали, что для осады Дюнкерка приглашали польских наемников, которыми командовали полковники Пшиемский, Кабре и де Сиро. До сих пор дискуссии по этому вопросу не стихают. Исторические документы подтверждают тот факт, что Хмельницкий участвовал в переговорах с французами, но осаждал ли гетман крепость – неизвестно.

Владислав IV стал инициатором войны с Турцией, но искал поддержки не у сейма, а у казацких старшин, в том числе у Богдана Хмельницкого. На плечи казаков ложилось развязывание военных действий против Османской империи. Это позволило гетману получить королевскую грамоту, в соответствии с которой казаков восстановили в правах и вернули им привилегии.


О переговорах с казаками узнал сейм. Члены парламента высказались против соглашения, поэтому королю пришлось отступить от задуманного. Но казацкий старшина Барабаш сохранил грамоту для казаков. Через некоторое время Хмельницкий, применив хитрость, забрал у него документ. Существует версия, что грамоту Богдан Михайлович подделал.

Войны

Богдан Хмельницкий участвовал в ряде военных действий, но исторической персоной, о которой слагали легенды, гетмана сделала национально-освободительная война. Основной причиной восстания стал насильственный захват земель, негатив в рядах казаков вызывали деспотические методы борьбы поляков. За этим стояли польские магнаты.


По официальной версии, 24 января 1648 года Хмельницкого признали гетманом. Важное событие произошло в Сечи. Во время поездки Богдан Михайлович собрал небольшое войско, которое разграбило польский гарнизон. После этой победы ряды гетмана постепенно пополнялись новобранцами.

Для только что прибывших организовывали экспресс-курсы подготовки. Мастера преподавали новичкам фехтование, военную тактику, рукопашный бой и стрельбу. Хмельницкий жалел лишь об одном – об отсутствии конницы. Но и эта проблема вскоре отпала благодаря союзу с крымским ханом.


Весть о восстании разнеслась быстро, поэтому против войска Богдана Михайловича выступил сын Николая Потоцкого. Первая битва состоялась под Желтыми Водами. Поляки оказались не готовы к бою, поэтому проиграли казакам. Но на этом война не закончилась.

Следующим пунктом стала Корсунь. Первыми добраться до полиса сумели воины Речи Посполитой. Поляки убивали население, грабили казну. Хмельницкий организовал засаду в нескольких километрах от Корсуни. И началась Корсунская битва. Войско поляков состояло из 12 000 бойцов, но этого оказалось недостаточно для победы над казацко-татарской армией.


Национально-освободительная война помогла добиться желаемых результатов. На Украине подвергли гонениям поляков и евреев. Но восстание вышло из-под контроля Хмельницкого. С этого момента гетман лишился возможности управлять казаками.

Смерть Владислава IV сделала войну фактически бессмысленной. Богдан Михайлович обратился за помощью к российскому царю. Хмельницкий искал у государя покровительства. Многочисленные переговоры с русскими, поляками, даже шведами не привели к желаемому результату.


В мае 1649 года казаки приступили ко второму этапу военных действий. Ранее достигнутые договоренности нарушили первыми войска Речи Посполитой. Богдан Михайлович считался признанным стратегом, поэтому точно просчитал каждое действие. Гетман взял польских военных в кольцо и постоянно совершал набеги на них. Властям пришлось подписать Зборовский мир.

Третий этап войны начался в 1650 году. Возможности казаков постепенно заканчивались, поэтому начались первые поражения. С поляками казаки заключили Белоцерковский мир. Это соглашение противоречило Зборовскому миру. В 1652 году, несмотря на документ, казаки вновь инициировали военные действия. Самостоятельно выбраться из почти проигранной войны Хмельницкий не мог, поэтому решил заключить мир с русским государством. Казаки присягнули .

Личная жизнь

В биографии Богдана Хмельницкого присутствует информация о трех женах: Анне Сомко, Елене Чаплинской, Анне Золотаренко. Молодые женщины подарили супругу восьмерых детей, в том числе 4 мальчиков и 4 девочек. Дочь Степанида Хмельницкая состояла в браке с полковником Иваном Нечаем.

Находилась в плену у российских правителей, после чего вместе с супругом была в сибирской ссылке. Екатерину Хмельницкую Богдан Михайлович выдал замуж за Данилу Выговского. Став вдовой после казни супруга, девушка повторно была обручена с Павлом Тетери.


Точных данных о Марии Хмельницкой до сих пор историки не нашли. По одному документу, молодая женщина была замужем за корсунским сотником Близким, по другому – супругой Лукьяна Мовчана. Четвертая дочь Елена Хмельницкая, по некоторым данным, являлась приемным ребенком.

О сыновьях Богдана Михайловича известно еще меньше. Тимош прожил 21 год, брат Григорий скончался в младенчестве, Юрий погиб на 44 году, а Остап Хмельницкий, по неподтвержденной информации, умер в 10 лет после побоев. До наших дней дошли только рукописные портреты Хмельницкого, так как в те годы фото еще не делали.

Смерть

Проблемы со здоровьем у Богдана Михайловича Хмельницкого появились в начале 1657 года. Как раз в это время нужно было решить, к кому примкнуть – к шведам или русским. Гетман предчувствовал смерть, поэтому решил созвать Раду в Чигирине для передачи власти преемнику. На место Хмельницкого встал 16-летний сын Юрий.


Историки продолжительное время не могли определить точную дату кончины Богдана Михайловича, но спустя долгие годы выяснили, что смерть пришла к гетману 6 августа 1657 года. Хмельницкий скончался вследствие кровоизлияния в головной мозг.

Похороны предводителя казаков проходили в селе Суботово. Могила Богдана Михайловича расположена рядом с сыном Тимофеем в Ильинской церкви, построенной казаком. К сожалению, через 7 лет пришел поляк Стефан Чарнецкий и приказал сжечь село, забрать прах Хмельницких и выбросить останки.


Сейчас о Богдане Михайловиче знают на Украине, в России и Белоруссии. Именем гетмана названы улицы, площади, города. Флаг города Хмельницкого представляет собой солнце на голубом фоне. В честь предводителя казаков соорудили памятники, в том числе в Киеве. В годы Великой Отечественной войны учредили орден им. Богдана Хмельницкого, сняли документальные и художественные фильмы.

В культуре

  • 1938 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1941 – «Богдан Хмельницкий»
  • 1956 – «300 лет тому»
  • 1999 – «Огнем и мечом»
  • 2001 – «Черная рада»
  • 2007 – «Богдан Зиновий Хмельницкий»

Казаки поселились в междуречье Буга и Днепра в глубокой древности. С XIII века земли казаков формально находились в составе Крымского ханства. В конце XV века часть казаков ушла на север в пределы Литовской Украины. Там постепенно образовалась т.н. Гетманщина. За казаками Гетманщины сохранилось имя "запорожских", хотя они обитали гораздо выше днепровских порогов. Гетманщина интегрировалась в польско-литовское государство, был создан "реестр" казаков - постоянное казачье войско. В южной части казачьих земель в конце XVI века была образована независимая казачья Сечевая республика (низовые казаки). Запорожская Сечь входила во владения Крымского ханства, но реально татары не имели власти в Запорожье. Сечь существовала автономно под руководством выборного атамана. В XVII веке казаки, недовольные политикой польской короны, начали затяжную войну за независимость. В 1654 году Богдан Хмельницкий присоединил Гетманщину к Московскому государству. Низовые казаки не согласились с присоединением, и в 1775 году Сечь была разгромлена русскими войсками. Позже часть запорожцев ушла за пределы Московского государства, часть послужила основой для создания других казачьих войск (Кубанского, Кавказского).

Казаки использовали различные знамёна. Среди них было много “жалованных”.

Так, например:

  • Император Священной Римской Империи Рудольф Габсбург в 1593 году даровал казакам золотое знамя с орлом. Знамя передал кошевому атаману Богдану Микошинскому посол Эрих Лесота;
  • казаки имели знамя от австрийского императора Максимилиана I, сделанное "из кармазинового адамашку";
  • польский король Стефан Баторий пожаловал казакам "клейноды": хоругвь, бунчук и булаву; Баторий даровал казакам шелковое розовое знамя с вышитым на нем серебряным одноглавым польским орлом. На казачьих знаменах изображались святые угодники, ангелы, огненные мечи. Эти знамена оставались в войске до первого разделения казаков на полки. Рожинский установил в каждом полку и стоне особенные знамена, подобные польским. На них уже изображались орлы, львы, гербы опветов. В сотнях были трех и четырехугольные разноцветные значки с наименованием сотни.
  • в 1557 году отряд запорожцев Дмитрия Вишневецкого перешёл на службу к Ивану IV Грозному и получил от него знамя;
  • в 1632 году казаки получили от русского царя "знамя нарочитое из запасних знамен - послать то знамя Тулских Черкас, и Днепровских козаков голове Йвану Ворыпаю". Описание знамени: “Тафта веницейская, опушка червлена, всередине два клина желтых да один клин черен, на черном клину круг тафта червлена, тафты в нем два аршина б вершков..."
  • В 1646 году польский король Владислав IV даровал казакам синее знамя с бело-красным орлом (подобная композиция на некоторых географических картах именовалась гербом Украины).
  • в 1649 году от польского короля Яна Казимира казаки получили красное знамя с белым орлом, 2 русскими крестами и надписью “Ioannes Casimirus Rex Poloniae”;
  • 31 июля 1651 года в Чигирине посол турецкого султана Чауш Осман-ага вручил Богдану Хмельницкому булаву, саблю, халат и знамя с изображением луны;
  • В 1653 году московское посольство боярина В.В.Бутурлина вручило Хмельницкому знаки власти, в числе которых знамя со Спасом;
  • Павел Алеппский писал, что в 1654 году видел у войска гетмана Хмельницкого "знамя христолюбивого воинственного гетмана Зиновия из черной и желтой материи полосами с водруженным на нем крестом”;
  • в 1654 году Богдан Хмельницкий получил от русского царя Алексея Михайловича знамя с изображением Всемилостивейшего Спаса на одной стороне, а на обороте образ Пресвятой Богородицы в покрове и преподобных Печерских со святою Варварою русских молитвенников, угодников Антония и Феодосии, великомученицы Варвары (знамя передал посланник боярин Василий Бутурлин в Переяславе);
  • в 1665 году гетьману Брюховецкому от русского царя передано знамя "цвета середина тафта червлена, опушка тафты зеленая, по знамени круги тафта лазоревая".
  • В 1669 году посланники Дорошенко получили от турецкого султана знамя с полумесяцем.
  • Самойлович получил большую хоругвь из белой камки с розовой каймой, с одной стороны черный двуглавый орёл, в середине Георгий Победоносей, вокруг надпись "Дано ихъ Царскаго Величества верному Гетману нашему Ивану Самуйловичу 1686 г". На обороте золотой крест во всю длину и ширину знамени. В отделах креста: восьмиугольная звезда, венец из листьев, крест, меч.
  • При избрании гетманов после Хмельницкого русские цари присылали свои большие знамена, но уже с изображением Угодников Божиих и образа Спаса и Богородицы, и двуглавым орлом.
  • Мазепа получил знамя от Великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны - из лазоревой камки, опушенное золотой бахромой с изображением на обеих сторонах российского герба, под коим крест из звезд и образ спасителя с надписью: "Царь Царемъ и Господъ Господемъ". По бокам креста молитвенные надписи, а внизу "1688 года, 6 января, дано ихъ Царскаго Величества, верному подданному войска Запорожскаго обоихъ сторонъ Днепра Гетману Ивану Степановичу Мазепе".
  • В 1706 году в Бендерах казакам Ивана Мазепы турецкий султан даровал сине-красную хоругвь, на красном поле полумесяц и звезда, на синем – “золотой крест Восточной церкви”.
  • Пётр I даровал гетману Апостолу белое знамя с государственным гербом. Оно же использовалось при гетмане Разумовском;
  • Петр прислал запорожцам знамя розовой камки с серебряной бахромой с изображением двуглавого черного орла и надпись "Славному Войску Запорожскому лета 1708 г".
  • Скоропадский и Апостол получали от царей знамена былой тафты с золотой бахромой и двуглавым орлом.
  • В 1734 году казаками получено знамя от царицы Анны Иоанновны
  • В 1762 году Екатерина II передала для атамана казаков новые клейноды: булаву, знамя, литавры, печать, пернач, значки и палицу. То же самое случалось при выборах каждого нового атамана. Известно, например, жёлтое знамя Запорожья;
  • В 1763 году атаман П.Калнишевский за свой счёт изготовил синее знамя с изображениями Петра и Павла, церкви, двуглавого орла. Знамя даровано от имени Екатерины II

На гравюрах, изображающих Раду Запорожской Сечи, видно знамя запорожцев - квадратное полотнище с изображением креста и сопровождающих его по углам светил.

Вообще, к середине XVII века главным знаменем казачьей державы было красное с изображением Архангела Михаила. Большое знамя (хоругвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой – белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды.

Подобную расцветку знамени запорожцев некоторые исследователи склонны связывать с данью памяти казацкому вождю Дмитрию Байде-Вишневецкому, потомку турово-пинской ветви Рюриковичей (имевшему родовой герб схожей композиции).

Знамя с архангелом Михаилом появилось при Б.Хмельницком. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею"

Отдельные курени, полки, паланки также имели свои знамёна, при чём самых различных цветов и рисунков. Обычно знамёна несли религиозную символику.

Гетман Богдан Хмельницкий возил с собой кроме этого знамени ещё и белое со своим гербом “Абданк” (1655, Варшава, Львов).

“Абданк” - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры “W”. Легенда говорит о происхождении герба следующее. В древности город Краков осаждал ужасный дракон. Сапожник Скуба сделал из телячьей шкуры чучело, набил его серой и воткнул горящий факел. Дракон проглотил чучело и обжёл внутренности. Чтобы охладиться чудище принялось пить воду из Вислы и пило пока не лопнуло. Князь Крак пожаловал Скубе герб с литерой W (Wawe) в память о Вавельском холме, где обосновался дракон.

Название герба связывают с одним из Скарбеков, которого король Болеслав Кривоустый отправил к германскому императору Генриху. Император показал послу свою сокровищницу. А Скарбек, не желая показаться бедным, не задумываясь, бросил в неё своё золотое кольцо. Император поблагодарил: “Habe dank”.

C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Печать с таким изображением была пожалована польским королём Стефаном Баторием гетману в 1576 году. На знамёнах казак обычно изображался на жёлтом фоне, одежда казака – красного цвета.

Казак с мушкетом изображался как на главных полковых знаменах - хоругвях, так и на прапорах, сотенных хоругвях и значках. Ордер гетмана К.Разумовского от 18 сентября 1755 года регламентировал вид полковых и сотенных знамен. На одной стороне должен был размещаться казак с мушкетом, а на обороте полковой или сотенный герб. В 1758 году при изготовлении голубых сотенных знамен для Нежинского полка вместо сотенного герба (которого вероятно не было) были использованы литеры наименования сотни в декоративном обрамлении.

Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем.

Точно даты происхождение известного флага никто не знает, примерно был создан в 1649 г. Сделанный, из добротного льна, белоснежного цвета с ярко-красной оторочкой. Ткань обработана натуральными пигментами. О том, что он принадлежит Хмельницкому указывают инициалы и подпись гетмана. На белом (в некоторых источниках коричневом) полотне с откосом направленным вверх нарисованы золотые звезды, серебряный перевернутый месяц и коричневого оттенка крест.

Символика знамени

Ни для кого не секрет, что запорожцы были очень верующими, более того, видели собственную миссию в защите и прививанию православной веры. Поэтому, не удивительно, что в самом центре флага Хмельницкого и его запорожцем был изображен крест. В христианстве, крест связывают с распятием Иисуса. В запорожцев и Хмельницкого равносторонний крем символизирует обычного человека. Горизонтальные лини - это связь с материей, вертикальные - духовная связь.

Полумесяц размещается как во многих православных храмах рогами вверх, что обозначает женственность и материнство небесного Отца-Матери.

Шестиконечная звезда по суевериях соединяет божественную и человеческую природу.

Как выглядит флаг на сегодняшний день

Сам оригинал — личное войсковое знамя Хмельницкого. Сегодня, он находится в самом центре Швейцарии — в шведском Музее Армии.

Мифы о происхождении флага

Тем не менее, сам Адбанк польского происхождения. Герб символизирует Вавельский холм. По легенде, на холме обитал злой и страшный дракон, который вводил весь Краков в ужас, похищая местных жителей и подвергая своим присутствием город в опасность.

Само же название походит от императора Генриха. Пр приеме одного важного посла показал свои земли и казню. Посол не хотя в глазах императора показаться нищим кинул в казню золотой перстень. Германский император в знак благодарности сказал "Habe dank", дословно значит "имей", "благодари".

Есть и другая легенда, что это не единственный флаг гетмана Хмельницкого. На втором, не найденном флаге гетмана изображен архангел Михаил, который убивает змея.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры