Сценарий казачьего обряда встреча гостей. Сценарий межрегионального фестиваля казачьей культуры Вольный Дон - Донковье — организация событий и отдыха

Главная / Развод

Сценарий праздника «В гости к казакам»

Цель: ознакомить воспитанников с традициями астраханского казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор воспитанников; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: сцена оформлена в виде казачьей избы.

Ход праздника

1-й ведущий (воспитанник)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

2-й ведущий (воспитанник)

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Исполняется песня о России

1-й ведущий

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.

2-й ведущий

Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.

Исполняется песня об Астрахани

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

(На скамейке у печи сидит дед-казак)

Ведущая: Здравствуйте дедушка. Как живете-поживаете?

Казак: А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Казак: Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Инсценировка песни

Казак: С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.
(Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Казак: Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Пошла млада за водой»

Казак: Пока девицы по воду ходили, казаки лошадей купали. . Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Исполняется песня « Астраханские казаки»

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски, игры начинаются.

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Казак:

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Казак: Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ведущий 1
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.


Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ведущий 2

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ведущий 1.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Атаман»

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ведущий 2
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»

Ведущий 1

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ведущий 2

Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ведущий 1

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Ис полняется песня «Казачата»

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Тамара Сергеева
Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице»

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие "ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ ". Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа : Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате » , которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице » .

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики» . Дети : казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Ведущий 1 : Здрово дневали! (кланяется) .

Ведущий 2 : Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

Казачка :

Есть у нашего народа,

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Казак :

Гость, войди!

Традиций не нарушим.

И всегда чайку нальем.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки , становятся в центре , делают «воротики» . В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом . Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах . Приветствуют детей и гостей.

Ведущий 2. Здорово дневали!

Дети (хором) . Слава Богу!

Ведущий 1 : Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки . Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу .

Звучит мелодия песни «Обливская станица » , выходит казачонок .

Ты – казачий мой край необъятный .

Ты – донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Ведущий 2. (Обращаясь к гостям) : Поглядите-ка на наших казачат . Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.

Ведущий 1. (обращается к детям) :

Эй, казаки , что за праздник ?

Не расскажете нам разве?

1-й реб. А сегодня казачье гулянье !

2-й реб. Будем играть и петь!

3-й реб. Устроим танцы и состязания!

Ведущий 2 :

Мы будем веселиться и играть,

Петь, хороводить и плясать!

Станицу нашу прославлять !

1. Здравствуй, моя Обливская!

Дорогая моя станица .

Здравствуй, мой милый Чир,

Дай мне воды напиться!

2. Мой милый край, ты сердцу дорог!

Я с детских лет в тебя влюблен!

В степную ширь донских просторов,

И в каждый куст и в каждый клен!

3. Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли :

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья!

4. Как у нас в Обливской –

Люди сильные,

Прославляют свою землю изобильную!

5. Травы в рощах полощут соцветья,

И над ними небес бирюза,

Я дружу с этой милою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями.

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинка горстями,

Лучшей пробы беру серебро.

Сколько раз уж бывали воспеты.

В наших песнях чабрец и ковыль.

И твои голубые просторы

И твоя богатырская ширь.

Степь родная. Дышу лишь тобою.

От зари до зари. Не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)

Дети исполняют песню : «Эх, донские казаки

Ведущий 1 : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры-забавушки

Озорные да распотешные?

ИГРА : «Кто быстрее поймает рыбу?»

Правила игры : надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)

Ведущий 2 : Ох, и ловкие вы, да быстрые!

Ведущие 1 : Но не только ловкостью и быстротой славились казаки , а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат .

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится .

4-й Казак хват силой , удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й Не конь красит казака , а казак коня .

7-й Казак сам не съест , а коня накормит.

8-й Казак скорее умрет , чем с родной земли сойдет.

9-й Казак без песен , что виноградная лоза без гроздьев.

10-й На Дону казаку и камешек подпевает .

Ведущий 2 :

Во станице погулять

Вышли казачата .

Веселятся от души

Парни и девчата.

Ведущий 1 : Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец .

Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.

Ведущий!: А где же казачки , ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра : «Наряди казачку » .

Выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий 2 : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите .

Ведущий 1 : А в Обливской казачки есть .

Что не можно глаз отвесть.

А как песню запоют –

Сразу ноги в пляс идут!

Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка» .

Ведущий 2 : Ну, как вам песню исполнили станичницы ?

Казак : Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!

Ведущий 1 : Где ты, песня удалая,

Где Ты, пчелочка златая?

Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон) . Раздает их детям-казачатам .

ПЕСНЯ : «Пчелочка златая» .

Ведущий 2 : Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шел на службу, с невестой обручался!

Ведущий 1 : И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая ?

1-й ребенок : Как не быть? Есть!

Звучит приближаясь песня.

2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.

Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней

«Обливская станица » .

Ведущий 1 : Во станице мы гуляли ,

Песни весело играли!

Рады были видеть Вас

Подпевайте… В добрый час!

В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край» .

Артисты ансамбля угощают детей пирогом.

Казак-ребенок : (держит пирог в руках, на подносе) .

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Казачка :

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья.

До счастливых новых встреч.

Ведущий 1 : Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!

Под казачьи песни дети выходят из зала.

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры»

Разработка сценария

Воспитатель: СИЛЬЧЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Данная разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, музыкальным руководителям.

В данной работе мною поставлена цель– приобщение дошкольников к своей национальной культуре и создание положительной, устойчивой мотивации. Воспитание у дошкольников любви к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда, воспитание у дошкольников уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, а также развитие познавательного интереса к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального кубанского фольклора.

Хочется надеяться, что данный сценарий поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений довести до сознания детей главную мысль – приобщение дошкольников к своей национальной культуре.

Актуальность разработки:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории, введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Задачи разработки:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

6. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

7. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

8. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа;

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

Перспектива: история развития Кубани, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – северный фольклор.

Кубанский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Кубанский фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.

Сценарий

«К А З А Ч Ь И П О С И Д Е Л К И»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.

На сцену выходит чтец и читает стихотворение:

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Второй чтец читает другое стихотворение:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

Выходит ведущая в казачьем костюме.

Ведущая. День добрый, честной народ! Позади трудовой день: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.

ХОЗЯЙКА. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН. Веселья вам да радости!

ХОЗЯЙКА. Давно мы вас ждем - пожидаем, праздник без вас не начинаем!

ХОЗЯИН. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

ХОЗЯЙКА. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Сцену постепенно заполняют все участники посиделок- парами или по трое подходят к хозяевам, кланяются и занимают места на скамейках.

Звучит казачья песня

«Как за Доном казаки гуляют».

Как за Доном казаки гуляли,

Как за Доном казаки гуляли.

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Один казак не пьет, не гуляет.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Он невесту себе выбирает.

Он невесту себе выбирает.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Ты, казачка, стань моей женою.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Эх, сад-виноград, зеленая роща,

Так кто ж виноват: жена или теща?

Теща виноватая.

(Повторяется первый куплет.)

Три деревни, два села.

Девчоночка весела.

Девчоночка весела.

2-я ВЕДУЩАЯ.

Пошла Дуня из вор

Во зеленый огород.

Сорвала Дуня лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяный коробок.

Откуда взялся таракан?

Поел Дунин сарафан.

По ходу стихотворения Дуня импровизирует-заглядывает в короб,

достает большого бутафорского таракана, пугается, бросает его,

плачет…

1-я ВЕДУЩАЯ. (Успокаивает Дуню.)

Разойдись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Исполняется песня «Как донские казаки Дону верно служат…»

Как донские казаки они верно служат,

По границам разъезжают,

Ни о чем не тужат.

Есть вино, пьем яё,

Нет вина – пьем воду,

Ни за что не променяем

Казачию моду.

Сидит девка в терему,

Рученьки поджавши,

Перед ней стоит казак,

Фуражечку снявши.

Казак усы покрутил,

Коня назад осадил.

Яму девка говорит,

Не велит в корчму ходить:

«Ты в корчомочку пойдешь,

Там все денюжки пропьешь.

Отец-мать будут встречать,

Чё ж ты будешь отвечать?»

Мы напьемся попьяней

И ответим посмелей:

«Есть вино, пьем яё,

Нет вина, пьем воду.

Ни за что не променяем

Казачию моду».

2-я ВЕДУЩАЯ. Пропели добры молодцы лихую казачью песню. По традиции того давнего времени выходят красны девицы с ответной песней.

Исполняется песня девушками «В саду при долине…».

В саду при долине я розу рвала,

Рвала и бросала под те ворота.

Рвала и бросала под те ворота,

Не смейся, казаче, что я сирота.

Пришел бы ты сватать, а я б не пошла.

Придешь ко мне сватать, а я не пойду.

Объеду Россию, я краше найду.

Объехал Россию и все города,

Но не нашел краше, чем ты, сирота.

Вернулся казаче под те ворота,

Выходит дивчина заплаканная.

И вышла дивчина заплаканная,

По личику видно – засватанная.

В саду при долине я розу рвала…

1-я ВЕДУЩАЯ. На казачьих посиделках не только песни пели, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.

ДЕВОЧКИ. Ау! Ау! Аукаем!

По лесу проаукаем,

К березке подойдем,

Хоровод свой заведем!

Исполняется хоровод под песню «В хороводе были мы».

2-я ВЕДУЩАЯ. Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать- не все потеряно.

Исполняется казачья песня «При лужке…»

Ох, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, да зануздаю

Шелковой уздою.

Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпорами под бока,

Конь летит стрелою.

Ты лети, лети, мой конь,

Лети, не споткнися,

Возле милкиного двора

Встань, остановися.

Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла моя милка

С черными бровями.

Но не вышла моя милка,

Вышла ее матерь.

«Здравствуй, здравствуй, милый зять,

Пожалуйте в хату».

А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу.

А девица не спала,

Парня поджидала.

Правой ручкой обняла,

Крепко целовала.

А на утро все село,

Все село узнало,

Как казачка да казака

Крепко целовала.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, широка казачья душа!

И где бы ни были в глуши,

В руки брали просто ложки

И играйте от души!

Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «Варенька»

или «Плетень».

ДЕВОЧКА Тара-ра, тара-ра,

Идут парни со двора,

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять!

Исполняется песня «Всем, всем казак был доволен…»

Всем, всем казак был доволен,

Никакой нужды не знал.

А теперь я испытал,

В Севастополе бывал.

В чистом поле страх и горе

Каждый день и каждый час.

День мы мокнем и дрожим,

Целу ноченьку не спим.

Сам холодный, конь голодный,

Негде голову склонить.

Море Черное шумит,

В кораблях огонь горит,

А мы тушим, турок душим,

Слава донским казакам.

Слава русская большая,

Мы гордимся ей всегда.

Конь мой верный подо мною,

Пика-слава казака.

Шашка- верная подруга

И винтовка на врага.

2-я ВЕДУЩАЯ. На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска под песню «Распрягайте, хлопцы, коней…».

2-я ВЕДУЩАЯ. Ну-ка, сядем-ка рядком,

Да поговорим ладком!

Звучат потешки.

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса нейдешь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он нейдет.

Так сам иди.

Да он не пускает!

Иван, у тебя в избе тепло?

Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?

Макей. Рукавицы искал.

Патрикей. Нашел?

Макей. Нашел!

Патрикей. Где же они были?

Макей. Да за поясом. А ты куда шагаешь?

Патрикей. За семь верст!

Макей. Киселя хлебать?

Патрикей. Нет, комара искать!

Макей. Это которого же комара-то?

Патрикей. Да того, который за нос меня укусит хочет!

Макей. Да он же при тебе!

Патрикей. Где это при мне?

Макей. Да на носу у тебя! (Хлопает его по носу.)

Матюха. Тюха, есть хочешь?

Тюха. Нет. Я перекусил.

Матюха. А что перекусил?

Тюха. Да съел краюшку хлеба.

Матюха. А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха. Да она в горшок не влезла.

Выходит бабка.

Сынок, сходи на речку за водицей.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну. Раз мать велит, надо идти.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, хороши потешки складом,

Ну, а песни наши – ладом!

Исполняется песня «Верила, верю…».

Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки.

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки.

Припев: Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никогда не поверю,

Что ты разлюбишь меня.

Белая роза – свиданья,

Алая роза любви,

Желтая роза разлуки,

Я умираю с тоски.

Белую розу срываю,

Алую розу дарю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.

Любишь – не любишь, не надо,

Ты ведь еще молода.

Время настанет – полюбишь,

Но будет уж поздно тогда.

Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые –

Теперь уж не нужен никто.

Входит поводырь с медведем.

Поводырь. Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь. Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

2-я ведущая. Медведюшка, ты петь умеешь?

Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаетмедведюгармошку, просит спеть да погромче. Медведь

берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко

раскрывая рот.

Поводырь. Больно тихо ты поешь. (К зрителям.) А вам слышно? (Нет!) Попросите медведюшку, пусть громче споет!

Все участники посиделок просят медведя петь погромче. Медведь

начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает играть, приближаясь к испуганному поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь. А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.

Поводырь. А как, Миша, малые дети любят горох воровать?

Медведь ползет в сторону, плюхается.

Поводырь. А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

Медведь делает, ревет.

Поводырь. А как бабы на барскую работу не спеша бредут?

Медведь еле передвигается.

Поводырь. А как с работы домой бегут?

Медведь бежит быстро.

Поводырь. Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает косынку на голову и берется за ее концы.

Пляшет под музыку. С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь. Уж Мишутка утомился! (Медведь встает.) И народу поклонился!

(Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя.)

1-я Ведущая. Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Не могу я усидеть!

Девочка. Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоем.

Мальчик. Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

2-я Ведущая. Какие же посиделки без частушек и без семечек?!

Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.

Звучат частушки.

Все. Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ох, ты матушка Россия,

До чего же хороша!

Хоть и плохо мы живем,

Зато пляшем и поем.

Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Группа мальчиков в платках поют частушки:

Ой, бяда, бяда-

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Раньше были русы косы

У моей у милочки,

А теперь по новой моде

Стриженый затылочек.

Ой, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Мальчик . Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочка. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

Девочка. Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

Мальчик. Заготавливать овес.

Все. Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Девочка. Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчик. Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Исполняется танец под мелодию песни «Пчелочка златая».

1-я Ведущая. Люди добрые! Не вспомнить ли нам песни старожилов?!

Звучит песня «Как за Доном, за рекой…».

Как за Доном, за рекой,

Под зеленым дубом

Расставалася казачка

С парнем черночубым.

Расставалася казачка

В поле у Ростова,

Обнимала на ветру

Казака лихого.

Говорил казак казачке,

На коня взлетая:

«Ты не плачь, не плачь по мне,

Моя дорогая!»

Он сказал и поскакал

По степной дороге.

До свиданья, милый Дон,

Тихий Дон широкий.

2-я Ведущая. Ночь пришла, темноту привела.

Замолчал петушок, затрещал сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

Все ребята спят-поспят,

Всему миру спать велят.

1-я Ведущая. Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

2-я Ведущая. Завязка, Завязка-края дорогие,

Здесь казаки испокон века живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Исполняется песня о Завязке.

Меж зеленых холмов тихо речка бежит.

У ее берегов деревенька стоит,

И с рекою она носит имя одно,

Это имя навеки мне в душу вошло.

Утопая в садах, что цветут по весне,

Деревенька моя, ты красивее всех.

А весной соловьи ночью спать не дают,

О любви соловьи нам с тобою поют.

Может, есть на земле золотые края,

Только сердцу милей ты, Завязка моя.

Здесь поют соловьи над весенней рекой,

Здесь отчизна моя - сердцу край дорогой.

По окончании песни участники посиделок, махая руками, покидают сцену.

1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.

2. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)

3. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

4. Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.

5. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994

6. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006

7. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков… Батайск: Батайское книжное издательство, 2002

8. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО

9.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

10.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.

11.Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.

12.Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.– 48с.

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


Фольклорный утренник- посиделки "КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ"

(в начальных классах.)

Учитель Колодезянской ОО школы Тарасовского МОУ Сиволапова Людмила Ивановна .

Цели и задачи утренника:

  1. Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
  2. Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  3. Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  5. Знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

  1. класс оформлен предметами утвари (как казачий курень);
  2. каравай на рушнике;
  3. портрет М.А. Шолохова; на доске
  4. пословица: «Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.»;
  5. атрибуты для танца, сценки, игр;
  6. дети одеты в народные костюмы;
  7. кассета с казачьими песнями, магнитофон.

Учитель: (Звучит тихая музыка с донскими напевами) Наша малая родина- край Донской. Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

Наш утренник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы приобщимся к творчеству донского народа и нашего земляка- писателя М.А. Шолохова, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

(монтаж в стихах)

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть ному принадлежим.

2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

3 ученик: От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,

Золотая колея.

4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…)

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях. Давайте посмотрим одну из сцен из повести "Нахалёнок"

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ М.А. ШОЛОХОВА "НАХАЛЁНОК" (книга издательство "малыш" Москва 1972, страницы11-13)

Учитель: С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС (с привлечением гостей. Спеть куплет или припев)

А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВЫ КАЗАЧИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

(Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах.

Ученик: Клинок и седло да конёк быстроногий-

Казачья судьбина- судьба…

Зовёт казака из станицы в дорогу,

В поход боевая труба.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студёной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ КАЗАЧЬЮ ПЕСНЮ "ИЗ-ЗА ЛЕСА, ЛЕСА, КОПИЙ И МЕЧЕЙ"

Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

(стихотворный монтаж)

1 ученик: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик: А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик: Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас,

Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

4 учение: Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

На пир квасной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Оладушками медовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

(открывается занавес. Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»)

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"

Казачка: Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  1. Какие казачьи традиции вы знаете?
  2. Какая отличительная особенность формы донских казаков?
  3. Назовите воинские звания войска донского.
  4. Назовите родину М.А. Шолохова.
  5. Как в древности называлась река Дон?
  6. Почему Дон называется Тихим?
  7. Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)
  8. Назовите животных (растения) донского края.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

Наводит. (метла).

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры)

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою. Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

Зачем?

Чтоб ко мне в огород не лазили!

А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

ИГРА «КОРШУН»

Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак: Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

ШУТКИ- ДИАЛОГИ:

1. (Хозяйка и Федул):

Федул, что губы надул?

Кафтан прожог.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

И хочется закончить наш утренник теми же словами М.А. Шолохова, которыми мы начали наш праздник: «Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая, степь!»

Приложение:

"МОЛОДА Я МОЛОДА"

1.Молода я молода, не догадливая

Девчёночка игривая, разговорчивая.

2.Пойду в огород- меня горе берёт,

Огородная беда- по колено лебеда.

3.Пойду побреду по колено в лебеду,

Выйду ль, выйду ль я, да на гору крутую.

4.Пошла в огород лебеду свою полоть,

Оглянулася назад- позади стоит казак.

5.Казак, казак, казачок, казак миленький дружок

Ты почаще ходи, да побольше носи.

6.Когда рубль, когда два, когда рубля полтора,

Когда гривенничек, семигривенничек.

7.Молода я, молода нагулялася

В огороде лебеда вся осталася.

ИЗ-ЗА ЛЕСА КОПИЙ И МЕЧЕЙ.

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-усачей

Ей, ей, говори!

Едет сотня казаков-усачей.

Попереди командир наш боевой,-

Ведёт сотню казаков за собой

Ей, ей, говори!

Ведёт сотню казаков за собой.

"Ей, вы, братцы, усачи, усачи!

Ей, ей, говори!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

Вы, ребята, не робей, не робей!

На завалы поспешай поскорей!

Ей, ей, говори!

На завалы поспешай поскорей!

Пуля сыпалась, летела, как пчела,

Ей, ей, говори!

Кровь геройская лилася, как река.

Танцевальная зарисовка «У Дона»

  1. «По Дону гуляет казак молодой»

Девочка в казачьем костюме. С коромыслом и ведёрками.:

1) (куплет)

Тройным переменным шагом выходит слева, обходит по кругу, останавливается на средине.

2) припадание (куплет)

3)назад тройной переменный шаг, (куплет)

«пружинка».

Поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

  1. «При лужке, при лужке»

Мальчик в казачьем костюме на лошадке.

1)Бег с высоким подниманием колен (куплет), «выезжает» с противоположной стороны. Оббегает сцену, останавливается на средине. (Девочка в это время«набирает воду в вёдра»)

2)боковой шаг скрестно, прыжок на двух ногах (повторить 4 раза)

Поворот в беге вправо, затем влево.

3) (куплет) Увидел девушку. Девочка в это время идёт простым шагом к центру сцены, снимает косынку, накидывает себе на плечи). Мальчик «объезжает вокруг неё, ставит лошадку у дерева.

  1. «Из-под дуба, дуба…»
  1. (куплет с припевом)Девочка на носочках выполняет «пружинку». Мальчик подкрадывается сзади, срывает косынку, оббегает вокруг девочки, дразнит её, размахивая косынкой. Девочка пытается забрать косынку, безуспешно, машет рукой в сердцах, топает ногой, руки кладёт на пояс.
  2. (куплет с припевом) Мальчик шуточно повязывает косынку себе на голову. Идёт «гусиным шагом» вокруг девочки. Она делает вид, что не замечает его. Накидывает платок на девочку (в области талии), пытаясь её поймать, пятится назад, увлекая её за собой.
  1. «Пчёлушка златая»

Девочка освобождается из «плена», идёт вперёд, топает ногой (трижды). Притопами (казачий припляс) она движется назад на средину сцены. Мальчик в это время притопами движется вперёд, Становятся рядом. Мальчик отдаёт один конец косынки девочке, второй конец у него.

Девочка заворачивается в платок, притоп; затем разворачивается, притоп (повторить 2 раза), опять заворачивается, мальчик держит её за талию, притопом они вместе поворачиваются вокруг себя.

Мальчик бросает платок. Они поворачиваются друг к другу лицом. Мальчик пытается обнять девочку, она выскальзывает под рукой.

Девочка исполняет притоп, игриво закрывает лицо косынкой. Мальчик пытается заглянуть под косынку. Девочка взмахнув косынкой, отдаёт её мальчику, он кладёт её себе в карман.

Мальчик пляшет вприсядку, девочка хлопает в ладоши.

Девочка выполняет дробушку (или «моталочку», или «каблучки»- зависит от таланта исполнительницы), мальчик хлопает в ладоши.

5. «Как за Доном, за рекой..»

Мальчик обнимает девочку за талию, ведёт её к коромыслу, помогает поднять коромысло, берёт лошадь (как бы ведёт её рядом), неспешно уходят. (Движение простой шаг).

Движения в танце простые, главное артистизм: необходимо передать игривость, задор.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры