Был ли ноев ковчег на самом деле. Сколько лет строил Ной ковчег

Главная / Измена жены

Легенды о Всемирном потопе и Ковчеге есть в разных культурах. В библейской традиции это Ноев Ковчег, поскольку именно Ной был тем праведником, на которого была возложена миссия спасения человечества.

Библия

История Всемирного потопа известна большинству из нас по Библии. В Книге Бытия рассказано о том, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества. В живых Бог решил оставить только благочестивого Ноя и его семейство. Ему было наказано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь - каждого вида чистых животных.

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров. Исчисления даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега. По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему: 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.
Студенты физического факультета университета Лестера провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 тысяч животных,

Другие источники

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Основная канва повествования сохраняется, но причины, побудившие Бога устроить потоп здесь описаны более подробно. В частности, говорится о смешении ангелов с дочерьми людей. Это, по Книге Еноха, привело к появлению исполинов, из-за которых началось неравенство, войны, распространились магия и колдовство, произошло падение нравов.

Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума. В последнем сказано, что Ной научил людей пользоваться орудиями труда и обладал навыками плотника, что пригодилось ему при строительстве Ковчега.

Шумерский миф

Легенда о Всемирном потопе и упоминание Ковчега встречается во множестве мифов разных народов. Наиболее известным является шумерский миф, легенда о Зиусудре. На собрании всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль.

Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи. Утром начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие. Вполне вероятно, что эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, а библейская история является заимствованием из шумерской культуры, так как первые дошедшие до нас шумерские поэмы о потопе восходят к XVIII веку до нашей эры.

Нух

Есть легенда о Всемирном Потопе и в исламе. По Корану, Нух является одним из пяти великих пророков, посланных Аллахом людям. Сюжеты в Книге Бытия и в Коране схожие, только в Коране Аллах карает идолопоклонников, различаются также размеры Ковчега. По Корану длина ковчега доходила до тысячи двухсот локтей, ширина - до восьмисот локтей, высота до восьмидесяти локтей. Если принимать в расчет средний размер этой меры длины - 45 см, то Ковчег в исламе намного больше. Длина его составляла 540 метров, ширина 360 метров, высота - 36 метров. Отличны также и породы деревьев, из которых было сделано судно.

В Библии упоминается дерево «гофер». Это название встречается только в Книге Бытия. По разным версиям, это был либо кипарис, либо кедр, но и то и другое дерево имеют в Библии свои собственные названия (брош и эрез), поэтому вероятнее всего, в Библии слово «гофер» используется в значении «смолистое дерево», стойкое к воздействию влаги.

В Коране же Аллах просит Нуха и его соотечественников съесть финики и посадить косточки от них. Их деревьев выросшей рощи и делается Ковчег.

Поиски Ковчега

По Корану, Ковчег пристал к горе Ал-Джадда, по Книге Бытия - к Араратским горам. Ал-Джадда можно перевести как «высокое место», то есть точного указания места прибытия Ковчега в Коране нет.

В Библии написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).

В Библейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в статье «Арарат» однако, написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что «Арарат - название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположит. речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, - древней стране у оз. Ван».

Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифманн писал, что огласовка «Арарат» впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание «wrrt», предполагающее огласовку «Урарат». Шифман является составителем научного перевода Пятикнижия, в нем приведенная выше цитата из Книги Бытия звучит как «И остановился ковчег в седьмой месяц, в семнадцатый день месяца, у гop Урарту».

Ноев Ковчег искали на Арарате неоднократно. Один из отцов Армянской Апостольской церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. По преданию, после очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.

В последующие века поиски Ноева Ковчега продолжались, то и дело в СМИ появлялись сенсационные материалы о том, что Ковчег найден, но ни одна не нашла пока научного подтверждения.

Господь Иисус Христос воплотился, прошёл свой крестный путь и воскрес ради спасения этого мира. Но у него был и ветхозаветный прообраз, которому также довелось пройти через немалые испытания ради спасения человечества — библейский патриарх Ной.

Представляем вашему вниманию подборку из десяти интересных фактов о Ноевом ковчеге, Всемирном потопе и параллелях этой истории книги Бытия с событиями Нового Завета:

1. Наиболее полным образом история Всемирного потопа изложена в книге Бытия

Там сказано, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества, которому Бог дал ему второй шанс, посредством спасения благочестивого Ноя и его семейства. Предварительно, Господь сократил дни жизни людей до 120 лет (первые люди жили почти по тысяче).

Ною было указано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь от каждого вида чистых животных.

К началу работ по постройке ковчега Ною было 500 лет и у него уже было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Время от объявления потопа Богом до окончания постройки ковчега, согласно богословским толкованием Быт.6:3 составляло 120 лет.

Перед потопом Ной пытался проповедовать другим людям покаяние, но они не прислушались к нему. В итоге, всё человечество кроме ноя и его семьи погибло, а Ной, проведя в плавании продолжительное время, спасся и сразу же принёс Богу благодарственную жертву.

2. Размеры и материалы

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров и конструкционных материалов.

Ковчег был собран из дерева «гофер» — «смолистого дерева». По мнению современных толкователей, под ними имелись в виду все хвойные деревья,хорошо сопротивляющиеся гниению: ель, сосна. кипарис, кедр, лиственница и прочие.

Исчисления в Библии даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега.

По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему, примерно 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.

Студенты физического факультета университета Лестера (Великобритания) провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 000 животных.

При этом, ковчег имел вполне современную систему корабельной непотопляемости (живучести) с переборками и палубами: «отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи… устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё]».

3. Сколько ковчег находился в плавании?

150 дней или пять месяцев (либо 190, если 40 дней дождей считались отдельно). Первые сорок дней длились дожди, а в остальное время вода продолжала подниматься. На 150-й день ковчег оказался на «Араратских горах».

Если же добавить ещё неделю ожидания до начала дождей и время до полного высыхания суши (133 дня), то всего Ной с семьёй и животными провели в ковчеге 290 дней (либо 330-ть), т.е. чуть меньше года.

4. Данные археологов

Археологи при раскопках занимаются стратиграфитей — т.е. описанием найденных ими, так называемых «культурных слоёв» почвы.

При раскопках множества древних городов, таких как Ур, Киш, Ниневия, Шуррупак и Эриду в Месопотамии, а также в других местах был обнаружен огромный (до 3 метров в толщину) промежуток между более современными культурными слоями и допотопными, состоящий из ила, гины и песка, что свидетельствует о глобальной катастрофе с участием воды.

5. Данные геологии

Геологи в качестве гипотезы произошедшего предлагают сдвиг литосферных плит и, как следствие, подъём вод мирового океана, что подтверждается и библейским текстом, где говорится не только про дождь. но и «источники великой бездны».

Это подтверждается находками в виде древних морских организмов высоко в горах или наоборот, горных и равнинных животных на материковых шельфах.

Уголь и нефть также подтверждают теорию потопа, т.к. современные данные свидетельствуют о почти мгновенной консервации в древности огромного количества лесных массивов, которые и стали вышеприведёнными полезными ископаемыми, что могло произойти лишь при глобальной катастрофе. Кроме того, в угольных залежах также находят множество окаменелостей древних морских животных.

Наконец, окаменелости животных, которые во множестве находят по всему миру, говорят о почти мгновенном их попадании в безвоздушные почвенные карманы, где бактерии не могли своевременно переработать останки…

6. Свидетельства историков

Древние историки, такие как Берос Вавилонский (350-280 гг. до Р. Хр.), Николай Дамаскин (64 г. до Р. Хр. — начало 1 века по Р. Хр.), Иосиф Флавий (37-101 гг. по Р. Хр.). а также Ассирийская клинописная библиотека, полностью или частично подтверждают библейское сказание о потопе.

7. Мифы других народов также говорят о нём…

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума.

Шумерский миф о Зиусудре и легенда о Нухе из Корана тоже перекликаются с библейским повествованием, как и предания племён в Индии, Африке, Австралии, Северной и Южной Америках и Европе:

В Индии сказания о потопе относятся к 6 веку до Р. Хр. и содержатся в религиозном труде Сатапатха Брахмана. Индийский Ной - Ману, предупрежденный о потопе, строит корабль, на котором ему удается спастись. Сразу по окончании катастрофы Ману совершает жертвоприношение богам за свое спасение.

О потопе рассказывает и племя бхилы, живущее в джунглях Центральной Индии, в их повествовании фигурирует Рама (Ной), спасшийся от потопа.

По преданию аборигенов Австралии много веков назад на землю обрушился потоп, в котором погибли все люди, кроме нескольких человек

Легенды о потопе распространены у племени бапеди в Южной Африке, и у ряда племен Восточной Африки. В их легендах некий Тумбайнот - африканский Ной, славился своим благочестием. Поэтому, когда боги решили уничтожить грешный мир потопом, они заранее сообщили ему о своем намерении. Они также повелели ему построить корабль, на котором должен был спастись он, его семья, а также представители всего животного мира. Долго бушевал потоп. Несколько раз Тумбайнот выпускал то голубя, то ястреба узнать о его конце. Когда вода спала, он увидел радугу, обозначающую окончание Божьего гнева.

Индейские племена каинганг, курруайя, паумари, абедери, катауши (Бразилия), арауканы (Чили), мурато (Эквадор), маку и аккаваи (Гвиана), инки (Перу), чиригуано (Боливия) рассказывают о потопе предания, практически тождественные Библейскому.

В мексиканской провинции Мичоакан также сохранилась легенда о потопе. По словам туземцев, в начале потопа некий человек по имени Теуни с женой и детьми сели на большое судно, взяв с собою животных и семена различных растений в достаточном количестве, чтобы вновь снабдить ими землю после потопа. Когда вода спала, человек выпустил ястреба, птица улетела… наконец он выпустил колибри, и птичка вернулась с зеленой веткой в клюве.

Племена монтанье, чироки, пима, делавары, солто, тинне, папаго, акагчемеи, луисеньо, кри, манданы также рассказывают о потопе, в котором спасся один человек, приплыв на лодке к горе на западе. У манданов существовал ежегодный праздник с особым ритуалом в память о прекращении потопа. Совершение церемонии приурочивалось к тому времени, когда полностью распускаются листья ивы на речных берегах, потому что «ветка, принесенная птицей, была ивовая».

Сказания о потопе записаны в «Младшей Эдде», эпическом памятнике древних ирландцев, поэтом Снорри Стурлусоном. В ходе катастрофы спасся лишь Бергельмир со своей женой и детьми, сев в ковчег. Похожие предания сохранились у жителей Уэлса, Фрисландии и Скандинавии.

8. Где ковчег теперь?

В Библии написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия. Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат, в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находится в районе армяно-турецкой границы, является закрытой военной зоной.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Тендюрек, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В 1957 г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту, американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций он пришёл к выводу, что данное образование - не что иное, как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, профессиональные археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно.

В Библейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в статье «Арарат» написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что «Арарат — название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположительно речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, — древней стране у озера Ван».

Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифман писал, что огласовка «Арарат» впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание «wrrt», предполагающее огласовку «Урарат».

9. У армян есть свой кусочек ковчега, принесённый ангелом

По преданию, один из святых отцов Армянской Церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. После очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега, данная святому Акопу до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.

10. Радуга — как символ завета

После потопа Бог обещал более никогда не уничтожать через него людской род и благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле. В знак своего обещания Бог подарил людям такое атмосферное явление, как радугу — символ своего Завета с людьми.

«И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9:12-13).

Андрей Сегеда

Вконтакте

Первые люди, изгнанные из рая, жили своими трудами – в поте лица обрабатывали землю, растили детей и приспосабливались к жизни, не надеясь ни на чью помощь.

Прошли тысячелетия. Люди забыли своего Создателя, стали грешить. Скверные дела их переполнили чашу терпения Бога. И он решил уничтожить человечество. Но среди множества людей он посчитал достойным спасения семью патриарха Ноя. Согласно Библии, Бог предупредил Ноя о грядущей катастрофе, повелев построить ковчег, точно описав его параметры. Ной был человеком богобоязненным и выполнил наказ Создателя. На строительство этого корабля ушло около ста лет. Кроме семьи Ноя на судне разместилось множество животных.

В точно назначенное время начался невообразимый ливень. Он лил, не останавливаясь, сорок дней и ночей. Вся Земля скрылась под водной толщей сплошного океана. Из-под воды даже не просматривались вершины гор! Семь месяцев плавал ковчег Ноя по бескрайнему океану. Но когда корабль проплывал над, погрузившимися в воду, Кавказскими горами, дно ковчега зацепило вершину горы Арарат и он сел на мель. Только через год с начала катастрофы, Ной открыл крышу корабля и осмотрелся. Семья праведника находилась на корабле до тех пор, пока не спала вода. В Библии указывается, что случилось это 4400 лет назад. Ной с домочадцами покинул свое плавающее убежище. Ковчег больше никому не понадобился – о нем забыли. Да и кому нужно было тащить такое громоздкое сооружение с вершины горы? Свою роль ковчег выполнил – спас людей и животный мир планеты.

Интересно, что легенда, схожая с этой, была не только у древних иудеев, но и у соседних народов. В шумерском эпосе этот корабль спасения называли Утнапиштим. Вавилонский летописец III века – Беросс писал, что на гору Арарат ходят многочисленные паломники, отковыривая кусочки ковчега на амулеты. Это значит, что уже тогда этот корабль считался святыней. В 14-м веке один из монахов писал в Рим, что жители Армении почитают гору Арарат священной: «Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему» Кстати, подняться на вершину Арарата достаточно сложно – исследователей поджидают в ущельях опасные животные и ядовитые змеи, многочисленные камнепады и лавины, сильный ветер и густые туманы, глубокие трещины и ущелья делают эти восхождения крайне опасными.

В это же время, путешествующий в 13 веке в Китай, Марко Поло в своих записях отметил: «… в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».

В 16-ом веке еще один путешественник Адам Олеарий в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» написал следующее: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень».

Но самые интенсивные поиски ковчега пришлись на 19-й век. Причем поисками занимались не только верующие, но и суровые атеисты. Первые – чтобы найти библейскую реликвию, вторые - чтобы опровергнуть библейскую истину. Некоторые из них утверждали, что видели сооружение, похожее на остов корабля.

Так, например, в 1856 году, трое англичан решили доказать, что история с ковчегом просто вымысел. Они прибыли в район Арарата и наняли нескольких проводников за очень большие деньги (местные жители верили в страшные легенды и не желали идти в горы на поиски ковчега, но деньги и тогда решали все). Они нашли ковчег! Но потрясение было настолько велико, что англичане решили сохранить находку в тайне, пригрозив проводникам смертью за разглашение: ведь найденный Ковчег был убедительным доказательством реального существования Ноя и правдивости Библии. Только перед самой смертью, один из проводников, все же поведал об этой находке.

В это же время появилось заявление архиепископа Нурри, который утверждал, что в одном из ледников он видел Ноев ковчег, сделанный «из очень толстых темно-красных деревянных брусьев». Но приблизиться к нему не смог, из-за поднявшегося ураганного ветра.

Поиски легендарного ковчега не остановились даже в 20-м столетии. В 1916 году один из первых российских авиаторов Ростовицкий утверждал, что при полете над горой Арарат он четко видел контуры невероятно большого корабля. Российское правительство, заинтересованное этими сведениями, направило в Армению экспедицию. Но грянувшая революция перечеркнула поиск Ковчега, а все материалы экспедиции (отчеты, фотографии), бесследно исчезли. В последствие, выжившие в горниле войны участники этой экспедиции, утверждали, что нашли Ковчег! Но доказательств не было, а потом эта территория отошла к Турции. И для искателей Ковчега стал не доступен северо-западный склон Арарата: там находились турецкие военные базы.

В 1955 году французский альпинист привез из своей кавказской экспедиции кусок доски, по его уверению – это была часть Ноева ковчега. Он утверждал, что нашел Ковчег вмерзшим в лед горного озера. При исследовании этого фрагмента методом радиоуглеродного анализа, выяснилось, что предмет был современником Христа или даже Юлиана Отступника, то есть его возраст датируется пятью тысячами лет. Но в научных кругах эта находка не вызвала восторга – мало ли где он взял этот кусок дерева.

Надо сказать, что даже если версия с нахождением остатков ковчега на горе Арарат не подтвердится, у оптимистов поисковиков есть еще одна цель поиска – Тендрюк (Турция, 30 км южнее горы Арарат). Именно там турецкий летчик заснял объект, очень похожий на остов корабля. А затем американский исследователь привез из этого района окаменелости, схожие с корабельными балками. Есть еще масса версий, где может находиться корабль Ноя: возможно, это иранская часть Эльбруса или, даже, Краснодарский край.

Надо отметить, что слишком много в последнее время находят объектов в горах, которые по очертанию, напоминают корабль – и это значительно затрудняет поиск. Возможно, в таком подходе и заложена ошибка. Ведь слово «ковчег» в переводе звучит как «ящик». Ной строил свое плав средство не как корабль, в классическом его понимании (нос, корма), а просто как сундук. Вот как поручение Всевышнего описано в Библии: «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолой внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье жильё». Попробуем перевести это на современные меры длины. Итак, сундук должен быть длиной 157 метров, высотой 15 метров, а шириной 26 метров. Вмещал такой «ящик» где-то три этажа клетушек, имел воздухозаборник и дверь с боку всей конструкции. Да и не умел в то время иудейский народ строить корабли. Так что, если и искать Ковчег, то надо обратить внимание на поиск огромных просмоленных бревен или объекта, похожего на трехэтажный дом. Ною было дано задание: взять по паре всех видов животных, поэтому на ковчеге были, еще помещения для размещения всего этого зоопарка.

Возникает вопрос – а для чего современные люди заняты поиском Ковчега, которому уже более четырех тысяч лет? Верующие мечтают обнаружить святыни. Возможно, под святынями подразумеваются, забытые Ноем на ковчеге, вещи, которые воспринимаются, как артефакты. Но самое главное, искатели надеются найти любые священные тексты, связанные с путешествием Ноя по океанским просторам (это либо какие-нибудь записи самого Ноя или членов его семьи, либо книги, дарованные Всевышним).

Искатели с пытливым умом пытаются найти убедительные доказательства той информации, которая изложена в Библии.

Надежда найти ковчег в окрестностях Арарата достаточно призрачная. За прошедшие тысячелетия в горах периодически случались крупные землетрясения, склоны гор покрыты застывшей древней многослойной лавой. К тому же никому не удалось найти там хоть какие-нибудь следы морских отложений (ведь, если горы покрывала вода – они должны там быть).

Можно попытаться объяснить те находки, которые искатели ковчега могли принимать за его остатки (это и свидетельства летчиков, и путешественников, и альпинистов и т.д.). Так скалы часто имеют очень причудливую форму (с фантазией у матушки-природы все в порядке). Некоторые из них и могли выглядеть как остовы корабля. А доски? Так в древности вполне могли быть возведены в горах деревянные постройки. Например, загоны для скота – почему нет? Кстати, вот еще интересная информация в связи с этим допущением: на месте поисков Ковчега, в древности, находилось высокоразвитое государство Урарту. Жители этой страны, несомненно, возводили дома, выращивали растения на горных террасах и разводили скот.

Наш родной 21 век предоставил человеку достаточно технических средств для поиска утраченных артефактов, коим, несомненно, является и Ноев ковчег. Так один из исследователей, изучая карту, полученную спутником, обнаружил на горе Арарат образование, напоминающее по очертаниям корабль, вмерзший в лед. Так, что история с поиском корабля-спасения не закончена.

Для верующих Ной – «человек праведный и непорочный в роде своем», тот, кто, по свидетельству Библии, «ходит перед Богом», кто «обрел благодать пред очами Господа», и кто умер девятьсот пятидесяти лет от роду. Для науки Ной – всего лишь объект изучения. И если этот «объект» и жил, то был, возможно,...

Сенсационный зуд

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957?го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Ильхам Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.

Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».

Снимок, изменивший судьбу доктора Уайетта

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет.

– Для меня, как геолога, непонятна их убежденность в том, что это дерево, – говорит профессор геологии Лари Коллинз. – Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает.

Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

– Рассматривая это фото, я, прежде всего, подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ,– признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. – Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.

Склон Арарата: еще один ковчег?

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек – 157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров.

Впрочем, размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется – можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

– Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? – говорит российский исследователь Вадим Чернобров. – Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несмотря ни на что, и это тоже – лишь общие фразы. Разберемся детально.

Арарат – самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого – 5165 м над уровнем моря

Примерно полвека назад в одной из ледниковых расщелин на Арарате, на высоте 4 км французские археологи нашли еще одни деревянные артефакты. Позднее их удалось датировать 800 г. до н.э. – временами древними, но гораздо позднее предполагаемого плавания Ноя. Возможно, дерево было поднято на высоту для строительства, которое так и не было закончено.

Ноев эсминец

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

– Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, – говорит знаток судостроения Том Восмер. – Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Возможно, Ной и построил ковчег, только размеры его были куда скромнее.

Ян Брейгель Младший, «Сгон животных в Ноев ковчег» (XVII в.)

Каждой твари – по паре

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».

Считается, что нашу планету населяет 30 млн. видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое – «по паре» каждого вида (итого 60 млн. особей) – было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет.

Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай – 60 млн.), зато куда более реалистично.

Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась уже в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

От потопа – ни следа

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей... И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом... Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «... разверзлись все источники великой бездны»,– подсказывает Писание.

– Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников,– говорит Лан Плимер. – Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

В 1949 г. ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 г. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой – 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения. «Темная масса» на снимках может быть как подтаявшим снегом, так и простой игрой света и тени.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак – прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно – любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге – лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872?го года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.

«Ноев ковчег». Иллюстрация Гюстава Доре

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали – серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды – эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад.

А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир.
Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

– На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

Вероятно, пазл сложился.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

– В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, – комментирует специалист по древним судам Том Восмер. – Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна.

Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано», и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.

Спутниковый снимок местности в одном из районов Араратских гор, где, как предполагается, найдены останки Ноева ковчега

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной, чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет (неудивительно, что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни – сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило, чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя, действительно, довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии– год, если шумерскому эпосу – семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам. А вот возвращаться после наводнения обратно– в свой родной шумерский город Шурупак – шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг. Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех.

Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной из вавилонских табличек все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн – прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Альтернативное мнение

Оно, безусловно, есть. И заключается оно в том, что армяне, издревле населявшие окрестности Аратата, никто иные, как потомки Ноя. Годом основания столицы Армении Еревана – считают год основания урартского города Эребуни – 782 г. до н. э. Однако, армянские легенды говорят о том, что первые поcеления в этих местах появились еще во времена Ноя. Основным доказательством считается народная этимология слова «Еревац!» (Она появилась!), которое якобы произнес Ной после того, как из-под воды появилась вершина Малого Арарата.

Вид на Арарат со стороны Еревана

Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег».

Как бы то ни было, правду знает, похоже, только Ной, если он, действительно, существовал. Нам остается полагаться на факты и, вероятно, просто верить.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры