Джессика рэббит мультфильм. Джессика рэббит

Главная / Измена жены

Начну с того, что еще с раннего детства «Кто подставил кролика Роджера» являлся одним из моих любимых фильмов наравне с «Няньками», где главные роли сыграли братья Пол. Даже через такое большое огромное количество времени, фильм мне не разонравился. Действительно этот фильм можно смело называть сверх выдающимся, ведь в «кролике» впервые были использованы съемки, благодаря которым мультяшные герои могли играть главные роли наравне с живыми, реальными актерами. Также в этой ленте по-моему пока что единственный раз в истории кинематографа и анимации мультипликационные герои разных студий играют в одной картине и играю вместе, так одним из примером могу привести сцену где вместе играют звезда студии «Уорнер» забавный кролик Багз Банни и самый популярный мультипликационный всех времен и народов, мышонок Микки Маус из студии «Уолта Диснея». Также в фильме присутствуют знакомые многим персонажи вроде Гуфи, Даффи Дака, и даже летающий слон Дамбо, сцена с которым меня изрядно насмешила. Кстати юмор в «кролике» замечательный, немного пошловатый, но все равно замечательный, без каких-либо грубых и пошлых шуточек, которыми картины подобного жанра в последнее время напичканы до предела. Вообще эту ленту я могу смотреть бесконечно количество раз и когда нечего смотреть я с удовольствием включаю эту комедию, которую иногда смотрят со мной даже мои родители, которым также приключения в Мультауне очень нравятся. Ну а теперь немного поподробнее про сам фильм и про его сюжетную линию.

Сюжет рассказывает про переживающего творческий кризис актера мультяшку-кролика по имени Роджер, который однажды на съемках очередного комедийного анимационного шедевра пустил вместо звездочек, которые должны были появиться по сценарию, птичек, из-за чего очень сильно разозлил режиссера мультика и владельца студии, где и проходят съемки. Именно он принимает решение нанять известного в Мультауне детектива Эдди Валианта, которому предстоит добыть доказательство того, что жена кролика, шикарная Джессика Рэббит изменила своему мужу с владельцем корпорации «Акмэ», с которым у нее наладились хорошие отношения, но вскоре этот самый подозреваемый оказывается убитым, причем убивает его сто процентов нарисованный персонаж, так как убийство произошло с помощью рояля, который упал на богача с большой высоты и придавил насмерть. Теперь главным подозреваемым является безобидный кролик Роджер, у которого для совершения убийства были все мотивы и нету никакого алиби, подтверждающего что во время совершения убийства он находился в другом месте. Немного придурковатый, но забавный Роджер обращается за помощью к единственному человеку которому он доверяет, а именно к Валианту, которому из-за неугомонного кролика предстоит попасть в большую переделку, в которую также будут вовлечены судебный пристав Рок, который хочет наказать убийцу и банда хорьков, которые является помощниками злостного судьи, который не так просто, как кажется на первый взгляд.

Сценарий просто шикарный, ведь обычно когда создаются такие фильмы в последнее время пытаются скрестить жанр комедии и приключения, ну или же фэнтэзи, но в этой картине комедийный жанр хитро сплетен с детективом, который по своему строению очень сложен, но сценаристы постарались и в итоге получился первый в мире комедийный детектив, где нарисованные герои пытаются найти разгадку к тайне наравне с живыми актерами, про которых мне хотелось бы сейчас и рассказать:

«Вы не знаете, как тяжело жить женщине с моей внешностью!»

«А вы не знаете, как тяжело жить мужчине с моей внешностью и смотреть на то, как живёт женщина с вашей внешностью!»

Боб Хоскинс шикарен, ведь действительно, играть одному представляя что рядом с тобой мультипликационный персонаж очень тяжело, в основном морально, ведь я где-то читал что после роли в этой ленте у Боба некоторое время были галлюцинации, но могу сказать что эта жертва была сделана не зря, так как конечный результат просто невероятен, а номинация на «Золотой Глобус» в номинации «лучший актер в комедии» еще одно тому подтверждение. Здорово сыграл и Кристофер Ллойд , которому очень идет образ злодея и негодяя, который претворяется хорошим парнем, да и вообще образы необычных и немного безумных персонажей, у Кристофера получаются просто великолепно, да и вообще все роли Ллойда прекрасны и роль судьи Рока исключением не стала. Про реальных актеров больше писать бессмысленно, так как в основном на экране доминировали нарисованные герои, мне вот например больше всего понравился малыш Герман , особенно сцена где он валялся у себя в коляске с сигарой в зубах, ну и конечно обворожительная, сексуальная и попросту роковая красотка Джессика Рэбит , которая уже стала культовым персонажем, как впрочем и её муж, придурковатый и неадекватный кролик Роджер , который считает своей главной целью в жизни смешить людей, а не убивать их, что очень похвально, ведь мультяшки для подобной цели и создаются. Вообще все нарисованный персонажи шикарный, а тех, кто мне понравился больше всего я уже назвал. Про революционную технику совмещения живых актеров и мультипликационных я уже много писал, но скажу что благодаря её на свет появились фильмы вроде «Гарфилда», «Скуби-Ду» и многих других, так что можно считать что «Кто подставил кролика Роджера» революционная веха в истории кинематографа. Отрадно что режиссером очередного прорыва с технической точки зрения вновь стал Роберт Земекис , который ранее снял шедевральный фильм «Назад в Будущее». Могу сказать что с очень тяжелой задачей Роберт справился великолепно. В последние годы Земекис пытается снова открыть какую-то новую технологию и сделать очередной прорыв, но пока тщетно, ну а пока Роберт пытается порадовать зрителя чем-то новым, можно смотреть его старые «прорывы», коим «Кто подставил кролика Роджера» однозначно является. Чуть не забыл отметить замечательный саундтрек, написанный «вечным» композитором Земекиса, Аланом Сильвестри , у которого получилась очень веселая и динамичная музыка, которая блестяще подходит под действия происходящее в картине, так что за музыкальное сопровождение я однозначно ставлю высочайшую оценку.

«Так все-таки, чем он тебе нравиться, что ты вообще в нем нашла?»

«Нуу… с ним так весело!»

Итог: прекрасная лента, которую можно смотреть вместе с семьей не беспокоясь о том, будет ли кому-то скучно или не интересно, так как «Кто подставил кролика Роджера» должен понравиться абсолютно любому зрителю и создан как для малышей, так и для взрослых, которым фильм тоже должен понравится, а моя личная оценка самая максимальная которую только можно поставить, а именно.

И «Amblin Entertainment» комедийный художественный фильм , обладатель 3-х премий «Оскар» .

Картина примечательна тем, что в ней впервые в объёме всего фильма скомбинирована рисованная анимация и игра живых актёров. Действие фильма происходит в 1947 году в вымышленном Лос-Анджелесе , где анимационные персонажи (именуемые «мультяшками », англ. toons ) представлены как реальные существа, которые живут в настоящем мире рядом с людьми. В основном мультяшки проживают в районе Лос-Анджелеса, называемом Мультауном (англ. Toontown ) и представляющем собой подобие этнического поселения одной национальной группы (по аналогии с Чайна-тауном , населённом эмигрантами из Китая). Большинство мультяшек работают актёрами мультфильмов , другие зарабатывают обычными для людей способами (в том числе и незаконными).

Бюджет фильма составил 70 млн. долларов . «Кто подставил кролика Роджера» был одним из самых дорогих фильмов, выпущенных в то время, но затраты в конечном счёте покрылись кассовыми сборами более чем в 150 млн. долларов в кинотеатрах США . Лента предоставляет уникальную возможность увидеть мультипликационных персонажей от различных студий, задействованных вместе в одном фильме.

Сцены, сыгранные живыми актёрами, режиссировал Роберт Земекис , они снимались в основном на киностудии «Borehamwood» в Хартфордшире , Англия . Мультипликационный материал был режиссирован Ричардом Уильямсом и снят на его лондонской анимационной студии.

Сюжет

Кролик Роджер

Картина начинается с заглавных титров короткометражного мультипликационного фильма «Somethin"s Cookin», в котором принимают участие главный герой фильма антропоморфный кролик Роджер и малыш Герман (в действительности не младенец, а карлик). Роджер, согласно сюжету, оставлен присматривать за Германом, пока его мать ходит в парикмахерскую. Малыш выбирается из манежа и отправляется на кухню, где пытается с риском для жизни добраться до банки с печеньем, стоящей на холодильнике. Роджер, отвлёкшийся на некоторое время, обнаруживает пропажу Германа и пытается вернуть его в манеж, сам при этом попадая в те же неприятности, от которых пытается уберечь малыша. Когда на него падает холодильник, вокруг головы Роджера начинают кружить птички, раздаётся команда режиссёра «Стоп!» и оказывается, что вся сцена имела место на съёмочной площадке, а вместо птичек Роджер должен был по сценарию пустить звёздочки.

Недовольный рассеянностью Роджера владелец студии «Maroon Cartoons» Р.К. Марун нанимает частного детектива Эдди Валианта (Хоскинс, Боб|Боб Хоскинс) для следующего дела: ходят слухи, будто бы жена кролика, Джессика Рэббит (мультяшная роковая женщина) имеет связь на стороне. Марун хочет предоставить Роджеру доказательства измены, рассчитывая (как ни странно) что это поможет кролику сконцентрироваться на работе. Далее по ходу развития сюжета происходит убийство магната Марвина Акме, владельца компании «ACME» и Мультауна. Именно с ним встречалась Джессика Рэббит (проводя время за безобидной, на человеческий взгляд, игрой в «ладушки»), и первым под подозрение попадает кролик Роджер. У него есть мотив и нет алиби, а улики, найденные на месте преступления, указывают на то что убийца - мультяшка.

На след Роджера выходит судья Рок (Кристофер Ллойд) из Окружного верховного суда Мультауна и его подручные, банда хорьков из «мультяшного патруля» (англ. toon patrol ). Вопреки распространённому мнению о том, что мультяшку невозможно убить, Рок нашёл действенное средство: смесь ацетона , бензола и скипидара . «Сироп» , как его называют в фильме, способен растворить любого мультяшку, и поэтому Роджеру, несмотря на его мультипликационную природу, грозит вполне реальная смерть.

Единственный человек, способный помочь Роджеру доказать свою невиновность - Эдди Валиант, частный детектив , испытывающий определённые трудности с алкогольной зависимостью . В то же время основная сложность в том, что Валиант с некоторых пор ненавидит «мультях». Когда-то давно они с братом Тэдди Валиантом держали детективное агентство, и каждый обитатель Мультауна знал: если попал в беду, есть лишь одно место, где тебе помогут - «Валиант и Валиант». Но несколько лет назад во время расследования ограбления неизвестный мультяшка сбросил на них с Тэдди с 15-го этажа рояль , Эдди сломал руку, а его брат погиб. Тем не менее, Валиант берётся помочь Роджеру (вероятно, не столько из добрых побуждений, сколько чтобы насолить судье Року, но что ещё вероятнее, испытывая вину перед Роджером за сделанные фотоснимки, послужившие основанием для обвинения кролика в убийстве).

По ходу расследования Валиант приходит к выводу, что Роджер стал пешкой в крупной игре, и основные события касаются завещания убитого Марвина Акме, в котором тот собирался передать Мультаун мультяшкам в пожизненное владение. Некая компания «Cloverleaf Industry», скупающая по всему городу земельные участки, предложила муниципалитету приличную сумму за Мультаун, и Валиант начинает подозревать, что судья Рок нанят этой компанией и лично заинтересован в том, чтобы завещание не было найдено до наступления полуночи.

Позднее оказывается, что судья Рок является единственным владельцем «Cloverleaf». Он видел проектную документацию, согласно которой муниципалитет собирается проложить недалеко от Мультауна автостраду , и планирует обогатиться, застроив прилегающую к будущей автостраде территорию закусочными быстрого обслуживания, автозаправками и т.д. Если завещание не будет найдено, городские власти продадут Мультаун компании «Cloverleaf», и судья Рок зальёт город со всеми его обитателями «сиропом».

Эдди Валиант - Боб Хоскинс

Warner Bros.

  • Даффи Дак
  • Порки Пиг

Walter Lantz

  • Чилли Вилли

Русский дубляж

  • Всеволод Абдулов - Эдди Валиант
  • Игорь Тарадайкин - Кролик Роджер
  • Владимир Ерёмин - Судья Рок
  • Марина Тарасова - Долорес
  • Юрий Саранцев - Марвин Акме
  • Борис Быстров - Анджело
  • Алексей Иващенко - Дональд Дак
  • Вадим Курков - Микки Маус

Отзывы критиков

Хотя пробные показы фокус-группам предвещали провал, выход «кролика Роджера» в широкий прокат 21 июня 1988 года был встречен в целом положительно. Влиятельные американские критики Джин Сискэль и Роджер Эберт включили фильм в свои списки десяти лучших фильмов 1988 года . Эберт охарактеризовал его, как «лёгкий, очаровательный с первого и до последнего кадра игровой фильм, это весёлый, легкомысленный, дурашливый праздник, который только можно устроить с помощью кинокамеры» . Кинокритики с сайта Rotten Tomatoes поставили фильм «Кто подставил кролика Роджера» на 29-е место в рейтинге «Best of Rotten Tomatoes», в который заносятся фильмы со стопроцентно положительными отзывами .

Джессика Рэббит

Несмотря на то, что «Кто подставил кролика Роджера» считают классикой современного кино, фильм также имеет и негативные отзывы в свой адрес. Основная доля критики основана на противоречивом тоне фильма, в котором комичные мультипликационные персонажи наложены на мрачный сюжет фильма-нуар . Хотя сочетание этих двух составляющих было изначально задумано создателями фильма, некоторые чувствовали, что тон фильма слишком противоречив, из-за чего невозможно однозначно сказать, детский ли это фильм, или же фильм для взрослых. Явное и навязчивое использование темы секса (Джессика Рэббит) и бессмысленной жестокости (судья Рок), по мнению многих американских родителей и зрителей, в анимации представлялось неуместным .

Кульминацию фильма, в течение которой главные герои связаны верёвкой и в них вот-вот попадёт струя «сиропа» из брандспойта , называют слабой и неоригинальной. Анимацию фильма также критикуют за использование слишком большого числа лишних движений. Неподвижные элементы очень редко используются в «Кролике Роджере», и анимация, в основном, создана путём прорисовки «одиночного» кадра (анимировали каждый кадр, в отличие от более дешёвого, традиционного для телевидения метода анимации, где прорисовывают каждый второй кадр, то есть «парами»). Даже когда персонажи неподвижны, они всё равно продолжают двигаться (особенно Роджер, движения ушей которого были основаны на балетных па), и некоторые мультипликаторы отмечали излишек движений как ненужный и неуместный.

Фильм удостоен четырёх премий «Оскар» Киноакадемии : «Лучшие звуковые эффекты», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший монтаж фильма» и поощрительная премия Ричарду Вильямсу как «режиссёру анимации и создателю анимационных персонажей». Фильм выдвигался ещё на следующие номинации: «Лучшее художественное оформление», «Лучшая операторская работа» и «Лучшее звуковое оформление».

Вклад фильма в кинематограф

Фильм «Кто подставил кролика Роджера» открыл новую эру в американской анимации. С широким распространением мультипликации на телевидении начиная с 60-х годов эта область медленно деградировала до уровня т.н. «утренних субботних шоу» (низкобюджетных телевизионных мультсериалов). Даже такие гиганты мультипликации как Walt Disney Company не видели перспектив анимационного производства как главного направления деятельности . Этот дорогой фильм (стоимость производства 70 миллионов долларов - даже по нынешним меркам приличная сумма) был очень рискованным шагом для компании, и риск был оправдан позже превосходной окупаемостью. Это заставилодругие студии вернуться в область анимации: публика снова стала воспринимать мультфильмы как вид искусства, не обязательно ориентированного на малую зрительскую аудиторию. После кролика Роджера возобновился интерес к истории анимации и людям-легендам в этой области, таким как Тэкс Эвери , Чак Джонс, Ральф Бакши - они все уже воспринимались по-новому и получили благодарности и принятие от зрителей во всем мире.

Фильм интересен ещё тем, что, хотя он и снят на студии «Touchstone Pictures» (в сотрудничестве с «Amblin Entertainment» Стивена Спилберга), в кролике Роджере впервые (и по настоящий момент) персонажи от нескольких анимационных студий (таких, как «Universal Pictures », «MGM », «Republic Pictures», «Turner Entertainment», и «Warner Bros. ») появились одновременно. Благодаря этому впервые встретились в кадре Багз Банни и Микки Маус , Даффи Дак и Дональд Дак .

Кроме того, было выпущено три дополнительных короткометражных фильма, в которых фигурировали кролик Роджер, Джессика Рэббит и малыш Герман. Эти серии показывались в кинотеатрах перед различными фильмами студий «Touchstone» и «Disney» в попытках восстановить практику кинопроизводства короткометражной мультипликации. «Tummy Trouble» перед фильмом «Дорогая, я уменьшил детей » (эти серии входили в оригинальный выпуск фильма на «Диком Трэйси» и «Trail Mix-Up» перед «A Far Off Place». Все эти фильмы были выпущены в 1996 году на кассете под названием «The Best of Roger Rabbit», а в 2003 году на специальном выпуске Бербанке, Калифорния ; другие две серии были сняты на вспомогательной студии, расположенной на «Disney-MGM Studio» в Орландо .

Награды

  • Премия Оскар
    • Победитель за Лучший монтаж, Лучший монтаж звука, Лучшие визуальные эффекты.
    • Номинация за Лучшую работу оператора, Лучшие декорации, Лучший звук
  • Номинации на премии Золотой Глобус за Лучший фильм (комедию или мюзикл) и Лучшую мужскую роль (в комедии или мюзикле) (Боб Хоскинс)

О фильме

  • Автостраду, которую планируется построить через Мультаун, называют дорогой «отсюда и до Пасадены». Возможно, подразумевается автострада «Пасадена », берущая начало из центра Лос-Анджелеса (закончена в 1940-м и потеряла своё значение), или калифорнийское шоссе № 134, проходящее недалеко от Бербанка , Калифорния .
  • В 1991 году диснеевское подразделение «Imagineers» начало строительство тематического парка «Диснейленд » в Анахайме , Калифорния, полностью основанном на Мультауне из фильма «Кто подставил кролика Роджера». Мультаун Микки (англ. Mickeys’s Toontown ) под восторженные аплодисменты был открыт в 1993 году - так возник сказочный Город Мультяшек Микки в Волшебном Королевстве на озере Буэна Виста (англ. Buena Vista ), Флорида и Город Мультяшек (без добавления «Микки») в Диснейленде в Токио , в Японии . Калифорнийский и японский Мультаун предлагают экскурсии, основанные на приключениях кролика Роджера, и аттракцион «Jolly Trolley», и, конечно, «дома» Микки Мауса , Минни Маус и Гуффи, которые также представлены во флоридском Мультауне.
  • Согласно опросу проведенному компанией «Cadbury» в 2009 году среди британцев, Джессика Рэббит была признана самой сексуальной мультипликационной героиней за всю историю мультипликации.

Об анимации

Более сотни отдельных фрагментов фильма были объединены, чтобы совместить элементы живого действия и анимации. Сами анимационные персонажи были прорисованы вручную без компьютерной мультипликации (в отличие от трёх последовавших короткометражных фильмов); аналоговые оптические эффекты использовались для создания теней и освещения мультяшек, чтобы придать им более реалистичный объёмный вид.

О скрытых кадрах

  • Аниматоры спрятали несколько неожиданных сюрпризов в своём фильме. На кассете Laserdisc», был виден, среди прочего, телефонный номер главного администратора Диснея Майкла Эйснера.
  • В сцене, когда Эдди и Джесика вылетают из потерпевшего аварию такси Бенни, есть четыре кадра (по два с интервалом в две секунды), на которых создаётся впечатление что на Джессике нет нижнего белья . Walt Disney Company отозвала laserdisc-версии и выпустила другую партию дисков, утверждая, что это был неправильно окрашенный кадр. Также они заявили, что этот кадр можно было заметить не только на новом диске, но и на видеомагнитофоны с 2-мя головками, без помех в виде шумовых полос и потери цветности во время стоп-кадра. В поздних версиях этих кадров, анимация была переделана так что задирающееся платье открывает зрителю краешек белых трусиков (DVD 1999 года), или не позволяет увидеть белья совсем (DVD 2002 года).
  • Короткая сцена, где мультяшка малыш Герман делает сексуальный жест женщине (реальному актёру, а не мульту), присутствующая в изначальном наборе анимации, была вырезана из первого выпуска фильма на DVD, хотя этот спорный момент можно найти на выпусках на VHS, laserdisc и «Vista series» DVD.
  • Гэри Вулф, автор оригинального романа «Who Censored Roger Rabbit?», общается с множеством поклонников фильма посредством обычных писем и сети Интернет , составляя подробный список многих скрытых «сюрпризов» в фильме и в более позднем сериале «Кролик Роджер». Он раздаёт копии этого списка любому, кто попросит. Вулф также предъявил иск компании Диснея в 2001 году за невыплаченное вознаграждение, связанное с фильмом.

О персонажах

  • Мультфильмы Р. K. Маруна, в которых снимается кролик Роджер, называются «Малыш Герман и кролик Роджер» (или просто мультфильмы малыша Германа). Хотя Роджер бесспорно является центром внимания каждого из фильмов, его не считают звездой. Во многих анимационных сериях 1930-х и 1940-х годов комические персонажи второго плана (sidekick) подыгрывали симпатичному главному герою, в итоге вторичный персонаж всегда был тенью главного (например, Микки Маус в роли основного персонажа и его пёс Плуто).
  • Между Disney и Warner Bros. был заключён контракт, по условиям которого каждый персонаж, Багс и Микки, получат одинаковое количество экранного времени. Вот почему по сценарию Багс, Микки и Эдди вместе задействованы в сцене падения с небоскрёба , а также в финальной сцене на фабрике Акме; мышонок и кролик, согласно условиям договора, произносят абсолютно одинаковое количество слов в диалогах.
  • Изначально, согласно первому варианту сценария , судья Рок должен быть охотником, который стрелял и убил мать Бэмби . Таким образом в большей степени раскрывается его садистская , жестокая, и чёрствая природа по отношению к своим собратьям-мультяшкам. Однако предполагается, что Walt Disney Company отклонила эту идею, считая, что идея массового убийства более предпочтительна, не желая пугать маленьких зрителей этим персонажем больше, чем это требуется для эмоциональных целей фильма. Эта идея была позже использована в Диснеевском мультфильме «Красавица и чудовище », в котором предположительно Гастон (злодей) был тем, кто убил мать Бэмби. Точных сведений о том, кем же на самом деле был судья Рок, нет, большое число поклонников фильма теряются в догадках.
  • Большинство поклонников фильма вешают на Джессику Рэббит ярлык «чудовище Франкенштейна из богинь фильмов»: говорит голосом Лорин Бэколл (см. выше про озвучание Тёрнер), имеет ноги Бетти Грейбл , туловище и ягодицы Мэрилин Монро , грудь Джейн Мэнсфилд , волосы Вероники Лейк , глаза Марлен Дитрих , и певческий голос Джуди Гарланд (см. выше про исполнение Эми Ирвинг).

Анахронизмы

  • Действие фильма происходит в Голливуде 1947 года . Тем не менее, для многих персонажей, особенно для звёзд «Warner Bros.», использовались более ранние эталонные образы (для Багза Банни использованы два образца, один из которых был изъят из использования на «Warner Bros.» и «Lion Schlesinger Pictures» еще в 1943 году ; Бетти Буп представлена в образе, не использовавшемся еще с 1934-го года). Кроме того, есть несколько персонажей, которые появились позже 1947 года , но были включены в фильм по желанию съёмочной группы; например, Road Runner и Wile E. Coyote (любимые анимационные персонажи Роберта Земекиса, созданные Чаком Джонсом в 1948-м году). Появление мультяшек старше 1947 года можно объяснить идеей, что в мире фильма мультяшки - разумные существа, которые существуют независимо от людей, и что некоторые мультяшки уже жили в то время, но ещё не начали сниматься в фильмах.
  • По сюжету в конце фильма поросёнку Порки Пиг впервые приходит на ум его знаменитая фраза «Вот и всё, ребята!» (англ. «That’s all folks!» ); однако практически все мультфильмы серии Looney Tunes, оканчивающиеся этой репликой, были созданы до 1945 года .

Сценарист Питер Симан объяснил подобные ошибки тем, что целью фильма было «развлечение, а не история анимации».

Примечания

  1. Awards for Who Framed Roger Rabbit (англ.) - награды, полученные фильмом.
  2. Box office / business for Who Framed Roger Rabbit (англ.) - бюджет, сборы и прочая финансовая информация по фильму.
  3. «„Who Framed Roger Rabbit“ is sheer, enchanted entertainment from the first frame to the last - a joyous, giddy, goofy celebration of the kind of fun you can have with a movie camera» - из рецензии Эберта на «Who Framed Roger Rabbit» .
  4. Best of Rotten Tomatoes по состоянию на февраль 2008 года.
  5. В настоящее время на территории России фильм продаётся с пометкой «Не рекомендуется лицам до 18 лет».
  6. Who Framed Roger Rabbit, рецензия
  7. Например, в статье «Roger Rabbit Unframed » (англ.) говорится: «It’s plainly outlined in the 1988 movie Who Framed Roger Rabbit?: the evil auto giant, General Motors, bought up the beloved Los Angeles transit company, replaced its charming red streetcars with soot-spewing GM buses, and greedily pocketed profits while transforming L.A. from a balmy paradise into a smoggy, congested parking lot.».
  8. Riding Through Roger Rabbit’s World (англ.) : «Much of Roger Rabbit’s plot derives from Chinatown’s - the detective being set up, a past incident affecting the detective’s life, and corruption involving a public utility».
  9. Кто подставил кролика Роджера , раздел «Контекст».
  10. IMDB: Trivia for Who Framed Roger Rabbit : «Although the film’s title is a question, no question mark appears in the title, as this is considered bad luck in the industry».
  11. This film set a record for the running time of its end credits. Almost eight minutes!
  12. Мэй Куэстел (Mae Questel) в 1930-х годах озвучивала также персонажа Олив Ойл в мультипликационных фильмах про морячка Попайа . По непонятным причинам сам Попай в фильме «Кто подставил кролика Роджера» не фигурирует, что вызвало вопросы со стороны некоторых кинокритиков и историков мультипликации, считавших, что такое игнорирование мультгероя, ставшего культовым для целого поколения американцев (и не только) несправедливо.
  13. This movie marked the first time cartoon characters from both Walt Disney and Warner Bros. appeared together on screen.
  14. Trivia on IMDB
  15. Goofs for Who Framed Roger Rabbit (англ.)

Ссылки

  • Официальный сайт фильма (англ.)
  • Кто подставил кролика Роджера (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (англ.)
  • Фотографии со съёмок (англ.)
  • Печальная история сиквела (англ.)

Джессика Рэббит - мультипликационный персонаж, обладающий всеми свойствами роковой красавицы. Гэри Вульф написал романы, первый из серии которых - «Кто подставил кролика Роджера», где в одном мире есть живые люди и герои мультиков. После произведений автора появились комиксы на это тему и одноименный кинофильм Роберта Земекиса.

Раньше Джессика Крупник одевалась скромно, прикрывая свои пышные формы и узкую талию простыми, незамысловатыми нарядами. Ее красивые рыжие волосы были всегда завязаны в хвостик. Зеленые глаза, пухлые губки и длинные ресницы не так выделялись, потому что Джессика не придавала особого значения макияжу и косметическим процедурам. И в общем, весь вид у девушки был простецкий и не запоминающийся.

Джессика проводила свои дни на работе, профессия - секретарь на радиостанции. После встречи с кроликом Роджером вся ее жизнь полностью изменилась. Они ходили на романтические свидания, гуляли вместе. Джессика стала наряднее одеваться, больше следить за своей внешностью, поняла красоту платьев и распущенных длинных волос. Начальник девушки по имени Отто был шпионом Рейха. Ему этот роман пришелся не по душе, поэтому он решил похитить Джессику. Ее заставили читать лозунги нацистам, которые были в восхищении от внешности красавицы. Из плена мультяшку спас кролик Роджер, после этого они поженились, и девушка получила новую фамилию - Рэббит.

Жить стало лучше, семейная пара отлично ладила. Кролик получал роли в мультиках Маруна, а его жена пела в клубе «Чернила и краски». Она снималась в кино, по предложению режиссера Марвина Акме, который был владельцем города мультиков. Джессика полюбила длинное платье красного цветам с красивым декольте и соблазнительные перчатки такого же цвета.

Однако, вскоре, Джессике начали угрожать, заставляя ее быть с Марвином. Их отношения запечатлели на видео, и детектив Эдди предъявил пленку нанявшему его Акме, а также Роджеру. Оказывается, спланировал этот шантаж местный судья Рок. Он хотел получить власть в Мультауне и стать самым главным. После подставы кролика Роджера, он решил убить Акме. Рок также занялся поиском завещания Марвина, где речь шла о передаче дома для мультяшек.

Джессика решала справиться с делом сама, она искала мужа и занималась его спасением. Пытаясь завлечь детектива своей красотой, Джессика просила его помощи, но ничего не получилось. Джессика попыталась спасти и Акме, узнав, что убийца - судья, но было уже поздно. Ей удалось спасти только детектива, который подозревал ее. Теперь их силы объединились, только им помешали хорьки.
Склад «Акме» стал местом развязки сюжета, где Джессика с мужем и другом Эдди боролись за свою жизнь со злодеем. Рок хотел уничтожить мультяшный город, используя специальный «сироп». Его мечтой была постройка огромной автострады.
Детектив сумел победить Рока, на самом деле бывшего мультяшным хорьком. Судью растворили в его же «сиропе». Кролик был отпущен на свободу, а завещание оказалось на своем месте. В Мультауне наступил мир и покой.

Викки Дуган (Vikki Dougan) — модель, известная под прозвищем «Спинка ». Также известна как прототип мультипликационного персонажа — роскошной девушки Джессики Рэббит.

Викки Дуган родилась в 1929 году. Уже в 16 лет она стала участвовать в конкурсах красоты. За свою карьеру была , лицом рекламных компаний, а также снялась в нескольких фильмах. Первым фильмом Викки Дуган стал «Возвращение из реальности», где та сыграла главную роль.

Настоящая слава пришла к Викки Дуган в 1950-х, когда она познакомилась с публицистом Милтоном Вайссом. Вайсс предложил молодой красотке создать образ секс-бомбы, который бы смог поразить общественность и привлечь к её персоне больше внимания. Для этой цели Милтон заказал три эксклюзивных платья с полностью открытой спиной. После того как Викки Дуган стала появляться на публике в длинных, элегантных, стильных и одновременно с этим очень раскованных и открытых платьях, интерес к её персоне действительно возрос, а в прессе её быстро окрестили прозвищем «Спинка».

После успешного эксперимента, Викки Дуган появлялась практически везде именно в платьях с открытой спиной. В прессе постоянно публиковались статьи и фотографии Викки. Интересно, что в то время её даже не пускали на премьеры некоторых фильмов, так как поступали жалобы, что всё внимание зрителей она переманивает на себя. Однажды, когда её спросили, почему она носит только платья с полностью открытой спиной, Викки Дуган ответила: А что делать, если у меня такая маленькая грудь?! .

В 1960-х интерес к Викки Дуган у публики стал пропадать, так как все уже привыкли и к её образу и к платьям с открытой спиной, которые к тому времени носили многие девушки. В это время произошёл новый всплеск её популярности. Мультипликаторы, которые разрабатывали персонаж роковой красотки Джессики Рэббит, взяли за основу образ Викки Дуган. Для нового мультипликационного персонажа они скопировали не только платье с открытой спиной и постоянную манеру пытаться показать свою спину зрителям, но также многие черты характера, ужимки и манеру говорить. Самым известным анимированным фильмом с участием Джессики Рэббит стал фильм «Кто подставил кролика Роджера» 1988 года выпуска.

Джессика Рэббит «Кто подставил кролика Роджера» видео

Викки Дуган «Спинка», «Джессика Рэббит» фото

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры