Гардения пьеса. Женские verbatimы

Главная / Измена жены

Лаборатория молодых режиссёров в Театре имени Пушкина дала первые результаты. Спектакль Семёна Серзина по пьесе польского автора - Эльжбеты Хованец в переводе Ирины Адельгейм «Гардения» назван по имени прекрасного цветка.

Спектакль женский. В зале много было и мужчин, но всё же содержание более ориентировано на женщин.

Интересным приёмом начинается спектакль: сели рядком четыре исполнительницы и начали рассказывать истории из своей жизни, «про маму». И только Эльмира Мирэль сказала, что у неё история про папу, но это не по теме, и поэтому истории не будет!

В центре сюжета стоит судьба четырёх поколений женщин в одной семье. Прабабушка, бабушка, мать и дочь передают эстафету друг другу: пьянство, недовольство жизнью, мужчинами, неблагодарностью своего ребёнка и проч. А началось с чего? С того, что родители буквально продали ребёнка богатой бездетной чете евреев. А тут Вторая мировая война!

Прабабушка - Александра Урсуляк боролась с фашистами, участвовала в Сопротивлении. Меховая горжетка, великолепное лицо, причёска, большое плодовитое тело… Царственная осанка и взгляд!

Бабушка - Анастасия Лебедева - всё время меняющийся образ от ребёнка, вымазанного в маминой помаде, к подростку в шерстяной шапке (некий символ эстафеты, они передают эту шапку друг другу) и проч. Эту фишку актёрского таланта Анастасии я давно просекла и восхищена.

Мать - Эльмира Мирэль тоже вырастает из ребёнка, болтающего полиомиелитными ногами, и так же, как бабушка, заливает свои проблемы вином. Кстати, в этом месте резануло: «после советской вакцины заболела полиомиелитом». В своё время советская вакцина спасла Японию от эпидемии полиомиелита, так что не надо лишнего нагнетания ужасов!

Дочь - Наталья Рева-Рядинская, вроде бы, показывает выход из этой непрерывной эстафеты недовольства и скандалов, пьянства и нелюбви матери к дочери, а дочери - к матери. Она «читает Хеллингера» и «простила свою мать», но утверждает, что «мать должна простить свою мать» и проч. (У Хеллингера ведь сказано, что дети не должны вмешиваться в дела взрослых, брать их на себя, так что и у этой вряд ли что-то получится.)

Каждый монолог дублируется крупным планом лица актрисы на экране задника.

И зрительницы постепенно за следующий час начинают вникать в эту семейную генеалогическую историю четырёх женщин. И в конце, когда все четыре собираются на домашнее торжество, сыплют муку, льют воду, проворачивают мясо для пельменей - абсолютно без всяких «театральных условностей», - говорят о грядущей свадьбе младшей из женщин. Она сообщает, что беременна. И всё опять сводится к тому, что старшие кричат, что так любили свою дочь, внучку, а она неблагодарная и проч.

И вспомнился мне недавний комментарий Д.Гэблдон к одному из кусочков новой её книги из серии «Чужестранка». О чём нужно разговаривать с детьми, а о чём не нужно. Американская писательница считает, что нельзя детям говорить, чего стоила вам их жизнь, здоровье, воспитание, нельзя заставлять проявлять сочувствие к вам за то, что вы сделали или не сделали ребёнку. Это не их забота.

Благодарность ребёнка родителям - это умение воспитать уже своих детей достойными людьми. Это и есть результат вашего воспитания, то, ради чего вы ночей не спали и проч.

И в конце, когда эти, вроде бы любящие друг друга женщины опять начинают орать, обвинять и скандалить, уже просто истерика охватывает зрительный зал. Наверное, всё-таки преимущественно женщин, потому что каждая примеряет происходящие события на себя: как мать, как дочь, как пережившая то же самое или смотря со стороны и удивляясь, разве так можно?!

В этом, наверное, главный посыл спектакля: задумайтесь! Прервите порочную эстафету!

А я выполнила свою задумку. Голубая гортензия аж через полтора года (больше!) нашла Александру Урсуляк! Я всё-таки ей подарила цветок. Сидевшая рядом зрительница сказала, что моя гортензия очень обращает на себя внимание. А то я сомневалась, вдруг несолидно подходить с ней к артистке! Но зрительница согласилась со мной, что эта гортензия ассоциируется именно с Александрой Урсуляк!
И Александра, когда я к ней подошла, очень обрадовалась, так искренне поблагодарила, что мне стало приятно от её взгляда!

P.S. по поводу названия спектакля.
Заинтересовалась, что это за цветок. Гардения - декоративный цветок из семейства мареновых. На родине растёт в качестве кустарника. Родина - Япония и Китай. Тонко, чувственно и экзотично.

Но я не об этом, а о вездесущей «Чужестранке». Мало того, что я вспоминала по ходу спектакля размышления Дианы Гэблдон о том, что родители не должны требовать от детей благодарности и проч.

Оказалось, что цветок гардения назван по имени американского врача и натуралиста шотландского происхождения Гардена (1730-1791). И фамилия-то «садовая».

А как читательнице «Чужестранки», было интересно узнать из Википедии, что этот Гарден был знаком с отцом и сыном Бартрамами, садоводами и натуралистами из штата Пенсильвания, Джоном (1699 - 1777, «умер в прошлом году», говорит Клэр) и его сыном Уильямом (1739 - 1823).

То есть, собственно из Кингсессинга близ славного города Филадельфия. И Клэр именно в Кингсессинге, в садах Бартрамов, и воссоединяется окончательно, душой и телом, со своим вернувшимся из морской пучины возлюбленным мужем Джейми Фрейзером.

Поставил пьесу польского драматурга Эльжбеты Хованец «Гардения» - историю четырех поколений женщин из одного польского семейства. Спектакль охватывает период с начала Второй Мировой до наших дней, но фокусируется не столько на исторических событиях, сколько на личных историях героинь, которых сыграли , , и .


Акцент на личном задается в прологе, когда квартет актрис садится перед зрителем и начинает вспоминать истории из детства. В каждом по-своему трогательном воспоминании фигурирует (чаще всего, строгая) мать; лишь у Мирэль - случай с отцом, и она решает его не рассказывать. Затем актрисы распределяются по комнате-сцене: микрофон, стол под висящей лампой, фортепиано, экран на стене.

В спектакле мужчины тоже внесценические персонажи - призраки из воспоминаний, отчасти к которым и обращают монологи Женщина I, Женщина II, Женщина III и Женщина IV. По очереди они выходят к микрофону и пересказывают непростые биографии, вытекающие друг из друга. Лицо актрисы транслируется на экран, где предстает черно-белым, как на хронике; некоторые сцены разыгрываются в качестве наглядных, объемных иллюстраций (Урсуляк и Лебедева виртуозно изображают за столом ссору матери и дочери в поезде).

Похожим образом Серзин три года назад поставил по пьесе и Полины Бородиной спектакль «САШБАШ. Свердловск - Ленинград и назад », принесший ему номинацию на «Золотую маску». Там причудливо перемешивалась биография рокера и поэта Александра Башлачева , история уральского рок-клуба, воспоминания о студенческих посиделках и быте граждан постарше. «Гардении» тоже работают с наследственностью, личным пространством и - в первую очередь - памятью.


Мечтательную Урсуляк выдали замуж незадолго до войны, муж ушел в польское Сопротивление, она ему помогала, родила ребенка, после их пути разминулись - и у него образовалась новая семья. Их дочь (прячущая глаза под красной шапкой Лебедева) вырастает на контрасте к матери: строгая, собранная, уверенная в себе и презирающая алкоголь (героиня Урсуляк со временем начинает пить). Её дочь (Эльмира Мирэль) тоже растет в конфликте с матерью - и многое перенимает от бабушки: она любвеобильна, играет на пианино и не расстается с бутылкой. Её дочь (Рева-Рядинская) - уже тихая и современная девушка, которая не спешит замуж, а домашние обязательства делит с мужем. Не только узоры характера, похожие и всё-таки разные, как цветы гардении, как гены, но и тень традиций преследует семейство. В финале четыре поколения оказываются за одним столом и начинают хлопотать о свадьбе младшей женщины, которая об этом и не помышляла.

«Гардении» одновременно строятся на сопротивлении корням и мысли, что рано или поздно традиции всё равно возьмут своё. И в этом противоречии спектакль Серзина очень точно и честно сохраняет нерв не только личных трагедий, но и кисло-сладких семейных отношений.

. «Гардения» в Театре Пушкина ведет от интимных воспоминаний к дискуссиям на тему семьи и истории (Ведомости, 20.09.2017 ).

Гардения . Театр им. Пушкина . Пресса о спектакле

Коммерсант , 11 мая 2017 года

Польская рапсодия

"Гардения" в Театре имени Пушкина

В филиале московского Театра имени Пушкина показали премьеру спектакля «Гардения» по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец в постановке Семена Серзина. Рассказывает Роман Должанский.

Спектакль молодого петербургского режиссера Семена Серзина - плод лабораторной работы: в репертуаре Театра имени Пушкина актуальной драматургии практически нет, поэтому несколько молодых режиссеров были приглашены сделать эскизы спектаклей по современным текстам. И вот именно «Гардению» было решено превратить в репертуарный спектакль: камерная пьеса для четырех актрис в камерном же пространстве филиала Театра имени Пушкина выглядит уместно и звучит отчетливо.

Пьеса Эльжбеты Хованец - история четырех поколений женщин одной семьи. Монологи и диалоги в «Гардении» носят подчеркнуто частный, личный характер, но, конечно, история женщин неразрывно связана с историей Польши, и каждая из героинь соответствует определенному периоду в жизни страны (важно, что большая часть действия пьесы происходит не где-нибудь, а в Кракове, то есть в городе, являющемся символом национальной идентичности).

В списке действующих лиц женщины просто пронумерованы. Первая из них была взята на воспитание бездетной еврейской парой - приемные родители стали жертвами холокоста, сама она вышла замуж за польского офицера, но забеременела от офицера немецкого. Ее дочь можно считать олицетворением социалистической Польши: полунищета, серые будни и вынужденное равнодушие ко всему. Внучка воплощает посткоммунистические перемены и долгожданную свободу, которой трудно воспользоваться с толком. Наконец, правнучка - современная Польша, где развивается капитализм, можно зарабатывать деньги и рационально планировать карьеру.

Конечно, смотреть «Гардению» можно и без оглядки как на социальные аллегории, так и на контекст современной польской драматургии, в которой (пере)осмысление недавней истории, тема исторического предопределения и национальной судьбы занимают едва ли не главное место. В конце концов «Гардения» (цветок, который в семье непременно вплетали в свадебные букеты) - это прежде всего женские истории, в которых публика, по преимуществу состоящая из женщин, всегда найдет отзвуки своих собственных переживаний вне зависимости от времен и мест, о которых речь идет на сцене. Чтобы подчеркнуть эту близость, равно как и универсальность затронутых тем, Серзин даже придумал пролог, в котором четыре актрисы, усевшись рядком перед зрителями, для затравки рассказывают истории, видимо, из своей жизни. Документальный (ну или псевдодокументальный) пролог должен облегчить переход актрис к их ролям. А заодно еще раз подчеркнуть, что речь идет все-таки об актуальном театре.

Оттуда же, из арсенала актуальности,- микрофон и задник-видеоэкран, на который камера транслирует лица актрис во время их монологов. Собственно говоря, усиление звука и проекция мало что прибавляют, потому что в крошечном зале актрисы и так играют все время на крупном плане. И эти четыре индивидуальности - главное, что есть в спектакле. Каждая из героинь «Гардении» мечтает, чтобы ее жизнь сложилась счастливее и разумнее, чем у ее матери. В пьесе можно увидеть тему рока, предопределения, который словно генерирует, воспроизводит несчастье. Но в спектакле ставка обоснованно сделана на разность темпераментов, типажей и характеров.

Прабабушка Александры Урсуляк предстает дамой из прошлого - с манерами и претензиями, чуть авантюристкой, чуть спивающейся аристократкой. Ее дочь в исполнении Анастасии Лебедевой - маленькая «фашистка» в детской военной форме и с прилизанными выбеленными волосами. Внучка у Эльмиры Мирэль - неформалка в кожаной куртке и с копной рыжеватых волос. Наконец, правнучка Натальи Ревы-Рядинской - человек времен корпоративной этики, дресс-кода и унифицированной эмоциональности. Персонажи спектакля не рабыни времени, они не изображают старение и совершенно не зависят от бытовых деталей и примет эпохи. И только в последней сцене, когда все четыре собираются за столом, появляется плоть быта - мука, вода, тесто, мясо в мясорубке,- но, как оказывается, лишь для того, чтобы под песню «Богемская рапсодия» группы Queen расстаться со зрителем на том, что показанное не безысходная трагедия, а всего лишь игра.

Ведомости , 20 сентября 2017 года

Елена Смородинова

Семейный букет

«Гардения» в Театре Пушкина ведет от интимных воспоминаний к дискуссиям на тему семьи и истории

Режиссер Семен Серзин смог превратить лабораторию для четверых актрис в зрительский театр.

В середине лета прошлого года Театр им. Пушкина объявил о лаборатории для режиссеров, от которых ждали эскизов спектаклей малой формы для филиала театра. Среди требований – количество персонажей не больше восьми и по возможности готовый кастинг из труппы театра. Первым спектаклем, попавшим в репертуар по итогам лаборатории, стала «Гардения» Эльжбеты Хованец в постановке Семена Серзина.

Четыре женщины сидят рядком: аристократка из прошлого с кудрями и горжеткой из лисы на плечах (Александра Урсуляк), полумальчишка с зализанной короткой стрижкой и металлом во взгляде (Анастасия Лебедева), рыжая бунтарка в пачке и косухе (Эльмира Мирэль), офисная интеллектуалка в модных брюках семь восьмых (Наталья Рева-Рядинская). По очереди они вспоминают: как мама сходила на родительское собрание и узнала, что дочка вовсе не молодец, как мама посоветовала накостылять обижающим хулиганкам из школы, как мама с бабушкой узнали, что дочка в 22 года вдруг ждет ребенка, и повели ее в женскую консультацию... В этот момент зал, кажется и так раздобревший от, судя по всему, реальных воспоминаний актрис (а у кого нет подобных историй?), уже чуть ли не умиляется – последнюю историю рассказывает Урсуляк, совсем недавно родившая (первые спектакли актриса играла заметно в положении). В этот момент и наступает переход от невыдуманного пролога к тексту молодого польского драматурга Эльжбеты Хованец. Ее пьеса «Гардения», с одной стороны, довольно типичная попытка выяснить отношения со всем хорошим и плохим, что для тебя есть в слове «мама». А с другой стороны, «Гардения», названная по имени цветка из традиционных свадебных букетов, как и полагается современной польской пьесе, разбирается с вопросами национальной идентичности и с помощью истории одной семьи рефлексирует об истории страны – от Второй мировой и до сегодня.

Молодой петербургский режиссер, выпускник Вениамина Фильштинского Семен Серзин ставит по этой пьесе спектакль редкой простоты и точности, в котором каждая роль оказывается бенефисной в лучшем смысле слова и дает возможность по-новому взглянуть на актрис труппы. Минималистичные декорации, соло-выходы к микрофонам с камерой, транслирующей портрет актрисы на задник, – режиссер делает акцент на разности героинь и дает возможность актрисам развернуться в этой разности.

Урсуляк играет прабабку, женщину один (у Хованец героини просто пронумерованы). Взятая на воспитание парой евреев, вышедшая замуж за красавца польского офицера и родившая от офицера немецкого. Потерявшая и родителей, и мужа, и, кажется, саму себя, она растит нелюбимую дочь и спивается – весьма аристократично. Женщина один Урсуляк – полная противоположность прославившим актрису спектаклям Юрия Бутусова. Здесь актриса – воплощенная мягкость, манкость и очарование, приправленные зазором иронии.

Ее дочь, женщина два, – железный солдатик. В Лебедевой, играющей скрягу-трудягу практически воплощением идеального арийца, невозможно узнать девочку с окровавленными ногами из «Доброго человека из Сезуана». Женщина два – воплощение серой послевоенной Польши, в которой надо выживать.

Эльмира Мирэль, женщина три, – то ли панкующая, то ли хиппующая неформалка, пьющая и кутящая на деньги, заработанные скрягой матерью, Польша в момент перемен. А ее дочь, женщина четыре (Рева-Рядинская), – воплощение сегодняшнего унифицированного мира, где медитируют на прощение родителей, покупают жилье в новых районах и работают в крупных компаниях.

В финале все четыре лепят пельмени и поют «Богемскую рапсодию». Вероятно, про возможность принятия и своей истории, и себя. Но кажется, что про идеальную модель современного зрительского театра – с идеальным кастингом, внятностью артикулирования темы и готовностью вести диалог и с теми, кто в курсе культурных трендов, и с теми, кто зашел с бульвара.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры