Художник константин васильев. Славянский Мир: Константин Васильев

Главная / Измена жены
6 мая 2012, 20:24

Константин Васильев родился в Майкопе 3 сентября 1942 года во время оккупации. Вырос в поселке Васильево под Казанью. В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при Институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Константин Васильев был зачислен в эту школу, а в 1961 году с блеском окончил Казанское художественное училище. Мог писать в любой манере, переболел даже сюрреализмом. Художник оставил после себя около 400 картин, большая часть его творческого наследия – 82 полотна – хранилась в музее. Судьбе художника трудно позавидовать.Непризнаный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «итальянский синдром» и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна.Его картины пользуются невероятной популярностью и оцениваются во многие миллионы долларов.За 20 лет состоялось более полусотни персональных выставок в городах России, а также в Болгарии,бывшей Югославии,Испании. "Ожидание" "Встреча"
"У чужого окна"
"Жница" "Северный орёл"
"Гадание" "Весна" "Человек с филином" , последняя работа художника написанная незадолго до гибели. Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, насчитали даже четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Васильева, наверное, так и останутся тайной. Автопортрет Музей в Москве, где хранились 82 картины художника, создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это настоящие русские патриоты во главе с Анатолием Ивановичем Дорониным, любящие творчество Константина Васильева и преданные своему делу. Чтобы создать музей, три года обивались пороги правительства Москвы. Наконец дали в аренду разрушенный особняк, от которого осталось всего три стены. Потом, почти десять лет восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И вот, в 1998 году музей открылся. Но, земля в Москве - лакомый кусочек, много желающих отнять ее, на этой территории, где находится музей, планировалось построить 2 высотных здания. С 2005 года начались атаки на музей – рейдерские наезды, суды, поддельные документы, подписи… В конце концов, обманом были вывезены картины, якобы на экспертизу и не возвращены, судьба их неизвестна. В ту же ночь музей подожгли. А что еще можно было ожидать? Музеи в нашей стране почти бесправны, разве могут они постоять за себя?! Сатирик Михаил Задорнов,бывший одним из попечителей музея вот что сказал узнав о случившейся трагедии: …- Этот музей создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это особая каста людей. И сам художник – знаковая фигура. Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал. Но сейчас торгашеское время. Константин Васильев и торгаши несовместимы, как филармония и мясокомбинат. И, конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. Там земля, там ночной клуб можно построить. Мне противно даже говорить про это… Те, кто любит творчество Константина Васильева, мыслят по-старому. Они не могут и не умеют защищаться, и, конечно, у них все это отберут. Такое могло случится, только в равнодушном обществе, где правит золотой телец, нельзя забывать, что если нет духовной связи с прошлым страны, значит нет у народа и будущего. "Евпраксия" "Плач Ярославны" "Витязь" "Валькирия" "Скандинавский воин" "Вольга" В этом и есть главный смысл и задача музеев - помнить об истории и готовить людей к достойному будущему, они придают смысл существования человечеству. В прессе прошло известие, что мэр города Казани Ильсур Метшин распорядился предоставить новое здание в центре города для картинной галереи Васильева. Ильсур Метшин считает, что имя Константина Васильева должно быть одним из культурных брендов, «к которому необходимо бережно относиться и который должен быть доступным для туристов и горожан». Хочется сказать громное спасибо и низкий поклон Вам, Ильсур, хоть что-то будет спасено для потомков. В эту экспозицию войдут 96 картин художника, это те картины, что были в музеях Казани. К творчеству Васильева тянутся искренние люди с чистым сознанием, освобождённым от всех предварительных установок. Такие люди воспринимают искусство непосредственно и с первого же взгляда на картины Васильева чувствуют, что увидели что-то особенное и очень важное для них. Творчество Константина Васильева многопланово. В молодости он много экспериментировал в различных направлениях живописного модернизма, особенно – в сюрреализме и абстрактном экспрессионизме. Позже он назовёт эти свои увлечения ошибками молодости. Эти увлечение завело его в творческий тупик, после него почти 3 года он не брал в руки карандаш и кисти. К жизни Константина вернула природа и книги Достоевского, Алексея Толстого, Лескова, Гоголя и других классиков, а так же музыка Шостаковича. Классика побудила в нем чувство сопричастности к общенародной жизни. Он понял, что действительно прочную опору для своего творчества можно найти в многовековой традиции нашего народа, в созданной им великой культуре, в народных мифах, полных мудрости и героизма, в торжественной и могучей красоте природы. Поэтому, он создал так много известных работ на былинно-мифологические темы. "Русалка" "Гуси-лебеди" "Рождение Дуная" "Садко и владыка морской" "Алёша Попович и красна девица" "Бой со змеем" "Илья Муромец" "Василий Буслаев" "Вольга и Микула" Дитя войны, Константин родился в 1942 году, он много писал картин батального жанра, которые поражают своей пронзительной болью и решимостью побеждать. "Горят, горят пожары"
"Нашествие" "Прощание славянки"
"Парад в 1941" В небе над Берлином" "Маршал Жуков" Кроме того, он создал целую галерею замечательных портретов, а в пейзажной живописи, ему удалось передать суровую красоту северной природы. "Северная легенда" "Над Волгой" "Берег" "Свияжск" "Сумерки" "Излучина" "Заброшенная мельница" "Осень" "У тихой воды" "Отечество"

Музыка марша "Прощание славянки" мне известна с детства, всегда очень нравилась и была связана с праздничными событиями. Реальное значение марша я понял в армии и сейчас, по прошествии большого времени с тех пор, понимаю, что человеку, не ходившему в строю с оружием, не призывавшемуся и не демобилизовавшемуся понять все значение марша, очень трудно. Я имею в виду значение для Армии, в первую очередь - психологическое значение.
До весны 2010 года, так случилось, я не слышал марша со словами (попытки территориальные не в счет, так как для Армии страны они значения не имеют).
Я не в первом поколении человек технический, в этом своем предназначении никогда не сомневался, мне нравилось занятие моих родителей. Окончив институт и защитив диссертацию, я большую часть жизни посвятил оборонной промышленности, а все, что написал в стихах, служило как форма выражения мыслей и предназначалось только для самых близких. Мыслей о публикации никогда и не возникало.
В начале 80-тых, я не помню сейчас обстоятельств, дневников никогда не вел, на глаза мне попала иллюстрация картины Константина Васильева "Прощание славянки", она поразила меня тем, насколько художник сумел почувствовать дух и смысл музыки марша. Картина написана с элементами сюрреализма, которым художник владел, не побоюсь слова, абсолютно. И именно использование сюрреализма позволило решить в картине, казалось бы, некое противоречие в самом марше Агапкина - музыкальный жанр марша и название "Прощание славянки", то есть, прощание с одной стороны воинского подразделения (военный марш - музыка не для одного солдата) и одной женщины с другой стороны.
Васильев показал именно тот момент, когда воинство в строю сливается в один организм, с одной судьбой, нацеленной на Победу, которой подчинено все остальное, а женщина провожает уже их всех, ушедших.
Она также теряет свою индивидуальность и начинает олицетворять всех, оставшихся и ждущих. Тех, кто сохранит детей и обеспечит Победу трудом и Верой.
Именно эта картина и вызвала мысли, которые постепенно оформились в законченный текст. Как и все остальное это было написано для себя.
Все изменилось в майские праздники 2010 года, когда по телевизору я услышал "Прощание славянки" с текстом, понятно, что сразу, с экрана смысл текста поймать трудно, я отправился на Горбушку и обратился к продавцам с вопросом о марше со словами. Путем поисков нескольких удалось выяснить, что есть две записи: казачьего хора и Татьяны Петровой. В наличии у них был диск в исполнении Татьяны Петровой.
Текст был этот же, исполнение очень хорошее и эмоциональное, но поразило другое - ведь это по смыслу текста был не марш Российской Армии, а гимн гражданской войне.
После этого я начал запрашивать Интернет, чего ранее и в голову мне не приходило, и увидел еще несколько вариантов текста. Для меня было совершенно ясно, что не один из них не подходит для военного марша 1 Российской Армии, каковым почти сто лет был и останется еще надолго марш Василия Ивановича Агапкина.
Именно эти мысли и заставили меня обнародовать свой текст. Сегодня мне неизвестно, станет ли он именно тем самым, которого время почти целый век ждало, или найдется какой то другой. Это решит время и люди России. Я же внес свой вклад, то, что было в моих силах, для Соотечественников.

С уважением, Михаил Смирнов

От бескрайних просторов отчизны, от родных городов и полей
Нас поднимет могучая сила, что дана с молоком матерей.
Ты веками, Россия, стояла, лик твой будет потомкам сиять!
И дорог твоих к светлому храму никому не дадим осквернять!

Припев



Отведем от страны лихолетье, призывает нас Родина-Мать!
Под заветные стяги Победы собирается новая рать.
Оставляя всех тех, кого любим и, сливаясь судьбою в строю,
Свет родных очагов не забудем, отстоим честь и славу свою!

А свет любимых глаз -
Звездой путеводной для нас,
Звезда удачи,
Звезда надежды
В бою спасет солдат не раз.
Звезда удачи,
Звезда надежды
В душе храним твой свет всегда!

Мать-Россия, нас благослови!

Нам оставили деды наследство: в нем наука – врага побеждать!
И с Любовью, Надеждой и Верой отчий дом от беды сохранять.
Память доблести предков бессмертна, побеждаем мы с грозным УРА!
Реют гордые наши знамена, нам нести их настала пора.

И вновь звуки труб в поход нас зовут,
В священном строю с врагом сойдемся мы в бою!
Пусть вновь звуки труб в поход нас зовут,
Славянки наказ всегда ведет к Победе нас.

Мать-Россия, нас благослови!

Другой вариант третьего куплета

Нам оставили деды наследство: в нем наука - врага побеждать!
И с Любовью, Надеждой и Верой отчий дом от беды охранять.
Для России нет рабского плена, тверже шаг и плотнее наш ряд,
Реют по ветру наши знамёна, дух победы зовет в свой парад!

Рецензии

Полностью с вами солидарен. Мне приходилось маршировать по плацу под военные марши. Ощущения незабываемые, особенно - когда под марш «Прощание славянки». Это особое уважение, которому не удостаивались офицеры и даже генералы.

А вот дембеля удостаивались всегда, какими бы разгильдяями они ни были. Я тоже не «белый и пушистый» - за мной чего числилось, однако когда слышу «Прощание славянки», так и хочется встать и отдать честь даже без головного убора. Настолько этот марш пронзителен и неповторим. И огромное число «левых» слов к нему только указывают на его значимость и уникальность.

С уважением,
Виктор Аннинский, в своё время курсант и сержант доблестных железнодорожных войск, которого угораздило попасть даже на БАМ.

Алексеевич, картины которого будут рассматриваться в этой статье, не относится к числу известных художников, чьи работы продаются на аукционах за баснословные суммы. Однако этот факт совершенно не уменьшает его заслуги перед отечественным искусством. За свою недолгую жизнь живописец, известный также под псевдонимом Константин Великоросс, оставил около 400 произведений, среди которых наиболее интересными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, графика, полотна в сюрреалистическом стиле.

Краткая биография

Советский художник Константин Васильев появился на свет в 1942 г. в оккупированном немцами городе Майкопе (Краснодарский край). Его отец Алексей Алексеевич — уроженец Петербурга, инженер, любитель литературы и природы. Мать будущего Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

После войны мальчик с родителями переезжает в Казань, а в 1949 г. — в расположенный под ней живописный посёлок Васильево. С детства Константин увлекался рисованием, показывал небывалый для своего возраста талант в написании акварельных картин. На протяжении четырёх лет (с 1957 по 1961 г.) он учился в Казанском художественном училище. После окончания учёбы преподавал в средней школе рисование и черчение, а также работал художником-оформителем.

Обращение к сюрреализму и экспрессионизму

Как многие живописцы, некоторое время находился в поиске своего художественного стиля Васильев Константин Алексеевич. Картины его раннего периода напоминают сюрреалистические произведения Пикассо и Дали. К ним можно отнести «Апостола», «Струну», «Вознесение». Увлёкшись сюрреализмом, Васильев быстро охладел к нему, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте глубинных чувств.

Следующий этап своего творчества советский художник связал с экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным и не способным к выражению глубоких мыслей.

Создание картин в русском стиле

Художник Константин Васильев, биография и творчество которого описываются в этой публикации, смог раскрыться по-настоящему только после того, как начал рисовать пейзажи родного края. Природа вдохновила его на создание картин в исконно русском стиле. Постепенно пейзажи он стал дополнять изображениями людей. Параллельно Константин Алексеевич увлёкся изучением исторической литературы, русских былин и мифов. Чем больше он узнавал о прошлом своего народа, тем сильней ему хотелось воспроизводить сцены из его жизни на холсте. Именно здесь художнику удалось максимально раскрыть свой талант. Черпая вдохновение в русской культуре, Васильев пишет самые известные свои произведения: «Северный орёл», «Ожидание», «Человек с филином". Прославился Константин Алексеевич и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

Критика художника, его смерть

К сожалению, не смог добиться признания своего таланта Васильев Константин Алексеевич. Картины его, обвиняемые в русском фашизме, преследовались коммунистической властью. Их беспощадно критиковали, называли «несоветскими». Мастера неоднократно призывали прекратить рисовать. Только несколько раз за жизнь произведениям художника посчастливилось побывать на выставках, проходивших в Москве, Казани и Зеленодольске.

Жирную точку в творчестве поставила смерть Васильева Константина. Художника, которому было только 34 года, сбил поезд. Случилось это 29 октября 1976 г., через несколько дней после того, как он закончил работу над своим самым известным полотном «Человек с филином». Похоронили Константина Васильевича в родном посёлке Васильево, в той самой берёзовой роще, где он любил черпать вдохновение от природы.

раннего этапа творчества

По картинам разных периодов интересно следить за тем, как совершенствовалось мастерство Васильева с годами. В его произведении «Вознесение», написанном в 1964 г., прослеживается подражание Сальвадору Дали, у которого есть работа с аналогичной тематикой. Однако, присмотревшись внимательнее к картине советского художника, можно увидеть совершенно новую трактовку истории о вознесении Христа. Иисус у Васильева изображён не умерщвлённым, как принято, а живым. Его лицо выражает тревогу о дальнейшей судьбе человечества. Константин Васильев — художник, который с помощью своего полотна заявил: смерти неподвластна не только душа Спасителя, но и его тело.

«Икона памяти» была создана в годы, когда Константин Алексеевич находился в поисках своего стиля и создавал картины в жанре Данная работа художника — это не просто романтический коллаж, она представляет собой воспоминания о его нежных чувствах к девушке по имени Людмила. В неё Константин влюбился в 20-летнем возрасте. После разрыва с барышней он уничтожил все её фотографии. Обрывки снимков Людмилы сохранила мама художника. Они и послужили впоследствии основой для создания «Иконы…», символизирующей образ потерянной любви творца.

Васильев Константин Алексеевич: картины последних лет жизни

Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

«Человек с филином» является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой. На ней мастер изобразил умудрённого жизненным опытом седовласого старца, держащего в правой руке свечу. Он устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Зрители по-разному воспринимают сюжет картины. Кто-то видит в старике Бога, а для кого-то он — воплощение земной мудрости. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение. Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли – не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ .или пишите на почту [email protected] Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Роза ЧАУРИНА

Судьба и творчество
Константина Васильева

Газета “Советская Россия” (22.08.1987) опубликовала строки из письма читательницы Лебедевой из Подмосковья: “Мне было очень приятно узнать о выставке в Коломне картин художника Константина Васильева. Но... выставка закрылась и теперь, может быть, больше никогда не откроется вновь. Картины находятся в плачевном состоянии... Если Союз художников не может помочь спасти гибнущие картины, то, я уверена, энтузиасты соберут необходимые средства для реставрации. Я очень хочу, чтобы мои дети могли видеть это чудо”.

И энтузиасты нашлись. Они-то и добились, чтобы в Москве, в зале Союза художников СССР открылась выставка К. Васильева. Отзывы посетителей этих выставок были не только содержательными, но и эмоциональными. Это были отзывы-впечатления, отзывы-характеристики, отзывы-пожелания... Например: “В его картинах бьется живое сердце художника”, “Ни на кого не похожий”, “Необычный, свежий, искренний, поэтический талант”, “Феноменальное явление”, “Живописное чудо”, “Несомненно, все это - проявление редкого таланта, огромного трудолюбия и понимания своего места на земле... Он оставил о себе большую память состоявшегося художника, внес свой вклад в культуру человечества” (дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР А. Леонов).

О каком же чуде идет речь и как сложилась судьба художника Константина Васильева?

Малая родина

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года на юге страны в городе Майкопе. Его отец - Алексей Алексеевич - в Великую Отечественную войну был партизаном. После войны отца направили налаживать производство на один из заводов под Казанью. Вот там-то, в поселке Васильево, и прошли детство, юность и зрелые годы художника. Поселок располагался в живописном месте: его окружали богатые леса, где тихая Свияга соединяла свои воды с величавой Волгой.

Автопортрет. 1968

Мать Константина - Клавдия Парменовна - была женщиной незаурядного природного ума. Все свое свободное время она отдавала детям. Костя на всю жизнь запомнил, как они с матерью ходили на берег Волги, любовались рекой и древним Свияжском. Девятилетний мальчик любил слушать рассказы матери о том, как давным-давно, когда Иван Грозный осаждал Казань, он повелел выстроить здесь крепость. И была она заготовлена в Нижнем Новгороде, потом пригнали ее плотами и построили в две недели на Столовой горе среди заливных лугов - “Казанскому хану как бельмо на глазу...”.

Уже тогда, слушая рассказы матери, Костя не мог не рисовать. Он делал множество зарисовок крепости в своем альбоме. А потом, став художником, Васильев часто бывал здесь и с высокого берега Волги, с Лысой горы, смотрел на Свияжск, где, по преданию, стоял царь Иван Грозный. Появилось желание написать картину. И в 1967 г. художник пишет ее и называет “Свияжск”. На полотне - город-крепость в разливе рек. Ощущение такое, будто художник сам побывал здесь в то далекое-далекое время.

Свияжск. 1967

Клавдия Парменовна сумела собрать хорошую домашнюю библиотеку. Это дало ей возможность познакомить детей и с русским устным народным творчеством, и с классической литературой, и с шедеврами мировой литературы и искусства. Пройдут годы - и это принесет свои плоды: Васильев напишет целую серию картин “Русь былинная”. Это будет не простое любование стариной, которое порой сводится лишь к стилизации. Нет! Это подлинный, глубинный интерес к историческому прошлому своей страны, стремление найти в нем и понять истоки того мужества, стойкости и патриотизма, коими всегда был славен русский народ.

Одна из картин этой серии называется “Вольга и Микула” (1974). Она написана по мотивам одноименной былины. Однажды славный богатырь Вольга Святославович выехал с дружиною своею во чисто поле и услышал в поле пахаря-оратая: “Как орет в поле оратай, понукивает. А у оратая-то сошка поскрипывает. Да по камешкам омешики почирикивают...” “Едет Вольга к оратаю день, едет другой, едет и третий и, наконец, увидел его, этого пахаря...” Вот этот момент встречи Вольги и Микулы Селяниновича изобразил Васильев. Смелый композиционный прием художника выделяет фигуру пахаря Микулы - подлинного хозяина своей земли, труженика, который и пашет, и сеет, и кормит, и защищает, когда приходит нужда.

Постоянный интерес Васильева к литературе, в особенности к произведениям устного народного творчества, приводит его к более глубокому осмыслению мировой классики, эпоса разных народов, северных саг, мифов Древней Греции...

Появляются иллюстрации художника к его любимым литературным и музыкальным произведениям: рисунки к романам и повестям Ф.М. Достоевского, П.И. Мельникова-Печерского, Габдуллы Тукая (известного татарского поэта); серия иллюстраций к тетралогии Р. Вагнера “Кольцо нибелунга”, созданной по мотивам скандинавских сказаний...

К 1971 г. относится картина Васильева “Валькирия над сраженным воином”. В скандинавской мифологии Валькирии - это воинственные девы, дарующие победу в битвах. После сражения они отбирали храбрейших из павших воинов, чтобы унести их в обиталище богов и героев - Валгаллу. Картина, созданная художником, впечатляет.

Творческие успехи

Из рассказа матери: “В одиннадцать лет Костю приняли в художественную школу при Институте имени Сурикова. Поучился немного, а тут у мужа случился инфаркт, осталась я одна с детьми. Пришлось забрать Костю из школы - помощник был нужен... Потом в Казанское художественное училище приняли его - без экзаменов сразу на старший курс”.

Здесь, в училище, Константин впервые услышал о знаменитом золотом сечении, к которому прибегали античные художники, создавая свои неповторимые творения. И с тех пор, приступая к каждой новой работе, всегда начинал с того, что мысленно пытался определить на холсте ту основную точку, куда должны были стягиваться, как к невидимому магниту, все сюжетные линии картины. Став художником, Васильев постоянно помнил об этом.

Нежданная встреча. 1970-е

Казанское училище Васильев окончил с отличием по специальности театральный декоратор. Его дипломной работой стали эскизы к драме А.Н. Островского “Снегурочка”. В них ему удалось мастерски соединить в одно целое и сценическую условность, и лаконизм выразительных средств, и тонкую лиричность пейзажа.

После окончания художественного училища Васильев работал оформителем, а картины писал по ночам. Известно высказывание Н.А. Бенуа: “Сколько в картинах Васильева поэзии, любви к природе, изумительной музыкальности, и с каким чудесным живописным мастерством он умеет все это выразить! Я совершенно очарован творчеством этого большого и истинного художника”. Такая оценка выдающегося художника-сценографа нашего времени дорогого стоит.

В 1973 г. Васильев пишет картину “Плач Ярославны” на сюжет памятника русской литературы “Слово о полку Игореве”, где сознательно использует принцип театральной декорации. Картина была задумана как часть триптиха, но завершить его художник не успел.

В цикле картин “Русь былинная”, воскрешая полусказочный, полуисторический мир былин, художник поднялся до философских обобщений. Близость к фольклору видна не только в трактовке образов героев русских былин - Ильи Муромца и Микулы Селяниновича, Святогора и Вольги, Садко и Василия Буслаева, - но и в особенностях стилевого решения. Привлекает внимание, к примеру, орнамент, использованный в картинах. Чтобы лучше изучить и выверить детали заинтересовавших его древних рисунков, элементов старинной одежды, резьбы, соответствующих именно той эпохе, когда действуют герои, Васильев обращается к архивам, много работает с различными документальными источниками.

По архивным материалам художник изучал и символику. Поэтому некоторые его картины можно не только смотреть, но и “читать”. Одна из таких картин называется “Огненный меч” (1974). Сделав героем картины русского былинного богатыря Вольгу, Васильев указал на его преемственную связь с древним славянским божеством Сварогом, вложив в руки Вольги огненный меч - символ этого языческого бога огня.

За несколько дней до трагической гибели Васильев закончил свою самую загадочную картину - “Человек с филином”. Она представляет собой сложнейший философский символ - образ человека, воплотившего в себе силу, мудрость и мощь русского народа. Изображенный на полотне папирус со словами, означающими псевдоним художника - Константин-Великорос, - сгорает в пламени, символизируя самосожжение художника на огне искусства. Из этого пламени рождается молодой дубок - росток могучей будущей жизни. Свеча в руке - все тот же символ горения души человеческой. Плеть в руке человека - символ воли и власти над собой и врагами. “Человек с филином” - собирательный образ землепашца, сказителя былин, охотника и мудреца.

Долгий путь к зрителю

Уже первая персональная выставка работ К. Васильева, состоявшаяся в г. Зеленодольске 29 октября 1976 года, вызвала настоящее паломничество. И надо же было случиться такому - именно в этот день жизнь художника трагически оборвалась. Ему было 34 года...

О его творческом наследии позаботились энтузиасты, влюбленные в его картины. Но отношение к его творчеству было и остается неоднозначным. Равнодушных нет. “Он любитель, дилетант, - говорят одни. - Может быть, там есть поэзия, свои мысли, символы, образы, свой взгляд на мир - мы не спорим, но там нет профессиональной живописи”.

Человек с филином. 1976

Лесная готика. 1973

Осень. 1973

Дом на опушке. 1960-е

“Он чудо!” - восклицают другие. И добавляют, что не могут мысли и символы воздействовать на людей сами по себе. Это были бы только лозунги, отвлеченные знаки. Поэзия тоже не может существовать в невоплощенном виде. И, напротив, если картина сверхграмотна и профессиональна, но нет в ней ни поэзии, ни мысли, ни символа, ни своего взгляда на мир, если картина не трогает ни ум, ни сердце, скучна, уныла или просто мертва, духовно мертва, то зачем это грамотное соотношение частей и пропорций? Тут главное, видимо, именно в одухотворенности картин Константина Васильева.

Живопись трудно пересказывать. Ее нужно смотреть! В 1987 г. в Москве, в зале Союза художников СССР открылась выставка произведений Константина Васильева. И хотя не было ни достойной рекламы, ни афиш, ни оповещения, толпы посетителей устремились в выставочный зал. Народная молва заменила рекламу...

Через двадцать два года после смерти художника открылся Музей творчества Константина Васильева.

“Очей очарованье...”

Пейзаж... Для К. Васильева русская природа не только раздольна и величава, но еще лирична и задушевна. Изображая человека в органическом единении с природой, художник как бы еще раз напоминает нам, что человек - это высшее проявление творческих сил природы.

Картины, на которых пейзаж не фон, а главное действующее лицо, занимают важное место в творчестве художника. Васильев писал его и с натуры, и по памяти, но чаще всего - в свободной импровизации. Именно так была написана, например, “Осень” (1973). Земля, высокое-высокое небо, сказочно красивый осенний лес - зритель понимает, что

Лето быстрыми шагами
Пробежало по росе
В сарафанчике зеленом,
С незабудкою в косе...

Осень, рыжая плутовка,
Незаметно подошла,
Расписала листья ловко,
Краски яркие нашла.

Вслед за поздним бабьим летом
Опустеют лес и сад,
Разлетится с буйным ветром
Разноцветный листопад.

Ирина Бутрилова
(лицей № 1564, Москва)

Разноцветные осенние листья, конечно же, “разлетятся с буйным ветром”, но в памяти тех, кто видел картину “Осень”, она останется надолго.

“Красавица миру на диво...”

Женские образы, созданные К. Васильевым, прекрасны. Что ни полотно - то яркий, запоминающийся характер: “Ожидание”. “Жница”, “Нечаянная встреча” (в некоторых случаях репродукции этой картины имеют другое название: “Встреча у окна”, “У окна”, “Под чужим окном”).

Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд свое представление о русской красавице. Для Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые независимо от внешности делали русскую женщину красивой.

Эту картину, поражающую глубоким психологизмом, одухотворенностью, филигранной техникой письма, трудно трактовать как-то однозначно. В минуту каких душевных переживаний запечатлел художник своих героев, о чем он хотел нам поведать, можно только догадываться. То, что двое этих молодых людей бесконечно любят друг друга, мы понимаем при первом же взгляде на них. Но если он, весь во власти своего неудержимого порыва, готов отстаивать свою любовь, то ее чувства что-то сдерживает. Но что? Страх или гордыня? Или природное чутье, более свойственное женскому сердцу, подсказывает ей, что не время им сейчас думать о своей любви?..

Прощание славянки. 1975

Зритель, конечно же, обращает внимание на то, что на картинах Васильева, где ему нужна была прекрасная женщина, - одна и та же модель. Но кто она? Кто-то предполагал, что это мать художника, другие утверждали, что его сестра... А в очерке Владимира Солоухина “Продолжение времени. Письма из разных мест” мы читаем: “Потом, когда удалось увидеть другие картины Васильева, оказалось все же, что не сестра. Есть у него портрет Лены Асеновой. Нетрудно увидеть, что она и служила художнику моделью для многих картин”. Однако вполне возможно, что красавицы на полотнах Васильева вобрали в себя черты всех упомянутых здесь женщин.

Художник и музыка

Музыку Константин Васильев любил всю жизнь. С ней он не разлучался и тогда, когда создавал живописные полотна или графические работы. Он владел секретом глубокой связи цвета и музыки. А еще мечтал почти все свои картины показывать с музыкальным сопровождением. Поэтому совсем не случайно, что в цикле его графических листов особое место занимает галерея портретов известных музыкантов. Моцарт один из них. Моцарт у каждого свой... У Константина Васильева тоже был свой Моцарт, такой, каким мы видим его на графическом рисунке.

Именно музыка навеяла художнику некоторые темы для его картин. Так, например, русская народная песня “Горят, горят пожары...” дала Васильеву эмоциональный импульс для написания картины с одноименным названием, а под впечатлением от музыки военного марша “Прощание славянки” художник создал удивительное по силе своего воздействия на зрителя живописное полотно с таким же названием.

Картина “Прощание славянки” ассоциируется с трагической и героической страницей истории нашего отечества - Великой Отечественной войной. Мужчины уходят на фронт, а на обочине дороги стоит женщина с девочкой, которую она прижала к себе как самое дорогое, что у нее остается. Женщина неотрывно смотрит на уходящую колонну бойцов - и мы понимаем, что там, в этой колонне, и ее муж... Кажется, что мы даже слышим размеренный звук удаляющихся шагов, в ритм которых вплетаются симоновские строки: “жди меня, и я вернусь... только очень жди... жди... жди... жди...”. А в глазах женщины будто бы ответ на это звучащее как заклинание “жди”.

Теме войны в творчестве Васильева отведено значительное место. Как бы продолжая свою былинно-богатырскую “симфонию”, он создал такие полотна батального жанра, как “Нашествие”, “Тоска по Родине”, “Парад 41-го”, “Маршал Советского Союза Г.Н. Жуков”.

Мечта Константина Васильева показывать картины с музыкальным сопровождением сбылась. После его гибели. Исполнилось и желание любителей живописи Васильева, чтобы его картины заняли достойное место в музее художника. Сегодня в Музее творчества Константина Васильева рассказ экскурсовода сопровождается музыкой.

И если бы меня спросили: “Так какой же он, художник Константин Васильев?” - я бы ответила: “Константин Васильев у каждого свой”.

Омешек – сошник, лемех

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры