Коза драная значение выражения. Кто хозяин сидоровой козы

Главная / Измена жены

Наверняка каждый человек слышал такое выражение - «Пороть как сидорову козу». Яркое и экспрессивное выражение, смысл которого, в принципе, понятен и без его пояснения. Но, всё же, подавляющее большинство людей не знают, откуда оно появилось, и причём тут вообще какая-то коза. Что ж, вот об этом сейчас и следует рассказать.

Почему именно Сидор?

Ни для кого не является секретом то, что конкретные источники многих пословиц и поговорок неизвестны. В случае с пресловутой сидоровой козой - то же самое. Есть, правда, интересное мнение по этому поводу. Якобы в русском фольклоре когда-то существовали произведения (вероятно, сказки), в которых действующими лицами были такие персонажи, как Макар с телятами, Кузька с матерью и Сидор со своей козой.

Потом, с течением времени, произведения утратились и забылись. Но персонажи остались - они просто перекочевали во фразеологизмы, поговорки и пословицы.

К слову, имя Сидор имеет греческое происхождение. Означает дар Изиды - богини плодородия. Из положительных качеств людей с этим именем во все времена отмечались задатки лидера, изобретательность и оригинальность мышления, а из отрицательных - несдержанность в гневе, категоричность и излишняя самоуверенность.

Предпосылки и варианты толкования

Что ж, конкретного «исторического» рассказа, который мог бы объяснить происхождение выражения с упоминанием сидоровой козы, нет. Впрочем, это же касается и многих других случаев, когда фразеология отталкивается от какого-то будничного имени. Но, всё же, используются они активно.

Есть такая поговорка - «На Сидора-попа ни одна беда не пришла». Мориц Ильич Михельсон - толкователь русской фразеологии и педагог - связывал с ней и выражение про сидорову козу. Если быть точнее, у него было такое предположение, что обе эти фразы имеют друг к другу отношение.

Вообще, во всех других пословицах, Сидор тоже представлялся как поп, причём очень богатый и мелочный. Но причём тут коза? Всё просто. Фразеологизм «сидорова коза» олицетворяет стремление к мести ему - коль уж он сам недосягаем, то пускай хотя б его скоту достанется как следует.

В других языках

Имеется ещё несколько других версий, объясняющих, что же значит выражение «сидорова коза». Считается, что изначально вообще ни о каком парнокопытном животном речи и не шло. Якобы, получившийся фразеологизм - искажённый арабский оборот «садар каза».

Можно догадаться, что ничего хорошего он не означал. «Садар каза» - это приговор шариатского судьи, главы органа правосудия в исламском государстве. Словом "кази" (или "казия") называется битьё палками. В другом контексте «каза» означает непосредственно процесс судопроизводства.

Ещё есть отсылка к польскому языку. В нём слово «koza» означает карцер. Но в аналогичном присловье у этого славянского народа есть другая поговорка, схожая с рассматриваемым фразеологизмом. Звучит она так: «Drapac" jak Sidor owu kosu». Перевод немного странный: «Чесать, как Сидор ту косу». К сожалению, о происхождении этой фразы информации почти нет. Поэтому что там был за Сидор и о какой косе идёт речь, остаётся только догадываться.

Кстати, ещё данное выражение активно употребляется в украинском и белорусском языках. Причём ещё не факт, что фразеологизм был позаимствован из русского. Исторический факт: Матвей Номис, украинский фольклорист и этнограф, в одном из своих сборников пословиц и поговорок в 1864 году записал несколько оборотов о сидоровой козе. Вот самые своеобразные формы: «Обдер, як сидорову козу» и «Набився, як сидорової кози».

Народные представления

На них тоже стоит обратить внимание, раз речь идёт про значение сидоровой козы. Мало кто знает, но по народным представлениям это парнокопытное считалось животным с очень вредным нравом. А имя Сидор у людей ассоциировалось со сварливым и злым человеком, который даже собственную козу не пожалеет, если та проникнет в огород и разорит грядки. Кстати, стоит отметить, что за потраву этим животным действительно частенько доставалось.

Интересно, что в народных представлениях славян коза являлась двойственным символом. С одной стороны она олицетворяла собой плодородие. С другой - считалась нечистым животным, имеющим демоническую природу. Но как бы там ни было, отношение к ней всегда было скотское (как бы это ни звучало). Есть даже такая поговорка: «Коза - лучшая скотина. Выспится под порогом, съест сухую метлу, ещё и молока даст».

Отсылка к истории

Есть один интересный факт, который нельзя обойти вниманием. Дело в том, что в конце XIV века в Новгороде, при раскопках, было обнаружено несколько берестяных посланий от некоего Сидора. Исходя из содержания, стало понятно, что он - человек со статусом. А в посланиях Сидор писал, что люди обязаны ему платить лососями, деньгами, а ещё… козьим пухом.

Валентин Лаврентьевич Янин, историк и археолог, заключил: «Ну вот, теперь мы можем знать значение сидоровой козы! Крестьяне одной из деревень, принадлежащих этому человеку, разводили скот. И всё ценное, то от них можно было получить, отсылалось ему, Сидору, в виде оброка. Разве что копыта с рогами себе оставляли. Оттуда и вторая поговорка - “Козьи рога в мех нейдут”».

Получается, что Сидор - это реально существовавший человек, новгородский помещик, который драл с крестьян их коз? Вполне возможно. С мнением В. Л. Янина согласны не все. Но даже те учёные, которые отрицают истинность данного утверждения, признают, что предположение не лишено остроумия и оригинальности.

Сидор - дворник?

Тоже не исключено. Если обратиться к исследованиям фразеолога Татьяны Николаевны Кондратьевой, то можно заметить, что она именно эту версию и рассматривает. Только Сидор, по её мнению, был дворником не в современном понимании, а в древнерусском, старинном значении слова. А раньше так назывались слуги феодалов с обязанностями воинского и административного характера.

Так причём тут коза? История, опять-таки, длинная. Итак, «дворники» в те времена были прямыми родственниками дворян, связанных с двором, принадлежащим определённому феодалу. Оборот про козу, а также фраза «сидорова правда», как считает Т. Н. Кондратьева, напрямую связаны с родословной реально существовавших «дворников» - Сидоровых. Среди них были стряпчихи, тиуны, дьяки и т.д. Все служили князю великому (Рязанскому или Московскому) в далёких XV-XVI веках.

Судьба у них была печальной. Их всех истребил Иван Грозный во времена прекрасно всем известной опричнины. Но отнюдь не просто так. Ведь Сидоровы не чурались обирать народ, чинить над людьми суд и устраивать расправы в конюшнях. Дурная слава по округе о них пошла. Потом любой жестокий и властный человек мог за глаза называться Сидором.

Так что в итоге получается? Выходит, что сравнение с пресловутой сидоровой козой - это исконно русский оборот, который удачно отражает жестокосердечный нрав «элиты», жившей несколько веков тому назад.

Структура фразеологизма

Итак, что означает сидорова коза, ясно. Теперь пару слов стоит сказать о его фразеологических особенностях.

Используют данную фразу в переносном значении. Которое, в свою очередь, всегда возникает из прямого, направленного на обозначаемое явление, признак, действие или предмет.

И в рассматриваемом случае сущность переноса значения заключается в том, что оно переходит на другой объект. Таким образом происходит формирование многозначности слова.

Значение фразы

Теперь можно обсудить и его. Фразеологизм «Драть как сидорову козу» употребляется обычно по отношению к тому, кого планируется безжалостно и жестоко пороть.

Причём не обязательно в прямом смысле слова (то есть бить). Нередко от провинившегося работника можно услышать печальное: «Начальник будет сегодня драть меня как сидорову козу. Не успел закончить отчёт, а у меня уже дедлайн». И это не значит, что босс тиран, который не побрезгует рукоприкладством. Но! То, что работнику знатно достанется за свою провинность, и он будет крепко отчитан по всем пунктам, это точно.

Если вкратце, то современное значение рассматриваемого фразеологизма определяет суровое наказание, не обязательно физическое.

Употребление

Рассказывая про значение фразеологизма «сидорова коза», нельзя не отметить, что оно нередко употребляется не только в повседневной жизни и бытовых беседах. Его можно встретить и в литературных произведениях. Многие известные деятели не стеснялись употреблять фразеологизмы, что, впрочем, правильно - ведь они прекрасно украшают речь.

Вот, например, фраза из рассказа «Епишка», созданного Александром Серафимовичем Поповым, советским писателем и лауреатом Сталинской премии I степени: «Смутно помнил он большой дом, битком набитый детьми, где его драли как сидорову козу».

Ещё эта фраза внесена в книгу «Пословицы русского народа», автором которой является Владимир Иванович Даль. Данное выражение и сведения о нём можно найти в разделе «Кара - Ослушание».

В «Письмах в редакцию» русского советского писателя Михаила Михайловича Зощенко - классика, являющегося автора многих сатирических произведений - встречалась такая фраза: «А сына твоего, буржуйчика Кольку, выдеру как сидорову козу».

И, наконец, в рассказе «Ванька» 1886 года, написанном Антоном Павловичем Чеховым, была такая строчка: «… Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу».

И это лишь самые известные примеры. Наверняка фраза «Пороть как сидорову козу» употреблялась и во многих других рассказах.

За что доставалось сидоровой козе?

О происхождении фразеологизма

В чём же вина этого симпатичного животного?..

Просторечный фразеологизм «драть как сидорову козу», означающий сильную, жестокую и безжалостную порку, имеет несколько версий происхождения.


Согласно самому распространенному варианту, выражение построено на переносном значении слов «Сидор» и «коза». Сидором в народе называли то злого и сварливого человека, то богатея-скупца (который и собственную козу не пожалеет, если та заберется в огород и разорит грядки, к примеру). Коза считалась животным вредного нрава, за что, собственно, по представлениям наших предков, она и заслуживала порки. И ведь действительно козам нередко доставалось за потраву.


По другой версии, изначально ни о какой козе и речи не было, а «сидорова коза» – это искажение арабского оборота «садар каза», означавшего приговор шариатского судьи – кази, или казия – и частенько содержавший в себе наказание осужденному в виде битья палками. Арабское слово «каза» означает, кроме того, и само судопроизводство, точнее, рассмотрение отдельных судебных дел, случаев.

Имеется и толкование, отсылающее любопытствующих относительно происхождения этого выражения не к арабскому, а к польскому языку, на котором «koza» обозначает карцер. У поляков, кстати, в аналогичном присловье предусматривается и другое действие, и другой объект: «drapac" jak Sidor owu kosu», что переводится: «чесать, как Сидор ту косу».

Да и в русском языке козой называли не только рогатую животину. У В.Даля, например, можем прочитать, что это и девка резвая, и игра в догонялки, и волынка из козьей шкуры, и рычаг для смазки карет и повозок, и наплечные носилки каменщиков, и тренога-светильник у рыбаков, промышляющих лучением рыбы, и крестьян, которым приходилось молотить зерно в ночную пору, и клок хлеба, оставленного на пашне несжатым (таким образом, некрасовские строчки «только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она» – о козе).


Но «козу» на поле оставляли и специально, по обычаю, причем не только славяне, у которых было принято считать ее подношением «Велесу на бородку», но и, например, в южной Германии, согласно сообщению Д.Фрезера в его знаменитой «Золотой ветви». На последнем снопе иногда даже помещали изображение козла или козы.

Наконец, один из вариантов предполагает, что начало фразеологизму было положено вполне конкретным историческим лицом, боярином Сидором Ковылой-Висловым, который якобы дружил с великим князем московским и владимирским Василием Дмитриевичем. Будто бы известен был сей боярин склонностью к скотоложству, откуда и пошло соответствующее выражение…


Впрочем, версия эта не выдерживает никакой исторической проверки, хотя бы потому, что источники, называющие ее, отчего-то заявляют, что происходило все в XII веке, т.е. задолго до рождения Василия, сына Дмитрия Донского, который княжил с 1389 г.

Во-вторых, Сидор Яковлевич Ковыла-Вислов был боярином рязанского великого князя Ивана Федоровича, занявшего престол в 1430 году, а в Москву из Литвы выехал приблизительно в 1370 г. Семен Федорович Ковыла-Вислов, его прадед, который вскоре переехал в Рязань. Так что не стоит понапрасну тревожить кости давно усопших.

Выдрали как Сидорову козу.
См. КАРА - ОСЛУШАНИЕ

  • - кого наказывать, делать нагоняй, распекать...

    Словарь русского арго

  • Толковый словарь Ожегова

  • - КОЗА́, -Шы, вин. -у́, мн. ко́зы, коз, ко́зам,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Ср. "На севере диком растет одиноко На голом утесе сосна, И снится ей..." И снятся: Сидорова коза и Макар, но телят не гоняющий.... Салтыков. Благонамеренные речи. 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Какъ Сидорову козу. Ср. «На сѣверѣ дикомъ ростетъ одиноко На голомъ утесѣ сосна, И снится ей...» И снятся: Сидорова коза и Макаръ, но телятъ не гоняющій.... Салтыковъ. Благонамѣренныя рѣчи. 7...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Прост. Экспрес. Жестоко, беспощадно. Смутно помнил он большой дом, битком набитый детьми, где его драли как Сидорову козу...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Новг. Жать полосу хлеба в определённом направлении. СРНГ 6, 234...
  • - кому. Перм. То же, что заделать козу 3. Подюков 1989, 78...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Жарг. муз. Шутл. Итальянская народная песня «O sole mio», которая начинается словами que bella cosa… БСРЖ, 267...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сделать что-л. необычное или сходить по нужде...

    Словарь русского арго

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 9 бивший делавший нагоняй дравший лупивший лупивший как сидорову козу наказывавший поровший распекавший секший...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 33 кинувший подлянку навредивший нагадивший нанесший вред нанесший ущерб напакостивший напакостничавший наславший шкоду насоливший ...

    Словарь синонимов

  • - подкопаться, насолить, устроить шкоду, кинуть подлянку, сделать шкоду, причинить вред, подставить, подсидеть, подгадить, повредить, напакостить, нагадить, навредить, нанести ущерб, напакостничать, подставить ногу,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 32 взгревший вздувший всыпавший всыпавший по первое число давший взбучку давший выволочку давший деру давший звону давший таску давший трепку...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 31 взгревший вздувший всыпавший всыпавший по первое число давший взбучку давший выволочку давший деру давший звону давший таску давший трепку...

    Словарь синонимов

"Выдрали как Сидорову козу." в книгах

Про карасика и про козу

Из книги Всё тот же сон автора Кабанов Вячеслав Трофимович

Про карасика и про козу В мае мы с бабушкой поехали в Геленджик. Было много разного народу - родня. Вокруг всё бело и зелено. К детскому пляжу вела каменная лестница бурого цвета. Это называлось «Красные ступеньки».Я и в прежние годы бывал в Геленджике. Когда мне было два и

И. П. Сидорову («Пожелаю я Вам всей душой…») Из письма

автора Минаев Николай Николаевич

И. П. Сидорову («Пожелаю я Вам всей душой…») Из письма Пожелаю я Вам всей душой Процветанья в строительном деле, И чтоб дали Вам отпуск большой На четыре бы целых недели. Чтоб судьбе своенравной назло Вы бы стали ужасно богаты, Чтоб Вам в жизни чертовски везло, И чтоб Вас не

И. П. Сидорову

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

И. П. Сидорову И. П. Сидорову 1. Слезное моленье («Протяните нам братскую руку…») Протяните нам братскую руку, Не оставьте просящей руки: Без муки терпим адскую муку, Высылайте скорее муки!.. 1917 г. 16 февраля.

И. П. Сидорову («Когда ем блинчики верченые…»)

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

И. П. Сидорову («Когда ем блинчики верченые…») И. П. Сидорову Когда ем блинчики верченые, Оладьи или пирожки, И вообще все испеченное Из Вами присланной муки, Тогда в мечтах встают и долго Не покидают головы, И Нижний Новгород и Волга И, друг Иван Петрович, Вы!.. 1917 г.

И. П. Сидорову («Из столицы прикатив…») Надпись на книге

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

И. П. Сидорову («Из столицы прикатив…») Надпись на книге Из столицы прикатив К Вам в деревню Королево, На свой собственный мотив Я скажу такое слово: – «Целиной ведя свой плуг, Иль в саду копая грядки, Не сердитесь вовсе, друг, На советские порядки. Пусть болтают

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Игра в козу и античная трагедия

Игра в козу и античная трагедия

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Игра в козу и античная трагедия Самые торжественные процессии со святынями включали элементы игры, театральности и веселья. Недаром святой царь Давид плясал перед ковчегом завета, когда его вносили в Иерусалим. Колядники, ходившие у славян на святки с

79. Человек, убивающий овцу или козу

Из книги Иероглифика автора Нильский Гораполлон

79. Человек, убивающий овцу или козу Когда хотят указать на человека, который убивает овцу или козу, то рисуют этих животных, пасущихся на поле с блошницей, ибо, поедая блошницу, они умирают

Файфель покупает козу

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

Файфель покупает козу Как-то Файфель решил, что надо ему купить козу. Сходил он на базар, выбрал самую лучшую козу, которую только увидел, и пошёл обратно. Но по дороге остановился в корчме, чтобы отдохнуть и перекусить, а козу привязал к забору. А поскольку он был очень

БУДЬ ПРИЛЕЖЕН, ЧТОБЫ ТЕБЯ НЕ ВЫДРАЛИ

Из книги автора

БУДЬ ПРИЛЕЖЕН, ЧТОБЫ ТЕБЯ НЕ ВЫДРАЛИ Феон чуть не заснул. Но неожиданно на веранду вбежала измождённая, оборванная женщина. Она выглядела совсем старухой, хотя ей было не больше тридцати пяти лет.Она вела за руку своего сына - Коттала. Этого сорванца за его проделки знали

Как выбрать хорошую молочную козу

Из книги автора

Как выбрать хорошую молочную козу При выборе козы главное внимание следует обратить на телосложение, признаки молочности и возраст. У здоровой козы бодрый вид, гладкая блестящая шерсть, которая ровно покрывает все тело; тонкая и плотная кожа, легко оттягивающаяся на

Когда лучше покрывать козу

Из книги автора

Когда лучше покрывать козу Средний период суягности у коз – пять месяцев. Охота у них наступает, как правило, осенью, в это время они имеют максимальную упитанность. Срок покрытия козы зависит от того, когда ее владелец хочет получить приплод. Если покрыть козу в августе –

Модальные операторы, или Имею возможность купить козу

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Модальные операторы, или Имею возможность купить козу - Павлик может лететь в Ленинград? - Может. - А Женя? - Да. - Вот видишь. Они оба - могут. Любимый фильм миллионов «Можно, возможно, может быть, могу, можешь» - такие и им подобные слова составляют суть возможности.

Можно ли убить козу взглядом

Из книги Тайны мозга. Почему мы во все верим автора Шермер Майкл

Можно ли убить козу взглядом Сама по себе вера в паранормальное – продолжение агентичности, поскольку считается, что скрытые силы исходят от влиятельных агентов. Занимаясь экспериментальной психологией после окончания учебы, в 70-х годах ХХ века я увидел по телевизору,

99 О КУЧЕРЕ, ВПРЯГШЕМ В ТЕЛЕГУ ОДНОВРЕМЕННО РЫБУ И КОЗУ

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

99 О КУЧЕРЕ, ВПРЯГШЕМ В ТЕЛЕГУ ОДНОВРЕМЕННО РЫБУ И КОЗУ ВТоре написано: «Не паши на быке и осле вместе» (Второзаконие 22,10). Тора запретила не только пахать на животных двух различных видов (быть может, дабы не причинять им душевного расстройства от соседства с неродственными

Просторечный фразеологизм «драть как сидорову козу», означающий сильную, жестокую и безжалостную порку, имеет несколько версий происхождения.

Согласно самому распространенному варианту, выражение построено на переносном значении слов «Сидор» и «коза». Сидором в народе называли то злого и сварливого человека, то богатея-скупца (который и собственную козу не пожалеет, если та заберется в огород и разорит грядки, к примеру). Коза считалась животным вредного нрава, за что, собственно, по представлениям наших предков, она и заслуживала порки. И ведь действительно козам нередко доставалось за потраву.

По другой версии, изначально ни о какой козе и речи не было, а «сидорова коза» – это искажение арабского оборота «садар каза», означавшего приговор шариатского судьи – кази, или казия – и частенько содержавший в себе наказание осужденному в виде битья палками. Арабское слово «каза» означает, кроме того, и само судопроизводство, точнее, рассмотрение отдельных судебных дел, случаев.

Имеется и толкование, отсылающее любопытствующих относительно происхождения этого выражения не к арабскому, а к польскому языку, на котором «koza» обозначает карцер. У поляков, кстати, в аналогичном присловье предусматривается и другое действие, и другой объект: «drapac" jak Sidor owu kosu», что переводится: «чесать, как Сидор ту косу».

Да и в русском языке козой называли не только рогатую животину. У В.Даля, например, можем прочитать, что это и девка резвая, и игра в догонялки, и волынка из козьей шкуры, и рычаг для смазки карет и повозок, и наплечные носилки каменщиков, и тренога-светильник у рыбаков, промышляющих лучением рыбы, и крестьян, которым приходилось молотить зерно в ночную пору, и клок хлеба, оставленного на пашне несжатым (таким образом, некрасовские строчки «только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она» – о козе).

Но «козу» на поле оставляли и специально, по обычаю, причем не только славяне, у которых было принято считать ее подношением «Велесу на бородку», но и, например, в южной Германии, согласно сообщению Д.Фрезера в его знаменитой «Золотой ветви». На последнем снопе иногда даже помещали изображение козла или козы.

Наконец, один из вариантов предполагает, что начало фразеологизму было положено вполне конкретным историческим лицом, боярином Сидором Ковылой-Висловым, который якобы дружил с великим князем московским и владимирским Василием Дмитриевичем. Будто бы известен был сей боярин склонностью к скотоложству, откуда и пошло соответствующее выражение…

Впрочем, версия эта не выдерживает никакой исторической проверки, хотя бы потому, что источники, называющие ее, отчего-то заявляют, что происходило все в XII веке, т.е. задолго до рождения Василия, сына Дмитрия Донского, который княжил с 1389 г.

Во-вторых, Сидор Яковлевич Ковыла-Вислов был боярином рязанского великого князя Ивана Федоровича, занявшего престол в 1430 году, а в Москву из Литвы выехал приблизительно в 1370 г. Семен Федорович Ковыла-Вислов, его прадед, который вскоре переехал в Рязань. Так что не стоит понапрасну тревожить кости давно усопших.

А козу все ж таки жалко…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры