Личностная проблема и ее роль в формировании индивидуальных социально-перцептивных искажений субъекта. Виды личностных проблем

Главная / Измена жены

1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" - совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек - это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно - био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества:

Гуманизм;

Человечность;

Совесть;

Скромность;

Великодушие;

Справедливость;

Верность;

Иные качества.

И общественно осуждаемые - негативные:

Чванливость;

Грубость;

Тунеядство;

Трусость;

Нигилизм;

Иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

Решительность;

Мудрость;

Установки;

Убеждения;

Патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие - меньше.

3. Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов.

Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

Биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

Духовными - стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

Материальными - обеспечить достойный уровень жизни;

Социальными - реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности - основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно спотребностями интересы - также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

Личные (индивидуальные);

Групповые;

Классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

Общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

Государственные;

Интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

Материальными и духовными;

Нормальными и ненормальными;

Долговременными и ближайшими;

Разрешенными и неразрешенными;

Общими и антагоническими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, ре­гулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

Поддерживают порядок, равновесие в обществе;

Подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;

Помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали­зироваться.

Видами социальных норм являются:

Нормы морали;

Нормы группы, коллектива;

Специальные (профессиональные) нормы;

Нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове­дения людей. Они охватывают большой круг общественных от­ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг­нуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы - особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по­ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро­странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

Устанавливаются особыми уполномоченными государствен­ными органами;

Имеют общеобязательный характер;

Формально-определенны (четко сформулированы в письмен­ной форме);

Регулируют четко определенный круг общественных отно­шений (а не общественные отношения вообще);

Подкреплены принудительной силой государства (возможно­стью применения насилия, санкций со стороны специаль­ных государственных органов в установленном законом по­рядке по отношению к лицам, их преступившим).

5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности - цело­стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд - одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица­тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви­тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок­ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован­ное общество.

6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

Пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

Активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

Групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру­гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

Общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня­ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове­дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

Активное, самостоятельное поведение по отношению к дру­гим индивидам, но подчинение лидеру группы;

Подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

Игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества - в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

Непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель­ность (пример: революционеры - Ленин и другие).

7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ­ходимо воспитание личности.

Воспитание - это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы­ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма­тический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современ­ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав­ки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

Подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма­териальную, духовную культуру, опыт);

Развить общественно ценные качества личности;

Стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще­стве качества;

Научить человека взаимодействию с другими людьми;

Научить человека труду.

Билет №3. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

Бытие (Даль) – речь идет о сущ-и, присутствии и наличиствовании, наделены все субъекты, свойства и отношения, как активные, так и потенциальные. Бытие и материя не тождественны. Материя входит в понятие бытия.

Бытие – это интегральная х-ка мира. Поэтому утверждается целостность мира через его сущ-е. Это одно из наиболее общих понятий: все сущее взаимосвязано.

Быть – значит сущ-ть. Человек благодаря философии находит свое место в мире через познание. Т.е. бытие несет в себе этот признак – познание. С одной стороны, мир сопротивляется субъекту, а с др- светится через субъект благодаря развитию разума.

Бытие – это то, что треб. позн-я, и это то, что держится в просвете этого понимания. Речь идет об онтологии – учении о бытие. Сам термин «онтология» появляется в 17 веке и употр немецким фил-м Вольтером. Он рассматривает онтологию, как теоретическую науку, которая занимается субстанцией мира, материей движения, изучением форм сущ-я. Принципы морали и права являются естественным следствием структуры бытия, они объективны по природе. До Сократа выделяли бытие по истине и бытие по мнению, т.е. сущность и существование. Появляется понятие сещего и бытия: Бытие – нейтральный признак всего мира, это чистое существование, не имеющее причин; Сущее – совокупность окружающих вещей.

Впервые проблему бытия поставили идеалисты. Парменид: бытие абсолютно, неподвижно, едино и оно такое, т.к. мы мыслим его таким. Продолжил Платон, кот-ый утв, что существует подлинный мир идей («подлин бытие» и «мир вещей»). Демокрит: атомы – бытие, но эти атомы не могут сущ-ть без пустоты, т.е. он допускает не-бытие; сущность надо искать в мире вещей. Аристотель: сущность надо искать в мире вещей, выделял материю, как некую чистую возможность вещи (выделял растения, животных, а чел-к – соц-полит животное и свободен от физ и матер раельности)

В эпоху Средних веков на 1 место – божественное, кот-е противопоставляется природе. Развивается онтологии, существование Бога. Выводится абсолютное бытие из понятия бытия. «То больше, чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Поэтому Бог – это существо».

В эпоху возрождения: человек на первом месте (Пантеизм – растворение человека в мире). Человек обожествляется и освобождается от внешнего конроля, человек – самоцель, ставится вопрос – быть или не быть.

В Новое время: 1 место – метод познания, общество требует научного познания. Оформляется у представителей эмперизма появляется натуралистическо- объективистское понимание бытия. Декарт: «мыслю, следовательно существую», мысль первична, духовное должно рассматриваться объективно. Спиноза: природа – причина самой себя, а мышление является атрибутом, неотъемлемым свойство природы.

Немецкая класс философия. Кант: бытие – общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Гегель: бытие – первая непосредственная ступень восхождения духа к самому себе; более насыщенной категорией явл действительность, где внутренне и внешнее едино.

19 век – век изменений рассмотрения онтологич проблематики, соед материализм и идеализм. Бытие – то, что существует. Выделяется бытие на несеольких уровнях: общественное бытие – это марксиское, конкретизирует представление о материи. Но это век и позитивизма (наука – сама себе философия).

В 19-н 20вв: появляется тенденция иррационализма, которая сводится к внутреннему миру одного человека (Ницше, Шопенгауэр). Сартер: «Чел бытие - это свободный выбор возможностей». Но не основание его. Свобода – то ничто, которое содержится в сердце человека, что вынуждает чел-ка делать самого себя вместо того, чтобы просто быть. Ницше: «Нет бытия, есть только становление». Экзистенциализм Марка Хайдеггера: бытие – всеобъемлющая, непостижимая, таинственная сущность. Смысл бытия покрыт мраком. Сама тайна – есть путь к истине, который бесконечен. Сущность бытия – сохранение тайны бытия. Бытие раскрывает себя для ищущего человека. Разные понятия «сущее» - кто или что существует, а сущность скрыта и должна раскрываться через язык, т.е. надо обратиться к самим вещам.

Бердяев: задача, перед которой ныне стоит онтология, есть восстановление бытия в правах и раскрытия путей к бытию. Важно вернуться к подлинному бытию, которое находится в самом человеке

Формы бытия:

    Природное бытие: первая природа (существует объективно), вторая (то, что создано людьми)

    Бытие человека: человек может развиваться и формироваться только в обществе

    Духовное бытие: субъективный дух (сознание человека, мысли, чувства), объективный дух (то, что становится достоянием культуры)

    бытие общества

Билет №4. Личность как объект общественной жизни. Историческая необходимость и свобода выбора.

Какими бывают психологические проблемы? Каковы существуют пути решения психологических проблем?

Психологической проблемой является внутренняя проблема человека, связанная с его картой мира, системой ценностей, потребностями, межличностными отношениями и т.п.

Несмотря на то, что психологические проблемы трудно делить на подвиды, поскольку любой внутренний конфликт имеет тенденцию к распространению на другие сферы, так семейные проблемы становятся личностными, а личностные превращаются в душевные, но мы все-таки постараемся классифицировать их.

– это проблемы, связанные с биологической сущностью человека – неконтролируемые страхи, тревожность, недовольство собой, своими физическими данными, переживания по поводу возраста, проблемы в сексуальной сфере и т.п.

Субъектные психологические проблемы – это проблемы, связанные с необходимостью выполнения какой-либо деятельности:недостаток умений, знаний, навыков или воли, знаний, недостаточный уровень способностей или интеллекта, нехватка энергии, иррациональность и т.п.Субъектные психологические проблемы очень часто маскируются под проблемы иного рода.Мало кто способен признать, скажем, что он глуп, вместо этого человек пытается найти проблему в межличностных отношениях, полагая, что люди относятся к нему предвзято или строят против него интриги.

– это проблемы, связанные с положением человека в социуме: комплекс неполноценности, нехватка статуса, сложности с имиджем, проблемы, имеющие отношение к общению с коллегами, членами семьи, друзьями, партнерами, любые ролевые проблемы.

Индивидуальностные проблемы – этопроблемы, связанные с достижением долгосрочных целей, самореализацией:экзистенциальные страхи, ощущение бессмысленности бытия, переживания нехватки времени, переживание непреодолимых препятствий, потеря самоуважения, внезапные кризисы, проблемы на работе и т.д.

Почему-то в нашей стране принято решать психологические проблемы самостоятельно, без помощи специалиста. Обращение к психотерапевту за помощью многие люди считают слабостью, и даже осмеивают ее. Мы чиним бытовые приборы у мастера, а душевные проблемы доверяем друзьям или родственникам, которые, к сожалению, далеко не всегда могут помочь.

Если на вашем жизненном пути возникло препятствие в виде психологической проблемы, мешающей вам жить, и вы не можете найти самостоятельно ключ к ее решению, не пытайтесь отложить проблему «на потом» или забыть, обратитесь за помощью к специалисту, ведь он не понаслышке знает, как запустить те механизмы, которые помогут справиться со многими психологическими проблемами.

Что собой представляет психоаналитическая терапия?

– это старейшая из существующих ныне техник психотерапевтической работы. Целью психоаналитической терапии является получение клиентом более глубокого понимания своих чувств, желаний, движущих мотивов, получение большей уверенности в себе и своих силах, достижение целостности личности, через опыт опробования взаимоотношений в безопасных условиях.

Следует различать психоанализ и психотерапию. Психоанализ предполагает частые встречи с аналитиком (4-5 раз в неделю), глубокую работу по изучению «лабиринтов» души клиента, использование кушетки. Психотерапия же направлена на более конкретные цели, частота встреч может варьировать от 2 раз в неделю до 1 раза в месяц. Во время психотерапии, терапевт и клиент, как правило, сидят лицом друг к другу, а уровень проработки проблемы не такой глубокий, как при психоанализе.

Какие психологические проблемы могут решиться с помощью психоаналитической терапии?

В ходе психоаналитической терапии пациент может разрешить следующие психологические проблемы: неуверенность в своих силах, тоска, одиночество, хроническое «невезение», невозможность построить дружеские или любовные отношения, навязчивые страхи, сложные внутренние переживания, соматические заболевания, возникающие на нервной почве, зависимости. Если говорить на медицинском языке, то работа психотерапевта – это, прежде всего, лечение неврозов, депрессии, психосоматических заболеваний и сексуальных расстройств.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! я хочу помочь другу разобраться с его проблемой, потому что он сам не хочет обращаться за помощью к профессионалам. у него случилась такая ситуация. Малознакомая девушка соблазнила его и уговорила не предохраняться, у них случился половой акт, после чего уже в течение месяца та девушка убеждает молодого человека что она беременна, но при этом она не хочет пойти вместе с ним к врачу чтобы сдать анализы на ХГЧ или хотя бы пройти тест при нем, чтоб он сразу посмотрел результат. Она убеждает его, что тест показа 2 полоски, но никаких доказательств не дает, всё время говорит это или в переписке в интернете или по телефону. А теперь я расскажу немного об этой девушке. Она живет одна, ей 20 лет, не учится, не работает, живёт то ли в ПГТ то ли в селе, судя по ее рассказам тому мч, она очень хочет ребенка, НО мы с другим моим другом практически уверены, что у неё проблемы с психикой или она просто-напросто издевается. Она врёт, что не может пойти сдать кровь из вены, потому что пришел к ней бывший парень и побил ее и у неё синяки, в то время как её близкая подруга говорит, что ее парень действительно приходил, но они сидели и пили чай. Также, эта девушка писала прощальные смс всем подругам и друзьям, говорила что собирается покончить с собой. Она не соглашается даже за деньги поехать с моим другом в больницу чтобы доказать факт беременности. Он студент, весь на нервах, ходит сам не свой. Скажите, пожалуйста, может ли быть так, что у неё дефицит внимания? может ей просто доставляет удовольствие издеваться на ним? Ведь она постоянно делает всё, чтобы он начал обращать на неё внимание, пишет ему, что мол всё, не пиши мне больше, а потом снова пишет ему про беременность. Говорит что поедет с ним в больницу, а потом в последний момент всё отменяет. Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации, мне кажется, что у нее психологические проблемы. Спасибо.

Личностная проблема и ее роль в формировании индивидуальных социально-перцептивных искажений субъекта.
Термин «проблема» понимается в литературе как «осознание невозможности преодолеть трудности и противоречия, возникающие в актуальной ситуации, средствами существующих знаний и опыта» личность - «конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием саморегулируемая динамическая функциональная система качеств, отношений и действий, непрерывно взаимодействуют, субъект социальных отношений и сознательной деятельности » Указанные сроки предусматривают активность сознательных аспектов психики, личностная проблема детерминируется неосознаваемыми тенденциями, а следовательно, не поддается самостоятельному рациональному познанию, поэтому определяется с позиций психодинамической теории как таковой, «которую субъект сам не может решить результате непонимания ее предпосылок, каузальных аспектов, связанных с внутренней, стабилизированным противоречием »

Термины «личностная проблема », «личностная проблематика » недостаточно освещены в научной литературе. Классический психоанализ для обозначения болезненных состояний психики, требующих психоаналитического лечения, пользуется понятием симптом. В психотерапии явления психики, подлежащих исправлению и лечению, называются психологических дисфункций, или дефекта «Я». К ним относят пограничные состояния психики, выраженные акцентуации характера, невротические проявления, а также психические отклонения. В практической психологии понятие личностной проблемы зародилось в психокоррекционной групповой работе с людьми, находящимися в пределах психического здоровья. В психоанализе существует понятие дефекта его. Это понятие связано с нарушением восприятия реальности, когда теряется адекватность оценки внешних явлений мира, реалистическое понимание межличностных отношений. В психологии выделяют также понятие деструктивное поведение, которое формируется в детстве под влиянием устойчивых отрицательных эмоциональных переживаний, обусловленных неудовлетворением важных психологических потребностей. Существует понятие дисгармоничная организация личности, находящейся в конфликте сама с собой. К. Хорни говорит, что внутренний конфликт нивелируется путем отрицания существования интрапсихический конфликтов, находит выражение в формировании идеализированного образа собственного «Я». При таких условиях тормозится гармоничное внутреннее развитие, так как человека интересует не личная жизнь, а собственный образ, который она стремится поддерживать. В литературе выделяют понятие деструкции, что определяется как разрушение, уничтожение, нарушение нормальной структуры чего-либо. Согласно исследованиям Фрейда, деструктивность имеет биологическую основу, связанную с природными инстинктами жизни и смерти: чтобы избежать саморазрушения, индивид разрушает внешнюю среду, другого человека. По утверждению Э. Фромма, человеческую деструктивность формирует общество, и одновременно она является выбором самого человека.
Понятие деструкции касается личностного аспекта человека и не является тождественным понятию личностной проблемы. Если личностная проблема является индивидуально-неповторимой тенденцией к определенной непродуктивной активности, связанной с инфантильным аспектом, то деструкция проявляется в шаблонные и ригидной поведении, направленном на причинение вреда другому человеку. Деструкции актуализируются в процессе межличностного взаимодействия. Т. Яценко утверждает, что «до личностных деструкций принадлежат стабилизированные образования психики субъекта, которые порождают барьеры общения и ослабляют контакты с другими людьми, что затрудняет самореализацию субъекта» 2. Такая активность порождена неосознанным стремлением избавиться внутренней напряженности, подкрепить собственное идеализированное «Я» за счет ожидаемого обратной связи от других людей.

Согласно психодинамической теории, личностная проблематика субъекта детерминируется последствиями эдиповой зависимости: осознание невозможности интимных (либидних) отношений с близкими людьми предопределяет вытеснение нежелательных (табуированных) импульсов, подкрепляется защитными тенденциями психики .

Сущность проблематики, детерминированной эдиповой зависимостью, заключается в том, что возникает эмоциональное напряжение, связанное с переживанием определенных эмоциональных состояний (депрессии, агрессии, фрустрации и т.д..), Которые актуализируются ситуацией общения. При этом наблюдается иррациональное поведение, последствия которого не могут быть прогнозируемыми самим субъектом. Интересна в этом смысле является мнение Л. Гозман: «... на интуитивном уровне эмоциональные отношения представляются абсолютно спонтанными, непредсказуемыми и ничем не детерминированными» . Продолжается закрытость для нового опыта в ситуациях, актуализируют инфантильные устремления. Таким образом, формирование личностной проблемы связано с закономерностями функционирования психики, которая, как известно, интегрирует два противоречия: принцип реальности и принцип удовольствия. Это выражается в трех глобальных противоречиях, выделенных Т. Яценко, - между силой и слабостью, между жизнью и смертью, между стремлением к единению с людьми и тенденцией «от людей».
Сложность осознания личностной проблемы связана с возникновением определенных иллюзий, которые появляются вследствие искажения самосознания и социально-перцептивной информации.

К проявлений личностной проблемы можно отнести такие психологические явления: ощущение дисгармоничности внутреннего мира; агрессивность как следствие заблокированности возможностей выражения конструктивных чувств; тревожность и немотивированный страх; актуализацию чувства неполноценности; эгоцентризм, концентрацию на собственных проблемах и интересах собственного «Я»; пассивность, блокирование творческого потенциала и способности к самореализации; депрессивные и аффективные состояния психики; блокирование адекватной саморефлексии и отображения объективной реальности, других людей. Как отмечает Т. Яценко, личностные деструкции связаны со стратегиями общения, среди которых выделяются авторитарная и манипулятивная. Авторитаризм предполагает прямое подчинение собственному интересов партнера по общению, захват его в своеобразный психологический плен. Манилулятивна стратегия характеризуется скрытым влиянием на партнера с целью удовлетворения собственных потребностей. Партнер не догадывается о манипулятивное воздействие и воспринимает общение со стороны манипулятора «как чистую данность». Деструкция может проявляться, например, о том, что психолог, отягощенный проблематикой, применяет личностные и профессиональные знания и достижения для манипулирования другими людьми.

Наличие внутренних противоречий связана с энергетическими перерасходами субъекта, требует пополнения за счет других людей (эффект «психологического вампиризма»). Наблюдается также явление погружения в себя вроде аутизма. Поведение при таких условиях подчинена активности болезненных точек «Я», актуализация которых побуждает к внезапным личностных изменений в пределах полюсов: плюс-минус, любовь - ненависть, активность-пассивность . Как утверждает Э. Берн, способом решения внутреннего конфликта является бессознательная тенденция, согласно которой доминирует то одно, то другое чувство (любовь и ненависть), который блокирует способность человека направлять свои внутренние силы на достижение
конструктивных цилей.

Т. Яценко отмечает, что личностная деструкция субъекта, которая проявляется в дисфункциях общения, может иметь замаскированные формы, и субъект их часто не распознает. При этом в поведении начинают доминировать иррациональные компоненты, немотивированные поступки. Деструктивные тенденции находят свое выражение в конкретной семантике проблематики
личности.

Следствием личностной проблемы есть искажения социально-перцептивной реальности в восприятии действительности. Категория искажения толкуется в психологической литературе как любой индивидуальный отклонения от стандартной интерпретации стимула, от объективно существующей реальности в аспекте ее субъективного восприятия, детерминируется не только глубинными предпосылками, но и социальной ситуацией взаимодействия. Теория личностного смысла в психологической науке подтверждает социально-психологический характер искажений, которые определяются как «субъективно воспринимаемая завышена значимость предмета, действия или события», «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к объектам, ради которых развертывается деятельность ». Подчеркнула центральную роль значимого события в формировании психологических искажений (влияние которой может не осознаваться субъектом), что связано с сознательным началом человека, которое находит свое отражение в поступках, социальных нормах, идеалах и ценностях. При наличии личностной проблемы (которую предприятие трудно самостоятельно решить результате непонимания ее глубинных истоков) приоритетности приобретают дезинтеграции психические процессы: в результате действия защитной системы происходит отсоединение интеллектуально-рационального от чувственно-эмоционального познания, вследствие чего создается почва для возникновения социально-перцептивных искажений. При этом наблюдается деструктивное влияние искажений на восприятие социально-перцептивнои информации.
Швейцарский психолог Э. Блейер крайней формой отступления от реальности называет аутизм, при котором наблюдается как погружение в мир собственных переживаний, так и гипертрофированная активность во внешнем мире. Т. Яценко справедливо отмечает, что «под искажениями следует понимать любые искривленные вследствие внутренних психологических причин отражение реального мира». Непонимание субъектом наличии собственных искажений предопределяет социальную дезадаптацию и психологическую незащищенность, а следовательно, чрезмерную трату энергии, пополнение которого требует дополнительных отступлений от реальности в процессе общения. Неуспехи и невзгоды относят при этом в неблагоприятных обстоятельств или противодействия со стороны других людей. Создается феномен хождение по заколдованному кругу: что в большей степени у лица выражена расхождение между внутренними логиками: «кто я есть» и «кем я хочу быть», то чаще и интенсивнее психика «вынуждена» отступать от реальности. Интересен рассуждения К. Роджерса: организм реагирует искривлениями опыта, чтобы сохранить собственную «Я-концепцию», которая несовместима с реальным опытом. На конкретно-поведенческом уровне незаметность искажений обеспечивается тенденциями рационализации собственных поступков (эффект «добрых намерений»).
Попробуем осветить некоторые индивидуально-неповторимые вариации искажений, которые, однако, являются распространенными и стереотипными последствиями действия защитной системы. В отдельных лиц значимость объективно-предметной деятельности максимизируется настолько, что приводит игнорирование ими самого человека как реальности (эффект «арийской крови»), а следовательно, нарушение принципа равенства и партнерства в общении. Неосознанное чувство неполноценности приводит тенденцию гиперболизации собственных предпочтений. Приведем пример: успехи в профессиональной деятельности лица абсолютизируются и генерализуються на другие сферы (например, общение с коллегами). При таких условиях наблюдается ожидания, что люди, окружающие человека, положительно относиться к ней соответственно ее «возвышения». Ярким примером искажения является эффект мегаломании, что проявляется, в частности, в аксиологических ценностных ориентациях: «я более значимый, чем вы», «я знаю больше, чем другой человек». Следствием такого искажения выступает деперсонализация других людей или соблюдения пренебрежительного («родительской») отношение, когда другому человеку не остается ничего другого, как занять позицию «неразумной ребенка». Искривление тормозят адаптацию к актуальной ситуации. Вследствие отступлений от реальности нередко происходит маскировки субъективного чувства собственной несостоятельности в профессиональной деятельности упрощением понимания профессиональных аспектов и понятий.
Условность ценности приобретения личностной независимости может вызвать проявление неблагодарности в отношении других людей. Если чувство благодарности, как критерий профессиональной откорректировки, присоединяется к идеалу «Я», приобретая условности, то происходит дезадаптация: наблюдается стремление выражать благодарность независимо от ситуационных нюансов, поскольку она выражается для собственного самоутверждения. Неспособность почувствовать и способствовать реализации интересов окружения маскируется проекцией таких тенденций на другого человека. Проблемная человек - иррациональная о перспективах удовлетворения собственным «Я».
Таким образом, личностная проблематика субъекта - сложный и емкий феномен, отражающий противоречивость и дисфункциональность психики . Глубинно-психологические истоки личностной проблемы обуславливают ее императивную силу, что без психологической коррекции может ослаблять и дезадаптировать практического психолога: именно внутренняя проблематика вызывает непроизводительные ошибки восприятия другого человека и ситуации общения, несоответствие конструктивных намерений субъекта его реальным действиям, закрытость для нового опыта. Эти тенденции имеют индивидуально-неповторимое выражение, что, однако, не снимает их деструктивного влияния на характер межличностного взаимодействия. Понимание взаимосвязи инфантильных факторов проблематики с характером социально-перцептивных искажений дает будущему психологу возможность не только нивелировать эмоциональной перегрузки, но и оптимизировать ситуацию общения, максимально приблизиться к принципу реальности, что способствует его профессиональному становлению, адекватному видению проблематики другого человека.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Понятие личности – это достаточно сложный смысловой термин, каждая наука интерпретирует его по-своему. Личность в психологии – это человек с разнообразным внутренним миром, с индивидуальной структурой сознания и со своими особенностями психики, которые полностью характеризуют человека как индивидуальность .

Проблема личности в социальной психологии

Социальная психология рассматривает проблему личности в проявлении нескольких факторов:

  • Понятие личности рассматривается не только с психологической, но и с социальной точки зрения;
  • Расшифровка такого понятия, как социализация личности;
  • Рассмотрение и объяснение социальной структуры личности;
  • Разработка методов диагностики социальной структуры личности.

Всемирно известный психоаналитик Зигмунд Фрейд выделял несколько типов личности:

  • «Оно»;
  • «Сверх Я».

Первые два типа залегают глубоко в человеческом подсознании, а последний тип «Сверх Я» — это выработанное на протяжении социальной жизни отношение ко всему окружающему и к себе самому.

Психоаналитик закладывал в основу развития человеческой цивилизации инстинкт жизни и инстинкт смерти, что обусловлено врожденными инстинктами человека.

Проблема изучения личности в психологии

Основная проблема изучения личности состоит в том, что каждая всемирная наука определяет понятие личности и остальных понятий, которые с ней связаны, по-своему. Но присутствует ряд дополнительных, не менее важных, проблем:

  • Наличие в индивиде биологической и социальной стороны, что усложняет поиск взаимосвязей физического и духовного аспекта;
  • Определенное процентное соотношение собственных личных наклонностей и всеобщих характеристик;
  • Филогенез – развитие мира с момента создания и онтогенез – развитие индивида с момента рождения;
  • Структура личности как индивида;
  • Факторы, влияющие на развитие личности;
  • Способы исследования сознания и личности.

Все эти проблемы обусловлены малоразвитой на сегодняшний день психологической наукой, а также предельно сложной структурой личности, которую изучить при помощи уже открытых методов невозможно полностью.

Проблема развития личности в психологии

Для гармоничного существования личности у человека должно присутствовать ощущение активного взаимодействия с обществом и окружающим миром, а также осознание себя как уникального самостоятельного человека . Для этого в человеке должны гармонично сочетаться сознательный и бессознательный факторы.

Два эти фактора полностью противоположны между собой, что и служит появлением проблемы развития личности в психологии. Внутренний мир личности должен давать толчок развитию человека в индивидуальном направлении.

Проблема развития личности усугубляется на каждом этапе ее развития. Современная психология выделяет такие этапы:

  • Мистическое участие . На этом этапе человек еще не может выделять себя как индивида. Он живет и воспринимает себя исключительно как часть мира, но не осознает свою индивидуальность. Такое явления присуще детям, но в повседневной жизни оно встречается в толпе, когда люди, поддаваясь стадному инстинкту, не могут мыслить индивидуально.
  • Проблема развития правильных установок . В этот период люди начинают отличать первичные половые признаки окружающих, а также формируют базовые знания об окружающем мире.
  • Далее человек дисциплинируется и расставляет приоритеты своей жизни.
  • Последний этап представляет собой наибольшую проблему. Он подразумевает попытки человека сочетать в себе сознательное и бессознательное. При успешном совмещении этих явлений человек становится настоящей личностью.

Эти этапы повторяются по кругу в течение всей жизни, именно они помогают человеку постоянно совершенствоваться.

Проблема личности в отечественной психологии

Символами отечественной психологии являются А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Именно они внесли наибольший вклад в ее развитие.

Божович разработала теорию, согласно которой человек один раз достигает наивысшей точки своего развития, находя гармонию внутри себя . Именно в этот момент он становится личностью. Она разрабатывала методики решения проблемы личности, которой она считала раннее развитие ребенка, воспитание которого осуществляется неправильно.

Леонтьев считал, что проблема личности заключается в ложных или неправильных мотивах развития человека . По его мнению, «личность рождается дважды». Первый раз – в дошкольном возрасте, когда он только начинает внедряться в социальную жизнь, а второй раз – будучи подростком, когда человек формирует для себя конкретное мировоззрение. Развитие человека как личности происходит во взаимодействии многих мотиваций, которые человек разрабатывает самостоятельно.

Проблема личности в зарубежной психологии

Зарубежная психология рассматривает проблему личности в двух направлениях. Первым из них является духовная основа развития. Второй же приводит теории в пользу биологического подхода.

По мнению Зигмунда Фрейда развитию личности на инстинктивном уровне мешают внедренные в общество чувство ответственности и мораль . Проблема заключается в том, что это вызывает образование внутреннего конфликта. Чтобы развиваться как личность, конфликт этот необходимо побороть. Если человек полностью идет на поводу у социума, он теряет свою индивидуальность и возможность развиваться как личность.

Ключевые слова

Резюме 4-й главы

С позиций общей теории систем психика описывается как большая, живая, открытая, развивающаяся и иерархически организованная система из большого числа компонентов (подсистем, уровней-компонентов и связей между ними).

Число элементов психики - психических явлений - необозримо велико. Как вариант укрупненного отражения связанных совокупностей свойств и процессов, определяющих деятельностную сторону личности субъекта, предлагается модель из 15 компонентов (рис. 4).

На рис. 5, 7 психика представлена с возможной полнотой в виде девятиуровневой системы, формирующейся последовательно из трех подсистем (процессов, состояний и интегральных образований). В каждой из них последовательно созревают по девять уровней-компонентов. Все они связаны горизонтально и вертикально и образуют органическую целостность.

Решаемая таким образом проблема классификации психических явлений (психологическая таксономия) ложится в основу преподавания курса общей психологии.

Вопросы для самоконтроля к 4-й главе

1. Расскажите об общей теории систем. Кто ее автор? Почему психику можно рассматривать как систему? Дайте определение системы. Дайте характеристику психике как системе.

2. Расскажите о структуре системы (о ее подструктурах, компонентах и элементах).

3. Что такое таксономия? Как с позиций СГП классифицируются психические явления?

4. Как строятся вертикальные и горизонтальные связи уровней-компонентов психики? Опишите роль природных и социальных факторов на примере вертикальных связей психологических структур.

5. Как взаимодействуют в психике человека эмоциональные и интеллектуальные структуры разного уровня? В чем сходство и в чем различие между психическими процессами 1, 7, 10, 16 и 27-го уровней?

Глава 5. Учение о личности в психологии

Человек, личность, индивидуальность.

Теории личности: психодинамические,

культурно-исторические, гуманистические

и духовно-ориентированные.

В отечественной психологии последнего десятилетия складывается парадоксальная ситуация. Признанные успехи практической психологии определяются не только возросшей социальной востребованностью, но и конкретными результатами, сложившимися в русле естественно-научной традиции. Но жизнь стала выдвигать новые задачи. Большую остроту приобрели проблемы психологической помощи людям в трудных и чрезвычайных ситуациях, психологического обеспечения деятельности государственных и коммерческих структур, политических партий, движений, избирательных кампаний и др. Практические психологи вплотную столкнулись с реалиями сложнейших начал и механизмов субъективного сознания человека, поисками оптимальных жизненных стратегий, путей преодоления повседневных трудностей и духовных кризисов. Но категории духа, души, сложных феноменов сознания были за пределами естественно-научной традиции. Они существовали и оставались в философии, этике, богословии, других гуманитарных науках.



В 90-е г. в отечественной психологии осознается необходимость осмысления путей ее дальнейшего развития. Главное направление поисков - более широкое, целостное понимание феномена человека. Линия на гуманитаризацию отечественной психологии вырабатывалась усилиями многих авторов. Она активно воспринимается почти всем профессиональным психологическим сообществом. Особая заслуга здесь принадлежит Б. С. Братусю. Он ввел термин «гуманитарная психология», представил обоснование и опыт разработки новых течений в этом русле. Гуманитарная ориентация особенно созвучна мышлению практических психологов. Ее поддержали и активно развивают В. И. Слободчиков, Т. А. Флоренская, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Л. И. Воробьева, А. Б. Орлов и др. Она уже получила отражение в новейших учебных пособиях.

Предмет гуманитарной психологии пока очерчивается в самых общих чертах. В методологическом плане она ориентируется на традиции гуманитарных наук, имеющих единицей анализа целостного человека. В широком плане ее предлагается рассматривать как постклассический период развития психологической науки. Исследовательское поле гуманитарной психологии существенно расширяется.

Естественно-научная психология изучала психику как особый аппарат или инструмент отражения мира и ориентировки в нем. Но человек - существо родовое, безмасштабное, самотрансцендирующее. В. Франкл подчеркивал, что человек - это больше, чем психика: человек - это дух. В отечественной психологии неоднократно выдвигалась идея расширения исследовательского поля психологии и включение в него психологических проблем человека, его сущности, его развития. В своих последних работах С. Л. Рубинштейн писал о том, что за проблемой психического «закономерно, необходимо встает другая, как исходная и более фундаментальная - о месте не сознания только как такового во взаимосвязях явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни».

Гуманитарная психология 90-х г. нашего столетия собирает воедино философско-психологические, культурологические, конкретно-психологические и другие подходы к феномену человека и на первый план выдвигает проблему его саморазвития, выявления его сущности и личности. В психологии XX в. эти проблемы поставил и обосновал К. Юнг. Он обратился к изучению духовного начала личности, по-новому осмыслил динамику ее душевной жизни. Проблема саморазвития человека, его сущности и личности становится центральной в духовно-ориентированных концепциях личности.

П. Д. Успенский в человеке различает две основные подструктуры - сущность и личность. К сущности он относит врожденные духовные и наследственные природные свойства человека. Они устойчивы и не могут быть утрачены. Сущностные природные свойства определяют центры простейших психических функций - интеллектуальных, эмоциональных, половых, двигательных, инстинктивных. Сущностные духовные свойства определяют развитие сознания и высших эмоциональных и интеллектуальных функций.

К личности П. Д. Успенский относит свойства, которые человек приобретает и которые выражают его отношение к другим людям и разным сторонам мира. Они могут изменяться и даже утрачиваться, но играют огромнейшую роль в его жизни. По П. Д. Успенскому, в структуре психики личность занимает второе место после сущности. Но личность необходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга, сохраняя иерархию психического склада человека.

Условия современной жизни, замечает П. Д. Успенский, благоприятствуют недоразвитию сущности человека. С другой стороны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания, притязания могут как способствовать, так и препятствовать ее развитию.

В отечественной психологии к проблеме сущности человека привлечено внимание С. Л. Рубинштейна в его последних работах. Главной характеристикой человека является его отношение к другому человеку: «...Первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину... Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии». (Психологическое осмысление феномена человека развертывается в 90-е г.) Б. С. Братусь находит новые пути философско-психологического и конкретно-психологического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых, автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека личностью, попытку выведения из нее самой оснований человеческой жизни, некий персоноцентризм, успешно насаждаемый в психологии.

Отечественные психологи, сделавшие столь много для разведения понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении понятий «человек» и «личность». Человек рассматривается как безмасштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не может и не должен быть применен к нему в полной мере. Другое дело - личность, с позиций психолога. Она может быть понята, полагает автор, как особый психологический инструмент саморазвития человека.

В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыслит не память или мышление, а человек. Аналогичным образом и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытия является только человек. Следует отметить, что личность - далеко не единственный психологический инструмент человека. Сюда относятся и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические образования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает характер, то юноша - уже личность с характером, а у зрелого человека личность на определенном этапе исчерпывает свои возможности, отходит, «снимается» как сослужившая и во всей полноте открывается то, чему она служит. «Предельное для каждого человека, - пишет Б. С. Братусь, - услышать: Это - человек».

Личность, т. о., - сложный, уникальный внутренний ключ человека. В чем специфика личности как психологического инструмента? Сущностные духовные свойства человека при рождении даны в потенции. Ему надо развить их, «выделить» в себе. Ему нужен орган, который позволит направлять и координировать сложнейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим органом и является личность. Речь идет о развитии человека. Личность, как орудие, или инструмент, оценивается в зависимости от того, как она служит своему назначению, т. е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.

Во-вторых, Б. С. Братусь обосновал основной путь, или принцип психологического изучения человека, - соотнесение его «вертикального» и «горизонтального» измерений. Традиционная психология занималась преимущественно «горизонтальными» связями личности, рассматривала ее как социальное существо, субъекта деятельности.

Здесь накоплен большой материал, вполне оправданы объективные методы, адресованные преимущественно к изучению отдельных свойств личности. Эти методы вошли в фонд психологической науки и будут, конечно, «работать» в ней. Вслед за Л. С. Выготским, целые поколения отечественных психологов только мечтали о «вершинной» психологии.

Новые веяния в психологии 90-х гг. XX в., дух перемен быстрее других уловил Б. С. Братусь. Он поставил вопрос о том, что многие годы психология разводила понятия: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Теперь настало время искать пути их соединения. Гуманитарные науки, на орбиту которых выходит психология, единицей анализа имеют целостного человека. Автор предлагает рассматривать соотнесение «вертикального» и «горизонтального» измерений как основной принцип психологического изучения человека.

Психология XX в. характеризуется настойчивым стремлением преодолеть присущий ей узкий элементаризм, функционализм и понять человека как целостное существо. Но основы целостности понимаются по-разному. По-разному решаются и ключевые вопросы о природе человека - о ведущих источниках внутренней активности, о внутренней свободе или детерминированности, рациональности или иррациональности и др.

Формируется целый спектр общепсихологических концепций, которые объединяет общая ориентация на решение данных вопросов и разъединяют полученные результаты, выводы, обобщения. Среди этих теорий в отечественной психологии наибольшее влияние приобрели три направления: психодинамические; культурно-исторические и поведенческие; гуманистические и духовно-ориентированные. На базе каждого из этих направлений сложились свои общетерапевтические методы. На основе их в последние годы создаются новейшие психотехнологии и другие психотехнические разработки. Таким образом, именно в области общепсихологических учений происходит прорыв и сближение академической и практической психологии. Первой такой общепсихологической теорией стала теория З. Фрейда.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры