Бессердечие, душевная черствость – аргументы ЕГЭ. Проблема роли добра в жизни человека

Главная / Бывшие

Мне кажется, что люди не до конца понимают, что такое доброта. Они с удовольствием смотрят ролики в интернете о добрых поступках, ставят плюсики под милыми картинками, но на этом все и ограничивается. Такая ситуация плачевна. Но ее можно исправить.

Что же такое доброта? Я считаю, что это жертвенность. Ты не просто делаешь что-то на благо людям, но ставишь их интересы на первом месте.

Это сложно. Нужно выходить из своей зоны комфорта, заботиться о ком-то так, как заботился бы о себе.

Доброта – это умение видеть нужду. Не нужно ждать, что кто-то попросит помощи. Стоит все время быть бдительным, чтобы не пропустить нуждающегося человека.

Если вы пройдетесь около 20 минут на улице, то обязательно увидите бездомных. Сегодня их тысячи. А ведь они могли иметь семьи, дома, работать, учиться, быть счастливыми. Что-то произошло и все оборвалось. Мы не должны осуждать их. Мы не знаем, что они пережили. Мы не были на их месте. Каждый из нас может раз в неделю купить хлеба и колбасы и дать бездомному. Для нас это ерунда, а для него – это будет лучиком надежды, что его заметили.

Что касается примеров доброты, то меня восхищает Наташа Ростова. Она удивительная. Женщина выросла в любви. Она сохранила лучшие человеческие качества. Именно ее можно ставить в пример многим.

Давайте хранить и развивать доброту. Давайте любить и оберегать. Иначе, чем мы отличаемся от животных.


(2 оценок, среднее: 1.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Дружба – это дар, который нужно ценить. Ее очень сложно достичь, а вот потерять – в любой момент. Почему? Дело в том, что дружба всегда...
  2. Я считаю, что искусство – это наш дар. Причем важно то, что это дар, который мы можем дарить, и который мы можем принимать. Искусство –...
  3. Техника – это неотъемлемая часть нашего мира. Люди в городе даже не представляют о том, как обходиться без нее. А ведь всего 100 лет назад...
  4. Принято считать, что любви без ревности не бывает. Но так ли это в реальности? Эти чувства не подчиняются разуму. Также как доброта и сострадание, они...

Доброго времени суток, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:

– Э. Асадов, «Доброта»

– Х. К. Андерсен, «Русалочка»

Добро дарит счастье и радость, улыбки и позитивные эмоции. Человек, обладающий таким качеством, никогда не оставит друга в беде, не пройдет мимо нуждающегося, не обидит животное. Его сердце будет переживать за каждого плачущего ребенка и мерзнущего на улице пса, такому человеку чуждо равнодушие и эгоизм.

Но оставаться добрым и отзывчивым, когда вокруг царит жестокость и корысть, очень трудно. Необходимо с детства беречь в своем сердце тот свет, который будет озарять нам всю жизнь.

В стихотворении Эдуарда Асадова «Доброта» поэт призывает нас беречь дружбу и любовь, не совершать злых поступков и учиться прощать наших близких.

Порой мы можем услышать обидные и неприятные слова от друга во время ссоры, которые вызывают желание прервать с ним всякое общение. Нам кажется это серьезным основанием, но успокоившись и взглянув на всё трезво, можно понять, что дружба намного крепче всех недомолвок и обид.

Любовь для нас очень важна, но и с избранниками случаются ссоры. В момент, когда одолевают противоречивые чувства, причина размолвки кажется существенной, но нельзя негативным эмоциям позволять разрушать наше счастье. В такие моменты особенно важно найти в себе силы простить любимого человека или попросить прощения самому, ведь любовь к нашему близкому сильнее временной обиды на него.

Бывают моменты, когда мы не можем сдержать себя в порыве злости, обижаем дорогих нам людей. Нужно учиться самообладанию и терпению, ведь после мы жалеем о содеянном. Но существуют поступки, простить которые нельзя никому, такие как подлость, измена и предательство. Зла в мире очень много, необходимо сохранять благородные качества в себе и творить добрые дела, чтобы изменить мир к лучшему.

Отпустить человеку можно многое, прощение указывает на бесконечную доброту сердца, которой обладает главная героиня одноименной сказки Х. К. Андерсена Русалочка. Влюбившись в молодого принца, Русалочка решилась на сделку с ведьмой, получила пару человеческих ног, но отдала взамен голос, а каждый её шаг отдавался невыносимой болью.

Морская жительница могла находиться рядом с принцем, чему была очень рада, а он в ответ привязывался к ней. Но юноша смог полюбить Русалочку лишь как сестру, а позже сыграл свадьбу с другой девушкой, чем обрёк героиню на гибель. Условием сделки была неминуемая смерть в случае свадьбы принца с другой.

У Русалочки был шанс выжить и вернуться домой в том случае, если она убьет своего возлюбленного, но душа девушки полна любви и милосердия, и Русалочка смогла этого сделать. Героиня оставила жизнь принцу, пожертвовав своей. Такой поступок является примером безграничной доброты и великодушия.

Доброта в нашем сердце живет с детства, но иногда такие качества, как эгоизм, жестокость или равнодушие её вытесняют. Нам становится тяжело прощать, проявлять терпение и внимание по отношению к другим. Необходимо беречь то светлое, что хранится в нашей душе, ведь именно это помогает беречь мир от всех ненастий, создаваемых злом.

В данной статье была рассмотрена проблема доброты: аргументы из литературы и авторское сочинение были приведены ниже для подготовки к единому государственному экзамену.

Текст из ЕГЭ

(1) Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. (2) Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. (3) Чувствуете? (4) Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. (5) Добро радуется чужому счастью, зло — чужому страданию. (6) Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. (7) Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих. (8) Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под великое добро. (9) Как это, говорите, бывает? (10) Как это добро маскируется? (11) Неужели не замечали?..

(12) Ежедневно это происходит, ежедневно! (13) Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. (14) Или под нейтральные. (15) «Не нужно благодарности, мне это ничего не стоило». (16) «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда её деть». (17) «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, и это получилось случайно, накатила блажь вдруг. (18) «Берите скорей, пока я не раздумал». (19) Добру тягостно слушать, когда его благодарят. (20) А вот зло… (21) Этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях.

(22) Добро беспечно, действует не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. (23) И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.

(24) Разве вас не удивляет стройность, упорядоченность этих проявлений? (25) Как же люди слепы! (26) Впрочем, трудно разобраться, где светлое, а где тёмное. (27) Светлое мужественно говорит: «Да какое же я светлое, на мне много тёмных пятен». (28) А тёмное кричит:«Я всё из серебра и солнечных лучей, да кто же может заподозрить во мне изъян!» (29) 3лу иначе и вести себя нельзя. (30) Как только скажет: «Вот и у меня есть тёмные пятна, критиканы и обрадуются, и заговорят. (31) Нет, нельзя! (32) Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своих пакостях — ни то, ни другое немыслимо.

(33) Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?

(34) Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно… (35) Вряд ли. (36) Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.

(по В. Дудинцеву)

Вступление

Добро и зло – две крайности, противопоставленные друг другу. В мире достаточно и того и другого и довольно трудно определить, с чем мы сталкиваемся в ту или иную минуту. Добро – это благодать, это самопожертвование, это умение жить правильно, не требуя ничего взамен. Зло – это ложь, притворство, желание собственной выгоды любыми средствами.

Проблема

Проблему столкновения добра и зла поднимает в своем тексте В. Дудинцев. Размышляя об этих двух противоположных категориях, он задается вопросом, способен ли человек противостоять злу, встать на путь добра, или же его участь бессильно опуститься перед злом на колени?

Комментарий

Автор размышляет о том, что добро и зло порождают действия, соответствующие той или иной ситуации. Добро сеет приятные чувства, настроения и пережива6ния, а зло, напротив, причиняет людям страдание. Добро ограждает от страданий, а зло от счастья. Добро печалится от чужих невзгод, а зло гнетет радость окружающих.

Уверен автор и в том, что добро и зло одинаково стесняются своих побуждений. Поэтому они их маскируют: добро свои мотивы представляет случайными, отрицательными или нейтральными, а зло выставляет их великодушием и благородством. Добро говорит: «Мне не составило это труда». А зло с удовольствием принимает благодарность за свои поступки.

Добро действует спонтанно, не заботясь о последствиях и выгоде, а зло расчетливо и хладнокровно, убеждает всех в доброте своих мотивов.

Людям зачастую сложно разобраться в том, где на самом деле находится добро, а где зло. Ведь добро клевещет на себя, убеждая всех, что и оно не без греха, не без темных пятен. Зло же, напротив, расхваливает себя, убеждает в собственной невинности и совершенстве. Иначе поступать ни тому, ни другому нельзя. Иначе жизнь станет слишком очевидной и лишенной смысла.

Авторская позиция

В. Дудинцев убежден, что человек постоянно совершенствуется, как и мир вокруг него. Поэтому есть надежда на то, что зло возможно ограничить в его власти, но победить окончательно вряд ли получится. Однако, пока человек жив, он неизменно будет стремиться к добру и к преодолению зла.

Своя позиция

Хотелось бы сказать, что автор не прав, и рано или поздно человек полностью победит зло в своей душе и в окружающем мире. Но совершенно очевидно, что это не так. Абсолютно преодолеть зло не получится, потому что оно отлично умеет маскироваться, прятаться под маской добра и лучших намерений. Такое заблуждение в первую очередь и мешает человечеству победить все темное в нашем мире и выстроить идеальный общественный уклад. Очень много людей погибало в борьбе с несправедливостью, со злом, с тьмой.

Аргумент №1

Вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», отдавший свою жизнь во благо своего народа. В поисках света, люди долго плутали по лесным чащам, теряя путь из-за темноты. Они уже пали духом и стали обвинять того, кто повел их за собой – молодого и сильного мужчину по имени Данко.

Чтобы спасти народ, Данко вырвал свое горящее сердце и начал освещать им путь. Когда толпа вышла из чащи, Данко в бессилии упал, а один осторожный человек растоптал его сердце ногой.

Так отплатили люди молодому человеку за спасение, за то добро, которое он ради них совершил.

Аргумент №2

Еще один пример, который доказывает неоднозначность поведения людей во имя добра, когда зло маскируется под благие намерения, — Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Герой создал целую теорию, в которой он рассмотрел все пункты помощи нуждающимся. Но для достижения идиллии ему пришлось убить старуху-процентщицу и ее больную сестру, носящую ребенка. В результате, его теория была развенчана им же.

Заключение

Трудно представить человека, который каждый свой поступок оценивает с позиции добра или зла. Чаще мы действуем так, как позволяет нам наше внутреннее я. И каждый наш поступок можно расценить двояко – делая для кого-то добро, мы может ранить другого человека. Но при этом, я верю, что большинство из нас все же больше стремится к добру и справедливости.

Проблемы и литературный аргумент

Проблема родительской любви.(На что может пойти отец или мать ради любви к ребёнку?)

Проблема нравственного отношения человека к природе. Проблема взаимоотношения человека и природы. Что мы теряем и что приобретаем в общении с природой? На этот вопрос пытается ответить В.Г. Распутин произведением «Прощание с Матёрой». Человек губит природу, остров, откуда «есть и пошла материнская земля». Природа формирует весь душевный склад человека.

Проблема сохранения русского языка. Проблема бережного отношения к языку. Проблема экологии языка. И.С. Тургенев призывал бережно относиться к языку в стихотворении в прозе «Русский язык». Родной язык - это духовая опора человека.

Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи, бескорыстия. Герой А. Платонова Юшка обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить образование.

Проблема ответственности человека за свои поступки. (Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?) В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» муж-дезертир появляется в окрестностях родной деревни. Он труслив и эгоистичен. Не несёт ответственности перед родными, думает только о себе.

Проблема исторической памяти, сохранения духовного наследия. « У кого нет памяти, нет жизни»,- говорит распутинская героиня Дарья из повести «Прощание с Матёрой». Остров, на котором жили старухи, их дети и внуки, будет затоплен. Кладбище разорено, сожжено. Почему человек не задумывается о последствиях своих действий? Какую память о себе он оставит?

Проблема ценности человеческого труда (человеческой жизни) Герой Платонова Мальцев не может жить без своей профессии, машиниста паровоза. Он всецело предан труду. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. Действительно, труд - это основа нравственного содержания человеческой жизни.

Проблема преобразующей силы добра и любви. Образ Маргариты из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», княжна Марья Болконская из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ Иешуа несёт в себе идею подлинной доброты и всепрощения.

Проблема истинного патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм? Вспомним батарею Тушина, оставленную врагам, их героизм, стойкость в борьбе с французами. Наташа Ростова отдаёт подводы раненым под Бородино.

Проблема беззаветной любви к людям. В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький утверждает нравственные начала: любовь к людям, доброту, милосердие, терпимость.

Проблема места подвига в жизни. Данко - герой рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького - совершает подвиг во имя людей. Ради их спасения вырывает из груди своё сердце и освещает путь к свободе.

Проблема взаимоотношения детей и взрослых. Можно ли избежать конфликта поколений? Это одна из острых проблем нашего века. В рассказе И. Бунина «Цифры» повествуется о ссоре дядя и мальчика, об их непростых отношениях. В романе «Отцы и дети» показано непонимание между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чёрств по отношению к старикам, чем приносит им огорчения.

Проблема смысла жизни и назначения человека. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», — говорит герой рассказа «Парадокс» В. Короленко. Калека от рождения нашёл смысл жизни, своё предназначение. И герои Толстого Андрей Болконский и Пьер Безухов находятся в поисках смысла жизни и приходят к высокой цели: служению народу. Спор о назначении человека ведут обитатели ночлежки пьесы Горького «На дне». «Человек! Это звучит гордо!»-восклицает Сатин.

Проблема истинной красоты человека. Наташа Ростова и Марья Болконская -любимые героини Л.Н. Толстого - обладают душевной красотой. Героини живут ради близких, любимых.

Проблема духовной деградации человека. А.П. Чехов мастерски показывает процесс разрушения человеческой личности в рассказе «Ионыч». Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. «Берегите в себе человека»,-призывает читателя Чехов.

Проблема ответственности человека перед другими людьми. Господина Н, героя повести Тургенева «Ася», можно назвать легкомысленным, безответственным, потому что он не захотел взять на себя заботу о другом человеке. Любовь Аси его «смущала». Он испугался своих чувств и порвал с любящей его девушкой отношения.

Проблема трагической любви. Трагическую историю любви бедного Желткова поведал нам А.Куприн в повести «Гранатовый браслет». Любовь к богатой женщине стала для него высшей ценностью в жизни.

Проблема несправедливости социального устройства общества. Герой рассказа Л.Н. Толстого видит, как отец его любимой Вареньки руководит избиением солдата. Почему один человек может унижать другого? Вспомним бесправного Герасима, талантливого Левшу, «маленького человека» Башмачкина.

Проблема смысла жизни человека.(В чём заключается смысл жизни человека?) Евгений Онегин, Печорин находятся в поиске смысла жизни. Илья Обломов, герой романа Гончарова, не сумел перебороть себя, не раскрыл своих лучших качеств. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти.

Проблема воспитания(обучения). Какова истинная цель обучения? В автобиографическом рассказе «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев показывает формирование личности главного героя под влиянием доброты бабушки и дедушки. В.Г. Распутин в рассказе «Уроки французского» показал роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика.

Все аргументы к итоговому сочинению в 11 классе

Какова роль добра в жизни человека?
Аргумент из романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?".


Делая доброе дело другим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Верочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, которая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходится бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, облегчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастерские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное приданое. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собственное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз.
В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к всеобщему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Америке, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павловны Катей Полозовой.

Жестокость по отношению к природе.
Аргумент из романа Б.Л. Васильев "Не стреляйте в белых лебедей"


Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».


Чем опасно активное вмешательство человека в мир природы? К чему приводит борьба человека с природой?
Чингиз Айтматов «Плаха»
В центре внимания автора – проблема вмешательства человека в мир природы.
Для того чтобы исполнить план мясосдачи, люди решают убить сайгаков, за которыми в этот момент охотились волки Акбара и Ташчайнар. Вертолеты начинают гнать сайгаков в сторону охотников на уазиках, в процессе этого погибают дети волков. Когда же усталые волки возвращаются в свое родное логово, они обнаруживают, что возле него находятся люди, собирающие остатки сайгаков.
Авдей призывает участников этого отвратительного деяния немедленно прекратить бойню, за что охотники убивают его.
Акбара и Ташчайнар начали новую жизнь и родили новых волчат, но и те погибли при пожаре, который устроили люди.
Последний раз они попытались продолжить род уже в другой местности, но человек по имени Назарбай украл и продал четырех волчат. Горю матери-волчицы не было предела. Айтматов не случайно описывает семью волков, наделяя их человеческими чертами. Они также создают семьи, любят своих детей, радуются и печалятся. Человек же в романе представлен менее живым. Большинство людей в романе показаны как бесчувственные существа, лишенные моральных принципов.
Бесцеремонно, совершенно не задумываясь об окружающем мире, человек прокладывает метры новых дорог, он приходит в чужой дом, где грабит и уничтожает естественных обитателей. Это роман показывает, что такое вмешательство может закончиться трагично как для людей, так и для животных. В конце произведения погибает волчица, а вместе с ней маленький мальчик, который пострадал в безумной борьбе двух полноправных жителей этой планеты: человека и волка.
Человек тесно связан с миром природы, важно не воевать, а находиться в мире

Доброта по отношению к людям, ее роль в жизни человека. Что делает человека добрым? Как человек учиться доброте?

Аргумент из романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме".
Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа,немецкий военный офицер, нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно неинтересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.


Доброта и отзывчивость как свойство человеческой личности. Аргумент из романа Маркуса Зусака «Книжный вор».

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

Проблема проявления человечности на войне, проявление доброты, сострадания, милосердия к врагу.

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе « » Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры