Любовь и эгоизм. Нелюбовь к себе
«Любовь временной не бывает.
Всё, что временно, не является любовью».
Ригден Джаппо.
Любовь и эгоизм . На первый взгляд два чувства, которые в своём корне несут совершенно разные понятия, значения, эмоции. Мы уверенны, что грань между ними настолько велика, что подмена одного на другое просто невозможна. И кажется, что там, где есть место для Любви, эгоизм не имеет право на существование вовсе. Ведь произнося фразу «Я тебя люблю!» мы думаем, что чётко понимаем её значение. Мы абсолютно уверенны, что наши чувства искренние, и мы полностью отдаёмся им. На первый взгляд всё кажется просто и красиво. Два человека любят друг друга, строят планы на будущее, мечтают о счастливой совместной жизни и надеются на лучшее, живут спокойно и размеренно. Но почему же тогда, в большинстве таких случаев, всё и остаётся только мечтами. А красивая сказка разбивается об первую трудность на пути, как лёд о скалу, с миллионами мелких осколков, которые с такой болью ранят наши сердца. Тогда мы пытаемся найти ответы на вопросы, которые просто льются потоком внутри нас. Почему? Кто виноват? Почему именно со мной так происходит? За что мне это? Ведь я так любил (любила). Мы грязнем в разборе причин, ищем виноватых и, прежде всего, копаемся в другом человеке, а себя плотно закрываем шаблоном обиженного и незаслуженно получившим наказание. Со временем мы находим все причины в другом человеке, тем самым делая себя абсолютно невинным. Успокаиваемся и живём дальше, снова веря в сказку. А с приходом очередной такой «сказки» натыкаемся на те же проблемы. И начинаем новый забег по той же дорожке.
А давайте попробуем остановиться и хоть немного заглянуть в себя, в свои искренние, на первый взгляд, чувства. Мы говорим о Любви, абсолютно не задумываясь над тем, кого же мы любим на самом деле, о ком заботимся, волнуемся и для кого так хотим счастливой жизни. Мы даже не пытаемся в этом разобраться. Взять хотя бы для примера фразы, которые влюбленные часто говорят друг другу: «Я не могу жить без тебя», «Я не смогу без тебя», «Ты моя надежда и опора» и т.д. И сразу кажется, что человек так сильно погружён в это прекрасное чувство и полностью им живёт. Но что получится, если разобраться в этих словах глубже, будучи честным перед самим собой? О ком мы переживаем на самом деле? О человеке ли, который рядом, или же о самом себе? Ведь в основе таких слов можно легко увидеть стандартный шаблон от Животного начала, где в центре всех обстоятельств мы ставим своё Эго «Я не смогу, я не переживу». Мы волнуемся о том, что будет с нами. Мы переживаем, что нам будет чего-то не хватать, что у нас отберут источник получения эмоций, которые так нам нравятся. Что какие-то наши планы и мечты без этого человека не смогут воплотиться в жизнь.
Почему эта грань Любви и эгоизма с таким мастерством скрывается? Почему мы даём возможность существовать этим подменам в наших жизнях? Мы тонем в собственном эгоизме, который так изящно прикрывается великим чувством Любви. Мы не можем признаться, прежде всего, самим себе, что именно нами движет в подобных ситуациях. Мы привыкли в отношениях только извлекать пользу, эмоции, удовлетворять свои желания, бесконечные «хочу это», «хочу то». А как часто мы заботимся о другом человеке? Мы привыкли видеть лишь его оболочку, внешность, одежду, материальные потребности. А чувствуем ли мы его Душу? И тут же возникает вопрос о том, знаем ли мы свою Душу, чувствуем ли мы её. Ведь все мы двойственны по своей природе. Мы несём в себе два начала: Духовное и Животное. Последнее стремится заставить жить нас только рабом нескончаемых материальных потребностей. И пока в нас преобладает Животное, места для настоящей Любви быть не может. Невозможно любить основываясь на материальном. Именно тогда эта тонкая грань Любви и эгоизма просто исчезает. Происходит невидимая подмена чувств на желания Эго, которую мы часто наблюдаем в жизни в трёхмерном мире. Где за громкими словами любви кроются наши тайные желания обладать и властвовать другими.
Счастье и Любовь не имеют временного пространства и ограничения, а всё, что носит временный характер уже не является этим великим чувством. И чувство Любви не может исчезать и появляться на основе внешнего материального мира. Так что же тогда на самом деле стоит за тем чувством, которое мы привыкли называть любовью? И что нас заставляет искать смысл жизни в ком-то другом? Почему с самого детства мы ищем внешнюю шаткую опору, вместо того, чтобы раскрыть её в себе - в своей Душе? Ведь каждый из нас испытывал чувство внутренней пустоты, нехватки чего-то родного и близкого, которое никак не получается заполнить нашим окружением в материальном мире, как бы мы не старались, сколько бы усилий не прилагали. Ведь наш материальный мир, как и наше тело, временны. И только Душа, частичка мира Бога, вечна. И только через неё мы можем заполнить эту пустоту и создать для себя внутреннюю духовную опору.
Великое чувство Любви - это необъятная сила Духовного мира. Его невозможно описать словами, чтобы передать хоть малую часть этого состояния в трёхмерный мир. Оно не имеет границ, оно во всем и в то же время ни в чём конкретно, словно воздух, который мы не видим, но ощущаем. Это состояние единства исходящее из неиссякаемого Источника внутри нас, оно не может исчезнуть или закончится, оно вечно и постоянно. Ничего из внешнего мира не может разрушить его. Глубинное состояние настоящей Любви возникает между Душами за пределами видимого материального мира. Оно раскрывает истинную глубину и тонкость, чистоту и созидательною силу истинного Дома душ человеческих.
«Настоящая Любовь - это глубинные чувства человека, которые невозможно выразить словами. Это сила Души, ее состояние Любви к Богу!» (Анастасия Новых «АллатРа»).
Ольга Горбанёва
Очень часто в человеческой жизни можно встретить индивидуумов, которые любят себя гораздо больше, чем собственных родных и близких. К сожалению, сейчас это распространено повсеместно. Вообще среди людей преобладают эгоисты, для которых собственные интересы и желания намного дороже, чем интересы других, самых дорогих людей. Если они почувствовали голод, они все бросают и идут кушать, если им понравились новые туфли в магазине, они их покупают себе, независимо от стоимости.
И так можно продолжать до бесконечности. Если вы встретили человека, которому присущи такие качества, нужно помнить следующее: Эгоистам тяжело построить отношения. Когда в паре оба партнера являются эгоистами, каждый будет действовать только из собственных соображений. Если эгоист в паре только один, то будут присутствовать постоянные ссоры, либо одному из партнеров придется постоянно отказываться от собственных желаний. Ни первый, ни второй случай не является нормой для здоровой семьи.
Если ваши отношения очень похожи на вышеописанные, то пора с этим бороться. Либо отказаться от таких отношений себе во благо. В здоровых и счастливых семьях люди ставят интересы своих родных на первое место. Бывает, что кто-то, вернувшись домой с работы, захочет посмотреть телевизор на диване и отдохнуть. Однако, если он увидит, что его любимый человек тоже устал, да еще ему предстоит уборка, готовка и стирка, то первый не раздумывая кинется ему помогать. В эгоистичных отношениях всю работу будет делать только один из партнеров, пока второй будет расслабляться после тяжелого дня.
Такая нездоровая семья - это результат того, что один из партнеров любит себя гораздо больше, а все остальные уходят для него на второй план. Этот человек будет всегда себя жалеть и оправдывать. Поэтому необходимо с самого начала следить за поведением своих любимых людей. Если вы заметили признаки эгоизма, попытайтесь сразу помочь партнеру измениться, либо прекращайте такие отношения вообще. Зачастую эгоизм является следствием привычек, которые сформировались у человека за все годы жизни. Поэтому изменить такого человека будет достаточно тяжело.
Прежде всего, следует присмотреться, а хочет ли он сам измениться. Если он к этому и не стремится, то все ваши усилия будут тщетны. Если вы не можете понять, какое место в жизни партнера занимаете, то вероятнее всего, что не первое. Возможно, вы иногда будете совершать эгоистические поступки, считая, что так будет лучше и вас наконец оценят. Но если это станет правилом, а не исключением из правил, то ваша семья неминуемо погибнет.
Группа Психология любви.
Стоит понимать разницу
Если вы любите кого-нибудь, но крайне редко отдаете всего (всю) себя ей или ему, то это не истинная любовь. Эти слова – абсолютная правда. Наше восприятие любви давно «замусорено» романтическими фильмами и книгами, где вожделение затмевает реальность ситуации. Мы ищем дикую страсть и шквал ощущений, но не видим знаков и не прислушиваемся к самим себе. Слишком часто настоящую любовь – бескорыстную любовь – путают с эгоистичным желанием обладать объектом своей страсти, но не более.
1. Настоящую любовь нельзя уничтожить или создать просто по желанию
Заниматься любовью, отдавать любовь, влюбляться – эти фразы ничего общего с эмоциями реальными не имеют. Это «уравнения»: сложение, вычитание, деление и умножение. Мы даем любовь в надежде получить любовь. Мы удовлетворяем желания с надеждой самим получить удовлетворение. Этот эгоистичный обмен не является настоящей любовью. Настоящую любовь нельзя включить и выключить, поскольку она является основой всего. Точно так же вы не можете ощутить внезапное проявление бескорыстной, истинной любви. Скорее мы начинаем осознавать её постоянное присутствие, как существование неба и земли, воздуха, которым мы дышим, мира, в котором мы живем. Другими словами, любовь – это то, что не измеряется математическими уравнениями и формулами, это часть нашего бытия.
2. Бескорыстная любовь и вожделение – это антиподы
Любовь должна быть открытием или приключением, и вы не знаете и не догадываетесь об этом, пока не оказываетесь в самом его центре. Бескорыстная любовь – это не вожделение, а эгоистическая любовь – это шатающийся горный валун, угрожающий раздавить вас. Вы чувствуете страх при виде валуна, но некоторые из нас путают этот страх с волнением и предвкушением. С другой стороны, настоящая любовь не представляет никакого риска, потому что это не ловушка. Появление этой эмоции происходит от ощущения гармонии со всем миром. Люди, которые в любви не испытывают чувства страха, чувствуют себя комфортно на своем месте, принимают себя, а также принимают партнера таким, каков он есть.
3. Истинная любовь не рождается из эгоистических желаний
В настоящей любви нам важен другой человек, а в эгоистичной – важны мы сами. Безусловная, истинная любовь не возникает из эгоистических желаний. Когда между двумя людьми появляются чувства, это не потому, что так решаются проблемы одиночества или достигается конечный результат (свадебная церемония или домик с белым забором). Настоящая любовь – это просто радость, испытываемая двумя людьми, когда они думают друг о друге, проводят время вместе или бессознательно и инстинктивно делают бескорыстные поступки друг для друга. Вы не испытываете разочарования в связи с отсутствием подарков и не расстраиваетесь, если не слышите комплиментов. Никаких требований и никаких ожиданий. Существует только восхитительное ощущение полноты и цельности, которое не нарушается даже в моменты противоречий.
4. Настоящая любовь не бывает навязчивой
Эгоистическая любовь – это то, что люди воспринимают как систему поводка и ошейника. Это золотая уздечка для неуловимого единорога. Но знаете ли вы, что происходит, как только вы привяжете это великолепное животное и заставите его повиноваться? Единорог теряет свой блеск и, в конечном счете, погибает. Настоящая любовь не бывает навязчивой, не бывает по принуждению, потому что она умеет терпеть расстояние, время и даже смерть. Когда вы любите по-настоящему, это чувство безмерно и бесконечно. Это неконтролируемое ощущение счастья и тепла при виде и мысли о другом человеке.
Современная культура вся пронизана табу на эгоизм. Нас научили тому, что быть эгоистичным грешно, а любить других добродетельно. Несомненно, это учение находится в вопиющем противоречии с практикой современного общества, признающего, что самое сильное и законное стремление человека – это эгоизм и что, следуя этому непреодолимому стремлению, человек вносит наибольший вклад в общее благо. Но учение, согласно которому эгоизм – это величайший грех, а любовь к другим – величайшая добродетель, чрезвычайно устойчиво. Эгоизм выступает как синоним себялюбия.
Любовь – феномен изобилия, избыточности; её источник – сила дающей личности. Любовь – это утверждение и продуктивность, «она стремиться к созиданию и творчеству». Любовь у другому тогда только добродетель, когда она изливается из этой внутренней силы, но она – зло, если будет проявлением неспособности быть самим собой (Ницше).
Мысль о том, что эгоизм есть изначальное зло и что любовь к себе исключает любовь к другому, не ограничивается лишь рамками теологии и философии, но стала избитой идеей, внушаемой дома, в школе, в кино, в книгах – всеми способами социального внушения. «Не будь эгоистом» - эта сентенция внушается миллионам детей из поколения в поколение. Однако смысл её неясен. Большинство сказали бы, что это значит не быть эгоистичным, невнимательным, безразличным к другим. На самом деле оно значит нечто большее. Не быть эгоистичным означает не делать того, что хочешь, отказаться от собственных желаний в угоду авторитету. «Не быть эгоистом» в конечном счете столь же двусмысленно, сколь и в учении Кальвина. За исключением некоторых очевидных моментов оно означает «не люби себя», «не будь собой», а подчини себя чему-то более важному, чем ты сам, какой-то внешней силе или внутренней принудительной силе – «долгу».
Формула «не будь эгоистом» стала одним из самых мощных идеологических средств подавления спонтанного и свободного развития личности. Под давлением этого лозунга от человека требуют постоянной жертвенности и полного подчинения: только те действия «неэгоистичны», которые совершаются не в пользу индивида, а в пользу кого-то или чего-то внешнего по отношению к нему.
Но такая картина, следует ещё раз подчеркнуть это, одностороння. Ведь в современном обществе помимо призыва не быть эгоистом пропагандируется и прямо противоположная идея: блюди свою выгоду, делай то, что полезно тебе; ибо, поступая так, ты тем самым будешь действовать и на благо других. Как бы то ни было, мысль, что эгоизм является основой всеобщего благоденствия, стала краеугольным камнем в построении общества всеобщей конкуренции. Странно, что два таких, казалось бы, несовместимых принципа могут проповедоваться в одной и той же культуре; однако в том, что так оно и есть, нет никаких сомнений. Эта несовместимость двух принципов порождает у людей чувство некоторого замешательства, растерянности. То, что им приходится разрываться между ними, представляет для них серьёзную помеху в деле становления целостной личности. Это ощущение замешательства, неустойчивости, отсутствия почвы под ногами – один из наиболее значительных источников переживания современным человеком чувства беспомощности. …
Итак, тождествен ли эгоизм себялюбию или он обусловлен как раз отсутствием последней?
Прежде чем приступить к обсуждению психологической стороны проблемы эгоизма и себялюбия, следует указать на логическую ошибку в утверждении, что любовь к себе и любовь к другим взаимоисключают друг друга. Если любовь к ближнему как человеческому существу – добродетель, то и любовь к себе – добродетель, а не грех, поскольку я ведь тоже человеческое существо. Не существует понятия человека, которое не включался бы я сам. Учение, настаивающее на подобном исключении, внутренне противоречиво. Идея, выраженная в библейской заповеди «Люби ближнего твоего, как самого себя», подразумевает, что уважение к своей личности, её полноте и уникальности, любовь к себе, понимание своего собственного «я» неотделимы от уважения, любви и понимания другого. Любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого.
Теперь мы подошли к основным психологическим предпосылкам, на которых строятся наши заключения. Этими предпосылками являются следующие: не только другие, но и мы сами являемся «объектом» своих чувств и отношений; отношения к другим и отношения к себе далеко не противоречивы, а, напротив, связаны самым глубинным образом. В отношении рассматриваемой проблемы это означает: любовь к другим и к самому себе не альтернативы. Напротив, отношение любви к самому себе обнаруживается у тех, кто способен любить других. Любовь в принципе неделима, коль скоро речь идёт о связи между собственной личностью и её «объектами». Истинная любовь есть проявление продуктивности и познания. Она не «аффект» в смысле пребывания в состоянии возбуждения, вызванного другим, но активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека, питающаяся из своего собственного источника.
Любовь есть проявление собственной энергии, способности любить, а любовь к другому человеку – это актуализация и концентрация этой энергии по отношению к нему. …
Если человек в принципе способен на продуктивную любовь, он способен и на любовь к себе; если же он может любить только других, он вообще не способен на любовь. …
Человек имеет только один действительный интерес, а именно полное развитие своих задатков, осуществление себя как человека. Так же как, для того чтобы любить другого, надо знать его и понимать его действительные нужды, точно так же надо знать себя, чтобы понимать свои интересы и то, каким образом они могут быть удовлетворены. Но из этого следует, что человек может обмануться относительно своих действительных интересов, если он не знает в достаточной мере ни себя самого, ни своих нужд.
За последние три столетия понятие интереса к себе сузилось до такой степени, что приобрело смысл, противоположный тому, который оно имело в концепции Спинозы. Оно стало идентифицироваться с замыканием интереса на материальных доходах, на власти, на удаче; и вместо того чтобы оставаться синонимом добродетели, его новый узкий смысл превратился в этический запрет.
Современное понятие своего личного интереса являет собой странную смесь двух противоречащих друг другу понятий: с одной стороны, понятия из учений Кальвина и Лютера, а с другой – понятия, принадлежащего прогрессивным мыслителям, начиная со Спинозы. Кальвин и Лютер учили, что человек должен подавлять свой личный интерес и полагать себя инструментом для божественных целей. Прогрессивные мыслители, напротив, учили, что человек должен быть целью, а не средством для осуществления трансцендентных целей. В результате человек принял содержание идеи кальвинизма, но при этом отверг её религиозную форму. Он действительно сделал себя средством, но не воли Бога, а для промышленного прогресса. Он стал работать и копить деньги, но не ради наслаждения жизнью, а для того, чтобы экономить, вкладывать, добиваться успеха.
Прежний монашеский аскетизм был замешен, как отмечает Макс Вебер, мирским аскетизмом души, с позиций которого личное счастье и радости земные более не являются истинной целью жизни. Но такое понимание означало полный разрыв со смыслом этого понятия у Кальвина и смешение с тем, которое было свойственно прогрессистскому понятию личного интереса, согласно которому человек имеет право – и даже обязан – сделать достижение своих личных интересов главной нормой жизни. Результатом явилось то, что современный человек живёт в соответствии с принципом самоотречения, а мыслит в терминах своекорыстия. Он полагает, что действует ради своих интересов, когда на самом деле его первостепенная забота – это деньги и успех; он обманывает сам себя в том смысле, что его наиболее важные, значительные возможности остаются нереализованными, и он теряет себя в поисках того, что как он считает, является для него наилучшим.
В средние века человек ощущал себя неотъемлемой частью социального и религиозного сообщества, в рамках которого он обретал себя, когда он как индивид ещё не отделялся полностью от своей группы. В новое время, когда он столкнулся с необходимостью осознать себя как независимого, самостоятельного человека, его самоидентификация стала для него проблемой.
У последних нескольких поколений в условиях растущего влияния рынка смысл понятия «я» несколько сместился от формулы «Я есть то, чем я обладаю» к формуле «Я есть то, каким меня хотят видеть». Человек, живущий в системе рыночной экономики, чувствует себя товаром.
Возможно, наиболее важный фактор – это внутренняя неудовлетворённость современного человека результатами своей погони за «собственной выгодой». Религия успеха погибает и сохраняет лишь внешний вид. Некогда «открытые пространства» социальных возможностей все более сужаются; крушение надежд на лучшую жизнь после Первой мировой войны, депрессия конца двадцатых годов, угроза новой разрушительной войны вскоре после Второй мировой, неограниченная опасность новой угрозы пошатнули веру в целесообразность этой формы своекорыстия. Кроме того, поклонение успеху как таковому более не удовлетворяет неискоренимой человеческой потребности быть самим собой. Подобно многим фантазиям и мечтам, это поклонение тоже выполняло свою роль лишь определённое время, пока оно ещё было чем-то новым и пока возбуждение от него было настолько сильным, что мешало судить о нём здраво. Всё больше и больше становится людей, которым, что бы они ни делали, всё кажется пустым и бесполезным. Они всё ещё околдованы лозунгами, провозглашающими веру в земной рай. Но сомнение – это плодотворное условие всякого прогресса – начинает осаждать их и заставляет их задаваться вопросом: в чём же подлинный смысл их своекорыстия как человеческих существ?
Это внутреннее освобождение от иллюзий и готовность к переосмыслению понятия своекорыстия вряд ли могли стать эффективными, если бы экономические условия в нашем обществе не способствовали этому. Я уже отметил, что канализация человеческой энергии в труд и стремление к успеху были необходимыми условиями гигантских достижений капитализма, позволившими достигнуть уровня, на котором была успешно решена проблема производства товаров, и перед человечеством встала чрезвычайно важная задача организации социальной жизни. Человек создал такие источники механической энергии, что освободился от необходимости вкладывать все свои силы в труд, чтобы обеспечить себе существование. Теперь он мог значительную долю своих сил посвятить собственно своей жизни. …
Пришло время возвращения в жизнь некогда подлинных человеческих интересов. Стоит только человеку понять, в чём состоит его истинный интерес, то и первый, самый трудный шаг к его реализации будет возможен.
Современная культура вся пронизана табу на эгоизм. Нас научили тому, что быть эгоистичным грешно, а любить других добродетельно. Несомненно, это учение находится в вопиющем противоречии с практикой современного общества, признающего, что самое сильное и законное стремление человека – это эгоизм и что, следуя этому непреодолимому стремлению, человек вносит наибольший вклад в общее благо. Но учение, согласно которому эгоизм – это величайший грех, а любовь к другим – величайшая добродетель...
Эгоизм, вооружённый разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого.Артур Шопенгауэр
Полезен ли для человека эгоизм? Безусловно полезен и даже необходим, но не во всех проявлениях. Эгоизм бывает разумным или, как еще принято говорить, здоровым, а бывает таким грубым, неотесанным и примитивным, что вызывает у людей отвращение. При этом все люди являются эгоистами. Просто одни из них умело маскируют свой эгоизм, а другие этого делать не...
Любовь - высокое и светлое чувство…, но в современном обществе, ожидания от любви часто становятся поводом для жарких споров и даже ссор… к сожалению человеческое понимание любви и «нормальных» человеческих отношений, еще очень сильно искажено негативными переживаниями и шаблонами.
Большая часть населения редко ищет «эталон любви» «внутри», погружение в практики самопознания и глубины внутреннего мира, «открытие сердца» и изучение духовных традиций – это путь, который выбирает далеко не каждый...
Умом-то большинство из нас вроде бы понимает, что любви по принуждению не бывает. Но даже очень разумные люди оказываются обезоружены перед лицом собственных иррациональных чувств. Одно дело – понимать поверхностным умом, и совсем другое – чувствовать, исходя из глубинных бессознательных убеждений.
А в глубине души почти каждый хранит идею, что любить нашу персону надо бы не корыстным образом за что-то, а просто так – безусловно. Задумайтесь, можем ли мы любить просто так? И как это вообще...
"Эгоизм" - слово все более плотно входящее в наш обиход. Оно слышится в различных разговорах, его употребляют во многих статьях, о нем говорят с экранов телевизоров. Это понятие стало настолько привычным, что уже мало кто задумывается о том, что же все-таки скрывается в его значении.
И для того, чтобы выяснить, несет эгоизм добро или зло, давайте дадим ему исходное определение.
Эгоизм (от лат. Ego - "я") - это намерение "ради себя", то есть поведение, целиком определяемое мыслью о...
Любовь, пожалуй, самое популярное явление на земле. О любви пишут больше всего книг – и умных, и глупых, снимают больше всего фильмов – как великих, так и убогих, поют в опере и пошлых песенках.
На втором месте по цитируемости слово «счастье». Многие эти два явления связывают между собой.
И нетерпеливо ждут, когда «любовь нечаянно нагрянет». В уверенности, что вот тогда-то мощным, сильным аккордом зазвучит яркая, полновесная радость жизни. Всех очень подогревает миф, что «человек рожден...
Любовь между мужчиной и женщиной неизменно прославляют как великое счастье, наполняющее смыслом жизнь. Психотерапевты, к которым приходят бывшие влюбленные, от последствий любви совсем не в восторге. Да, любовь превозносили многие поколения писателей и поэтов, но это было неосознанное исполнение социального заказа.
Времена меняются, и сегодня повторение тех же самых восторгов приносит только вред, считает психотерапевт Борис Шипов. Его теория разоблачения любви во многом противоречит...
Часто ко мне приходят выросшие девочки и мальчики, питающие иллюзию, что могут заслужить любовь. Заработать её, как орден, упорным трудом или выслугой лет. Вынудить кого-то полюбить так сильно, как им этого хочется. Но, увы, этого не происходит.
Их помощь и заботу принимают. Услугами пользуются. Благодарят. Замечают. Заботятся. Но любить не начинают. Прежде всего потому, что любовь невозможно заслужить.
Да, многих из нас в детстве обманули, рассказав, что любовь можно заслужить, будучи...