Николай Цискаридзе: личная жизнь, жена, дети, фото. Николай Цискаридзе: “Я не влюбчивый, я — увлекающийся”

Главная / Измена жены

Ламара Николаевна очень хотела иметь детей. Но советская медицина поставила ей неутешительный диагноз: она никогда не сможет родить. Тогда женщина решила попросить о помощи деву Марию. Она отправилась высоко в горы, к месту, где стоял разрушенный храм. От былой постройки сохранилась только одна стена с ангельским ликом Богоматери на ней. Ламара Николаевна вознесла молитвы, которые были услышаны.

Кадр из программы “Судьба человека”

«Я родился, когда маме было уже 43 года, и ее гинеколог меня все время называла чудом”, – рассказал Цискаридзе. Мальчик рос, окруженный любовью и лаской. Его мама была театралкой, и уже с трехлетнего возраста Ника ходил вместе с ней на спектакли, концерты и выставки. Именно мама зажгла в сердце ребенка неутолимую страсть к искусству. А когда у Николая обнаружились способности к балету, она приложила все усилия, чтобы сын получил самое лучшее образование.


tsiskaridze.livejournal.com

Ламаре Николаевне пришлось оставить благополучную и устроенную жизнь в Тбилиси, чтобы привезти Николая в Московское хореографическое училище. Ее муж, который был гораздо моложе, отказался покидать насиженное место. И мама приняла непростое решение. “Она просто встала и сказала, что между сыном и мужем она выбирает сына. Спора никакого не было”, – вспоминал Николай Максимович.


vm.ru

Блистательный танцовщик по достоинству оценил материнский подвиг: «Я был смыслом ее жизни. И в 55 лет бросить абсолютно все: работу, дом, друзей, мужа, уехать в город, который ты не просто не любишь, который у тебя вызывает сложные какие-то воспоминания, для нее было очень непросто”. Ламара Николаевна ушла из жизни, когда Николаю Цискаридзе исполнилось всего 20 лет. С того момента и по сей день он опирается в жизни только на собственные силы.

Сам танцор без ложной скромности заявляет, что 21 год в истории Бoльшого театра – это торжество его искусства, свершившийся факт, нравится он кому-то или нет.

Звезду балета окружали громкие почести и не менее громкие скандалы. В 2019 году вышел документальный фильм «Я не такой, как всe», посвященный Цискаридзе и проливающий свет на то, чем он действительно выделяется. Таланта, само собой, у Николая не отнять. Но oн к тому же человек шокирующе прямолинейный, предпочитающий не почивать на лаврах, а лететь по жизни.

Детство и юность

Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.


Для того чтобы Николай развивался всесторонне, его с детства водили на разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом мальчик рано приобщился к миру высокого искусства. Первой любовью Николая стал балет «Жизель».

Сначала мама с отчимом не одобрили подобное увлечение ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Цискаридзе был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге семье и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.


Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище - слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай поступил к Петру Пестову, одному из лучших педагогов Московского академического хореографического училища.

Спустя 5 лет танцор оканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет постигать глубины танцев в Московский государственный хореографический институт, диплом которого получает в 1996 году.

Театр

После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы в главный театр страны. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Бoльшом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и . Последняя, как рассказывал артист, научила тому, что в стенах театра нельзя позволять окружающим разговаривать с ним бесцеремонно, даже если это друзья.


С молодости танцор запомнил еще один совет от Софьи Головкиной: интервью – часть профессии, потому Николай легко соглашается на встречу с прессой, участвует в ток-шоу вроде «Судьбы человека» или «Наедине со всеми», побывал в студии и Сергея Николаевича.

Николай Цискаридзе в студии Дарьи Златопольской

По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993-м он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке.


В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в «Пиковой даме» на подмостках Бoльшого театра.

После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии в «Соборе Парижской Богоматери».


Позже Цискаридзе довелось танцевать на подмостках оперного театра «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти . Участие в этом проекте Николай разделил с примой . Танцор и далее выступал на солидных сценах: в Театре московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.

Вместе с такими известными коллегами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг, Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006-м презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала « ».

Николай Цискаридзе в программе «Наедине со всеми»

Вклад танцора в искусство отмечено государственными наградами, международными премиями и пр. Николай удостоен звания народного артиста России и народного артиста республики Северная Осетия.

Скандалы

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Бoльшого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным дизайном.


В ноябре 2012 года президенту было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Бoльшого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Цискаридзе. А уже в январе 2013-го он оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя Большого .

Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Бoльшой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул его.

Скандал в Большом театре

В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора.

Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.


Педагогическую деятельность танцор начал еще в Большом театре в середине 2000-х. Один из первых учеников – нынешний премьер Артем Овчаренко. Цискаридзе за 2 года вывел молодого человека в солисты, а в 2009-м Артем ушел к другому педагогу.

Николай впоследствии в программе «На ночь глядя» обвинил бывшего подопечного в разжигании информационной войны, в нежелании заниматься самообразованием. Овчаренко со своей стороны подчеркивал, что предпочел наставника, близкого по духу, который видит разницу между танцовщиком и артистом.

Личная жизнь

Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует близким, но в суровой театральной среде с другим характером делать нечего.


Личная жизнь звезды балета мало освещена, но Николай не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, случались влюбленности и привязанности. Отсутствие жены и детей провоцировало слухи о нетрадиционной ориентации артиста. Цискаридзе на подобные выпады отвечает словами :

«Мне неинтересно, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».

В друзьях у известной личности – не менее знаменитые и , и Наталья Курдюбова. Премьер был вхож в дом , которая хорошо разбиралась в балете. А с и Натальей Громушкиной ему и вовсе приписывали романы.


«Если с кем-то хочу пообщаться, я ему позвоню или напишу. Мне не хочется, чтобы это становилось достоянием гласности. Тем более, если я бы хотел высказать свое мнение, я в состоянии его высказать. Но впустую тратить время мне не хотелось бы».
Николай Цискаридзе в программе «Судьба человека»

Покидая сцену, Цискаридзе радовался, что наконец-то может есть все, что захочется. Позднее с улыбкой признавался, что «жрет, как паровоз» и приходится отказываться от еды после 16 часов дня. Сейчас как педагог дает такой же совет ученицам Вагановской академии.


Рост танцора – 183 см, хотя Николай считал себя невысоким по сравнению с коллегами. Важнее гармоничные пропорции, а в этом случае артист почувствовал некую особенность еще на студенческой скамье. На занятии по изобразительному искусству юноша на 99% уложился в стандарты, принятые столетия назад, когда размеры и расстояния измерялись ладонями и пальцами.

Николай Цискаридзе сейчас

Главным подарком к юбилею – в декабре 2018 года Николай отметил 45-летие – артист назвал фотосессию для глянцевого издания GQ. На обложке журнала Цискаридзе изображен с лебедем на руках, подобным образом 20 лет назад снялся , что не преминули отметить поклонники танцора.


Однако, по словам Николая, голливудская знаменитость – не первый, кому положила голову на плечо благородная птица. Будучи человеком, прекрасно осведомленным об истории балета, Цискаридзе рассказал, что в такой же стилистике еще в начале 20 века опубликовано фото . Балерина снималась с лебедем Джеком, жившим в ее поместье. Николаю пришлось залезть в фонтан перед Большим театром.


В январе 2019-го Академия имени Вагановой, возглавляемая Николаем Цискаридзе, выехала на гастроли в Японию. Известно, что жители этой страны любят балет, как никто другой. Билеты на представления, в которых танцуют дети, но с мастерством взрослых, разошлись за месяц до приезда труппы. Каждые 3 года академия привозит в Страну восходящего солнца новые постановки, в этот раз давали «Фею кукол», «Щелкунчика» и 3-й акт «Пахиты».

Проекты

  • «Легенда о любви»
  • «Баядерка»
  • «Шопениана»
  • «Короли танца»
  • «Падший ангел»
  • «Жизель»
  • «Гибель розы»
  • «Щелкунчик»
  • «Корсар»
  • «Лебединое озеро»
  • «Сон в летнюю ночь»

Nikolay Ciscaridze Карьера: Танцор
Рождение: 31.12.1973
Николай Цискаридзе - российский артист балета, премьер Большого Театра. Родился 31 декабря 1973 года.Кроме того Николай Цискаридзе является заслуженным и народным артистом России, членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, единственный из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии без малого всего балетного репертуара. С раннего детства предстоящий артист увлекался сценическим искусством, в особенности кукольным. Неотразимое ощущение произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, позже чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сберег влюбленность к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила влюбленность мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надобно везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько раньше в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе первоначально, как и полагается начинающим артистам, станцевал без малого весь кордебалетный репертуар, а позже начал исполнять небольшие, но уже довольно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а кроме того в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, помимо того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали строчить в прессе, но на спектакли с его участием стала сознательно бродить публика, у него появились поклонники.

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, в конце концов, Государственной премией Российской Федерации (2001) за воплощение в жизнь главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам фиксировали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: рослый увеличение, стройная фигура, привлекательная наружность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный итог, необходимо одолеть путь школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого мало для создания высокого искусства. Необходимо ещё духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает мощь, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а дальше занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится некогда всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было навалом предшественников. Он как будто впитал в себя весь их навык, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому воплощение в жизнь им ведущих партий в классических балетах разрешено окрестить эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и строгий балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем идеально новую образно-философскую концепцию, сохранив вкупе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе великолепно передает его элегантность и аристократичный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но сообща с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и в то же время его двойник или та темная доля его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе в этом месте напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную образ Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столь его героизм, сколь любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале сквозь душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в основополагающий же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует ещё подметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует обличье героя, но и дает вероятность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось тут на свежеиспеченный порядок.

Артист весьма ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в нрав героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только доля своего пути, он находится в расцвете творческих сил и спереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он крайне любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Коляда Nikolay Kolyada

Николай Коляда плодовитый уральский драматург, главный редактор литературного журнала Урал одна из одиозных фигур культурной жизни Урала. Автор 86..

Николай Эрдман Nikolay Erdman

Николай Эрдман - советский драматург, поэт и киносценарист. Родился 16 ноября 1900 года.В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу Мандат,..

Николай Гедда Nikolay Gedda

Дебютировал в 1951 году (Стокгольм, партия Шаплу в опере "Почтальон из Лонжюмо" Адана). С 1953 пел в Ла Скала (партия Дона Оттавио в "Дон Жуане").

Николай Озеров Nikolay Ozerov

Николай Николаевич Озеров родился 15 апреля 1887 года в селе Спас-Утешенье (ныне в черте города Рязань).

Николай Цискаридзе
груз. ნიკოლოზ ცისკარიძე
Имя при рождении: Николай Максимович Цискаридзе
Дата рождения: 31 декабря 1973
Место рождения: Тбилиси, Грузинская ССР, СССР
Профессия: артист балета, балетный педагог
Гражданство: СССР→ Россия
Амплуа: премьер
Театр: Большой театр (1992-2013)

Николай Максимович Цискаридзе (род. 31 декабря 1973, Тбилиси) - российский артист балета, премьер Большого театра. Народный артист России (2001). Дважды лауреат Государственной премии России (2001, 2003). Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (с 21 июля 2011).

Был поздним ребенком - маме Николая Цискаридзе на момент его рождения шел уже 43-й год. Среди близких родственников Николая к искусству на профессиональном уровне отношения никто не имел, кроме бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению, которая некоторое время до замужества была актрисой. Мама, преподаватель физики, была большим любителем искусства, посещала концерты как в Тбилиси, так и в Ленинграде и Москве, и часто водила на них маленького Николая. В раннем детстве он очень тянулся к сценическим выступлениям везде, где это было возможно - очень любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями.
В 1984 году Цискаридзе поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В сценической практике училища исполнял все классические Pas de deux, среди которых pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Джензано» А. Бурнонвиля и «Классическое па-де-де» В. Гзовского.
По окончании Московской академии хореографии в 1992 году, по приглашению Ю. Н. Григоровича, Н. Цискаридзе был сразу принят в труппу Большого театра, где вначале станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии, среди которых: Французская кукла в «Щелкунчике», Конферансье в «Золотом веке», Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице». Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», в «Раймонде» и «Баядерке», в «Сильфиде» и «Жизели», а также в современных балетах: «Любовью за любовь», «Паганини», «Симфония до мажор». Ролан Пети специально для Цискаридзе создал роль Германна в «Пиковой даме», поставленной на сцене ГАБТ. Затем Николай Цискаридзе занял положение премьера.

Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году.Он начинал готовить свои первые роли с Г. С. Улановой и Н. Р. Симачёвым, а далее занимался с М. Т. Семёновой и Н. Б. Фадеечевым.
Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: «Видение Розы» в постановке М. Фокина, «Нарцисс» в постановке К. Голейзовского, «Кармен. Соло» в постановке Р. Пети, «Падший ангел», поставленный специально для него Борисом Эйфманом.

Н. Цискаридзе был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance, 2006-2009). Много гастролирует по всему миру, имеет многочисленные звания и награды. Живёт и работает в Москве.

Участвует в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимается педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре, где постоянно ведёт хореографический класс. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.

В марте 2013 года в эфире Первого канала выразил опасения по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины.
С 1 июля 2013 года Николай Цискаридзе больше не будет работать в Большом театре, так как его контракт не был продлён.

Семья Николая Цискаридзе

Мать Николая Цискаридзе - Ламара Николаевна Цискаридзе , ученый-физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, затем преподавателем математики и физики в средней школе в Тбилиси
Отец Николая Цискаридзе - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач. Однако воспитывался отчимом.
Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком

В детстве, до приезда в Москву, все домашние и друзья звали Николая Никой.
Фамилия Цискаридзе, с грузинского - первая звезда либо заря.
Любимая детская сказка - Русалочка Андерсена.

Общественные взгляды
В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе «Познер» на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР. Николай Цискаридзе выразил серьёзные опасения по поводу того, сохранит ли Россия лидерство в области театрального искусства.
«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, - пояснил он. - И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».
По словам Цискаридзе, все деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, - предположил Николай Цискаридзе. - Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась».
В ноябре 2011 года выступил с резкой критикой проведенной реставрации Большого театра.

Партии в спектаклях

обе главные мужские роли попеременно: принц Зигфрид и Злой гений в «Лебедином озере» П. И. Чайковского в постановке Ю. Н. Григоровича (2001)
Ферхад в «Легенде о любви» А. Меликова в постановке Ю. Н. Григоровича (2002)
Король в «Лебедином озере» В. Васильева (1996)
Таор в «Дочери фараона» П. Лакотта
Злой гений в балете «Лебединое озеро» 2001, Большой театр, Москва
Герман в балете «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.
Юноша в балете «Юноша и смерть» Р. Пети, (2003)
Солор в «Баядерке» (Мариинский театр, 2003)
Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери» в постановке Р. Пети (музыка M. Жарра, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго) (ГАБТ, 2003)
Фея Карабос в «Спящей красавице» (ГАБТ, 2004)
Тезей/Оберон в балете «Сон в летнюю ночь» Д. Нормайера (ГАБТ, 2004)
Хореографическая партия Смерти в российской версии мюзикла «Roméo & Juliette» («Московская оперетта», 2004-2006)
Синий бог в одноимённом балете, антреприза Фонда М. Лиепы (2005)
Полифем в одноимённом спектакле Московского театра «Тень» (2005)
Фавн в миниатюре «Послеполуденный отдых Фавна» В.Нижинского, антреприза Фонда М.Лиепы (2007)
Конрад в «Корсаре» в хореографической редакции А.Ратманского и Ю.Бурлаки (2007)
Учитель в «Уроке» Ф.Флиндта (2007)
Люсьен д’Эрвильи в Grand Pas Classique из балета «Пахита» в редакции Ю.Бурлаки (2010)

Звания Николая Цискаридзе

1997 г. - Заслуженный артист Российской Федерации
2000 г. - Член Союза театральных деятелей России
2001 и 2003 г. - Лауреат Государственной премии России за исполнение главных ролей в спектаклях «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Раймонда», «Пиковая дама»
2001 г. - Народный артист Российской Федерации

Награды Николая Цискаридзе

1992 г. - Стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена»
1995 г. - Серебряная медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в г. Осака, Япония
1995 г. - Приз журнала «Балет» «Душа танца» по номинации «Восходящая звезда»
1997 г. - Первая премия и Золотая медаль на VIII Международном конкурсе артистов балета в Москве и Персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»
1997 г. - Диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 г.»
1997 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
1999 г. - Приз «Benois de la dance» по номинации «Лучший танцовщик года»
2000 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
2000 г. - Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства
2000 или 2002 г. - Премия «Danza & Danza» в номинации «Best etoile», Италия
2001 г. - Звание «Народный артист Российской Федерации»
2001 г. - Лауреат Государственной премии России
2003 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль» за партию Германа в балете «Пиковая дама»
2003 г. - Орден Чести (Грузия)
2003 г. - Премия «Триумф»
2003 г. - Лауреат Государственной премии России
2006 г. - Кавалер французского Ордена искусств и литературы
2006 г. - Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».

Фильмография Николая Цискаридзе

1998 - «Николай Цискаридзе . Быть звездой…» - документальный фильм, 1998 г., 26 мин., режиссер Никита Тихонов

Библиография Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе . Мгновения. - М., 2007, П. Юргенсон, 320 с., илл. ISBN 978-5-9720-0038-8
Нина Аловерт. Николай Цискаридзе: «Полёта вольное упорство…». - М., 2010, Театралис, 375 с., илл. ISBN 978-5-902492-17-7

Николай Цискаридзе - российский артист балета, педагог, телеведущий. Экс-премьер Большого театра, народный артист РФ, многократный лауреат «Золотой маски» и Государственной премии РФ.

Биография Николая Цискаридзе

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси (Грузия). Его отец, Максим Николаевич Цискаридзе, был скрипачом, но воспитывал мальчика отчим - педагог по профессии. Мать Николая, Ламара Николаевна, тоже была учителем, преподавала математику и физику в школе. Большое влияние на мальчика оказала его няня-украинка, которая проводила с ним много времени. Чтобы расширять культурный горизонт ребенка, его с малых лет водили в музеи, театры.

Неизгладимое впечатление на Николая произвел балет «Жизель»: увидев его, он влюбился в искусство балета. Родители были против увлечения сына, маме хотелось, чтобы он пошел по ее стопам и стал учителем. Но однажды Николай увидел объявление о наборе в Тбилисское хореографическое училище, самостоятельно написал туда заявление о приеме и прошел отбор. Только когда его приняли, он рассказал об этом дома. Мама сначала была категорически против, но преподаватели училища убедили ее, что у мальчика есть талант и его надо развивать.

Так в 1984 году Николай Цискаридзе начал заниматься балетом. Прогресс ученика был настолько очевиден, что родителям рекомендовали продолжать обучение в Москве. В 1987 году он поступил в Московское академическое хореографическое училище, в класс П.А. Пестова. Он окончил училище в 1992 году, будучи лучшим учеником класса. Свое образование Николай продолжил в Московском государственном хореографическом институте, педагогический факультет которого окончил в 1996 году.

Творческая карьера Николая Цискаридзе

После окончания училища на просмотре в Большом театре на Николая Цискаридзе обратил внимание Юрий Григорович, который настоял, чтобы талантливого юношу взяли в труппу. Свои первые роли в Большом он готовил с Галиной Улановой и Николаем Симачевым, в дальнейшем его репетиторами были Марина Семенова и Николай Фадеечев.

По традиции начинал Николай Цискаридзе с выступлений в кордебалете. В 1992 году он получил роль Конферансье в «Золотом веке», в 1993-м - дона Хуана в балете «Любовью за любовь», Французской куклы в «Щелкунчике», принца Фортюне в «Спящей красавице», Меркуцио в «Ромео и Джульетте».

Уже в 1995 году он танцевал главную партию в «Щелкунчике», Джеймса в «Сильфиде», Паганини в «Паганини». В «Спящей красавице» Николай Цискаридзе начинал с Голубой птицы, в 1997-м получил роль принца Дезире. В «Баядерке» он сначала исполнял роль Золотого божка, а с 1996 года - Солора. С этой ролью он в 2001 году дебютировал на сцене Парижской национальной оперы.

В 2001 году в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича Николай Цискаридзе начал исполнять обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения.

В том же году французский балетмейстер Ролан Пети утвердил Цискаридзе на главную роль в «Пиковой даме» в своей постановке на сцене Большого театра. После этой совместной работы Пети предложил Николаю Цискаридзе выбрать следующий проект, и тот неожиданно остановился на роли Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» на музыку Жаppa.

В 2002 году Николай Цискаридзе вместе со Светланой Захаровой танцевал в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева на сцене «Ла Скала» в Милане. В 2004 году он выступал в Московской оперетте в роли Смерти в мюзикле «Ромео и Джульетта». В 2005-м Николай Цискаридзе принял участие в проекте Андриса Лиепы - постановке «Синего бога» Скрябина на сцене Государственного Кремлевского дворца.

Николай Цискаридзе, Итан Стифел, Йохан Кобборг и Анхель Корейя стали в 2006 году первыми участниками проекта «Короли танца», гастролировавшего в Нью-Йорке и Калифорнии. В 2008-м он вновь танцевал в Нью-Йорке в рамках проекта «Звезды XXI века».

На концертах он также танцует «Видение Розы» в постановке Фокина, «Нарцисс» Голейзовского, па-де-де из балетов «Корсар», «Фестиваль цветов в Джензано».

В 1995 году Николай Цискаридзе получил серебряную медаль на Международном конкурсе артистов балета в Осаке и премию «Восходящая звезда» от журнала «Балет». В 1997 году он стал обладателем первой премии и золотой медали на Московском Международном конкурсе артистов балета. В 1999-м на фестивале «Бенуа де ля данс» он был назван лучшим танцовщиком года. Трижды, в 1999, 2000, 2003 годах, Цискаридзе получал премию «Золотая маска». В 2001 и 2003 годах он становился лауреатом Государственной премии Российской Федерации. В 2001-м получил звание народного артиста Российской Федерации.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого театра в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

На гастролях в Париже Николай Цискаридзе получил травму колена, во время осмотра врачи обнаружили серьезную травму крестообразной связки в коленном суставе, с которой артист полтора года танцевал, не замечая боли.

Всероссийскую известность Николай Цискаридзе получил благодаря телевидению. В 1997 году он стал героем ток-шоу «Моя профессия». Когда появился телеканал «Культура», он стал вести балетный раздел программы «Шедевры мирового музыкального театра». На канале «Россия» он участвовал в популярных шоу «Танцы на льду» и «Танцы со звездами» в качестве члена жюри.

Николай Цискаридзе о «Танцах со звездами»: «Там участвовали выдающиеся спортсмены. В первом составе - почти все олимпийские чемпионы. Было интересно с ними познакомиться. Телевидение - это совсем другая жизнь, для меня это все равно что на курорт съездить. Кроме того, работа на телевидении очень хорошо оплачивается. За одну съемку мне платили в два, а то и в четыре раза больше, чем за месяц очень тяжелой работы в Большом театре».

С 2004 года Николай Цискаридзе преподает в Московской академии хореографии и ведет класс в Большом. В 2011-м он оказался в центре скандала, когда выступил с критикой реконструкции Большого театра.

«Мне кажется, что эта абсолютно чудовищная ситуация планомерно поощрялась руководством Большого театра. Случившийся международный скандал, который быстро привлек всеобщее внимание, нанес значительный ущерб не только театру, но и правовой системе России. И, в первую очередь, самой России».

Спустя несколько месяцев администрация театра объявила, что досрочно расторгает контракт на работу педагогом-репетитором. После того как Цискаридзе назвал решение незаконным и пообещал подать в суд, его восстановили до истечения срока контракта - 30 июня 2012 года.

Но спустя год Николай Цискаридзе был уволен из Большого. Еще в марте 2013 года Цискаридзе отмечал, что опасается увольнения, так как на него наложено два строгих выговора за нарушение трудовой дисциплины. Один из этих выговоров, за интервью газете «Московский комсомолец» в апреле 2013 года, был снят. Цискаридзе не раз допрашивали в связи с покушением на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина - ему плеснули в лицо кислотой. По мнению Цискаридзе, пресс-служба и руководство театра использовали ситуацию с покушением, чтобы надавить на неугодных.

Конфликт с руководством, тянувшийся несколько лет, окончился увольнением именитого танцовщика, уволили Цискаридзе также и с должности педагога-репетитора. В Большом театре Николай Цискаридзе проработал более 20 лет.

Личная жизнь Николай Цискаридзе

Официально Николай никогда не был женат и является одним из самых интересных творческих холостяков в столице.

У Николая есть взрослая дочь, о которой он никому не расскаывал до 2019 года. В целом личная жизнь артиста всегда была тщательно им скрываема.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры