Очень краткое содержание рассказа человек в футляре. Антон чехов - человек в футляре

Главная / Измена жены

Наверное, на пути каждого из вас встречались люди, которые боялись сделать лишний шаг, одевая на себя маску, чтобы не попасть под осуждение. Но в широко известном произведении Антона Павловича Чехова пишется не просто об осторожном, а о чрезвычайно закомплексованном человеке по фамилии Беликов, который окружил себя законами, правилами, уставами, живя в постоянном страхе. «Человек в футляре» – так называется этот глубокий и серьезный рассказ, и подобный заголовок как нельзя лучше отражает характер главного героя.

История создания рассказа

Чтобы глубже понять суть произведения, необходимо обратиться к истории его возникновения.

О том, кто явился прообразом известного героя Беликова, не существует однозначного мнения. Некоторые современники классика полагали, что это инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же опровергали это мнение.

Ю. Соболев предполагал, что прообразом чеховского героя мог быть публицист Меньшиков М. О, о котором Антон Павлович упоминал в одном из дневников.

Как бы там ни было, ясно одно: главный герой рассказа Беликов – образ собирательный.

Над произведением автор трудился в конце весны и начале лета 1898 г. в Мелихове, где в этом же году было создано еще два рассказа «Крыжовник» и «О любви», впоследствии составившие трилогию. 15 июня рукопись передали в журнал.

«Футлярные люди» – кто они?

Главный действующий герой рассказа Антона Павловича Чехова – Беликов, который работает преподавателем греческого языка в гимназии. Но произведение не сразу начинается с описания его характера. Сначала в диалог между собой вступают доктор Иван Иванович и преподаватель гимназии Буркин, который в ответ на описание собеседником некой Мавры, в последние годы сидящей за печкой и только выходящей на улицу лишь ночами, затрагивает тему «футлярных людей», не желающих выйти из своей скорлупы.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа « », где описывается судьба маленького мальчика, который писал письмо «на деревню» своему дедушке

С его рассказа мало-помалу раскрывается история Беликова, человека странного и очень подозрительного. Казалось бы, такие люди вредят только себе, но, всмотревшись внимательнее в образ, можно понять, что от них, на первый взгляд тихих и скромных, нет покоя окружающим. Они, прячась от реальной жизни, невольно требуют того же и от других. «Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно… запрещено – и баста» – говорится о Беликове.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Антона Павловича Чехова « », где автор обращает внимание читателя на проблему человеческого равнодушия и непонимания боли другого.

Его пугала свобода мысли, были неприятны всякие нововведения: открывали в городе читальню или разрешали драматический кружок…

«Как бы чего не вышло» – эта фраза прочно засела в сознании главного героя, сделавшись его девизом. Целых пятнадцать лет заставлял Беликов подчиняться правилам всю гимназию. И даже учителя, люди глубоко порядочные и мыслящие, попали под его влияние. Но не только они. От «человека в футляре» дрожал весь город – люди боялись всего: отправлять письма, громко говорить, помогать бедным, читать книги, знакомиться друг с другом, учить детей грамоте…»

Было у Беликова еще одно неприятное качество характера: он любил ходить по гостям. Нет, он не вел себя непристойно и бесчинно в чужих домах, но просто сидел час-другой и молчал. Но это молчание давило на окружающих и угнетало сильнее грубых слов.

Он всего боялся: чтобы не забрались в дом воры, чтобы не зарезал слуга Афанасий, всегда пьяный, выживший из ума человек, поэтому, когда ложился спать, накрывался одеялом с головой.


Бедный, несчастный Беликов! Однако, наступил в жизни Беликова момент, когда он чуть было не женился. «Шутите!» – сказал слушающий эту историю Иван Иванович. «Такого просто не может быть!» – наверное, воскликнули бы вы. Но жизнь порой преподносит неожиданные сюрпризы.

Мечты о женитьбе, которой не суждено было состояться

Итак, в судьбе Беликова вдруг произошли перемены. Это случилось, когда в их гимназию приехал новый учитель географии Коваленко Михаил Саввич, да не один, а с сестрой по имени Варя. Этой, непохожей на остальных, отличавшейся веселым и бойким нравом женщине, было уже за тридцать. После того, как на дне рождения директора она спела «Виют витры», учителей осенила одна и та же мысль: хорошо бы поженить Вареньку и Беликова.

Сначала они действительно стали встречаться: Варенька была не против выйти замуж, относилась к Беликову ласково, сердечно, и он сделал вывод, что тоже необходимо иметь спутницу жизни. Вот тут бы снять с него калоши и выбросить зонтик. Но нет! Учитель так и не изменил своего образа жизни, но только рассуждал о том, что брак – это важный и серьезный шаг.

А потом случилось то, что повергло Беликова в настоящий шок. Казалось бы, ничего предосудительного не произошло: он увидел, как катаются на велосипеде Варенька и её брат. Но человек в футляре был возмущен до глубины души: «Разве позволительно это учителям и женщинам?»

И не в силах успокоиться, пошел побеседовать об этой ситуации к Коваленко.

Финал этой грустной истории предсказуем: конечно же, брат Вареньки не выдержал такого занудства, наговорил своему коллеге грубостей (чего прежде никто себе не позволял), а когда фискал (как с раздражением называл его Коваленко) пообещал, что расскажет суть этого разговора директору, просто столкнул Беликова с лестницы со словами: «Ступай, докладывай».

Может, все бы закончилось не настолько плачевно, если бы как раз в этот момент на пороге подъезда не появилась Варенька. Она, не зная в чем дело, громко захохотала, «и этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

Главный герой не смог пережить такого унижения и впал в жесточайшую депрессию. Он лег в постель и больше уже не вставал, а спустя месяц умер. Гроб стал для Беликова футляром, из которого уже он не сможет выйти никогда.

Анализ произведения

Главной причиной того, что человек прячет себя в оболочку, пытаясь скрыться от действительности, является страх. Именно он парализует волю, не дает свободно жить, мыслить, творить, даже дышать.

Беликов боялся сделать лишний шаг, чтобы не быть осужденным обществом, и эта боязнь свела на нет полноценную жизнь, превратив её в жалкое существование. Именно такой порок и обличал Антон Павлович в своем рассказе.

К сожалению, таких людей, как Беликов, которые ставят каноны и всевозможные правила выше свободы, в годы жизни Чехова было очень много.

Но немало встречается их и в нашем современном мире. Сейчас тех, кто неукоснительно следует букве закона и не прислушивается к нуждам простых людей, называют бюрократами.

Но вопрос «кто же они – люди в футляре» остается открытым. Жертвы ли это общества, которое заставляет подстраиваться под свои правила или «футлярность» – лишь форма укрытия от действительности. Так или иначе, подобных людей много. И это болезнь, которая изнутри поражает все общество.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трёх рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник» , «О любви» , не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошёл спад активности творчества , а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом .
    Над рассказом Чехов работал в мае - июне 1898 года в Мелихове . В начале июня года рассказ готовился к печати, а 15 июня года рукопись была отправлена в журнал.
    Чехов писал об этом рассказе в записных книжках :

    «Человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал»

    А. П. Чехов

    Прототип

    Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя» .

    Ю. Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист M. О. Меньшиков . Чехов в одном из своих дневников писал о нём:

    «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца »

    Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее . Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове :

    «Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дёшево и выгодно и даже в хорошую погоду берёт с собой зонтик» .

    Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным .
    Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

    Персонажи

    • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач , дворянин . Высокий худой старик с длинными усами.
    • Буркин - учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова.

    Герои рассказа Буркина:

    • Беликов - учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Как бы чего не вышло»
    • Повар Афанасий - старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
    • Михаил Саввич Коваленко - учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
    • Варенька - возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая девушка.

    Сюжет

    Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашёл на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

    Беликов и был «Человеком в футляре». Он даже в самую тёплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр , и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка - ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

    Как-то в гимназию назначили нового учителя истории и географии, а приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова. И тогда все решили их поженить. Варенька была не прочь выйти замуж. Но Беликов сомневался, он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак - это шаг серьёзный.

    Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож паук» .

    Критика смущало соединение комедийного карикатурного персонажа и серьёзности взгляда Чехова, серьёзности фона.

    «В зазоре между Беликовым из рассказа Буркина и Беликовым из рассказа Чехова - Пустота. Пустота - одно из имён Человека в футляре, его тайна, его загадка. Гипертрофированно-унылое социально-культурное при немощи естественного, гротескное тело политического, его злая пародия, вдруг превратившийся в шпиона шут с важным донесением. Если следовать логике мифа, сообщение Беликова должно быть действительно важным»

    А. Л. Бокшицкий

    Влияние образа

    Современные психологи рассматривают образ Беликова как пример описания тревожного расстройства .

    Памятник героям рассказа установлен в Южно-Сахалинске, в сквере у Сахалинского международного театрального центра в 2013 году.

    Экранизация

    «Человек в футляре» - рассказ Антона Павловича Чехова , написан в мае-июне 1898 года. Впервые был опубликован в журнале «Русская мысль», 1898 год, № 7. 1-я часть «маленькой трилогии».

    История создания

    Замысел о создании этой серии возник у Чехова летом. Серия «Маленькая трилогия», состоящая из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», не должна была оканчиваться рассказом «О любви». Во время написания рассказов произошел спад активности творчества, а позднее Чехова отвлекло заболевание туберкулезом.

    Над рассказом Чехов работал в мае - июне 1898 года в Мелихове. В начале июня 1898 рассказ готовился к печати, а 15 июня 1898 рукопись была отправлена в журнал.

    Чехов писал об этом рассказе в записных книжках:

    Прототип

    Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя».

    Ю.Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист Меньшиков М. О. , Чехов в одном из своих дневников писал о нём: начало цитаты«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее. Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове:

    Из всех этих фактов, можно сделать вывод, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным.

    Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр».

    Персонажи

    • Иван Иваныч Чимша-Гималайский - ветеринарный врач, дворянин. Высокий худой старик с длинными усами.
    • Буркин - учитель гимназии и товарищ И. И. Чимши-Гималайского. Рассказывает историю про Беликова
    Герои рассказа Буркина:
    • Беликов - учитель греческого языка. Работал вместе с Буркиным в гимназии. Любимая его фраза: «Кабы чего не вышло»
    • Повар Афанасий - старик 60 лет. Нетрезвый и полоумный слуга Беликова.
    • Михаил Саввич Коваленко - учитель истории и географии. Молодой, смуглый, высокий мужчина.
    • Варенька - возлюбленная Беликова 30 лет. Сестра Коваленко. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая девушка.

    Сюжет

    Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

    «Человек в футляре» сюжет рассказа А.П. Чехова довольно интересен и необычен.

    «Человек в футляре» сюжет

    Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

    Беликов и был «Человеком в футляре». Он даже в самую теплую погоду выходил в пальто, в галошах и с зонтиком. И у зонтика его был футляр, и у часов, и у перочинного ножика. И само его лицо, казалось, было в чехле, он постоянно прятал его за воротником. У этого человека было непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности. Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьем он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка - ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

    Как-то в гимназию назначили нового учителя истории и географии, а приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Она очаровала всех на именинах у директора, даже Беликова. И тогда все решили их поженить. Варенька была не прочь выйти замуж. Но Беликов сомневался, он постоянно говорил о Вареньке, о семейной жизни и о том, что брак это шаг серьёзный.

    Брат Вареньки возненавидел Беликова с первого дня их знакомства. Он даже название Беликову дал «глитай абож паук».

    Однажды кто-то нарисовал карикатуру на Беликова: идёт Беликов, а под руку с ним Варенька и внизу надпись: «Влюблённый антропос». Эту карикатуру получили все учителя и чиновники. Беликов еще не отошел от случая с карикатурой, а тут выезжает Варенька на велосипеде со своим братом. Беликов цепенеет и бледнеет, ему кажется неприличным катание на велосипеде. На следующее утро он приходит к Коваленко и начинает говорить ему о том, как неприлично ездить на велосипеде. Их встреча заканчивается ссорой. Коваленко спускает Беликова с лестницы. Тут заходит Варенька и видит помятого Беликова. Она думает, что он упал с лестницы сам, и начинает хохотать. Этим смехом всё завершилось: и сватовство, и жизнь Беликова. Беликов уходит к себе домой, ложится и больше не встает. Через месяц Беликов умер. Хоронили его все, а после похорон испытывали не грусть, а облегчение. В конце рассказа приятели рассуждают о людях в футляре и ложатся спать.

    Антон Павлович Чехов

    «Человек в футляре»

    Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

    Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

    Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

    Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

    Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

    Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

    Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»

    События разворачиваются в конце 19 века, в России. В селе Мироносицком, ветеринар Иван Иванович, и преподаватель гимназии Буркин, расположились на ночёвку в сарае у старосты села. Бурки начинает рассказывать историю одного учителя, Беликова, в которым они работали вместе. Беликов отличался от других тем, что ходил в любую погоду с зонтиком, в калошах и тёплом пальто. Все вещи Беликова, были аккуратно сложены в чехлы. Он был замкнутым человеком, и жил в своём собственном мирке. Однажды, с ним приключилась такая история, в ходе которой, он почти женился.

    В гимназии появился новый учитель географии, Михаил Коваленко. Он был молод, красив, и весел. С ним приехала и его сестра, Варя. Она была похожа на брата своей красотой, высокой и живой девушкой, которая всё время пела песни. Варя покорила сердца всех учителей гимназии, и даже замкнутого Беликова. Здесь учителя и решили женить его на девушке. Беликова стали убеждать, что ему необходимо уже жениться. Варя стала оказывать ему внимание, а он всё говорил, что супружество является серьёзным решением.

    Беликов часто приходил к Коваленкам, и наконец, он решился сделать предложение Варе. Однако ему помешал один случай. Какой-то "художник" изобразил карикатуру на Беликова, где тот был с зонтиком и с Варей. Карикатура была в нескольких экземплярах разослана преподавателям гимназии. Эта картинка оказала большое впечатление на Беликова.

    Через некоторое время, он увидел Варю и её брата, катающихся на велосипедах. Беликов считал, что женщине, преподавателю гимназии, противоречит катание на велосипеде. На следующий день он пришёл к Коваленкам и высказал своё мнение брату Вари. Тот не стал его слушать и выгнал из дома пинком. В это время, Беликов встретил Варю, входящую в парадное. Она увидела его, выкатывающимся из подъезда и рассмеялась. Ему стало нестерпимо стыдно за это. Он пошёл домой и через месяц умер.

    Когда его положили в гроб, у Беликова было счастливое выражение лица. Наконец-то он находился в футляре, о котором мечтал.

    Когда Буркин закончил рассказ, Иван Иванович сказал ему, что все мы в этом мире, находимся в своём футляре.

    Сочинения

    «Его врагом была пошлость» (по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») «Маленькая трилогия»(по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Мещанство и пошлость — главные враги А. П. Чехова Образы «футлярных» людей в «маленькой трилогии» А. П. Чехова Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре») Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры