Пасодобль (pasodubl). Пасодобль

Главная / Измена жены

[исп. Paso Doble – двойной шаг]

1.Испанский общественный танец XIX века в маршевом характере. Музыкальный размер – 2/4, ¾, 6/8. Темп умеренно быстрый. Изображает ключевые моменты испанской корриды: торжественный выход тореро, приёмы работы с плащом, поединок с быком, победу в схватке, ликование. Исполняется в паре, с активными передвижениями по площадке.

2.Общественный бальный танец 1920-30-х годов, основанный на народном образце. Музыкальный размер – 2/4, ¾, 6/8. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре, энергично и чётко, с передвижениями по залу.

3.Спортивный бальный танец, входящий в танцев Международной спортивной программы. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый, 60 тактов (120 ударов) в минуту. Исполняется в паре, следуя драматическому характеру музыки, с активными передвижениями по площадке.

4.Обязательный танец в спортивных танцах на льду под музыку Пасодобля. Музыкальный размер – 2/4 или 6/8. Темп 56 тактов (112 ударов) в минуту. Начинается в Позиции Танго. Исполняется в и на всём пространстве катка.

Этот танец более всех других оправдывает зрелищный характер танцевального спорта. Выразительные взмахи рук, характерные «испанские» позы, вызывающий маршевый ритм музыки – всё работает на драматический дуэтный образ, в котором отвага человека противостоит невообразимой звериной мощи. Противостояние смертельной опасности и её преодоление– в этом заключается глубинный смысл испанского танца Пасодобль.

Считается, что Пасодобль возник в Испании из старинного уличного шествия участников корриды. Эта своеобразная народная [исп. Pascalle , от pasar – проходить и calle – улица] под стук барабанов с молчаливыми остановками на перекрёстках усиливала, и без того гнетущую, напряжённость перед кровавым зрелищем. В XIX веке уличную проходку сопровождала музыка воинственных маршей и шествие местами превращалась в нечто, похожее на парад тореадоров.

К началу XX века парадная проходка тореадоров трансформировалась в Пасодобль – парный общественный танец, в котором демонстрировались повадки разъярённого быка и приёмы его укрощения при помощи красного плаща и острой шпаги. Пасодобль по-испански означает «двойной шаг» [исп. Pasodoble , от paso – шаг, и doble – двойной, сдвоенный]. Может быть, это название выражает двойственную природу самого танца, в котором исполнитель порою одним движением изображает и быка, и тореро?

В 1920-е годы танец Пасодобль появился в парижских публичных танцевальных залах, а в 1930-х стал популярен в высшем обществе. Из Франции он распространился по Европе, взяв в употребление французские наименования танцевальных фигур. Некоторое время он пользовался популярностью в Соединённых Штатах. Там его назвали «Испанский Тустеп» [англ. Spanish Two Step ] и перевели названия большинства фигур на английский язык.

С тех пор в этом танце принято пользоваться французскими названиями движений наряду с английскими. Так продолжается и после того, как в конце 1940-х англичане ввели его в Международную программу танцевальных соревнований. Надо отметить, что по танцевальному взаимодействию в паре Пасодобль сильно отличается от прочих европейских танцев. Кроме того, Пасодобль имеет распространение в Мексике, где публика также любит развлекаться боями быков. Видимо, поэтому этот чисто испанский танец был помещен в Латиноамериканскую подгруппу спортивных танцев.

Позиции и характер движений Пасодобля сильно отличается и от латиноамериканских танцев. В нём отсутствуют выраженные движения бёдрами, пружинистые и скачущие шаги. Отличается даже осанка танцора: верх корпуса высоко поднят, плечи широко расставлены и опущены вниз, голова жестко фиксирована. В некоторых движениях голова наклонена вперед, а затылок тянется вверх, как будто танцующий старается заглянуть в пространство позади себя. Вес тела держится впереди, хотя многие шаги выполняются на каблук.

Кроме этого, в отличие от латиноамериканских танцев, в которых на первом плане красуется партнёрша, Пасодобль считается мужским танцем. Внимание зрителей должно быть обращено исключительно на тореадора. Партнер изображает мужественный и героический характер. Его партнерша, почти как в европейских стандартных танцах, следует его шагам и сигналам. А в некоторых случаях она как-бы превращается в плащ тореадора.

В музыке танца присутствуют характерные акценты и усиления, которые танцоры стараются артистически обыграть. Многие танцевальные фигуры Пасодобля позволяют это, так как представляют собой стилизацию боевых приёмов тореро: [англ. Attack ], Бандерильяс[англ. Banderillas ], [исп. Separation ], Вероника [исп. Veronica ] и др.

Смотреть видео:

Примеры движений и фигур бального танца Пасодобль:

[англ. Shasse to Right ]

Представляет собой последовательность простых шагов и шагов с приставкой, в ходе выполнения которых пара принимает характерные «испанские» позы. Шаги выполняются вправо относительно партнёра.

Первое название танца - «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро , а партнерша - его плащ или мулету (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда - второго тореро , и совсем редко - быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.

История

Впервые бои быков появились на острове Крит , в Средние века они приобрели популярность в Испании. Начиная с -х годов они начали проводиться в Испании в близком к современному виде (пешая коррида). Танец впервые был исполнен во Франции в году, стал популярным в высшем парижском обществе в -х, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. После Второй мировой войны пасодобль был включен в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев.

Особенности

Основное отличие пасодобля от других танцев - это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жёстко фиксированная голова, в некоторых движениях наклонённая вперед и вниз. Такая постановка корпуса соответствует характеру движений матадора . Движения можно интерпретировать как битву матадора с быком. Вес корпуса впереди, но большинство шагов делается с каблука.

Музыка состоит из 3 основных частей ("акцентов"), разделяемых на более мелкие.

Ссылки

  • Описания пасодобля: ,

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пасодобль" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 2 латина (6) танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пасодобль - пасод обль, я … Русский орфографический словарь

    Я; м. [от исп. paso doble двойной шаг] Современный быстрый ритмичный бальный танец; музыка этого танца … Энциклопедический словарь

    пасодобль - я; м. (от исп. paso doble двойной шаг) Современный быстрый ритмичный бальный танец; музыка этого танца … Словарь многих выражений

    Бальный танец Бальные танцы группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленн … Википедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Танцевальное Евровидение 2007 стал первым танцевальным конкурсом, организованным Европейским вещательным союзом (ЕВС). Мероприятие, в котором приняли участие 16 стран, прошёл в Лондоне (Великобритания). Система голосования была такой же как и у… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рио Рита. «Для тебя, Рио Рита» (нем. Fur dich, Rio Rita; фр. Por toi, Rio Rita; англ. For You, Rio Rita), часто название сокращается просто до «Рио Рита» (Rio Rita) популярный … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Испанцы … Википедия

Книги

  • Пожиратели таланта. Черный пасодобль: романы , Данилова, Анна Васильевна. "Пожиратели таланта" . Бледная кожа, огненно-рыжие волосы, красивое вечернее платье и ужасные кровоподтеки по всему телу - такой увидели известную поэтессу Любовь Горохову сотрудники полиции,…

Всего тренеров по латиноамериканским танцам на Нагатинской: 3

Если у Вас нет времени выбирать инструктора по латиноамериканским танцам на Нагатинской самостоятельно, просматривая все анкеты, Вы можете написать , какой именно инструктор Вам нужен, и администратор бесплатно подберет Вам подходящие варианты.

Частные тренеры по латиноамериканским танцам на Нагатинской

Частный тренер по латиноамериканским танцам в Москве. Индивидуальные обучение латиноамериканским танцам для детей и взрослых на м. Нагатинская.
  Преподаю танцы для детей всех возрастов, а так же для взрослых! Уровень "танцевания" не важен (может быть как начинающий, так и опытный танцор). Pro-Am также возможен!
  Также проводим набор групп для детей (5 - 6 лет, 7 - 9 лет, 10- 12 лет, так же есть старшие группы).
  КМС, финалист чемпионата России, победитель многих международных соревнований.

  • Стоимость занятий: Индивидуальное занятие - 1500 р./60 минут.
    Занятия в группе по договоренности.
  • Предметы: Вальс, Джайв, Латиноамериканские танцы, Спортивные бальные танцы
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Коломенская, Технопарк
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Студент
  • Образование: РАНХиГС, «Спортивный Менеджмент», 2021 г.

Частный преподаватель по латиноамериканским танцам. Индивидуальные обучение латине для детей и взрослых в районе метро Нагатинская.
  На профессиональном уровне провожу занятия по бальным танцам (латиноамериканская и европейская программы), социальным танцам (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв).
   Работаю как с детьми от 4-х лет, так и с взрослыми. Научу танцевать любого и буду рад помочь каждому.
  

Индивидуальный инструктор по латине в Москве. Индивидуальные обучение латиноамериканским танцам для взрослых и детей на Нагатинской.
  Работаю как с детьми от 3-х лет, так и с взрослыми. Обучение возможно как в группе, так и индивидуально. Научу танцевать любого и буду рад помочь каждому.
  На профессиональном уровне провожу занятия по бальным танцам (латиноамериканская и европейская программы), социальным танцам (бачата, сальса, хастл, меренге, мамбо, аргентинское танго и многие другие). Также занимаюсь и постановками свадебных танцев.
  В качестве спортсмена участвовал во многих соревнованиях, как в России, так и за рубежом. Являюсь бронзовым призером Чемпионата Архангельской области по 10 танцам. Имею множество наград и дипломов, а также принимал активное участие в различных танцевальных проектах...

Пасодобль – танец, имитирующий сражение матадора с быком. Партнер в Пасодобле изображает тореро, а партнерша – его плащ (мулето), иногда – второго быка, и совсем редко – быка, повергаемого финальным ударом. Соответственно, движения Пасодобля исполнены гордости – превосходства ума и ловкости человека над разгневанными салами природы, которые олицетворяет бык. Музыка Пасодобля торжественна, мажорна, претенциозна, и потому – уникальна.

Отличия танца Пасодобль

Пасодобль отличает от других танцев позиция корпуса – грудь высоко поднята, плечи развернуты и опущены, голова жестко фиксирована, во многих движениях голова наклонена вниз и вперед. Все указанные движения соответствуют стилю матадора на испанской корриде. Вес корпуса тела сконцентрирован впереди, почти все шаги делаются с каблука. Мало того, для придания нужных акцентов, Пасодобль включает удары каблуками по паркету.

История Пасодобля

Название танца Пасодобль переводится с испанского как «два шага» (Paso Dobl). Первое название Пасодобля – «один испанский шаг», так как шаги делаются на каждый счет. Пасодобль как и многие другие испанские танцы раскрывает быт испанского народа. Так как Пасодобль изображает собой коррид, его появление связано с ней неразрывно. Первое упоминание о боях быков пришло к нам с острова Крит во времена Древней Греции.


В Испании же они появились только в XVII веке. Но Пасодобль впервые поставили и исполнили во Франции в 1920 году. Танец быстро набрал популярность и уже в 30-х годах ХХ века стал фаворитом в высшем обществе Парижа. Не случайно, многие шаги и фигуры Пасодобля носят французские названия. И вот, после Второй мировой войны, Пасодобль настолько распространился, что был включен в программу спортивных Бальных танцев .

Пасодобль в школе танцев Vesta

В нашей школе танцев Вас научат основным движениям и фигурам Пасодобля , помогут выработать свой индивидуальный стиль этого неповторимого танца. Ждем Вас с нетерпением!





© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры