Соломо́н, царь Израильский. Кто такой Соломон в Библии

Главная / Измена жены

Соломон . Означенное слово означает мирный . Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. X. (). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – возлюбленный Богом (). О детстве и юности сына Вирсавии свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, – заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости израильской и что ум его, кроме того, был глубоко напоен мудростью, сходящей свыше .

Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве – сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (, Пс. ХLIV). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах (). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюдато пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: проси что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного – сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что Соломон просил этого. Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих ().

Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в III кн. Царств (III-XI), и в II кн. Пар. (IX), за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) – мудрости Соломона, II) – его богатства, III) – его царствования и личного его характера.

I. Мудрость Соломона . Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии , что Соломон, уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он (), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах поистине были изумительны. И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (IV, 30, 31). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (ст. 32). Его познания были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя, и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах (). Кроме сих громадных ученых знаний и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава о его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона (IV, 34). Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, чтобы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей (X, 1–3). И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала ().

II. Богатство Соломона . Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности – земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были поистине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и, может быть, также с Индией. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой – в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. Падут пред ним жители пустынь, восклицает псалмопевец , и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары (Пс. LХХI, 9–10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником при умножении богатства служила слава о его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения – именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, немало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморам. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течение многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большой свитой евнухов и других слуг, конечно, требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами.

Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. ). Он построил также великолепный дворец для себя – дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (), и вне стен града Иудина – дворец для дочери фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили, по-видимому, всякое вероятие.

III. Царствование Соломона . И жили Иуда и Израиль , замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12 областей, не соответствовавших, впрочем, 12 коленам Израилевым, и над каждой из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось как бы золотым веком еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большей частью язычниц из окрестных народов – моавитян, аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода идумейского. Во время покорения идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет, здесь благосклонно принят был фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей и, повелевши Иеровоаму взять из них 10, сказал ему: Так говорит Господь, Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранял повеления Мои, а отниму царство от рук сына его; тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов . Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом; но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона (). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли, конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (). Книга Екклезиаста , писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12, 13).

В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости , но при всем высоком поучительном ее содержании она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с и каждой душой верующей. В Притчах , или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самым животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искуство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода – все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно Иисусом Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. ХП, 42).

; араб. سليمان ‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в -928 г. до н. э. , в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в -965 г. до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма .

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»). Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией . В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий . За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет [ ] после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой . По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма , разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями . Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век ». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум .

Приход к власти

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3Цар. ), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (т.к. Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно. Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде , это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря . Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох . Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен. Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя . Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян , арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Соломон в исламе

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь » (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская » (1959).

См. также

Напишите отзыв о статье "Соломон"

Примечания

Преемник:
Иеровоам I
Иеров‘ам
Иудейский царь Преемник:
Ровоам
Рехов‘ам

Отрывок, характеризующий Соломон

– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.

Царь Соломон (видео)

Еврейская традиция считает царя Соломона, сына царя Давида, который жил в X столетии до н. э., мудрейшим из людей. Много слыша о его блестящем уме, из Эфиопии в Израиль приехала царица Савская (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба), чтобы проверить это труднейшими вопросами; Соломон с блеском ответил на все из них. «Не было ничего незнакомого царю, чтобы он не изъяснил ей», - резюмирует Библия их встречу (10:3).

Есть еще одна легенда: Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал «Красота твоя — красота женщины, а волосы — волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается».

В Библии сообщается, что царем Соломоном было сочинено 3 000 притч и больше 1 000 песен, а цари со всего света направляли к нему гонцов, чтобы узнать его мудрые речи (5:12,14). Традиция приписывает ему авторство трех библейских книг: «Песни песней», «Притчей» и «Екклесиаста».

Репутацию Соломона как мудреца больше всех укрепил такой случай с двумя блудницами, у которых завязался спор из-за того, кому принадлежит младенец. Одна сказала, что несколько дней назад обе они родили сыновей. Но в прошлую ночь ребенок другой женщины умер, и та подменила своего умершего ребенка на ее живого. Поутру встав покормить младенца, она тотчас поняла: мертвый ребенок у нее на руках - не ее сын. Другая женщина настаивала, что живой ребенок - ее, а первая блудница лжет.

Соломон отдал приказ принести меч и велел палачу рассечь «живого младенца надвое и отдать половину одной и половину другой». «Прошу, господин мой, - с ужасом закричала одна из женщин, - отдайте ей этого ребенка и не убивайте его». Другая же осталась непреклонной: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет - рубите!» - «Отдайте первой живое дитя… она - мать его», - приказал Соломон.
«И услышал весь Израиль о суде… и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы вершить суд» (3:16–28).

Однако не будем придирчивы и преклонимся перед «необыкновенной мудростью» Соломона. Скажем только, что случаев такого рода множество. У всех народов всегда были судьи, сочетавшие проницательность с простотой. Ограничимся лишь двумя случаями. Судьи, о которых пойдет речь, не получали от бога дара мудрости во сне.

Некто взобрался на самый верх колокольни, чтобы что-то поправить там. Он имел несчастье свалиться, но вместе с тем имел счастье даже не ушибиться. Но падение его стало роковым для человека, на которого он упал: этот человек умер. Родственники убитого привлекли упавшего к суду. Они обвинили его в убийстве и потребовали или смертной казни, или возмещения убытков. Как разрешить такой спор? Надо было дать какое-то удовлетворение родственникам умершего. Вместе с тем судья не считал себя в праве обвинять в убийстве, даже и невольном, человека, который сам был жертвою несчастного случая. Судья повелел тому из родственников умершего, который был в особенности настойчив в тяжбе и громче всех требовал мести, самому влезть на верхушку колокольни и кинуться оттуда на подсудимого — невольного убийцу коему вменил в обязанность находиться в это время на том самом месте, где испустил дух потерпевший. Нечего и говорить, что назойливый сутяга сейчас же отказался от своего нелепого иска.

Второй интересный случай произошел с греческим судьей. Один молодой грек копил деньги, чтобы уплатить их куртизанке Феониде за обладание ею. Тем временем ему как-то ночью приснился сон, что он насладился прелестями Феониды. Проснувшись, он посчитал, что было бы неразумно расходовать деньги ради одного мгновения. В свое время он рассказал друзьям о своих любовных намерениях, а теперь поведал им о своем сновидении и решении отказаться от удовольствия стать любовником Феониды. Куртизанка, обиженная таким поворотом дел, а главное, раздосадованная тем, что не получила деньги, привлекла молодого человека к суду, потребовав вознаграждения. Она уверяла, что сохранила право на сумму, которую юноша собирался предложить ей, ибо именно она, хотя и во сне, удовлетворила его желание. Судья, который отнюдь не был никаким Соломоном, вынес постановление, перед которым наши священники обязаны преклониться: этот язычник, которого бог не просветил светом истинного благочестия, предложил молодому греку принести обещанную сумму и бросить деньги в бассейн, что бы куртизанка могла насладиться звуком и созерцанием золотых монет, точно так же, как молодой человек насладился призрачной близостью.

Завоевания отца Давида принесли Соломону самое большое и прочное за всю историю Европы царство. Потому у него было достаточно и времени для отвлеченных размышлений, и средств для грандиозного строительства. Именно им был построен первый Храм Иерусалимский (см. гл. 43), который простоял до 586 года до н. э.

Для того чтобы соорудить Храм он ввел непомерно высокие налоги и каждый месяц отправлял по 10 000 израильтян на принудительные работы в Ливане, чтобы расплатиться за купленные там строительные материалы. Сочетание непомерных налогов с принудительным трудом вызвало возмущение у народа, еще помнящего о горьком египетском рабстве. Насколько же усилился ропот, когда выяснилось, что «чрезвычайные налоги» продолжают взимать и после окончания строительства Храма.

Нарекания вызывала и чрезмерная даже по античным меркам гиперсексуальность царя. Ни у одного еврея за всю историю никогда не было так много жен, как у Соломона. В Библии сообщается, что у него было 700 жен и 300 наложниц. Многие, если не большинство из них, были знатные чужеземки, посредством которых царь поддерживал добрые отношения с их странами. К несчастью, не столь монарх влиял на религиозные убеждения своих нееврейских жен, сколь они совращали мужа в свою веру. В Библии так и говорится о царе, построившем великолепный Храм: «Не было сердце его полностью (предано) Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его; он строил и святилища для идолов, чтобы его нееврейским женам было где молиться» (11:3-10).

В гневе Бог заявил Соломону, что заберет у его потомков царство, оставив под их правлением одно лишь колено Йегуды - и то только ради «раба Моего» Давида и «ради Иерусалима, который Я избрал».
Впрочем, если бы даже Соломон не блистал мудростью, а всю свою жизнь пропьянствовал бы лежа под оливой со своими дамами, и тогда он остался бы в вечной памяти человечества, как самый утонченный и изысканный писатель всех времен и народов. Его перу принадлежат три выдающиеся произведения, принесших всемирную славу ему и прославили в веках его народ. Изысканная любовно-лирическая поэма «Песнь Песней», преисполненные мудрости «Притчи» и отравленный меланхолией и ожиданием близкой смерти «Екклезиаст».

Считается, что полную романтической чувственности «Песнь песней» он написал еще молодым человеком, мудрые и рассудительные «Притчи» - в середине жизни, а мрачный Екклезиаст - на склоне лет.
Главная идея Екклезиаста заключена во втором стихе книги: «Суета сует… все суета» (1:2). Автор книги, именующий себя Екклезиастом, пишет, что он был царем Израиля и сыном царя Давида (отсюда и приписывается авторства Соломону), он набрался большой мудрости, но увидал, что жизнь его по-прежнему столь же бессмысленна, как если бы он ничему и не учился. Книга заключает: «Нет лучшего блага для человека, чем есть и пить, чтобы было ему хорошо на душе от труда его» (2:24).

Екклезиаст в особенности презирает тех, кто посвящает жизнь накоплению денег. «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами» (5:9), - говорит он в одном месте и в другом замечает: «Как вышел нагим из утробы матери, так и уйдет таким, каким пришел; и за труд свой ничего не унесет в руке своей… и что пользы ему, что трудился на ветер?» (5:14–15).

Одна наиболее смущающая черта книги - ее полное отрицание потусторонней жизни и веры в воздаяние и наказание. Екклезиаст настаивает на том, что Бог относится к хорошим людям точно так же, как и к плохим: «Участь одна праведнику и нечестивцу, доброму и чистому и оскверненному; приносящему жертву и тому, кто жертвы не приносит… Это и худо во всем том, что делается под солнцем, что одна участь всему» (9:2–3). Чтобы усилить свою мысль, Екклезиаст подчеркивает, что после смерти «нет ни дела, ни замысла, ни знания» (9:10).

За такие выводы, как и за потворство многобожию Соломон подвергается осуждению в тексте Библии. Но несмотря на столь строгое осуждение царя, в еврейской традиции преобладает образ молодого царственного мудреца. Имя Соломона остается популярным у евреев. В нем выражается надежда родителей на то, что их сын будет так же мудр и удачлив, как и его древний тезка.

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.).

Кольцо царя Соломона

Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не меряны, еще одно кольцо - сильно ли увеличит их?

Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки… Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОХОДИТ», - прочел он.

Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО».

Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить приемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Другой вариант

Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойна. И обратился как-то раз царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: „Это пройдет.“ Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!» Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но наступил момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет.»

Копи царя Соломона

После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда «Копи царя Соломона» многие искатели приключений лишились покоя и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.

Из Ветхого Завета известно, что у царя Соломона были огромные богатства. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов. Ученые постарались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где расположена эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено и по сей день. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.

Большинство археологов убеждены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись «настоящие копи царя Соломона». В 30-х годах прошлого столетия высказывалось предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего столетия археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.

Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромную прибыль.

Одна из лучших притч Царя Соломона

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

Вы - свет мира. Вы - звезды. Вы - храм истины. В каждом из вас Вселенная. П огрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

- В чем смысл жизни?

Жизнь - это путь, цель и награда. Жизнь - это танец Любви. Ваше предназначение - расцвести. Быть - это великий дар миру. Ваша жизнь - история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего - быть в настоящем.

- Почему несчастья преследуют нас?

Что сеяли, то и собираете. Несчастья - это ваш выбор. Бедность - творение человеческое. А горечь - это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие - бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

- Как преодолеть несчастья?

Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости - и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление - лучшая молитва, а счастье - лучшая пища для души.

- Каков путь к счастью?

Счастливы любящие, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

- В чем секрет изобилия?

Жизнь ваша - величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог - драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

- Как жить в свете?

Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира - от мрака в сердце. Счастье - это восход Солнца. Богосозерцание - это растворение в свете. Просветление - это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

- Как обрести гармонию?

Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь - там Бог.

- Как достичь совершенства жизни?

Соломон — это легендарный библейский царь, третий правитель объединенного Израильского царства в 965-928 годах до нашей эры.

Отцом Соломона был царь Давид, который назначил его своим преемником. Однако Соломон был не единственным ребенком в семье, у него еще был брат Адония, который тоже претендовал на престол. Когда он узнал, что отец назначил своим преемником Соломона, он устроил заговор против брата. Заговор был раскрыт. Давид не стал наказывать Адонию, он просто взял с него клятву, что тот не будет мешать Соломону править. А Соломон, в свою очередь, поклялся, что не причинит Адонию вреда, если тот не будет претендовать на престол. По истечении некоторого времени Давид умер, а царем стал Соломон.

Однажды Адония пришел к Вирсавии, матери Соломона. Он попросил ее о помощи, чтобы она поспособствовала его женитьбе на Ависаге Сунамитянке, которая была одной из наложниц покойного царя. Вирсавия без злого умысла передала эту просьбу Соломону. Он увидел угрозу для себя в этой просьбе, ведь по обычаю весь гарем покойного царя должен переходить к наследнику. Соломон расценил просьбу Адония как первый шаг к попытке занять престол. Он приказал убить Адония.


У власти Соломон находился целых 40 лет. Удивительно, но за все это время он не вел ни одной большой войны. Он славился как хороший администратор, дипломат, строитель и торговец. При нем государство стало сильным, причем как в экономическом отношении, так и в военном, оно стало пользоваться большим авторитетом во всем мире. Именно Соломон великолепно отстроил Иерусалим и сделал его настоящей столицей. Храм, который был им воздвигнут, стал единственным центром и символом еврейской религии. Ко всему прочему, Соломон старался развить в Израиле ремесла и морскую торговлю. Для этой цели он привозил специалистов из Финикии.

Древние семиты убеждены, что одной из черт дьявола являются козлиные копыта. Соломон боялся, что под видом красивой женщины в его гостье скрывается дьявол. Он решил проверить, так ли это? Соломон построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил царице савской пройти через этот зал. Другими словами, Соломон создал иллюзию настоящего бассейна. Царица савская переступила порог павильона и сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Это было всего на мгновение. Однако Соломону хватило и этого мгновения, за которое он успел увидеть вполне человеческие ноги царицы, которые были покрыты густыми волосами. Соломон не промолчал, он громко воскликнул, что не ожидал у красивой женщины такого недостатка.

Согласно археологическим находкам, смело можно утверждать, что израильские женщины того времени заботились о своей внешности. Были найдены дорогие чаши для косметики, которые сделаны из алебастра и слоновой кости, пузырьки разной формы, пинцеты, зеркала и шпильки для волос. Они пользовались духами, румянами, кремами, мирру, хной, бальзамовым маслом, порошком из кипарисовой коры, красной краской для ногтей и голубой для век.

В XX веке археологами был обнаружен город Мегиддо, через который проходил торговый путь из Азии в Египет. Именно там удалось раскрыть тайну Соломона: из каких источников он черпал свои богатства. Среди руин города были найдены конюшни на 450 лошадей. Их расположение и размеры лишний раз служат подтверждением тому, что Мегиддо являлся основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом.

Царь Соломон, держащий в руках изображение Храма. Икона из пророческого ряда церкви Преображения, Кижи, XVIII в.


Слава о мудрости Соломона, его богатстве и роскоши его двора разошлась по всему свету. Послы из разных стран прибывали в столицу Израиля, чтобы заключить договоры о дружбе и торговые соглашения. Однажды разошелся слух, что в Иерусалим прибывает караван царицы савской из Аравии. Предполагают, что она не просто прибыла в гости к Соломону. Дело в том, что торговый путь, по которому жители савского царства вывозили свои товары в Египет, Сирию и Финикию, проходил вдоль Красного моря и пересекал территории Израиля. Царице нужна была добрая воля Соломона, чтобы караваны благополучно продвигались вперед.

Единственное сокровище, которое сохранилось из всего богатства Соломона — это гранат Соломона размером 43 мм. В Израиле он считается символом благоденствия и достатка. Храм, который был возведен Соломоном, не сохранился, о нем напоминает лишь осколок Второго Храма, который был возведен на месте первого — Иерусалимская Стена Плача.

Конечно же, народная фантазия придала этому визиту весьма романтический оттенок. Якобы Соломон был поражен красотой царицы, которая вскоре родила ему сына.

Несмотря на то, что в памяти людей сохранились только светлые стороны правления Соломона, темных было немало. Он был достаточно расточительным, поэтому неудивительно, что не раз влезал в долги. В стране была принята чудовищная система рабского труда, что не могло способствовать глубоким социальным сдвигам. С каждым годом пропасть между богачами и беднотой, которая не имела прав, становилась все больше. Роковой ошибкой Соломона было то, что он разделил свою страну на двенадцать налоговых округов, которые обязаны были поставлять определенное количество сельскохозяйственных продуктов для нужд царского двора и армии. Причем в списке округов отсутствовала территория Иуды, получается, что она была освобождена от налогов. Конечно же, это обстоятельство не могло не озлобить жителей других территорий, что повлекло за собой мятежи. Все это и многое другое вело к гибели Израиля. После смерти царя страна распалось на два слабых государства, в которых постоянно возникали междоусобные войны.

Царь Соломон – правитель Израильского царства в 965-928 гг. до н. э. До этого 2 года являлся соправителем своего отца Давида . Проявил себя мудрым государственным деятелем. При нём израильская держава достигла наивысшего богатства и могущества. В то же время следует заметить, что никаких исторических доказательств, указывающих на существование этого человека – нет.

Информация о Соломоне содержится только в библейских рассказах. Причём изложены они на 400 лет позже его правления. Однако многие специалисты считают, что данная личность действительно жила в X веке до н. э. С её именем связывают возведение Иерусалимского храма, который являлся религиозным центром еврейского народа вплоть до I века н. э. До 622 года до н. э. в нём хранился ковчег завета .

С именем этого царя также связывают строительство нескольких городов. Его царствование характеризуют как «золотой век». Самому же владыке приписывают множество достоинств и могучий интеллект. Его считают автором таких книг Ветхого Завета как «Книга Притчей Соломоновых», «Книга Екклесиаста или Проповедника», «Книга Песни Песней Соломоновых».

Кратко о царе Соломоне

Отцом Соломона был царь Давид, а матерью Вирсавия. К концу своего правления Давид попал в немилость к Богу. К нему пришёл пророк Нафан и посоветовал передать власть Соломону, у которого был наставником. В то же время на царскую корону зарился 4-й сын Давида Адония. Он вступил в преступный сговор с военачальником Иоавом и первосвященником Авиафаром. Поддерживаемый ими провозгласил себя наследником престола.

Самозванец даже назначил коронацию, но Нафан и Вирсавия восстановили против него немощного и старого Давида. Адония вынужден был бежать из Иерусалима и вскоре раскаялся в чрезмерной гордыне, охватившей его. После этого Соломону уже никто не препятствовал взять власть в свои руки. Он не тронул Адония, но казнил Иоава и лишил священства Авиафара. В преддверии коронации Бог наделил молодого наследника мудростью в обмен на верное служение ему.

В отличии от Давида царь Соломон не вёл завоевательные войны. Израильское царство итак имело очень большую территорию, поэтому проводимая политика была направлена на дружбу с соседями, а не на военную экспансию близлежащих земель. К тому же по землям Израиля проходил торговый путь, связывающий Древний Египет с городами Передней Азии. Это был очень серьёзный источник дохода, а поэтому государственная казна никогда не оставалась пустой.

Именно на полученные от купцов деньги были построены новые города и возведён Иерусалимский храм. Большую роль в процветании государства сыграли дружеские отношения с царицей Савской. Правила она государством Саба. Находилось оно на Аравийском полуострове в тех землях, в которых сейчас находится Йемен. Тут следует заметить, что по сей день неизвестно, существовала ли в действительности эта женщина, но её визит к Соломону описан в Ветхом Завете.

Правительницу благодатных земель заинтересовал умный царь, правивший далеко на севере, а поэтому царица Савская, которой, как и любой женщине, было присуще любопытство, решила встретиться с этим человеком. Прибыла она в Иерусалим под предлогом «испытать его загадками». Увидела она жизнь израильтян своими глазами и убедилась в мудрости Соломона. Он же «дал гостье всё, что она пожелала».

После этой встречи, как утверждается в Ветхом Завете, Израильское царство стало ещё более благополучным и процветающим. Видимо царица играла не последнюю роль на Ближнем Востоке, а поэтому её рекомендации привлекли в Израиль большое количество богатых людей.

Данный визит породил легенду о любовной связи царя Соломона с царицей Савской. Легенда легендой, но принявшие христианство правители Эфиопии создали Соломонову императорскую династию. Она, якобы, вела свой род от Менелика, родившегося от связи царя Израиля и царицы Саба. Мальчик появился на свет через год после того, как женщина посетила Иерусалим. Это пример того, что любую легенду можно облечь в выгодную для правящей группы людей идеологическую догму.

Испытание успехом и славой достойно выдерживают только единицы. Царь Соломон к этим единицам не относился. В «Третьей книге Царств» Ветхого Завета, в главе 11 написано: «И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце. Во время старости Соломонова, жёны склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу». Далее сказано, что царь построил языческое капище Хамосу и другим языческим богам, которым поклонялись его чужестранные жёны, имевшие на владыку огромное влияние.

Вполне естественно, что Бог прогневался на израильского царя. Он пообещал много горя нарду Израиля, но лишь после того, как прекратится царствование Соломона. Тут дело в том, что Господь обещал процветание Израилю, пока нынешний царь здравствует.

На 40-й год своего правления грозный владыка скончался. По легенде он умер в тот момент, когда наблюдал за возведением нового алтаря. Много дней придворные не хоронили тело, так как полагали, что царь может ожить по воле Бога. Но когда процесс разложения стал очевидным, останки предали земле. Сразу же после этого началось стремительное обнищание процветающего Израильского царства.

На трон после смерти царя Соломона взошёл его сын Ровоам. И сразу же по стране прокатились народные восстания. Северные области отделились и образовали новое Израильское царство. А у Ровоама осталось только Иудейское царство. Новый царь попытался вновь объединить земли в единое государство, но пророк Самей объяснил, что это является божьим наказанием за грехи его отца. Так закончилась история могучего Израильского государства, которое перестало существовать по причине грехов его правителей .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры