Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья.

Главная / Измена жены
Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] Шлахтер Вадим Вадимович

Спонтанное поведение

Спонтанное поведение

Способность действовать не задумываясь

Когда человек действует строго в рамках этикета – он однозначно не харизматичен. Харизматику свойственна непредсказуемость поведения. Он поступает спонтанно, не задумываясь, не оглядываясь на мнение окружающих, но ему все равно прощают ляпсусы в поведении.

Представьте двоих мужчин, которым нужно уйти из большой шумной дружеской компании. Один из них объясняет: «У меня важная встреча. Мне с вами очень приятно, но, к сожалению, я должен идти». Ему отвечают: «Ну идешь – и иди!», – и смотрят на него с неприязнью или как на идиота. Второй обводит всех взглядом и говорит: «Черт возьми, меня такая девушка красивая ждет, а я сижу тут и на ваши умные лица смотрю. Все, “погнал” я». Все смеются и остаются довольными, несмотря на то, что он все-таки уходит.

Итак, первый признак харизматичного поведения – спонтанность, то есть способность действовать, не обдумывая своих действий.

Многие наверняка замечали, что в состоянии легкого алкогольного опьянения они гораздо легче и свободнее контактируют с людьми. Принято считать, что «тормоза отпускаются», но на самом деле для достижения подобного эффекта нужно употребить около литра крепкого спиртного. Так что в большинстве случаев это просто «отмазка», возможность оправдать свое недостойное поведение тем, что «простите, злоупотребил».

Есть такой анекдот: в лесу открылось питейное заведение. Пришел заяц – «злоупотребил» пятьюдесятью граммами. Волк – двумя сотнями. А потом пришел медведь и попросил налить ему двадцать граммов. Волк говорит: «Ну как же так – даже заяц пятьдесят употребил!». Медведь отвечает: «Мне же для запаху только, дури-то у меня и своей достаточно!»

Раз подавляющему большинству людей алкоголь нужен только для того, чтобы иметь оправдание своему поведению, то и пить его вовсе не обязательно. Вполне достаточно использовать парфюм с запахом алкоголя или смочить руку спиртным и провести по физиономии. После этого благоухающая персона может вести себя так, как ей угодно.

Известно, что человек, находящийся в состоянии глубокого алкогольного опьянения, может упасть с высоты или принять участие в физическом конфликте и не получить никаких серьезных повреждений. Трезвый собранный сосредоточенный человек, идя по улице, может споткнуться и сломать ногу, а пьяный «в хлам» может вывалиться из окна третьего этажа, подняться и спокойно пойти дальше.

У пьяного человека нет страха, из-за спонтанного поведения его тело расслаблено.

Недаром одна из самых мощных школ боевых искусств называется «Пьяный кулак» – люди приучаются пародировать состояние и движения пьяных, оставаясь при этом в ясном сознании.

Отсутствие чувства страха отражается на поведении. Харизматик не задумывается ни на секунду и не боится реакции окружающих – поэтому ему гораздо легче, чем обычному человеку, удается и познакомиться с кем-нибудь, и нагрубить кому-нибудь, и очаровать кого-нибудь.

К одному мужчине в квартиру ворвался какой-то тип. Он держал в руке единицу огнестрельного оружия и кричал, что, по его сведениям, хозяин квартиры спал с его женой. В такой экстремальной ситуации большинство людей принялось бы оправдываться, и кончилось бы это печально: нападавший был «на взводе» и вполне мог выстрелить.

Хозяин квартиры посмотрел в глаза этому типу, развел руками и произнес: «А кто с ней не спал?!» Нападавший впал в ступор, выронил пистолет и стал растирать по щекам слезы. Хозяин подобрал пистолет, спрятал его и стал утешать своего «гостя», объяснять, что все не так страшно, что они – товарищи по несчастью и так далее… В конце концов ревнивый муж успокоился и ушел. Кто была та женщина, о которой шла речь, имела ли место измена с ее стороны, и если да, то с этим мужчиной или с другим – так и осталось за кадром.

Хозяина квартиры спасла мгновенная реакция, спонтанное поведение. Ворвавшийся к нему тип мог выстрелить в ответ на любую реплику – только Управляющая Программа Вселенской Матрицы знает, выстрелил бы он или нет. Но именно одна сказанная фраза изменила ситуацию, оказалась для него ключевой – он уронил пистолет и разрыдался.

Человек с нормальной головой не найдет за доли секунды такой ответ. Для этого в голове надо перепрошивку сделать.

В центре города Петербурга человек заправляет свою машину. Вдруг подъезжает роскошный автомобиль, где сидят четверо мужчин – лица у каждого во все лобовое стекло. Одно «лицо» опускает стекло и заявляет, что им гораздо важнее быстро заправиться. И что этот мужчина должен быстро отъехать, иначе они выйдут и сделают ему пластическую операцию без наркоза. Человек поворачивается, берет шланг и начинает лить бензин на крышу этого роскошного автомобиля – выливается приличное количество, пока до диспетчера наконец не доходит, что нужно отключить. Затем он достает зажигалку «Зипо», которая не гаснет на ветру, и высекает огонь. И задает вопрос: «Ну что, покойнички, отъездились?» Сидят четверо мужчин в роскошном автомобиле, и по их бледным лицам катится пот. В машину уже залилось бензина литров пятнадцать. На заправке – пятьдесят тонн бензина. А человек стоит с зажигалкой в руке. Мужчина смеется, убирает зажигалку, садится в свою машину и уезжает.

Проходят годы. Не так давно мужчина совершенно случайно встречается с теми персонажами в спортивном клубе. Они здороваются, а потом он спрашивает, почему они тогда не нашли его по номеру машины и ничего ему не предъявили. Один из персонажей говорит: «А что можно предъявить человеку, размахивающему зажигалкой перед лужей бензина на бензоколонке!? Можно его убить, но, во-первых, за это никто не заплатит, а во-вторых, это совершенно бессмысленное занятие».

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Поведение Поведение клиентов с ПАРЛ отражает их когнитивные паттерны. Пассивно-оппозиционное поведение, такое как промедление и плохая работа, связано с когнитивными структурами, которые возникают на основе возмущения необходимостью выполнять обязательства («Мне

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Уверенное поведение В качестве примера тренировки достижения цели для выработки уверенного (но, заметьте, не агрессивного) поведения можно привести случай с одной медсестрой, работавшей под началом недоброжелательного и надменного доктора-мужчины, который смотрел на

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ПОВЕДЕНИЕ Поведение – наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, являющаяся исполнительным звеном взаимодействия целостного организма с окружающей средой. Это целенаправленная система последовательно выполняемых

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

13. Понятие профессиональной адаптации. Адаптивное профессиональное поведение. Неадаптивное профессиональное поведение Под профессиональной адаптацией обычно понимают «вживание» сотрудника в новую для него рабочую обстановку, взаимоотношения в коллективе.

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Поведение В Библии сказано, что поведение людей далеко от совершенства. Просто поразительно, насколько часто в Писании встречаются слова о том, что мы будем грешить: такое поведение просто ожидается (Рим 3:23). Такова природа человеческая, и непонятно, почему сплошь и рядом

Из книги В поисках божественной обители [Роль мифа в современной жизни] автора Холлис Джеймс

ГЛАВА 3. ПОЖИРАНИЕ СОЛНЦА Спонтанное зарождение мифа Юнг как-то заметил, что из всех социальных наук психология появилась последней, потому что психологические проблемы и инсайты уже содержались в великих мифах.Основатели современной психологии, включая Фрейда и Юнга,

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

ПОВЕДЕНИЕ В ТОЛПЕ Из того, что я сказал выше, можно вывести основное правило самоспасения в толпе - стремление к сохранению индивидуальности. Потеря индивидуальности равна гибели! ! Главное для человека в толпе - не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

Поведение за столом Все начинается с посадки. Нужно полностью сесть на стул так, чтобы между корпусом и краем стола помещалась ваша ладонь (четыре пальца). Садиться нужно прямо, несколько расслабленно, локти прижать к корпусу, не отводить их в стороны даже из соображений

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Спонтанное принятие Те, кто рос в хорошей семейной атмосфере, проявляют свою способность любить еще и в другом. Они не только хорошо думают о своих родителях, но их спонтанные заме­чания о людях чаще одобрительные, чем осуждающие. Они умеют распознавать недостатки в людях

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Творческое и спонтанное использование идей Для того чтобы нормально общаться с людьми, ребенок должен научиться особым образом использовать идеи и представления. Простое цитирование мыслей или запоминание фраз часто только мешает делу. Чем больше у ребенка трудностей

Из книги Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения автора Том Джон Робертсон

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

1. Поведение В психологии «поведение», как правило, рассматривают в разрезе наблюдаемого действия, то есть о нем говорят как о непосредственной физической активности организма в связи с теми или иными условиями окружающей его среды. К.К. Платонов предлагал закрепить за

Из книги Книга Государя [Антология политической мысли] автора Светлов Роман Викторович

Разделы 14 и 15. Поведение находящегося в удалении [царевича] и поведение [царя] по отношению к удаленному [царскому сыну] Глава 18 Царевич, [даже] живущий в стесненных обстоятельствах, которому поручено не подходящее для него дело, должен [все же] повиноваться отцу, кроме

Из книги Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести автора Прайтлер Барбара

3. Регрессивное поведение Ответом на стресс от исчезновения кого-то из близких у детей становится их регрессивное поведение.На одном семинаре в Шри-Ланке одна из женщин рассказала, что у нее большие проблемы с племянницей. Десятилетняя девочка живет у тети с момента

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Ролевое поведение Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть. Пифагор Оглянитесь вокруг, внимательно присмотритесь к людям, которые вас окружают на работе, дома и на улице. Несмотря на анатомическое сходство,

Спонтанность – тема данной статьи, важно использовать спонтанность в жизни, спонтанность исходит от души.

Спонтанность так же важна в жизни, как и всё остальное. Без неё жизнь становиться скучной, пресной, не интересной. Люди привыкли жить по плану. Нас так научили. Плановые пятилетки в СССР. Выполни план, перевыполни. Но план жизни это сфера ума, а спонтанность исходит из души. И здесь так же важна , как и во всём остальном. Равновесие должно присутствовать во всех сферах жизни человека, особенно между умом и душой.

Спонтанность – сфера души

Спонтанность исходит из души. Проблема в том, что человеком, в основном, управляет ум. Ум захватил власть над человеком. Человеческая цивилизация – это цивилизация ума, не души. Причём человек раб своего ума, а не хозяин. Хозяин следует за душой, не за умом. Человек послушно идёт на поводу у своего ума. Тут главное меньше слушать свои мысли, а больше чувствовать себя и своё тело. Через чувства с вами общается душа.

Чувства не следует путать с эмоциями. Эмоции это следствие мыслей. А чувства, не являются следствием, они чаще всего бывают причиной.

Ваша самая высочайшая истина скрыта в ваших самих глубоких чувствах.

Человеку необходимо раскрепоститься и отпустить себя. Перестать постоянно всё контролировать. Отпустить мир и себя, позволить жизни течь своим чередом. Перестаньте держать мир за горло.

Всё будет так, как будет. Чувствуйте себя. И чем больше вы себя чувствуете, тем больше вы становитесь спонтаннее. Тем больше ваша жизнь становиться интереснее и неожиданнее.

Если вы идёте куда-то и вам вдруг захотелось остановиться и полюбоваться красотой окружающей природы, сделайте это. Если вам неожиданно захотелось подойти к незнакомому человеку и пообщаться, сделайте это. Если вам очень захотелось вдруг съесть мороженное, сделайте это. Если вам вдруг захотелось закричать во всё горло, то кричите. Всё это желание вашей души.

Но знайте, что если вами управляет ум, вы этого не сделаете и найдёте тысячу отмазок, почему вам не стоит этого делать. Вы спешите на работу, вам некогда, это неприлично, что подумают люди – это всё мысли вашего ума, и если вы идёте у них на поводу во время импульса, который вы почувствовали, то поздравляю, вы раб ума, хозяин не обращает внимание на эти мысли, и следует за импульсами души.

Вы пришли в этот мир, чтобы ваша душа радовалась

Да, именно так. Всё для души. Не для ума. Душа пришла в этот мир испытать радость и любовь. Не мешайте ей это делать. Просто позвольте импульсам, исходящим от души свободно течь через ваше тело.

Проблема в том, что человек не слышит свою душу. Его ум, который создаёт бесперебойный поток мыслей, просто глушит «шёпот» души. Нужно , чтобы услышать её. Нужно быть бдительным по жизни, осознанным.

Осознанный человек тот, кто руководим душой, тот, который не позволяет своему уму брать контроль над ним, такой человек хозяин своего ума, а не раб. Такой человек может думать, а может запретить своему уму размышлять и остановить поток мыслей тогда, когда пожелает.

Неосознанный человек же спит, ничего не видит вокруг себя кроме своих мыслей, которые являются иллюзиями, ведь реальность то только одна, там, где находиться ваше тело, а не летает ум.

Так что меньше слушайте свой ум, больше чувствуйте свою душу, и вы удивитесь насколько ваша жизнь наполниться радостью и спонтанностью.

Иллюзии, мешающие быть в контакте с душой

Спонтанность, признак связи с душой. И если вы прислушиваетесь к импульсам и следуете за ними, то если эти импульсы от души, вы, как следствие, всегда испытываете радость, либо набираетесь жизненного опыта, который вас подготавливает к будущим событиям в вашей жизни.

РАДОСТЬ – ЭТО СПОСОБ ДУШИ ПРОКРИЧАТЬ ВОТ КТО Я ЕСТЬ.

Но иллюзии мешают нам радоваться в прямом смысле.

Примеры иллюзий

Идёт человек по улице, вокруг зима, холод, а мыслями он дома пьёт горячий чай. Всё, его нет здесь и сейчас. Он в иллюзиях, его окружает улица – это реальность, иллюзия – дом и чашка чая. Одно дело, когда человек сам выбирает об этом думать, но при этом видит так же, что вокруг него происходит, другое дело, когда ум сам посылает картинки и человек попадается в его ловушки, и ничего вокруг себя не видит. Так и под машину можно попасть, если в это время переходит дорогу, люди и попадают из-за того, что витают в мыслях, вместо того, чтобы смотреть по сторонам.

Будьте бдительны, это не только спасёт вашу жизнь, но и укрепит вашу связь с душой, вы научитесь слышать импульсы, это интересней чем витать в облаках. Это и есть осознанность. Это и есть умение быть спонтанным, не сидеть в голове, а вынырнуть из неё и увидеть жизнь вокруг себя, услышать звуки и почувствовать телом окружающий мир.

Единственная реальность – это то, что вы видите, слышите и чувствуете в данный момент здесь и сейчас.

Спонтанность – душа, планирование – ум

Важно научиться здесь и сейчас радоваться жизни, но и при этом не жить одним днём и научиться планировать. Здесь важно равновесие, золотая середина.

План всегда следует делать гибким и не зажимать его чересчур в рамки. Понимать, что всегда возможны непредвиденные ситуации, и быть к ним готовым. Таким образом, спонтанность переплетается с планированием жизни. И душа и ум находятся в гармоничном равновесии. Это самое лучшее к чему нужно стремиться.

Не стоит впадать в крайности, где человек всегда живёт по плану, и нервничает, когда хоть что-то идёт не так, или когда человек живёт одним днём, не думая о завтрашнем дне. Только равновесие и ещё раз равновесие делает жизнь гармоничной.

Выводы по теме «Спонтанность»:

  • спонтанность исходит из души и чем человек ближе к душе, тем больше в нём приятной непредсказуемости;
  • спонтанность делает жизнь интересней, оживлённей, окрашивает её в яркие тона;
  • ум мешает человеку связываться со своей душой, ум любит всё планировать и всем управлять;
  • душа ничего не планирует, она живёт не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас;
  • все мы были детьми и тогда мы ничего не планировали, был лишь момент сейчас и мы были счастливы, пока не выросли, и пока у нас не окреп ум, который со временем стал управлять нашей жизнью, а душа ушла на второй план;
  • важно равновесие между планированием и спонтанностью, между душой и умом, а тело будет всегда следовать либо за одним, либо за другим;
  • человек пришёл в этот мир радоваться, а это возможно только здесь и сейчас, а в иллюзиях радость всегда завтра или вчера.

Все вопросы вы также можете задать в комментариях, которые находятся сразу под данной статьёй.

Фев 18

Когда человек действует строго в рамках этикета — он однозначно не харизматичен. Харизматику свойственна непредсказуемость поведения. Он поступает спонтанно, не задумываясь, не оглядываясь на мнение окружающих, но ему все равно прощают ляпсусы в поведении.


Представьте двоих мужчин, которым нужно уйти из большой шумной дружеской компании. Один из них объясняет: «У меня важная встреча. Мне с вами очень приятно, но, к сожалению, я должен идти». Ему отвечают: «Ну идёшь — и иди!», — и смотрят на него с неприязнью или как на идиота. Второй обводит всех взглядом и говорит: «Чёрт возьми, меня такая девушка красивая ждёт, а я сижу тут и на ваши умные лица смотрю. Всё, «погнал» я». Все смеются и остаются довольными, несмотря на то, что он все-таки уходит.

Итак, первый признак харизматичного поведения – спонтанность, то есть способность действовать, не обдумывая своих действий .

Многие наверняка замечали, что в состоянии лёгкого алкогольного опьянения они гораздо легче и свободнее контактируют с людьми. Принято считать, что «тормоза отпускаются», но на самом деле для достижения подобного эффекта нужно употребить около литра крепкого спиртного. Так что в большинстве случаев это просто «отмазка», возможность оправдать свое недостойное поведение тем, что «простите, злоупотребил».

Раз подавляющему большинству людей алкоголь нужен только для того, чтобы иметь оправдание своему поведению , то и пить его вовсе не обязательно. Вполне достаточно использовать парфюм с запахом алкоголя или смочить руку спиртным и провести по физиономии. После этого благоухающая персона может вести себя так, как ей угодно.

Известно, что человек, находящийся в состоянии глубокого алкогольного опьянения, может упасть с высоты или принять участие в физическом конфликте и не получить никаких серьёзных повреждений. Трезвый собранный сосредоточенный человек, идя по улице, может споткнуться и сломать ногу, а пьяный «в хлам» может вывалиться из окна третьего этажа, подняться и спокойно пойти дальше.

У пьяного человека нет страха, из-за спонтанного поведения его тело расслаблено.

Отсутствие чувства страха отражается на поведении. Харизматик не задумывается ни на секунду и не боится реакции окружающих – поэтому ему гораздо легче, чем обычному человеку, удается и познакомиться с кем-нибудь, и нагрубить кому-нибудь, и очаровать кого-нибудь.

Примеры спонтанного поведения

К одному мужчине в квартиру ворвался какой-то тип. Он держал в руке единицу огнестрельного оружия и кричал, что, по его сведениям, хозяин квартиры спал с его женой.

В такой экстремальной ситуации большинство людей принялось бы оправдываться, и кончилось бы это печально: нападавший был «на взводе» и вполне мог выстрелить.

Хозяин квартиры посмотрел в глаза этому типу, развел руками и произнес: «А кто с ней не спал?!». Нападавший впал в ступор, выронил пистолет и стал растирать по щекам слёзы. Хозяин подобрал пистолет, спрятал его и стал утешать своего «гостя», объяснять, что все не так страшно, что они – товарищи по несчастью и так далее… В конце концов ревнивый муж успокоился и ушел. Кто была та женщина, о которой шла речь, имела ли место измена с ее стороны, и если да, то с этим мужчиной или с другим – так и осталось за кадром.

Хозяина квартиры спасла мгновенная реакция, спонтанное поведение. Ворвавшийся к нему тип мог выстрелить в ответ на любую реплику — только Управляющая Программа Вселенской Матрицы знает, выстрелил бы он или нет. Но именно одна сказанная фраза изменила ситуацию, оказалась для него ключевой — он уронил пистолет и разрыдался.

Человек с нормальной головой не найдётся за доли секунды на такой ответ. Для этого в голове надо перепрошивку сделать.

* * *

В центре города Петербурга человек заправляет свою машину. Вдруг подъезжает роскошный автомобиль, где сидят четверо мужчин — лица у каждого во всё лобовое стекло. Одно «лицо» опускает стекло и заявляет, что им гораздо важнее быстро заправиться. И что этот мужчина должен быстро отъехать, иначе они выйдут и сделают ему пластическую операцию без наркоза. Человек поворачивается, берет шланг и начинает лить бензин на крышу этого роскошного автомобиля – выливается приличное количество, пока до диспетчера наконец не доходит, что нужно отключить. Затем он достаёт зажигалку «Зипо», которая не гаснет на ветру, и высекает огонь. И задаёт вопрос: «Ну что, покойнички, отъездились?» Сидят четверо мужчин в роскошном автомобиле, и по их бледным лицам катится пот. В машину уже залилось бензина литров пятнадцать. На заправке – пятьдесят тонн бензина. А человек стоит с зажигалкой в руке. Мужчина смеётся, убирает зажигалку, садится в свою машину и уезжает.

Проходят годы. Не так давно мужчина совершенно случайно встречается с теми персонажами в спортивном клубе. Они здороваются, а потом он спрашивает, почему они тогда не нашли его по номеру машины и ничего ему не предъявили. Один из персонажей говорит: «А что можно предъявить человеку, размахивающему зажигалкой перед лужей бензина на бензоколонке!? Можно его убить, но, во-первых, за это никто не заплатит, а во-вторых, это совершенно бессмысленное занятие».

Как научиться вести себя спонтанно?

Человек в нормальном состоянии такую модель поведения не придумает и не осуществит. Это поведение спонтанное, для него требуется особое состояние реальности и особое состояние сознания – состояние легкого транса . Чтобы войти в спонтанное состояние, научиться вести себя спонтанно, нужно блокировать мысли. Мысленно задать себе ритм – представить у себя в голове барабан — бом-бом, бом-бом, бом-бом! В состоянии спонтанности можно говорить всё что угодно! Действовать – как угодно! Значит, человек в состоянии спонтанного поведения действительно способен творить чудеса.

Упражнение

Основной способ вхождения в спонтанное состояние таков: Расфокусируйте взгляд. Мысленно создайте в голове барабанный бой – бом-бо-бо-бом, бом-бо-бо-бом, бом-бо-бо-бом. Сделайте мысленно бой барабанов в голове. Представьте молоточки, которые помогают — постукивают. Нужно натренироваться, чтобы вы в таком состоянии могли ходить, двигаться, говорить, думать.

Во многих видах спорта и борьбы – будь то теннис, бокс или что угодно — отработка ударов построена на автоматизме. На установке на автоматизм, когда человек выполняет действия, не думая.

Чем отличается водитель от человека, который просто умеет переключать передачи? Водитель переключает передачи, отжимает сцепление, поворачивает руль, не задумываясь. Он смотрит на дорожные знаки, на разметку, на спидометр – и ведет машину. А хороший водитель — вообще никуда не смотрит, но видит всё. То есть чем глубже транс, тем лучше водитель.

И это касается любого дела, которым бы вы ни занялись. Чем глубже вы войдете в транс — тем лучше вы это дело будете делать.

© Вадим Шлахтер

Собственно, единственное, чему надо научиться всерьез, - это спонтанность. Позволить себе быть спонтанным. Что нас очаровывает в детях? В маленьких детях,лет до пяти, если они в более или менее нормальной обстановке, конечно, находятся. Это именно спонтанность их поведения, абсолютная искренность в любом проявлении. А когда мы становимся взрослыми, то уже сознательно приходим к тому, что только спонтанное поведение есть поведение, утверж- дающее собственную самоценность, самореализацию в полном объеме. Мы пробуем, и у нас ничего в большинстве случаев не получается. И отсюда начинается патология. В строгом смысле слова любое нарушение спонтанности есть патология. Психопатология. Мы с вами договорились, еще раз напоминаю, потому что я знаю, что помнить и быть внимательным - это самое трудное в этом теле, что используем в данном случае понятие "психопатология" в контексте "психопатология обыденной жизни", то есть не в медицинском смысле слова, а в смысле того, что мешает полноценной самореализации, полноценному ощущению себя как субъекта, себя как самоценной индивидуальности.

Вот вы видите сейчас, слушаете меня, ну чего тут бояться? Посмотрите на себя каждый изнутри и снаружи. Кто из вас свободен тут? Спонтанен? Что же это за страх ? И откуда он взялся? Этим страхом вы обязаны родителям, потому что именно родители объясняли, как хорошо себя вести, как нехорошо себя вести. Они наказывали и поощряли. Потом в детсадике, в школе и так далее. И каждый из нас знает, подозревает, что вообще-то он не такой, как надо. А раз я не совсем такой, как надо, или совсем не такой, как надо, так, значит, я должен за собой следить. У многих родителей есть любимое выражение: "Ты должен за собой следить. Что ты за собой не следишь?" А что такое за собой следить? Это значит выделить в себе надзирателя, контролера, как угодно назовите, которые будет все время следить, как я себя веду, как я сижу, как я жес- тикулирую, как я двигаюсь, и так далее, и тому подобное.

Когда же тут заниматься кем-нибудь еще, кроме себя?

Что же получается? Повстречались два человека. Оба тоскуют по живому человеческому общению, по глубокому взаимопониманию. Один старается угадать, как этот человек хочет, чтобы он себя вел. Второй тоже хочет угадать. Один видит: он себя не так, как надо, ведет. Тот на этого смотрит: что-то он не так... Понимаете?

Вы скажете мне: "А что же делать?"

Либо прыгать в воду и плыть, либо все время ходить по берегу и думать: "Прилично ли, если я тут искупаюсь? В этом ли месте? А что скажут люди? Чего это я вдруг в воду прыгнул? Тем ли я стилем плыву?"

Осознали ли мы, что большая часть запретов давно устарела и от- носилась к ребенку, а не к нам? Осознали ли мы, что вообще-то боль- шинству людей глубоко безразлично то, как мы себя ведем на самом деле? Потому что, в действительности, все заняты собой и своими страхами. Если осознали, то поймем, что ничего такого мы захотеть не можем сверхъестественного, чего бы не захотел кто-нибудь другой.

Можно быть спонтанным, и никакого наказания не последует. Никто вас пряника не лишит и дома не закроет, на улицу гулять пустят и в кино сходить разрешат, если вы этого хотите.

Это колоссальный источник патологии обыденной жизни. Эта пирамида детских страхов, на которую еще настроены умозрительные концепции, усвоенные в более зрелые годы. Стоит внимательно, спокойно, взрослыми глазами посмотреть на эту пирамиду, как она сама собой начинает рушиться.

Может, сейчас здесь кому-то хочется спать. Спите. В состоянии полудремы материал усваивается не хуже, а даже лучше. Потому что умозрение выключается, не контролирует: а что это он такое говорит? А может ли это быть? А как это понимать?

У нас большая проблема, потому что мы знаем, как надо себя вести. Нам сразу хочется сделать свободному человеку замечание. Ведь мы тоже так хотим, а боимся. Потому что он хулиган, невоспитанный, наглец. Та общая манера, которая вас так восхищает в иностранцах, на самом деле тоже не спонтанна. Это с нашей точки зрения они очень свободны, потому что живут в демократическом обществе. Но спонтанность там такая же проблема: если б этих проблем не было, то не загонялись бы по много тысяч на стадионы, чтобы поорать под видом слушания музыки.

Повышение уровня невротизации - это колоссальная проблема сов- ременного города. Данные исследований американских психологов говорят о том, что, при всей разнице в стиле жизни и поведения, процент невротизации в Англии, США и у нас почти одинаков. И проблема эта возникла как следствие ущемления эмоционально-чувственной сферы. Японцы начали создавать игровые парки для взрослых, где они могут побыть максимально спонтанными людьми: покричать, поваляться в грязи, пробежаться, посоревноваться, пойти стенка на стенку. Потому что они ре- ально видят в этом пользу как для конкретного человека, так и для дела. Чем большая часть нашей жизни подчинена всяким и разным конвенциям, тем мы больше и больше будем контролировать свое поведение в соответствии с ними, тем больше будет уходить энергии на этот контроль, потому что иначе могут и наказать. Человек перестает верить своим эмоциям, и даже приходя в свой дом, не может освободиться от самоконтроля, не может быть спонтанным.

Ущемление эмоционально-чувственной сферы снижает жизненный тонус. И возникает знаменитый парадокс: наши бабушки намного энергичнее наших внуков. Иногда смотришь на бабушку и восхищаешься бодрости, активности, энергичности; посмотришь на внука - старик стариком.

Американцам нужна спонтанность для того, чтобы хотеть сразу все и ни к чему не привязываться. Нам с вами нужна спонтанность, чтоб хоть чего-нибудь действительно захотеть. Где вы видели в наше время одержимых? Или влюбленных в Бога? Или Лейлу и Меджнуна? Когда Лейла говорит: "Я сейчас с собой покончу, эта весть до него дойдет, и он с собой покончит, и мы будем счастливы".

Мы читаем книжки, написанные совершенно для других людей, у которых мир переживаний во много раз грандиознее и сильнее мира размышлений. До XVII века на Земле вообще не существовало такого общества, в котором доминировало бы рассуждение над переживанием. Не су-щест-во-ва-ло! Поэтому отдельные мыслители, которые сумели свои переживания облечь в логические формулировки, поражают нас до сих пор. Великий квадрат, видите ли, не имеет углов! За что его так хвалят? Бред какой-то! Лао Цзы. Или: "Идущий впереди меня идет позади меня"? Что это такое? Что Декарт по этому поводу сказал бы этому Лао Цзы? Это же выражение переживаний, а не выражение размышлений.

Говорят, Гераклит основал геометрию. Он ничего не основывал, он жил в мире переживаний, при слабых проблесках рассудочности. Это мы с вами живем уже триста лет в мире рассудочности при слабых проблесках переживания. Что мы хватаемся за этот дзэн, за этот буддизм? Суффизм? Хасидизм? И прочие "измы"? Экзотические. Хватаемся-то мы потому, что ищем мир переживаний, утерянный рай. Но когда хватаемся, что с этим делаем? Пытаемся к этому относиться как к вещи, которую можно понять. Поэтому получается: нижегородское каратэ, ивано-франковский буддизм, ки- евская йога и т.д. Потому что мы живем с вами, опираясь на рассудок, на умозрение, на рациональные конвенции, которые уже стали иррациональными, потому как происхождение их скрыто во тьме подсознания. Почему нельзя смеяться на улице? Кто мне объяснит? Все знают, что неприлично. А теперь объясните - почему?

Никто не может объяснить, почему. Вот я хохочу часто: думаете, су- масшедший? И все меня всегда учат: "Конечно, ты Мастер, но кругом люди, я-то рядом, что же обо мне подумают?!" Я перестаю смеяться и начинаю громко, эмоционально говорить: "Что такое делается?! Люди гибнут! Невротизация населения!" - "Да, вы, конечно, Мастер, я, конечно, ваш ученик, но, пожалуйста, не надо!" "Я, конечно, ваш ученик, но только когда этого никто не видит!" Это что, не патология? Кому опасен смех на улице? Что рухнет от этого? Что, это нарушит правила дорожного движения, аварийную ситуацию создаст? Нет. Но все знают: смех - это непорядок. В театр пришел или в кинотеатр, ну смешно мне - я смеюсь! Уже никто не смотрит кино, уже совершенно неинтересно, что там творится; интересно, что же он здесь один позволяет себе смеяться?!

Знаете, если кому надо ставить памятники на каждом углу, так это товарищу Декарту. По всей Европе. И в Америке. На каждом перекрестке. Вот вождь нашей цивилизации. Что там Ленин... Ленин горячий мужик был, плохо воспитан, матерно ругался часто. Когда Гегеля сволочью империалистической обозвал, три восклицательных знака поставил и два раза подчеркнул! А вот Декарт... Cogito ergo sum. Улыбаться можно, но только чтоб зубов видно не было. "А что, у тебя зубы некрасивые?" - "Нет, у меня зубы красивые, но неприлично". А у меня некрасивые, но я улыбаюсь. Мы сейчас смеемся с таким облегчением, а я посмотрю, когда вы отсюда выйдете, как вы там будете смеяться, на глазах у социума!.. Понимаете, ведь если нет нормального, полноценного мира переживаний, если спонтанность исчезает, извините, тогда даже в постели с любимым че- ловеком - cogito ergo sum, извините еще раз. Не зря же такая поговорка есть: "Истину, как и жену, мы любим только в темноте". Чтоб никто не видел. Если японцы решают эту проблему тем, что у себя строят грандиозные парки для взрослых. Если взрослые смотрят мультики для де- тей!..

Последние запасы спонтанности остались где? Больше нигде уже нет, выкачивать надо последние.

Как же тут учиться творчеству? Да никак. Ну, необязательно такая спонтанность, есть люди, для которых спонтанное поведение будет другое. Ну и пусть будет такое! Или вот такое!

Разум и эмоциональность. То, что все разные рационально, это мы уже выяснили; давайте выясним, что эмоционально мы тоже разные! И совсем не обязательно всем притворяться, что мы все сдержанные, благовоспитанные. Знаете, каков процент психогенной импотенции? Семьдесят. А в Швеции какой? Восемьдесят два. Психогенная фригидность. В Литве - пятьдесят пять, в Швеции - шестьдесят, шестьдесят пять. Почему? И дома, и на работе - везде конвенции. Это страшная цена. Это глобальная катастрофа. И, как следствие, это падение уровня культуры, искусства. Потому что оно же в основном из мира переживаний. Никто же не сказал: "Переживаю, следовательно существую". Ну Будда там что-то намекал на эту тему. Но это же когда было. А Декарт наш человек, точнее говоря - образ Декарта, каким его сочинили.

Казалось бы, столь простая для понимания вещь... Пока я в клинике не поработал с чернобыльцами два года, до тех пор до конца не понимал, в чем дело. Благодаря Ангелине Ивановне Нягу, шефине моей, узнал, что ретикулярная формация со структурой мозга, которая отвечает за тонус, находятся в интимном контакте. И первое нарушение у тех же чернобыльцев- ликвидаторов, нарушение, связанное с тем, что не выдерживала эмоционально-чувственная сфера, не выдерживал мир переживаний. А ведь переживание - базальный источник знаний. Только переживание сохраняет целостность позиций, целостность пространства сознания, целостность субъективной реальности как таковой, несмотря на неполноту, дробность, расчлененность и дифференцированность логически-конструктивных шагов.

Посмотрите, как упрощается мир. Как все меньше и меньше людей, получающих удовольствие, сопереживая, скажем, Пятой симфонии Бетховена. И все больше и больше людей, которые получают удовольствие от сопереживания вот этому: "Девочка моя синеглазая..." Оскудение эмоционально-чувственной сферы - это причина невротизации. Проявление этого оскудения: все меньше и меньше спонтанности поведения. Но снижение спонтанности, уровня спонтанности поведения ведет еще и к тому, что человек все меньше и меньше осознает свою самоценность. Как субъект. Са- моценность самого факта жить. И тогда человек судорожно начинает хвататься за внешние признаки, чтобы доказать свою ценность самому себе, функциональную и социальную, социальный статус, престиж, имидж, упаковка. Одним повезло, у них очень дорогая, красивая упаковка, другим - нет. Но ведь жив человек. И если вы сами себе хотите в этом плане хоть как-то помочь, и если вы хотите действительно как-то помочь другим, и если вы хотите получить максимум эффекта в овладении методом дифференцированных функциональных состояний... Хитрые люди, они назвали бы: "Управляемая медитативная, трансцендентальная, витальная, астрально- ментальная". Давайте придумаем какое-нибудь хитрое, красивое торговое название? Сменим упаковку, а то скучно. Упакуем во что-нибудь дорогое. Увязав владение этой методикой с проблемой спонтанности, с проблемой оживления, реанимации мира переживания, а не эмоционирования, - понятие- то об эмоциях сейчас на уровне среднеистерического. То, что мы называем эмоцией, на профессионала производит впечатление грустное. Как в театр зайдешь, или на экран глянешь, или музыку такую один раз послушаешь, ду- маешь: где же взять столько врачей, чтобы всех этих господ вылечить от неврастении и истерии? Потом зайдешь к врачам. Те, кто постарше меня, еще ничего, а те, кто помоложе, сами в разносе. Я помню, как рыдала месяц у нас в клинике молодая сотрудница. Я пришел в клинику, на отделении нас было три человека: двое из ординатуры, один парень и она, и я, который к медицине вообще имел косвенное, мягко выражаясь, отношение. И пятьдесят человек больных. Мы два месяца втроем стояли. У нас ни одной жалобы не было. Только Наташа все эти два месяца плакала, а мы вдвоем работали. Там одни мужики были. Так что я советую вам нырнуть в эту проблему, нырнуть всеми доступными вам способами, потому что слов- то здесь мало, а дел много. Потому что не знаю, как вы, а я себя до сих пор время от времени ловлю на потере спонтанности.

А мы не ловим (смех в зале).

И.Н.- Главное - это то, что тут происходит, а не слова. Вообще, пропаганда здорового образа жизни. Какая? Хочешь хохотать - хохочи, хочешь рыдать - рыдай, хочешь сесть задом наперед - садись задом наперед. Если это никому не вредит, в прямом смысле слова, ты можешь делать все, что хочешь! Вот это и есть здоровый образ жизни . Я же как многих крутых номенклатурных и бизнесменов ловил? Накормят меня, разговаривают, вот так вот: "Ха-ха-ха, Игорь, ха-ха (по плечу)... Тебе сколько?" Я говорю: "Мне сорок восемь". - "А почему так хорошо сохранился?" - спрашивает он у меня, и я говорю: "Да просто смеюсь, когда хочется смеяться, плачу, когда хочется плакать. Вот и все". Понимаете? Поэтому я могу выдержать трое суток психологического марафона, а он нет, он сильно зарегулированный. Поэтому мне интересно жить, а ему уже нет. Понимаете, у меня солнышко еще светит, а у него уже в тумане. Вот это и есть главное достоинство методики дифференцированных функциональных состояний. Осознавание необходимо для расширения мира переживаний. Необходимость увеличения спонтанности в своем поведении, необходимость открытого эмоционирования для расширения вашего диапазона.

Это действительно здоровый образ жизни!

Таким образом, сегодня мы рассмотрели еще один источник "пси- хопатологии обыденной жизни". Это ущемление мира переживания в течение последних трехсот-четырехсот лет развития цивилизации, это засилье конвенционального поведения, не дающего человеку проявляться спонтанно, значит самоценно. Последствия этого можно увидеть (я сейчас нарушу приличия), даже когда человек отправляет естественные надобности у себя в туалете, закрывшись на крючок. Проверьте на себе. И там вы не свободны.

Не только наедине с миром, не только беседуя о духовных вещах, но даже наедине с собой - мы не спонтанны. поэтому так трудно понять, что такое импульс, что такое момент истины, что такое резонанс. Я столько слышал, даже от своих ближайших учеников, что это такое, что если бы я сдерживал свой смех, я б давно уже лопнул от этих версий.

Игорь Николаевич, а можно по духовному пути в короткой юбке?

И.Н.- В короткой юбке очень удобно. По духовному пути - за- мечательно! А без штанов - знаете, как удобно. Помню, работал я в Вильнюсе в летнем лагере, так за два месяца ни разу штанов не надел, все время в плавках. А работал как! Спонтанно!

Иногда есть смысл себя взять за волосы и выдернуть из болота, и иногда даже эпатаж, если вы осознаете, зачем вы это делаете, и по- нимаете, что это временная мера, хорош. Потом найдете этому меру, во всяком случае какой-то смысл иногда и в эпатаже есть. Есть у меня такое воспоминание, которым я горжусь. Я был сын прокурора железной дороги, а приятель - сын директора библиотеки университета, профессора. Чем мы занимались. Мы цветы воровали. Не у частных лиц, а у государства. Когда мы с ним ползли на площади Ленина, который у нас в Вильнюсе смотрел на КГБ, а рукой показывал на консерваторию (теперь его уже нет там), и ре- зали ножницами розы, а вокруг ходит милиция, КГБ, ножницами эти розы, пятьдесят шесть штук, как сейчас помню, и весь этот риск для того, чтобы на следующий день войти посреди танцев, в паузе, девочки с одной стороны, мальчики с другой, у себя же в школе кинуть эти розы под ноги хорошему человеку. И что интересно, об этом потом ни один человек не вспомнил, даже намеками, ни учителя, ни ученики, ни пока я учился в школе, ни потом, когда я ушел в вечернюю школу.

Ни один человек ни одним намеком не напомнил мне об этом событии. Я понял, когда я стал психологом - в этот день. Потому что я увидел, что можно совершить поступок, про который, без всяких усилий с моей стороны, ни один человек мне никогда в жизни не скажет ни одного слова.

Это был восьмой класс, в городе Вильнюсе, в привилегированной восьмой средней школе. И сколько я потом бывал на встречах выпускников, среди своих учителей, одноклассников - ни на следующий день, ни десять лет спустя никто не напомнил. А что я такого сделал? Вы подумайте. Юрка открыл ногой дверь, я вошел вот с таким букетом роз, никто же не знал, что я их на площади Ленина резал. Подошел к ней, причем не к возлюбленной, а к другу, которого я нечаянно обидел. А человек- калека, вы понимаете, я просто думал извинения попросить, ну и решил таким спо- собом. Прошел через весь зал, сказал: "Прости!" Бросил цветы, развернул- ся и ушел. Все как в рот воды набрали. Вот вам и психология. Ведь мы с ним подставляли своих отцов, со всей их карьерой! Случайно уцелевших в сталинском терроре. И себя самих. Ради чего? Ради этих пятидесяти шести роз?

Зачем? - спрашивал я себя сегодняшнего. Ради чувства свободы. Нам хотелось- и мы это делали. Может быть, поэтому в нас немножко меньше страха было социального, исходного, чем в других наших сверстниках. Знаете, может, потому, что мы так превратно толковали положение наших отцов. Думали, что им ничего не будет! По наивности! Это эпатаж, конечно, это совершенно глупый риск с точки зрения рациональной, но с точки зрения переживания... Это надо еще подумать, что сильнее - оргазм или это. Понимаете, ведь мы воспитаны в нашем государстве бывшем, да и во всей нашей цивилизации, с позиции воина. С позиции сражения. Мы сра- жаемся с природой, ее покоряем, с капиталистами сравнялись. Мы просто забыли, что, как говорил мой не очень любимый писатель Алексей Максимович Горький: "Человек рожден для счастья, как птица для полета". То есть это как бы ему присуще. Куда делся праздник? Почему все такие озабоченные? Почему нас приучили ко всему относиться с какой-то болезненной серьезностью? Мало того, нас убедили в том, что именно такое отношение есть серьезное! Но это же все неправда. Маниакальное состояние не означает состояние серьезности, так же как состояние наркотического возбуждения не означает состояния веселья, расслабленности. Мы потеряли чувство партнерства, прежде всего с самим собой. Я всегда говорю: если человек не рад тому факту, что он живет, чему он вообще может радо- ваться?

Уровень праздника возможен только при одном условии. Праздник - вот он, рядом, для этого ничего специального не нужно. Как только вы допустите, что вы самоценны, сами по себе, без всяких предлагаемых обстоятельств. Самоценны потому, что вы в человеческом теле, потому что вы живой. Потому что вы хотите и не хотите. Потому что вы хотите - думаете, а хотите - не думаете. Это вы - человек. Образ человечества. И вокруг человеки. Но это же большая удача! Огромная удача!

Так возрадуемся же, человече!

Spontaneus) (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без воздействия извне. Спонтанное влечение к чему-нибудь.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СПОНТАННЫЙ" в других словарях:

    Неожиданный, самопроизвольный, инстинктивный Словарь русских синонимов. спонтанный см. самопроизвольный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    - [лат. spontaneus самопроизвольный] вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами; самопроизвольный, стихийный (напр., с. деление атомных ядер). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. спонтанный (лат. spontaneus… … Словарь иностранных слов русского языка

    спонтанный - ая, ое. spontané. Возникающий вследствие внутренних причин, без воздействия извне. Спонтанное влечение к чему л. Уш. 1940. Самопроизвольный, непосредственный. Ганшина. Все свежее, детское, личное, spontané в человеке. А. Д.Блудова. Восп. // РА… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СПОНТАННЫЙ, ая, ое; анен, анна (книжн.). Возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный. Спонтанное излучение. | сущ. спонтанность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

    спонтанный - ая, ое; а/нен, а/нна, книжн. Возникающий вследствие внутренних причин без внешних воздействий. Спонтанное брожение. Спонтанная инфекция. Спонтанная мутация. Синонимы: самопроизво/льный Родственные слова: спонта/нно, спонта/ … Популярный словарь русского языка

    спонтанный - savaiminis statusas T sritis chemija apibrėžtis Vykstantis be išorinio poveikio. atitikmenys: angl. spontaneous rus. самопроизвольный; спонтанный ryšiai: sinonimas – spontaninis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    спонтанный - savaiminis statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Sukeltas vidinių jėgų, pats kylantis, vykstantis. atitikmenys: angl. spontaneous rus. самопроизвольный; спонтанный ryšiai: sinonimas – spontaniškas … Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas

    - (лат. spontaneus) самопроизвольный, возникающий без внешнего воздействия (о биологическом эффекте, болезни и др.) … Большой медицинский словарь

    Прил. Вызванный внутренними причинами; самопроизвольный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Спонтанный, спонтанная, спонтанное, спонтанные, спонтанного, спонтанной, спонтанного, спонтанных, спонтанному, спонтанной, спонтанному, спонтанным, спонтанный, спонтанную, спонтанное, спонтанные, спонтанного, спонтанную, спонтанное, спонтанных,… … Формы слов

Книги

  • Братья Стругацкие. Лучшие рассказы. Выпуск 1 (аудиокнига MP3) , Братья Стругацкие. Представляем вашему вниманию сборник лучших рассказов Братьев Стругацких. Благодаря этому изданию вы сможете послушать рассказы "Спонтанный рефлекс", "Человек изПасифиды" и другие в… аудиокнига
  • Резистентный асцит у больных циррозом печени , В. Т. Ивашкин, Е. А. Федосьина. В книге обсуждаются вопросы особенностей развития и течения таких осложнений цирроза печени, как резистентный асцит, гепаторенальный синдром, гипонатриемия разведения, спонтанный…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры