Танталовы муки. Миф «Танталовы муки

Главная / Измена жены

Фразеологизм муки Тантала значение

Страдания от невозможности достижения наблюдаемой желанной цели.

Доподлинно неизвестно, какое именно преступление совершил Тантал – мифический фригийский царь: древние легенды рассказывают об этом по-разному. Одни говорили, что Тантал якобы сделал достоянием общественности какие-то божественные тайны. Другие утверждали, будто он похитил с олимпийского стола нектар и амброзию — небесную пищу и напиток, которые наделяли богов бессмертием.
Был, наконец, и такой слух: дерзкий царь, пожелавший проверить, насколько всеведущи небожители, погубил своего сына и собирался накормить его мясом богов.
В любом случае, его преступление раскрыли, и возмездие было поистине ужасающим. Тантал вечно содержится в Царстве Мертвых, стоя по горло в прозрачной воде озера. Над его головой нависают сочные плоды. Но как только он наклоняется, вода уходит вниз; поднимает руку — ветер вскидывает ветви. Мучимый постоянные голодом и жаждой, несчастный Тантал кусает свои руки, но все тщетно. « » — это страдания от недосягаемости желанных вещей, находящихся, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки.

Пример:

«Ах! Если хотите еще более угнести того, кто угнетен нищетою, пошлите его в Англию: здесь среди предметов богатства, цветущего изобилия и кучами рассыпанных гиней узнает он муки Тантала!» (Н. Карамзин).

(Согласно греческой мифологии Тантал - царь Фригии, являлся любимцем богов и часто присутствовал на их пиршествах. Однако он оскорбил богов и был ими наказан. Низвергнутый ими в ад, он постоянно испытывал муки жажды и голода; как только он хотел утолить жажду окружающей его водой, она отступала на недоступное расстояние. Как только он протягивал руки к ветвям с плодами, нависавшими над ним, ветви сразу отклонялись).

Танталовы муки (значение ) - нестерпимые муки, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть (Толковый словарь , 1935-1940).

Согласно древнегреческому мифу, царь Фригии Тантал был любимцем богов и его часто приглашали их пиршества. Но, возгордившись, он оскорбил богов. За это в наказание он был отправлен в Тартар, где он стоит по горло в воде, но не может напиться. Вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Роскошные плоды, висящие над его головой, отклоняются от его рук. Поэтому он вечно обречен испытывать нестерпимые муки голода и жажды.

"Видел потом я Тантала , казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным".

Миф о Тантале по Куну Н.А.

В "Легенды и мифы Древней Греции" описывает историю Тантала (по поэме Гомера "Одиссея"):

"В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.

Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов - амврозию и нектар - и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.

На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой."

17.12.2016

О значении известного фразеологизма «танталовы муки» очень сложно догадаться, если не располагать информацией о его происхождении. Тем не менее, оборот достаточно часто встречается в различных СМИ. Кроме того, его можно услышать в разговорах интеллигенции. Попробуем разобраться со значением выражения «танталовы муки» с помощью рассмотрения его истории происхождения и значения.

Фразеологизм состоит из двух элементов. Значение слова «муки» понятно всем: даже когда люди сталкиваются с выражением впервые, они тут же понимают, что речь идет о чьих-то страданиях и пытках. А вот элемент «танталовы» (реже используется форма «Тантала») понятен лишь тем, кто в свое время познакомился с греческой мифологией.

Дело в том, что в Древней Греции существовал миф о царе Тантале, провинившимся перед богами и обреченным на вечные муки. Тантал был сыном Зевса, и его жизнь была воплощением настоящего счастья. Боги очень любили земного царя, засыпали его дарами и даже приглашали на Олимп.

Так как же Тантал смог разгневать своих покровителей? Все очень просто. Тантал очень возгордился своим положением, многое себе позволял, не страшился разглашать тайны могущественного родителя и, как-то раз, высокомерно заявил, что живет намного счастливее всех олимпийских богов.

Конечно, такое поведение не могло остаться безнаказанным. Последней каплей для Зевса стала ужасная преступная выходка Тантала: земной царь изрубил на куски своего сына Пелопса, приготовил из него угощения, которые подал на стол для спустившихся с Олимпа богов. Этим земной царь хотел проверить, настолько ли боги всеведущи, как о них принято говорить.

Разумеется, боги раскрыли страшный замысел Тантала и обрекли его на вечные страдания в подземном Царстве Аида. Согласно Гомеру «Танталовы муки» заключались в том, что он должен был вечно стоять в озере по горло в воде, но не иметь возможности ее испить. Также над наказанным царем располагались ветви фруктовых деревьев, которые поднимались вверх от сильного ветра, как только Тантал протягивал к ним руку.

Благодаря этому описанию становится понятно и значение рассматриваемого фразеологизма. «Танталовы муки» - это удовольствия и блага, которые кажутся такими близкими, но по факту являются абсолютно недостижимыми, какие усилия ни прикладывай. Это самая распространенная трактовка.

Существует и другая версия. Поэт Пиндар описывал муки Тантала несколько иначе. По его версии над царем нависла огромная каменная глыба, которая вселяла нестерпимый вечный ужас в человека, так как казалось, что этот камень в любой момент сорвется и упадет.

Танталовы муки

Танталовы муки
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его наливают царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям - они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Танталовы муки" в других словарях:

    Толковый словарь Ушакова

    ТАНТАЛОВЫ МУКИ. см. мука. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 2 муки тантала (1) мучение (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - … Википедия

    танталовы муки - тант аловы м уки, тант аловых м ук … Русский орфографический словарь

    танталовы муки - см. танталов … Словарь многих выражений

    Сезон 1: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 … Википедия

    Книжн. Мучения, вызываемые созерцанием желанной цели и сознанием невозможности ее достичь. /i> Восходит к древнегреческому мифу. ФСРЯ, 255; БТС, 1306; Мокиенко 1989, 153 154; Ф 1, 305; БМС 1998, 390 … Большой словарь русских поговорок

    - … Википедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 танталовы муки (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Греческая мифология. Иллюстрированная энциклопедия , Хоутзагер Гюс. В этой энциклопедии подробно и доступно рассказано о наиболее известных греческих богах, героях, титанах, чудовищах и других персонажах мифов. Энциклопедическим статьям предшествует…
  • Легенды и мифы Древней Греции , Н. А. Кун. Греческая мифология оказала сильнейшее влияние на развитие культуры всех европейских народов и стала неотъемлемой частью современного общественно-культурного достояния. На мифологические…

Древнегреческая мифология необычайно интересна и поучительна. Пантеон богов, которым поклонялись древние греки, богат персонажами. Легенды хранят сведения о взаимоотношении бессмертных и людей, показывают, как награждались и карались те, кто привлекал к себе внимание добрыми или ужасающими поступками. Дети богов и богинь вели земное существование, многие из них стали героями многочисленных легенд.

Интересно, что до наших дней дошли некоторые выражения – идиомы, которые связаны с тем или иным мифом. Хорошо известны фразы «ахиллесова пята» (уязвимая точка), «сизифов труд» (бесполезное занятие) или «танталовы муки» (нестерпимые мучения). Но далеко не все знают сами первоисточники и не всегда понимают, что у каждой идиомы есть своя история. Миф про Тантала поучителен. Он помогает разобраться в природе неблаговидных человеческих поступков, которые приводят в итоге к жесткому, но справедливому наказанию.

Легенда о Тантале

Существует несколько мифов про танталовы муки, краткое изложение наиболее распространенной версии поможет понять, за что любимец богов был наказан.

Сын Зевса

Согласно легенде, Тантал был сыном верховного божества Олимпа, Зевса-Громовержца и земной женщины по имени Плуто. Отец хорошо позаботился о своем отпрыске: сделал его верховным правителем богатейшей территории у горы Сипила (Лидия). Одноименным городом правил Тантал, ему было дано все, что только может пожелать человек. Изобильные земли обеспечивали едой, на пастбищах паслись ценные тонкорунные овцы и круторогие быки, табуны быстрых скакунов резвились на огромных лугах. Недра Сипила изобиловали драгоценностями, а золото можно было черпать горстями прямо из русла реки, Пактола протекала по владениям и была золотоносной.

Но земное богатство – не единственное, чем был одарен сын Зевса. Сами небожители принимали смертного за равного. Спускались в его шикарный, инкрустированный золотом дворец, и пировали там. А иной раз царю предоставляли возможность побывать на божественном Олимпе, там он не только пировал, но и присутствовал на важных совещаниях, где решались судьбы человеческие.

Такой жизни можно только завидовать. Танталу были оказаны великие почести, всего у него было в избытке, жизнь могла бы стать бесконечным праздником и источником удовольствий. Но гордец, избалованный божественным вниманием и покровительством, возомнил себя равным божествам. Ему мало было внимания свыше, он еще решил насладиться своим превосходством над смертными. Стал с Олимпа воровать нектар и амброзию, угощать друзей своих, разбалтывать секреты, услышанные на совещаниях, хвастать своими связями с небожителями.

Недоволен был Зевс таким поведением, гневался, но прощал сына любимого. Чтобы еще больше показать свою любовь, предложил однажды исполнить любое желание. Поразил отца глупый и горделивый ответ отпрыска, отказался он от милостей предложенных, да еще с обидными словами. Так и ответил: «Не нуждаюсь в твоих милостях, без того счастлив, и богат безмерно. Жребий, выпавший на мою долю, лучше и прекраснее тех, что выпали на долю бессмертных богов». Оскорбился Зевс, обиделся, но нашел в себе силы простить глупого сына, проявил в очередной раз свою отцовскую любовь.

Только не на пользу пошло такое всепрощение. Совсем царь Сипила забылся. Начал проявлять он неуважение и к другим жителям Олимпа, оскорблять и обманывать их. Следующий проступок был беспрецедентным. Он спрятал у себя Золотую собаку, охранявшую храм Зевса на острове Крит. Собака охраняла когда-то священную козу Амалфею, вскормившую самого Зевса, да и сам Громовержец в младенчестве находился под защитой Золотой собаки.

По одной из версий ее выкрал сам Тантал, по другой – просто спрятал у себя, а похитителем был Пандарей, царь Эфеса.

Зевс-Громовержец моментально узнал, где спрятана Золотая собака и послал к сыну Гермеса с требованием вернуть Золотую собаку хозяину. Но слова посланца не вразумили гордеца. Он ответил, что боги ошибаются, нет у него собаки. И поклялся в этом страшной клятвой. Еще раз простил обиду Громовержец и оставил дерзкое поведение без наказания.

Последнее преступление против небожителей

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало ужасающее преступление царя Сипила. Решил он доказать, что боги не всевидящие, и выбрал для этого ужасный способ. Пригласил на пир всех небожителей и в качестве угощения преподнес блюдо из мяса. Ужас заключался в том, что для его приготовления блюда он зарезал собственного сына Пелопса. Отказались жители Олимпа от такого угощения, поняли, что за мясо перед ними. Только Деметра, ничего не замечавшая вокруг из-за пропажи дочери своей Персефоны, машинально съела кусок лопатки.

Такой жестокий поступок и оскорбление не смогли стерпеть жители Олимпа. Пелопса тут же оживили, а на место лопатки, съеденной Деметрой, поставили новую, которую из слоновой кости тут же изготовил Гефест. Преступника тут же отправили в царство Аида, где поставили его в реке, по горло в воде, без возможности сдвинуться с места.

Таково краткое содержание мифа. В чем же заключалось наказание и почему появилось выражение «танталовы муки»? Дело в том, что вода доходит до подбородка низверженного царя. Хочет пить он, но стоит только наклониться, как вода исчезает полностью, на ее месте остается только сухая земля. А над самой головой гордеца весят фрукты. Но достать их тоже невозможно: потянется к ветке за плодом, а ее ветром относит в сторону. Так и стоит наказанный на одном месте, рядом еда и вода, но достать он не может ни того, ни другого. И мучают его вечный голод и жажда. А над ним нависает огромная скала, готовая в любой момент обрушиться на голову. И страх постоянно сжимает сердце, ведь каждое мгновение может стать последним.

Чему учит миф о Тантале

После краткого изложения древнегреческой мифологии о Тантале становится понятно, что гордость, глупость и неблагодарность рано или поздно доведет до беды. Все было у царя Сипила: благосклонность Зевса-Громовежца, самого верховного правителя Олимпа. Все бессмертные принимали смертного как равного. На земле богатства были несметные власть, благополучие. Но не ценил всего этого гордец, решил пойти против воли богов, доказать, что они не всевидящие, усомнился в могуществе. И был наказан, обречен на вечные муки.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры