Что такое танталовы муки. Что означает выражение "танталовы муки"

Главная / Измена жены

Сын Зевса, герой Тантал, был баснословно богат. Он жил в городе Лидии у подножия горы Сипила и считался любимцем всех богов-олимпийцев. Его, единственного земного, боги приглашали на Олимп на свои советы, на участие в своих пирах. Тантал слушал их рассказы, знал многие их тайны. Но он был чрезмерно честолюбив, горд, его распирало желание рассказать людям, какой он великий, равный богам, пирует вместе с ними, знает их тайны. Он так возгордился, что стал рассказывать людям тайны богов Олимпа. Это была неслыханная дерзость.

Тантал мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости. У него имелось все, о чем мог мечтать земной человек. И даже боги были его друзьями. Только не понял он одного, что нельзя разменивать доверие и дружбу на удовлетворение эгоистических желаний.

Тантал часто бывал на Олимпе, сидел за одним столом с богами. Домой он возвращался в хорошем настроении. Но однажды он захватил с собой пищу богов - амврозию и нектар. Возможно, никто не обратил бы на это внимание, но Тантал, обуреваемый жаждой похвастать, стал угощать земных людей пищей богов!

Боги узнали о проступке их любимца. Возможно, Зевс простил бы ему совершенное злодеяние, так как очень любил своего сына, но Тантал на этом не остановился. Как-то он получил на сохранение золотую собаку, которая принадлежала его отцу Зевсу. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и кормившую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Эту собаку похитил царь Эфеса Пандарей, тайком вывез и предложил Танталу спрятать у него. Тантал взял золотую собаку, хотя знал, чья она.

Зевсу тотчас донесли об этой истории. Он страшно рассердился и отослал к своему сыну Гермеса с требованием вернуть золотую собаку. Тантал заявил, что нет у него никакой собаки, и поклялся, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было очередное оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и после этого не наказал его громовержец.

Дальше хуже. Задумал Тантал проверить способность богов распознавать суть вещей. Он пригласил их к себе на пир, а в качестве угощения приготовил человеческое мясо. Для этого он убил своего сына красавца Пелопса. Но боги не дотронулись до блюд, они сразу постигли злой умысел Тантала. Одна богиня Деметра, удрученная скорбью о пропаже своей дочери Персефоны, ничего не заметила и съела кусок мяса, которое было плечом юного Пелопса.

Боги решили показать злодею Танталу, что разгадали его обман. Они велели собрать все блюда с телом Пелопса, бросить их в котел и поставить его на огонь. Когда вода закипела, Гермес своими чарами оживил мальчика. Пелопс предстал перед богами прекрасным, как и прежде, но без одного плеча. Тогда Гефест изготовил для него плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Это преступление Танталй переполнило чашу терпения великого царя богов и людей Зевса. Он низверг его в подземное царство Аида. Там Тантал попал в озеро, вода в котором доходила ему до подбородка. Над его головой свисали прекрасные яблоки, финики и виноград. Тантал мучился жаждой, но едва он опускал голову, чтобы напиться, как вода тотчас исчезала, и он оказывался стоящим на сухой земле. Когда он вытягивал руки кверху, чтобы сорвать плоды, налетавший ветер поднимал ветви, и он не мог до них дотянуться. Но и этого мучения показалось Зевсу мало, он воздвиг над Танталом утес, который мог в любой момент обрушиться и раздавить его.

Так боги заставили Тантала вечно мучиться от жажды, голода и страха.

Тантал - персонаж мифологический. Никаких исторических свидетельств, которые бы подтверждали, что такой человек некогда жил, или у этого героя был реальный прототип, не существует. Тем не менее, античные авторы привязали миф к конкретным географическим координатам: Тантал был царем одного из государств малой Азии. Сегодня места, где оно располагалось, относятся к Турции.

Жил Тантал в те чудесные времена, когда боги не гнушались спускаться с Олимпа, а земных людей могли пригласить в свою обитель на посиделки. К завсегдатаям царства божьего относился и Тантал. Он был дружен с Зевсом и часто бывал у него в гостях. Царю знания о замыслах небожителей помогали разумно выстраивать политику и добиться процветания государства.

Дружеские посиделки с богами заставили Тантала возгордиться. Относительно того, чем именно он прогневал олимпийцев, существуют разные версии:

  • Монарх после пирушек на небесах любил рассказывать байки об увиденном и услышанном там своим земным товарищам.
  • Пристрастившись к лакомствам богов, гость выкрал амброзию и нектар, чтобы поставить на праздничный стол дома.
  • Зазнавшийся царь не поделил с Зевсом сторожевую собаку. Она предназначалась для храма, а Тантал и его смертные товарищи украли пса, а потом клялись богам, что не видели животное.
  • Желая обмануть богов, пригласил их на пир и приказал в качестве праздничной трапезы убить и приготовить своего сына. На вопрос Тантала о том, что это за лакомство, олимпийцы в один голос заявили, что перед ними человечина, есть они не станут, а детоубийца будет низвергнут в преисподнюю. Данная версия повторяет миф о Сизифе.

В наказание за гордыню боги отправили Тантала в преисподнюю, где Аид придумал для него оригинальное наказание. Чревоугодника и любителя хмельного поместили в озеро, около которого росли деревья. Когда Тантал захотел напиться воды, он склонил голову и вода отступила от его лица. Пытаясь утолить голод, он протянул руку к ветку дерева, но плоды и листья поднялись на большую высоту. Это и была уготовленная ему мука.

Смысл фразеологизма

Из древнегреческих мифов образ Тантала дошел до наших дней. Люди забыли, за что был наказан царь, но их впечатляло положение человека, который не может удовлетворить свои элементарные потребности. При этом то, что может прекратить страдания монарха, находится на расстоянии вытянутой руки, но недоступно, как будто находится на другой планете.

Танталовыми муками называют страдания от невозможности достичь цели. Это перманентное состояние. При этом желаемое должно находиться рядом и путь к нему должен казаться простым. Человек пытается следовать этим самым простым путем, но зримый успех недостижим, а цель, как будто дразня, отдаляется.

Предложения с фразеологизмом:

  • Будучи не в силах вытащить из стеклянной бутылки фантик, кошка испытывала танталовы муки.
  • Начинающий музыкант терпел танталовы муки от отсутствия приглашений на концерты.
  • и в рифму:

Толстяк на диете, в витрине кус сала -

Тантал – сын Зевса был богат и знатен меж людей, любимец богов. Густые поля, огромные стада, богатые горные рудники давали и ему и всем его подданным все, что нужно было человеку. Люди Тантала любили, а боги относились к нему как к равному. Часто боги появлялись в его роскошном дворце, весело пировали, рассуждали о делах земных и небесных. Бывало даже так, что боги звали Тантала на свои советы на Олимп.
Сам Зевс особо отличал Тантала среди других своих детей.

Возгордился Тантал. Он не раз рассказывал людям, о чем толковали между собой боги, что решали они о судьбах мира. Как-то раз он даже принес с Олимпа своим друзьям-соплеменникам нектар и амброзию, которыми питались бессмертные боги. Своему же отцу, Зевсу, предложившему однажды своему любимому сыну выполнить любое желание, дерзнул ответить:
- Мне не нужны твои милости. Выпавший мне жребий прекраснее жребия бессмертных!
Омрачило отца высокомерие сына, но на этот раз Зевс простил его.
А Тантал и не думал усмирять свою гордыню. Как-то раз, царь Пандарей, приятель Тантала, приехав на Крит, тайком увез оттуда чудесную золотую собаку. Знал Тантал, что громовержец очень любил ее, когда-то она охраняла вход в пещеру, где он рос. Пандарей попросил Тантала хорошенько спрятать украденное животное у себя. Тот с удовольствием выполнил эту просьбу, радуясь, что способен обвести богов вокруг пальца. А быстроногому Гермесу, который примчался от богов с просьбой отдать собаку, поклялся страшной клятвой, что в глаза ее не видел, мол, боги ошибаются, подозревая его.
Огорчился Зевс, узнав, что его сын обманщик. Но и на этот раз простил его.
Вскоре Тантал вновь решил испытать всевидящих богов, совершив при этом ужасное преступление. Как-то раз он позвал к себе на празднования олимпийцев и подал им роскошное мясное блюдо. Он думал, что не узнают его бессмертные гости о том, что жаркое он велел сделать... из мяса убитого им самим собственного сына Пелопса! Даже боги замерли от ужаса при виде такого кощунства. Никто не притронулся к пище. Лишь Деметра, поглощенная печалью о пропавшей своей дочери Персефоне, в забытьи бездумно взяла один кусочек.
Вот теперь чаша терпения Зевса переполнилась. Боги собрали ужасное блюдо, сложили его в котел, поставили на огонь. Гермес по просьбе богов оживил мальчика. Лишь правое плечо, съеденное Деметрой, пришлось заменить слоновой костью. С тех пор у всех потомков Пелопса на плече было белое пятно. А низвергнутый богами в подземное царство Аида Тантал получил за свои ужасные проступки страшную кару.
Веками стоял он в прозрачном озере, покоящемся среди садов. Деревья с вкусными плодами слегка касались его волос. Виноградные гроздья раскачивались перед глазами. Кристально чистая вода озера доходит ему до подбородка. Но как только он, истощенный жаждой, наклоняет голову, вода исчезает, обнажая черную сухую землю. Стоит ему, мучимому голодом, протянуть руку к ветке дерева, как порыв ветра отводит ее так далеко, что не дотянуться. Да к тому же и скала, нависшая над его головой, держится каким-то чудом, в любую минуту готовая раздавить нечестивца.

Люди, знающие эту историю, под словами «танталовы муки» подразумевают нестерпимые мучения от сознания близости цели и невозможности ее достичь.

Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» - один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.

Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.

Кем был Тантал

Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления - воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.

Чем Тантал заслужил свои муки

Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.

Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.

Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.

Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь - Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.

За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.

Описание мучений Тантала у Гомера

Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю - ее осушает божество.

Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.

Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.

Описание мучений Тантала у Пиндара

У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.

Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.

Значение фразеологизма «танталовы муки»

Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.

Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры