Учимся музыке, играя. Приглашаю в мой магазин

Главная / Измена жены

Никто не знает, где находится эта сказочная страна. Она окружена хрустальными горами, поднимающимися до самых облаков. Там текут прозрачные реки, на берегах которых растут удивительные сказочные растения. В этой стране всегда тепло. Днем всегда светит солнце, а по ночам, когда нужно, идет теплый, ласковый дождик. И живут в этой стране не люди. Живут в ней музыкальные инструменты.

По улицам прогуливаются важные фаготы с флейтами под ручку. Вон в повозке, запряженной парой басовых ключей, едут контрабас с виолончелью. А вот и заспанная скрипка выглядывает из своей квартиры-футляра. Она всю ночь играла на свадьбе у подруги гитары и кларнета. По улице на рынок спешит домохозяйка-домра. Молоденькие балалайки, сидя на лавочке, весело тренькают своими еще не окрепшими струнами. Пара скрипичных ключей вертит хвостами около колбасной лавки, выпрашивая подачку.

Откуда появляются инструменты в этой стране, никто не знал. Ходили слухи, что их делают добрые гномы, что живут в хрустальных пещерах. Они делают инструменты из волшебных деревьев с берегов прозрачных рек. И еще из чистого подземного металла, который добывают в своих пещерах. И потом, вдохнув в них жизнь, выносят наверх. Это происходит темными безлунными ночами. Так это, или не так – никто не знает. Просто по утрам на скамейке в парке или на крыльце дома обнаруживается новый музыкальный инструмент. Это мог быть и барабан и гитара, а то и просто смычок для скрипки или виолончели. Этот инструмент как ребенок, еще ничего не знает и не умеет. Его надо воспитывать и учить. Как и в большом мире людей, для этого были детские музыкальные сады и музыкальные школы. И была даже консерватория.

И вот в одной из этих школ, вместе с другими молодыми инструментами, осваивали музыкальную грамоту Барабан и Скрипка. Как и все дети в мире, они шалили на уроках. На переменках они кидались бемолями и играли в паузы. Молодой учитель, высокий и худой, по имени Пюпитр, с любовью и вниманием относился к каждому инструменту. Он ведь знал, что со временем многие из них могут стать великими артистами. А, может быть, даже такими, слава которых выйдет за пределы их маленькой волшебной страны. Вот только к Барабану у него было особое чувство. Пюпитр знал, какая предстоит жизнь этому, не очень счастливому инструменту. Быть вечно битым, и только в такт поддакивать ведущим инструментам – такова судьба почти всех барабанов. Редко какой барабан становился известным музыкантом. Только разве в джазе.

Барабан сидел в самом заднем ряду школьного оркестра. Ему хорошо были видны все инструменты, а его видел только добрый Пюпитр. Скрипка же была у всех на виду, в первом ряду. Она блестела свежим лаком, и ее струны сверкали на солнышке. От острого глаза Пюпитра не укрылись взгляды, которые молодой Барабан бросал на Скрипку. Иной раз, Барабан, замечтавшись, ударял невпопад. Пюпитр делал ему замечание, а Скрипка заливалась веселым смехом своих струн. Красный Барабан от стыда краснел еще сильней. Так прошло несколько лет. Перед самым окончанием музыкальной школы, Пюпитр сказал Барабану:

Сынок! Ты когда-нибудь видел дуэт барабана со скрипкой? Нет! Её будущее – хороший смычок. А тебе, ты уж прости меня за откровенность, - тарелки и колотушки.

Эти слова Барабан запомнил на всю свою жизнь. Закончена школа и многие инструменты разъехались по разным городам своей сказочной страны. Очень немногие остались учиться в консерватории. Осталась и Скрипка.

Барабан уехал в самый дальний город музыкальной страны. Он много работал в разных ансамблях и оркестрах. С гастролями объездил почти все города, только в родном городе ему побывать не удавалось. Как-то Барабан познакомился с веселыми Тарелками и вспомнил слова учителя Пюпитра. С тех пор Тарелки весело звякали у него на плечах. Иногда, правда, не в такт и слишком громко, но он не сердился на них. И прощал эти их шалости за легкий нрав и веселый характер. Потом появились тяжелые колотушки, и Барабан ощутил тяжесть их ударов на своей груди. Иногда даже доставалось и по спине. Грудь и спина Барабана начали побаливать. После каждой болезни на желтой, когда-то гладкой, коже стали появляться заплатки и швы. Он понял, что незаметно подкрадывается старость.

А Скрипка хотела стать великой артисткой. Изредка она с улыбкой вспоминала чудака по имени Барабан. Она усердно училась в консерватории, и все преподаватели были довольны ее успехами. Ей пророчили великое будущее. Ее чистый и мягкий голос покорял слушателей. Немного еще не хватало мастерства, но это было поправимо. Вскоре она познакомилась с красивым Смычком. Вместе они зазвучали поистине волшебно. Еще немного усилий и можно выступать с концертами, но случилось несчастье. Одна из ее струн лопнула. Какие уж тут концерты и конкурсы. Нет, она могла еще кое-что исполнять. Но всем стало ясно, что великой артисткой она не станет. От нее ушел Смычок. Ушел к другой скрипке, молодой и исправной. Вот так и закончилась музыкальная карьера Скрипки. Ей оставалось только играть несложные произведения на свадьбах, похоронах и вечеринках. Иногда в ее окружении появлялся то один смычок, то другой. Но настоящей музыки не было, да и не могло быть. Она закрылась в своем футляре и решила никогда больше не показываться на больших праздниках и концертах.

Каждый день, как только над хрустальными горами поднималось солнце, и разноцветные солнечные зайчики разбегались по стенам и крышам домов, в стране начиналась музыка. Из музыкальных детских садов доносилось неумелое треньканье молодых балалаек, неуверенные, а часто, просто фальшивые, попискивания флейт или робкий звук струн гитары. Из окон музыкальной школы были слышны более уверенные звуки, гаммы, а иногда даже целые мелодии. Ну а под окнами консерватории, расположенной в центре сказочного парка, можно было целыми днями наслаждаться прекрасной музыкой. И так было каждый день, ну, конечно, кроме праздников. В праздничные дни в различных городах этой страны устраивались большие концерты. Туда съезжались самые знаменитые инструменты и радовали слушателей своим искусством.

По вечерам, когда солнце пряталось за горы, и гасли солнечные зайчики, все инструменты умолкали. А когда на фиолетовом небе зажигалась первая звезда, начиналось самое прекрасное. Вдруг в ночной тишине появлялся чистый, как ручеек с хрустальных гор, звук. Это какой-нибудь старый инструмент, например виолончель, начинала рассказ о своей жизни. Эти звуки шли как бы из самой глубины души. Не успевала мелодия умолкнуть в ночной тишине, как ее подхватывал на свой лад другой инструмент, в другой части города. Это могли быть и саксофон, и труба. Эта великолепная музыка переходила от дома к дому, от города к городу, от инструмента к инструменту, и замолкала, только когда звезды гасли на небе. Она не мешала отдыхать тем, кто устал за день. Она была не громкой, и слышали ее только те, кто хотел ее слышать. Даже в других городах. Только никто и никогда не слышал Барабан или Скрипку.

И вот однажды по музыкальной стране разнеслась весть о том, что старый Пюпитр собирает своих воспитанников на юбилейный концерт. Был назначен день концерта, и музыкальные инструменты стали собираться в родном городе к назначенному сроку.

Наступил торжественный вечер юбилейного концерта. В большом парке у консерватории, вокруг открытой сцены, собрались почти все питомцы старого учителя. Их было так много, что некоторым приходилось сидеть на траве. Приехал и Барабан, но без Тарелок и Колотушек. Пришла и Скрипка. Она не хотела, чтобы ее видели и жалели, поэтому села на самую дальнюю скамейку в глубине парка.

Прозвучали фанфары, и на сцену поднялся седой старенький Пюпитр. На нем был новый фрак и лаковые туфли. Когда он двигался, то был слышен скрип деревянных суставов.

Дети мои! Как видите, я тоже стал музыкальным инструментом. Могу вам проскрипеть любую мелодию,– пошутил он. - Рад вас всех видеть в родном городе. Давайте будем веселиться как прежде. Пускай звучит музыка!

Грянул оркестр лучших из лучших воспитанников старого маэстро. Зазвучали арфы и скрипки. Потом вступили трубы и валторны. Музыка была на любой вкус и исполнялась прекрасно. Оркестр сменили различные ансамбли, дуэты, трио и квартеты. Седой Пюпитр подошел к Барабану и взглядом указал ему на скамейку в глубине парка, где одиноко сидела Скрипка.

Закончился этот необыкновенный концерт глубокой ночью. Старый Пюпитр раскланялся, поскрипывая своими деревянными шарнирами. На глазах его были слезы радости.

Запомните, дети мои. Инструмент жив, пока он может звучать,– произнес старый седой Пюпитр и спустился со сцены.

Яркие звезды сияли на темном небе. Теплый ветерок чуть шевелил листья деревьев. Инструменты стали расходиться и разъезжаться по домам. Только старый Барабан и Скрипка остались сидеть на скамейке в глубине парка. Скрипка прижалась к Барабану и ласково гладила заплатки и швы на его побитой груди. «Оказывается, жизнь состоит не только из звона тарелок и ударов колотушками в грудь» – думал он, - «Но как поздно он это понял! Да и могло ли быть иначе? Ведь барабан и скрипка никогда не могут сыграть дуэт». Скрипка провела ладонью по старой барабанной коже и почувствовала, как та подрагивает под ее пальцами. Потертый бок Барабана казался ей таким теплым и родным, что она чуть слышно зазвенела струнами. Барабан обнял Скрипку за ее тонкую талию и ласково прикоснулся к струнам. Даже больно уколовшись об оборванную струну, он не отдернул руку. Струны ответили на это прикосновение чистым и нежным звуком. Он ласково гладил чуть потускневший, но все еще гладкий лак на ее плавных изгибах. А она отзывалась еще более и более нежными звуками. Они наслаждались тихой и ласковой музыкой, звучавшей в каждом из них. И тут Скрипка ощутила на барабанной коже под своей ладонью чуть слышные ритмичные удары.

Настало утро. И Барабан уехал к своим Тарелкам и Колотушкам. А Скрипка снова отправилась в свой дом-футляр. Но что-то изменилось в их жизни. Хоть они были далеко друг от друга, Скрипка постоянно слышала тихие и ритмичные удары Барабана. А он слышал, как она отвечает ему ласковым и чистым звуком своих струн. Ведь в этой сказочной стране даже самый тихий звук достигает слуха того, кому он предназначен.

Проходили годы. И вот, однажды утром Скрипка проснулась от неясной тревоги. Она вдруг поняла, что ей не хватает тихих и ласковых ударов Барабана, к которым она так привыкла. Ей стало очень одиноко и страшно. Струны ее сами собой зазвучали. Это была очень печальная музыка, но самая прекрасная за всю ее жизнь. Умолкли все инструменты в стране. Даже из консерватории не доносилось ни звука. Все знали, что означает эта тревожная и волнующая мелодия. Серая туча закрыла солнце. Потемнели хрустальные горы. И капли дождя, как слезы, начали капать с неба. Серый туман сгустился над рекой. И впервые, за всю историю страны, жители вдруг ощутили холод.

Скрипка же не замечала, что сначала лопнула одна ее струна, потом другая. Из трещинок на ее лаке выступили капельки слез. И вот на самой высокой, прощальной ноте оборвалась ее последняя струна….

Многие сказки начинаются с привычных слов «жили-были…» Вот и наша сказка про музыкальный инструмент начинается так же. «Жила-была скрипка…» Почему именно о скрипке идёт речь в сказке? Потому что скрипка зачастую не только выступает в качестве солиста в оркестре, но и потому, что звуки она издаёт просто волшебные.

Сказка «Большая скрипка»

Жила-была скрипка. Она была красива, нет, просто восхитительна! Фантастична, изящна, неповторима. Её струны имели свою неповторимую звуковую окраску. А смычок был просто волшебным!

Все музыкальные инструменты ценили и уважали скрипку. Но ей хотелось большего. Скрипка стремилась быть королевой!

— Мы любим и дорожим тобой, скрипка, но ты мала для того, чтобы стать королевой.

— Я — мала? – подумала скрипка. Что же мне надо сделать для того, чтобы вырасти?

Скрипка продолжала играть на концертах. Она звучала в больших и малых залах. Все хвалили и восторгались ей. Долгие годы скрипка гастролировала.

И вот однажды она попала в руки к одному скрипачу. Он долго любовался скрипкой, а затем начал играть.

Какая это была музыка! Прохожим казалось, что звуки эти – не дрожание струн под властным смычком в руке скрипача, а звуки неба, тихие и нежные, как нежна далёкая голубая лазурь… Все восхищались скрипкой и музыкантом, умевшим покорять души людей нежным прикосновением смычка к тихо и печально дрожащим струнам.

…А музыкальные инструменты всё-таки выбрали скрипку королевой! Ведь она выросла. Она выросла духовно! У неё появилось что-то такое, что особенно трогало душу. С годами скрипка обрела душевное равновесие и веру в себя.

Вопросы и задания к сказке

Расскажи, как выглядит скрипка?

При каких обстоятельствах скрипка заиграла по-новому?

Почему музыкальные инструменты всё-таки выбрали скрипку королевой?

Как ты думаешь, что означает выражение «духовно выросла»?

Какие из перечисленных пословиц и известных выражений подходят к сказке про музыкальный инструмент?
Удел жизни – терпение и труд.
Хочешь быть первым? Будь им!
Хорошему мастеру любой материал хорош.
Каков музыкант – таков и результат.

Какие пословицы подобрал бы ты к этой сказке?

Слушаем тишину

У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются - рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать... тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать.

Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе.

Итак, условия игры.

Тише, - говорите вы. - Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем - кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.

Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.

Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря.

Кстати, тишина, пауза - вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) - большое искусство. Как в музыке, так и в жизни...

С трёх до пяти лет

С трёх-четырёх лет, повторяем, в игру включается соперничество, игровой азарт. Нарисуйте на плотном листе бумаги пять или семь кружочков в ряд. Отдельно для вас и для ребёнка. Если участников больше двух, то и количество рядов увеличивается. На первые кружки поставьте фишки разного цвета. Для большинства наших игр этих несложных приготовлений достаточно.

Рассказ-игра

Любой из рассказов (например, о музыкальных инструментах) можно построить в виде игры. Для этого перед началом игры положите на стол уже приготовленную нами кружки с фишками и скажите малышу:

Сейчас расскажу тебе сказку о Барабане и Скрипке. Это игра. После рассказа я задам несколько вопросов. Если будешь слушать внимательно, то легко на них ответишь. В случае правильного ответа фишку двигаешь ты. Неправильного - я. Победит тот, кто продвинется на большее количество кружков. После такого предупреждения ребёнок слушает рассказ с особым интересом и вниманием. Игра - это святое.

Естественно, что рассказ должен быть коротким и, по возможности, занимательным. Вот, например, придуманная нами...

Сказка о Барабане и Скрипке

В одном царстве жил Барабан. В этом музыкальном царстве жили самые разные музыкальные инструменты: скрипки, фортепиано, аккордеоны. Но Барабан был одним из самых известных и любимых. Потому что его язык понимали все. Потому что он будил весь город по утрам своей звонкой и чёткой песенкой:

Встало солнце утром рано,
Слышен голос Барабана,
Тра-та-та-та-та-та-та,
Открывайте ворота.

Город просыпался, и все говорили: "Как хорошо, что у нас в городе живёт Барабан. Иначе мы могли бы опоздать на работу".

Когда Барабан подрос, король этого царства Рояль взял его на работу. Часовым. Теперь Барабан не только всех будил по утрам, но и охранял королевский дворец. А во время парада солдаты маршировали под его музыку.

В этом же царстве у короля была дочь - Скрипка. Как только Барабан увидел Скрипку, так сразу полюбил её. Когда Скрипка проезжала в карете мимо ворот, которые он охранял, Барабан приветствовал её своим стуком.

Принцессе Барабан тоже нравился. Однажды она подошла к нему и пропела на самой высокой из своих четырёх струн"ми" .

До, ре, ми, фа, соль, ля,
Завтра бал у короля.
Приходи, ми, фа, соль, ля.
Ждать тебя буду я.

Барабан надел новый кожаный мундир и пришёл на бал. Когда начались танцы, Скрипка заиграла весёлую музыку на всех своих четырёх струнах, а Барабан ей подыгрывал. Потом заиграли другие инструменты, а они танцевали вместе вальс и ещё больше друг другу понравились. Барабан предложил Скрипке стать его женой. Она согласилась.

На свадьбе король Рояль на радостях сыграл "Свадебный марш" Мендельсона. Это была очень весёлая свадьба.

Неплохо, если после заключительных слов сказки вы включите эту популярную музыку Мендельсона.


А теперь вопросы ребёнку. Например, такие:

  • Что солдаты делали, когда играл Барабан?
  • Почему жители города любили Барабан?
  • Сколько струн у Скрипки?
  • Как называется самая высокая струна?
  • Какой танец играли Скрипка и Барабан на балу?
  • Как называется музыка, которая прозвучала после свадьбы? И т.д. и т.п.

Разумеется, вопросы могут быть другими. Как, впрочем, и сказка, которую вы, возможно, сочините лучше нас.

Благодаря подобным сказкам-играм, ребёнок не только больше узнает о , композиторах, музыкантах, но и разовьёт такие важные качества, как внимание и умение сосредотачиваться.

В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты.

Вечерами, когда театр заполнялся нарядно одетыми людьми, оркестр взволнованно настраивался для выступления. Фанфары торжественно возвещали начало представления. Инструменты выступали со своими номерами, расстраивались при неудачах, радовались аплодисментам.

Когда люди покидали театр, инструменты начинали жить своей особой жизнью.


Итак…

В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Среди них была красавица Скрипка- самая изящная из семейства Струнные. Локоны изогнутого грифа украшали её точёную головку. Талия у неё была такая, что соперничать с ней не могла даже прима балерина. Никто не мог бы сказать, что в облике Скрипки есть хоть одна лишняя чёрточка. К тому же она мило пела. Знатоки хвалили голос Скрипки, технику пения. Только иногда кое- кто осмеливался заметить, что поёт она суховато, без души. Но Скрипка не задумывалась над этим. У неё было много поклонников, однако никто из них не мог добиться ответа в холодном сердце красавицы.


Инструменты часто собирались вместе. Приходили Альты- двоюродные братья Скрипки.

Заглядывала её тётушка Виолончель, обладательница приятного грудного голоса. Она была несколько полновата, но о былом изяществе говорило каждое движение.

Фортепиано постоянно беспокоилось о своих многочисленных чудесных клавишах.

Добродушно ворчал по всякому поводу Фагот. Скрипку он находил чересчур надменной, поэтому их беседа порой напоминала дуэт пререканий.


Слегка самодовольные инструменты из семейства Медных постоянно заботились о том, чтобы какое- нибудь пятнышко не омрачило поверхности их золотых одежд.

Забывая о поговорке «не всё золото, что блестит» они почитали себя за самое чистое золото и очень любили блестящие марши.

Звонкие Трубы начинали марш. Его подхватывали прямодушные Тромбоны. Вступали Валторны. Это было замечательно!


Деревянные духовые – Гобои, Кларнеты, Флейты – держались чинно, парами.

Острая на язык Флейта Пикколо любила посудачить, она то и дело с любопытством, вытягивала головку и кого – нибудь подкалывала, но не очень зло. Поэтому на неё никто не обижался, а остроумие её ценили многие.


Всё было гармонично в обществе инструментов, но вот что случилось однажды.

Скромный мужественный Контрабас всем сердцем полюбил красавицу Скрипку. Он долго не мог признаться в этом даже самому себе, но сердцу не прикажешь, а оно не переставало любить.

Контрабас прерывисто вздыхал у себя в дальнем углу оркестра и, наконец, решился- написал Скрипке письмо, в котором признался ей в любви.


В тот вечер Контрабас играл как никогда. Даже равнодушная Скрипка удивилась и, пригласив его в гости, сказала, что тронута его вниманием. Но разве Контрабас не знает, - говорила она, как много поклонников добивались её благосклонности, но она до сих пор никого не полюбила, а уж тем более Контрабас, такой огромный и неповоротливый, вряд ли может рассчитывать на её расположение.


Кто знает, о чём думал Контрабас возвращаясь домой. Быть может, вспоминал он звуки голоса Скрипки или надежду, с которой писал ей своё письмо – признание, а может, расстался навсегда с мечтой о счастье. Неровно и с болью билось его сердце.

Тёмная была ночь прощания. Вспыхнул ненадолго свет в окне его дома и погас…

С тех пор его никто не видел. Братья разыскивали его, но место в правом дальнем углу пустовало.


Казалось Скрипка спокойно отнеслась к известию о Контрабасе, но на самом деле что-то надломилось в ней. Даже неизменно блистательная техника пения потускнела. Ничто не приносило ей облегчения.

Наконец, она не выдержала. Поздно ночью, когда все уже спали, Скрипка тихонько выбралась из своего уютного домика и побежала к старой волшебнице Арфе.

Входи, - строго сказала Арфа,- я знаю, что перед тобой не открываются заветные двери Искусства. Они закрыты для того кто не знает жизни, у кого нет души, кто не ведает любви.

Если ты хочешь стать настоящим артистом, то должна странствовать по свету трижды по сто лет. Тебе изнеженной и капризной, будет трудно, но если ты пройдёшь через тяготы, сохранив верность искусству, тебя ждёт признание.

Так сказала мудрая Арфа и замолкла.


Скрипка вернулась домой и, не мешкая, собралась в дорогу. В ту ночь она ступила в пугающий необъятный мир.

Да, хрупкая, избалованная Скрипка нашла в себе силы пойти на встречу неведомым испытаниям.

За неделями потекли недели, за месяцами спешили месяцы, за годами годы, а годы складывались в столетия.

В первые сто лет Скрипка узнала одиночество, в котором всегда так много места для раздумий, воспоминаний…

Второе столетие она провела в непрерывном труде. Потускнела её красота, но голос стал наполняться теплом и зазвучал глубже.

Тяжелее всего пришлось Скрипке в последние сто лет. Холод сковывал её, делая хрупкими струны, а порой зной так раскалял воздух, что нечем было дышать. Потеряв внешний облик, она узнала презрение, была гонима, но именно среди невзгод научилась Скрипка ценить добро, сострадания, любовь. Она обрела душу.


Через триста лет, почти без сил, Скрипка вернулась в свой театр. Арфа с радостью встречала её, сразу поняв, как изменилась Скрипка.

Вечером Скрипка вышла на сцену и запела. Как она пела!

Её песни разглаживали морщины усталости и горя, соединяли любящие сердца в одно большое сердце, а злых делали добрыми.

Она пела не ожидая платы, ни поклонения и благодарности согретых сердец исцеляла раны, нанесённые веками скитаний.

С тех пор, чем старше Скрипка, тем чудеснее она поёт, тем больше её любят, и даже называют царицей музыки.


Музыка начинается тишиной утра или шумом оживленного дня, свистом ветра, гулом толпы или ласковой речью любимого человека. Отсюда она собирается по каплям в напевах популярной песни, в танце и проникновенном романсе, в разнообразной музыке труда и отдыха, праздника и развлечения.

Смиряя грозную стихию

Словами, полными любви,

Ты всю бескрайнюю Россию

Эта история произошла очень, очень давно. По вечерам, в одном городке собирались музыканты. Их маленький оркестр играл при свечах в просторном бальном зале. В кристальной чистоте паркета отражались огоньки роскошных канделябров. Кавалеры щеголяли бархатными костюмами, а дамы блистали своими нарядами. Пары кружились в танце под чарующую музыку оркестра.
После очередного танца, люди громко хлопали, крича «браво», и так сильно хвалили оркестр, что некоторые музыкальные инструменты приняли все овации на свой личный счёт. Особенно возгордились Скрипка и Барабан. Каждый из них решил, что именно он заслуживает быть главным инструментом в оркестре. Скрипка ещё громче и пронзительнее принялась изливать душу в музыке. Вздрагивая, она пела о грусти и печали. Дрожа, словно от холода, рассказывала о боли и страданиях неразделённой любви. Каждой струной, каждой нотой, говорила о глубине человеческих чувств.
Но вдруг её эмоциональный порыв был нарушен монотонным стуком Барабана. Он ведь тоже воспринял аплодисменты только на свой счёт, и решил показать Скрипке, кто главный в оркестре. Шум Барабана нарастал. Скрипка обижено зависла на полутакте и, назло Барабану, начала играть еще громче, не слушая аккомпанемента. А Барабан, в свою очередь, ритмично гудел и шумел ей в ответ. Он был спокоен, полон уверенности и слегка улыбался. Всё было легко и просто. Его спокойствие было настолько очевидным, что, казалось, где-то в глубине его обертонов, в сердце его ритма был скрыт сам смысл жизни. Такой очевидный и простой, но известный только ему одному. Вот так их мелодия превратилась в спор, потом в ругань, а после в самый настоящий конфликт.
Скрипка уже кричала, обращаясь к Барабану:
- Я самая главная в оркестре! Послушай, как я могу передавать чувства, как я могу пробуждать в людях эмоции. У тебя никогда так не получится!
Но Барабан уверенно ей возражал:
- Я постоянен, я хладнокровно отсчитываю время, я есть вечный ритм жизни. Я смотрю в суть вещей. Без меня не будет музыки, это я самый главный!
В пылу спора Барабан и Скрипка не заметили, что остальные музыкальные инструменты уже давно не играют. Они смотрели на них, не издавая ни звука. Музыка оркестра прекратилась. Люди перестали танцевать, и ошарашено глядели на сцену, стараясь не слушать какофонию, издаваемую Скрипкой и Барабаном. А те, не замечая всех остальных, продолжали спорить. Музыканты махнули рукой и разошлись. Люди в негодовании ушли по домам. Свечи погасли. А Скрипка и Барабан всю ночь спорили друг с другом. На рассвете, так ничего и не решив, Скрипка и Барабан обиженно разошлись. Больше оркестр не выступал.
Каждый из нас видит мир по-своему. У каждого своя роль в оркестре. Но пусть всем нам хватит мудрости и терпения, чтобы слушать и слышать друг друга.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры