Зиккурат на красной площади. Мавзолей - это зиккурат, а ленин - заклятый предмет Зиккурат и терафим что излучает

Главная / Измена жены

Весной 1924 года промерзшая земля наконец оттаяла и большой поток грязи потек из канализационной трубы, которая была повреждена еще во время строительства первого Мавзолея Ленина , который изначально был сделан из дерева. В итоге, было залито все, что там находилось. Говорят, что Патриарх Тихон тогда с грустной улыбкой сказал: «По мощам и елей». Этим он и подписал себе смертный приговор.

Всем понятно, что значило тело «вождя», мирового пролетариата, для советской серой массы. Так же ни для кого не секрет, почему с ним так долго не могут распрощаться кремлевские нефтяники во главе с некой фигурой по кличке «Глист».

Но разве не интересно посмотреть на ситуацию глазами борцов с сатанизмом?! Кроме того, к вашему сведению некоторые документы, которые до сих пор были неизвестны.

Зиккурат.

Зиккуратом является многоступенчатое сооружение, носившее культовый характер в архитектуре Древней Месопотамии. Такие сооружения могли иметь от 3 до 7 ярусов и были выполнены в виде усеченный пирамид или стоящих друг на друге параллелепипедов. Материалом служил кирпич. Террасы зиккурата были соединены лестницами, их еще называют пандусами.

Кровавая Площадь. На ней Зиккурат.
Свершилось. Я близко. Ну что же, я рад.
Спускаюсь в зловонную, страшную пасть.
На скользких ступенях легко и упасть.
Здесь смрадное сердце старинного зла,
Тела что и души сжирает дотла.
Гнездо свое свил здесь столетнее зверь.
Для бесов на Русь тут распахнута дверь.
(Николай Фёдоров)

Архитектурный образ Красной площади складывался на протяжении нескольких веков весте с тем, как менялась эпоха и правители. Стены цитадели тоже меняли свой вид: от деревянных и белокаменных до кирпичных, как в наше время. Одни крепостные башни сменялись другими. Дома возводились и сносились. Затем строилась и расширялась система подземных коммуникаций, которая не могла не затрагивать поверхности и сооружений, находившихся на земле. Покрытие земли тоже менялось, пока не была построены железная дорога и линии трамвая. Все, что мы видим сегодня — результат работ, которые велись десятилетиями. На Красной Площади сейчас можно видеть красные стены, Кремль, высокие башни, храм Василия Блаженного, Исторический музей и...в самом центре площади ритуальное сооружение зиккурата.

Даже те люди, которые далеки от архитектуры иногда задумываются о том, что такой сооружение, являющееся абсолютной копией Пирамиды Луны в Теотиуакане, делает в самом центре России, рядом со средневековой крепостью. В целом мире Афинский Парфенон имеет, как минимум, два аналога, один из которых был построен в Сочи по приказу Джугашвили. Клонов Эйфелевой башни в той или иной степени по всему миру тоже предостаточно. Даже «египетские пирамиды» не являются редкостью. Но этот зиккурат, этот храм Уицилопочтли, который воздвигался в честь национального бога ацтеков, самому жестокому и кровавому, стоящий в сердце России — что это за идея! Конечно, никто с большевиками спорить не стал — построили и пусть стоит. Но в этом вопросе важен не столько внешний вид сооружения, сколько то, что в подвале этой тайны лежит определенным образом забальзамированный труп.

Мумия в 21 веке — это что-то новенькое. Даже в тех случаях, когда в каких-нибудь парках стоят подобие египетской пирамиды, разве туда засовывают труп фараона? Как такая идея могла возникнуть у нас.. Все это непонятно и запутанно. Ну пусть полежало тело вождя, да и убрать его пора. Но нет - большевиков и подавно нет, а труп всех пережил выходит. И почему РПЦ никак не комментирует ситуацию с непохороненным телом? А дело еще и в том, что в стены зиккураты замурованы еще и другие тела. Это просто верх кощунства для христиан. Все это напоминает сатанинский обряд со всеми этими жертвоприношениями. И звезды на башнях Красной площади пятиконечные, сатанинские. И все это на государственном уровне.

Вся эта ситуация довольно пугающая. И каждый христианин уже просто должен начинать день с молитвы о том, чтоб власти наконец-то убрали с Красной площади этот зиккурат, этот храм Сатаны. Но не только христиан должно пугать такое положение дел. Говорят, что Россия является многоконфессиональной страной, но и мусульмане, и иеговисты, и католики, и раввины молчат. Храм Сатане в центре России не вызывает у них недовольства. При все при этом, все они говорят, что служат лишь единому Богу. В итоге, становится совершенно очевидно, какому именно Богу все мы служим и чей храм стоит на Красной площади. Разве нужны еще доказательства?

Иногда общественность старается напомнить властям, что коммунизм то уже лет 15 назад отменили и, мол, пора, и главного его вождя вынести из этого зиккурата и похоронить по-человечески или сжечь и прах развеять по ветру. Власти убеждают нас тем, что, якобы пенсионеры будут против. Но это неубедительное объяснение. В то время, когда из зиккурата выносили тело Джугашвили — половина страны возмущались, но власти на это едва ли обратили внимание. А теперь они заботятся о пенсионерах. Пенсионеры уже давно молчат, даже когда постоянно поднимают цены на воду, газ и продукты. Неужели похороны вождя их так обеспокоят, что они выйдут и будут требовать обратного?

Ситуация с Джугашвили развернулась очень быстро: в один день его признали преступником, на другой уже погрузил в землю. Но с Ульяновым власти все тянут и тянут вот уже 15 лет. Так же с Кремля до сих пор не убрали звезды, хотя «Музей Революции» давно переименован в «Исторический музей». Остались звезды и на погонах, хотя из армии политруков они уже убраны. Кроме того, вернули звезды и на знамена. И гимн вернули. Хоть слова и поменяли, а музыка осталась та же, как будто она настраивает людей на определенный ритм. И мумия все так же покоится в недрах зиккурата. Может, за всем эти лежит какой-то непонятный простым людям оккультный смысл? А власти за старое: если потревожить тело вождя, коммунисты начнут проводить «акции». Только поддержки у них немного. И чего боятся власти? Может, собака зарыта в другом месте?

Сегодня большинство людей интересуются преимущественно практическими вопросами, например, квартирными. Обмен квартир в Москве , обмен валют, обмен времени - население занято тотаьной конвертацией своего внимания в знаки и предметы выживания и превосходства.

На данный момент, есть люди, которым хорошо знакомо понятие «магия» и им, без сомнения, хорошо виден и оккультный смысл сооружения в центре Москвы, который носит мистический характер. Но большинству людей трудно это объяснить: одни не поверят, другие примут вас за сумасшедшего, мягко говоря. Но современная идет далеко вперед, и то, что вчера считалось невозможным, сегодня становится правдой, например, полеты на Луну. Так же, реальностью стали и многие факты, которые связаны с зиккуратом, находящимся на Красной площади.

Почему площадь все-таки Красная?

Современная физика, которая занимается изучением света, электричества, корпускулярного излучения, признает факт существования других волн и явлений. То и дело регулярно совершаются новые открытия. Например, недавно японский ученый Масуру Эмото провел большое исследование микроструктуры кристаллов воды, ведь давно говорят о том, что эти кристаллы обладают свойствами информационного носителя. Получается, некоторые оккультные знания становятся фактами физического мира.

А многим ли известно про «митогенное излучение» Гурвича, которое было открыто в 1923 году? Согласно ему, стойкие невидимые волны способны излучать мертвые или умирающие клетки. И эти волны могут убить, что и было доказано в ряде экспериментов. Наверно, вы думаете, что мы сейчас скажем, якобы мумия в зиккурате излучает нечто подобное и отравляет жизнь москвичам. Но нет. Мы обратимся к истории Красной площади. И все станет ясно.

Красная площадь далеко не всегда являлась Красной, как сейчас. Много веков назад она была деревянная, и то и дело горела. И, конечно, за все это время пожаров, сгорел не один человек. В конце 15 века, этим катастрофам положил конец Иван III. Деревянные постройки были уничтожены, на их месте образовалась площадь - Торг. В 1571 году и Торг погорел, и унес жизни людей (как в последующих веках ситуация с гостиницей «Россия»). Площадь с тех пор получила название «Пожар». Затем это стало местом проведения казней, где людей четвертовали, вырывали ноздри, стегали прилюдно, заживо варили в кипятке и много других страстей творилось. Трупы сбрасывали в крепостной ров, куда сейчас замурованы тела неких военных деятелей. В далекие времена Ивана Грозного, в этом рву держали зверей, которые питались этими трупами. В 1812 году, года Наполеон захватил Москву, снова все горело. Эти события унесли жизни многих тысяч москвичей, чьи трупы так же сбрасывали в ров, потому что зимой их никто не собирался хоронить.

Если на все это посмотреть, то история Красной площади поистине страшная, и некоторые чувствительные люди могут чувствовать это ужасную атмосферу, когда подходят к Кремлю. Эти стены распространяют холод и ужас. Так, место для зиккурата очень даже подходящее. И все это наводит на определенные мысли.

Где берет начало архитектура некромантов?

Зиккурат является архитектурным сооружением, носящим ритуальный характер, выполненное в форме многоступенчатой пирамиды, вроде той, что стоит на Красной площади. Но зиккурат — это не пирамида, ведь на вершине зиккурата всегда стоит небольших размеров храм. Самым знаменитым сооружением такого типа является Вавилонская башня. Опираясь на записи, которые сохранились на глиняных табличках, и на остатки фундамента, Вавилонская башня состояла из семи ярусов, которые опирались на квадратную основу длиной около ста метров.

На вершине башни находился храм с ритуальным алтарем (Брачное ложе), где царь Вавилона вступал в сношения с девственницами (супруги бога вавилонян). Согласно поверьям, в этот момент божество входило в царя и оплодотворяло женщину.

Высота башни в Вавилоне не превышала ее ширину, так же, как и в зиккурате на Красной площади. То есть, есть сходство. Наполнение храмов тоже идентично: наверху храм, а на нижнем уровне мумия — терафим, противоположный серафиму. Понятие «терафим» в общем описать довольно сложно, что уж говорить об его видах и принципах действия. Грубо говоря, терафим — это «заклятый предмет» магической и парапсихической энергии, которая, по словам магов, окутывает терафим несколькими слоями, которые формируются особыми обрядами и церемониями. Все эти действия называют «творением терафима».

Но глиняные таблички Месопотамии очень трудно расшифровать, поэтому можно по-разному трактовать полученные данные. К тому же, некоторые тайные обряды, такие как «творение терафима» ни один жрец бы не выдал, даже под страхом смерти. Единственный факт, упоминающийся в древних текстах — это то, что терафимом Вила (главный бог вавилонян, ради которого и была построена башня) была особым образом обработанная голова рыжего мужчины, которая была запечатана в хрустальный купол. В последствии к ней добавляли и другие головы.

Как и в других культурах (Вуду и Ближнего Востока) внутрь забальзамированной головы (в рот или вместо мозга) помещали золотую пластину ромбической формы, на которой были выгравированы магические ритуальные знаки. Здесь и заключалась вся мощь терафима, которая позволяла его хозяину взаимодействовать с любым металлом, на котором начерчены такие знаки или даже целый образ терафима. Металл, посредством человека, который находился с ним в контакте, пропускал через себя волю хозяина терафима. Царь Вавилона под страхом смерти заставлял своих подданных носить на шее такие «ромбики», и, таким образом, в той или иной степени мог контролировать владельцев этих символов.

Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что голова вождя, которая лежит в зиккурате на Красной площади, является подобием терафима. Но есть некоторые настораживающие факты:

1. В голове мумии есть полость, так как мозг, по какой-то причине, хранится до сих пор в Институте мозга.

2. Голова покрыта особым стеклом.

3. Голова находится в самом нижнем ярусе зиккурата. А подвал во всех культовых сооружениях создан для контакта с существами из миров Пекла.

4. Изображение головы, или, проще говоря, бюст, было распространено по всему СССР: и на пионерских значках, где голова располагалась в костре, прямо как во время магического обряда общения с демонами Пекла.

5. Вместо погон во времена СССР зачем-то были введены «ромбики», которые потом заменили на «звездочки» - те же, что и на башнях Кремля, которые в Вавилоне использовались для общения в великим Вилом. «Украшения» в виде ромбиков и звездочек, которые имитируют золотую пластину внутри головы зиккурата, носили в Вавилоне. Такие «украшения» во огромном количестве находят при раскопках.

В магических обрядах Вуду и других религий Ближнего Востока, «творение терафима» сопровождали ритуальным убийством, дабы жизненная энергия жертвы перешла к терафиму. В некоторых обрядах, под стеклянный саркофаг клали и другие головы жертв. Нельзя утверждать, что в нашем случае в зиккурате на Красной площади что-о подобное замуровано, но такой факт имеет место быть: в зиккурате находятся головы ритуально убитых царя и царицы и еще двух неизвестных людей, которые были убиты в 1991 году, когда власть предали от коммунистов к демократам. Этим они как бы «обновили» терафима и усилили его.

Есть и еще некоторые интересные факты.

Первым фактом является убийство Николая II, которое носило, несомненно, ритуальный характер, и, как следствие, его останки могли использоваться для дальнейших ритуальных целей. На этот факт проводится множество исследований, которые расставляют все по местам.

Второй факт — это то, что по словам екатеринбуржцев, накануне убийства царя они видели человека «с внешностью раввина», с черной бородой. Это человека привезли к месту казни в поезде, где был только один вагон. После казни, это же поезд уехал с какими-то ящиками. Кто и зачем приезжал — непонятно.

Третий факт гласит о том, что для бальзамирования трупа, профессор Збарский чудом «изобрел» рецепт за три дня, в то время как продвинутые корейцы, обладая высокими технологиями, потратили на консервацию Ким Ир Сена больше года. Получается, кто-то дал Збарскому рецепт. А чтобы это тайна не покинула определенный круг лиц, профессор Воробьев, помогавший Збарскому и узнавший о секретном рецепте, «случайно умер» во время операции.

И, наконец, четвертый факт: архитектура зиккурата Щусева консультировал археолог Ф. Поульсен, который так же был специалистом по архитектуре Месопотамии. Зачем архитектора консультировал археолог — загадка.

Еще и аббревиатура имени, заключенного в зиккурат вождя, совпадает с именем бога вавилонян — ВИЛ. Совпадение? И наш зиккурат в точности напоминает тот на вершине Пирамиды Луны, где ацтеки совершали жертвоприношения Уицилопочтли. Кроме того, храм является копией «престола Сатаны» («Пергамский алтарь»).

Чем глубже мы будем копать, тем очевидней будет становиться все выше сказанное.

Как работает зиккурат?

Трудно сказать точно, ведь это все касается оккультных воздействий и магии. К примеру, физика рассуждает о «протонах» и «электронах». Но они тоже откуда-то возникли? Что это: «магия» или «Большой взрыв»? Слова можно подобрать любые, но это не даст нам увидеть явление или пощупать. Все это связано с нашим сознанием, и многое для нас непонятно. Если пользоваться терминологией научного атеизма, то можно что-то объяснить.

Многим известно, что такое параболическая антенна и принцип ее работы — она как зеркало, которое что-то собирает. Угол здания — тоже понятно. В основании зиккурата на Красной площади есть три угла, а четвертого-то нет. Вместо нее ниша, которая хорошо видна на фотографии. Может этот зиккурат вытягивает из людей энергию, как любой внутренний угол?

В начале 20-х годов 20 века Пауль Кремер изучал такую вещь, как «гены» (о ДНК еще и речи не было) и вывел теорию о воздействии на гены излучений умирающих или мертвых тканей. По большому счету, это история о том, как испортить генофонд страны, стоя у трупа. Вроде сказка. Но даже в Египте, каким-то образом, самочувствие фараона отражалось на людях. А когда ученые заговорили о ДНК, они вывели факт о том, что клетки способны обмениваться информацией. Судите сами.

И вспомним, наконец, из истории, что связано с Красной площадью: кровь, боль, убийства и смерть. И какую энергию несет это место? И почему зиккурат стоит именно тут?

Похоже, строители зиккурата давно владели всеми этими тайнами, прежде чем возвести «престол Сатаны» в самом центре Москвы. И хоть это строение и признано памятником. Разве имеет право это ритуальное здание стоять в самом сердце России и осквернять все самое доброе и светлое?

Кто из родившихся в СССР не помнит исполнения этих пророческих слов, когда несметные толпы народа готовы были всю ночь напролет провести под стенами Кремля, лишь бы потом считанные секунды находится рядом с этим идолом, к ногам которого принесена была отступниками целая могучая Империя и ради которого заклан был Агнец — Божий Помазанник? Или все-таки кто-то думает, что это лишь очередное совпадение и аббревиатура В.И.Л(енин) начертанная на усыпальнице идола ни в коей мере не относится к вышесказанному? Давайте попробуем разобраться — совпадение ли это или нет…

Кровавая Площадь. На ней Зиггурат.

Свершилось. Я близко. Ну что же, я рад.

Спускаюсь в зловонную, страшную пасть.

На скользких ступенях легко и упасть.

Тела что и души сжирает дотла.

Для бесов на Русь тут распахнута дверь.

Николай Фёдоров.

Мавзолей Ленина, находящийся в самом сердце России — Московском Кремле, где несколько столетий подряд короновались на Царский Престол Божии Помазанники из рода Романовых. Что представляет из себя это строение, вот уже почти 100 лет оскверняющее святую землю? Внешне Мавзолей возведен по принципу древних вавилонских капищ, зиккуратов, к которым, в частности, относится и Вавилонская башня. Следует отметить, что Мавзолей является точной копией храма Уицилопочтли — главного «бога» ацтеков, который пообещал им, что приведет их в благословенное место, где они станут его избранным народом. При вожде Теноче ацтеки пришли в местечко Теотиукан, вырезали живших там тольтеков, а затем в благодарность построили капище Уицилопочтли, где долгое время приносили ему человеческие жертвы.

Мавзолей Ильича был построен по проекту А.В. Щусева, которого в этом начинании консультировал специалист по культурам Месопотамии Ф. Поульсен. Следует также отметить тот факт, что на рубеже XIX и XX веков начались активные раскопки древнего поселения Пергама, о котором в Апокалипсисе святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова было сказано, что там находился престол сатаны: «…Ты живешь там, где престол сатаны» (Откр.2:13). Считается, что «Престолом сатаны» — был храм Асклепия — языческого божества. И именно на одном из камней, входящих в кладку стены этого храма, привезенного в Москву, ныне «красуется» надпись В.И.Л(енин).

Внутреннее строение Мавзолея также имеет много схожего с храмом Асклепия, достаточно взглянуть на фотографии:

План престола сатаны, вид сверху: хорошо виден срезанный угол.

Но вот что интересно: когда археологи сравнили изображения найденного ими так называемого «Пергамского алтаря», оказалось, что он является точной копией храма, построенного ацтеками для Уицилопочтли!

Теперь посмотрим, что же, на самом деле, представляет из себя «святыня» кремлевского зиккурата — мумия Ленина, десятилетиями так трепетно хранимая внутри капища, в стены которого вмуровано множество других тел, предварительно преданных огню, т.е. сожженных в крематориях, что является для христиан верхом кощунства и чистой воды сатанизмом. В стену Красной площади вмурованы: с левой стороны 71 урна с прахом, с правой стороны 44 урны с прахом. Одни из известнейших жителей России, не только политики и военные, но и ученые и писатели замурованы рядом с сатанинским зиккуратом: Максим Горький, Курчатов Игорь Васильевич, Королев Сергей Павлович, Жуков Георгий Константинович, Дзержинский Феликс Эдмундович и др. похоронены у Кремлевской Стены:

Там же находится несколько братских могил борцов революции. Общее число захороненных по разным источникам от 400 до 1000 человек.

Известно, что высота Вавилонской башни не превышала ширины основания, что также мы видим и в зиккурате на Красной площади, то есть он вполне типичен. Вполне типично и его наполнение: нечто, напоминающее храм наверху, и нечто мумифицированное, лежащее на самом нижнем уровне. То нечто, что использовали халдеи в Вавилоне, получило впоследствии обозначение – терафим, то есть противоположное серафиму.

Объясняя простым языком суть понятия «терафим» можно сказать, что это некий «заклятый предмет», «собиратель» магической, парапсихической энергии, которая, согласно утверждению магов и колдунов, окутывает терафим слоями, которые формируются с помощью специальных обрядов и церемоний. Эти манипуляции называются «творение терафима», поскольку считается, что «изготовить» терафим невозможно.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения месопотамской магии тело Ленина является специальным законсервированным сатанинским культовым объектом, который его приспешники никоим образом не позволят предать земле; сама же усыпальница для тела – сатанинское капище, зиккурат, держащее сердце России — Кремль во мраке бесовского культа.

Для сего же нужен терафим? Вавилонские халдеи творили терафимов — магические артефакты, для того, чтобы они давали их хозяину власть над своими подданными. Известно, что терафимом Вила (главного бога вавилонян, для общения с которым и была построена башня) являлась специально обработанная голова рыжего мужчины, запечатанная в хрустальный купол. Время от времени к ней добавлялись и другие головы. Тоже совпадение, скажете вы?

Есть мнение, что по аналогии с изготовлением терафимов, в черепе мумии Ленина, скорее всего, была помещена золотая пластинка, вероятно, в форме ромба, с магическими ритуальными знаками, в которой и заключена вся мощь терафима, позволяющая его хозяину взаимодействовать с любым металлом, на котором тем или иным способом были начерчены определенные знаки или изображение всего терафима. Через металл в находящегося с ним в контакте человека как бы перетекала воля хозяина терафима. Эта гипотеза подтверждается такими фактами, как:

— в голове мумии есть по меньшей мере полость — мозг зачем-то до сих пор хранится в Институте мозга;

— голова укрыта поверхностью из особого стекла;

— голова лежит в самом нижнем ярусе зиккурата, хотя логичнее было бы выставить ее куда-то наверх. Подвал во всех культовых учреждениях всегда используется для контакта с существами миров Пекла;

— руки мумии сложены определенным образом: левая вытянута вперед, как бы принимая энергию, правая сжата в кулак;

— изображения головы (бюсты) были растиражированы по всему СССР, включая пионерские значки, где голова была помещена в костре, то есть запечатлена во время классической магическая процедуры общения с демонами Пекла;

— вместо погон в СССР зачем-то ввели «ромбы», которые потом сменили на «звездочки» — такие же, какие горят на башнях Кремля и какие использовались вавилонянами в культовых церемониях общения с Вилом. Похожие на ромбики и звездочки «украшения», имитирующие золотую пластинку внутри головы под башней, носили и в Вавилоне — их во множестве находят при раскопках.

Как устроен Мавзолей и как он работает? Вполне вероятно что сам Мавзолей – это не что иное, как психотронное оружие, система массового подавления сознания. Мы не знаем, как именно действует этот механизм. Возможно, этого не знали и халдеи-большевики. Но они были практиками, и могли просто использовать тайные знания, как можно использовать радио и телевидение, не понимая физики процесса.

Как они возникли? В результате «магии» Большого Взрыва? Словами явление можно назвать как угодно, но от этого сверхъестественное не становится тем, что можно пощупать и посмотреть. Даже «щупание» и «смотрение» – это все равно факт взаимодействия сознания с единичными проявлениями так называемого «электричества», суть которого абсолютно непонятна. Однако попробуем уложиться в терминологию, приемлемую научным атеизмом.

Что такое параболическая антенна все знают. Знают и общий принцип её работы: параболическая антенна – это зеркало, которое что-то собирает, правильно? А угол здания – это что? Угол – это угол, то есть пересечение двух ровных стен. В основании зиккурата на Красной площади есть три таких угла. А на месте четвертого – с той стороны, откуда появляются проходящие перед трибунами демонстрации – угла нет. Там, конечно, не каменная паболическая «тарелка», но угла там нет определенно – там ниша (её хорошо видно на кадрах архивной хроники, где люди в одежде со звездами жгут у зиккурата знамена Третьего Рейха). Спрашивается: зачем эта ниша? Откуда такое странное архитектурное решение? Неужели зиккурат вытягивает из идущей по площади толпы какую-то энергию? Не знаем, хотя напомним, что сильно шалящего ребенка принято ставить в угол, а на углу стола сидеть крайне дискомфортно, поскольку впадины и внутренние углы вытягивают из человека энергию, а остро выдающиеся углы и ребра наоборот – излучают. О какой энергии идет речь мы не можем сказать, возможно, что какие-то её качества как раз и представлены так называемым «электромагнитным излучением», активно используемым устроителями зиккурата. Судите сами.

"Срезанный" 4-й угол престола сатаны – ВИЛа

В начале 20-х годов прошлого века Пауль Кремер издал ряд публикаций, в которых оперируя такой чисто абстрактной на тот момент вещью как «гены» (о ДНК тогда еще не знали) вывел целую теорию о способах воздействия на гены той или иной популяции гипотетическим излучением, исторгающимся из мертвых или умирающих тканей. По большому счету это была теория о том, как испортить генофонд целого народа, заставляя людей некоторое время стоять перед специальным образом обработанным трупом или ретранслируя «излучение» этого трупа на всю страну. На первый взгляд чистая теория: какие-то «гены», какие-то «лучи», хотя магам такая процедура была прекрасно известна еще во времена фараонов и управлялась законами асимптотической магии. По этим законам внешний вид и самочувствие фараона каким-то сверхъестественным путем ретранслировались на его подданных: болел фараон – болел и народ, делали фараоном какого-то урода и мутанта – мутации и уродства начинали появляться у детей по всему Египту.

Потом про эту магию люди забыли, точнее – людям активно помогли забыть, что это – магия. Но проходит время, и люди понимают, как работает система ДНК – понимают с точки зрения молекулярной биологи. А потом проходит еще несколько десятилетий и появляется такая наука как волновая генетика, открываются такие явления как ДНК-солитоны – то есть сверхслабые, но чрезвычайно устойчивые акустические и электромагнитные поля, генерируемые генетическим аппаратом клетки. С помощью этих полей клетки обмениваются информацией как друг с другом, так и с окружающим миром, включая, выключая или даже перестраивая те или иные области хромосом. Это научный факт, никакой фантастики. Осталось только сопоставить факт существования ДНК-солитонов и факт посещения зиккурата с мумией СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ МИЛЛИОНАМИ человек. Выводы делайте сами.

Следующий возможный «механизм работы» зиккурата – устойчивое митогенное поле на Красной площади, создаваемое впитавшимися в местный грунт кровью и эманациями боли убитых там людей. Как бы совпадение, что зиккурат именно в этом месте? А то, что под зиккуратом идет огромный канализационный коллектор – то есть клоака, до верху набитая испражнениями – тоже «совпадение»? Испражнения – это материал с одной стороны давно и традиционно использующийся в магии для наведения разный видов порчи, с другой – подумайте, сколько живет и умирает в канализации микробов? Умирая, они излучают. Насколько сильно показали эксперименты Гурвича: небольшие колонии микробов легко убивали мышей и даже крыс. Знали ли строители зиккурата, что на месте будущей постройки идет канализация? Предположим, что архитектурного плана площади у большевиков не было, копали в слепую, в результате чего однажды канализацию прорвало и мумию залило. Но ведь потом коллектор не перестраивали, отведя например, в сторону от зиккурата. Его просто углубили и расширили (эту информацию подтвердят московские диггеры) – чтобы вождю мирового пролетариата было чем питаться.

Похоже, магией строители зиккурата, видимо, владели в совершенстве, если сквозь тысячелетия сумели предать из поколения в поколение какую-то традицию и однажды воспроизвели «престол Сатаны» на Красной площади – никогда не видев известных науке рисунков с его изображением. Владели, владеют и, очевидно, будут владеть, ставя на русских, а возможно и на всем человечестве сатанинские эксперименты. А возможно и не будут – если русские найдут в себе силы положить этому конец. Это не сложно сделать, поскольку: зиккурат хотя и зарегистрирован в ЮНЕСКО как «исторический памятник» (памятники нельзя осквернять) – лежащий там непогребённый труп полностью выпадает из правового поля, оскверняет религиозные чувства верующих всех конфессий и даже атеистов. Его можно просто взять и вытащить ночью за ноги, не нарушив при этом ни одного россиянского «закона», ибо нет никакого закона или правового основания, по которому эта мумия находится в зиккурате.

Из книги "Истоки зла (Тайна коммунизма)":

"Ангелу Пергамской церкви напиши: ...ты живёшь там, где престол сатаны:". В любом путеводителе по Берлину упоминается, что с 1914 года в одном из Берлинских музеев находился Пергамский алтарь. Его обнаружили немецкие археологи, и был он перемещён в центр нацистской Германии. Но на этом история престола сатаны не кончается. Шведская газета "Свенска Дагблалит" 27 января 1948 года сообщила следующее: "Советская армия взяла Берлин, и алтарь сатаны был перемещён в Москву". Странно, что долгое время Пергамский алтарь не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву?

Архитектор Щусев, построивший в 1924 году мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника Пергамский алтарь. Внешне мавзолей возведён по принципу устроения древних вавилонских капищ, из которых самый известный – вавилонская башня, упоминаемая в Библии. В книге пророка Даниила, написанной в VII веке до Рождества Христова, говорится: "Был у вавилонян идол по имени Вил". Не правда ли, многозначительное совпадение с инициалами лежащего на престоле сатаны Ленина?

И поныне мумия ВИЛа содержится там, внутри пентаграммы. Церковная археология свидетельствует: "Древние евреи, отвергнув Моисея и веру в истинного Бога, отлили из золота не только тельца, но и звезду Ремфана" – пятиконечную звезду, которая служит неизменным атрибутом сатанинского культа. Сатанисты называют её печатью Люцифера.

Тысячи советских граждан каждый день простаивали в очереди, чтобы посетить это капище сатаны, где лежит мумия Ленина. Руководители государств воздавали почести Ленину, покоящемуся в стенах монумента, воздвигнутого сатане. Не проходит дня, чтобы это место не было украшено цветами, тогда как христианские храмы на той же Красной площади в Москве на долгие десятилетия были превращены в безжизненные музеи.

Пока Кремль осеняют звёзды Люцифера, пока на Красной площади, внутри точной копии Пергамского алтаря сатаны, находится мумия наиболее последовательного марксиста, мы знаем, что влияние темных сил коммунизма сохраняется."

Знакомая каждому россиянину картина - вожди на трибунах Мавзолея и нескончаемый людской поток на огромной площади. Зачем здесь эти мужчины, женщины и дети в ярких одеяниях, с воздушными шарами и транспарантами?

Некоторые думают, что пришли отпраздновать очередную дату коммунистического календаря, другие пришагали через весь город поглазеть на вождей, большинство же прибыло по воле начальства. Однако никто из них и не догадывается, что подлинная цель их визита на Красную площадь - стать жертвой чудовищного техногенного энергетического вампира. Об этом на протяжении десятилетий знали только Посвящённые.


Мавзолей. Ниша.

КЛЮЧ К ТАЙНЕ МАВЗОЛЕЯ.

А ключ к разгадке этой тайны «лежал» у всех на виду. Шагающим в праздничных колоннах стоило лишь внимательно посмотреть на приближающийся угол Мавзолея и обнаружить, что это вовсе не угол, а какая-то странная угловая ниша с внутренним выступающим уголком, вроде продольного шипа (в других углах такой нет).

Но у этой штуки есть удивительное свойство - её «в упор» не никто не замечает, как будто сам чёрт глаза отводит! Ну а тем, кто её всё же заметит, оставалось терзаться в догадках, что это за «украшение» и зачем оно потребно.

ЭКСПЕРИМЕНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

Для автора ниша никакой загадки не представляла, но природная любознательность подталкивала его провести, так сказать, натурный эксперимент, и он подошёл к двум постоянно дежурящим перед Мавзолеем молодым милиционерам. На вопрос о том, не знают ли они, что это за ниша (а разговор происходил прямо перед ней), - последовал изумлённый встречный вопрос - «Какая ниша?!» Только после неоднократного тыканья в её сторону перстом с подробным её словесным описанием, милиционеры более, чем двухметровую по высоте и почти метровой ширины, нишу заметили. Интереснее всего было наблюдать за глазами милиционера, смотревшего во время беседы в упор на «угол» Мавзолея. Сначала они ничего не выражали - как будто человек смотрит на чистый белый лист бумаги - вдруг, зрачки стали расширяться, а глаза вылезать из орбит - увидел!!! Заклятье пало! Невозможно объяснить это диво плохим зрением или умственной неполноценностью людей в погонах, ведь медкомиссию они успешно прошли. Остаётся одно - особое магическое (психотронное, зомбирующие) воздействие Мавзолея на окружающих.

Алтарь, жертвоприношения, магия - это всё удел людей мистически настроенных, верующих, - возразит читатель. А Мавзолей построили большевики - решительные борцы с религией, культовыми сооружениями и всякой мистикой - какая уж тут магия!

БЫЛИ ЛИ БОЛЬШЕВИКИ НЕВЕРУЮЩИМИ?

Странный вопрос, скажет читатель. Они называли себя «атеистами», то есть «безбожниками», и активно боролись с религией. Вот, например, страшный документ, неоднократно публиковавшийся в факсимильном варианте:

Какие же они верующие?
Первым отверг Бога и стал бороться с верой людей в Него Сатана (он же Дьявол). Но разве Дьявол сомневался в бытие Создателя? Ни в коем случае! Да и вообще, борются только с тем, в чьём существовании уверены абсолютно (это относится и к сегодняшним "князьям мира сего" - интернационал-глобалистам и мудрецам). Вот в существование Бабы Яги и Кощея Бессмертного большевики действительно не верили, поэтому и ратоборствовать с ними даже и не пытались. Ленин, человек с университетским образованием, пишет, что убийства верующих необходимы, чтобы покончить с религией. Но любой гимназист, из истории борьбы с христианством в Древнем Риме, знал - искоренить Веру никакими репрессиями невозможно! Поэтому ленинские слова лишь лукавство для маскировки подлинной цели большевистских зверств - ритуальных человеческих жертвоприношений Сатане. При этом Ленин-сатанист выступал не как доморощенный чёрный маг, а как руководитель партии истинных и последовательных марксистов - они же убеждённые сатанисты или дьяволопоклонники. И здесь нет никаких преувеличений или метафор, ибо К. Маркс ещё в студенческие годы так определил сверхзадачу своей жизни:
"Я хочу построить себе трон
На огромной холодной горе,
Окруженной человеческим страхом,
где царит мрачная боль".

И еще:
"Видишь этот меч -
Князь тьмы продал его мне...
Ты, Сатана, падёшь в пропасть (т.е. в Ад),
И я со смехом последую за тобой...
И скоро я брошу человечеству
Мои титанические проклятия...
Приняв мое учение,
Мир глупо погибнет..."

Эти многообещающие стихи взяты из собственноручно написанной К. Марксом в студенческие годы драмы "КВЛАНЕМ". Кстати, слово "квланем" на древнееврейском представляет собой анаграмму (чтение наоборот) имени Иисуса Христа. В Каббале анаграмма Бога есть одновременно атеизм и сатанизм.

Ленин же, как всем известно, во всём был идейным и последовательным марксистом (сатанистом). Да он и сам этого не скрывал. Вышеприведённое указание (официально действовало до 1939 года) наглядный тому пример: в исходящем номере документа присутствуют два числа Дьявола - 13 и 666. Символична и дата его появления - в ночь на 1 мая ведьмы и чёрные маги собираются на главный ежегодный шабаш. Ильич написал эту бумагу явно после дьявольской маёвки. Ленин не просто отвергал Бога - он его буквально ненавидел, не выносил самого упоминания имени Творца, и когда дело доходило до религии, впадал в неистовство и беснование. Он был одержим потребностью патологической хулы всего божественного: религия у него не иначе как "поповщина", "заигрывание с боженькой", "самая гнусная из вещей", "труположество", ибо «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость... самая опасная мерзость, самая гнусная зараза». Любопытно, что о Сатане Ленин никогда не говорил дурно, хотя Дьявол тоже часть религиозного мировосприятия.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК МАРКСИЗМА

Лукавцы давно приметили, если хочешь, чтобы тебе не поверили - говори чистую правду. Большевики честно и откровенно заявили, что они фанатичные верующие - последователи культа Сатаны (атеисты), а, следовательно, адепты чёрной магии с её мрачными культовыми сооружениями и зловещими ритуалами, которые они проводили совершенно открыто. Например, в ночь на 7 ноября 1918 года на Красной площади большевики сожгли чучела своих врагов - представителей старого строя (потом они по всей стране это делали регулярно). Подобные сцены, когда колдун сначала делает куклу своего недруга, а затем в ночи жжёт её огнём и уничтожает, ныне показывают по телевизору почти ежедневно. Но в 1918 году телевидения не было, а православный люд мало смыслил в чёрной магии и воспринял сатанинские ритуалы как комиссарскую забаву. Хотя не все. Истинную суть большевизма прекрасно разглядели их противники и отразили на плакатах тех лет, но они потерпели поражение в борьбе с бесовскими силами.


Плакат времён Гражданской войны.
Главвоенмор и создатель Красной Армии Лев Троцкий (Лейба Бронштейн).

Свою приверженность к сатанизму и чёрной магии большевики отразили также в своём «самоназвании» и главных символах, которые они помещали буквально повсюду - автор видел в Твери, а тогда Калинине, даже в середине 1970-х годов над куполами церквей вместо крестов пятиконечные звёзды. В русском языке прилагательное «красный» ассоциируется не только, и не столько с красотой («красна девица»), сколько с пролитой кровью и огнём - «пустить красного петуха». Большевики, называя себя и свою армию «красными», вовсе не думали, что их делу будут служить одни красавцы (скорее они полагали, что это будут преимущественно уроды и кровавые нетопыри). Маркс планировал завершить свою богоборческую и человеконенавистническую карьеру у Сатаны в пропасти (она же Ад или Геенна огненная). Несомненно, что все его последователи считали за честь составить ему компанию, поэтому и взяли своими главными символами цвет Ада и важнейший магический атрибут - пентаграмму (она же красная звезда).

Герб РСФСР, флаги РСФСР и СССР.

Более того, большевики вынуждали население носить кабалистические талисманы и магические символы! Например, первую советскую монету - 1 рубль 1921 года - создали явно по законам магии и она служила талисманом для советской власти. А на самой массовой рублёвой купюре образца 1961 года изобразили откровенно сатанинский символ.


Серебряная монета 1 рубль 1921 года и талисманы Меркурия и Солнца из книги «Практическая магия» Папюса начала ХХ века.


Купюра 1 рубль 1961 года.


Перевёрнутая пентаграмма.

В её правом верхнем углу цифра «1» вписана в перевёрнутую стилизованную пентаграмму. Прямая пентаграмма (или пентагон) символизирует в оккультизме человека и применяется для достижения корыстных целей - роста благосостояния и могущества. Перевёрнутая пентаграмма символизирует дьявола и её используют для нанесения вреда и ущерба, разрушения и уничтожения (для чего всё это делалось и как работало - тема рассказа, выходящего за рамки рассматриваемого предмета, ибо Мавзолей - это только малая часть магического наследия партии).


Прямая пентаграмма - оккультный символ человека. Перевёрнутая пентаграмма - оккультный символ дьявола. Из книги Папюса.

Все признаки дьяволопоклонничества были налицо, чёрную магию как главный источник марксизма большевики даже не скрывали! Но им не поверили… А зря (лицемернейший ход - объявить себя атеистом и борцом с буржуями, а после и оккультизмом баловаться и с олигархией сотрудничать, и никто ведь не поверит! Тоже самое и с нацистами - объявили себя юдофобами и борцами с плутократией, и никто ведь не поверил в сотрудничество с сионистами и той же олигархией. А сегодня новоиспеченные "спасители" призывают свергнуть иго банкиров и корпораций, попутно оплевывая Христа, как это делали и масоны-иллюминаты, и марксисты, и нацисты, и сегодняшние "спасители". Чьи это казачки не трудно догадаться.

Для занятий магией большевикам были необходимы специальные культовые сооружения, и вскоре они появились во множестве. Главным из них стал Мавзолей.

Да, согласится читатель, Ленин, может быть, и был чёрным магом - не зря земля не принимает его останки - но Мавзолей не его рук дело, и на культовое сооружение он не похож.

Нет, очень даже похож! Но об этом чуть позже, а пока попытаемся разобраться, почему Ленина похоронили на столь зловещем месте, как Красная площадь?

Погост и гробница в «нечистом» месте.

Эко загнул, - скажет читатель - да везде написано, что площадь названа Красной по своей красоте. Это же святое место Москвы! Увы, подобные представления большинства россиян, всего лишь плоды большевистской пропаганды!

В Москве самым священным и почётным местом всегда почитали Соборную площадь Кремля на вершине Боровицкого холма с её соборами-усыпальницами русских монархов и патриархов. А лежащую у его подножия Красную площадь москвичи считали городским дном, коллектором человеческих и энергетических отбросов, обителью страха и боли, земным аналогом «Гиены огненной». Эти представления и отразились в её современном названии, которое символизирует огонь, кровь и необузданную похоть одновременно.

Своим рождением Красная площадь обязана огню, ставшим на века её верным спутником. В конце XV века Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Площадь назвали Торг. В XVI веке ее стали звать Троицкой, а после опустошительного пожара 1571 года — Пожар. В документах XVII века площадь называют и Пожар, и Красная - в память «красного петуха», частенько с площади приходившего в жилища москвичей.

Красная площадь издавна была местом казней, нередко массовых и всегда изуверских. Рядом со Спасской башней стояла башня «пытошная», из которой день и ночь неслись вопли и стоны истязуемых, ублажая слух площадного люда. Около Земского приказа наказывали кнутом и вырывали ноздри. Веками по Красной площади текли ручейки и реки крови мучимых и убиваемых, стекая в ров вдоль кремлёвской стены. Его вырыли в оборонительных целях в XVI веке; в нём хоронили казнённых преступников и держали диких зверей - в царствование Ивана Грозного там жили львы, а при Алексее Михайловиче слон.


У «пытошной» башни.

В средневековой Москве не было более «развесёлого» места, чем Красная площадь. Здесь торговали, играли в кости, пили в кабаках, воровали, именно здесь скапливались бомжи и криминал (именно для увеселения праздношатающегося люда здесь и устраивались казни). А на Васильевском спуске вдоль стояли торговые, то есть платные, бани, которые были не столь помывочными заведениями, сколь общедоступными борделями. Ни один иностранец, посетивший Московию в XV-XVII веках, не обошел молчанием столь чудного явления, как совместный помыв мужчин и женщин. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки. Посол Рима в Москве Яков Рейтенфельс отмечал в своих мемуарах, что родители «считают нужным учить детей в банях и постелях такому, что должно быть окутано глубочайшим мраком! К школьным занятиям дети приступают поздно и нередко познают жену раньше, чем грамоту». О том же пишут и многие другие, например, Иоганн Георг Корб, посетивший Россию в 1698 и 1699 годах: - "Блуд, прелюбодеяние и подобный тому разврат существуют в Москве вне всевозможных размеров". Но подлинным бичом для Руси был гомосексуализм. В 1552 году митрополит Макарий в послании царскому войску, стоявшему под Казанью, гневался, что государевы воины "содевали со младыми юношами содомское зло…". Английский поэт Джордж Тэрбервилл побывал в Москве в составе дипломатической миссии в 1568 году. Его поразил массовый открытый гомосексуализм среди русских крестьян. В стихотворном послании "К Данси" поэт писал:

"Хоть есть у мужика достойная супруга,
Он ей предпочитает мужеложца-друга.
Он тащит юношей, не дев, к себе в постель.
Вот в грех какой его ввергает хмель."
(Дословный вариант более груб и откровенен.)

Совокуплялись открыто не только в банях и кабаках, но на улицах и площадях, самой большой из которых была Красная… Чтобы хоть как-то облагородить это ужасное место и смягчить его гибельную энергетику, площадь окружили храмами - возвели Покровский собор (Василия Блаженного), Казанский, Иверскую часовню, а вдоль рва построили небольшие церкви, которые называли церквями «на крови», но это помогало лишь отчасти.


Ров у Спасской башни в XVII веке.

"Ужасный спектакль - море огня, океан огня. Этот спектакль был самый великий, самый величественный и самый ужасный, который я видел за свою жизнь", - так отзывался Наполеон о московском пожаре 1812 года, унёсшем жизни многих москвичей. Тогда сгорело 75% города. Погибли и почти все раненые при Бородино русские воины (до 2 тысяч человек), которых при отступлении оставили в городе на милость французов.


Пожар на Красной площади.

После этой огненной феерии площадь стали называть только Красной. Это название подходило более, чем Пожар, которое указывало на огонь, но ничего не говорило о потоках пролитой крови и буйстве самого грязного разврата на площади (сексуальное желание традиционно уподобляют огню и символизируют красным цветом - вспомним пушкинское «В крови горит огонь желанья…» и современный «миллион алых роз»). Так думали и москвичи, и император Александр I, принимавший самое деятельное участие в восстановлении города, поэтому по плану «реконструкции» Москвы её главной площадью должна бала стать не Красная, а Театральная.

И вот в таком «нечистом» месте решили похоронить павших героев Революции и Ильича! Более того, большевики устроили могилы и гробницу на месте рва, на костях казнённых преступников и экскрементах животных из зверинца. И даже постарались ухудшить и без того «чёрную» энергетику Красной площади. Первое, что сделали большевики, перебравшись в Москву из Питера, - превратили Кремль в грандиозный вертеп. Масштабы разгула смутили даже Ленина - он был вынужден отчитывать соратников, особенно часто Сталина и Орджоникидзе. Ильич писал им записки: «С кем сегодня пили и гуляли? Откуда у вас бабы?..». Но всё напрасно. Позже его приемники уничтожили Иверскую часовню, Казанский собор, устроив на его месте общественный туалет, хотели взорвать собор Василия Блаженного…


В. И. Ленин в последние годы жизни.


Патриарх Тихон.

При подготовке к похоронам Вождя место будущего упокоения стало и буквально нечистым. При рытье котлована прорвало проходившую поблизости канализационную трубу. И стройплощадку заполнили фекалии (узнав об этом, Патриарх Тихон промолвил: "По мощам и елей!"). Это событие вызвало неподдельный энтузиазм и восторг у организаторов похорон, ибо они восприняли его как знак особого благоволения Сатаны (на чёрных мессах маги причащаются экскрементами) к своей затее.

НА ЧТО ПОХОЖ МАВЗОЛЕЙ?

Третий (каменный) Мавзолей построили в 1930 году. Комиссию по его проектированию возглавил К. Ворошилов, человек безграмотный - в автобиографии он писал: «Учился две зимы», на чем и завершил всё своё образование, но весьма влиятельный в сфере обеспечения безопасности государства (был одним из организаторов ВЧК, а с 1925 года стал Нарком по военным и морским делам и председателем РВС СССР). Главным архитектором назначили А. Щусева, который до Революции пользовался особым расположением и доверием царя и его родственников, дружил с известным иконописцем Нестеровым, мистиком Н. Рерихом, и был известен, главным образом, как создатель православных храмов. Но погребальных сооружений он никогда не строил.


Храм Сергия Радонежского.


Покровский храм и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, по заказу которой он был построен. Архитектор Щусев А.В.

Неправда ли, странный выбор создателей усыпальницы? Это что, военно-стратегический объект особой важности, раз его проектирование должен отвечать, выражаясь современным языком, министр обороны и глава государственного совета безопасности? А бывший царский любимец и церковный зодчий, наилучшая кандидатура в творцы гробницы для Вождя мирового пролетариата и убеждённого безбожника? Да людей с биографией как у Щусева большевики обычно ставили к стенке без суда и следствия, а не поручали им создавать свои святыни! Но Сталин никогда не принимал случайных и непродуманных решений, тем более, по важнейшим политическим вопросам…


Пергамский Алтарь и пирамида Джоссера.

И что же вышло у мастера церковной архитектуры и специалиста по госбезопасности? Бастион с маковками куполов? Если бы! Получился аналог магического жертвенника живодёров и людоедов из Южной Америки! Правда, в СМИ до сих пор об этом не говорят и не пишут, а утверждают, что Мавзолей похож на Пергамский алтарь или на пирамиду Джоссера.


Мавзолей.


Пирамида-жертвенник индейцев.

Сходство Мавзолея и Пергамского Алтаря более, чем отдалённое. Пирамида Джоссера похожа больше, но на ней нет никаких лестниц, ибо у древних египтян не было принято топтаться на усыпальницах своих правителей, взирая сверху на праздничные шествия. Подобные сооружения и обычаи существовали только у индейцев Нового Света (майя, ацтеков и др.), весь уклад жизни которых был буквально пропитан магией и ритуальными человеческими жертвоприношениями. Центральное место в этом кровавом культе занимали ступенчатые пирамиды-жертвенники.


Строительство первого Мавзолея.


Первый Мавзолей (автор А. Щусев).

Причём подобное сходство никак не могло быть случайным, ибо требование спроектировать постоянный Мавзолей так, чтобы наследники Вождя могли прилюдно попирать его могилу ногами, появилось ещё в Постановлении Исполнительной Тройки Комиссии по увековечению памяти В.И. Ленина от 13 ноября 1924 года. И было Щусевым неукоснительно исполнено (форму ступенчатой пирамиды первому временному Мавзолею Щусев придал ещё в январе 1924 года).

ПОСТРОИЛИ СОВСЕМ НЕ ТО, ЧТО ХОТЕЛИ?

Первый Мавзолей простоял до весны 1924 года и его заменил второй, тоже работы Щусева, и тоже в виде деревянной ступенчатой пирамиды.


Второй мавзолей.

В 1925 году Постановлением ЦИК СССР на проект нового Мавзолея объявили Всенародный конкурс, на который поступили проекты самых разных архитектурных стилей и форм, среди них был и проект подобный классической египетской пирамиде.

Но… в 1929 году решили строить в камне всю ту же ступенчатую пирамиду, копию второго Мавзолея! Вот как спустя десятилетие рассказал об этом академик архитектуры Щусев в «Строительной газете» №11 от 21 января 1940 года: «За пять лет образ мавзолея стал известным во всех уголках земного шара. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуру мавзолея - мне было поручено точно воспроизвести ее в камне».

Из этих слов со всей очевидность следует ряд убийственных для создателей Мавзолея выводов. Первый. Решение принимали не по критериям положения о конкурсе 1925 года, а по каким-то совершенно иным соображениям. Конкурс был блефом для обмана общества. Второй. Широчайшая известность образа Мавзолея в 1929 году - наглое враньё. Телевидения в 1929 году не было, советских газет за пределами СССР практически никто не читал, а иностранные СМИ образ Мавзолея до «каждого уголка земного шара» за 5 лет уж точно не донесли. Истинную причину выбора формы Мавзолея тщательно скрывали. Третий. Щусев утверждает, что ему было «поручено точно воспроизвести» форму второго, деревянного Мавзолея в камне.


Чертеж второго мавзолея.


Чертеж третьего мавзолея.

Но вот, что получилось в действительности. Длина третьего Мавзолея по фасаду - 24, высота - 12 метров (у второго - высота 9, длина 18 метров). Верхний портик смещен к Кремлевской стене (в деревянном Мавзолее он был смещен к фасаду). Пирамида Мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов (у второго Мавзолея их было шесть). Кроме того, третий Мавзолей, сохраняя форму ступенчатой пирамиды, отличается от второго и пропорциями. Ни о какой точности сохранения формы и речи быть не может! Что заставило изменить форму усыпальницы, Щусев умалчивает… Получается, что построили совсем не то, что хотели.

Есть и другие доказательства того, что в 1929 году никто и не собирался строить копию второго Мавзолея. История сохранила интереснейший документ - фотографию макета Мавзолея в натуральную величину на Красной площади.


Макет Мавзолея на Красной площади в натуральную величину, 1929 год.


Мавзолей постройки 1930 года.

Поразительно, но фотофакт - второй Мавзолей сломали, не имея проекта строительства нового - легко заметить, что макет очень сильно отличается и от второго, и от третьего Мавзолеев. Но, что более для нас важно, ясно видно - автор снимка и создатели Мавзолея важнейшее значение придают нише в его углу. Она явно важнейшая деталь всего сооружения. Видно также, что её форма отлична от формы ниши в третьем Мавзолее - очевидно, что создатели Мавзолея будут ещё совершенствовать её конструкцию.

Всё это напоминает какую-то фантасмагорию, а не строительство гробницы! Возможно ли подобное безрассудство в важнейшем государственном деле? Конечно же, нет. Большевики всегда делали только то, что хотели - исключений из этого «железного» правила не было! Просто истинная причина выбора формы и подлинная цель создания Мавзолея, должна была навсегда остаться тайной.

Но загадочна не только история создания третьего Мавзолея, но и его последующая «безвременная» гибель. Но об этом чуть позже.

ЦИВИЛИЗАЦИИ, ОТРИНУВШИЕ БОГА.

Основным содержанием жизни индейцев (майя, ацтеков и др.) было служение миру Духов, которое воплощалось в религиозно-магические ритуалы жертвоприношений. Человеческую кровь считали пищей Духов, поэтому, чем больше жизней приносили в жертву, тем большую помощь получали правитель, жрецы и народ. Для человеческих жертвоприношений использовали ступенчатые пирамиды-гробницы вождей самых разных форм и размеров с каменными лестницами, храмом, который обычно посвящали конкретному Духу, и алтарём на вершине.


Телевизионная антенна типа «волновой канал».
Диаграмма направленности телевизионной антенны.

Раскрыть загадку многообразие форм пирамид помогла современная радиотехника - учёные заметили сходство форм ступенчатых пирамид и антенн. Подобно антенне, форма и размеры каждой пирамиды обеспечивали «настройку» индивидуального энергоинформационного канала, по которому и передавалась жизненная энергия жертв Духу-покровителю, а мир падших Духов (демонов, бесов) чрезвычайно многообразен - Библия говорит о легионах демонов (немалая часть которых разбредя по планете объявила пред людьми себя богами - отсюда и возникли языческие поклонения и многоликие культы). Естественно, для более эффективного общения с конкретным бесом лучше всего иметь специальную, «выделенную» линию связи - специально спроектированную пирамиду.

Жертву повергали на алтарь, главный жрец ударом ножа рассекал ей грудь и вырывал сердце. С трупа сдирали кожу, в которую облачался жрец, а тело по ступеням лестницы сбрасывали к ногам зрителей. Труп разрубали на части и тут же поедали!


Жертвоприношение на вершине пирамиды.


Праздничное шествие у пирамиды.

Приносили людей в жертву и другими жесточайшими способами, например, сжигали на очень медленном огне. Жертвоприношения совершали и в будни, и в праздники (по праздникам они сопровождались массовыми шествиями - древними парадами и демонстрациями). В будни, на алтарь повергали тысячи людей, а в праздники счёт жертв шёл на десятки тысяч. Порой не верится, что так умерщвлялись миллионы, но археологи при раскопках с каждым днем находят еще тысячи жертв... У этих народов цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты.

И такая стратегия жизни себя оправдывала - Духи за их почитание платили сторицей - росло благосостояние государства, процветали наука, искусство и культура, возводились великолепнейшие дворцы с садами и галереями, огромные храмы-пирамиды, уходившие в поднебесье, каналы, дамбы, школы, развивались поэзия и философия. Но народ связавший свою судьбу с демоническими силами, долго существовать не может. Исчезли майя. Магический секс выродился в неуёмное сладострастие - неслыханный разврат и страшная жестокость наполнили жизнь ацтеков, началась их быстрая деградация. Поэтому когда горстка испанцев во главе с Эрнандо Кортесом 8 ноября 1519 года вступила в Теночтитлан, ацтеки оказались в их полной власти, будучи полностью разложившейся и неспособной вести какие-либо военные действия нацией. Спустя несколько лет вся огромная империя рухнула под нажимом нескольких сотен испанцев. Сегодня на месте древнего государства обитают малочисленные индейские племена. Эти бедные и жалкие люди с трепетом взирают на развалины огромных магических орудий своих далёких предков.

К этому следует добавить, что приносимых в жертву индейцы поедали в торжественной обстановке - каннибализм был не только благим деянием, но и делом государственной важности. Самое интересное во всём этом то, что в жертву приносили не только пленных и рабов, но и свободных граждан. Причём по их собственному желанию - лучшие представители аристократической молодёжи считали для себя за высшую честь умереть на алтаре. Так были воспитаны.

Слова популярной в советской песни - «Есть традиция верная в комсомольской семье - раньше думай о Родине, а потом о себе!» - ничего не напоминают? А между судьбой государства ацтеков, реалиями советской России и последующими события в истории атеистической страны никаких аналогий не просматривается?

Ещё как напоминает и просматривается. И на разные крамольные мысли наводит. Поэтому всё делалось и делается, чтобы скрыть истинные «корни» и предназначение Мавзолея.

ОТЧЕГО РАЗРУШИЛСЯ ТРЕТИЙ МАВЗОЛЕЙ?

Вернёмся снова к статье Щусева в «Строительной газете».

Он пишет: «Этот третий вариант Мавзолея решено было соорудить из красного, серого и черного лабрадора, с верхней плитой из карельского красного порфира, установленной на колоннах из разнообразных гранитных пород. Каркас мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован естественными породами гранита. Чтобы избежать сотрясения мавзолея при прохождении во время парадов на Красной площади тяжелых танков, котлован, в котором установлена железобетонная плита фундамента, и железобетонный каркас мавзолея засыпаны чистым песком. Таким образом, здание мавзолея ограждено от передачи сотрясения почвы… Мавзолей рассчитан на многие века…».

Обратите внимание на слова Щусева - «Мавзолей рассчитан на многие века»!

Но уже в 1944 году Мавзолей пришлось основательно ремонтировать. Прошло ещё 30 лет и стало ясно, что его надо снова очень серьёзно ремонтировать. В 1974 году было решено провести масштабную реконструкцию гробницы. Обратимся к воспоминаниям одного из руководителей реконструкции Иосифа Родоса:

«Проект реконструкции мавзолея предусматривал полную разборку облицовки, замену около 30% гранитных блоков, укрепление конструкции здания, полную замену утеплителя и изоляции на современные материалы, а также устройство сплошной оболочки из специального свинца. На всю работу стоимостью более 10 млн. рублей нам отвели 165 дней…».

Но реалии превзошли все мыслимые ожидания реставраторов!

Вот как об этом говорит Иосиф Родос: «Разобрав гранитную облицовку Мавзолея, мы были поражены увиденным: металл каркаса проржавел, кирпичные и бетонные стены были местами разрушены, а изоляция-утеплитель превратились в размокшую жижу, которую пришлось вычерпывать. Очищенные конструкции были усилены, покрыты новейшими изоляционными и утепляющими материалами. Над всем сооружением была сделана железобетонная свод-оболочка, которую покрыли сплошным цинковым панцирем».

Кроме того, в действительности пришлось заменить 12 тысяч облицовочных блоков! То, что мы сейчас видим на Красной площади, практически новодел, а не памятник архитектуры!

А как же слова академика архитектуры Щусева, что Мавзолей построен на века (к 1974 году третий Мавзолей простоял только 44 года!)? Отчего металл, кирпич и бетон превратились в труху? По Мавзолею, что - из пушек стреляли, или академик архитектуры строить не умел? А может в Москве климат такой, в котором бетон и кирпичи тают как снег весной?

Из пушек не стреляли. Климат для построек нормальный - кирпичные кремлёвские стены рядом с Мавзолеем стоят уже более 500 лет - и ничего. Другие более ранние творения Щусева в Москве тоже до сих пор и не рассыпались. Да и даже деревянные постройки в Москве могут стоять веками.


Павильон 1825 года в Коломенском до реставрации.

Например, в Коломенском в 1825 году построили деревянный, оштукатуренный снаружи «Павильон 1825 года». Когда при реставрации здания в 2005 году сняли со стен штукатурку, выяснилось, что львиная доля его деревянных конструкций, прослужив 180 лет, прекрасно сохранилась, не требует замены и ещё послужит очень долго.


Реставрация «Павильона 1825 года» в Коломенском. 2005 год.

Объяснить катастрофически быстрое разрушение Мавзолея можно только действием на него каких-то таинственных, но совершенно реальных сил. Впрочем, индейцы и вавилоняне прекрасно о них знали и не удивлялись, что им приходится капитально ремонтировать свои пирамиды каждые 30-50 лет. Заметьте, как только индейцы в XVI веке перестали (вынужденно) их использовать для жертвоприношений, так отпала и нужда в ремонтах - уже около 500 лет их никто не ремонтирует, но они прекрасно выглядят.


Современное состояние одного из индейских жертвенников.

Прекратились магические ритуалы - исчезли и катастрофически разрушавшие пирамиды силы! А что же наш Мавзолей? Не смотря на то, что в 1974 году его фактически отстроили заново из лучших материалов по современнейшим технологиям, уже с 1990-х годов его приходится постоянно закрывать на ремонты. Судя по всему, таинственный разрушительный процесс идёт полным ходом и поныне!

МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА СОЗДАВАЛИ ПО ЗАКОНАМ ОККУЛЬТИЗМА И ЧЕРНОЙ МАГИИ.

Мавзолей с самого начала создавался по законам магии как главное культовое сооружение чёрных магов ХХ века для помощи в решении стоящих перед ними проблем государственного масштаба. И это у большевиков (особенно у Сталина) блестяще получилось.

Первый Мавзолей простоял всего около трёх месяцев и был лишь «пробой магического пера». С помощью второго Мавзолея, как магического инструмента, преодолели разруху, ликвидировали НЭП. Сталин одолел троцкистов и ввёл в стране новое крепостное право - осуществил коллективизацию. К 1929 году перед ним встали качественно новые (и фантастически трудные!) задачи - провести индустриализацию, создать современную армию и установить абсолютный режим личной власти - практически возродить самодержавие в новом обличье, ликвидировав не только своих политических противников, но и всех подозрительных для их режима лиц. Сталин понимал, что он или решит эти задачи, или умрёт («Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Сталин, 1931 год). Основные надежды возлагали на Мавзолей, но необходимо было повысить его магическую эффективность.

Путь решения этой задачи был известен. Как свидетельствуют исторические источники, индейцы каждые 50 лет полностью реконструировали свои пирамиды - не только ремонтировали, но и изменяли их форму и размеры (этот процесс полностью подобен процессу совершенствования современных радиоантенн - со временем появляются новые знания и возникают новые задачи, поэтому меняются и антенны). Большевистские маги пошли проверенным путём. Забегая вперёд, скажем, что не без успеха.

Судя по тому, что к 1941 году Сталин все вышеуказанные задачи блестяще решил, мощь модернизированной «машины для исполнения желаний» элиты государства (более крупного и магически совершенного Мавзолея), действительно выросла.

Фантастика? Возможны ли вообще подобные техногенные магические устройства?

(Дополнение) Оказывается там и не Ленин вовсе, тело Ленина - в Харькове - http://www.youtube.com/watch?v=YJ0nQSJGk3c

Предупреждение: в фильме и статье объясняются некоторые оккультные принципы, которые действительно работают, если им не противостоять. Однако внимание следует акцентировать не на тонкостях оккультных, не на сжигании трупов, а на спасении и силе слова Бога, которое сильнее любого дьявольского заговора.

Сатанинский алтарь

Архитектурный ансамбль Красной площади складывался веками. Сменяли друг друга цари. Сменяли друг друга стены цитадели - сначала деревянные, потом белокаменные, наконец, кирпичные, какими мы их видим сейчас. Возводились и сносились крепостные башни. Строились и разбирались дома. Росли и вырубались деревья. Рылись и засыпались оборонительные рвы. Подводилась и отводилась вода. Прокладывалась и разрушалась широкая сеть подземных коммуникаций, так или иначе затрагивавших сооружения на поверхности. Менялось и покрытие этой поверхности, вплоть до железной дороги (до 1930-го ходил трамвай). В итоге получилось то, что мы видим сейчас: красная стена, башни со звездами, огромные сосны, храм Василия Блаженного, торговые ряды, Исторический музей и … ритуальная башня зиккурата в самом центре площади.

Даже далекий от архитектуры человек невольно задается вопросом: почему возле русской средневековой крепости в 20-м веке было решено построить сооружение - абсолютную копию Пирамиды Луны в Теотихуакане (Teotihuacan)?

Принесение кровавому “богу” Уицилопочтли (в верхнем правом углу) 80 тысяч людей в жертву при открытии храма в Теотиуакане

Афинский Парфенон продублирован в мире как минимум дважды - одна из копий стоит в городе Сочи, где её построили по приказу товарища Джугашвили. Эйфелева башня размножена настолько, что её клоны в том или ином виде присутствуют в каждой стране. Даже «египетские» пирамиды в некоторых парках есть. Но строить храм (Huitzilopochtli), верховному и наиболее кровавому божеству ацтеков, строить в самом сердце России - это просто удивительная идея! Однако с архитектурными вкусами вождей большевистской революции можно было бы смириться - ну построили, ну и ладно. Но ведь в зиккурате на Красной площади поражает не внешний вид. Ни для кого не является секретом, что в подвале зиккурата лежит забальзамированный по каким-то правилам труп.

Мумия в 20-м веке, причем мумия, сделанная руками безбожников - это нонсенс. Даже когда строители парков и аттракционов возводят где-либо «египетские пирамиды» - пирамиды они только внешне: никому никогда не приходило в голову запечатать в них свежеизготовленного «фараона» .
Как это пришло в голову большевикам? Непонятно. Непонятно, и почему мумия до сих пор не вынесена, ведь самих большевиков уже как бы вынесли? Непонятно, почему молчит РПЦ, ведь тело, так сказать, неупокоенное? Более того: в стену возле зиккурата вмуровано еще немало других тел, что является для христиан верхом кощунства, капищем Сатаны, по большому счету, ведь это древний обряд черной магии - вмуровывать в крепостные стены людей (чтобы крепость стояла века)? Да и звезды ведь над башнями пятиконечные! Чистый сатанизм, причем сатанизм на государственном уровне - как у ацтеков.

Время от времени общественность пытается власти напомнить, что, мол, строительство коммунизма уже 15 лет как отменили, потому не мешало бы главного строителя вынести из зиккурата и закопать, а то и сжечь, развеяв пепел где-нибудь над теплым морем. Власть объясняет: будут протестовать пенсионеры. Странное объяснение: когда из зиккурата вынесли товарища Джугашвили - пол страны стояло на ушах, но ничего - власть это не сильно напрягло. Да и сталинисты сегодня уже не те, что раньше: пенсионеры молчат, даже когда умирают с голоду, когда в очередной раз повышают цены на квартиру, на свет, на газ, на транспорт - а тут вдруг все выйдут и будут протестовать?

Больной В.И. Ленин, будучи тяжело больным он фактически не живет, а доживает, разбитый параличом и потерявший речь. Последняя фотография. Он умирает в январе 1924.

Джугашвили вынесли как: сегодня признали, что он был преступник - завтра уже закопали. Но с Бланком (Ульяновым) власть почему-то не торопится - тянут с выносом тела вот уже 15 лет. Не убрали звезды с Кремля, хотя «Музей Революции» переименовали в «Исторический Музей». Не убрали звезды с погон, хотя убрали из армии политруков. Более того: звезды вернули на знамена. Гимн вернули. Слова другие - а музыка та же, словно будит у слушателей какой-то важный для власти программный ритм. И мумия продолжает лежать. Неужели во всем этом задействован какой-то оккультный, непонятный общественности смысл? Власть опять объясняет: если тронуть мумию - коммунисты будут устраивать акции. Но 4-го ноября мы видели «акцию» коммунистов - три бабульки пришло. И четыре бабульки вышли с транспарантами через пару дней - 7-го ноября. Неужели власть их так боится? Или, может, дело в чем-то другом?

Сегодня человеку, который знает, что такое магия, прекрасно виден оккультный, мистический смысл сооружения на Красной площади. Подчас сложно объяснить окружающим весь драматизм проделываемого над ними эксперимента - кто-то не поверит, кто-то будет крутить пальцем у виска. Однако современная наука не стоит на месте и то, что еще вчера казалось магией, например, полеты человека по воздуху или телевидение - сегодня стало так называемой объективной реальностью. Реальностью стали и многие моменты, связанные с зиккуратом на Красной площади.

ПОЧЕМУ ПЛОЩАДЬ КРАСНАЯ
Красная (что означало: красивая) площадь не всегда была Красной. В средние века там было много деревянных построек, в которых постоянно были пожары. Естественно - за несколько столетий на этом месте живьем сгорел не один человек. В конце XV века Иван III положил этим катастрофам конец: деревянные постройки снесли, образовав площадь - Торг. Но в 1571 г. Торг все равно весь выгорел, и опять живьем сгорели люди - как потом они будут гореть в гостинице «Россия». А площадь с тех пор стала называться «Пожар». Она на века стала местом проведения казней - вырываний ноздрей, стеганий кнутами, четвертований и варения заживо. Трупы сбрасывали в крепостной ров - туда, где сейчас вмурованы тела некоторых военных деятелей. Во времена Ивана Грозного во рву даже держали зверей, которых этими трупами кормили. В 1812-м году, во время захвата Москвы Наполеоном, это все снова сгорело. Еще тогда умерло около ста тысяч москвичей, и трупы тоже стаскивали в крепостные рвы - зимой их никто не хоронил.

С точки зрения оккультной, после такой предыстории Красная площадь УЖЕ место страшное, и некоторые чувствительные люди, впервые подходящие к Кремлю, хорошо чувствуют гнетущую атмосферу, распространяемую его стенами. С точки зрения физической - земля под Красной площадью пропитана смертью. Таким образом, само место для зиккурата и захоронения советских полководцев уже наводит на определенные размышления

ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ НЕКРОМАНТОВ

Зиккурат - это ритуальное архитектурное сооружение, сужающееся кверху наподобие многоступенчатой пирамиды - такой же, что стоит на Красной площади. Однако зиккурат - это не пирамида, поскольку у него на вершине всегда стоит небольшой храм. Самый известный из зиккуратов - это знаменитая Вавилонская башня. Судя по остаткам фундамента и записям на сохранившихся глиняных табличках, Вавилонская башня состояла из семи ярусов, опирающихся на квадратное основание со стороной около ста метров.

Вершина башни была оформлена в виде небольшого храма с ритульным БРАЧНЫМ ЛОЖЕМ в качестве алтаря - местом, где царь вавилонян вступал в сношения с приводимыми к нему девственницами - супругами бога вавилонян: считалось, что в момент акта божество входило в исполняющего магическую церемонию царя или жреца и оплодотворяло женщину.

Высота Вавилонской башни не превышала ширины основания, что также мы видим и в зиккурате на Красной площади, то есть он вполне типичен. Вполне типично и его наполнение: нечто, напоминающее храм на верху, и нечто мумифицированное, лежащее на самом нижнем уровне.

Замаринованная голова до сих пор предмет поклонения россиян

Для строительства мавзолея было представлено более 100 проектов, многие из которых были исполнены в насущном тогда духе строителей коммунизма, однако почти без споров сразу был выбран именно проект в духе Вавилона. Архитектор Щусев (официальный «строитель» мавзолея-зиккурата) советовался о проекте не с какими-нибудь архитекторами-авангардистами, но проводил консультации у некоего Фредерика Поульсена - специалиста по архитектуре Месопотамии. Почему?

Рецепт для бальзамирования некто профессор Борис Збарский «изобрел» за три дня, хотя те же северные корейцы, имея куда более продвинутые технологии, работали над консервацией Ким Ир Сена больше года. То есть рецепт Збарскому опять кто-то, видимо, подсказал. А чтобы рецепт не уплыл из круга своих профессор Воробьев, помогавший Збарскому, и волей не волей узнавший о секрете - довольно скоро «случайно» умер на операции.

Таким образом, у нас есть все основания предполагать, что если у большевиков было столько «консультантов» по строительству и бальзамированию - то очевидно, они сделали все по одной магической схеме. Не стали бы они строить халдейский зиккурат, бальзамировать тело по египетскому рецепту, учитывая обычаи ацтеков. Хотя и с ацтеками не все так просто.

Не знаем - опять, наверное, «совпадение». Если же говорить о ТОЧНОЙ копии зиккурата, об образце, «исходнике» - то это, несомненно, строение на вершине Пирамиды Луны в Теотиукане, где ацтеки приносили человеческие жертвы своему богу Уицилопочтли. Или строение, очень на него похожее.

Уитцилопочтли - главный бог пантеона ацтеков. Однажды он пообещал ацтекам, что приведёт их в «благословенное» место, где они станут его избранным народом. Это и произошло при вожде Теноче: ацтеки пришли в Теотиукан, вырезали живших там тольтеков, и на вершине одной из возведенных тольтеками пирамид построили капище Уицилопочтли, где и благодарили своего племенного бога человеческими жертвоприношениями.

Таким образом, с ацтеками все понятно: сначала им какой-то демон помог - потом они стали подкармливать этого демона. Однако с большевиками непонятно ничего: разве в революции 1917-го года замешан Уитцилопочтли, ведь храм у Кремля построен определенно ему!? Более того: строившего зиккурат Щусева консультировал специалист по культурам Месопотамии, правильно? Но в итоге получился храм кровавого божества ацтеков. Как так получилось? Щусев плохо слушал? Или Поульсен плохо рассказывал? А может, Поульсену и правда было о чем рассказать?


Престол сатаны в Пергаме - алтари Зевса и Эскулапа (самый большой)

Ответ на этот вопрос стало возможным получить только в середине 20-го века, когда были найдены изображения так называемого «Пергамского алтаря» или, как его еще называют - «престола Сатаны». Упоминание о нем встречаются уже в Евангелии, где Христос, обращаясь к церкви из Пергама сказал следующее: « …ты живешь там, где престол сатаны» (Откр.2,13). Долгое время это сооружение было известно в основном по легендам - изображения не было.

Однажды это изображение нашли . При его изучении оказалось, что либо храм для Уицилопочтли - его точная копия, либо конструкции имеют некий более древний образец, с которого они и скопированы. Наиболее убедительная версия утверждает, что «исходник» покоится сейчас на дне Средиземного моря - посреди погибшего в пучине остовного материка - Атлантиды. Не знаем, так ли это на самом деле, и к какой из ветвей принадлежат строители зиккурата в Москве трудно сказать, но факт налицо - в центре столицы стоит сооружение, точная копия двух древних храмов, где исполняли кровавые обряды и внутри этого сооружения в стеклянном гробу находится специально забальзамированный труп. И это в 20-м веке.

Консультант, «помогавший» Щусеву строить зиккурат, хорошо знал, как должно выглядеть нужное заказчику сооружение и без всяких раскопок глиняных табличек. Странные знания, странные заказчики, странное место для здания, странные события в стране после завершения строительства - голод, и не один, война, и не одна, ГУЛАГ - целая сеть мест, где миллионы людей пытали, словно выкачивая из них жизненную энергию. И аккумулятором этой энергии, судя по всему, как раз и стал зиккурат.

Один из первых проектов мавзолея: звезда в круге - оккультный знак.

"Тысячи советских граждан каждый день простаивали в очереди, чтобы посетить это капище сатаны, где лежит мумия Ленина. Не проходит дня, чтобы это место не было украшено цветами, тогда как христианские храмы на той же Красной площади в Москве на долгие десятилетия были превращены в безжизненные музеи.

Пока Кремль осеняют звёзды Люцифера, пока на Красной площади, внутри точной копии Пергамского алтаря сатаны, находится мумия наиболее последовательного марксиста, мы знаем, что влияние темных сил коммунизма сохраняется".

Михаил Салтан, Глеб Щербатов. Тайны зиккурата и терафима на Красной площади
(сокращено и отредактировано мной, в частности: убрана информация о несуществовавшем вавилонском боге Виле)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры