Значение слова пролетариат. Что такое Пролетариат? Значение и толкование слова proletariat, определение термина

Главная / Измена жены

пролетариат

старался вместе с тем быть гегемоном, политическим руководителем всех эксплоатируемых масс города и деревни... Сталин.

Такой, где наносится удар (удар в 5 знач.; воен.). Ударное направление. 3. Передовой по выполнению планов, норм, по овладению техникой и по производственной дисциплине; проводимый на основе ударничества (нов.). Ударная бригада. Ударный цех. Ударный завод. Ударная работа. В ударном порядке. Рабочие на Западе говорят, что рабочий класс СССР является ударной бригадой мирового пролетариата. Сталин.

Такой, когда работа ведется особенно напряженно, особенно важный в каком-н. отношения (нов.). Ударный квартал. Ударный месяц. 4. перен. Основной по своему значению, очень важный, неотложный и спешный (нов.). Ударное задание. Ударный вопрос современности.

пролетариат

пролетариата, мн. нет, м.

    Передовой революционный класс наемных рабочих, пролетариев, находящийся в политическом угнетении и экономическом порабощении при капитализме и ставший под руководством ВКП(б) в СССР господствующим классом, осуществляющим свою диктатуру. Революцию совершил пролетариат, он проявил героизм, он проливал кровь, он увлек за собой самые широкие массы трудящегося и беднейшего населения... Ленин. Уничтожение классов путем ожесточенной классовой борьбы пролетариата, - такова формула Ленина. Сталин....пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР... Сталин. Диктатура пролетариата. Международный пролетариат.

    Неимущие, лишенные средств производства, обездоленные массы свободных граждан (т. е. не рабов) в античном обществе (истор.). Римский пролетариат.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

пролетариат

А, м. Класс пролетариев. Промышленный, сельский п.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пролетариат

м. Класс пролетариев (2).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пролетариат

название польских политических партий. Первый "Пролетариат", Великий "Пролетариат", в 1882-86 1-я партия польского пролетариата. Второй "Пролетариат" основан в 1888. В 1893 кружки "Пролетариата" вошли в Социал-демократию Королевства Польского. Третий "Пролетариат", "Польская социалистическая партия - Пролетариат", действовал в 1900-09.

пролетариат

в ст. Рабочий класс.

Пролетариат

«Пролетариат»,

    E. К. Жигунов.

Пролетариат

«Пролетариат», название нескольких польских политических партий во 2-й половине 19 ≈ начале 20 вв. Первый «П.», Великий «П.» (собственное название ≈ Między-narodowa SocjaIno-Rewolucyjna Partia Proletariat) ≈ 1-я политическая партия польского пролетариата. Основана в 1882 Л. Варыньским, объединившим в Варшаве ряд социалистических кружков и создавшим Рабочий комитет. Программа «П.» (сформулирована в воззвании Рабочего комитета 1 сентября 1882) ставила вопрос о социалистическом государстве и обобществлении средств производства, призывала пролетариат развернуть борьбу за социализм, провозглашала пролетарский интернационализм. Вместе с тем программа содержала ряд анархистских требований. В январе 1883 на съезде в Вильнюсе в «П.» вошли: Польско-литовская социально-революционная партия (основана в Петербурге 188

    Польские социалистические кружки Варшавы, Вильнюса, Москвы, Петербурга, Киева, Одессы. С апреля 1883 во главе «П.» стал ЦК (Варыньский, С. Куницкий, Т. Рехневский и др.), занимавшийся издательской деятельностью (газета «Proletariat», 1883≈84, Варшава; газета «Robotnik», 1883, Краков; в Женеве изданы произведения К. Маркса и Ф. Энгельса). Член «П.» поддерживали тесные связи с Г. В. Плехановым, В. И. Засулич и другими русскими революционерами. В марте 1884 «П.» заключил союз с «Народной волей» , признав высшей формой борьбы с самодержавием экономический и политический террор. В 1884 (после ареста Куницкого) ЦК возглавила М. Богушевич, с сентября 1885 деятельностью ЦК руководили М. С. Ульрых, В. Вислоцкий, В. Букшнис, Б. Валигурская. В июле 1886 организации «П.» были разгромлены. В 1883≈88 состоялся ряд судебных процессов над членами «П.», наиболее крупный из которых ≈ «Процесс 29-ти» (23 ноября ≈ 20 декабря 1885); 28 января 1886 по приговору военного суда казнены в Варшавской цитадели Куницкий, П. Бардовский, И. Петрусиньский, М. Оссовский; 4 сентября 1886 казнён В. Ковалевский. Второй «П.» (собственное название ≈ SocjaIno-Rewolucyjna Partia «Proletariat»), основана в феврале ≈ марте 1888 в результате объединения Варшавского рабочего комитета (созданного в 1887 М. Каспшаком) и студенческой группы пропагандистов (созданной в 1887 Л. Кульчицким). «П.» выдвигал требования союза с русскими революционерами, политической борьбы, общероссийской конституции и автономии Королевства Польского, признавал террор как одно из средств борьбы с самодержавием. Член «П.» подготовили празднование 1-го Мая 1890 в Варшаве, издавали прокламации, переведённые на польский язык, русские революционные брошюры. В июле 1891 из «П.» выделилась группа (в августе оформилась в Рабочее объединение), выступавшая против тактики террора. Представители «П.» в 1889 в Париже участвовали в учредительном конгрессе 2-го Интернационала. В феврале ≈ марте 1893 немногочисленные кружки «П.» вошли в Социал-демократию Королевства Польского. Третий «П.», ППС ≈ Пролетариат (собственное название ≈ Polska Partia Socjalistyczna Proletariat), основан летом 1900 отделившейся от Польской социалистической партии её львовской секцией (во главе с Л. Кульчицким), выступавшей за усиление политической борьбы с царизмом путём индивидуального оборонительного террора. Программа-максимум «П.» ≈ социалистическая революция; программа-минимум ≈ общероссийская конституция и автономия Королевства Польского, отделение церкви от государства, введение 8-часового рабочего дня. Во главе партии стоял ЦК (находился во Львове, затем в Кракове). «П.» объединял около 1 тыс. членов, имел организации в Варшаве (и окрестностях), Лодзи, Белостоке, Томашуве-Равском. Член «П.» выступали за укрепление союза и сотрудничества с русским революционным движением, издавали журнал «Proletariat» (1900≈04, Львов≈Женева), газету «Proletaryusz» (1905≈09, Варшава). Деятельность «П.» прекратилась весной 1909.

    Лит.: Орехов А. М., Социал-демократическое движение в России и польские революционеры. 1887≈1893 гг., М., 1973; Baumgarten L., Dzieje Wielkiego Proletariatu. Warsz., 1966 (лит. с. 761≈71); Targalski J., Geneza Polskiej Partii Socjalistysznej Proletariat, «Z pola walki», 1973, ╧ 2≈3.

    E. К. Жигунов.

Википедия

Пролетариат

Пролетариа́т - социальный класс, подвид рабочего класса, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является по существу единственным источником средств к существованию

По мнению Карла Маркса от всех остальных рабочих пролетарий отличается тем, что является производителем прибавочной стоимости и совершенно лишен капитала и того, что может быть использовано как капитал.

Пролетариат (партия)

«Пролетариат» - общее название для трёх польских партий, действовавших на территории Российской империи в конце XIX - начале XX века.

Примеры употребления слова пролетариат в литературе.

В связи с югославским вопросом, а главное, в связи с антимарксистской деятельностью руководства Коммунистической партии Югославии, писали мы в своем письме, мы были и являемся особо чувствительными, ибо их враждебная Советскому Союзу, народно-демократическим странам и всему движению пролетариата деятельность особо яростной была против нашей партии и суверенитета нашей Родины.

КГБ от борьбы против антисоветчиков и переключить на борьбу против пролетариата .

Эта политика сдвинула за последние годы свой классовый стержень слева направо: от пролетариата - к мелкой буржуазии, от рабочего - к спецу, от рядового партийца - к аппаратчику, от батрака и бедняка - к кулаку, от шанхайского рабочего -- к Чан Кайши, от китайского крестьянина - к буржуазному офицерству, от английского пролетария - к Перселю, Хиксу, генсоветчикам и т.

Уже к началу 30-х годов в ходе ожесточенной социальной борьбы сложились новые взаимоотношения общественных классов - буржуазии, аристократии, пролетариата .

Многие из них, находясь в плену идей буржуазного радикализма, видели главного врага пролетариата не в буржуазии, а в аристократии и в королевской власти.

Недооценка батрачества и деревенской бедности, как социальной базы диктатуры пролетариата в деревне.

Он по-прежнему стоял за возможно более бескризисное общественное воспроизводство в интересах пролетариата и его многомиллионного союзника.

Сюда с весны вся губернская босота сходится -- самый чистый пролетариат .

Вот когда отвлеченные понятия обретают плоть действительности, хлеб отбирали не только у кулаков, Быстров был щедр на угрозы, собирая по волости хлеб для победившего пролетариата .

Пока возбужденные, но неорганизованные массы идут за верхушечной политической организацией Гоминьдана, они необходимо дают могущественный перевес верхам буржуазии и генералитета над пролетариатом .

С другой стороны, несколько изменившееся положение партии, стойко переживавшей период наиболее усиленных репрессий и гонений и сохранившей свое влияние в значительных слоях пролетариата , требует настойчивого выдвигания на первый план вопроса об организационной организации этого влияния в интересах творческой революционной работы партии.

Какая она к черту Бутусова, выдвиженка в славные органы из беднейших слоев пролетариата , как старается изобразить?

Чем более экономически отсталой, мелкобуржуазной, крестьянской является та или иная страна, переходящая к социалистической организации производства, чем менее то наследство, которое получает в фонд своего социалистического накопления пролетариат данной страны в момент социальной революции, тем относительно больше социалистическое накопление будет вынуждено опираться на части прибавочного продукта досоциалистических форм хозяйства.

В огне жирондистских восстаний, под угрозой коалиционных армий после похорон Марата, под выстрелы пушки с Нового моста через каждые пять минут и, наконец, после казни убийцы Друга народа, Шарлотты Кордэ, Робеспьер, почти изолированный, должен был приступить к борьбе против вооруженного выступления тех, кто нес великую правду парижской бедноте, но не умел ни рассчитать силы врагов, ни организовать силы друзей парижского пролетариата .

Всякое замазывание, всякое оттягивание, всякая маскировка в этом основном вопросе будут не только опасны, но прямо-таки гибельны для китайского пролетариата .

от лат. proktarius - неимущие) - англ. proletariat; нем. Proletariat. Соц. класс, лишенный собственности на средства производства, единственным источником существования к-рого является продажа собственной рабочей силы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОЛЕТАРИАТ

нем. proletariat от лат. proletarius - обозначение представителей неимущих социальных слоев в Древнем Риме; также - рабочий класс) - социально-философское, социологическое и политологическое понятие, используемое для обозначения совокупности социальных групп в обществе, лично свободных, но не имеющих собственности на средства производства либо землю, вынужденных в той или иной форме продавать свою рабочую силу.

В истории обществоведения вплоть до второй четверти 19 в. П. традиционно трактовался как общность социальных аутсайдеров и маргиналов, неспособных ни к осознанию собственных политико-экономических интересов, ни к консолидации в самоосознающий социальный класс, ни к инициированию конструктивных системных трансформаций социума. Стремительный рост удельного веса П. в социальной структуре общества при капитализме, его тяжелое материальное и духовное состояние как результат перманентного нарастания общественных напряжений фазиса раннего индустриального общества, радикальные по содержанию и силовые по форме репертуары борьбы П. за удовлетворение собственных требований (Западная Европа второй-третьей четверти 19 ст.) результировались в конституировании иных трактовок исторических судеб П. Диапазон последних варьировался от реформистских программ обретения П. гражданских прав в полном объеме с последующим реформаторским преобразованием буржуазного общества в общество социальной справедливости до мессианистских трактовок П. как главного носителя идеи коммунизма и сопряженных волюнтаристских процедур его построения, результатом чего выступит "освобождающий весь мир подвиг". Первым цельным программным документом такого рода явился "Манифест Коммунистической партии" Маркса - Энгельса. Содержание дальнейших полемик по проблеме социально-исторического статуса П. определялось многомерной альтернативой возможных общественно-политических ориентаций как представителей самого П., так и его лидеров: на одном ее полюсе помещались модели классового сотрудничества, предполагающие возможность интегрирования П. в структуры "демократического капитализма" с последующей трансформацией его в "средний класс" буржуазного общества (лидеры европейской социал-демократии конца 19-20 вв.), на другом - социальные программы насильственного тотального разрушения существующего строя пролетарскими массами, организуемыми и направляемыми их собственными вождями (Маркс - Энгельс) либо организацией профессиональных революционеров (Ленин) в ходе "пролетарской революции" и установления "диктатуры П." .

Исторический неуспех второй альтернативы был обусловлен рядом социально-экономических трансформаций социума в 20 ст. вкупе с определенными духовными феноменами: а) достижения системы "демократического капитализма" в преодолении глобальных экономических кризисов, в противодействии геополитической экспансии тоталитарных режимов, в сохранении либерально-демократической системы ценностей (Демократический капитализм, Открытое общество); б) реальная антигуманная общественная практика социалистических и национал-социалистических режимов в государствах "победившего П." или "победивших трудящихся" (Большевизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Фашизм); в) жесткая опережающая критика интеллектуалами Европы и США радикально-силовых репертуаров классовой борьбы П. наряду с опровержением догматов "научного социализма", марксизма и ленинизма (: Арон, Бердяев, Гароди, И. Ильин, Лебон, Поппер, Райх, Ростоу, Фромм, Хайек и др.). Тем не менее возможные сценарии глобального развития планетарного сообщества в 21 ст. (Геополитика) сохраняют определенный потенциал саморазвития программ силового переустройства мирового порядка "в интересах П., трудящихся и угнетенных всех стран" как результата противоборства наиболее развитых постиндустриальных держав ("большая семерка") и государств - их нынешних сырьевых придатков.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В буквальном смысле слова- класс людей, не имеющих ничего, кроме своих детей (от лат. proles). Во времена Маркса промышленный пролетариат был многочисленным и бедным классом. В настоящее время пролетарии составляют весьма незначительную часть населения. В марксизме с понятием пролетариата связано несколько предрассудков.

1. Утверждается, что пролетариат - это класс рабочих. Но в социалистических странах к пролетариату относят и служащих. Поэтому выдавать пролетариев за людей, которые ничем не владеют и постоянно нищают,- значит говорить заведомую ложь: большинство рабочих в промышленно развитых странах - люди вполне состоятельные.

2. Согласно другому предрассудку, пролетариат- «прогрессивный класс», надежда человечества; он благороднее других, лучше разбирается в истории и т. д. и т. п. Однако это просто суеверие. Пролетариат ничем не отличается от всех остальных людей.

3. Наконец, предрассудком является мнение о том, будто коммунистическая партия - это партия пролетариата. На самом деле этой партией всегда руководили интеллектуалы, нередко составлявшие в ней большинство,- т. е. люди, которые никогда не были рабочими. Во многих странах рабочие часто выступали против мнимых пролетарских правительств, в действительности остававшихся правительствами интеллектуалов и чиновников.

См.: интеллектуал, марксизм, чиновник.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОЛЕТАРИАТ

лат. proletarius - пролетарий) - понятие, в Древнем Риме обозначавшее принадлежность к неимущему слою, к безземельному свободному населению, которое не платило налогов и не могло приобрести оружие для военной службы; основное содержание - совокупность работающих по найму - понятие «пролетариат» получило в кон. 1-й трети 19 в. в трудах консервативных философов Ф. фон Баадера и Л. фон Штайна. Пролетариат в их представлении не столько связывался с массовым обнищанием, сколько отражал структурную проблему индустриальной эпохи - противоречие между трудом и капиталом. Наряду с бедственным положением его отличал и рост осознания общности своих интересов как интересов рабочего класса. Решение проблемы пролетариата и предотвращения социальной революции консерваторы видели в создании касс рабочей взаимопомощи и развертывании социальной политики государства.

Марксистская трактовка термина исходит из тезиса об обнищании широких масс при капитализме и превращении большинства населения в пролетариат. Последний в работах К. Маркса выступает в роли субъекта социальной революции, который завоевывает политическую и экономическую власть у буржуазии для строительства бесклассового общества. В качестве основного отряда пролетариата Маркс рассматривал промышленных рабочих. Становление слоя «рабочей аристократии» привело к кризису понятия пролетариата в марксистской литературе, в результате которого в качестве родового понятия утвердился термин «рабочий класс».

В ходе Октябрьской революции и строительства социалистического общества в России пролетариату не довелось сыграть отводимую Марксом роль в силу своей малочисленности и вследствие доминирующего положения коммунистической партии. В большевистской литературе место пролетариата постепенно занимают понятия «массы», «рабочие и крестьяне» или «рабочий класс». В дальнейшем термин «пролетариат» употребляется довольно редко.

В 1-й трети 20 в. ряд социологов, напр. В.Зомбарт и Г. Брифс, использовали понятие «пролетариат» без революционной эмфазы, в качестве категории научного анализа. В него включался широкий слой наемных работников - от асоциального люмпен-пролетариата до мелких предпринимателей. Термин распространялся также на низшие категории служащих, которые ведут борьбу за свои экономические права. Требования в духе социального реформизма и в направлении «депролетариазации» содержались в социальных энцикликах Ватикана.

член Рабочей партии России

Левые идеи становятся все популярнее в России и в мире. В России настроения сегодняшнего общества, хлебнувшего капитализма, начинают заметно леветь. С ростом приверженцев коммунистической идеи растет и число извращений этой идеи. Извращения встречаются как в виде упрощения, так и в виде туманных наукообразных рассуждений, оказывающихся на поверку ахинеей.

Удивительно, что люди, которые называют себя коммунистами, не понимают или не хотят понять, или не знают, что марксизм‑ленинизм давным‑давно развит в науку (научный социализм) Марксом, Энгельсом, Лениным и их последователями. Давным‑давно выработаны и развиты понятия, ставшие научными, признанными во всем мире не только сторонниками коммунистических идей.

Одним из таких понятий является понятие пролетариата.

На вопрос «Что такое пролетариат?» в 1847 году Ф. Энгельс в работе «Принципы коммунизма» отвечал так.

Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т.е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века .

Этим первым понятием пролетариата часто пользуются упрощенцы самых разных видов. Вот, видите ли, сказал Энгельс. А вы с Энгельсом спорить будете? Такая формально-логическая постановка вопроса закрывает глаза на развитие понятия. Развитие – это движение низшего к высшему, простого к сложному. Понятие Энгельса 50-х годов 19 века верно для того времени, но оно было развито Лениным теоретически и подтверждено практически, что и доказало его истинность.

В дальнейшем и Маркс, и Энгельс пролетариатом называли класс, не имеющий в собственности средств производства и зарабатывающий продажей рабочей силы , которая есть совокупность физических и духовных потенций, которые всякий раз пускаются в ход при производстве материальных благ. Способность же создавать услуги и духовные блага рабочей силой не называется и не является.

Таким образом, мы видим, что причисление к пролетариату создателей услуг и духовных благ размывает содержание понятия и уводит в сторону от объективной картины.

Говоря о классе, нужно понимать, что это такое. Для этого воспользуемся наиболее точным и выверенным определением В.И. Ленина.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства .

Из этого определения мы видим, что класс – понятие сугубо экономическое, что разделение больших групп людей происходит по экономическим признакам. Классы буржуазии и пролетариата в буржуазном обществе противоположны друг другу, но не могут существовать друг без друга (находятся в единстве), их взаимодействие – в постоянной борьбе, а борьба классов по поводу завоевания и удержания государственной власти и есть политика. Такова диалектика классового общества.

Вернемся к пролетариату.

Ленин указывал, что

только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов .

Здесь нужно отметить не только точное и до сих пор актуальное определение пролетариата, но и то, что в момент написания работы «Великий почин», откуда приведена цитата, диктатура рабочего класса уже осуществлялась на практике и практикой же подтверждалась.

Давайте задумаемся, почему именно «городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие» входят в более точное понятие пролетариата?

Эксплуатации подвергаются все наемные работники, однако долю общественного богатства они получают разную. Например, если коснуться различия наемных работников производительного и непроизводительного труда, то при постоянно действующей общемировой тенденции высвобождения рабочего времени положение первых гораздо хуже, следовательно, заинтересованность в перераспределении высвобождаемого времени и доли общественного богатства должна быть выше. А ведь именно время есть главный и невосполнимый ресурс человека, так как от того, сколько часов в день человек работает, зависит не только то, сколько он произведет продукта, а и то, сколько времени у него останется для восстановления затраченных сил, для общения с семьей и друзьями, для собственного развития.

Одна большая группа людей «именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие», производя все основные материальные блага для общества, т.к. практически все, чем мы пользуемся, произведено промышленным способом, находится в самом невыгодном положении, получает за свой труд с каждым годом все меньшую долю общественного продукта. Эта самая группа заинтересована не только в улучшении условий труда, в более справедливом распределении общественных благ, львиную долю которых они же и создают, но и, как следствие, в развитии самого производства. Рабочий класс – единственный класс, который кровно заинтересован в развитии крупного промышленного производства, которое является основой для новой, более прогрессивной, общественно-экономической формации – коммунизма.

Это вовсе не означает, что представители других классов и слоев являются врагами рабочего класса, среди них есть прогрессивно настроенные граждане, понимающие роль пролетариата и много делающие для организации рабочего движения. Бывает и наоборот, когда рабочие не осознают себя как представителей своего класса и становятся на сторону класса противоположного.

Таким образом, выходит, что глубоко ошибаются те товарищи, которые пытаются вульгаризировать понятие пролетариата, включая в него людей, занимающихся умственным трудом, непроизводительным трудом, лишенных собственности на средства производства. Из размывания, растаскивания, искажения научных понятий вытекает и сумбур в левом движении, который мы сейчас наблюдаем. Одни товарищи образуют некий межклассовый блок и декларируют борьбу за интересы рабочего класса, т.е. только одного из классов, представленных в этом блоке. Другие, откопав пропахшие плесенью книжки Троцкого, несут чушь о всемирной революции, забивая трудящимся головы легкоусваиваемой чушью. Третьи называют Россию империалистической державой и упорно ищут в ней фашизм и т.д. и т.п.

К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т.4, стр. 322-339.

В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.39, с.15.

Там же. с.14.

«Три источника и три составные части марксизма» — Там же, т.23, с.42-48.

Информации.

Латинское слово proletarius имело несколько значений.

  • Первое значение: proletarius - «производящий потомство» (от лат. «proles» - «pro + alo» - «для + выращивать, воспитывать» ). Аналогичное использование в других сочетаниях: proles postuma - отпрыск, потомок, детище, дитя; proles futurorum hominum - род, потомство; proles ferrea - племя, раса; proles equitum peditumque - молодёжь. Также proles употреблялось для обозначения мужских половых органов - яичек или мужской силы вообще.
  • Второе значение: proletarius sermo - «простонародный».
  • Третье значение: proletarius civis - это римские граждане , по системе Сервия Туллия (центуриатной системе) стоявшие по имущественному цензу ниже граждан V класса, то есть с имуществом менее, чем в 10000 ассов (по другим данным - менее чем в 1500 ассов). Такое их название в обществе объяснялось тем, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства - будущих граждан Рима. Как писал Тойнби , в Древнем Риме при проведении переписи населения те люди, у которых не было собственности, в графе об имуществе писали - «дети» (пролес). Отсюда и возникло их название - «пролетарии». Это была беднейшая часть народа (пауперы). Другое их обозначение было capite censi , то есть в списках граждан они фигурировали с обозначением только их частноправовой самостоятельности (caput). Первоначально пролетарии были свободны от военной службы и податей, однако позднее они в случае необходимости зачислялись в войска , преимущественно во флот . Для несения ими военной службы был установлен особый ценз, сперва в 4000 ассов, с г. - в 1500, а когда цензоры стали налагать подушный налог (tributum) и на пролетариев, минимум имущества для взимания подати и отправления военной службы был определен в 375 ассов. Комплектация римского войска из пролетариев стало обычным делом со времён Мария . В случае поступления на военную службу пролетарий получал от государства оружие - щит и меч . Участие пролетариев в государственной жизни было весьма ограничено: они составляли при подаче голосов в комициях всего одну центурию из 193, учрежденных Сервием Туллием.

Многие пролетарии в поисках источников пропитания составляли клиентуру влиятельных лиц и занимались оказанием им мелких услуг, восхвалением и рекламированием их, а одновременно - давлением на них с целью получения средств к существованию, которые выделялись пролетариям в качестве социальной помощи неимущим и средств для решения социальных проблем.

Изначальное русское толкование

Маркс считал, что

пролетариат должен… конституироваться как нация, он сам пока ещё не национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия.

- Манифест коммунистической партии , часть II

Буржуазная конкуренция и научно-технический прогресс приводят к тому, что в ряды рабочего класса входят мелкие промышленники, торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне, а сам рабочий класс пролетаризируется. Александр Тарасов следующим образом объяснил существенные отличия пролетариата от остальных социальных классов.

Пролетарий - это не просто тот, кто не имеет в собственности средств производства и капитала и вынужден продавать свою рабочую силу (жить на зарплату), чтобы не умереть с голоду. Это, во-первых, тот, кто занят в производительном секторе экономики, - иначе у нас и пономарь или дьячок в церкви (или - если в мусульманской республике так понятнее - азанчи, муэдзин) попадут, как это ни смешно, в «пролетарии»! Во-вторых, это тот, кто, лишившись работы, в ближайшем будущем (ближайшем, то есть в течение недель, а в худшем случае и дней) оказывается перед перспективой голодной смерти (и ситуация ещё трагичнее, если ему надо содержать семью). Следовательно, человек, имеющий в собственности жильё (которое можно сдавать внаём - даже часть его - и с этого получать доход); человек, у которого есть автомобиль, позволяющий «калымить», «таксовать» (или сдавать в аренду другому - и с этого тоже получать доход); человек, у которого есть участок земли, хоть сколько-то заметный счёт в банке, имущество, полученное в наследство от родственников, акции и т. п., не может считаться пролетарием. Более того, высококвалифицированный наёмный работник, такой, кого нельзя уволить и моментально заменить другим (так как этого другого в ту же секунду не найдёшь), тоже не является пролетарием: его высокая квалификация, полученное им образование выступают в качестве капитала (а капитал при капитализме - это особая форма товара; капитализм вообще всё стремится обратить в товар - даже то, что, как нам кажется, товаром быть не может или не должно; это явление называется коммодификацией). Наконец, рабочий, который теряет работу, но которому не грозит голодная смерть - из-за пособий по безработице, социальных пособий и т. п., - тоже не может считаться пролетарием. Наши (да часто и зарубежные) «левые» готовы назначить «пролетариями», например, программистов, в то время как нормальный программист обычно имеет возможность выбора (он выбирает себе работодателя), в то время как в случае с истинным пролетарием всё происходит строго наоборот. Пролетарий - это не награда, как думают диванные «революционеры», пролетарий, как прямо писали основатели марксизма - это проклятие, это наказание, это трагедия. Рабочий - более широкое понятие, чем пролетарий, пролетарий - это лишь один из видов рабочего. Во времена Маркса не только в Германии, но даже и во Франции большинство рабочих вообще составляли не пролетарии, а ремесленники (хотя сами себя эти ремесленники и именовали «пролетариями»

- Александр Тарасов . Интервью журналу «Новая литература»

Согласно Карлу Марксу , пролетарии по своему происхождению враждебны буржуазии, поэтому развитие буржуазного общества автоматически формирует своего могильщика . Для выхода из своего ухудшающегося положения пролетарии должны «подняться до положения ведущего класса нации » и стать гегемонами , захватив власть путём коммунистической революции и насильно отменив буржуазные права и свободы через диктатуру пролетариата и замену буржуазного государства ассоциацией пролетариев, которой будут принадлежать все блага.

Для осуществления этого коммунистического перехода, как объяснял Фридрих Энгельс (в письме от 24.03.1891) «…нам нужен ещё более быстрый ход революции в способах производства, больше машин, больше вытеснения рабочих, больше разорения крестьян и мелких буржуа…» чтобы «произошла революция в головах рабочих масс» и их можно было увлечь в коммунистическую революцию.

Перспективы развития пролетариата, таким образом, состоят в том, что когда развитие буржуазного общества приведёт к созданию высокомеханизированного и автоматизированного производства, и обычные наемные рабочие будут вытеснены из сферы производства, пролетарии как гегемоны революции возглавят социальную борьбу и установят диктатуру пролетариата для замены буржуазного общества коммунистическим.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пролетариат"

Литература

  • Маркс Карл, Энгельс Фридрих , «Манифест коммунистической партии »
  • Даль В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка . М.: 1882, т. III, стр. 493

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Пролетариат

– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]
И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом.
– Baton de gueules, engrele de gueules d"azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой: Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он.
Княгиня, улыбаясь, слушала.
– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
– Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.
– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры