План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: Слово об А. Солженицыне

Главная / Любовь

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интервью: “Я отдал почти всю жизнь русской революции”.

Задача свидетельствовать об утаенных трагических поворотах русской истории обусловила потребность поиска и осмысления их истоков. Они видятся именно в русской революции. “Я как писатель действительно поставлен в положение говорить за умерших, но не только в лагерях, а за умерших в российской революции, — так обозначил задачу своей жизни Солженицын в интервью 1983 г. — Я 47 лет работаю над книгой о революции, но в ходе работы над ней обнаружил, что русский 1917 год был стремительным, как бы сжатым, очерком мировой истории XX века. То есть буквально: восемь месяцев, которые прошли от февраля до октября 1917 в России, тогда бешено прокрученные, — затем медленно повторяются всем миром в течение всего столетия. <...> В последние годы, когда я уже кончил несколько томов, я с удивлением вижу, что я каким-то косвенным образом писал также и историю Двадцатого века” (Публицистика, т. 3, с. 142).

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был и сам. Окончание им физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлись на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная сессия приходится на начало войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре попадает в офицерскую школу в Костроме. Летом 1942 г. — звание лейтенанта, а в конце — фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ “Желябугские выселки” и повесть “Адлиг Швенкиттен” — “Новый мир”. 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. — самсоновская катастрофа — становится предметом изображения в первом “Узле” “Красного Колеса” — в “Августе Четырнадцатого”. 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина, который спустя уже год после ареста даст своему бывшему офицеру характеристику, где вспомнит, не побоявшись, все его заслуги, в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии. После ареста — лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская шарашка, описанная в романе “В круге первом”, 1955—1968). С 1949 г. — лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын — “вечный ссыльнопоселенец” в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. — реабилитация и сельская школа в поселке Торфопродукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки “Матрениного двора” (1959). В 1959 г. Солженицын “залпом”, за три недели, создает переработанный, “облегченный” вариант рассказа “Щ-854”, который после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения самого Н.С. Хрущева увидел свет в “Новом мире” (1962. № 11) под названием “Один день Ивана Денисовича”.

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт — около полутора десятилетий: “Двенадцать лет я спокойно писал и писал. Лишь на тринадцатом дрогнул. Это было лето 1960 года. От написанных многих вещей — и при полной их безвыходности, и при полной безвестности, я стал ощущать переполнение, потерял легкость замысла и движения. В литературном подполье мне стало не хватать воздуха”, — писал Солженицын в автобиографической книге “Бодался теленок с дубом”. Именно в литературном подполье создаются романы “В круге первом”, несколько пьес, киносценарий “Знают истину танки!” о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над “Архипелагом ГУЛАГ”, замыслен роман о русской революции под кодовым названием “Р-17”, воплотившийся десятилетия спустя в эпопею “Красное Колесо”.

В середине 60-х гг. создается повесть “Раковый корпус” (1963—1967) и “облегченный” вариант романа “В круге первом”. Опубликовать их в “Новом мире” не удается, и оба выходят в 1968 г. на Западе. В это же время идет начатая ранее работа над “Архипелагом ГУЛАГ” (1958—1968; 1979) и эпопеей “Красное Колесо” (интенсивная работа над большим историческим романом “Р-17”, выросшим в эпопею “Красное Колесо”, начата в 1969 г.).

В 1970 г. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии; выехать из СССР он не хочет, опасаясь лишиться гражданства и возможности бороться на родине, поэтому личное получение премии и речь нобелевского лауреата пока откладываются. История с получением Нобелевской премии описана в главе “Нобелиана” (“Бодался теленок с дубом”). В то же время положение Солженицына в СССР все более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит к исключению из Союза писателей (ноябрь 1969 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли Солженицына. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги “Август Четырнадцатого” (1971) — первого тома эпопеи “Красное Колесо”. В 1973 г. в парижском издательстве “YMCA-PRESS” увидел свет первый том “Архипелага ГУЛАГ”.

Идеологическая оппозиционность не только не скрывается Солженицыным, но и прямо декларируется. Он пишет целый ряд открытых писем: Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей (1967), Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСР (1969), Письмо вождям Советского Союза (1973), которое посылает по почте адресатам в ЦК КПСС, а не получив ответа, распространяет в самиздате. Писатель создает цикл публицистических статей, которые предназначаются для философско-публицистического сборника “Из-под глыб” (“На возврате дыхания и сознания”, “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни”, “Образованщина”), “Жить не по лжи!” (1974).

Разумеется, говорить о публикации этих произведений не приходилось — они распространялись в самиздате.

В 1975 г. опубликована автобиографическая книга “Бодался теленок с дубом”, представляющая собой подробный рассказ о творческом пути писателя от начала литературной деятельности до второго ареста и высылки и очерк литературной среды и нравов 60-х — начала 70-х гг.

В феврале 1974 г. на пике разнузданной травли, развернутой в советской прессе, Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Ho его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ, ставшей первой страной, принявшей изгнанника, он останавливается у Генриха Бёлля, после чего поселяется в Цюрихе (Швейцария). О жизни на Западе повествует вторая автобиографическая книга Солженицына “Угодило зернышко промеж двух жерновов”, публикацию которой он начал в “Новом мире” в 1998 г. и затем продолжил в 1999 г.

В 1976 г. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Здесь он работает над полным собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи “Красное Колесо”.

Солженицын всегда был уверен в том, что вернется в Россию. Даже в 1983 г., когда мысль об изменении социально-политической ситуации в СССР казалась невероятной, на вопрос западного журналиста о надежде на возвращение в Россию писатель ответил: “Знаете, странным образом, я не только надеюсь, я внутренне в этом убежден. Я просто живу в этом ощущении: что обязательно я вернусь при жизни. При этом я имею в виду возвращение живым человеком, а не книгами, книги-то, конечно, вернутся. Это противоречит всяким разумным рассуждениям, я не могу сказать, по каким объективным причинам это может быть, раз я уже не молодой человек. Ho ведь и часто история идет до такой степени неожиданно, что мы самых простых вещей не можем предвидеть” (Публицистика, т. 3, с. 140).

Предвидение Солженицына сбылось: уже в конце 80-х гг. это возвращение стало постепенно осуществляться. В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, в 1989 г. в “Новом мире” публикуются Нобелевская лекция и главы из “Архипелага ГУЛАГ”, а затем, в 1990 г., — романы “В круге первом” и “Раковый корпус”. В 1994 г. писатель возвратился в Россию. С 1995 г. в “Новом мире” публикуется новый цикл — “двучастные” рассказы.

Цель и смысл жизни Солженицына — писательство: “Моя жизнь, — говорил он, — проходит с утра до позднего вечера в работе. Нет никаких исключений, отвлечений, отдыхов, поездок, — в этом смысле я действительно делаю то, для чего я был рожден” (Публицистика, т. 3, с. 144). Несколько письменных столов, на которых лежат десятки раскрытых книг и незаконченные рукописи, составляют основное бытовое окружение писателя — и в Вермонте, в США, и теперь, по возвращении в Россию. Каждый год появляются новые его вещи: публицистическая книга “Россия в обвале” о нынешнем состоянии и судьбе русского народа увидела свет в 1998 г. В 1999 г. “Новый мир” опубликовал новые произведения Солженицына, в которых он обращается к нехарактерной для него ранее тематике военной прозы.

Александр Солженицын является выдающимся русским писателем, книги которого знают и читают во всем мире. У себя на родине он был признан диссидентом, вследствие чего 8 лет провел в лагерях.

Его главный труд «Архипелаг Гулаг», ставший настоящей сенсацией, и сегодня вызывает интерес у читателей. В 1970 г. писатель удостоился Нобелевской премии по литературе.

Сегодня вы узнаете разные интересные факты из его , и то, о чем, возможно, вы никогда не знали.

Итак, перед вами биография Александра Солженицына.

Краткая биография Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семенович, был простым крестьянином. Он трагически погиб на охоте еще до рождения сына.

В результате, маленького Сашу воспитывала только мать, Таисия Захаровна. Из-за полного разорения, в период Октябрьской революции, они жили в крайней нищете.

Детство и юность

Конфликты с новой советской властью начались у Солженицына, как только он пошел в школу. Поскольку ему с детства прививали любовь к религии, мальчик носил на груди крестик и наотрез отказывался становиться пионером.

Естественно подобные «выходки» влекли за собой серьезные последствия. Однако детская набожность в скором времени куда-то исчезла. В биографии Солженицына произошли серьезные перемены.

Коммунистическая пропаганда успешно повлияла на мировоззрение Александра. Он изменил свои убеждения, и принял политику партии.

Позже он по собственному желанию вступил в ряды комсомольцев. В подростковом возрасте Солженицын серьезно увлекся чтением мировой классики. Уже тогда он мечтал написать книгу о революционных событиях.

Однако когда наступило время , он решил поступить на физико-математический факультет Ростовского Государственного Университета.

Юноше почему-то казалось, что именно математики являются действительно интеллектуальными людьми, в числе которых хотелось быть и ему самому.

Учеба Солженицыну давалась легко, поэтому он закончил ВУЗ с красным дипломом. Будучи еще студентом, он сильно увлекался театральным искусством. Интересным фактом в биографии Солженицына является то, что одно время он всерьез хотел связать свою жизнь с театром.

Неожиданно началась Вторая мировая война и молодому человеку предстояло идти защищать Родину. Но из-за проблем со здоровьем, его отказались принимать на службу в качестве рядового солдата.

Тогда Александр решил окончить офицерские курсы, чтобы непременно отправиться на фронт. Ему удалось , в результате чего он оказался в артиллерийском полку в чине лейтенанта.

Солженицын показал себя хорошим воином и был награжден орденами Красной Звезды и .

Арест и заключение

Дослужившись до капитана, Александр Исаевич продолжал успешно воевать, однако у него все более четко стала проявляться антипатия к . Солженицын критиковал вождя и был недоволен его действиями.

Своими размышлениями он делился с фронтовым товарищем, с которым вел переписку. Однажды одно из таких писем попало на стол военному руководству, отвечающему за цензуру.

Начальство посчитало, что раз Солженицын недоволен вождем, значит и коммунистический строй ему в целом враждебен.

Его сразу же задержали, лишили звания и отправили на «Лубянку». Там он подвергался ежедневным допросам, нередко сопровождающимся изощренными издевательствами.

В итоге его приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончанию срока заключения. С этого момента в биографии Солженицына началась непрерывная игра со смертью.

Сначала бывшего офицера определили работать на стройку. Когда же руководство узнало о его высшем образовании, его перевели в особую тюрьму, подконтрольную закрытому конструкторскому бюро.

Однако из-за конфликта с начальством, Солженицына перенаправили в лагерь на севере Казахстана, в котором он пробыл около 3 лет. Находясь в нем, он трудился на общих работах и участвовал в одной и забастовок заключенных.

Оказавшись на воле, писателю было запрещено посещать . Ему предоставили работу в Казахстане в качестве школьного учителя математики и астрономии.

Диссидент Солженицын

В 1956 г., через 3 года после смерти , дело Солженицына пересмотрели. Новая власть не увидела состава преступления в его деле, поэтому он мог снова возвратиться в . Приехав домой, Александр Исаевич стал преподавать в Рязани.

Поскольку в творчестве литератора прослеживались антисталинские мотивы, он имел поддержку со стороны , которому это было только на руку.

Однако позднее Солженицын попал в опалу со стороны действующего генсека. Когда к власти пришел , сочинения Солженицына вообще были запрещены.

Положение усугубляло фантастическая популярность произведений писателя, которые без его разрешения стали печатать в Соединенных Штатах Америки и Франции. Для советского руководства Александр Исаевич начал представлять серьезную угрозу.

Интересно, что у него была возможность эмигрировать за границу, однако он предпочел остаться в России. В скором времени Солженицына попытался убить сотрудник КГБ.

Он сделал ему инъекцию с ядом, однако писателю все-таки удалось выжить. После этого отравления Александр Солженицын еще долго и тяжело болел.

В 1974 г. его обвинили в измене Родине, лишили гражданства и выслали за пределы . Диссиденту пришлось сменить множество мест жительства, поскольку его жизнь находилась под постоянной угрозой.

К счастью, он жил в относительном достатке, благодаря приличным гонорарам за свои труды. Ему даже удалось создать «Фонд помощи преследуемым и их семьям».

Путешествуя по странам, Солженицын выступал с лекциями, в которых в жесткой форме критиковал коммунистический строй. Но в скором времени, он разочаровался и в американской демократии, начав критиковать и ее тоже.

Иными словами, в биографии Солженицына не было места «простоям» или творческой бездеятельности.

С приходом к власти , в СССР пересмотрели отношение к писателю, а уже при его сердечно просили вернуться в Россию, и даже подарили дачу в Троице-Лыкове.

Личная жизнь

Впервые Александр женился в возрасте 22 лет на Наталье Решетковской. Однако их брак распался из-за начала войны и ареста Солженицына.

В 1948 г. сотрудники НКВД «убедили» Наталью развестись с мужем. Но как только писателя реабилитировали, пара снова стала жить вместе, официально узаконив свои отношения.


Солженицын с первой женой — Натальей Решетковской

Летом 1968 г. Александр Солженицын познакомился с Натальей Светловой, работавшей в лаборатории математической статистики. Со временем у них развились романтические отношения, быстро переросшие в бурный роман.

Когда об этом узнала законная супруга, она попыталась совершить суицид. Лишь благодаря своевременному вмешательству , ей удалось спасти жизнь.

Спустя несколько лет Солженицын все-таки смог оформить развод с Решетовской и жениться на Светловой. Этот брак оказался счастливым.


Солженицын со второй женой — Натальей Светловой

Вторая супруга стала для Александра Исаевича не только любимой женой, но и надежной опорой в жизни. Они совместно воспитывали 4-х сыновей – Игната, Степана, Дмитрия и Ермолая. Игнату удалось стать выдающимся пианистом и дирижером.

Творчество Солженицына

За свою жизнь Александр Исаевич написал много романов, рассказов, поэм и стихотворений. На заре писательской деятельности его интересовала революционная и военная темы. «Красное колесо» считается одним из лучших романов этого направления.

Также у него много автобиографических произведений. К ним относится поэма «Дороженька», рассказ «Захар Калита», а также известный роман «Раковый корпус», повествующий о судьбах онкобольных.

Однако самым известным и знаковым его произведением, конечно же, является «Архипелаг Гулаг».


За работой

При этом надо отметить, что у Солженицына были и другие, не менее знаменитые сочинения лагерного направления: «В круге первом» и «Один день Ивана Денисовича».

Благодаря этому читатель может дать собственную оценку тому или иному действию, происходящему в сюжете. В большинстве книг Солженицына присутствуют исторические личности.

Его творчество высоко оценивали такие деятели искусства, как , Валентин Распутин, Андрей Тарковский.

Интересно, что , неоднократно общавшийся с Солженицыным и хорошо знавший его биографию, утверждал, что государство для писателя всегда оставалась нерушимой константой, несмотря на постоянную критику действующей власти.

Смерть

Последние годы своей биографии Солженицын провел на даче. У него были серьезные проблемы со здоровьем. Это и неудивительно, поскольку отравление ядом и годы, проведенные в лагерях, не могли пройти бесследно.

Помимо этого Солженицын пережил серьезный гипертонический криз и перенес непростую операцию, после которой рабочей у него осталась только правая рука.

Александр Исаевич Солженицын умер 3 августа 2008 г., прожив 89 лет. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Его могила находится на Донском кладбище в Москве.

Если вам понравилась биография Александра Солженицына – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и из их жизни – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Художественная значимость произведений А.И.Солженицына, понимание масштаба и смысла сказанного нам этим ярким мыслителем и художником диктует сегодня необходимость найти новые подходы к изучению творчества писателя в школе.

Тексты А.И.Солженицына по праву можно отнести к категории прецедентных, то есть оказывающих весьма сильное влияние на формирование языковой личности, причем как индивидуальной, так и коллективной. Термин "прецедентный текст" был введен в науку о языке Ю.Н.Карауловым. Прецедентными он называл тексты:

) "значимые для… личности в познавательном и эмоциональном отношениях";

) имеющие сверхличностный характер, т. е. хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников";

) тексты, "обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности" .

Появление в 1962 году "рукописи некоего беллетриста о сталинских лагерях" - повести А.Рязанского (псевдоним А.Солженицына) "Щ-854", позже названной "Один день Ивана Денисовича", - вызвало неоднозначные суждения литераторов. Один из первых восторженных откликов на повесть появляется в личном дневнике К.И.Чуковского 13 апреля 1962 года: "…Чудесное изображение лагерной жизни при Сталине. Я пришел в восторг и написал краткий отзыв о рукописи…". Этот краткий отзыв назывался "Литературное чудо" и представлял собой первую рецензию на повесть "Один день Ивана Денисовича": "…с этим рассказом в литературу вошел очень сильный, оригинальный и зрелый писатель". Слова Чуковского буквально совпадают с тем, что позже напишет А.Т.Твардовский в своем предисловии к первой публикации "Одного дня Ивана Денисовича" в "Новом мире" (1962, № 11). В предисловии Твардовского сказано следующее: "…оно /произведение - Т.И., О.Б./ означает приход в нашу литературу нового, своеобычного и вполне зрелого мастера". Как известно, в повести, показан один день из жизни главного героя, предельно сконцентрировано время и пространство, и этот день становится символом целой эпохи в истории России .

Стилистическая оригинальность повести, отмеченная в первых рецензиях, выражается, прежде всего, в авторском умелом использовании диалектной речи. Все повествование строится на прямой речи главного героя, прерываемой диалогами действующих лиц и описательными эпизодами. Главный герой - человек из деревни довоенного времени, его происхождение обуславливает специфику речевого выражения: язык Ивана Денисовича богато насыщен диалектизмами, причем многие слова являются не столько диалектизмами, сколько просторечными словами ("кесь", в значении "как"; прилагательное "гунявый", то есть "грязный" и др.).

Лексические диалектизмы в речи героя, несмотря на их обособленность от структуры лагерной речи, тем не менее, устойчивы и ярко передают семантику обозначаемого предмета или явления и придают эмоционально-экспрессивную окраску речи. Это свойство лексических диалектизмов особенно ярко выявляется на фоне общеупотребительной лексики. Например: "однова" -("однажды"); "напересек" - ("наперерез"); "прозор" - ("хорошо просматриваемое место"); "засть" - ("закрывать").

Обращает на себя внимание тот факт, что арготизмы практически исключены из словарного запаса героя, как и из основного повествования. Исключение составляют отдельные лексемы ("зэк", "кондей" (карцер). Иван Денисович практически не употребляет жаргонных слов: он часть той среды, где находится - основной контингент лагеря не уголовники, а политические заключенные, интеллигенция, не владеющая арго и не стремящаяся к его овладению. В несобственно-прямой речи персонажа жаргонизмы употребляются минимально - использовано не более 40 "лагерных" понятий.

Стилистическую художественно-выразительную окраску повести придает и использование слово- и формообразовательных морфем в несвойственной им словообразовательной практике: "угрелся" - глагол, образованный префиксом "у" имеет литературный, общеупотребительный синоним "согрелся", образованный префиксом "со"; "наскорях" образованно по правилам словообразования "вверхах"; отглагольные образования "окунумши, зашедши" передают один из способов образования деепричастий - мши-, - дши- сохранившиеся в диалектной речи. Подобных образований в речи героя множество: "разморчивая" - от глагола "разморить"; "красиль" - "красильщик"; "смогают" - "смогут"; "горетый" - "горелый"; "сыздетства" - "с детства"; "трогъте" - "трогайте" и др.

Таким образом, Солженицын, используя в повести диалектизмы, создает неповторимый идиолект - индивидуализированную, самобытную речевую систему, коммуникативной особенностью которой является фактически полное отсутствие арготизмов в речи главного героя. Кроме этого, Солженицын довольно скупо использует в рассказе переносные значения слов, предпочитая первоначальную образность и добиваясь максимального эффекта "нагой" речи. Дополнительную экспрессию придают тексту нестандартно использованные фразеологизмы, пословицы и поговорки в речи героя. Он способен чрезвычайно сжато и метко двумя-тремя словами определить суть события или человеческого характера. Особенно афористично звучит речь героя в концовках эпизодов или описательных фрагментов.

Художественная, экспериментальная сторона повести А.И.Солженицына очевидна: оригинальная стилистика повести становится источником эстетического наслаждения для читателя.

О своеобразии "малой формы" в творчестве А.И.Солженицына писали разные исследователи. Ю.Орлицкий рассматривал опыт Солженицына в контексте "Стихотворений в прозе" .С.Одинцова соотносила "Крохотки" Солженицына с "Квази" В.Маканина. В.Кузьмин отмечал, что "в "Крохотках" концентрация смысла и синаксиса является главным средством борьбы с описательностью" .

Собственные представления Солженицына о стилистической наполненности "малой формы" заключаются в полном, принципиальном неприятии "приемов": "Никакой литературщины, никаких приемов!"; "Никакие "новые приемы"…не нужны, …вся конструкция рассказа - нараспашку", - одобрительно писал Солженицын об отсутствии формальных экспериментов в прозе П.Романова, Е.Носова.

Главным достоинством рассказов Солженицын считал сжатость, изобразительную емкость, сгущенность каждой единицы текста. Приведем несколько оценок такого рода. О П. Романове: "Ничего лишнего и нигде не продрогнет сентимент" . О Е.Носове: "Краткость, неназойливость, непринужденность показа" . О Замятине "И какая поучительная сжатость! Сжаты многие фразы, нигде лишнего глагола, но сжат и весь сюжет…Как все сгущено! - безвыходность жизни, расплющенность прошлого и сами чувства и фразы - все тут сжато, сжато" . В "Телеинтервью на литературные темы" с Никитой Струве (1976) А.И.Солженицын, говоря о стиле Е.Замятина, заметил: "Замятин во многих отношениях поражает. Главным образом вот синтаксисом. Если я кого считаю своим предшественником, то - Замятина" .

Рассуждения писателя о стиле литераторов показывают, насколько важен для него и синтаксис, и конструкция фразы. Профессиональный анализ мастерства писателей-новеллистов помогает понять стилистику самого Солженицына как художника. Попытаемся сделать это на материале "Крохоток", жанра особого, интересного не только подчеркнуто малым размером, но и сгущенной образностью.

Первый цикл "Крохоток" (1958 - 1960) состоит из 17 миниатюр, второй (1996 -1997) из 9. Сложно выявить какую-то закономерность в отборе тем, но сгруппировать миниатюры по мотивам все-таки можно: отношение к жизни, жажда жизни ("Дыхание", "Утенок", "Вязовое бревно", "Шарик"); мир природы ("Отражение в воде", "Гроза в горах"); противостояние человеческого и официозного миров ("Озеро Сегден", "Прах поэта", "Город на Неве", "Путешествуя вдоль Оки"); новое, чуждое мироотношение ("Способ движения", "Приступая ко дню", "Мы-то не умрем"); личные впечатления, связанные с потрясениями красотой, талантом, воспоминаниями ("Город на Неве", "На родине Есенина", "Старое ведро").

В рассказах "Крохотки" активизируются разговорные синтаксические конструкции. Автор часто "сворачивает", "сжимает" синтаксические конструкции, умело используя эллиптичность разговорной речи, когда опускается все, что может быть опущено без ущерба для смысла, для понимания сказанного. Писатель создает предложения, в которых не замещены те или иные синтаксические позиции (т.е. отсутствуют те или иные члены предложения) по условиям контекста. Эллипсис предполагает структурную неполноту конструкции, незамещенность синтаксической позиции: "В избе Есениных - убогие перегородки не до потолка, чуланчики, клетушки, даже комнатой не назовешь ни одну…За пряслами - обыкновенное польце" ("На родине Есенина"); "Не весит нисколько, глазки черные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет. А между тем - тепленький" ("Утенок"); "В той церкви подрагивают станки. Эта - просто на замке, безмолвная" ("Путешествуя вдоль Оки") и мн.др.

Синтаксические построения в "Крохотках" становятся все более расчлененными, фрагментарными; формальные синтаксические связи - ослабленными, свободными, а это в свою очередь повышает роль контекста, внутри отдельных синтаксических единиц - роль порядка слов, акцентных выделений; повышение роли имплицитных выразителей связи приводит к словесной сжатости синтаксических единиц и, как следствие, к их смысловой емкости. Общий ритмико-мелодический облик характеризуется экспрессивностью, выраженной в частом использовании однородных членов предложения, парцеллированных конструкций: "И - чародейство исчезло. Сразу - нет той дивной бесколышности, нет того озерка" (Утро"); "Озеро пустынное. Милое озеро. Родина…" ("Озеро Сегден"). Отрыв от основного предложения, прерывистый характер связи в парцеллированных конструкциях, функция дополнительного высказывания, дающая возможность уточнить, пояснить, распространить, семантически развить основное сообщение, - вот проявления, усиливающие логические и смысловые акценты, динамизм, стилистическую напряженность в "Крохотках".

Частым стилистическим приемом писателя становится и сегментированность речевых конструкций, например, при использовании вопросных, вопросно-ответных форм: "И в чем тут держится душа? Не весит нисколько…" ("Утенок"); "…все это тоже забудется начисто? Все это тоже даст такую законченную вечную красоту?.." ("Город на Неве"); "Сколько видим ее - хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет…" ("Лиственница"). Такой прием усиливает имитацию общения с читателем, доверительность интонации, словно "размышления на ходу".

Экономность, смысловая емкость и стилистическая выразительность синтаксических конструкций поддерживается и графическим элементом - использованием тире - излюбленного знака в повествовательной системе Солженицына. Широта употребления этого знака свидетельствует о его универсализации в писательском восприятии. Тире у Солженицына имеет несколько функций:

Означает всевозможные пропуски - пропуск связки в сказуемом, пропуски членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуски противительных союзов; тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, "сохраняет" им принадлежащее место: "Озеро в небо смотрит, небо - в озеро" ("Озеро Сегден"); "Сердечная болезнь - как образ самой нашей жизни: ход её - в полной тьме, и не знаем мы дня конца: может быть, вот, у порога, - а может быть, еще нескоро-нескоро" ("Завеса").

Передает значение условия, времени, сравнения, следствия в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически, то есть союзами: "Едва в сознании твоем хоть чуть прорвалась пелена - ринулись, ринулись они в тебя, расплющенного наперебой" ("Ночные мысли").

Тире можно назвать и знаком "неожиданности" - смысловой, интонационной, композиционной: "И еще спасибо бессоннице: с этого огляда - даже и нерешаемое решить" ("Ночные мысли"); "Оно - с высокой мудростью завещано нам людьми Святой жизни" ("Поминание усопших").

Тире способствует передаче и чисто эмоциональное значение: динамичность речи, резкость, быстроту смены событий: "Да еще на шпиле - каким чудом? - крест уцелел" ("Колокольня"); "Но что-нибудь вскоре непременно встряхивает, взламывает чуткую ту натяженность: иногда чужое действие, слово, иногда твоя же мелкая мысль. И - чародейство исчезло. Сразу - нет той дивной бесколышности, нет того озерка" ("Утро") .

Стилистическое своеобразие "Крохоток" характеризуется оригинальностью, неповторимостью синтаксиса.

Таким образом, широкий филологический взгляд на произведения А.И.Солженицына способен раскрыть большого мастера русского слова, его своеобразное языковое наследие, индивидуальность стиля автора.

Для творческого метода Солженицына характерно особое доверие к жизни, писатель стремится изобразить все, как это было на самом деле. По его мнению, жизнь может сама себя выразить, о себе сказать, надо только ее услышать <#"justify">Архипелаг - Группа близко расположенных друг к другу морских островов.

ГУЛАГ - Сокращение: главное управление лагерей, а также разветвлённая сеть концлагерей во время массовых репрессий.

Диссидент - 1. Лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник. 2. Человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящий

Лейтмотив - 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком-н. произведении основная мысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что-н. красной нитью.

Репрессия - карательная мера, исходящая от государственных органов.

Сталин - российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. Деятель международного коммунистического и рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, фактический руководитель Союза Советских Социалистических Республик с середины 1920-х гг. до своей смерти в 1953 году.

Столыпин - государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра. В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905-1907 годов.

Хронотоп - существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений. Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопеявляется время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен.

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из крестьянского рода, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын закончил в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступил заочником в Московский институт философии И литературы. Не закончив в нем двух курсов, он ушел на войну, с 1942 по 1945 год командовал на фронте батареей, был награжден орденами и медалями. В феврале 1945 года в звании капитана Солженицын был арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел под следствием и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом Особлаге. Затем был сослан в Казахстан “навечно”, однако в феврале 1957 года был реабилитирован. После выхода из заключения Солженицын работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 году “Один день Ивана Денисовича” он был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынуж1 ден был отдавать в “самиздат” или печатать за рубежом." В 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей, а в 1970 году - удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” писатель был насильственно выдворен из России. До 1976 года Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природой напоминающий среднюю полосу России. В 1994 году Солженицын и его семья возвратились на Родину.

Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места действия”, из пяти его крупных вещей, как это ни удивительно, романом в полном смысле является “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”: эпопея “Красное колесо”- “повествование в отмеренных сроках”. “Раковый корпус”, по авторской воле.- повесть. “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.

Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имел семь редакций. Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - научно-исследовательское учреждение в системе МГБ, в котором заключенные создают методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”. Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы пред рассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества, и разные у всех.”

В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: , красного террора, репрессий.

В рассказе “Один день Ивана Денисовича” образ Ивана Денисовича сложился из образа солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте, общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере, где он работал каменщиком.

На первых страницах автор отправляет читателя вместе с Шуховым в барак, санчасть, столовую, штабной барак, кроме БУРа. Мы узнаем жизнь зэка изнутри. Здесь иная шкала ценностей. Восемь лет лагерной жизни приучили Шухова быть внимательным ко всякой мелочи, ибо от этого зависит благополучие, здоровье и сама жизнь лагерника. Вот он, воспользовавшись оплошностью повара, “закосил” две лишние миски каши; вот подобрал по дороге кусок ножовки, чтобы заточить из него сапожный ножичек. Когда мы читаем в конце повести, что Шухов засыпал “вполне удоволенный”, это вызывает у нас чувство сострадания. Удачи Шухова проявились в том, что он избежал лагерных напастей: “не посадили. не выгнали. не попался. не заболел”. Время действия обозначено январем 1951 года.

Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисовичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Клевшин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик. Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.

До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью (жену и двух девочек). Воевал с честью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял. Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт, который не прошел для Шухова даром: надо соблюдать лагерный режим, поклоняться надзирателю, не препираться с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают его житейская мудрость и практическая смекалка, лукавство и знание, что чего стоит.

В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших материальных элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большущее пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор описывает подробно. “Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином”. Лишняя пайка хлеба - не просто поддержка для организма, но и средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть для работы - ив голову не придет унижаться и выпрашивать. Шухов всегда рад разжиться хлебом, но сохраняя свое достоинство. Он запомнил слова опытного лагерника Куземина: “В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”.

В Бога Шухов не верит. Он верит в себя, в свой труд, в товарищей по бригаде, в бригадира Тюрина. Шухов знает, как относиться к конкретной работе.

Пол в надзирательской он вымыл слегка, небрежно. Но накладке стены он испытывает гордость мастера, вдохновение от работы. Здесь Шухову даже жаль, что время быстро идет и пора кончать работу. Бережно относится он к инструменту. Как был бы нужен Шухов в своей деревне, где после воины мужики наперечет. Получая письма от жены, ШуХов переживает, как там с сенокосом. Осуждает легкие заработки красилей. В Шухове сохранились сердечное отношение к людям, доброта, отзывчивость. Ему платят тем же.

Второй главный герой повести - бригада. В повести чувствуется гордость за коллективный труд. В 104-й ни ссор, ни вздора. Когда Татарин уводит Шухова мыть пол в надзирательской, тот уверен, что товарищи приберегут ему завтрак. Шухов отдает вторую миску каши кавторангу. Все переживают за кав-торанга, когда его уводят *в БУР.

Этот рассказ Солженицына сохраняет свое познавательное значение и по сей день. Он поражает жестокостью и прямотой своей правды. Публикация рассказа была общественно-политическим событием.

Рассказ “Матренин двор”, напечатанный в 1963 году, полностью автобиографичен. Жизнь Матрены Васильевны и обстоятельства ее воспроизведены писателем правдиво и достоверно. Истинное название деревни - Мальцеве Курловского района Владимирской области. Изначальное название рассказа “Не стоит село без праведника” - ключ к пониманию замысла автора и идеи произведения.

Сюжет рассказа прост. Учитель, приехавший в деревню глубинной России после жизненных мытарств, поселился в доме Матрены, который был “с четырьмя оконцами в ряд на холодную, не красную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком”. Матрена была одинока, четверть века проработала в колхозе, часто хворала, но инвалидом не считалась. Получив пенсию, она зашила под подкладку своего пальто 20 рублей на похороны, Матрена необыкновенно трудолюбива и бескорыстна. Она помогает всем и безвозмездно, потому и не нажила себе никакого добра, кроме козы, кошки да фикусов. Так, она отдала часть своего дома на вывоз приемной дочери и ее мужу, когда тем надо было построить себе жилье. Она сама помогала разбирать бревна и грузить их на сани. На железнодорожном переезде “сани развалились”, и Матрена погибла, придавленная налетевшим паровозом.

Оставшуюся часть дома и “добро” растащили “близкие”.

“Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти”.

“Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самым праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша”.

Творчество Солженицына притягивает мыслящего читателя правдивостью, болью за происходящее и прозорливостью.

Долгая жизнь Александра Солженицына (1918-2008), его самозабвенное служение русской литературе, огромный талант и редкостное трудолюбие, последовательное отстаивание им гуманистических идеалов и горячая любовь к России и ее народу сделали творчество этого писателя одним из наиболее самобытных, крупных и заметных явлений русской и мировой литератур второй половины XX века, и признание это вылилось для писателя в присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970), лишение советского гражданства и изгнание его из страны (1974), триумфальное возвращение в обновленную Россию двадцать лет спустя... Вот основные вехи литературного и жизненного пути человека, которого совершенно справедливо считают классиком русской литературы.

Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета в 1941-м году, в октябре он уже был в армии, после окончания офицерской школы он становится офицером-артиллеристом, проходит за годы войны путь от Орла до Восточной Пруссии, получает боевые награды и звание капитана. А 9 февраля 1945-го года его арестовали: в личной переписке Солженицына были обнаружены его "крамольные" высказывания о Сталине. Несмотря на блестящую характеристику, данную ему его начальником генералом Травкиным, он был осуждён, и до 1953-го года находился в разных исправительных учреждениях. В 1953-м году он был освобождён - его направили в ссылку в Казахстан, где он прожил до реабилитации, после которой (1956) он поселился в посёлке Торфопродукт под Рязанью. Здесь он работал учителем, снимал комнату в доме Матрёны Захаровой, которая стала прототипом героини рассказа "Матрёнин двор" (1959). В этом же году им за три недели был написан рассказ "Щ-854 (Один день одного зэка)", который при публикации в журнале "Новый мир" (1962) получил название "Один день Ивана Денисовича". Ко времени публикации этого произведения, которое было выдвинуто на Ленинскую премию (правда, премию Солженицын не получил) писатель много и плодотворно работает в литературе: им начаты романы "В круге первом" (1955-68), "Архипелаг ГУЛАГ" (1958-68), написаны несколько рассказов. К моменту своего дебюта в литературе Солженицын, прошедший к этому времени большую и трудную школу жизни, был сформировавшимся самобытным писателем, творчество которого продолжало традиции русской классической литературы.

В 60-е годы Солженицын создаёт роман "Раковый корпус" (1963-67) и начинает работу над большим историческим романом "Р - 17" (1964), превратившимся в процессе работы в историческую эпопею "Красное колесо". Однако отношение власти писателю в 60-е годы было уже резко негативным, поэтому крупные произведения Солженицына печатались за границей: в 1968-м году были опубликованы романы "Раковый корпус" и "В круге первом", а в 1971-м году (после исключения автора из Союза писателей в ноябре 1969-го года и присуждения ему Нобелевской премии в следующем году) в Париже была опубликована книга "Август четырнадцатого" - первая часть ("узел", как называет их писатель) эпопеи "Красное колесо".

После публикации в 1973-м году в Париже первого тома "Архипелага ГУЛАГа" руководители СССР попытались "решить проблему" Солженицына привычными средствами: в феврале следующего года его арестовали и заключили в Лефортовскую тюрьму, откуда, вероятно, он вышел бы очень нескоро, если бы не те всемирные известность и влияние, которыми пользовался Солженицын к этому времени. Поэтому его лишают советского гражданства и выдворяют из страны. Сначала Солженицын с семьёй поселился в Цюрихе, в 1975-м году он публикует автобиографическую книгу воспоминаний "Бодался теленок с дубом", в которой рассказывает историю своей литературной жизни, дает картину литературной жизни в СССР в 60-е - 70-е годы. С 1976-го года семья писателя поселилась в США, в штате Вермонт, где он продолжает активнейшую творческую деятельность, занимается историческими исследованиями, результаты которых в художественной форме воплощаются в "узлы" эпопеи "Красное колесо".

В своих многочисленных интервью за границей с самых первых дней пребывания там Солженицын неоднократно подчеркивал, что он обязательно вернется в Россию. Это возвращение началось в конце 80-х годов, в 1988-м году писателю было возвращено гражданство СССР, а в 1990-м году в журнале "Новый мир" были опубликованы романы "В круге первом" и "Раковый корпус". В следующем году Издательским центром "Новый мир" совместно с автором было подготовлено Малое собрание сочинений писателя в 7-и томах, вышедшее тиражом один миллион экземпляров. В него вошли названные выше романы, том рассказов и "Архипелаг ГУЛАГ". Таким образом произошло возвращение на родину произведений писателя, а сам он вернулся в Россию в 1994-м году.

Исследователи творчества писателя, определяя его вклад в развитие русской литературы, выделяют три центральных мотива его творчества, в разработке которых он достиг наибольших высот. Мотивы эти условно названы ими так: "русский национальный характер; история России XX века; политика в жизни человека и нации в нашем столетии". Особенностью раскрытия этих мотивов в творчестве писателя является предельная субъективность Солженицына, он не соотносит свою точку зрения с общепринятыми, являясь в этом плане самодостаточной творческой личностью, имеющей свое право видеть мир таким, каким он его видит. Другое дело, что его взгляд на историю, его житейская мудрость, его писательский талант делают его творчество весьма значительным явлением литературной и культурной жизни, которое не может однозначно восприниматься всеми, но в своем художественном творчестве (в отличие от публицистики и выступлений общественно-политического характера) он остается писателем, открытым к диалогическому восприятию созданных им произведений.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры