Анатолий константинович лядов биография. Биография - анатолий константинович лядов А к лядов что он написал

Главная / Развод

Размер: 108 МБ

Формат: wmv

Биография

Лядова Анатолий Константинович

Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) Россия

Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог. Он родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории; ученик Ю. Иогансона, Н. Римского-Корсакова.

В 1878 году Лядов был приглашен на педагогическую работу в консерваторию, профессором которой он состоял до конца жизни (с небольшим перерывом в 1905 году, когда покинул консерваторию в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова). В 1879 году он приступил к дирижерской деятельности, продолжавшейся до 1910 года. С 1884 года Лядов стал преподавателем в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.

Лядов был участником Беляевского кружка. К ученикам Лядова принадлежали многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.

По складу дарования композитор был выдающимся мастером симфонической миниатюры. Творчество его отмечено верностью реалистическим принципам русской музыкальной классики, связью с народно-песенным и поэтическим искусством, изяществом выражения, совершенством формы.

В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни. Особенной известностью пользуется сюита "Восемь русских народных песен для оркестра" (1905), где композитор необычайно тонко и глубоко передал характер и особенности русских песен различного вида.

Лядов сочинил много пьес для фортепиано, чаще всего не больших, но всегда лаконичных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса "Про старину" (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска "Музыкальная табакерка" воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его "Детские песни" на народные тексты - здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сцен.

Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он создал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1910), "Волшебное озеро" (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.

СОЧИНЕНИЯ:

Заключ. сцена из "Мессинской невесты" (по Шиллеру) для 4 сол., хора и орк. (1878, перераб. в 1890 в кантату)

Кантата памяти М. Антокольского для хора и орк. (совм. с А. Глазуновым, 1902)

Полонез памяти Пушкина (1899)

"Баба-Яга" (1904)

8 нар. песен для орк. (1906)

"Волшебное озеро" (1909)

"Кикимора" (1910) и др. произв. для орк.

Многочисл. пьесы для фп., в т.ч. "Бирюльки" (1876), "Арабески" (1878), баллада "Про старину" (1889), "Музыкальная табакерка" (1893), 3 багатели (1903), Вариации на нар. польск. тему (1901), прелюдии, мазурки, этюды, интермеццо и др.

Сборник русских на родных песен (ор. 43, издан 1898), 35 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-95 годы И. В. Некрасовым и Ф. М. Истоминым (издано 1902), 50 песен русского на рода для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-1899 и 1901 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. II. Покров ским (издано 1903), 35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895 и 1902 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. По кровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Сара товской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопровождением фортепиано (издание Песенной комиссии Русского географ. общества, б. г.);

для хора a cappella-
10 русских народных песен (переложено для женских голосов, ор. 45, издано 1899), гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской кон серватории (ор. 54, 1902), 5 песен русского народа, положенных на голоса (для женского, мужского и смешанных хоров, издание Песенной комиссии Русского географического общества, 1902), 15 русских народных песен для хора (ор. 59, изданы 1907), 15 русских народных песен для женских голосов (1908), 10 переложений из Обихода (ор. 61, изданы 1909?)

5 русских песен (для женского хора, 1909-10);

Для хора с инструментальным сопровождением-
Слава (для женского хора с coпpовождением 2 арф и 2 фортепиано в 8 рук, ор. 47, издано 1899), Сестра Беатриса (хор в сопровождении фисгармонии в 4 руки, ор.60, 1906);

орк. отд. номеров из оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка" и др.

А. К. Лядов - один из выдающихся композиторов России на рубеже двух веков, XIX и XX. Он был учеником, а впоследствии и единомышленником Н. Римского-Корсакова, а сам преподавал С. Прокофьеву, Н. Мясковскому.

А. К. Лядов. Биография: первые годы жизни

Родился будущий композитор в мае 1855 года в Санкт-Петербурге. И вся его последующая жизнь будет связана с этим городом. Интерес Анатолия к музыке нельзя назвать случайностью. Его отец был дирижером русской оперы, работал в Мариинском театре. Уже с детства мальчик знал весь репертуар, а в юности и сам был статистом на спектаклях. Игре на фортепиано обучала Анатолия его тетя по матери, Антипова В. А. Однако это были нерегулярные занятия. Быт Лядова в детстве был очень неустроенным: когда ему было 6 лет, умерла мать, отец вел жизнь довольно беспорядочную. Это стало причиной формирования в нем не слишком хороших качеств: безволия, несобранности. Они крайне негативно повлияли на творческий процесс в дальнейшем.

Биография Лядова А. К.: студенческие годы

С 1867 по 1878 годы Анатолий обучался в консерватории Санкт-Петербурга. Его преподавателями были такие знаменитости, как Ю. Иогансен, Н. Римский-Корсаков, А. Дубасов, Ф.Беггров. Закончил консерваторию Лядов блестяще. При содействии Н. Римского-Корсакова еще в студенческую пору Анатолий поддерживал дружеские связи с «Могучей кучкой» - содружеством композиторов. Здесь он приобщился к идеалам творчества и осознал себя именно русским композитором. Вскоре это объединение распалось, и Лядов перешел в новое - «Беляевский кружок». Вместе с Глазуновым и Римским-Корсаковым он сразу стал руководить процессом: отбирать, редактировать и издавать новые сочинения.

А. К. Лядов. Биография: консервативность композитора

Как художник Анатолий Константинович сформировался достаточно рано. И в дальнейшем вся его деятельность не отмечена какими-либо резкими переходами. Внешне жизнь Лядова выглядела спокойной, стабильной и даже однообразной. Он словно опасался каких-то изменений к худшему и поэтому отгораживался от мира. Возможно, сильных впечатлений ему и не хватало для творческой активности. Ровное течение его жизни было нарушено лишь двумя поездками: в 1889 году в Париж на Всемирную художественную выставку, на которой исполняли и его сочинения, и в 1910 году - в Германию.

А. К. Лядов. Биография: личная жизнь

Сюда композитор не допускал никого. Даже от самых близких друзей он сокрыл собственную женитьбу на Н. И. Толкачевой в 1884 году. Свою супругу он не представил никому, хотя впоследствии прожил с ней всю жизнь и воспитал двоих сыновей.

А. К. Лядов. Биография: творческая продуктивность

Современники упрекали его в том, что он мало пишет. Отчасти это было связано с материальной необеспеченностью и необходимостью зарабатывать деньги: он много времени уделял педагогической деятельности. В 1878 году Лядова пригласили на должность профессора в консерваторию, и он работал в этом учебном заведении до конца жизни. Дополнительно с 1884 года композитор преподавал в певческой капелле при дворе. Его учениками были Мясковский, Прокофьев. Сам Лядов признавался, что сочинял в малых промежутках между преподаванием. С 1879 году он работал еще и дирижером. В ранний период наиболее оригинальным оказался созданный им цикл «Бирюльки». К концу 80-х годов Лядов проявил себя как мастер миниатюры. Вершиной же камерной формы можно считать его прелюдии. Этот жанр был наиболее близок его мировоззрению. С 1887 по 1890 годы он написал три тетради «Детских песен». Их основой послужили древние тексты прибауток, заклинаний, присказок. В 1880-е годы композитор также начал заниматься русским фольклором. Всего он обработал 150 народных песен.

А. К. Лядов - композитор. Биография: последние годы

В этот период жизни появились симфонические шедевры композитора. Они блестяще подтвердили его творческую эволюцию. С 1904 по 1910 годы Лядов создал «Кикимору», «Волшебное озеро» и «Бабу-Ягу». Их можно рассматривать и как самостоятельные произведения, и как художественный триптих. В сфере последней работой композитора, его «лебединой песней», стала «Скорбная песнь» («Кеше»). Она связана с образами Метерлинка. Эта исповедь души завершила творчество Лядова. А вскоре, в августе 1914 года, окончился и его земной путь.

Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог. Он родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории; ученик Ю. Иогансона, Н. Римского-Корсакова.

В 1878 году Лядов был приглашен на педагогическую работу в консерваторию, профессором которой он состоял до конца жизни (с небольшим перерывом в 1905 году, когда покинул консерваторию в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова). В 1879 году он приступил к дирижерской деятельности, продолжавшейся до 1910 года. С 1884 года Лядов стал преподавателем в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.

Лядов был участником Беляевского кружка. К ученикам Лядова принадлежали многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.

По складу дарования композитор был выдающимся мастером симфонической миниатюры. Творчество его отмечено верностью реалистическим принципам русской музыкальной классики, связью с народно-песенным и поэтическим искусством, изяществом выражения, совершенством формы.

В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни. Особенной известностью пользуется сюита "Восемь русских народных песен для оркестра" (1905), где композитор необычайно тонко и глубоко передал характер и особенности русских песен различного вида.

Лядов сочинил много пьес для фортепиано, чаще всего не больших, но всегда лаконичных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса "Про старину" (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска "Музыкальная табакерка" воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его "Детские песни" на народные тексты - здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сцен: "Земелюшка-чернозём", "Плетень", "Окликание дождя" и другие.

Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он создал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1910), "Волшебное озеро" (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.

Умер Лядов 28 августа 1914 года в усадьбе Полыновка Новгородской губернии.
СОЧИНЕНИЯ:- Заключ. сцена из "Мессинской невесты" (по Шиллеру) для 4 сол., хора и орк. (1878, перераб. в 1890 в кантату)

Кантата памяти М. Антокольского для хора и орк. (совм. с А. Глазуновым, 1902)

Полонез памяти Пушкина (1899)

- "Баба-Яга" (1904)

8 нар. песен для орк. (1906)

- "Волшебное озеро" (1909)

- "Кикимора" (1910) и др. произв. для орк.

Многочисл. пьесы для фп., в т.ч. "Бирюльки" (1876), "Арабески" (1878), баллада "Про старину" (1889), "Музыкальная табакерка" (1893), 3 багатели (1903), Вариации на нар. польск. тему (1901), прелюдии, мазурки, этюды, интермеццо и др.

Самый краткий вариант)

Этот композитор не сочинял больших произведений, в его творческом наследии нет ни опер, ни симфоний, но, тем не менее, в русской музыке он занял видное место и внёс немалый вклад в её развитие. Его имя Анатолий Константинович Лядов – непревзойдённый мастер музыкальной миниатюры. Он написал немного произведений, но каких! Его творения - это настоящие шедевры, в которых он филигранно оттачивал каждую ноту. Лядов был человеком ярким и самобытным, в своём искусстве он хотел отразить то, чего не хватало ему в обыденной жизни - сказку.

Краткую биографию Анатолия Лядова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Лядова

11 мая 1855 года в семье известного в музыкальных кругах Санкт-Петербурга дирижёра императорского театра оперы и балета Константина Николаевича Лядова произошло радостное событие: родился мальчик, которому счастливые родители дали красивое имя Анатолий. Мама малыша Екатерина Андреевна была талантливой пианисткой, но, к большому сожалению, она рано ушла из жизни, оставив на мужа дочь Валентину и сынишку Толю, которому в то время шёл шестой год. Отец очень любил своих детей, но чтобы обеспечивать семью, ему приходилось много работать, поэтому брат и сестра, росшие без материнского внимания, заботы и любви, фактически были предоставлены сами себе. В доме царила беспорядочная богемная атмосфера, которая негативно отразилась на формировании личности будущего композитора. Пассивность, внутренняя несобранность и безволие – такие приобретённые с детства психологические черты впоследствии неблагоприятно сказывались на его творческой работе.



Театральное детство

Биография Лядова гласит, что уже с раннего возраста у мальчика стали проявляться удивительные разносторонние таланты, причём не только музыкальная одарённость, но также прекрасные художественные и поэтические способности. Первые уроки игры на фортепиано Анатолий получал у своей тёти В.А. Антиповой, хотя нужно отметить, что эти занятия были непостоянными, а вот первой школой, где музыкальное развитие мальчика происходило очень интенсивно, стал Мариинский театр (отец частенько брал детей к себе на работу). Интересное общение с талантливыми людьми, присутствие на репетициях музыкальных спектаклей, возможность слушать оперную и симфоническую музыку – всё это благотворно влияло на будущего музыканта. Он выучивал наизусть партии многих оперных героев и затем эмоционально изображал их дома перед зеркалом. Кроме того, в театре у Анатолия было ещё одно занятие, которое он с удовольствием выполнял - это роль статиста: мальчик участвовал в различных массовых сценах.

Учёба в консерватории

Неординарные музыкальные способности предопределили будущее младшего Лядова и в 1867 году родные направили его для обучения в Петербургскую консерваторию. С родительским домом Анатолию пришлось расстаться, так как по семейным обстоятельствам (болезнь отца) его поселили в пансионат А.С. Шустова, откуда в праздничные и каникулярные дни мальчика на отдых забирали родственники по материнской линии. Консерваторскими преподавателями Лядова были А.А. Панов (класс скрипки ), А.И. Рубц (теория музыки), Ю. Иогансен (теория, гармония), Ф. Бегров и А. Дубасов (класс фортепиано). Учёба не доставляла молодому человеку особого удовольствия, он не отличался особым прилежанием и часто пропускал занятия. Однако Лядов проявлял заинтересованность к теоретическим дисциплинам и углублённо изучал контрапункт. У Анатолия было большое желание попасть в класс по композиции к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову и ему это удалось. Осенью 1874 года молодой человек становится учеником выдающегося маэстро, который сразу высоко оценил его дарование. Тем не менее, авторитет знаменитого преподавателя не мог повлиять на нерадивого ученика: весной 1875 года он не явился на экзамен, а через полгода был исключён из числа учащихся.

Вне стен консерватории Лядов провёл два года, но это время не прошло для него даром, так как молодой человек очень тесно общался с композиторами «Могучей кучки ». Членам сообщества: Стасову, Мусоргскому и Бородину его представил Римский-Корсаков ещё в ту пору, когда выдающийся профессор восторгался талантами своего ученика и не обижался на него за нерадивое отношение к учёбе. Кроме того, в балакиревском кружке Анатолий познакомился с Александром Глазуновым , с которым завязалась крепкая дружба, продолжавшаяся на протяжении всей жизни. Кучкисты относились к молодому дарованию очень тепло, ведь, несмотря на юношеский возраст, он сумел зарекомендовать себя как профессиональный музыкант. Например, зимой 1876 года Милий Балакирев попросил Лядова помочь подготовить к повторному изданию партитуры оперных произведений М.И. Глинки . Эта работа была проделана настолько тщательно, что Римский-Корсаков изменил своё отношение к непослушному ученику, и даже вскоре они стали хорошими друзьями.


В 1878 году Лядов обращается в дирекцию консерватории с прошением о его восстановлении. Ходатайство было удовлетворено, и уже весной он с отличием заканчивает учебное заведение, предоставив на суд экзаменационной комиссии написанную с большим профессионализмом кантату для заключительной сцены драмы Ф. Шиллера «Мессинская невеста». Художественный совет консерватории присудил Лядову малую серебряную медаль, однако с оговоркой: выпускник получит её, когда сдаст задолженность по научным предметам. Кроме того, руководство учреждения предложило Анатолию Константиновичу занять должность преподавателя по теоретическим предметам и инструментовке в родной «альма - матер». Он согласился и впоследствии занимался педагогической деятельностью на протяжении всей своей жизни, воспитав много выдающихся музыкантов.

Творческий подъём


Следующий 1879 год также принёс Лядову много новых впечатлений. В Петербургском кружке любителей музыки он впервые дебютировал как дирижёр, и здесь он повстречался с большим любителем музыки Митрофаном Петровичем Беляевым, который в этом самодеятельном коллективе музицировал на альте. Это знакомство плавно перетекло в дружбу. С 1884 года меценат стал устраивать каждую неделю в своём доме музыкальные вечера камерной музыки, положившие начало содружеству выдающихся музыкантов, и которое впоследствии получило название «Беляевский кружок». А со следующего года, когда Беляев основал в Германии нотоиздательскую фирму, Лядову было поручено заниматься отбором и редактированием новых произведений русских композиторов. Согласно биографии Лядова, 1884 год тоже ознаменовался очень важным событием, но уже в личной жизни Анатолия Константиновича: он женился на Толкачевой Надежде Ивановне, с которой счастливо дожил до конца своих дней. В том же году композитор по приглашению Балакирева, назначенного управляющим Придворной певческой капеллой, он стал работать преподавателем теоретических дисциплин в регентских и инструментальных классах главного хора России, а в 1886 году в консерватории получил должность профессора.

В этот период в музыкальных кругах Петербурга Лядов становится известным не только как композитор, но и как дирижёр, в этом амплуа он успешно выступал в основанных Митрофаном Беляевым «Русских симфонических концертах». 1887 год для Анатолия Константиновича был отмечен знакомством с Чайковским и Рубинштейном. Он впоследствии дирижировал в организованных Антоном Григорьевичем «Общедоступных симфонических концертах». В 1889 году Лядов по приглашению Беляева побывал в Париже на Всемирной художественной выставке. Там меценат устраивал концерты, на которых звучали произведения русских композиторов, в том числе и Анатолия Константиновича.

К середине девяностых годов авторитет Лядова как композитора, дирижёра и педагога достиг своей вершины. В 1894 году он знакомится с Александром Скрябиным и сближается с Сергеем Танеевым , который приехал в Петербург ради постановки оперы «Орестея».

Трудные годы двадцатого века

Первые годы двадцатого века принесли Лядову большие огорчения, так как в 1904 ушёл из жизни его большой друг Митрофан Беляев. Согласно завещанию мецената, Анатолий Константинович вошёл в состав попечительского совета, организованного для вознаграждения отечественных музыкантов и композиторов. Затем наступил кровавый 1905 год. Лядов вместе с другими преподавателями в поддержку уволенного Римского-Корсакова покинул стены консерватории и вернулся туда лишь после того, когда должность директора занял Глазунов. Последнее десятилетие в жизни композитора постоянно омрачалось потерей близких для него людей: в 1906 году умер Стасов, а в 1908 году не стало Римского-Корсакова. Горестные переживания от утраты друзей сильно сказались на здоровье Анатолия Константиновича, и в 1911 году его самого сразила тяжёлая болезнь, от которой он уже не смог оправиться. Врачи прописали ему бережное к себе отношение. Лядов почти никуда не выходил, только лишь иногда посещал консерваторию. Тем не менее, заслуги композитора были ярко отмечены в 1913 году. В Петербургской консерватории запоминающе отпраздновали 35- летие его творческой деятельности. Затем вновь были сильные потрясения. Осенью 1913 года умерла любимая старшая сестра Лядова - Валентина Константиновна Помазанская, а летом следующего композитор проводил на военную службу своего старшего сына. Переживания сломили Анатолия Константиновича. Композитор скончался 28 августа 1914 года в деревне Полыновка – имении жены, расположенном недалеко от города Боровичи.



Интересные факты о Лядове

  • Когда Митрофан Беляев основал в Лейпциге нотноиздательскую фирму, то обязал Лядова заниматься корректировкой готовящихся к изданию произведений. Анатолий Константинович настолько скрупулёзно проделывал эту работу, что меценат в шутку стал называть его «прачкой».
  • Из биографии Лядова мы узнаём, что Анатолий Константинович был наделён многими талантами. Помимо композиторского дара он имел прекрасные способности к изобразительному искусству и поэтическому творчеству. Дошедшие до нас остроумные картинки и стихотворения могут предостаточно рассказать о характере их автора. Например, Лядов очень много рисовал для сыновей, а затем устраивал целые вернисажи из своих творений, развешивая их по всей квартире. На этой выставке можно было увидеть полные юмора карикатуры на известных людей, а также изображения различных мифологических существ: кривых чёртиков или странного вида человечков.
  • Когда у Лядова спрашивали, почему он предпочитает сочинять небольшие музыкальные произведения, то композитор на это всегда шутил, что не может выдерживать музыки более пяти минут.
  • Практически все свои сочинения Лядов кому-то посвящал. Это могли быть учителя, родственники или близкие друзья. Он считал для себя важным адресовать произведение конкретному лицу, к которому относился с большой любовью и уважением, и может быть поэтому он так тщательно работал над каждым своим творением.
  • Многие утверждают, что Лядов был самым ленивым русским музыкальным классиком и поэтому написал так мало произведений. Однако некоторые биографы композитора категорически отрицают это. Он много занимался педагогической деятельностью, так как именно она давала возможность Лядову содержать свою семью. В письмах к Беляеву, который желал, чтобы Анатолий Константинович оставил работу в консерватории и полностью занялся сочинением, композитор отвергал любую материальную поддержку мецената.


  • Современники композитора вспоминали, что Анатолий Константинович был добрейшим человеком. С ним всегда было приятно общаться, так как он умел легко поддержать разговор и быть интересным собеседником. Помимо этого Лядова ещё характеризовали как беспечнейшего человека, который очень любил покутить и повеселиться, что возможно и сказалось на подрыве здоровья и раннем уходе из жизни.
  • Сразу после кончины Анатолия Лядова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
  • Несмотря на показную богемность композитор был человеком скрытным и к своей личной жизни не подпускал даже друзей. В 1882 году в городе Боровичи он познакомился с Толкачевой Надеждой - выпускницей Высших Женских курсов и в 1884 году обвенчался с ней, никого не поставив в известность. В 1887 году супруга осчастливила композитора рождением сына, которого назвали Михаил. В 1889 году в семье Лядовых появился второй сын – Владимир. Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.
  • Значимое место в жизни Лядова занимала педагогическая деятельность. Преподавать он начал сразу после окончания консерватории и трудился на этом поприще до последних дней. Учениками выдающегося маэстро были Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев , С. Майкапар, А. Оленин, В. Золотарёв - замечательные личности, внесшие неоценимый вклад в развитие русской, а затем и советской музыкальной культуры.
  • Анатолий Константинович очень любил читать и живо интересовался новинками, которые появлялись в литературе. Он на всё имел собственное мнение, которое не боялся высказывать. Например, всем было известно, что он превозносил Достоевского и Чехова и не любил Горького и Толстого.
  • Композитор, находясь в тяжёлом состоянии и предчувствуя свою кончину, перед смертью сжёг наброски всех начатых им произведений.

Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.
Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию в классы фортепиано и скрипки. Вскоре Лядов заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. К этому же времени относятся его первые композиторские опыты.

Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за непосещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил. В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в консерватории, где и работал до самой смерти. А. К. Лядов был одним из членов Беляевского кружка.

А. К. Лядов был известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Так Сергей Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда он задержал выполнение заказа, Дягилев был вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.
Большим поклонником творчества А. К. Лядова и специалистом по его музыкальному наследию был композитор и педагог Н. Н. Вилинский, также написавший «Четыре миниатюры памяти А. Лядова», соч. 40 (1956).

Преподавал в Петербургской консерватории, причем преподавательская деятельность композитора началась сразу по его окончании этой же консерватории. Среди учеников: Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, В. М. Беляев, И. И. Чекрыгин, А. В. Оссовский, А. А. Оленин, Майкапар и другие.

Значительная часть сочинений Лядова написана для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы. Композитор считается одним из мастеров жанра миниатюры - многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут (Музыкальная табакерка).

Среди самых известных сочинений Лядова - симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь».

Лядов также известен как фольклорист - он составил несколько сборников русских народных песен. Для голоса и ф-но: 18 детских песен на народные слова, сборники народных песен, романсы и др. Для хора а cappella: «10 русских народных песен», «15 русских народных песен», 10 переложений из Обихода и т. д.

Источник: ВИКИПЕДИЯ Свободная энциклопедия

Анатолий Константинович ЛЯДОВ: О Музыке

Анатолий Константинович ЛЯДОВ (1855 - 1914) - русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории

Услышать музыку композитора на нашем сайте Вы можете в разделе

"На столе перед нами лежала тетрадь Шопена", — вспоминал ученик А.К. Лядова А.В. Оссовский о весеннем экзамене в Петербургской консерватории в 1897 г. — "Я делал изустный гармонический анализ. А.К. Указал концом карандаша на какую-то ноту.

— А это что за нота? — Тон, чуждый аккорду. Да. Капризная нотка. И какая вкусная! Вся ведь прелесть искусства в умелом нарушении правил, в этих капризах фантазии".

Выдающийся педагог, мастер музыкальных миниатюр и тонкий художник Анатолий Константинович Лядов был одним из виднейших представителей младшего поколения «Новой русской музыкальной школы», современником Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, а также Рахманинова и Скрябина.

М. Горький сказал: «Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их...».

Вторая половина XIX - начало XX вв. — период небывалого расцвета русской культуры. Народность и реализм отличают творчество писателей Л. Толстого, А. Островского, И. Тургенева, А. Чехова; художников Перова, Крамского, Репина, Шишкина; музыкантов Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Балакирева.

В этой атмосфере культурного подъема и сформировался творческий стиль молодого музыканта Анатолия Лядова.

Не будучи таким плодовитым, как многие его знаменитые современники, Лядов, тем не менее, внес свою лепту в развитие русского искусства, а лучшие его миниатюры прочно вошли в репертуар наших музыкантов.

Наследие Лядова невелико. Основу его творчества составляют произведения малых форм — фортепьянные, оркестровые и вокальные. Глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы.

Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 г. в Петербурге в очень музыкальной семье. Среди его предков было не мало музыкантов-профессионалов, а многих отличало поистине незаурядное композиторское дарование. Дед Анатолия Лядова — Николай Григорьевич Лядов был капельмейстером Петербургского Филармонического общества. А отец — композитор Константин Николаевич Лядов — служил капельмейстером Императорской Русской оперы. Его музыкально-просветительская деятельность имела большое значение для становления русского классического искусства, а многочисленные романсы и танцы пользовались большой популярностью в обществе.

Музыка окружала Анатолия Лядова с младенчества. Рано лишившись матери, они с сестрой часто пропадали на работе у чересчур занятого отца. И не удивительно, что именно опера стала одним из первых источников музыкальных впечатлений мальчика. По словам Римского-Корсакова, «все, от первого певца до последнего ламповщика, баловали его, как сына капельмейстера. Во время репетиций он шалил за кулисами и лазил по ложам».

А когда дети подросли насколько, что могли и сами приобщиться к жизни театра, они стали в качестве статистов участвовать в постановках. Так, Анатолий и Валентина были задействованы в операх «Иван Сусанин» Глинки и «Юдифь» Серова.

Когда Лядову исполнилось 11, он поступил на подготовительное отделение консерватории, с зачислением на почетную персональную стипендию имени его отца. Это было в 1867 г., а через одиннадцать лет, отпуская молодого композитора в свободное плавание, его учитель Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. …Уж очень он талантлив, и при этом умница».

Однако взаимоотношения Лядова с Римским-Корсаковым не всегда были безоблачными. Последний даже исключил молодого человека из консерватории за «невероятную лень ». В записях Римского-Корсакова можно найти следующее: «Неразлучные друзья А.К. Лядов и Г.О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить...».

К счастью, вскоре Лядов был в консерватории восстановлен и даже начал помогать М.А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки « Жизнь за царя» и « Руслан и Людмила» , сблизившись в это время с композиторами «Могучей кучки».

Во время обучения в консерватории Лядов написал четыре романса, которые получили довольно высокую оценку в кругу музыкантов. Мусоргский отмечал в письме к Стасову: «... появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант, сын Константина Лядова, ученик консерватории... Воистину талант! Пишет легко, бесхитростно, бойко, свежо и с силой…»
В 1878 г. Анатолий Лядов окончил Петербургскую консерваторию, но не покинул ее стен. С этого времени началась преподавательская деятельность композитора, которая продолжалась до самой его смерти (с 1886 г. профессор консерватории). Среди учеников Лядова: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев, А.В. Оссовский и другие.

Об отношении Лядова к своим ученикам Е. Браудо в статье «А.К. Лядов» писал: «... наблюдательность и психологическое чутье позволяли Лядову совершенно безошибочно определять музыкальную индивидуальность своих учеников. И никто в такой мере, как он, не умел развивать в них чувство изящного, благородство вкуса».

А вот как охарактеризовал учителя одни из учеников Лядова: «... Огромный и ясный теоретический ум, с ясно осознанными принципами и планом преподавания, меткость, точность и изящество объясняющих формул, мудрая сжатость изложения”

В 80-90-х гг. Анатолий Лядов, помимо преподавательской и сочинительской деятельности не раз выступал как дирижёр в концертах Петербургского кружка любителей музыки, в «Русских симфонических концертах ». По поводу одного из таких концертов музыкальный критик В.В. Стасов писал: «... нельзя не упомянуть, с глубокой благодарностью, о прекрасном дирижировании А.К. Лядова, который, мало того, что приготовил хор и оркестр и вообще вел все дело, но первый подал мысль устроить концерт в память Мусоргского. Честь и слава молодому талантливому музыканту, жаждущему почтить публично талантливого своего предшественника».

В 1889 г. на всемирной выставке в Париже сочинения Лядова в числе прочих исполнялись в двух симфонических концертах, составленных из произведений русских композиторов.

Кроме этого, Лядов по поручению Императорского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен и выпустил в свет несколько сборников, которые были высоко оценены исследователями русского фольклора.

В 1909 г. балетный импресарио С.П. Дягилев заказал Лядову для парижских «Русских сезонов» балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет был передан молодому композитору Игорю Стравинскому.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры