Белый африканец. Африка для белых людей

Главная / Развод

На фото (дверная ручка в замке Глубока в Южной Богемии, представляет собой деталь фамильного герба Шварценбергов. Ворон выклёвывает глаза бедолаге c оселедцем. Считается, что это турoк.)

Все прекрасно знают, что границы 1991 года абсурдны, и русские с ними никогда не согласятся. Спасать Украину никто не собирается, скорее наоборот. Речь идёт только о том, что, кому, когда, в каком виде и на каких условиях достанется после её ликвидации. Украина подписала себе смертный приговор ещё в тот момент, когда отказалась от русского, как от государственного языка. За этим актом автоматически последовали отказ от русской культуры и русской истории. Такой глупости не сделал ни один белый народ. Вопрос о независимости вообще не связан с вопросом о языке.

(Кутна Гора, Богемия. Украшенная статуями терраса перед иезуитским колледжем напоминает Карлов мост. В своё время этот город соперничал с Прагой, как Тверь соперничала с Москвой. Cтатуя Людовика IX Святого в окружении его пленников. Людям с оселедцами опять не повезло. Считается, что это сарацины.)

Посмотрите на западное полушарие. Все европейские колонисты, при тех или иных обстоятельствах получившие независимость, сохранили и язык бывшей метрополии, и её культурную традицию.

Более того, даже ирландцы, пролившие реки крови в борьбе за независимость от ненавистных англичан, сохранили английский язык в качестве государственного, оставив за ирландским статус экзотического хобби для энтузиастов. При нормальном развитии событий статус украинского языка на Украине примерно соответствовал бы статусу ирландского в Ирландии. Или, с учётом его географической локализации в Галиции и в прилегающих к ней областях, статусу французского в Канаде. Это региональный язык, и общегосударственным он быть не может. Если Украина хотела быть полноценным государством, её единственным государственным языком должен был стать русский. A русская история должна была стать её единственной историей.

Классической русской культуры хватило бы хоть на триста, хоть на пятьсот миллионов человек. Возможно — на миллиард. «Украинство» собранo из того, что не пригодилось ни русским, ни полякам. Вышло то, что вышло — «Кобзарь» в качестве центрального произведения, Конотопская битва в качестве ключевого события, всякие фейки для совсем уж фриков — «казаки-кшатрии», «Запорожская республика», «конституция Пилипа Орлика». Этого было бы недостаточно даже для маленькой балканской страны. И у Сербии, и у Хорватии история и культура куда солиднее. На «Кобзаре» и Конотопе смогла бы продержаться разве что Македония. Но Украина — сорокамилионная страна. В её масштабах «Кобзарь» и Конотоп равны нулю. Это выбор, означающий одичание страны.

(Вена, Австрия. Собор св. Стефана. Xороший человек (если не ошибаюсь, св. Франциск) попирает ногами поверженного врага рода христианского (считается, что это янычар). Как обычно, человеку с оселедцем не повезло.)

Bыбирая себе в качестве предков фейковых казаков с оселедцами, украинцы становятся в глазах европейцев более чужими, чем турки. Если уж до конца называть вещи своими именами, то вне русского культурно-исторического пространства Украина автоматически превращается в Африку. Начиная с Майдана, украинцы неизменно шокируют русских своими действиями в Сети и в реале. Это типично африканское поведение.

Самоидентификация на основе прыжков на месте («кто не скачет — тот москаль») отчётливо напоминает обычаи племени масаев. Провозглашение соотечественников насекомыми («колорады») с их последующим зверским убийством в Одессе копирует действия хуту, начавших геноцид тутси в Руанде с радиотрансляции призывов «истребить тараканов». Известное интервью фронтмена группы «Вопли Видоплясова» Олега Скрипки, в котором он требует запретить на Украине русский язык, очень мало отличается от заявлений лидера нигерийской группировки «Боко харам» Абубакара Шекау. Наверное, вы его видели — это такой почёсывающийся укурок, похитивший триста школьниц. Название «Боко харам» переводится как «образование запрещено», и звучит ничуть ни хуже и не лучше, чем «Вопли Видоплясова».

В целом же по генезису движения, по идеологии, по методам ведения борьбы, сторонники Майдана и сегодняшнего киевского правительства являются аналогом африканских национально-освободительных движений. Думаю, ближе всех они к повстанцам мау-мау в Кении. Что касается ирредентистов Новоросcии, и у них есть масса аналогов в новейшей африканской истории — французы в Алжире, белые фермеры в Родезии и Кении и т.д. Метрополия так же отрекается от них, международное сообщество так же пытается выдать их на расправу дикарям, пишущие подонки, по Божьему недосмотру называющие себя интеллигенцией, так же подло предают их в каждой своей статье.

Даже сам ход военных действий показывает, что Украина — это совершенно африканская страна. Ситуaция, когда регулярная армия бросает в бой все свои силы и месяцами не может взять находящиеся под контролем горстки ополченцев населённые пункты, невозможна ни в Европе, ни в Азии, ни в Латинской Америке. Украинская пропаганда утверждает, что на стороне Новороссии сражаются наёмники из России. Это усугубляет картину. Белые наёмники страшны только африканским армиям.

(Добро пожаловать в Еврoпу или С оселедцем вход воспрещён. Ещё одна деталь декора одного из шварценбергских замков.)

Появление на востоке Европы африканского государства не будет казаться столь неожиданным, если вспомнить реальную историю Северного Причерноморья до его присоединения к России. В XIV-XV веках эта территория и была для Европы тем, чем впоследствии стала Африка — основным источником рабов. В первой половине XV столетия до 90% всех продававшихся в Европе невольников происходило из Причерноморья, а нa Гвинею европейцы переключились только после того, как турки перекрыли Проливы. Но и во второй половине века доля уроженцев Причерноморья на рабских рынках достигала 25%. В целом же работорговля в регионе прекратилась только после того, как Россия присoединила Крым (я имею в виду первое присоединение, 1783 года).

Украина была Африкой до прихода русских, она стала Африкой после ухода русских. И она будет оставаться Африкой, пока туда не вернутся русские. Потому что никакой другой связи с европейской цивилизацией, кроме русской культуры и русского государства, у украинцев нет. Но когда придут русские, ведомо одному Богу. Украинцам остаётся только молиться, чтобы это произошло как можно скорее. Африканские войны бывают довольно долгими и чрезвычайно жестокими. Похоже, инферно на Украине только начинается.

И если вам вдруг показалось, что я написал это всё со злорадством, вы ошиблись. Когда я вижу, что творится на Украине, у меня сердце кровью обливается. Потому что я никогда не признáю ни эту страну, ни её жителей чужими для нас. Для меня украинцы — это русские, с которыми произошла катастрофа.

http://bohemicus.livejournal.com/90590.html

Как ни удивительно будет для многих узнать, но коренным населением Северной Африки являются не негроидные африканцы и даже не арабы, а народы, которые принято называть берберами . Ещё большее удивление вызовет тот факт, что эти народы являются народами Белой Расы , подвергшимися насильственной исламизации в 7 веке нашей эры.

Кстати, многим берберам невдомёк, что их так называют, поскольку это название им дали другие народы, и такое название по-научному называется экзоэтнонимом . Есть теория, что якобы появилось оно ещё при римлянах. Выводят его из греческого barbaros , либо латинского barbarus - «варвар» .

Так греки, а за ними римляне, называли все народы, культуру и язык которых они не понимали. Однако, если учитывать, чтоРимской империи в том понимании, в котором она нам преподносится ортодоксальными историками, не существовало, а вся «античная» история писалась в средние века, то всё не так просто и однозначно, даже с термином «варвар» , а уж с происхождением от него «бербер» и подавно. Древних германцев они ведь тоже, говорят, варварами называли, однако берберами те так и не стали называться.
Зато древних испанцев называли иберами . И здесь невозможно не заметить, что этнонимы «бербер» и «ибер» имеют один и тот же корень «бер» . По версии Карла-Вильгельма Гумбольдта, немецкого филолога и философа 19 века, древнейшее население Испании - иберы, проживавшее на территории полуострова с 8 тысячелетия до н.э., есть выходцы из Северной Африки и остатками этого древнего населения Западной Европы являются современные баски. Ещё есть версия, что название бербер могло происхожить либо от местного «бер-абер» - «переселяться группами». Кроме того в центральном Марокко проживает племя брабер (или барабир, берабер). Так что версий происхождения слова берберы при желании можно найти несколько, но почему-то самой распространённой является версия «варварская».

Сейчас берберами называют совокупность множества племён, кторые проживают на территории всей северной Африки, от Египта на востоке до Атлантического океана на западе, и от Судана на юге до Средиземного моря на севере, а также в других странах, в том числе и европейских. Численность берберов в мире оценивают по-разному - от 20 до 40 млн . человек. Больше всего их проживает в так называемях странах Магриба, по-арабски - «Там, где закат»: Морокко (племена шильхов, амазихов, рифов - около 9,5 млн. человек), Алжир (кабилы, шауйя, туареги - около 4,3 млн.), Тунисе и Ливии (племя нафуси 210 тыс.). Также берберы проживают в Мали (0,6 млн.), Нигере (0,4 млн.), во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.

Считается, что сами себя они называют amazigh, amasiyen (может звучать как амазиг, амазир и даже амазай), что значит «люди» или «свободные люди» . Однако, есть на этот счёт и другое мнение. Его высказывает А.Ю. Милитарёв - российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания. В своей статье «Глазами лингвиста: Гарамантида в контексте Североафриканской истории» он пишет следующее:

«Коснёмся ещё нескольких научных «микромифов» вокруг самоназвания берберов. «Самоназвание, которое они (берберы. - А.М .) чаще всего себе дают, это amasiyen , что значит «люди». Язык же свой они называют людским, в чём не меньше гордости и презрения к неберберам, чем у римлян, которые называли их варварами» (13). И у другого автора: «Самоназвание туарегов - имохаг (или имаджирхен), что значит «свободные» («независимые»)» (14). И в другом месте: «Свободолюбие туарегов, отражённое уже в их самоназвании - «имохаг»... напоминает о гарамантах, отстаивавших свою независимость…» (15).

На самом деле, imaziyean - самоназвание берберов (и его варианты у южных берберов - туарегов) - не переводится ни как «люди», ни как «свободные». Термин этот существует не менее 2,5 тысячелетия - он довольно надёжно идентифицируется с Maksyes Геродота и Mazikes, Mazices других античных источников и действительно, как предполагает Ю. К. Поплинский, сопоставим с этнонимом msws «ливиец» египетских текстов XIX и XX династий… обозначая одно из ливийских племён и ничего более. Самая правдоподобная этимология для amaziy , мн. ч. imaziyan , была предложена Т. Сарнелли: он реконструировал его, как прилагательное «красный» с обычным префиксом m- из общеберберского глагола *i-zway «быть красным».

Название народа по цвету (волос, кожи или традиционной одежды) - явление не уникальное (16). Развившееся в туарегских диалектах дополнительное значение этого этнонима - «свободные» - указывает не на свободолюбие туарегов или их стремление к независимости от каких-то внешних «угнетателей», а, напротив, на их собственный статус свободных, господ по отношению к зависимым от них этническим группам неевропеоидного типа и неберберского происхождения…»

Из этого следуют, по крайней мере, два очень интересных вывода. Во-первых , самоназвание амазихов-берберов может происходить от слова «красный» . И действительно, среди них мого рыжеволосых, белокожих людей с голубыми или светло-карими глазами. Например, мисс Алжир 2013, жена короля Иордании Мухаммеда 6 и всемирно известная и любимая франзузская певица Эдит Пиаф . Она берберка по материнской линии. Также в национальной одежде берберов много красного цвета. И во-вторых, племена амазихов - европеоидного типа. Этот вывод подтверждается и довольно многочислеными генетическими исследованиями, которые выделили, так называемый «маркер берберов» - гаплогруппу E1b1b , которая встречается не только в Африке (Восточная, Северная и Южная), но и в Европе (Юго-Восточная и Южная) и Западной Азии.

Однако осторожные учёные опасаются непосредственно приписывать берберов к белой расе напрямую. Они называют их белыми арабами (Caucasoid Arabs) , промежуточной ступенью между европейцами и чёрными африканцами (Sub-Saharan Africans) , помесью белых европейцев и средиземноморской расы, помесью европейцев и западных азиатов, либо просто - евразийцами. Так жегенетические исследования западных учёных, таких как Луиджи Лука Кавалли-Сфорца (Luigi Luca Cavalli-Sforza) , итальянского генетика или Карлтона Стивенса Куна (Carleton Stevens Coon) , американского антрополога, привели к выводу, что белые люди приходили в Северную Африку несколько раз в период с 30 до 8 тыс. лет назад . Сначала из Евразии, а затем с Ближнего Востока. Кун уверен, что амазихи-берберы проживают на территории Северной Африки, по крайней мере, 15 тыс. лет .

Выше упоминались ливийские племена. Их часто называют предками амазихов-берберов. В этой связи будет интересным рассмотреть один вариант появления самого слова «ливийцы» , тоже экзоэтнонима. Египтяне называли этих людей «народ рабу» - «поклоняющиеся солнцу» и изображали их, как людей с белым цветом кожи, татуировками, страусовыми перьями на голове и спускавшейся на висок косой. «Рабу» произносилось и как «ребу», затем - «лебу», потом - «либу» и, наконец, - «ливы». О том, что ливийцы былибелой расы , свидетельствуют египетские изображения (на первом рисунке - первый ливиец) и мозаики«римских» вилл в Морокко, Ливии и Тунисе (Кирене, Лептис-Магне и Сабрате). Следует отметить, что один из амазихов-берберов стал римским императором Септимием Севером .

Несмотря на тот факт, что в Сети существует немалое количество источников, упоминающих берберов и их историю , не существует единого мнения, когда же она началась. Разброс во мнениях достаточно велик - по разным источникам история берберов насчитывает от 3 до 11 тыс. лет . А уж о возможном происхождении этого народа не говорится нигде. На землях Северной Африки берберы жили задого до всех известных нам завоевателей - финикийцев, греков, римлян и тем более, арабов , которые пришли на их земли в 7-8 вв н.э. Последние начали оттеснять коренное белое население вглубь котнинента в пустынные и горные районы, насильно исламизировать и ассимилировать, навязывая межэтнические браки. Берберский язык запрещалось использовать в школах и официальных учреджениях, но, несмотря на это и практически поголовное принятие ислама, берберам удалось его сохранить, а также свой менталитет, культуру и образ жизни. Возможно, это случилось и потому, что берберы всё-таки как-то умудрились сочетать ислам со своими исконными культами.

К сожалению, берберских источников об их собственной истории и культуре не сохранилось, что, в общем-то и неудивительно, учитывая количество завоевателей, которые волнами накатывали на этот древний народ. Как водится, каждый завоеватель перекраивал культуру и историю завоёванных под себя. С этой целью максимально уничтожалось предыдущее культурное и историческое наследие народа, имеющего несчатье быть завоёванным. Да и взять хотя бы недавнюю оккупацию Ливии войсками НАТО , которые не только напали на суверенную страну, но и разграбили и уничтожили практически все музеи и музейные ценности в Ливиии, варварски бомбили древнейшие города Ливии - Сабрату и Лептис Магну. Уникальныемозаики со славяно-арийскими символами , которые пески Ливии хранили сотни лет, скорее всего, безвозратно уничтожены. Европейские дикари , которые точно так же вели себя в Югославии и Ираке, даже умудрились украсть у Ливии древнейшие наскальные изображения. Они пропитывали специальным химическим составом полотно, припечатывали его к изображениям, которые нему приклеивались. Об этом варварстве рассказывает Николай Сологубовский , публицист, историк, кинематографист, фотограф, в своих репортажах «Ливия. Гибель Цивилизации» и «Гибель Триполитанской Венеры» .

Но вернёмся к древним ливийцам. О них можно найти упоминания лишь в рассказах других народов - древних египтян, греков и римлян. Рассмотрим краткие упоминания о них, а попутно пройдёмся по известной на сегодняшний день истории древних берберов-амазихов. Самое раннее письменное упоминание о ливийцах можно найти в древнеегипетских папирусах конца 4 тысячелетия до н.э. Со своими соседями берберами последние имели довольно таки тесные взаимоотношения. И торговали они, и воевали с ними, и заставляли платить дань. Военные конфликты с ливийцами-берберами украшают стены египетских храмов и усыпальниц фараонов. Так в храме Амона в Карнаке показан фараон Сети I, одерживающий победу над ливийскими воинами, а в Мединет-Абу, погребальном храме Рамсеса III в Луксоре, нашли фаянсовые рельефы, изображающими традиционных врагов Египта . Слева направо: ливийцы, нубийцы, сирийцы, семиты (кочевники Шасу) и хетты.

В период Среднего царства (около 2200-1700 до н.э.) египтянам удалось подчинить себе восточных берберов и заставить их платить дань. Многие берберы служили в армии фараона и достигали высоких постов в государственной иерархии. Один из офицеров берберского происхождения захватил власть в Египте около 950 года до н.э. и правил под именем Шешонк I. Основанная им 22 и следующая 23, а также 26 династии называются «ливийскими» .

Египтяне также рассказывали и о сражениях с племенами воинственных женщин (сохранился папирус эпохи Рамсеса II (1279-1213 гг до н.э.)). Мало кому известно, но помимо широко известных причерноморских амазонок и задолго до них существовали ливийские амазонки - племя белокурых и голубоглазых женщин-воинов . Представляет безусловный интерес, что само название «амазонки» созвучно самоназванию берберов «амазихи» . Самое раннее упоминание об их воинственном племени содержится в «Илиаде» (предположительно 8 в. до н.э.) - поэме Гомера о Троянской войне (14 в. до н.э.). В ней троянский царь Приам вспоминает, что видел битву амазонок против фригийцев. В этой войне амазонки выступали на стороне троянцев против греков. Гомер говорит, что эти женщины сражались, «как мужам подобные».

О них рассказывал и Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н. э.), древнегреческий историк и мифограф, который в свою очередь пересказывал мифы, записанные другим древнегреческим мифологом - Дионисием Скитобрахионом (жил в Александрии в середине 2 в. до н.э.). Он говорил, что самое древнее амазонское царство располагалось в Ливии , иначе в Северной Африке (Марокко, Алжир, Тунис), но оно исчезло задолго до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера были величественные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок в скалах. Самой известной амазонкой тех времён была Мирина . Под её предводительством амазонки прошли Египет и Аравию, покорили Сирию, прошли Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и пр. Мирина погибла с большей частью войска во Фракии (современная область на востоке Балкан, разделённая между Болгарией, Грецией и Турцией). Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.

Самым первым из античных авторов, которые писали о древних ливийцах, считается Геродот, который в 5 в. до н.э. описал их племена и нравы в своём труде «История» (Книга IV Мельпомена). В 6 в. до н.э. ливийцы активно боролись с Карфагеном, который их пытался подчинить, но во время Второй Пунической войны (218-216 гг. до н.э.) - войны Рима против Карфагена, они выступили на стороне карфагенян. В армии Ганнибала был ливийский кавалерийский корпус. Карфаген пал в 146 г. до н.э. и земли ливийцев стали римскими провинциями, а им пришлось платить дань, а то и попасть в рабство. В римских источниках постепенно исчезают упоминания о ливийцах, а коренное население Северной Африки стали называтьмаврами , а позднее - берберами . В I веке до н.э. в своих «Записках о гражданской войне» упоминает их Юлий Цезарь.

В 6 веке н.э. на смену Риму и позже вандалам в Африке пришли византийцы, а в 7-8 веках вся Северная Африка была завоёвана арабами и вошла в состав Арабского халифата. Началась исламизация берберов , которые сражались и с этими завоевателями. В 698 году Северную Африку охватило мощное берберское восстание. История сохранила имя предводительницы восставших - пророчицы Дайя (Daya Ult Yenfaq Tajrawt (берб.), Dihya, or Damya (араб.)) эль-Кахины . Кстати сказать, рускоязычная Википедия называет её царицей Берберско-иудейского княжества. Однако англоязычная версия ссылается на мение учёных, которые отрицают различные сообщения, распространившиеся в 19 веке, что эта воительница принадлежала к племени иудаизированных берберов. Более того, некоторые исследователи, например Низовский А.Ю., утверждают, что она вела своё происхождение от цариц ливийских амазонок.

Восстание было жестоко подавлено в 703 году. Дайя сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленная голова была отослана халифу Абд-эль-Малику. Населению Африканского царства был предложен выбор - принять ислам или умереть. Среди множества принявших мусульманскую веру были и двое взрослых сыновей Дайи - утверждают, что перед смертью она приказала своим последователям, в случае поражения, принять для вида ислам, дабы сохранить народ от истребления. Около 50 тысяч человек отказались изменить вере, и были убиты.

В 8 веке берберские племенные ополчения вместе с арабами участвовали в завоевании Испании и играли там решающую роль. Мусульманские войска, вторгшиеся в 711 году под командованием Тарика ибн Зияда (Tariq ibn Ziyad) в Испанию, при подстрекательстве испанских евреев (это даже русскоязычная Википедия признаёт), как раз и состояли в большинстве своём из берберов - 7 тыс. человек, а арабов в отряде было всего 300. Посмотрие, какие были тогда «мавры» и, прежде всего, сам Тарик, по имени которого, кстати, Гибралтар и назвали (от искажённого арабского Джабаль аль-Тарик - «Гора Тарика»). Таким его изображали испанские хронисты в год вторжения его войск на Иберийский полуостров. На картинках ниже: потолочная фреска, изображающая эмиров Гранады в знаменитом дворце эмиров - Альамбре. Средневековые миниатюры, показывающие всадников мусульман (справа) и всадников христиан (слева), готовящихся совместно взять марроканский город Марракеш, христиан - союзников эмира Омара Аль-Муртада преследующих мусульман из войска его противника Абу Юсуфа. «Книга игр» 13 век: христианин и мусульманин играют в шахматы, мусульмане играют в шахматы. Все они белые европеоиды!

Некоторые исследователи предполагают, что «начиная с 8-7 тыс. до н.э. шла миграция неолитических племён из Передней Азии в Северную Африку… Причинами переселения послужило окончание первого неолитического климатического оптимума и наступления опустынивания Аравийского полуострова...» Но это снова мало что нам говорит. Что это за «неолитические племена»? На Аравийском полуострове жила белая раса , а откуда она туда пришла? А что послужило причиной окончания этого самого «неолитического климатического оптимума»? Внятных ответов эти исследователи пока не предлагают.

"После инков самое время отправиться к зулусам", - решили корреспонденты из телепрограммы РТР "Планета Земля" Дмитрий Воздвиженский и Владимир Хабелашвили. Сказано - сделано. Маршрут по Южной Африке наметили со значением: из тьмы к солнцу. В качестве тьмы выбрали катакомбы золотодобытчиков Йоханнесбурга, а в качестве света - "город солнца" - Сан-Сити. Промежуточным пунктом стал национальный парк Содвана Бей.

Ностальгия по золотой лихорадке

После многочасового перелета в Йоханнесбург людям обычно требуется некоторое время для отдыха на земле. Мы решили отдохнуть под землей, вообразив себя шахтерами на золотых приисках.

Золото всегда было символом богатства и могущества. Но те, кому собственноручно приходилось добывать драгоценный металл из недр Земли, ничем не похожи на купающихся в золоте богачей. И вряд ли жизнь шахтеров на золотых копях возле Йоханнесбурга можно назвать легкой и приятной. С тех пор, как в этом районе было найдено золото, старатели изрыли весь город, как кроты. Странно, что он еще не ушел под землю. Ничуть не преувеличивая, можно сказать, что Йоханнесбург стоит на пустоте, то есть на заброшенных золотых шахтах. Возможно, когда-нибудь это еще даст о себе знать. Некоторые из золотых рудников продолжают приносить немалый доход уже после того, как были избавлены от драгоценного содержимого. Вокруг самой крупной шахты в Йоханнесбурге возник настоящий парк развлечений, главное из которых - леденящая кровь экскурсия в бывшую золотоносную жилу, куда ежедневно опускаются сотни туристов. Побывала там и наша экспедиция.

Надев защитные каски, мы спустились вниз на электрическом подъемнике, который появился здесь относительно недавно. Когда он ломается, на спуск уходит более полутора часов. Ровно столько требуется для преодоления 1124 ступенек, ведущих на глубину 230 метров, на пятый горизонтальный уровень. Всего в шахте 54 уровня. Правда, доступны только 19, остальные полностью затоплены водой, которую просто перестали откачивать.

Эмиль Золя в свое время сравнивал шахтеров с червями, живущими в земле. Мы, побывав в зловещих и мрачных забоях, убедились, что это похоже на правду. В годы расцвета золотодобычи в шахту ежедневно спускалось до 15 тысяч человек. Возвращались далеко не все, поскольку обвалы случались достаточно часто. Сегодня в рабочем состоянии поддерживается только туристический маршрут, от которого ни в коем случае нельзя отклоняться. Все остальное в любой момент может обрушиться.

Даже удивительно, что за 60 лет из этих гигантских катакомб удалось извлечь всего 15 тонн золота: в среднем 30 граммов из одной тонны породы. Мест-ный смотритель, который каждый день выплавляет здесь золотые слитки для туристов и досконально изучил подземелье, предпочитает не оставаться в нем ночью. Он уверен, что в шахте до сих пор кто-то есть. "32 года назад в забое пропал молодой рабочий, - рассказал нам смотритель. - Его долго искали, но человек бесследно исчез. С тех пор в штольнях время от времени происходят странные и загадочные вещи: слышатся непонятные звуки, раздаются шаги, а иногда огоньки мерцают".

Содвана Бей

Из Йоханнесбурга путь нашей экспедиции лежал на восток ЮАР через мрачные хребты Драконовых гор в провинцию Наталь. Там, на побережье Индийского океана, на границе со Свазилендом, раскинулся национальный парк Содвана Бей. В качестве жилья нам предоставили миленькое бунгало, сильно смахивающее на избушку на курьих ножках. Окна в этом сооружении не предусматривались, поэтому мы так и не поняли, как ловкие мартышки попали внутрь (дверь была закрыта). Устроив настоящий погром, обезьяны совершили акт вандализма, сожрав несколько драгоценных кассет, на которых оператор запечатлел пещерные склепы базальтовой горы Тшанени вместе с ее привидениями. Наверно, этих животных напустил на нас обитавший в этих горах в древности народ шанган, который никому не раскрывает своих секретов.

Но на этом приключения не закончились. Может быть, всему виной был пытливый ум нашего оператора. Обычный человек, увидев на дереве причудливый нарост, покрутит головой и пойдет себе дальше. Но наш оператор обязательно норовит подойти поближе и заглянуть вовнутрь. На этот раз его любознательность чуть не кончилась плачевно. Причудливый нарост оказался жилищем диких черных пчел, и когда коллега вторгся в пределы пчелиной территории, черные жужжащие снайперы молниеносно вылетели из гнезда и впились в него. Бегает наш оператор хотя и быстро, но в данном случае он достиг машины уже с распухшим до неузнаваемости лицом. Врач скептически взглянул на него, хмыкнул, чем-то помазал объект пчелиной атаки и махнул рукой. Мол, если через два дня не умрет, все будет нормально. Следующие два дня пострадавший не особенно отличался свойственным ему любопытством. Долгая дорога в джунглях

Наконец содвана-бейским приключениям пришел конец, и наша экспедиция тронулась на озеро Фин Фут Лейк, расположенное в 100 километрах от Претории. 80 километров пути предстояло разделить с внушительных размеров разговорчивым зулусом-шофером. Снедаемый национальной гордостью, он поведал, что в Южной Африке только его народ блюдет чистоту расы, все другие - ндебеле, свана, коса и кои - хоть и обладали когда-то неповторимым своеобразием, культурой и колоритом, сейчас многое в прошлом. Они даже перестали строить дома из глины и тростника и перешли на более доступные средства, например, выброшенные белыми людьми пустые картонные коробки. Зулусы такой цивилизации не приемлют и хоть и ездят на автомобиле, но при этом свято блюдут национальные традиции и обычаи. Они всегда готовы и у костра поплясать, и национального табака - анаши то есть - покурить, и обидчика проучить. Этому их научил Главный зулус. Белый человек ничего не знает про Главного зулуса? Как так? Все должны знать!

Родился этот зулус, он же Чака, он же черный Наполеон, в конце XVIII века неподалеку от нынешней Содваны Бей. Детство Главного было непростым, поскольку родители бросили его на съедение собакам, ибо он был незаконнорожденным. Чака с тех пор привык строго разбираться со своими недоброжелателями. Его боялись и почитали даже враждующие племена. Впоследствии Чаке удалось объединить народы, жившие к востоку от Драконовых гор, и создать в 1818 году конфедерацию племен в провинции Наталь. Потом эта конфедерация превратилась в могущественное Королевство зулусов. С политическими противниками Чака расправлялся, бросая их в воду, кишащую голодными крокодилами, или сажал на кол. Наиболее высокопоставленным особам по блату вспарывались животы. Это считалось благородной смертью, поскольку зулусы уверены, что таким образом освобождается душа. Кроме того, от руки вспыльчивого Чаки погибли многие из его ста сыновей.

Несмотря на это, Главный был хороший воин, он выиграл много сражений, причем не только у местных племен, но и у тех, кто приплыл из Англии. Британцы предпочитали не драться, а подружиться с нашим королем и заключить мирный договор. И потом, умный Чака заменил неудобные метательные томагавки на ассегаи - короткие копья. Их и метать удобно, и для ближнего боя они хороши, - объяснил зулус.

Через 16 часов автомобиль наконец подъехал к намеченной цели, то есть к отелю на берегу озера Фин Фут Лейк, и мы в полубессознательном состоянии вышли из машины, зулус же объявил, что возвращается обратно.

Как? - изумились мы. - Вы ведь 16 часов за рулем! Неужели можно выдержать еще столько же без отдыха?

Я привык, все нормально. Потомки Чаки - сильные люди, - ответил шофер и скрылся в ночи.

Сумерки в Городе Солнца

Основательно отметив тридцатый день рождения нашего коллеги на берегу Фин Фут Лейк, мы отправились в знаменитый Сан-Сити, что расположен недалеко от Претории. По дороге новорожденный любовался подаренным ему похожим на серп зулусским боевым мечом, специально купленным в антикварном магазине. Продавец назвал это оружие ""экс" и сказал, что оно весьма древнее. Может быть, именно этим мечом упомянутый выше Чака рубил головы своим неприятелям и вспарывал им животы. Отхлебывая по глоточку местный ароматный ликер амаролла, мужчины обсуждали достоинства деревянной резной ручки в форме фигурки африканского божества. Так и доехали до Сан-Сити.

Въезд в город лежал через крокодиловую ферму. Дождь продолжался, и мосточки, по которым следовало идти над головами крокодилов, стали мокрыми и скользкими. Туристы опасливо балансировали в непосредственной близости от довольных зеленых бестий, нежащихся под дождем. Крокодилы любят сырую погоду. Территория поделена на секторы, где живут крокодилы разных возрастов. Маленькие крокодильчики нескольких месяцев от роду резвились в крокодильем лягушатнике и пялились на туристов. Наш оператор, забывший о пчелиных укусах, подхватил самого маленького из них и принялся совать ему палец в пасть. Малыш грыз, но не больно. Довольный "юннат" отпустил зеленого и включил камеру, рискуя поскользнуться на мокром мосточке. Взрослые крокодильи особи шалостей себе не позволяли, держались степенно, притворяясь бревнами. Долгожители двухметровых размеров в надменности и чопорности могли бы соперничать с англичанами, которые так любят приезжать отдыхать в Сан-Сити.

Сразу за фермой начинается крокодиловая индустрия. В специальных магазинчиках можно купить из крокодиловой кожи ремни, сумки и ботинки. Дорогие. В кафе - блюда из рептилий. Мы пообедали крокбургами, отбивными и филе из хвоста крокодила, нарезанным кружочками и с хрящиком посередине. Съели и заключили, что крокодил - ни рыба ни мясо и каким-либо ярко выраженным вкусом не обладает.

Сан-Сити, то есть Город Солнца, встретил нас регистрацией на въезде: каждому надо получить временную прописку. Побродив по громадной зоне развлечений, эдакому южноафриканскому Лас-Вегасу, мы наткнулись на пляж с аквапарком и бассейн с двухметровыми океанскими волнами, которые гонит специальный агрегат. Здесь хорошо, когда светит солнце, а светит оно в Сан-Сити обычно 360 дней в году. Еще бы, ведь иначе в Бопутатсване в начале 80-х годов не построили бы международный турист-ский центр развлечений на 1300 посетителей. Центр включает две пятнадцатиэтажные пятизвездочные гостиницы, комплекс бунгало, игорные и увеселительные заведения. Сан-Сити стал известен в мире, когда там прошел первый конкурс "Мисс Мира". Археологи покопались в окрестностях и обнаружили остатки поселения древних людей, "современников атлантов", которых, как считается, уничтожило извержение вулкана. С тех пор от туристов не стало отбоя.

Закончить путешествие мы решили небольшим сафари по национальному парку, разбитому при Сан-Сити. Это крупнейший и всемирно известный заповедник, где обитает 137 видов животных, включая слонов, львов, леопардов, белых носорогов, антилоп, не говоря уже о птицах и насекомых! Вооружившись камерами и егерем на джипе, мы отправились в дикие джунгли. Наша южноафриканская Одиссея, начавшаяся в мрачных подземельях Йоханнесбурга, а закончившаяся в самом "солнечном городе" мира, подошла к концу.

Каждый день мы узнаем что-то новое. Все это время мы ошибочно полагали, что белые, которых мы встречаем (очень много в Ботсване, Намибии) — потомки английских колонизаторов. Но это не правда.
На самом деле задолго до англичан на территорию нынешнего ЮАР, приплыли корабли с семьями из Голландии(и не только). На одном корабле 300 человек и на втором. Семьи были с деньгами, со всеми своими пожитками. Очень отчаянные судя по всему. Отчаянные с первого корабли отправились севернее, со второго южнее. С первого — договорились с зулусами о выкупе земель под фермы. Днем подписали контракт. Ночью зулусы убили всех, включая женщин и детей. На следующий день вождь зулусов собрал все племена и направил 40 000 человек расправиться с остальными 300. Что было делать несчастным? Они поставили в круговую вагоны и молились. Пообещали сделать этот день праздником, если выживут. Когда пришли зулусы, спустился очень густой туман. Зулусы не могли найти отчаянных. Зато те могли стрелять и обороняться. Ни один из 300 человек даже не был ранен. До сих пор народ африкаанс — потомки, празднуют этот день. Эти люди занялись фермерством и населили юг Африки. А потом уже примчались англичане, когда услышали о золоте и алмазах.

Мы не пользовались википедией, передаем из уст людей.
Африкаанс — единственная белая нация в Африке, у которой за это время смогла сформироваться своя культура, язык, традиции. В основном они имеют фермы. Каждый раз, когда мы гостим в семье африкаанс — мы молимся перед едой. Сам язык африкаанс — нечто среднее между немецким и голландским. Они так давно тут, что американцы — понаехавшие по сравнению с ними. Их история длинна и богата, полна ошибок и правильных решений. А менталитет очень показался нам похожим на наш. Они считают, что они очень современные, открытые, много путешествуют, но по факту — крепко держаться за свою культуру и не пускают внутрь лишнего. На радио станциях африкаанс много зарубежных песен не услышишь. Женщины африкаанс как и наши — не робкого десятка. Еще бы, уплыть в такие пикули с зулусами и львами, а потом еще тащить на себе огромное хозяйство в 50 000 гектар…

Сейчас африкаанс осталось лишь 5% от былой популяции. Много разъехались после свержения апартеида. Те, кто остались — платят по счетам. Мы чувствовали отголоски этого еще в Танзании, но чем южнее мы едем, тем больше видим этот самый расизм наоборот. Если ты черный бедный, то твои дети могут учиться бесплатно, но если ты белый, неважно бедный или богатый — плати. Сейчас все чаще в газетах можно увидеть статьи, что на ферму в ЮАР напали, украли все и избили и надругались над пожилой белой семьей. В ЮАР даже есть городок Орания, где живут только белые. Попахивает нацизмом, но мы смогли их понять.

Сейчас люди африкаанс всегда имеют запасной план — паспорт другой страны и т.д. Они все любят свою страну, хотят в ней жить, развивать ее, но они все словно сидят на пороховой бочке. Уже была история в Зимбабве, когда у всех белых отобрали земли, а когда экономика упала — под страхом тюрьмы заставили выкупить их обратно и восстанавливать сельское хозяйство страны.

Новое правительство в южных странах словно мартышка с гранатой — они принимают все более странные решения и губят экономику — если раньше за 1 африканский ранд можно было купить 3 бакса, то сейчас за 1$ дают 10 ранд. Африканцы еще не насытились материальным, у них не было возможности. Поэтому богатых черных вы увидеть за версту — толстенные золотые цепи, огромные тачки. Да достаточно на любого черного рэппера взглянуть — это оно.
Побольше цацок, поменьше работать.

Мы бы может сочли это за эгоистичный белый бред, если бы сами не видели в том же Мозамбике заброшенные дома, фермы, которыми никто не занимается. Знаете какая африканская черная мечта? Не врем, как сами говорят — иметь большую ферму и сидеть вечером на стуле и пить холодное пивко. А кто работать на этой ферме будет неизвестно:)

Это мы к тому, что то, что сами африканцы ленивые — это факт. В том же Мозамбике мы заезжали на одну заброшенную ферму, которая когда-то процветала и там выращивали много фруктов, сейчас внук бывшего хозяина живет в большом городе и не занимается ей. Но люди по прежнему там живут бесплатно. Вы думаете они что-то выращивают? Нет. Они едят раз в день, сидят на крылечке и ждут, когда на них с неба упадет богатство. Когда мы там были, внучек привез еды и накормил человек 70. Еда исчезла секунд за десять. Потом еще денег просили.

Мы все это рассказываем вам просто к тому, чтоб расширить ваше представление. Ни все в этом мире так однозначно. Нельзя однозначно сказать плохие черные или белые, все хороши. Но на нас эта история сильно повлияла после полугода тут.

Белые тут безусловно не угнетенные рабы — работают, платят, ездят на отдых по выходным на большом джипе с крутым стаффом. Мы сейчас в кэмпинге на триста машин и черных тут нет, им это неинтересно.
Но сам факт столь разных культур, пытающихся ужиться вместе есть.

Для нас, автостопщиков, непонятно что хуже — беляши африкаанс, которые всех боятся и не останавливаются, богатые черные, которые не останавливаются из презрения или бедные черные, которые останавливаются, но просят денег)

Зефир в шоколаде:)
Путешествуй..ТЕ, друзья, непременно!

Больше историй:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры