Биографии. История жизни великих людей

Главная / Развод

«Разбила бы все зеркала! Ужасно, что женщина стареет, а душа остается молодой…»

Вся Правда каждой женщины в этой фразе, но не каждая ее скажет. И Изабелла Юрьева почувствовала так и сказала. И оставалась красавицей до последних дней…

А вообще, какие наши годы… Интересно получилось у Изабеллы Данииловны. В сентябре 1992 года поклоннники ее творчества отметили девяностолетие Юрьевой. Ей было присвоено звание народной артистки России, а не прошло и двух лет, как пригласила певица отмечать в ресторане «Прага» свое девяностопятилетие.

Разгадка этой арифметической загадки оказалась проста. В двадцатых годах, при возникновении советской паспортной системы Юрьева скосила себе три года. А раскрыть тайну даты своего рождения решила уже в очень преклонном возрасте. В паспорте у Юрьевой был написан 1902 год рождения. Но на самом деле родилась певица в 1899 году.

Так что редко кому удавалось уместить в своей Судьбе три века. А «Королева патефона» Изабелла Юрьева смогла.

Называли ее еще «белой цыганкой», хотя была она чистокровной еврейкой.…
Её родители работали в Ростовском театре, отец, Даниил Григорьевич Ливиков — мастером по театральным шляпам; мать, Софья Исааковна, - постижером.
Правда, есть придание, что цыганка в детстве предсказала ей будущее: «Сама цыганкой станешь. Монисто золотое, бриллиантовые кольца наденешь, королевой назовут, на трон посадят. Жених по жизни на руках понесет».
И оказалась Юрьева однолюбкой. В 1925 году она встретила юриста Иосифа Эпштейна, и вскоре вышла за него замуж.



Муж не только боготворил любимую женщину, но и писал для нее песни. Например, романс «Если можешь — прости» — написал Эпштейн. Тексты песен он писал под псевдонимом Аркадьев
Она нравилась мужчинам. К ряду ее поклонников приписывают Самуила Маршака и Михаила Зощенко. Но любила только его. Муж носил ее на руках 46 лет…Он умер в 1971 году.


Последний сольный концерт певицы состоялся в шестидесятых годах. Орден «За заслуги перед Отечеством» она получила к столетию. А народной артисткой России стала в девяносто.

Хотя настоящее признание Юрьева завоевала много лет раньше. Во время войны эта избалованная красавица, не боявшись обстрелов и потери голоса пела в любые морозы перед бойцами. Она дала сто шесть концертов в блокадном Ленинграде - без микрофона, на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях.

И просили ее исполнять не патриотические песни, а любимые довоенные романсы…

Да, были в ее творческой судьбе и годы забения. Когда романсы оказались не угодны цензорам советской культуры, двадцать два года Юрьева была отлучена от сцены. Во время создания фильма об артистах прошлых лет, режиссеры вспомнили о Юрьевой, и удивились, когда узнали, что она жива. А она была очень рада вернуться к любимой публике и к артистической жизни…

Когда Юрьевой исполнилось сто лет, она сказала: » Сто лет — это, конечно, много, — Но я вам честно скажу: как хочется еще пожить!» В сентябре 1999 года в Государственном концертном зале «Россия» отмечали ее 100-летний юбилей; она была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

Зал встал, когда на сцену вышла элегантная подтянутая женщина в эффектном черном платье со шлицей, в лодочках на каблуках и запела, эмоционально, словно вновь переживая тяжесть разлуки с близким человеком. «Мы только знакомы».

Зал провожал ее со сцены, стоя…

Изабелла Юрьева перешагнула в двадцать первый век. Не надолго, ее не стало 20 января 2000 года…

Биография
7 сентября 1999 года исполнилось 100 лет со дня рождения одной из самых популярных певиц российской эстрады - Изабеллы Юрьевой, лучшей из «цыганских» певиц, которые когда-либо были в России в XX веке. Юрьева не только классик русского бытового романса и его символ, но еще и воплощение целой исторической эпохи. Но только в 95 лет она получила звание народной артистки СССР! И что самое удивительное - в день своего столетия певица была жива и более или менее здорова!
Изабелла Юрьева родилась в Ростове-на-Дону. С детства она очень любила петь. Но когда живший по соседству скрипач, услышав пение девочки, похвалил ее голос (особенно его тембр) и пообещал, что она обязательно будет певицей, то родители Юрьевой пришли в ужас. Они хотели, чтобы дочь непременно стала врачом.
Как-то раз сосед-скрипач пригласил 17-летнюю Изабеллу на концерт в сад отдыха, где он выступал с оркестром. И предложил что-нибудь спеть. Это было первое публичное выступление певицы. Изабелла Даниловна вспоминала «Я ужасно волновалась. Спела я первый куплет, и вдруг в мой раскрытый рот влетел комар. Я поперхнулась и убежала за сцену. «Ну, кончилась моя карьера», - подумала я. Но публика была так великодушна, так хорошо меня приняла, что, попив водички, я опять вышла на сцену. Тут уж комар мне не помешал, и я ушла со сцены под бурные аплодисменты. Видимо, этот мой успех как-то повлиял на родителей, и они отправили меня в Петроград, где в консерватории, по классу рояля, училась моя сестра...
Я все запоминала с голоса. Сестра показала меня известному в то время пианисту Алексею Таскину, который когда-то аккомпанировал знаменитой Анастасии Вяльцевой. Я спела ему две песни, он меня похвалил и сказал, что учиться мне практически нечему, - можно прямо на эстраду. Я позанималась с ним недели две, подготовила три песни, и он мне аккомпанировал на моем первом выступлении в Петрограде... После этого я сразу уехала в Москву, где жила моя вторая сестра...»
В 1920 году, в Москве, Юрьеву пригласили петь в Театр сада «Эрмитаж», это была очень престижная в то время сценическая площадка. И певица подписала свой первый профессиональный договор, по которому ей платили 15 рублей за выход - в то время это были очень большие деньги.
Однажды на концерт Юрьевой в Малом зале консерватории пришел один из директоров Коммерческого банка. Увидев певицу, он безумно влюбился в нее. Ухаживал он долго, настойчиво и очень красиво. Зимой присылал Юрьевой на дом корзины с белой сиренью. Изабелла Даниловна вспоминает «В Москве имелись такие бюро услуг - «Красная шапочка». Назывались так, видимо потому, что их рассыльные ходили в картузах с красными околышами. И вот они доставляли мне от Рубина цветы с приколотой запиской «Взамен увядших. Целую ручки». И так чуть ли не каждую неделю. Какая женщина устоит! Сестра удивлялась «Белая сирень - зимой!» Пошла в магазин узнать цену. Оказалось, бешеные деньги. Корзина стоила 200 рублей... Соблазн выйти за него замуж был велик, но тут жизнь моя переменилась».
В 1924 году в Москву приехал представитель из Ленинграда и увез с собой Юрьеву и еще целую бригаду известных артистов Хенкина, Смирнова-Сокольского, Алексеева, Редель и Хрусталева. Как и с другими артистами, с Юрьевой он заключил контракт.
Ленинградский дебют Изабеллы Даниловны был непростым, и поначалу артистке не повезло. Если Москва и родной Ростов-на-Дону были, как говорится, у ее ног, то Питер - центр отечественной культуры - предстояло еще покорить. Имя Юрьевой в городе на Неве никому ничего не говорило. И брать ее никто никуда не хотел. Администратору Н. Рафаэлю, переманившему весь цвет московской эстрады, сказали «Зачем вы взяли эту девчонку да еще предложили ей 15 рублей за выступление У нас известные певицы получают столько за целую оперу. А вы хотите, чтобы эта красотка имела то же самое за два-три романса». Рафаэль возразил «Когда я слушал ее, я просто умирал...» Это заинтриговало.
Юрьевой назначили прослушивание в театре Юдовского - престижном заведении на Невском проспекте. Изабелла Юрьева вспоминает « Я вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. В зале - только директора кинотеатров и эстрадные администраторы. Пела строго, очень деликатно. Одну песню исполнила, вторую, третью... Слышу - захлопали. И давай наперебой приглашать «Я беру ее», «Нет, я беру ее...» Вдруг поднимается молодой интересный мужчина и, что называется, ставит точку «Позвольте, я возьму ее к себе». Это был Иосиф Аркадьевич Аркадьев - главный администратор театрального треста, мой будущий муж. Он прошел за кулисы, поцеловал мне руку и сказал «Вы не только прекрасная певица, но еще и красивая женщина». Этот комплимент он повторял мне потом в течение 46 лет, до самой своей смерти...»
Муж Юрьевой - Иосиф Аркадьевич Аркадьев - по образованию был юристом, одно время занимал высокую должность - директора всего Петроградского театрального треста. В 1925 году Изабелла Юрьева и Иосиф Аркадьев стали мужем и женой. В свадебное путешествие они отправлись в Париж, где жили родственники мужа.
Юрьева и Аркадьев - это долгая и, в общем, безоблачная любовь. Иосиф Аркадьевич принадлежал к тому редкому типу мужчин, которые влюбляются раз и навсегда. Обладая тонким даром предчувствия опасности, он сразу же попытался отлучить жену от эстрады, вырвать из богемной круговерти двух российских столиц. И для этого прибег к радикальному и беспроигрышному варианту - увез Изабеллу Даниловну во Францию, от ангажементов, поклонников и белой сирени в корзинах, вроде как в свадебное путешествие.
«Мы приехали в Париж летом 25-го года, 14 июля, в праздник взятия Бастилии, - вспоминает Изабелла Даниловна. - Город просто утопал в опьяняющем море цветов, на Сене пароходы переливались гирляндами огней, небо озарялось цветными фейерверками... Мы целыми днями бродили по городу, наслаждались музеями и театрами, ходили в синематограф. В одном ресторане к нам подошел режиссер из киностудии «Альбатрос» и предложил мне сняться в его фильме. Он рассказывал что-то насчет моей будущей роли, а я закрывала столовой скатертью свой живот, ведь я была беременна, и, краснея, отнекивалась. Были приглашения сниматься и со студии «Уфа-фильм»...
Получила я предложение выступить и в «Олимпии», но не явилась на прослушивание. Меня уже начала мучить ностальгия, потянуло домой. По ночам, втайне от мужа, я плакала - так хотелось в Москву...
Родила я в такси, в «ситроене». Между прочим, во Франции был обычай родителям того, кто родился в автомобиле, фирма, скажем, «Ситроен», как в моем случае, дарила машину такой же марки. Я от подарка отказалась. Хотела родить обязательно в русской лечебнице в Нейн, под Парижем, однако день 17 декабря выдался очень вьюжный, ветер с мокрым снегом, на дороге сплошные пробки, машины двигались очень медленно. Муж наполовину высунулся из окна и кричал по-французски, которым владел в совершенстве, чтобы нас пропустили. Но доехать все равно не успели. Пуповину мне перерезали еще в машине. Когда я увидела попку своего малыша, то единственное, что я сказала «Укройте его, он же простудится». Его завернули в мою котиковую шубу. Потом уже я узнала, что ребенок появился на свет с врожденным пороком сердца...»
Прожив год в Париже, Изабелла Юрьева вместе с мужем все же решили вернуться в Россию. Хотя возможности безбедно устроить свою жизнь, хотя бы в той же Франции, конечно же, у них были - родственники мужа владели в Париже норковой фермой и заводом по производству радиодеталей.
А что ожидало их в Москве Романтика коммунального бытия. В 16-метровой московской комнате проживающих стало пятеро сестра с мужем, Изабелла Даниловна, Иосиф Аркадьевич и их маленький Вовочка. Но вскоре жилищные проблемы разрешились. К удивлению многих, Аркадьев возглавил парфюмерный трест «ТЭЖЭ». «Мыло - это политика», - любил повторять Иосиф Аркадьевич. (Мыла тогда в Москве было очень мало.) Когда сын Вова немного подрос, его отправили в Ленинград, чтобы Изабелла Даниловна могла нормально готовиться к концертам.
Но произошло несчастье. Позвонили из Ленинграда и сообщили, что ребенок скоропостижно умер, прожив год и две недели. Иосиф Аркадьевич, не взяв с собой жены, умчался на похороны. А у Изабеллы, как нарочно, было выступление в мюзик-холле на Садовой. Разбитая, она вошла в кабинет Э. Данкмана, директора мюзик-холла «Я не могу сегодня выступать, у меня умер ребенок». А он как ни в чем не бывало отвечает «Изабелла Даниловна, публика ничего не должна знать. Ее не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься». Делать было нечего. Контракт рвать нельзя. Юрьева вышла на сцену. Зрители встретили ее привычными аплодисментами, а сидевшая в ложе опереточная прима Клава Новикова заплакала - она уже знала обо всем. Изабелла Юрьева спела две песни, и Данкман, смилостивившись, отпустил ее домой.
После смерти ребенка муж настаивал на хотя бы временном прекращении концертов. Он говорил ей «Заинька, никаких треволнений, никаких нагрузок. Ты должна забыть все и хорошенько отдохнуть. А когда захочешь по-настоящему - вернешься на сцену».
Последнее выступление певицы состоялось в Большом театре 19 ноября 1928 года. Афиша извещала «Грандиозный концерт Изабеллы Юрьевой». И шрифтом поменее - перечень артистов, занятых в антураже Е. Гельцер, В. Качалов, В. Пашенная, В. Блюменталь-Тамарина, И. Козловский, Н. Бравин и другие.
После этого концерта в творческой биографии Юрьевой последовал перерыв длиной в 8 лет. Певица не могла забыть о смерти ребенка, а муж вообще не хотел, чтобы она возвращалась на эстраду.
В 1931 году им дали квартиру в Трехпрудном переулке. Обставляли ее не спеша и со вкусом, благо в столичных магазинах продавалось много красивых и редких вещей. Сравнительно недорого можно было купить и мебель екатерининских времен, и кабинетный рояль «Мюльбах», и подлинник Айвазовского, не говоря уже о кузнецовских сервизах и прочей интересной посуде, именуемой ныне «антиквариатом». Все это появилось в доме Юрьевой. А в свой день рождения Изабелла Даниловна получила в подарок от своего мужа бриллиантовый перстень Фаберже.
Иосиф Аркадьевич был беспредельно чуток и внимателен к жене. По утрам он выходил из дому, покупал на Тверской цветы и шоколад, и когда Изабелла Даниловна просыпалась, то на ночном столике уже стояли ее любимые гиацинты, а рядом лежала плитка «Золотого ярлыка» или «Соломки».
«Кажется, у Ильфа и Петрова в их знаменитом романе есть фраза «Мечта всех американок иметь золотистый «Крейслер», - вспоминает Изабелла Даниловна. - В 1936 году мой муж купил у одного американца машину такой марки. Тогда в Москве было всего два золотистых «Крейслера» один - у нас, другой - в НКВД. И когда мы встречались на улицах, то салютовали друг другу».
Лето они проводили на Клязьме. Ели клубнику, катались на лодке, принимали гостей. Однако Изабелла Юрьева скучала по сцене, по шуму аплодисментов. Иосиф Аркадьевич не стал возражать против ее возвращения на эстраду. Более того, он написал для Юрьевой тексты множества песен, самые известные из них «Если помнишь, если любишь», «Ответ на дружбу», «Первый бал», «Если можешь, прости».
Несмотря на всеобщую популярность, петь Юрьевой часто просто не давали. В 1930-х и 1940-х годах романс был практически запрещен, а его исполнители преследовались. Этот жанр называли мещанской, буржуазной музыкой. Изабелла Юрьева вспоминает «Я говорила тогда, что ведь и Пушкин любил романсы... В то время придирались к каждому слову. Мужу приходилось переписывать для меня многие романсы. Что мне особенно обидно меня практически морально обокрали. У меня был очень красивый грудной голос. Однако мне запрещали петь таким голосом, потому что эти грудные ноты были похожи на цыганские. Самое красивое в моем голосе во время записи убирали. Из-за этого я ненавижу некоторые свои пластинки, реставрированные в 1970-е годы. Но больше всего меня расстраивает то, что в этих записях мой голос звучит на полтора тона ниже, а ведь у меня был высокий, насыщенный драматическими интонациями голос. Когда я хорошо пою, я сама плачу».
В Ленинград, куда ее пригласили на шестимесячные гастроли, Юрьева приехала без концертмейстера. В филармонии певицу успокоили «Мы вам дадим такого аккомпаниатора, какого ни у кого не было». В самом деле, Иосиф Аркадьевич, прослушав игру Симона Кагана, оценил способности музыканта высоко «У него в каждом пальце заключено по 25 каратов бриллиантов». Про Кагана говорили, что, если бы не его алчная супруга, толкнувшая пианиста на эстраду, из него мог бы получиться второй Горовиц. Кэто Джапаридзе, тоже гастролировавшая в Ленинграде, удивленно спрашивала у Юрьевой «Как вы можете работать с таким пианистом, ведь он же забивает артиста». И действительно, Каган был таким виртуозом, что определенная часть публики приходила слушать именно его, а не того, кому он аккомпанировал. Но Юрьева считала - без него она не певица.
После одного из концертов в «Европейскую», где остановились Юрьева и Аркадьев, пришел Михаил Зощенко - выразить свою признательность и восхищение талантом артистки. Он был совершенно очарован красотой и обаянием певицы. Зощенко вполне серьезно увлекся Юрьевой. Он прекрасно понимал, что вторгается в чужую жизнь и что шансов у него нет никаких, и потому лишь иногда присылал цветы или звонил по телефону. Однажды он сказал Изабелле, что хочет написать о ней. Она очень разволновалась и попросила его не делать этого, иначе он разведет ее с мужем. И действительно, Иосифа Аркадьевича давно раздражали эти деликатные знаки внимания к его жене. И однажды он вспылил «Если этот Зощенко еще раз появится здесь, я не посмотрю, что он писатель, и спущу с лестницы... И вообще, нам пора собираться в Москву». Зощенко нанес прощальный визит и вскоре послал коротенькое письмо «Милая Изабелла Даниловна! Спасибо за Вашу карточку и за чудесные пластинки. И за вечер, который я провел у Вас. Вы были трогательны во всем! Все было чудесно и немножко по-детски. Я посылаю Вам на память мою карточку и книжку. Я буду надеяться, что Вы иногда вспомните меня - Вашего горячего и преданного поклонника. Целую Вашу милую руку. Михаил Зощенко. Сердечный привет Иосифу Аркадьевичу».
«В Москве меня ожидала другая напасть, - вспоминает Изабелла Юрьева. - В нашем подъезде стал появляться странный человек в шляпе и макинтоше. Чуть ли не каждый день маячил на лестничной площадке, в закутке возле окна, и когда мы выходили, он снимал шляпу и кланялся, не произнося при этом ни единого слова. Мужу в конце концов надоела эта пантомима, и он обратился в милицию. Человека в шляпе привели в участок. Начальник, в нашем присутствии, сурово спрашивал у него «Почему вы преследуете гражданку Юрьеву» - «Я ее люблю», - отвечал тот. Милиция обескуражена «Но она же замужем». - «Ну и что Разве нельзя любить замужнюю» - «Что вы глупости говорите». - «Это для вас глупости. Мадам Юрьева, я вас когда-нибудь обидел» Я говорю «Нет». Он обращается к начальнику «Вы когда-нибудь любили» - «Это к делу не относится. В общем, просим вас больше не напоминать о себе». С тех пор он перестал ходить в наш подъезд. Я тогда даже думала, что он был психически болен».
Однажды, за полночь, в квартире певицы раздался телефонный звонок. Изабелла Юрьева сняла трубку. Голос осведомился «Товарищ Юрьева» - «Да. А кто говорит» - «За вами сейчас придет машина. Поедете в Кремль на концерт». Иосиф Аркадьевич сказал, что все это чей-то розыгрыш и потому ехать никуда не надо». Изабелла Даниловна растерялась, а незнакомец на другом конце провода настаивал «Вы не имеете права отказываться». Тогда Юрьева попросила позвать кого-нибудь из выступающих артистов. После долгой паузы подошел Козловский, которого она знала «Пунчик, приезжай, здесь концерт и тебя ждут».
Пунчик - так он называл Юрьеву и спустя полвека, когда звонил по телефону или присылал открытку «Дорогая Изабелла Даниловна! Увидел статью в «Правде» и знаменитый профиль, чувственные губы и сразу как будто послышалось звучание «Вновь жажду встречи - верни мне снова ласку» и с душевным порывом звучит Юрьева! Поздравляю, дорогая Изабелла, очаровательная «Пунчик»! Доброй жизни! Пусть будет И. Юрьева камертоном сегодня и в грядущем. С уважением И. Козловский».
«Когда пришла машина, я заявила, что без мужа никуда не поеду - мы с ним никогда не разлучаемся. Офицер стал говорить, что это - Кремль, там правительство. Но я уже знала себе цену и потому уперлась. Деваться им было некуда, взяли со мной и мужа. Приехали в Кремль. В банкетной комнате, откуда вызывали на сцену, меня посадили между Козловским и Калининым. Козловский говорит «Михаил Иванович, вот наша белая цыганка, наша камея очень волнуется». Калинин обнял меня за плечи «Не волнуйтесь, дорогая. Я, когда читаю лекции, тоже волнуюсь». Тут неожиданно вошел Сталин. Поздоровался со всеми, задержал на мне взгляд и так же неожиданно вышел. Больше мы его в тот вечер не видели...
Максим Дормидонтович Михайлов рассказывал мне, что он как-то попал в Кремль на довольно приватный прием, и Сталин там сам заводил патефон. Крутил одну и ту же пластинку - «Сашу» - и повторял «Харошая песня, харошая певица, харашо поет». Вообще, когда меня приглашали на такие концерты, то всегда предупреждали «Изабелла Даниловна, только не агитируйте нас, можете петь какую угодно цыганщину, советских песен не надо».
На следующий день после объявления войны, 23 июня 1941 года, Юрьева уже пела на вокзалах и мобилизационных пунктах. А вскоре поехала на Карельский фронт в составе концертной бригады, выучив несколько советских песен. Но бойцы на фронте кричали «Сашу!», «Белую ночь!», «Он уехал!»
«Я тогда была в военной форме, - вспоминает Изабелла Даниловна. - И тут один генерал мне говорит «Изабелла Даниловна, снимите форму, пойте в своих концертных платьях, дайте бойцам хоть на время забыть о войне». Я себе и представить не могла, что во время войны возникнет такой интерес к моим романсам, такая потребность в них. Всю войну я получала с фронта трогательные письма».
Иосиф Аркадьевич был назначен директором Колонного зала Дома Союзов. Правда, занимал он эту должность недолго. Ему предложили вступить в члены РКП(б), мотивируя тем, что Колонный зал часто посещают члены правительства, а посему его директор должен быть обязательно партийным человеком. Аркадьев дипломатично отклонил оказанную ему честь. Тогда ему настойчиво порекомендовали перейти в заместители директора. И от этого он отказался, предпочтя роль простого администратора при известной певице.
К этому времени они обзавелись дачей в Валентиновке - дачном поселке Художественного театра. Иосиф Аркадьевич собственноручно сделал проект и сам руководил строительством. Дача вышла на загляденье двухэтажная, с шестью балконами и 24-метровой террасой. Туда провели телефон. А в то время для обитателей Валентиновки телефон был большой редкостью - его не имела даже Пашенная, только один аппарат был установлен, в правлении дачного кооператива.
Иногда у Юрьевой и Аркадьева гостил Дунаевский с женой. Возможно, композитор рассчитывал, что популярная артистка исполнит и что-нибудь из его оптимистических песен. Но Изабелла Юрьева была равнодушна к его творчеству. Лишь в период, когда усиленно пропагандировали так называемую «советскую песню», Юрьеву каким-то образом уговорили включить в один концерт его «Вечер вальса».
В разгар хрущевских нововведений перед Юрьевой и Аркадьевым, как и перед многими, возникла дилемма либо дача, либо квартира. Загородный дом постоянно требовал расходов на содержание. Выступала Юрьева уже мало, а налоги, независимо от числа концертов, надо было платить по 500 рублей в месяц. От дачи решили избавиться. Изабелла Даниловна с трудом нашла покупателя - священнослужителя, который предлагал 22 тысячи. Правление дачного кооператива не разрешило сделку - купить мог только артист или, в крайнем случае, врач. В результате дачу со всей обстановкой продали Лундстрему за 10 тысяч.
Как-то Лундстрем позвонил Изабелле Даниловне и сказал, что там остались ее старые афиши. Но о мебели и книгах почему-то не упомянул.

«Мне сегодня так больно,
Слезы взор мой туманят.
Эти слезы невольно
Я роняю в тиши.
Сердце вдруг встрепенулось,
Так тревожно забилось...
Мой нежный друг,
Если можешь - прости...»

Изабелла Юрьева вспоминает «Это танго мой муж создал за десять минут... Я ему говорю «Что ты там пишешь» А он отмахивается «Подожди». А потом подает мне листок со стихами. Мы ведь действительно с ним никогда не расставались. Он ради меня пожертвовал своей карьерой. Стал администратором, возил меня на гастроли, писал мне песни. И, шутя, называл себя Федей Протасовым, добавляя при этом «Я погиб за цыганский романс». В 1968 году мы с ним ездили в Париж, вспоминали молодость, а в 1971-м его не стало... Мне иногда кажется вот сейчас откроется дверь, и он войдет, смеющийся и безумно влюбленный в меня. Мы прожили с ним 46 лет, будто один день. Как любовники. И он говорил мне, как в том романсе «Локон» «Заинька, чем больше твоя головка седеет, тем дороже и роднее ты мне становишься».
А потом были почти тридцать лет одиночества... Чтобы не оставаться одной по вечерам, Изабелла Даниловна брала на житье домработниц. И каждый раз удивлялась, как трудно найти порядочного человека. «Почему я должна прятать письма Зощенко и другие дорогие сердцу реликвии в напольные часы или еще куда-то - жаловалась певица. - Все равно пропали и письма, и книги, и многое другое. Утром кушаю серебряной ложкой творог, вечером ложки нет - девчонки-студентки утащили, жили у меня тут... То тарелки не найду, то чашки из сервиза не досчитаюсь... А я не могу быть одна. У меня постоянная депрессия... Я практически не сплю...»
Во время чествования певицы в день ее 95-летия она спела на сцене московского Колонного зала романс, и публика встала. Последний раз Изабелла Юрьева вышла на сцену и спела в 98 лет, тогда публика тоже встала и плакала. В день своего 100-летия Изабелла Даниловна петь уже не могла.
20 января 2000 года Изабелла Даниловна Юрьева скончалась на 101-м году жизни.

Наша героиня - королева цыганского романса, талантливая женщина, звезда 20-40-х годов прошлого века. Она же - Изабелла Юрьева. Биография, личная жизнь певцы - все это сложно уместить на одной странице. Ведь она прожила 100 лет. В ее судьбе было немало радостных и печальных событий. Но можно сказать одно: таких артистов не забывают. В статье содержится личная и творческая биография легендарной исполнительницы романсом. Желаем приятного чтения!

Изабелла Юрьева: биография: семья и детство

Родилась 26 августа (7 сентября) 1899 года в Ростове-на-Дону. Однако в паспорте указана другая дата - 25 августа (7 сентября) 1902 года. Она из многодетной еврейской семьи. Ее девичья фамилия - Ливикова. Отец Изабеллы, Даниил Григорьевич, был мастером по театральным шляпам. А мама ее работала постижером в местном театре.

У нее было три старших сестры (Аня, Катя и Маша), а также брат. Девочки всегда жили дружно, увлекались музыкой. Они не обижали единственного братишку.

В доме у Ливиковых часто проходили концерты. Даниил Григорьевич вместе с четырьмя дочками исполнял любимые песни.

Легенды и слухи

Чем же так отличалась от других детей Белла Ливикова (она же - Изабелла Юрьева). Биография и история жизни нашей героини всегда вызывали массу вопросов. Давайте остановится на этом подробнее.

По семейному приданию, в тот день, когда девочка родилась на свет, в ростовской музыкальной мастерской произошел один случай. Внутри фортепианного корпуса неожиданно лопнула струна. Этот тревожный дрожащий звук достаточно долго держался в воздухе, вызывая раздражение у местных жителей. Однако потом представители семейства Ливиковых догадались, что это был знак - родился музыкально одаренный ребенок. Речь идет о Белле. Отец и мать были уверены в том, что она стать известной артисткой.

У многих российских граждан, рожденных до революции 1905года, указывались две даты появления на свет (по новому и старому стилю). Сейчас это многим кажется странным. А что же Изабелла Юрьева? Биография ее выглядит несколько запутанной. Большую часть жизни певица утверждала, что родилась в 1902 году. Однако за несколько лет до смерти у нее состоялся откровенный разговор с журналистами. Исполнительница цыганских романсов призналась в том, что отсчет ее жизни надо вести с 1899 года. Как же так получилось? Все просто: в 1932 году в СССР ввели паспортную систему. Многие гражданки захотели «омолодиться», убрав несколько лет. К примеру, так поступила легендарная актриса Любовь Орлова.

Способности

Родители мечтали о том, чтобы их младшая дочь стала врачом. Но у девочки был явный певческий талант. В какой-то момент отец и мать смирились с этим.

Изабелла Юрьева, биография которой нами рассматривается, хотела, чтобы кто-то оценил ее талант и творческие перспективы. Когда девочке исполнилось 16 лет, мама отвела ее к своему знакомому - скрипачу симфонического оркестра по фамилии Цимбалист. Вскоре он организовал Белле публичное прослушивание в городском саду Ростова. Наша героиня исполнила три композиции - «Над полями», «Помню, я молодушкой была» и «По старой Калужской дороге». Она поразила всех чистотой и глубиной голоса.

Однако прослушивание прошло не так гладко, как хотелось бы Беллей. Во время исполнения одной из песен к ней в рот залетел комар. Она едва не задохнулась. Изабелла подумала, что теперь ей можно забыть о сцене. Но публика простила девочке эту легкую заминку. Юная красавица покидала городской сад под громкие аплодисменты.

Начало творческого пути

17-летняя Белла вместе с мамой отправилась в Петроград. Их целью было не знакомство с достопримечательностями. Девочка хотела попасть на прослушивание к профессору консерватории. На тот момент старшая сестра нашей героини (Анна) уже была студенткой этого заведения (класс фортепиано). Специалисты прослушали Беллу и сказали: «Ей не нужно учиться. У нее от природы поставленный голос».

С 1920 года наша героиня проживала в Петрограде, обучаясь у композитора и профессионального пианиста А. Таскина. Когда же состоялось дебютное выступление Беллы? В 1922 год она вышла на сцену кинотеатра «Колизей», исполнила несколько песен. Ее представили как Изабеллу Юрьеву. Настоящая фамилия казалась девушке неблагозвучной.

Изабелла Юрьева: биография, личная жизнь

В 1925 году талантливая певица вышла замуж. Ее избранником стал юрист Иосиф Эпштейн, взявший себе псевдоним Иосиф Аркадьев. Он стал администратором супруги. А еще этот мужчина проявил себя как талантливый автор текстов для песен. Именно Иосиф написал слова для таких шлягеров в исполнении Беллы как «Весенняя песенка», «Твои письма», «Ласково взгляни» и других.

Весь 1926 года супружеская чета провела в Париже. Советская исполнительница романсов смогла очаровать местную публику. Ей даже поступила заманчивое предложение - выступать в знаменитой «Олимпии». Но Белла ответила согласием.

Многие уверены в том, что у певицы и ее мужа Иосифа не было общих детей. Но это не совсем так. По возвращению из Парижа в Москву Изабелла Даниловна узнала о своем «интересном положении». Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Владимиром. Но Юрьева испытывала недолго.

В московской коммуналке (на 16 кв. м) приходилось ютиться впятером (сестра с мужем, Белла с Иосифом и сыном). Артистке предстояло выступить на нескольких концертах. Чтобы обеспечить жене комфортные условия, Аркадьев отвез маленького сына к родственникам в Ленинград. Спустя какое-то время оттуда пришло страшное известие - мальчик умер. Ему было всего 1 год и 2 месяца.

Певица с ума сходила от горя. На похороны ребенка поехал Иосиф, а ей запретил. В этот день Юрьевой нужно было выступать. Она преодолела себя. Белла вцепилась в спинку стула. С каменным лицом наша героиня исполняла одну композицию за другой. Слушатели в зале даже не догадались о том, какое горе внутри себя она переживает. С ноября 1928 по 1936 гг. у Беллы был перерыв в творческой деятельности. И такая пауза оказалась уместной. Ведь в этот период РАПМ боролся с цыганщиной во всех ее проявлениях.

Жилищные условия

Артистке трудно было существовать вне сцены. Аркадьев отлично это понимал. Поэтому он сделал все, чтобы превратить повседневную жизнь супруги в подобие сказки.

В 1931 году они переехали из тесной комнаты в коммуналке в просторную квартиру на Трехпрудном переулке. Раньше в этом доме проживала известная поэтесса М. Цветаева.

Семья постепенно обставляла новые апартаменты. Муж устраивал для Беллы приятные сюрпризы. Часто, просыпаясь по утрам, исполнительница романсов видела у себя на прикроватном столике букет цветов и шоколадную плитку «Золотой ярлык». А на день рождения Юрьева получила от супруга перстень Фаберже, инкрустированный бриллиантами.

На протяжении нескольких лет Аркадьев строил двухэтажную дачу под Воскресенском. Он сам разработал проект, включив в него 6 балконов и огромную террасу.

Летом Белла и Иосиф отдыхали на Клязьме. Они наслаждались великолепными пейзажами, кушали свежую клубнику, катались на лодке и устраивали пикники с друзьями. Юрьевой все это нравилось. Но с каждым днем она все больше скучала по сцене. Муж не был против ее возвращения на эстраду. Аркадьев даже написал для нее несколько новых композиций - «Первый бал», «Если можешь, прости» и «Ответ на дружбу».

Известные поклонники

Многие советские мужчины мечтали о такой красивой и талантливой женщине как Изабелла Юрьева. Биография (кратко) ее знаменитых поклонников приводится ниже.

Арнольд Хаммер

Сын европейского эмигранта из Одессы. Он был одним из тех, кто помогал большевикам снять экономическую блокаду Запада. И вскоре в СССР пришел американский капитал. В том время, как большинство советских граждан были нищими и голодными, он жил на широкую ногу. В своей квартире он создал настоящий музей из антикварной мебели, картин и прочих предметов. Любовь к цыганским романсам и слабость к женской красоте сделали его одним из главных воздыхателей Юрьевой.

Самуил Маршак

Известный поэт и переводчик тоже проникся огромной симпатией к красавице Изабелле. Но она была готова строить с ним только дружеские отношения. Похоже, что Маршаку не везло в любви. Ведь редактор издательства Тамара Габбе тоже не ответила ему взаимностью.

Михаил Зощенко

Еще при жизни его называли «магистром смеха». И вполне заслуженно. Чтобы убедиться в юмористическом таланте Михаила Михайлович, достаточно прочесть его рассказы. Зощенко был весьма решительным мужчиной. Он приходил домой к Юрьевой, чтобы пообщаться с ней наедине. Своими частными визитами писатель вывел мужа Изабеллы из себя. Иосиф Аркадьевич пообещал, что в следующий раз спустит с лестницы навязчивого ухажера. Зощенко больше не приходил.

Противостояние

Многие советские граждане знали, кто такая Изабелла Юрьева. Биография, фотопевицы печатались в газетах и журналах. Если вы думаете, что о ней писали исключительно хвалебные статьи, то ошибаетесь. В начале 1940-х годов ее стали травить в печати. Даже Исаак Дунаевский призывал нашу героиню «осоветить» свой репертуар.

В 1941 году началась война. В разных городах СССР создавались фронтовые концертные бригады. В один из них входила и Изабелла Юрьева. Биографияговорит о том, что она выступала на призывных пунктах и в госпиталях. Наша героиня успела побывать и в Сталинграде, и на Карельском фронте. Лирические песни и романы в ее исполнении поднимали дух раненных и здоровых бойцов, вселяли в них надежду на светлое будущее.

По окончании войны травля ее как певицы продолжилась. Во время записи пластинок редакторы придирались именно к манере исполнения. Ей предлагалось воспевать Сталина. А если бы она согласилась? Тогда звание заслуженной или народной артистки быстро бы получила Изабелла Юрьева. Биография и история, как известно не терпят сослагательного наклонения. Наша героиня в очередной раз ответила отказом.

Тем не менее гонимая многими артистка жила в достатке. Они с мужем разъезжали по Москве на роскошном «Крайслере». Второй такой автомобиль был лишь у Ежова. Огромные гонорары ее мужа, Иосифа Эпштейна, позволили им жить как у Христа за пазухой. Их квартира была обставлена антикварной мебелью, а также отделана натуральным камнем и шелком. У супругов имелась и двухэтажная дача с шестью балконами. О такой роскоши обычные советские люди даже и мечтать не могли.

Как же в условия постоянной травли выстраивала свою карьеру Изабелла Юрьева. Биография, песни в ее исполнении интересовали людей все меньше. И вот в 1959 году она распустила свой ансамбль. Певица продолжала участвовать в сборных концертах, но все реже. На афишах ее имя и фамилия не указывались (по приказу начальника отдела культуры).

В 1965 году состоялся последний концерт Изабеллы Юрьевой. Он проходил в стенах Ленинградского театра эстрады. В зале собрались истинные поклонники ее таланта. Люди слушали романсы в исполнении Беллы и плакали. В этот день наша героиня выглядела особенно великолепно - молодая, стройная, с красивой прической. Она хотела, чтобы публика запомнила ее именно такой.

Жизнь с чистого листа

В 1971 году стала вдовой Изабелла Юрьева. Биография певицы содержит сведения о том, что ее муж Иосиф Аркадьевич Эпштейн скоропостижно скончался. Певица оказалась одинокой и беспомощной женщиной. Ведь за все эти годы брака она ни разу не ходила в магазин за хлебом и другими продуктами, не убиралась в доме. Даже зажигать газовую конфорку Белла так и не научилась. Всем этим занималась домработница, нанятая Иосифом.

Чтобы не погрузиться в одиночество и глубокую депрессию, Юрьева подселяла к себе девушек-студенток. Они же выполняли функцию домработниц. Вскоре у нашей героини стали пропадать вещи: предметы из дорого сервиза, серебряные ложки, памятные письма от знаменитых людей. В итоге Белла «разогнала» всех и осталась один на один со своим одиночеством.

Дни напролет бывшая звезда эстрады проводила в четырех стенах. Она подолгу рассматривала фотографии разных лет, прослушивала раритетные аудиозаписи.

И вдруг в 1970-х годов у советских граждан вновь проснулся интерес к такому музыкальному направлению как романс. Вот только талантливых и самобытных исполнителей было немного. Журналисты и режиссеры вспомнили о Юрьевой. Ее стали приглашать на радио и телевидение.

О таком всплеске популярности даже не думала Изабелла (Юрьева) Даниловна. Биография ее интересовала молодое поколение. А исполнительница очень расстраивалась, когда прослушивала свои записи 30-х годов. Ведь тогда ее заставляли искусственно завышать голос, убирать гортанные ноты. А еще не приветствовалась излишняя эмоциональность в песнях. Одним словом, никакой свободы в творческом выражении.

Долгожданные награды

Когда же звание «Народная артистка» получила певица Изабелла Юрьева? Биография указывает на то, что это произошло в 1992 году.

В свой 100-летний юбилей наша героиня была удостоена Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Эту награду ей вручили в Кремлевском дворце в сентябре 1999 года. Певица была растрогана до слез.

Смерть

20 января 2000 года этот мир покинула Изабелла Юрьева. Биография (фото могилы певицы вы можете увидеть ниже) артистки говорит о том, что свой последний приют великая исполнительница обрела на что на юго-западе Москвы. Родственников и друзей Беллы давно нет в живых. Поэтому ухаживать за ее могилой некому. Лишь истинные ценили культуры иногда приходят туда, чтобы возложить цветы и прибраться.

В заключение

Сегодня мы вспомнили еще одну талантливую и интересную личность. Именно такой была Изабелла Юрьева. Биография, семья и личная жизнь певицы - все подробно рассмотрено в статье. Пусть земля ей будет пухом…

Изабелла Даниловна Юрьева (07.09.1899 года [Ростов-на-Дону])

Мадам Аншлаг - так называли певицу, любимую миллионами. Юрьевой поклонялись, ее обожали, засыпали цветами, потом забыли, потом вспомнили вновь.

ИЗАБЕЛЛА Даниловна Юрьева родилась 7 сентября (по старому стилю 25 августа) 1899 года.

"Родилась я в Ростове-на-Дону, - вспоминала Изабелла Даниловна . - Было нас четверо сестричек, все мы страстно любили с самого детства музыку, песни. Без устали пела я целыми днями:"

Вся история жизни Изабеллы Юрьевой тесно переплелась с историей русского и цыганского романса XX века. Она влюбилась в этот жанр еще 11-летней девочкой, когда через дырочку в заборе ростовского городского сада с обожанием и трепетом смотрела на знаменитых В. Панину, А. Вяльцеву и мечтала, что когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

"Как-то пришел к нам сосед-скрипач и говорит: уж больно хорошо поет ваша младшая дочь. И уговорил меня выступить в любительском концерте. Так в Ростове-на-Дону и состоялся мой первый выход на сцену".

Произошло это в 1917 году в ростовском парке имени Луначарского.

Русская народная песня "По старой калужской дороге", - звонко объявил конферансье.

И она запела. Сначала - робко, как бы прислушиваясь к себе, затем - все свободнее, легче, шире. И вдруг - о ужас! - комар. Изабелла чуть не задохнулась. С трудом преодолев спазмы, она закончила песню. Неожиданные аплодисменты просто ошеломили. Публика, не обратив никакого внимания на "сбой", приняла ее на "ура".

Окрыленная успехом, она отправилась в Ленинград к сестре, которая училась в консерватории.

В Ленинграде жил тогда А. В. Таскин, концертмейстер самой Анастасии Вяльцевой, любезно согласившийся прослушать молодое дарование.

Да вы готовая певица! - воскликнул Александр Владимирович, услышав голос Юрьевой. - Мне нечему вас учить. У вас природная постановка голоса, есть свой шарм, чего еще? Выучите три любые песни, какие вам понравятся, и идите на сцену.

На сцену? - изумилась сестра. - Неужели вы думаете, что она сможет заработать себе на хлеб?

Сможет, - ответил Таскин, - и даже на хлеб с маслом.

"ВСКОРЕ я переехала в Москву, там заинтересовались моим голосом и предложили петь в театре сада "Эрмитаж".

Задушевность, искренность, необыкновенное обаяние молодой певицы очень быстро покорили московскую публику.

Послушать Юрьеву специально приезжает представитель ленинградского концертного объединения Н. Рафаэль. И тут же предлагает ей контракт. А на недоуменные вопросы коллег: "Зачем, мол, вы предложили никому не известной девчонке 15 рублей за исполнение двух-трех романсов, когда у нас известные певицы получают столько же за целую оперу" - отвечал: "Когда я слушал ее, я просто умирал". Это заинтриговало, и девушке назначили прослушивание в театре Юровского - престижном заведении на Невском проспекте.

"Я вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. В зале - только директора кинотеатров и эстрадные администраторы. Пела строго, очень деликатно. Одну песню исполнила, вторую, третью: Слышу - захлопали. И давай наперебой приглашать: "Я беру ее", "Нет, я беру ее": Вдруг поднимается молодой интересный мужчина и, что называется, ставит точку: "Позвольте, я возьму ее к себе". Это был Иосиф Аркадьевич Эпштейн - главный администратор театрального треста, мой будущий муж".

В любви и согласии они прожили 46 лет, и это были, по признанию Юрьевой, самые счастливые годы в ее жизни.

Ради любимой женщины Иосиф Аркадьевич пожертвовал карьерой, стал администратором певицы, к тому же именно он написал тексты знаменитых юрьевских шлягеров, таких как "Ласково взгляни", "Весенняя песенка", "Если можешь - прости" (свои стихи он подписывал псевдонимом - Аркадьев).

"При муже я даже не знала, что такое сходить за хлебом, - вспоминала певица, - каждое утро Иосиф Аркадьевич дарил мне цветы и плитку шоколада:"

Конечно же, у нее была масса поклонников. Еще до Аркадьева ее руки и сердца добивался американский миллионер Арманд Хаммер. Уже при Аркадьеве ее внимания и расположения искали Самуил Маршак и Михаил Зощенко:

Но самыми преданными поклонниками певицы были простые зрители. "В двадцатые годы выступала я как-то на открытой сцене сада "Эрмитаж". Закончился мой концерт поздно вечером. Идем мы с мужем по темной, слабо освещенной улице и слышим за нами чьи-то шаги. Я испугалась, муж мне говорит: "Заинька, не бойся, я с тобой". Поравнялась с нами ватага беспризорников, подходит вожак и говорит: "Дяденька, вы нас не бойтесь, мы твою тетеньку не тронем. Уж больно хорошо она поет, так за душу берет. Мы вас даже до самого дома проводим". Вот какие у меня почитатели".

ПУБЛИКА с восторгом принимает концертные выступления артистки. Критики отмечают ее требовательный вкус, самобытность интерпретации, одобрительно отзываются о "необычной красоте проникновенного сильного голоса, легкой и доверительной, с лукавинкой манере пения". В середине 20-х годов Юрьева занимает одно из первых мест на эстрадном олимпе. На афишах Колонного зала большими буквами пишут ее имя, а ниже и чуть мельче - другие знаменитости: Василий Качалов, Вера Дулова, Екатерина Пельтцер:

1926 год Изабелла Юрьева с мужем провели во Франции. В Париже она давала концерты, имела грандиозный успех, в буквальном смысле слова очаровала парижскую публику. Ей предлагали сказочные контракты: выступления в знаменитой "Олимпии", съемки в главной роли во франко-испанском фильме, в конце концов предлагали вообще остаться в благополучной Франции, но она отказалась.

Сын Володя родился в парижском такси по дороге в роддом. Родился с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер в Ленинграде (там жили родственники мужа). "Муж ни за что на свете не брал меня хоронить ребенка. Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Директор мюзик-холла Э. Дакман, которому я сказала, что не могу выступать, так как у меня умер ребенок, спокойно ответил: "Публику не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься". И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала:"

Однажды ночью раздался телефонный звонок: "Товарищ Юрьева ! Сейчас за вами придет машина, поедете в Кремль на концерт". Изабелла в недоумении попросила позвать кого-нибудь из выступающих артистов. Вскоре она услышала голос Козловского: "Пунчик, приезжай, здесь концерт и тебя ждут". Изабелла согласилась при условии, что и муж поедет: "Мы с ним никогда не разлучаемся!"

В банкетной комнате, откуда вызывали на сцену, Изабелла сидела рядом с Козловским. Неожиданно вошел Сталин. Поздоровался со всеми, задержал взгляд на Юрьевой и так же неожиданно вышел:

О ЧЕМ думал вождь мирового пролетариата, разглядывая певицу, никто никогда не узнает. Зато известно другое: к концу 20-х годов идеологическая атмосфера вокруг "цыганщины", как презрительно окрестили тогда русский романс и таборную песню, начала стремительно сгущаться. Иначе как безвкусицей и буржуазным атавизмом их теперь не называли. Огонь критики в первую очередь был направлен против наиболее талантливых исполнителей старинного романса, в частности Изабеллы Юрьевой, талантом которой эта самая критика совсем недавно восхищалась.

Творческим людям предписывалось нести в массы пролетарскую культуру, воспевать борьбу, труд и строительство "нового общества". "Чистое искусство ради искусства", к которому причислили любовный романс, отменялось, ибо оно "уводило в сторону от строительства мирового социализма".

Программы концертов теперь составлялись таким образом, что вначале выходил с очень злыми пародиями на русский романс Хенкин, а после него должна была петь Юрьева .

Рецензенты клеймили творчество певицы, утверждая, что ее ресторанный стиль чужд советскому народу, никуда не зовет и т. д. Юрьевой стали указывать, как надо петь. "Что у вас за романс "Не надо встреч"? Вы на что намекаете? На разъединение масс? Пойте "надо встреч". Приведем любопытный документ 27-го года:

Уполномоченному Репертуарным Комитетом От Изабеллы Юрьевой

Заявление

Прошу разрешить мне при исполнении новой программы мюзик-холла следующие старинные романсы: "Никому ничего не рассказывай", "Жигули", "Среди миров", "Он уехал".

Изабелла Юрьева

Резолюция: Исключительный по пошлости мещанский репертуар. Разрешить сроком на один год одной певице, пока не будут подготовлены произведения, созвучные времени.

Политредактор Р. Пиккель

В конце концов Юрьева не выдержала прессинга и прекратила выступать. Молчание длилось целых семь лет.

"Свежую струю" вносить не захотела

В 1937 ГОДУ Юрьева записала на пластинку первую песню - "Ты помнишь наши встречи" Ильи Жака и Андрея Волкова, которую исполняла также Шульженко.

В годы войны она много ездила с концертами. Пела и на Карельском фронте перед бойцами в 30-градусный мороз, когда даже ботинки на сцене в помещении покрывались инеем, и в только что освобожденном Сталинграде, и в госпиталях. По настоянию чиновников от искусства ей пришлось разучить несколько отнюдь не характерных для ее творчества произведений советских композиторов. Но бойцы не хотели патриотики. Стоило певице появиться на импровизированной эстрадной площадке где-нибудь на передовой, как они начинали требовать "Сашу", "Белую ночь", "Если можешь, прости" - лучшие ее песни 30-х годов.

После войны Изабелла Юрьева объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, лирические песни. Гром, как всегда, грянул неожиданно. Летом 1946 года были приняты сразу три постановления ЦК ВКП(б): "О журналах "Звезда" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров", "О кинофильме "Большая жизнь". Последнее постановление содержало критику песен Н. Богословского и А. Фатьянова, признанных порочными и идейно непригодными. Богословский был назван пошляком, а песня "Три года ты мне снилась" - упаднической. Это был сигнал к очередной кампании по борьбе с "легким жанром", со всем, что уводило в мир неясных грез и личностных переживаний.

Изабелла Даниловна записала на радио цикл песен Жарковского, Табачникова, Мартынова, Милютина. Это были лирические и шуточные, веселые и грустные (ни одного романса!) песни. Решение художественного совета, через горнило которого проходила вся "готовая продукция", было однозначным: "В эфир не давать". А одна из центральных газет менторски наставляла: "Если бы певица взамен суррогатов обратилась к настоящей народной песне, она внесла бы свежую струю в область подлинного музыкального искусства:"

В СЕНТЯБРЕ 1999 года в связи со 100-летним юбилеем Изабелла Юрьева была награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени. А за несколько лет до этого ей было присвоено звание народной артистки России. Это были ее первые и единственные за всю долгую жизнь государственные награды.

Отрывок из статьи Аллы Цыбульской "Изабелла Юрьева : к столетию со дня рождения"

СИДИТ это во мне, понимаешь, сидит! - сказала она чуть сдавленным голосом и оборвала себя. - И все теперь неуместно, несвоевременно, незачем мне нынче быть смешной, а тогда, в молодости моей, все понималось по-другому, и что теперь приветствуется, тогда отвергалось. Говорили: уберите эту ноту, от нее пахнет цыганщиной, а она была просто страстной, дурновкусия я бы не допустила, говорили: "жестокий" романс с насмешкой, а он оказался вечным, ведь мир чувств, заключенный в нем, - это мир красоты и драматизма:

Расцвет ее дарования совпал с размахом "шагов саженьих" Советского Союза. Пафос общественного энтузиазма выражался в коллективном общественном мироощущении. Все, что было связано с понятием "мы", казалось единственно важным. Все, что выражало личное, воспринималось как мещански ограниченное. От нее требовали петь не о любви, а о стройках. Что было делать артистке, которая столь не вовремя явилась на сцену в эпоху маршей и массовых песен?

Ей приходилось терпеть нападки. Странно и неприятно читать статью И. Дунаевского в журнале "Советская музыка" ? 9 за 1948 год, в которой он указывает Изабелле Юрьевой как на недостаток на ее излишнюю эмоциональность, чрезмерное драматическое напряжение. Идеология исподволь подчиняла сознание, мышление. Талантливейший композитор, ставший музыкальным идеологом эпохи Сталина, увы, и он отметал иные проявления искусства, чем те, на страже которых стоял сам: Таковы были беспощадная идеология и дух сталинского времени.

Любовь и женское достоинство стали главной темой ее творчества. В старинных и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилева, А. Верстовского, в романсах XX века, в произведениях советских композиторов и в лирических песнях перед слушателем возникал образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. И этот образ оказывался бесконечно дорог ее современникам.

Сила воздействия певицы заключалась в том артистическом переживании, что пронизывало ее исполнение. Она смело шла на импровизацию, варьирование мелодий. Ее концертмейстеры Симон Каган и Давид Ашкенази, с которыми она работала в течение всей своей жизни, импровизировали также свободно, что придавало особый блеск звучанию. Необычайно чутко она всегда обращалась со словом, с поэтической речью в музыке. Изменение интонации, ее сдвиг, широкий гортанный распев или интимное признание становились "гласом волшебной лиры":

В связи с возвращением романса в 70-е годы к певице кинулся рой журналистов. Неожиданное внимание после стольких лет забвения (ее последний концерт перед уходом со сцены состоялся в Ленинградском театре эстрады 5 апреля 1965 года) тревожило и смущало. По неопытности она раздавала из своего архива бесценные реликвии: то уникальную афишу с портретом 20-х годов, то старую рецензию:

Я знала и любила ее с детства. Иосиф Аркадьевич был двоюродным братом моей мамы. Приезжая на гастроли в Ленинград, они бывали постоянными гостями в доме маминой старшей сестры, с которой дружили смолоду, будучи ровесниками. Она была очаровательна, и я смотрела на нее с восхищением. "Ты тоже хочешь стать артисткой? - спросила она меня однажды. - Не думай даже! Это очень тяжелая доля:" Но, конечно же, именно об этом я и мечтала.

Как быстро проходит пора человеческого расцвета! Помню, в один из приездов в Ленинград я увидела их идущими по Невскому. Это была такая красивая и роскошно выглядящая пара, что я не посмела их окликнуть, к ним приблизиться. Когда вечером мама сказала им, что ее дочка постеснялась к ним подойти, Беллочка (так ее называли домашние) огорчилась: "Мы же тебя, деточка, не видели, мы бы тебе были рады:"

Они и были рады мне и гостеприимны, когда я повзрослела и гостила у них в Москве. Как уютно спалось на антикварном узком николаевском диване в парадной гостиной, стены которой были завешаны старинными картинами и защищены от света гобеленовыми тяжелыми шторами:

Не обходилось и без забавных курьезов. Беллочка любила хорошие вещи, хорошую одежду, которых не было в тот период эпохи "Москвошвеи". Обнаруживая у меня иногда хорошие перчатки, чулки или сумочку, она - близорукая с детства - пробовала их на ощупь и спрашивала: "Откуда у тебя такие мягкие перчатки?" На что я отвечала: "Как откуда? Вы забыли, что вы мне их подарили?" Она смеялась в ответ.

Перед каждым концертом она отчаянно волновалась. Но в тот памятный день в послевоенном Сталинграде волнение достигло крайних пределов. С утра зарядил дождь. Его пелена скрыла очертания встающего из руин города. К вечеру по улицам можно было уже не идти, а плыть. "Кто же в такую погоду пойдет на концерт?" - грустила певица. В назначенное время пришел автобус. Она и музыканты взгромоздились с ногами на сиденья: вода заливала пол. И вдруг она увидела, что по затопленной улице, держа обувь в руках, босиком, подняв подолы платьев, подвернув брюки, идут бесконечной толпой те, кого дождь не остановил, - ее слушатели, ее почитатели. И она расцвела от счастья. Это была пора ее молодости, ее успеха, ее признания народом.

Однажды она с огромным юмором рассказала, как на одном из прифронтовых выступлений в паузе между исполнением услышала из зрительских рядов: "Переверните, переверните!" Возникла недоуменная пауза. Кто-то произнес: "Что или кого перевернуть? Юрьеву?" Выяснилось: один молоденький лейтенант был убежден, что слушает ее пластинку, а красивая блондинка только изображает пение. На обороте же его любимой пластинки была всем известная и всем нравящаяся песенка "Саша", которую он и хотел послушать:

При том, что, конечно, она всегда была избалованной женщиной, она сохранила необычайную душевную отзывчивость к окружающим. При том, что всегда казалась хрупкой, проявила уже в поздние годы стойкость и мужество. После операции у Святослава Федорова ни разу не пожаловалась на боль, а когда ей разрешили снять повязку, сказала:"О, я и не знала, что в мире столько красок!" И через год решительно прооперировала второй глаз.

Она всегда так умела сказать "не знаю" или "не понимаю", что было ясно: речь идет о том, что она не одобряет, но отзываться дурно не хочет. В то же самое время свое восхищение высказывала бурно. Как-то, слушая Елену Образцову, произнесла: "Такие люди не должны стареть:" Может быть, тут прорвалось и сожаление о себе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры