Эта критика справедлива, но воспринимать ее бывает тяжело. Искусство критики

Главная / Развод

Ежедневно мы выдерживаем критику со стороны многочисленных людей. Оценке подвергаются поведение, высказывания, внешний вид и т. д. И не всегда эта оценка бывает приятной. Если многозначительные взгляды незнакомого человека можно проигнорировать, то высказывания родственников или друзей порой воспринимаются весьма болезненно. Однако и сами мы также оцениваем других людей. Как же высказывать свое мнение правильно, чтобы не вызвать негативных эмоций?

Критика и ее виды

Иметь свое мнение и высказывать его вслух – нормальное явление. Именно это и называется критикой. Главное – то, каким образом она преподносится. Конструктивная критика направлена на то, чтобы принести пользу, указать на ошибки и способы их исправления. Ее выражают в форме советов, объективного анализа, рекомендаций. Деструктивная критика – это тоже способ дать оценку, но он не несет в себе никакой пользы. Этот метод применяют для того, чтобы человек вышел из себя и под действием сиюминутных эмоций отказался от своих планов.

Принципы конструктивной критики

  • Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное.
  • Конкретность. Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом.
  • Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение.
  • Опыт и практика. Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их.
  • Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом.
  • Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту.
  • Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Как правильно критиковать

Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:

  1. Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
  2. Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
  3. Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
  4. Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
  5. Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
  6. Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
  7. Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
  8. Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
  9. Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Примеры конструктивной критики

Как просто высказать свое мнение под действием эмоций... Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.

  • «О чем вы думали, когда писали отчет? Это никуда не годится! Немедленно все переделайте!»

Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:

  • «Иван Иванович, вы хороший специалист, но цифры в последней колонке отчета неверны. Исправьте их, пожалуйста. Надеюсь, вы проявите больше внимательности в следующий раз. Ваша исполнительность и ответственность – ценные качества для нашей компании».

  • «Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».

После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:

  • «Мне очень понравилось платье, которое ты надевала в выходные. Оно хорошо подчеркивает фигуру, и цвет к лицу. А этот наряд слишком бледный для тебя. К тому же у тебя красивая фигура, а это платье ее скрывает».

  • «Хам! Вы и пары слов связать не можете! Несете какую-то чушь!»

Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:

  • «Не нужно грубить. Думаю, вам стоит извиниться. В следующий раз не спешите с ответом. Вы слишком эмоциональны. Сначала успокойтесь, посоветуйтесь, потом выскажете свое мнение».

Как нельзя реагировать на критику

  1. «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
  2. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение. Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
  3. «Меня критикуют. Надо срочно ответить». Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
  4. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
  5. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку - это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
  6. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
  7. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
  8. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
  9. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.

Нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств: самооценки, установки по отношению к миру, стрессоустойчивости, уровня профессионализма, воспитания, погоды и настроения в этот конкретный день и много чего еще... Мне хотелось бы подробней рассказать о видах критики и наиболее типичных способах реакции на нее.

Критика бывает трех видов: справедливая, несправедливая и общая.

Начнем со справедливой: вам указывают на конкретные ошибки и промахи, которые действительно имели место. Обычная реакция в таких случаях - самооправдание или ответный наезд. Последствия подобных действий наверняка хорошо известны каждому, потому что наверняка вы так уже поступали раньше. Я хочу предложить альтернативный вариант: признайте факты и извинитесь. Например, ваш партнер по работе говорит:

Три дня я безрезультатно добиваюсь от вас конкретного ответа. Вы не представляете, как я возмущен!

В ответ первым делом вы должны безоговорочно признать его правоту:

- Я понимаю ваше возмущение и приношу извинения.

И только после этих слов имеет смысл говорить хоть что-то в свое оправдание, причем лучше всего - правду. Например:

- Вопрос оказался сложнее, чем я предполагал, и потребовал больше трех дней.

Обычно человек после такого ответа перестает злиться и готов к дальнейшему конструктивному диалогу.

Следующий тип критики - несправедливая. Она встречается чаще, и выслушивать ее гораздо обидней. Но зато она дает гораздо больший простор для творчества отвечающего, который, к сожалению, редко пользуется возникающими возможностями. Типичные реакции - агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание - в этой ситуации не являются эффективными. Все в этом убеждались сотни раз, но, к сожалению, почему-то в момент ответа ничего другого в голову обычно не приходит. В качестве альтернативы можно предложить:

1. Подведение итога с последующим переводом темы в конструктивную плоскость.

- Вы считаете, что из-за нее страдают все сотрудники. Что бы вы могли предложить, чтобы это исправить?

2. Признание права на существование другой точки зрения (что не означает согласия с ней).

Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!

- Я вижу, что вас это очень волнует, и давайте разберемся. Да, меня это действительно не беспокоит, но можем узнать мнение других сотрудников.

3. Перевод критических замечаний в позитивную плоскость.

Ничего лучшего я от вас и не ожидал!

- Уточните, пожалуйста, ваши ожидания.

И наконец, последний вид критики - общая . Типичная реакция - обида. Я предлагаю уточнить, чего именно хочет нападающий.

Ты всегда несправедливо относишься ко мне!

- Какие конкретно случаи ты имеешь в виду?

Надо помнить, что важна именно первая реакция , и что именно она определяет, куда пойдет беседа дальше - на возрастание конфликта или на его снижение. Также очень многое зависит от тона: если произносить даже правильный текст злобно или с издевкой, толку от этого не будет.

Для снижения конфликта полезно держать в голове, что человек не хочет вас обидеть на самом деле, а просто что-то недопонял, и это легко уладить. Даже если на самом деле это не так, и собеседник хочет именно конфликта, лучше об этом не думать, потому что вам пользы это не принесет.

Для того чтобы уметь в полевых условиях воспользоваться вышеприведенными советами, я рекомендую проделать небольшое упражнение . Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком потренируйтесь в быстром поиске правильных ответов. Для этого по очереди говорите друг другу гадости, причем желательно делать это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критических замечаний, а ваш партнер должен определить, какой вид был использован и что можно на это сказать.

Еще небольшая подсказка: обычно больше всего проблем возникает именно с тем типом наездов, который больше всего любили использовать наши родители в детстве. Именно в этот момент возникают самые сильные эмоции, и найти правильный ответ оказывается непросто. Так что советую этот тип критики отработать наиболее тщательно, во избежание привычных проколов.

Вообще же говоря, делать это упражнение - легко и приятно. Попутно можно сказать своему визави все, что накипело, узнать много нового про себя, и при этом не поругаться. Желаю творческих успехов.

Как было отмечено выше, знания структуры и видов аргументации дает возможность оратору увидеть "слабые места" и грамотно раскритиковать положение других людей. Действительно, ораторское речь не рождается в вакууме. Существуют другие мнения относительно изучаемого предмета, а оратор должен убедить аудиторию в правильности именно своей позиции. Даже если эти мысли явно не выражены, оратор может сформулировать их, ввести в свою речь и показать их несостоятельность.

На сегодняшний день термин "критика" (от греч. - Искусство различать) имеет несколько значений. Например, этим термином обозначают такие высказывания, содержащие негативную оценку мыслей или действий определенных людей, или выявляют недостатки в мыслях или поступках других людей.

В рамках этой концепции риторики, которая преподается в данном пособии, понятие «критика» можно определить следующим образом:

Критика - это обоснование неприемлемости определенной аргументации.

В литературе по логике более употребляемым для подобных процессов является термин "опровержение". Однако в ораторской деятельности такая процедура почти не встречается. Дело в том, что опровержение - это обоснование логическими средствами (преимущественно в форме дедуктивных рассуждений) ложности тезиса с помощью истинных аргументов.

Построение критики предполагает наличие определенной аргументации. В зависимости от того, на какой структурный компонент будет направлена критика, различают следующие ее виды:

o критика тезиса;

o критика аргументов;

o критика формы.

Критика тезиса - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости того утверждения, что защищалось другим человеком.

Как правило, для критики положения выбирают:

o путь "сведение к абсурду" или

o путь обоснования антитезы.

Первый путь предполагает выведение таких последствий из тезиса, которые противоречат общепризнанным положением или фактам.

Второй путь предполагает, по сути, построение оратором аргументации в пользу собственной тезисы, когда она антитезой к предложенному другим человеком положение.

Критика аргументов - это вид критики, который направлен на обоснование оратором неприемлемости тех аргументов, которые использовала другой человек в поддержку своего тезиса.

Например, оратор может показать, что неприемлемыми последствия из приведенных аргументов или продемонстрировать обоснованное возражение исходных положений другого человека.

Часто считают, что критики аргументов достаточно для признания неприемлемости тезиса. На самом деле это не совсем так. С помощью такой процедуры тезис признается только необоснованным и у другого человека остается возможность подобрать более весомые аргументы в ее пользу.

Критика формы - это вид критики, который направлен на обоснование оратором отсутствии связи между аргументами и тезисом другого человека.

Наличие такой связи обеспечивается соблюдением тех правил, которые установлены логикой для определенных видов соображений.

Критика тезиса является наиболее сильным видом критики, ведь только в таком случае тезис признается неприемлемой, которые еще аргументы не приводились в ее поддержку. Другие виды критики (критика аргументов и критика формы) только разрушают процесс аргументации.

Рассмотрим пример:

"Стоит выбирать новых, неизвестных политиков в парламент? Представители этого блока считают, что в этом их преимущество. Но если так рассуждать, то нам придется в следующем году переизбрать и этих: ведь они уже не будут новыми политиками. Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки! Выбирайте тех, кого знаете! Боритесь с дилетантизмом! ".

В этой рекламной листовке имеется попытка критики тезиса ("В парламент следует выбирать новых, неизвестных политиков") путем "сведение к абсурду". Из нее выведено следствие ("В следующем году придется переизбрать и этих политиков"), который не согласуется с "общепринятым" опытом политической деятельности ("Нигде в мире не меняют парламентариев как перчатки!").

Попробуйте самостоятельно оценить уровень убедительности такой критики.

Критика – это логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшееся процесса аргументации.

По форме:

    Явная – указание на явные недостатки, направленная на разрушение аргументации.

    Неявная – скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков.

По направленности аргументационного процесса:

    деструктивная – критика, направленная на опровержение тезиса, аргументов и демонстрации.

(Приёмы)

Критика тезиса-установление ложности тезиса

1.тезис пропонента(Т)-2.следствие из тезиса(С1,С2)-3.опровержение следствий фактами(С1,С2)-4.строится умозаключение(от отрицания следствия к отрицанию основания(ТС1,С2,С1С2)-5.тезсс опровергнут(Т)

Критика аргумента – ложность аргумента

Критика демонстрации – отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

    Конструктивная – обоснование оппонентом собственного тезиса с целью альтернативного утверждения пропонента.

1. Т(тезис пропонента)-2.А(тезис оппонента)-3.оппонент доказывает А.-4. Разделительно-категорическое умозаключение

    Смешанная – конструктивная + деструктивная.

Пропонент – выдвигающий тезис

Оппонент – не согласный с позицией

48.Правила и ошибки по отношению к тезису

Тезис является центральным пунктом рассуждения, раскрытию и обоснованию которого подчинен весь процесс аргументации.

Логичное рассуждение предполагает соблюдение двух правил в отношении тезиса: определенность тезиса и неизменность тезиса.

(1) Определенность тезиса

Правило определенности означает, что тезис должен быть сформулирован ясно и четко.

Четкое определение тезиса наряду с выявлением смысла употребляемых терминов включает также анализ суждения, в форме которого выставляется тезис. Если он представлен как простое суждение, то надо точно выявить субъект и предикат суждения, что не

всегда является очевидным. Требуется также уяснить качество суждения: содержится в нем утверждение или нечто отрицается.

Важное значение имеет количественная характеристика суж-f, дения: формулируется оно как общее суждение (А или Е) или как] частное (I или О). При этом надо выяснить, является оно неопреде-1 ленным («некоторые, а может быть, и все») или определенным («только некоторые») частным суждением.

(2) Неизменность тезиса

Правило неизменности тезиса запрещает видоизменять или отступать от первоначально сформулированного положения в процессе данного рассуждения.

Требование логической точности, определенности и неизменности тезиса достаточно просты и, как правило, выполняются при наличии элементарных навыков логической культуры. Однако в практике встречаются отступления от этих правил.

Первое из них - потеря тезиса.

Подмена тезиса. Общее название ошибки по отношению к тезису - подмена тезиса, которая бывает полной или частичной.

(1) Полная подмена тезиса проявляется в том, что, выдвинув определенное положение, пропонент в итоге фактически обосновывает нечто другое, близкое или сходное с тезисом положение и тем самым подменяет основную идею другой.

(2) Частичная подмена тезиса выражается в том, что в ход, выступления пропонент пытается видоизменить собственный тезис сужая или смягчая свое первоначально слишком общее, npeyaeJ ченное либо излишне резкое утверждение.

2. Правила и ошибки по отношению к аргументам

Логическая состоятельность и доказательное значение рассужде- , ния во многом зависят от качества исходного фактического и теоре-"| тического материала - убеждающей силы аргументов.

Решение стратегической задачи аргументации определяется выполнением следующих требований, или правил в отношении доводов:

(1) Требование достоверности, т.е. истинности и доказанности аргументов определяется тем, что они выступают логическими основаниями, опираясь на которые выводят тезис. Сколь бы вероятными ни были доводы, из них может следовать лишь правдоподобный, но не достоверный тезис. Сложение вероятностей в посылках приводит лишь к увеличению степени вероятности заключения, но не гарантирует получения достоверного результата.

(2) Автономное обоснование аргументов означает: поскольку доводы должны быть истинными, то, прежде чем обосновывать тезис, следует проверить сами аргументы.

(3) Требование непротиворечивости аргументов вытекает из логической идеи, согласно которой из противоречия формально следует все что угодно - и тезис пропонента, и антитезис оппонента.

(4) Требование достаточности аргументов связано с логической мерой - в своей совокупности доводы должны быть такими, чтобы из них по правилам логики в необходимости следовал доказываемый тезис.

При поспешном, не всегда продуманном анализе фактического материала встречается использование и такого аргумента, который не только не подтверждает, а наоборот, противоречит тезису выступающего. В этом случае говорят, что пропонент использовал «самоубийственный довод».

3. Правила и ошибки демонстрации

Логическая связь аргументов с тезисом протекает в форме таких умозаключений, как дедукция, индукция и аналогия.

1) Дедуктивный способ аргументации предполагает соблюдение ряда методологических и логических требований. К важнейшим из них относятся следующие.

1 (1) Точное определение или описание в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного теоретического или эмпирического1 положения. Это дает возможность убедительно продемонстриро-1 вать научные позиции или практические соображения, которыми I руководствуются при оценке конкретного события. |

(2) Точное и достоверное описание конкретного события, которое дано в меньшей посылке.

Это требование диктуется методологическим принципом конкретности истины. В противном случае дедуктивное рассуждение будет двусмысленным и далеким от истины.

(3) Дедуктивная аргументация приводит к достоверному обоснованию тезиса при соблюдении структурных правил этой формы вывода, относящихся к терминам, количеству, качеству и логическим связям между посылками умозаключения. Это прежде всего правила категорических, условных, разделительных и смешанных форм силлогизмов, которые изложены в главе о дедуктивных умозаключениях.

2) Индуктивный способ аргументации применяется, как правило, в тех случаях, когда в качестве доводов используются фактические данные.

3) Аргументация в форме аналогии применяется в случае уподобления единичных событий и явлений. При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила этого вида умозаключения.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой не в любых, а лишь в существенных признаках.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними.

Ошибки в демонстрации связаны с отсутствием логической связи между аргументами и тезисом.

Ошибка мнимого следования имеет место и в тех случаях, когда для обоснования тезиса приводят логически не связанные с обсуждаемым тезисом аргументы. Среди множества такого рода уловок назовем следующие.

Аргумент к силе- вместо логического обоснования тезиса прибегают к внелогическому принуждению - физическому, экономическому, административному, морально-политическому и другим видам воздействия.

Аргумент к невежеству - использование неосведомленности или непосвященности оппонента или слушателей и навязывание им мнений, которые не находят объективного подтверждения либо противоречат науке.

Аргумент к выгоде - вместо логического обоснования тезиса агитируют за его принятие потому, что так выгодно в морально-политическом или экономическом отношении.

Аргумент к здравому смыслу используется часто как апелляция к обыденному сознанию вместо реального обоснования. Хотя известно, что понятие здравого смысла весьма относительное, нередко оно оказывается обманчивым, если речь идет не о вещах домашнего обихода.

Аргумент к состраданию проявляется в тех случаях, когда вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию. К этому аргументу прибегают обычно в тех случаях, когда речь идет о возможном осуждении или наказании лица за совершенные проступки.

Аргумент к верности - вместо обоснования тезиса как истинного склоняют к его принятию в силу верности, привязанности, почтения и т.п.

Соблюдение логических правил по отношению к тезису, демонстрации и аргументам обеспечивает выполнение стратегической задачи рационального рассуждения, которая выступает ведущим фактором убедительности процесса аргументации в научной и практической областях знаний.

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?

Формы критики подробнее

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

  • Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика — замечание.

  • Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит «в общем». Конкретная — детально, конкретно. Не просто «что не работает», а «когда и в какой степени». Из-за каких причин. И не просто «как сделать лучше», а «как это сделать конкретно»: куда пойти, к кому обратиться. Смотри Критика общего плана и конкретная.

  • Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.>

  • Прямая и косвенная

Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Критика Прямая и косвенная

  • Открытая и скрытая
  • Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот. Смотри Критика поддерживающая и разгромная

  • Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

  • Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Смотри Критика мотивирующая и останавливающая.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры