Исторические картины васнецова с названиями и описанием. Виктор Васнецов (художник)

Главная / Развод

Родился в селе Лопьял Вятской губернии. Сын сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны. Всего в семье было шестеро детей, в том числе Аполлинарий Васнецов – художник, известный живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.

Первоначальное образование получил в Вятской духовной семинарии. В 1868–1875 годах учился в Петербургской Академии художеств. В 1876 году был в Париже, затем в Италии. С 1874 года постоянно участвовал в выставках передвижников. В 1892 году получил звание академика. Как и многие русские художники того времени, стремился выйти за границы канонов академического искусства.

С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества. Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и т.д.

Искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными. Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

Тем не менее, творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т.д.

В 1885-1896 годах принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве. Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и т.д.

Был женат на Александре Владимировне Рязанцевой. Имел сыновей: Бориса, Алексея, Михаила, Владимира и дочь Татьяну.

Умер в Москве в своей мастерской во время работы над портретом. Похоронен на Лазаревском кладбище. Позднее его прах был перенесен на Введенское кладбище Москвы.

Виктора Михайловича Васнецова поистине можно назвать народным художником. Основное направление его картин относится к Художник является одним из самых знаменитых в мире. Нет ни одного образованного человека, который не знает название картин Васнецова.

Картина "Иван Царевич на сером волке"

Работа написана в 1889 году. Вдохновила автора одноименная сказка. На картине изображен волк, который уносит от погони Царевича и спасенную им Елену Прекрасную. Иван насторожено глядит по сторонам, а девушка, покоренная и напуганная происходящим, не поднимает взгляда.

Внимание привлекает человеческий взгляд волка. Он полон храбрости, воли и надежды на победу. В сказке волк играет роль положительного персонажа, который является верным другом Ивана Царевича. Он парит над болотами, унося влюбленную пару от опасности. Немного странным кажется цветущая яблоня и лилии, которые растут посреди болотистой местности. Таким образом, автор полотна отсылает нас познакомиться с сюжетом сказки. Ведь именно с начались приключения главных героев.

Полотно, как и многие другие работы художника, находится в Московской Государственной Третьяковской галерее. Здесь вы можете прикоснуться к прекрасному миру живописи, насладиться потрясающими работами, узнать название картин Васнецова. Экскурсоводы поведают вам историю каждого полотна.

"Богатыри"

Нет ни одного другого художника, который был бы так предан живописи, в котором писал Васнецов картины. С названиями большинства из них связаны русские народные сказки и былины. Например, над полотном «Богатыри» автор работал около 30 лет. Первый карандашный набросок Васнецов сделал в 1871 году. Она была закончена в 1898 году. Вскоре ее купил для своей галереи П. М. Третьяков.

С полотна на нас смотрят три былинных богатыря: Добрыня Никитыч, Илья Муромец, Алеша Попович. Крупные фигуры воинов символизируют силу и мощь русского народа. Общему впечатлению способствует и внушительный размер самой картины (295х446 см).

Добрыня Никитич, по преданиям, был человеком образованным, с тонкими, аристократичными чертами лица. Ему приписывали также необычные способности, считалось, что броня на его плечах была заговоренной от вражеского меча.

Илья Муромец, расположенный посередине полотна, — это не только былинный персонаж, но и реальное историческое лицо. Его биография и подвиги — события, которые происходили на самом деле.

Алеша Попович - самый молодой и стройный среди богатырей. К его седлу привязаны гусли, что говорит о том, что он не только бравый воин, но и музыкант, и весельчак по своей натуре.

"Аленушка"

По возможности посетите Третьяковскую галерею с детьми. Собственная фантазия легко перенесет ребенка в сказку, пусть и написанную маслом. Расскажите им название картин Васнецова. Особенно детям нравится полотно, на котором изображена Аленушка.

На создание этой работы автора вдохновила сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Сам Васнецов рассказывал, что образ очень молодой девушки давно поселился в его голове. Картина родилась после того, как он встретил похожую особу в Ахтырке. Простоволосая, скромно одетая девушка с тоской и одиночеством в глазах поразила живописца. Первоначальное название картины - «Дурочка Аленушка». В те времена это слово означало не недостаток умственных способностей, а круглое сиротство.

Во всем мире любят и знают картины Васнецова. Фото с названиями привозят из России иностранные туристы. Репродукциями часто украшают стены детских садов, поликлиник. «Царевная Несмеяна», «Гамаюн», «Царевна-лягушка», «Книжная лавочка», «Ковер-самолет» и многие другие — это не просто сказки, а название картин. Васнецова не заботила оригинальность имени полотна. Его больше волновало то, насколько сильно его работы могут перенести в волшебный мир.

Виктор Михайлович Васнецов

Сегодня я хочу рассказать вам о русском художнике Викторе Васнецове.

Было время, когда его картины с самого раннего детства входили в жизнь молодого россиянина и это имя (как и картины автора) было известно любому, кто закончил простую среднюю школу.

Художник Виктор Васнецов. Биография

Творческий путь художника Виктора Васнецова начался в 70-х годах девятнадцатого века. Это было время, когда творили такие знаменитые ровесники и современники Васнецова, как Репин И.Е, Суриков В.И., Поленов В.Д. и многие другие. В те времена русская публика с огромным интересом и восторгом следила за успехами зарождающегося «реалистичного искусства» и просто «валом валила» на выставки Товарищества передвижных художественных выставок.

Огромный интерес был не только к живописи. Литература, наука, музыка – всё было интересно, всё было согрето идеей возрождения русской культуры и русских традиций.

Художник Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопатья, в семье сельского священника. Большая семья очень скоро, после рождения Виктора, перебралась в село Рябово Вятской губернии. В этом забытом Богом селе и прошло детство будущего художника.

Быт семьи сельского попа мало отличался от быта просто крестьянина. Тот же огород, скотина, народные песни и сказки.

В скором времени молодой человек отправляется в Вятку и становится учеником духовной семинарии. Учиться было скучно, и Виктор начал брать уроки рисования у учителя гимназии Н.Г. Чернышова. Васнецов с большой радостью и желанием рисовал с гипсов и литографии в Вятском музее, устроился помощником художника Э. Андриолли, который в это время расписывал собор в Вятке.

В 1967 году будущий художник приезжает в Петербург и через год поступает в Петербургскую академию художеств. Тут у него начинается совсем другая жизнь: он подружился с Репиным и Антокольским, Стасовым и Крамским. Бесчисленные собрания и литературные вечеринки, споры о путях развития русского искусства и культуры.

Многие современники художника вспоминали, что в тот период Васнецов увлекся чтением русских былин, изучал национальную культуру, фольклор и народное творчество. Однако, его обучение в академии стало просто формальным – умер его отец и Васнецов больше времени уделял элементарной борьбе с нуждой. Нужно было как-то жить самому и помогать матери, которая осталась одна с малолетними детьми на руках. Может быть поэтому, вспоминая впоследствии годы, проведенные в академии, Васнецов называл своим единственным учителем лишь одного Чистякова П.П., с которым у Виктора сложились дружеские отношения и к которому он очень часто обращался за помощью и советом.

Будучи студентом, Васнецов прославился, как автор многочисленных рисунков, на которых были запечатлены жанровые сценки и городские типы. В газетах критики хвалили молодого автора за наблюдательность и доброжелательный юмор, демократическую симпатию. И предрекали ему великое будущее, как типисту (было такое слово. Это тот, кто рисует типажи).

Однако, Васнецов видит себя серьезным художником и пробует свои силы в живописи. Его жанровые картины замечает публика. Особый успех выпал картине «С квартиры на квартиру».

С квартиры на квартиру

Эту картину приобрел для своей знаменитой выставки П.М. Третьяков.

Критики не ругают художника, но отмечают, что его жанровые картины не отличаются своеобразием по композиции и скромны по живописи.

Совсем другого порядка картина «Преферанс» (1879 г).

Преферанс

Её называют лучшей не только в творчестве молодого художника, но и русской жанровой живописи второй половины девятнадцатого века. Вот, что сказал о этой картине и о художнике Крамской:

Вся русская школа за последние 15 лет больше рассказывала, чем изображала. В настоящее время тот будет прав, кто изобразит действительно не намеком, а живьем. Вы один из самых ярких талантов в понимании типа. Неужели Вы не чувствуете своей страшной силы в понимании характера?

Однако, несмотря на несомненный успех, жанровая живопись не приносила полного удовлетворения самому Васнецову. Хотелось чего-то совсем иного, другие типажи и образы привлекали художника.

Репин зовет Васнецова в Париж – развеяться и осмотреться, напитаться новыми идеями.

Васнецов целый год живет в Париже, изучает живопись современных французских мастеров, посещает музеи. И решает вернуться в Россию, и поселиться в Москве.

Желание жить в Москве совершенно не случайно – Москва давно манит к себе художника. Много лет спустя он напишет:

Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным.

Нужно сказать, что Москва в тот период привлекала не одного Васнецова. Примерно в то же время в Москву перебираются Репин и Поленов, переезжает из столицы Суриков. Художников остро интересовала древняя столица, как чудотворный оазис, способный напоить искусство живительными силами. Не нужно забывать, что конец девятнадцатого века – это время, когда резко вырос интерес к отечественной истории и отечественной культуре.

Именно в Москве Васнецов совершает «решительный и сознательный переход из жанра». Он вдруг четко осознал, что все эти годы неясно грезил русской историей и русскими былинами, старыми русскими сказками.

И очень скоро на свет появилось первое полотно художника, как результат этих «исторических грез».

После побоища Игоря Святославовича с половцами

«После побоища Игоря Святославовича с половцами» публика и критики встретили достаточно прохладно. «Народ» требовал археологически точного изображения баталии, а «сказку и былину» принимать не хотел.

Художник пытался объяснить, что заимствуя сюжет из «Слова о полку Игореве», он не пытался создать иллюстрацию к произведению. Нет. Он сознательно убрал с полотна кровь и грязь реального боя, и хотел создать героическую картину, которая бы отражала русский дух и привлекала зрителя не ужасными деталями прошедшей сечи, а скрытой драмой, и красотой, и созданием поэтического художественного образа.

Чистяков писал Васнецову:

Вы, благороднейший, Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что я просто загрустил, я, допетровский чудак, позавидовал Вам.

Художник предложил публике совершенно новый художественный язык, который был изначально не понят и не услышан.

Но, так чувствовали не все. Как только картина появилась на выставке, её сразу же приобрел Третьяков, который понял, какие возможности новое направление открывает для русского реализма. И с той поры известный меценат и коллекционер зорко следил за каждым творческим шагом художника.

А между тем, жизнь Васнецова в Москве складывалась просто счастливо: он нашел себе добрых друзей, часто бывал в доме у Третьякова П.М. на знаменитых музыкальных вечерах.

Ещё одним другом, который сыграл большую роль в судьбе художника, стал Савва Иванович Мамонтов. Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме, и в знаменитой усадьбе «Абрамцево». Мамонтов просто беззаветно любил русскую старину, народное искусство и поддерживал молодых художников и литераторов. Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности.

Картины художника Виктора Васнецова

Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».

Три царевны подземного царства

Алёнушка

Иван-Царевич на Сером Волке

Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.

Ковёр-самолёт

Витязь на распутье

Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики. И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.

Спящая царевна

Снегурочка

Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».

В костюме скомороха

В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин - «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере

Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.

При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.

Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея - 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».

Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.

Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец

В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).

Царь Иван Васильевич Грозный

В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».

Три богатыря

В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.

В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.

mp-3 плейер

(музыкальное сопровождение)

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали

Прощание Олега с конем. Иллюстрация к “Песни о вещем Олеге” А.С.Пушкина

Васнецов Виктор Михайлович (Viktor Mikhailovich Vasnetsov, 1848–1926), великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте.
Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).

Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших полотен. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881),"Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897; все картины – в Третьяковской галерее). Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Для своей картины "Аленушка" художник долго не мог найти модель. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»). И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно.

Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост»... Он существовал на пенсию, предоставленную ему, как заслуженному художнику, советской властью, которой он, в свою очередь, вынужден был продать дом, являющийся теперь домом-музеем. В горнице этого дома и по сей день стоит богатырский дубовый стол с изображение огромного Двуглавого Орла во всю ширь, который ярко иллюстрирует масштаб и дух васнецовского монархизма. Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Именно на его картинах воспитывалось поколение будущих теоретиков русского самодержавия (И. А. Ильин, П. А. Флоренский). Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру, именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались - богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.

Скончался Васнецов в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов также был художником - отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

В 1900 году Апполинарий Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств, затем руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а с 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Внук Виктора Васнецова, Андрей Васнецов, тоже стал художником, впоследствии - основоположником так называемого "сурового стиля". В 1988-1992 гг. Андрей Васнецов был председателем Союза художников СССР, деействительным членом Российской Академии художеств, с 1998 - член Президиума. Был почётным председателем Фонда Васнецовых.

Изобразительного искусства

Сказочный мир Виктора Васнецова

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры