Какими красками рисуют художники. Виды красок для детского рисования

Главная / Развод
ARTadmin

Виды красок

Акварель

Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название «акварель» происходит от латинского слова «аква» – вода, так как вода является растворителем для этого вида красок. Акварель выпускается в виде туб или кювет. У каждого вида существует конкретный тип использования. На рынке акварель представлена художественными и детскими акварельными красками.
Акварель – краски растворимые в воде, а также вид живописи, основанный на применении этих красок. Произведения, написанные акварельными красками, отличаются чистотой цвета, прозрачностью оттенков, легкостью и воздушностью. Сквозь краски обычно просвечивается фактура и тон основы (обычно это бумага).
В технике акварели принято создавать лирические миниатюры, зарисовки, передающие различные состояния природы. Однако с помощью подобной техники можно писать и более сложные произведения – натюрморты, пейзажи и даже портреты.
При работе с акварелью используется как сухая, так и влажная бумага. Художники иногда пишут на цветной бумаге, но только белая придает произведению блеск и особую, нежную прозрачность.


Гуашь

Масляные краски Гуашь (франц. gouache, от итал. guazzo– водная краска ) - краски, в состав которых входят тонко растертые пигменты, водно-клеевое связующее (гуммиарабик, пшеничный крахмал и др.) и белила. Добавление последних делает гуашь непрозрачной и тем самым отличает от акварели.

Полезные советы:

  • В виду склонности гуашевых красок к расслоению, их следует тщательно размешивать.
  • Краски перед работой следует разводить в отдельных чашечках.
  • Хранить гуашь следует в плотно закрытых банках при комнатной температуре, не допуская охлаждения ниже нуля.
  • Засохшую гуашь заливают водой или лучше однопроцентным раствором желатинового или столярного клея и растворяют в течение двух-трех суток, после чего тщательно размешивают для получения однородной массы.
  • Хранить работы, выполненные гуашью, следует в папках.
  • Сворачивать такие работы в трубки нельзя из-за хрупкости красочного слоя.


Масляные краски

Масляные краски производятся из пигментов, перетертых в высыхающем масле. Красочный слой может быть тонким и густым, пастозным, прозрачным и плотным, блестящим и матовым, светлым и очень темным, глубоким по тону. В отличие от акварели или гуаши, цвет масляной краски остается после высыхания неизменным.
Полезные советы:

  • В масляной живописи краски высветляются примесью к ним белил.
  • Писать маслом можно только по сырому или только по сухому слою краски, но не по полусухому.
  • В противном случае живопись потеряет свой цвет, пожухнет. Не рекомендуется смешивать более трех красок, не считая белил.


Темперные краски

По своим свойствам и составу темпера занимает промежуточное положение между клеевыми и масляными красками.

Темперные краски можно разбавлять водой и писать на бумаге, картоне, а также, как маслом, по холсту, загрунтованному эмульсионным грунтом. Темперные краски имеют несомненные достоинства перед масляной техникой. По сравнению с масляными красками, темперные быстро высыхают, по просохшему слою можно повторно писать уже через 24 часа. Однако важно помнить, что после высыхания темперные краски значительно светлеют. Темпера позволяет быстро и широко покрывать в цвете большие участки, лаконично, хотя и несколько условно, передавать теневые и освещенные места предметов, обобщенно решать фон и т.п. Порядок нанесения слоев темперы на прочность живописи не влияет, поэтому живописец получает полную свободу. Темпера широко применялась и применяется в станковой, декоративной и монументальной живописи (росписи плафонов, панно).
К преимуществам темперных красок можно отнести их стойкость: выполненные темперой работы старых мастеров хорошо сохранились до нашего времени.
Существует также ПВА -темпера, которую нельзя смешивать с другими видами темперных красок. Такими красками можно работать не только на бумаге, картоне, фанере, холсте; но и на синтетическом линолеуме, бетоне, штукатурке, стекле.
Полезные советы:

  • Для получения более насыщенных по цвету красочных слоев через месяц после окончания письма живопись покрывают одним из покрывных лаков.
  • В темперной живописи наиболее яркими выходят те участки, которые прописаны по чистой основе за один прием.
  • Чтобы предусмотреть степень высветления красок после высыхания, рекомендуется выполнять цветовые выкраски до начала работы.


Акриловые краски

Акриловыми художественными красками можно работать в традиционных техниках станковой масляной или темперной живописи. Но в отличие от темперы акриловые краски меньше меняют цвет при высыхании и можно работать на более подвижных основах без риска растрескивания пленки.
Полезные советы:

  • Учитывая быстроту высыхания, рекомендуется закрывать тюбики сразу после пользования и промывать рабочие инструменты теплой водой.
  • На тюбиках красок содержатся указания на степень покрывной способности, светостойкость и применяемый пигмент.
  • В некоторых случаях использования акриловых красок требуются дополнительные меры по закреплению рисунка (например, проглаживание утюгом или прогрев стеклянных изделий).
  • В случае экстерьерных работ роспись дополнительно защищают покрывными лаками.


Краски по керамике

Роспись по керамике, как правило, выполняется специальными нетекучими и непрозрачными красками. Такие краски позволяют добиться эффекта, так называемой, глазированной керамики. Техника росписи делиться на «холодную» и «горячую».


Витражные краски

Это прозрачные краски для создания эффекта настоящего цветного стекла или витража. Витражные краски для профессионального использования выпускаются двух видов: на водной основе и на основе синтетического растворителя.
Существуют также детские витражные краски для создания аппликаций на гладких поверхностях, в том числе и на стекле.


Детские краски

Качественные детские акварельные краски безопасны для детей, так как их основу составляет раствор безвредного кукурузного клея декстрина и натуральные медсодержащие добавки (патока, сахар).
В отличие от витражных красок для работы взрослых художников и декораторов, детские витражные краски позволяют создавать аппликации многоразового использования. После высыхания готовой картинки вы можете снимать и наклеивать аппликацию на гладкую поверхность несколько раз!


Пастель

Пастель (фр. pastel, от лат. pasta - тесто ) - "сухая живопись" мягкими цветными мелками, которые изготовляются из пигментов, мела и связующих. В зависимости от соотношения состава порошка и количества клея можно получить карандаши различной степени мягкости. Пастель используется как для живописи, так и для рисунка. Техника пастели наиболее подходит для тех рисунков, где цвет и атмосфера более важны, чем мелкие детали.
Пастель появилась впервые в искусстве Италии, Франции и Нидерландов.


Как рисовать пастелью:
Пастель довольно проста в применении. Для создания цветных поверхностей достаточно наложить широкие штрихи и растереть пальцами на бумаге. Можно также смешивать два и более цветов, накладывая штрихи боковой поверхностью пастели (разных оттенков) и растирая их полностью или частично. При рисовании пастелью обычно фон и общие детали набирают путем смешивания. А потом, поверх тонкими линиями прорабатывают детали. Детали и тонкие линии также можно прорабатывать пастельными карандашами (пастельные палочки в оболочке из древесины).


Виды пастели:
Есть два основных вида пастели: твердая и мягкая.
Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, т.к. содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.


Бумага для рисования пастелью:
Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценит насыщенность главных цветов.


Три типа бумаги для пастели:

  • наждачная бумага – предназначена для художественных работ,
  • продается в листах большого формата; пастельная доска – выполняется из крошечных частиц пробки;
  • бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность.


При работе с такой бумагой мы сможете использовать минимальное количество фиксажа.
Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно используя чай или кофе.


Исправление рисунка пастелью:
Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу.
Также используется ластик или кусочек хлеба (белый – без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге.
Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.


Фиксация рисунка:
Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений.

В мире существуют самые разные виды красок, для самых разных видов деятельности. Однако есть краски, которые предназначены для художественной работы. В первую очередь это, конечно же, краски для живописи. В изобразительном искусстве художники пользуются пятью основными видами художественных красок: акварельная краска, гуашевая, масляная, темперная и акриловая.

Подавляющее большинство всех красок состоит из двух основных компонентов: пигмент (красящий порошок) и связующее вещество (клей, скрепляющий частички пигмента). Есть и многие другие компоненты, как например антисептики, предотвращающие развитие в краске бактерий, но основными являются пигмент и связующее. Даже названия красок часто происходят от названия этих компонентов.

Итак, рассмотрим состав пяти видов художественных красок:

Акварельные краски. В состав связующего акварельных красок входят два основных компонента — декстрин и гуммиарабик (смола сенегальской акации). Также в акварель добавляют бычью желчь, которая улучшает связь краски с бумагой. В акварель еще может добавляться мед, который усиливает насыщенность цвета и придает краске пластичность. В производстве акварельных красок, когда все компоненты перемешаны, образовавшуюся вязкую массу перетирают и сушат, пока она не станет достаточно твердой, чтобы краску можно было упаковать. В живописи художники разводят акварель водой, работая полупрозрачным раствором. Поэтому акварельные краски должны отличаться прозрачностью. Для этой цели в их составе используют тонко измельченный пигмент т. е. очень мелкие частички красящего порошка и больше связующего. После высыхания акварельные краски легко растворяются водой.

Гуашевые краски. Состав гуашевых красок похож на состав акварели. Это красящий пигмент, гуммиарабик, декстрин, камедь, бычья желчь, антисептик. Но гуашь — это непрозрачная краска, которая ложится на бумагу пастозными мазками. Поэтому кроме основного красящего пигмента в краску добавляют небольшое количество белил. Это делает гуашь непрозрачной т. е. придает ей кроющие свойства. Также для этой цели в гуашь добавляют меньше связующего и больше пигмента. Как и акварель, гуашевые краски легко растворяются водой после высыхания.

Масляные краски. Для склеивания частичек пигмента в масляных красках используется связующее на основе уплотненного масла (например, льняное, ореховое и др.), мягких смол (мастикс, даммара), и пчелиного воска. После высыхания масляные краски не растворяются и не смываются.

Темперные краски. Связующее вещество темперных красок является эмульсией, т. е. смесью нерастворимых друг с другом веществ. Отсюда и название «Темпера» (от латинского temperare, что означает «соединять» или «смешивать»). Существует четыре основных вида темперных красок: казеиново-масляная, яичная, воско-масляная, поливинилацетатная. Из этих названий видно из чего состоит связующее каждого вида темперных красок. Это может быть казеин, масло, яичный желток, воск, ПВА. Но если масло или яичный желток являются известными компонентами красок, то про казеин знают не все. Казеин — это клей, который получают из молока, а точнее из творога. Казеиновый клей используется в сочетании с маслом в изготовлении казеиново-масляной темперы. Большинство темперных красок после высыхания не растворяется и не смывается.

Акриловые краски. Пигмент этих красок смешивается со связующим из полиакрилатов. Это связующее не является натуральным, а создается искусственным путем. Акриловые краски появились относительно недавно и имеют ряд интересных особенностей. После высыхания акриловые краски водой уже не растворяются и не смываются.

Для ребенка рисование при помощи красок - одна из любимейших творческих забав! И каждый малыш пробует «творить» с помощью ярких красок с 10-12 месяцев. Но как правильно выбрать краски, чтобы рисование приносило только радость?

Почему детям нужны именно краски?

комплект: хорошо, если в наборе с красками есть и пара кисточек и стакан-непроливайка для воды, где можно промокнуть кисточку;

производитель: старайтесь в дополнение к ранее приобретенному набору покупать краски того же производителя, чтобы они идеально совпадали.

И напоследок пара советов по выбору кисти, если будете покупать ее отдельно. Здесь нет ничего сложного, оценить нужно буквально несколько параметров. Так, ручка лучше деревянная: она приятнее и безвреднее для детского организма, чем пластиковая. Зато волосяной пучок может быть и натуральным, и синтетическим. Важнее, чтобы он надежно держался, а волосинки не выпадали и ложились ровно, когда намочишь кисточку (в хорошем магазине без проблем дадут стакан воды и лист бумаги, чтобы убедиться в ее качестве). И не забудьте про цоколь - обойму, в которой закреплены ворсинки. Он должен быть прочным, не расшатанным и с незаметным швом. Кстати, кисточку для просушки надо хранить исключительно пучком вверх - так она дольше сбережет свои свойства.

Расскажите, а ваш ребенок уже освоил и полюбил рисование красками - и если да, то какими именно?

2 34039
Оставить комментарии 4

Школьные занятия по рисованию - любые уроки многих детей. Они не требуют напряжения и концентрации, здесь не нужно думать, учить и запоминать. Можно просто наслаждаться процессом и рисовать мир таким, как ты его видишь.

Школьные занятия по рисованию - любые уроки многих детей. Они не требуют напряжения и концентрации, здесь не нужно думать, учить и запоминать. Можно просто наслаждаться процессом и рисовать мир таким, как ты его видишь. Собирая ребенка на урок рисования, ему необходимо приобрести альбом, краски, кисти, стаканчик для воды, возможно - папку для рисунков на отдельных листах и фартук с нарукавниками - чтобы не запачкать школьную форму. В данном материале мы поговорим об одном из важнейших аксессуаров для занятий изобразительным искусством - красках. Вы узнаете, какие виды красок имеются в продаже , чем они различаются между собой и для каких видов живописи предназначены, какие лучше всего подходят для школьных уроков рисования.

Типы красок для рисования

Акварель - самый популярный вид красок для рисования. Они пользуются наибольшим распространением на школьных уроках. Разработаны на водной основе, имеют достаточно прозрачную консистенцию. Акварельные краски обеспечивают плавные и гармоничные переходы цветов, придают изображению нежность, изысканность. Но они практически не перекрывают другие слои краски, сквозь акварель просвечивает бумага. Данными красками можно рисовать в нескольких разных техниках, что предоставляет широкие возможности для обучения. На нашем сайте kanc-magazin.ru представлены наборы акварели на шесть, двенадцать, восемнадцать и двадцать четыре цвета.

Гуашь - также на водной основе, но процент содержания воды намного ниже, чем у акварели. Поэтому, гуашь имеет более густую консистенцию, является непрозрачной и имеет отменные перекрывающие характеристики. Еще одна особенность данного вида красок - очень яркие и насыщенные цвета, нежный оттенок с их помощью получить непросто. После высыхания гуашевые краски незначительно бледнеют, приобретая при этом особую бархатистость. Гуашь не стоит наносить чрезмерно толстым слоем - после затвердевания он может осыпаться. Данный вид красок также востребован на уроках изобразительного искусства для школьников. В нашем магазине гуашь продается в комплектах на шесть, девять и двенадцать цветов.

Краски акриловые - к их характерным особенностям относят стойкое покрытие, долговечность и быстрое высыхание. Они также изготовлены на водной основе, не осыпаются и не покрываются мелкими трещинами. Еще одно преимущество акрила - устойчивость к солнечным лучам, он не выгорает, цвета не тускнеют и не бледнеют. Акриловые краски могут иметь как густую, так и жидкую консистенцию. При помощи густых красок можно рисовать полотна с необычной фактурой. Акрилом удобно работать на многих поверхностях, не только на бумажной. Краски данного типа стоит приобрести для детей, которые действительно увлекаются живописью. В kanc-magazin.ru вы можете заказать акриловые краски в наборах на шесть и двенадцать цветов.

Пастельные краски - производятся в форме мелков или карандашей, для работы с ними не нужна кисть. Просты и удобны в использовании - вы сможете получить нужный оттенок просто на бумаге, растирая краски пальцами, либо посредством особой растушевки. Пастель имеет великолепные перекрывающие характеристики, что позволяет быстро и без труда исправлять огрехи на рисунке. На нашем сайте есть масляная и сухая пастель, при помощи котрой ваш ребенок сможет создавать настоящие картины на уроках рисования.

Разумеется, на этом виды красок не заканчиваются, но те, о которых мы не упоминали (сангина, темпера и др.) предназначены, преимущественно, для профессионального применения. А все типы, описанные выше, прекрасно подойдут для школы и доступны к заказу на сайте https://www.kanc-magazin.ru/ с доставкой по всей России.

Зарубежный художник и хороший преподаватель художественной школы Johannes Vloothuis учит тысячи студентов, как рисовать маслом (помимо других техник рисования). Johannes дал нам 10 лучших советов для художников масляной живописи. Я думаю, вы согласитесь, что эти основные приемы в живописи должен знать каждый художник.
1. Используйте белую подмалевку или быстросохнущие белила.
Одна из частых проблем, которая мешает художникам масляной живописи является то, что когда вы добавляете слой краски поверх другого, они имеют тенденцию смешиваться. Например, трудно добавить снег на вершинах гор, когда первый слой краски еще не высох.
Когда художник входит в раж и сталкивается с такой проблемой, он расстраивается и откладывает картину, а к работе возвращается через несколько дней. Есть специальные новые белила, способные решить эту проблему, в отличие от стандартных титановых белил. Они называются быстросохнущие белила или белая подмалевка.
2. Тонкие лини маслом.

Большинство, если не все, художники, рисующие маслом, расстраиваются, когда пытаются нарисовать тонкие линии масляной краской, особенно по еще не высохшей краске. Даже подписать картину не так просто, если подпись мала. Вот некоторые способы этого достичь и не ждать подсыхания масла:

  • Используйте пластиковую карту вместо шпателя
  • Используйте акриловую краску поверх сухих масел
  • Еще один инновационный способ - используйте пастель. Обычно она не сохнет, но Вы можете зафиксировать ее слоем лака.
3. Подмалевок на холсте.

Если вы посетите художественную галерею и посмотрите на картины маслом вблизи, увидите имеющиеся пустоты в мазках на картине с цветом сиены жженой - это подмалевок. Он дает следующие преимущества:
  • На белом фоне сложнее оценить и подобрать цвет
  • На пленэре в солнечную погоду белый холст будет слишком ярким. Вы можете, конечно, одеть очки, но будут явные проблемы с подбором цвета
  • Практически невозможно зарисовать весь белый холст на быстром, спонтанном пленэре и у вас останутся белые просветы между мазками.
  • Масляная краска не на 100 процентов непрозрачная, таким образом просветы подмалевка между мазками сыграет важную роль в восприятии картины. Если вы рисуете картину теплыми цветами, например осень, то лучше сделать подмалевок холодным цветом
На изображении ниже видно, что использовался теплый подмалевок, затем мы добавили цвета тени, неба и листвы.

Подмалёвок Йоханнеса Каньон Виста

Завершенный пейзаж Каньон Виста, Йоханнес Vloothuis
4. Нанесение масла толстым слоем

Одним большим преимуществом акриловых и масляных красок является возможность нанесения толстого густого слоя, способного передать трехмерный вид. Другие краски, такие как акварель и пастель не имеют такого качества. Мой совет начинать с толстого слоя масляной краски и постепенно переходить в тонкий слой. Добавлять капли краски только для мелких деталей - стволы деревьев, камни, цветы, листья.
На картине ниже Вы можете видеть, что цветы и листья нанесены густым слоем и поэтому создается эффект переднего плана.

Carmel Mission Йоханнес Vloothuis
5. Сухая кисть для создания текстуры

Для того, чтобы нарисовать кучи листьев, газон, пену в грохоте волн и водопадов, используйте технику "Сухая кисть". Сухая кисть — это термин, используемый для обозначения техники нанесения краски путем "разводов" малого количества краски. Техникой "сухая кисть" можно заставить дерево выглядеть потертым, нарисовать множество мелких листьев, нарисовать пену у воды и добавить сорняки в траву.
Для более наглядного представления, в видео ниже Вы увидите как нарисовать дерево техникой "сухая кисть"


6. Рисование на уже высохшем холсте

Алла Прима или мокрым по мокрому является популярной техникой рисования в масляной живописи. Тем не менее, время и размер картины не может позволить вам завершить художественное произведение в один присест. Работа на сухой живописи не дает нужный эффект смешивания. Это может быть проблемой при выполнении отражений на воде, которые требуют смешения.
Для того, чтобы работать на сухой живописи, я рекомендую сначала добавить тонкий слой разбавителя масляных красок Liquin. Новая краска растворится, но не сольется с предыдущим слоем. Таким образом, вы можете смягчить края изображения!
7. Потратьтесь на профессиональный качественные краски и сэкономьте на холсте.

Холст является дорогостоящим и в основном второстепенным расходом, однако, многие профессиональные художники предпочитают использовать эту высококачественный холст в своих картинах.
Я признаю, что есть некоторая выгода, когда дело доходит до сухой кисти на холсте, поскольку она красиво оформляет картину, но я не думаю, что такая выгода заслуживает высокую стоимость.
можно в нашем интернет-магазине.
Вы можете подготовить свои живописные полотна, просто нанеся супер-тяжелый гипс Liquitex с помощью валика для рисования на деревянную панель. Это оставит случайные выпуклые небольшие шишки, имитируя льняную ткань. Используйте для панели мазонит или березу. И, вместо того, чтобы тратить деньги на холст, потратьтесь на профессиональные краски, с которых вы и будете пожинать плоды.
8. Используйте различные цвета для создания большего интереса к картине

Твердые монохромные цвета являются скучными, поэтому ведущие художники преувеличивают и добавляют несколько вариаций похожих оттенков в одной области.Попробуйте это: частично смешивайте цвета на вашей палитре до тех пор, пока вы не выравняете насыщенность (примерно 50 процентов смешения). Прикладывайте больше усилий при выдавливании краски. Вы должны уметь видеть тонкие цветовые вариации в каждом штрихе. Это требует некоторой практики, но, как только вы овладеете ей, ваши картины будут выглядеть более живыми.
Также можете использовать разноцветную смесь для рисования листвы, травы и горных пород. Об этом вы узнаете из короткого художественного видео ниже, в котором показано, как рисовать различные виды зелени реалистичной листвы.


Также посмотрите видео, чтобы узнать как смешивать цвета и какими мазками можно нарисовать густые ели.


9. Нарисовать туман для глубины атмосферы

Я думаю, что туман совершенно подорван в пейзажной живописи. Сцены, где туман красиво нарисован, могут доставить глубокую атмосферу вашей картине.
В художественной галерее я однажды увидел красивую картину Верхнего Йеллоустонского водопада с большим количеством тумана, где падая вниз он достигал дна. Тем не менее, я мог видеть сквозь туман, и это выглядело очень реалистично. Это было достигнуто за счет использования белого цинка, который имеет характерную полупрозрачность. Вы можете также использовать его, чтобы добавить дымку в далекие горы и другие области, где туман может придать атмосферы.

10. Используйте свои пальцы

Существует необоснованный страх перед использованием масляной краски, особенно при наличии контакта с кожей. Примите во внимание, что ведущие производители указывают уровни токсичности на тюбиках краски.
Я очень люблю смешивать масляные краски, и хочу, чтобы мазки были ровными. Пальцами можно осязать и оказывать нужное давление на холст, нанося хорошие мазки. Кистью так сделать не получится.
Ну а качественные шпатели и кисти покупайте в нашем интернет-магазине в соответствующем разделе  и разделе

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры