Написал симфонию номер 40. Шедевры классики

Главная / Развод

Тема: “Моцарт В. А. Симфония № 40”
Цель урока:
Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей, обогащение представления учащихся о творчестве В. А. Моцарта,

Задачи урока:

Образовательные:

определение особенностей творчества В. А. Моцарта;

ознакомление с симфоническим творчеством композитора;

анализ музыкального произведения;

совершенствование навыков вокально-хорового пения.

Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование музыкально-эстетического вкуса;

активизация умения следить за развитием музыкального образа.

Воспитательные:

формирование культуры слушания музыкального произведения;

привитие интереса к музыкальному наследию В. А. Моцарта;

обогащение духовного мира учащихся.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: урок-монография.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: словари эстетических эмоций, ноутбук.

Ход урока

Эпиграф: … Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь,

Я знаю, я. (“Моцарт и Сальери” А. С. Пушкин)

I. Организационный момент

Приветствие.

Метод: «Поздоровайся глазами»

Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем, как «звучит тишина», что происходит вокруг нас. А потом также внимательно послушаем, о чём хотел рассказать в своей музыке композитор.

II. Вступительная часть

Прежде чем мы обратимся к теме нашего урока, выполним тесты. У каждой группы на столе лежат листы с вопросами по пройденной теме.

Ответы учащихся.

1. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня на уроке прозвучит музыка всемирно известного композитора. А фамилию этого композитора мы узнаем, если вы будете мне помогать своими вопросами.

Кто этот композитор? Игра «Данетка»

2. Представление темы и цели урока

Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте)

И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:

«Моцарт В. А. Симфония № 40 »

Это слова знаменитого русского поэта А.С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» Сегодня на уроке мы поговорим о музыке Моцарта, о его симфонии № 40.

III. Основная часть

1. Сообщение учителя

- Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.

Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее. Мы с вами уже знакомились с биографией Моцарта. Сегодня на уроке речь пойдет о симфоническом творчестве композитора.

Но так как эпиграфом нашего урока являются слова Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери» я хотела бы остановиться на их отношениях.

А поможет мне….наш историк Алена

2. Сообщение учащегося - историка. После смерти Моцарта поползли слухи, что его из зависти отравил Сальери. Говорили, что перед смертью Сальери признался в отравлении. Однако он умирал в психиатрической больнице, и ни врачи, ни санитары не слышали никакого признания, посторонних к нему не пускали. Известное высказывание Пушкина, убежденного в совершении преступления, основано только на слухах. Пушкин писал, что Сальери завидует Моцарту, но ему нечего было завидовать- он считался первым композитором Вены, был обеспеченным материально, в то время как Моцарт бедствовал и жил в нищете. И оперы Сальери шли на сцене Венского театра одна за другой, тогда как у Моцарта все складывалось значительно более сложно .

3. Сообщение учащегося - искусствоведа

Моцартом написано более 40 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии.

4. Сообщение учащегося- музыковеда

Три последние симфонии являются самыми знаменитыми. Они считаются шедеврами и их часто исполняют во всех странах мира. Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Это был пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, которую мы сегодня услышим, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.

5. Сообщение учителя

Симфония № 40 – одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей .

2. Работа над темой урока.

    Работа в группах. (Дети слушают фрагменты каждой части симфонии)

Первая группа заполняет план анализа 1 части симфонии

Вторая группа заполняет план анализа 2 части симфонии.

Третья заполняет план анализа 3 части симфонии.

План анализа музыкального произведения

1.Какой жанр?____________________________________________________

2.Какие чувства передаются в музыке?______________________________

3) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________

4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.__________________________________________________________

б) Характер._____________________________________________________

в) Темп._________________________________________________________

г) Динамика._____________________________________________________

5. Какой инструмент играл?_________________________________________

1 ч. - Музыка затрагивает искренние, глубокие чувства человеческой души. Первая часть симфонии не имеет вступления. Главная тема носит взволнованный характер, но вместе с тем отличается певучестью и задумчивостью. Побочная тема более спокойная, изящная, изысканная.

2 ч.- Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей 1 части звучит светлая, умиротворенная, задумчивая, напевно-ласковая музыка. Основные темы дополняют друг друга. Все голоса оркестра поют, и пение это, как бы излучает теплый солнечный свет

3. -третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру,под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки

3. Релаксация

ФИЗМИНУТК А «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Учитель: С каким шедевром изобразительного ис-ва можно сравнить 40-ю симфонию?

4. Работа с учебником

Моцарт и Леонардо да Винчи… Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи. «Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе с тем страстное и чувственное в этом удивительном портрете.» Каждое слово как будто о музыке Моцарта!

IV . Этап закрепления

1. Работа в группах

1 группа

Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке.

Божественная

Задушевная

Летящая

Задумчивая

Грустная

Прекрасная

Человечная

Светлая

2 группа

Задание: Выберите из высказываний великих людей о музыке слова, которые

характеризуют музыку Моцарта.

Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. Максим Горький

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

3 группа

Задание: Составить синквейн к слову Моцарт

VI. Итог урока

Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В. Моцарта

Что же мы можем сказать о музыке великого гения?

В чем сила музыки Моцарта? (Она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции)

2. Учитель: Откуда же композитор черпал такое вдохновение?

(Источником вдохновения является жизнь)

Я согласна с вами, что сила музыки Моцарта не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде.

Учитель. Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.

Отрывок из трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»

«Ты, Моцарт, Бог… !»

VII. Песня Булата Окуджава «Песенка о Моцарте» - исполнение

Среди современных ей симфоний g-moll-ная выделяется очень резко, прежде всего - чувством тоски и беспокойства, господствующим во всех ее частях. Возможно, сегодня грусть 40-й симфонии Моцарта не воспринимается как трагедия, но в XVIII века трудно найти более скорбное произведение. Иногда 40-ю симфонию называют «вертеровской» , проводя параллель с романом Гёте «Страдания молодого Вертера».

1 часть

Уже начало симфонии захватывает тревогой и смятением, когда без всякой вступительной подготовки возникает главная тема I части, звучащая как исповедь. Моменты личностные, интимные господствуют и в дальнейшем развитии симфонии g-moll , вот почему ее нередко считают предшественницей будущего романтического стиля. Поставив личные переживания человека в центр действия, 40-я симфония Моцарта утвердила новый тип лирико-драматической симфонии , получивший развитие у композиторов-романтиков.

В сонатной форме I части и главная, и побочная темы одинаково лиричны, ни одна, ни другая изначально не содержат «волевых» элементов (кварто-квинтовых интонаций, унисонных ходов, пунктированных ритмов и т.д.). Главная тема опирается на «мотивы вздоха» и широкие секстовые скачки. Учащенный ритмический пульс подчеркивает ее беспокойное волнение. Побочная тема (B-dur) более спокойна и поэтична, однако это спокойствие скоро рассеивается: в побочную тему вторгается материал главной партии (резко неустойчивые, плотные аккорды в синкопированном ритме и нарастающей динамике). Такой прием - «прорыв в побочной» - служит драматизации музыкального образа. Волевые наступательные мотивы появляются только в конце главной темы и в связующей партии, где возникает ритмически четкое движение по звукам аккордов.

Начало разработки отмечено резким тональным сдвигом из B-dur в далекий fis-moll - общий колорит внезапно темнеет. Минорные краски подчеркиваются почти на всем протяжении этой разработки. Другая отличительная черта - монотематический характер: все внимание сосредоточено исключительно на главной теме. Она то блуждает по далеким тональностям (в основном по квинтовому кругу), то дробится на мотивы, утрачивая свой первоначальный облик. При этом главная тема предстает то мрачной, горестно-исступленной (в первом разделе разработки), то проникается безысходной скорбью (во втором разделе).

Реприза обширнее экспозиции, в основном, за счет связующей партии, которая разрослась почти вдвое. В ее теме акцентируется действенная мятежность. Тем резче становится сопоставление связующей темы с побочной, которая погружаются в минор. Оминоривание мажорных тем в репризе - черта, свойственная именно моцартовским сонатным формам.

2 часть

II часть - лирическое Andante (Es-dur, сонатная форма). В драматургии цикла это момент эмоциональной передышки. Однако за внешним душевным равновесием в Andante тоже ощущается внутреннее беспокойство. Фактура главной темы поначалу имитационна. Это сразу придает музыке некоторую суровость, подчеркнутую настойчивыми повторами звуков и относительно низким регистром. Тихая, нежная побочная тема (B-dur) отличается камерностью звучания. С главной темой ее объединяют легкие, «порхающие» мотивы 32х. Однако, как и в I части симфонии, просветление, вносимое побочной темой, оказывается временным. В самом начале разработки прорывается волнение и тревога. Главная тема утрачивает свою спокойную повествовательность, ее фразы становятся напряженными, восклицательными (квартовый затакт сменяется малосекундовым). Непрерывно меняются тональности. Очень широко развивается мотив 32х, приобретающий драматическую активность. И хотя репризное проведение тем отмечено чувством умиротворения, в целом это Andante не позволяет слушателю расслабиться и отдохнуть.

3 часть

Менуэт (g-moll, сложная 3-х ч. форма) также не является здесь развлекательным жанровым интермеццо. Под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки, неквадратные и несимметричные построения, уверенное восходящее движение по устойчивым звукам лада, нервная и взрывчатая динамика (сильные акценты на слабых долях, диссонантные задержания) - всё подчеркивает необычный и небытовой характер менуэта. Только в трио (G-dur) возникает нежный женственный образ, напоминающий о галантных нравах XVIII столетия. Но он не получает развития в дальнейшем содержании симфонии.

Финал

В классической музыке финал, как правило, проще по форме и легче по содержанию, чем первая часть: его роль - «снятие» всех конфликтов (если произведение драматического склада). Финал симфонии № 40 (g-moll, сонатная форма) к этим случаям не относится. В нем с первой до последней ноты господствует тревожное настроение. Правда, главная тема отличается ярко выраженной танцевальностью, но непевучий характер мелодии, резкие контрасты звучности, стремительность движения придают ей внутренний драматизм.

Соотношение тем экспозиции - примерно такое же, как в первой части симфонии, и судьба побочной темы оказывается столь же печальной: после бурной разработки она лишается мажорной окраски и в репризе проходит в g-moll. Разработочный раздел финала по драматической напряженности не только не уступает первой части, но даже превосходит ее.

Итак, основное содержание симфонии - это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые. Напряженные поиски ясности, гармонии - безрезультатны.

Этим, очевидно, объясняется отсутствие в партитуре таких инструментов, как трубы и литавры.

Два гобоя , два кларнета , два фагота , две валторны , первые и вторые скрипки , альты , виолончели и контрабасы .

Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл . В ней четыре части:

  1. Molto allegro
  2. Andante
  3. Menuetto ― Trio
  4. Allegro assai

Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме , третья ― в сложной трёхчастной форме с трио.

Первая часть, в размере 4/4, начинается гармоническими фигурациями у альтов, поддержанными виолончелями и контрабасами, вслед за которыми у скрипок проводится главная партия:

Медленная вторая часть в тональности ми-бемоль мажор и в размере 6/8.

Третья часть (менуэт), в тональности g-moll, имеет размер 3/4. Крайние разделы, в подвижном темпе со сложным ритмическим письмом, контрастируют со средним разделом (трио), написанным в одноимённой тональности соль мажор, где в более спокойном темпе происходит перекличка групп струнных и духовых (без кларнетов).

Финал симфонии написан в тональности g-moll, размер 4/4

См. также

  • Симфония № 39 (Йозеф Гайдн)

Ссылки

  • Симфония № 40 (Моцарт): ноты произведения на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Симфония № 40 (Моцарт)" в других словарях:

    Симфония № 6 фа мажор KV 43 симфония Вольфганга Амадея Моцарта, написанная в 1767 году (композитору было 11 лет). Автограф партитуры сегодня хранится в Библиотеке Ягеллонского университета в Кракове. Содержание 1 История написания и … Википедия

    Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, ≈ 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки М. выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы ≈ от триумфов… … Большая советская энциклопедия

    Mozart, l opéra rock 215px Музыка Жан Пьер Пило Оливье Шультез Слова Дов Аттья Франсуа Шоке Либретто Жан Пьер Пило Оливьер Шультез Вильям Руссо Награды Премии NRJ Music Awards в номинациях: лучшая группа дуэт труппа, песня года (Florent Mothe,… … Википедия

    Симфония № 36 (Моцарт) Симфония № 36 (Линцская симфония) Вольфганга Амадея Моцарта, до мажор, KV 425, была написана во время остановки в австрийском городе Линц в 1783 году. Премьера состоялась 4 ноября 1783 года в Линце. Строение Состав… … Википедия

    Симфония № 39 ми бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта написана им в 1788 году вместе с Сороковой и Сорок первой симфониями и является одним из высших достижений его творчества. Содержание 1 Части 2 История создания … Википедия

    Симфония № 17: Симфония № 17 (Вайнберг). Симфония № 17 (Моцарт), соль мажор, KV129. Симфония № 17 (Мясковский). Симфония № 17 (Караманов), «Америка». Симфония № 17 (Слонимский). Симфония № 17 (Хованесс), Symphony for Metal Оркестра, Op. 203… … Википедия

    - (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

    - (Johaun Chrisostomus Wolfgang Amadeus Mozart) знаменитыйнемецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек. 1791г. в Вене. Уже в раннем детстве М. поражал феноменальным музыкальнымразвитием; трех лет от роду он играл на клавесине,… …

    - (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (греч. symphonia – созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в к. ХVIII – нач. ХIХ… … Энциклопедия культурологии

Музыка Моцарта

40 - я симфония Моцарта - одно из самых популярных произведений классической музыки и, возможно, лучшая симфония Моцарта. Едва ли найдется человек, которому не знакомы, по крайней мере, её первые фразы. Это одна из последних симфоний композитора, вторую её редакцию Моцарт создал незадолго до смерти. Как утверждает Дэвид Вейс в романе «Возвышенное и земное» - одном из немногих романов о жизни Моцарта, симфония №40 при жизни композитора так и не была исполнена на публике и пролежала достаточно долго, пока не увидела свет. Симфония состоит из 4-х частей, и каждая её часть в своем роде неповторима. При этом последняя, 4-я её часть, как бы смыкается с первой и создает для симфонии впечатление целостности её художественного рисунка. А если говорить уже совсем просто - эта музыка доставляет огромное эстетическое наслаждение, пробуждает светлые и насыщенные эмоции.

Вообще, когда речь идет о Моцарте, всегда задумываешься об истоках гениальности. Ведь не просто так совсем еще ребенок 4-5 лет с легкостью осваивает игру на нескольких музыкальных инструментах, мгновенно запоминает музыку, какую слышит впервые, и уже сочиняет свою! - которую через столетия будут исполнять серьезные музыканты. Конечно, огромная в том заслуга отца маленького Вольфганга - Леопольда Моцарта, который смог разглядеть в сыне его уникальное дарование и посвятил свою жизнь его бережному и настойчивому совершенствованию. И все же главное, почему этот мальчик стал тем, кем он стал на века для мира людей, это то, что Вольфганг Амадей Моцарт уже от рождения был ближе других к Создателю, его тонкая душа незримо соприкасалась с Ним. Вот так все просто!

Моцарт. Жизнь и мастерство гения

Жизнь его овеяна легендами, хотя известна до мелких деталей. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» показал столкновение одухотворённого творца с упорным и завистливым ремесленником, лишённым божественного дара, а потому способного на злодейство. Однако версия об отравлении Моцарта недостоверна, да и Сальери не мог быть причастен к убийству хотя бы потому, что при жизни был прославлен больше него, да и сам обладал немалым талантом.

Моцарт - редчайшее явление в мировой культуре. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком, имевшим небывалый успех. В подобных случаях очень немногим удаётся сохранить свою яркую индивидуальность, не привыкнув угождать публике.

Решающую роль в его судьбе сыграл отец - Иоганн Георг Леопольд, который был скрипачом, композитором и замечательным педагогом. Он служил придворным музыкантом в капелле архиепископа в Зальцбурге (Австрия).

С младенчества его сына - Вольфганга Амадея сопровождала музыка. Уже с четырёх лет Амадей играл на скрипке и клавесине, с пяти начал сочинять музыку, с восьми - сонаты и симфонии, а ещё через три года - оперы. Пожалуй, только в музыке может столь рано проявиться гениальность.

Леопольд Моцарт со своим шестилетним сыном и старшей дочерью начал гастролировать по европейским странам. Они побывали в Вене, Париже, Лондоне, городах Швейцарии, Германии.

Несмотря на огромный успех гастролей, богатства они не принесли и, по-видимому, серьёзно подорвали здоровье ребёнка. Он вызывал восторг слушателей прежде всего как виртуоз-исполнитель. А в 14 лет ему довелось уже дирижировать в Милане исполнением своей оперы «Митридат, царь Понта». В том же 1770 году его после специального испытания избрали в члены прославленной Филармонической академии в Барселоне.

Он вынужден был служить капельмейстером у Зальцбургского архиепископа, который подчас обращался с ним, как с лакеем. Вольфганг пытался обрести свободу, отправлялся в гастрольные поездки, но его искусство не находило признания. Он уже не привлекал внимания как вундеркинд и был слишком молод для создания выдающихся произведений.

В 1782 году он женился, пришлось заботиться о семье. Он давал уроки и концерты, выполнял заказы на музыкальные произведения. В Вене была поставлена его комическая опера «Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля», а через четыре года другая - «Директор театра», а также «Свадьба Фигаро», по-революционному направленной против аристократии пьесы Бомарше «Безумный день».

Венские аристократические круги встретили «Фигаро» с прохладцей. Зато на следующий, 1787 год в Праге она имела шумный успех. Для чешской публики он написал оперу «Наказанный распутник, или Дон Жуан», принятую в Праге с не меньшим восторгом и провалившуюся в Вене.

Моцарт собирался покинуть Австрию, когда император Иосиф II предложил ему должность придворного композитора - освободившуюся после смерти великого Кристофа Виллибальда Глюка. Пришлось сочинять танцы для балов, маскарадов, комическую оперу «Все они таковы».

По обычаю того времени тексты опер писались на итальянском языке, да и характер музыки во многом соответствовал считавшейся образцовой итальянской школе. У Вольфганга Амадея была мечта, о которой он рассказал в 1777 году отцу. «И как любили бы меня, если бы я помог подняться немецкой национальной сцене и в области музыки! - И мне это, наверное, удалось бы». Осуществилась его мечта в 1791 году, когда была поставлена - на немецком языке - его опера «Волшебная флейта».

Часто биографы подчёркивают, что Моцарт жил в бедности, умер в нищете, а потому похоронен в общей могиле. Однако, по некоторым данным, его скромное материальное состояние объясняется не столько тем, что он мало зарабатывал, сколько небрежным отношением к деньгам и большими расходами. Работал он много, проявил свой гений в самых разных жанрах, сочинил 41 симфонию и 27 концертов для фортепиано. Но следует помнить, что, несмотря на недолгую жизнь, он отдал музыке 30 лет.

За последние три года жизни, словно предчувствуя приближение смерти, Моцарт кроме «Волшебной флейты» и множества небольших сочинений создаёт три симфонии (среди них - «Юпитер») и полный трагизма «Реквием». Этот заказ на заупокойную мессу приводит его в мистическое состояние, вызывает сильное душевное потрясение. Он сообщает в письме: «Мысли путаются, силы слабнут, а образ незнакомца всюду преследует меня. Он постоянно торопит меня, упрекает и требует заказанной работы. Я продолжаю композицию, потому что работа утомляет меня меньше, чем бездействие. Чего мне страшиться? Я чувствую, близок мой час! Близка моя смерть!»

Теперь уже трудно отделить переживания и образы, созданные воображением Моцарта, от происходивших событий, в которых он видел нечто символическое. Можно согласиться с мнением А. Виноградовой: «Потомки, разбирая архивные документы в надежде найти подтверждение или опровержение разным версиям, не способны, однако, воссоздать подлинный диалог Моцарта со Смертью; их обмен репликами был непонятен для чужих ушей; нам доступны лишь обрывки, записанные или слышанные кем-то. Пусть тайна останется тайной. Следующим поколениям было завещано бесценное достояние: оперы и симфонии, фортепианные и скрипичные концерты, квартеты, сонаты - словом, вся музыка Моцарта и в ней - его душа, обрётшая бессмертие».

Симфония № 40 соль минор

«Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми» - эти слова величайшего композитора В. А. Моцарта раскрывают его творческое кредо.

Моцартовские симфонии настоящие инструментальные драмы. От них - прямой путь к симфониям Бетховена и откровениям композиторов-романтиков. Л. Бернстайн, выдающийся американский композитор и дирижёр ХХ века, писал: «Музыка Моцарта переступила пределы своего времени. Она обращена назад - к Баху и вперёд - к Бетховену, Шопену, Шуберту... Верди и даже к Вагнеру. Моцарт - это сама музыка; что бы вы ни пожелали найти в музыке, вы найдёте у Моцарта... Моцарт... дух милосердия, всеобщей любви, даже страдания - дух, который не знает возраста, который принадлежит вечности».

В 1788 г. Моцарт сочиняет три симфонии (№ 39, 40, 41 «Юпитер»). Через три года жизнь его трагически оборвётся. Этим грандиозным симфоническим циклом композитор словно венчает своё творчество. В этих симфониях композитор раскрывает «неизмеримые богатства человеческой души», готовит путь героике Бетховена. Увлечённость и страстность, с которой Моцарт предавался сочинению, выражена в письме к отцу: «Я всецело поглощён музыкой, я занимаюсь ею весь день, всё время размышляю о ней, постоянно разучиваю, обдумываю её…»

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание её богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила своё время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной.

Симфонию № 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи. Читаем о картине Леонардо да Винчи (эти характеристики приводит в своей книге о Моцарте исследователь его творчества Г. Чичерин), а каждое слово как будто о музыке Моцарта!

«Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете». «Матовое лицо выступает из дымки. < ... > Взгляд коричневых глаз производит двойственное впечатление. Он и целомудрен, и обольстителен, в нём светятся истома и ирония, лукавство и очарованье. На губах играет непостижимая улыбка».

В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» Леонардо да Винчи, загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души... Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом целом...

Музыка симфонии с первых звуков захватывает слушателя удивительной искренностью высказывания автора. У многих людей создаётся при её прослушивании впечатление, что для понимания этой музыки не надо прикладывать никакого усилия, что всё в ней предельно ясно и просто. Но если прослушать симфонию много раз, вы поймёте, как много в ней скрыто такого, что не поддаётся мгновенному осмыслению. В ней всё сосредоточено на человеке, его личности. Его душа предстаёт перед нами ищущей гармонию, разумность, ясность. Эта симфония едва ли не самое трагичное произведение XVIII века. Автор размышляет в ней о несовершенстве мира, о невозможности разрешения жизненных конфликтов.

Но самое главное, что делает эту музыку столь популярной, это простота выражения трагического её содержания. Здесь нет «сгущения красок». Как будто сам Моцарт, глядя сверху на эту скорбь, видит красоту самой жизни, человеческих чувств в их разнообразии и напряжённости и изливает эти впечатления в музыке.

В симфонии четыре части.

I. Allegro molto

Первая часть написана в сонатной форме сонатного allegro.

Главная партия звучит с первых же тактов произведения. Это несколько грустная, трепетно-нежная музыка. Эта тема очень похожа на речь взволнованного жалующегося человека. Послушайте её внимательно, и вы услышите, что герой симфонии, как бы захлёбываясь и вздыхая, жалуется нам на что-то. Эту взволнованность, трепетность и беспокойство придают музыке нисходящая секунда, повторение одного звука, учащённый ритм. Мелодию исполняют скрипки, и это придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту.

Всё, что дальше будет происходить в первой части симфонии, связано с развитием главной партии. Противостоит ей только побочная партия, но она лишь ненадолго уводит из мира главной. Тем более светло и безоблачно звучит побочная партия. Она изложена в параллельной к соль минору тональности - си-бемоль мажоре. Лукавая, несколько танцевального склада, эта тема звучит мягко и изящно.

Кажется, что герой достиг своей цели и погрузился в мир отрешения от острых коллизий, мир душевного покоя. Но это лишь миг. Покой рассеивается, и вновь главенствует образ главной партии.

В разработке развивается исключительно только основная тема. Напряжение всё более усиливается, нарастает драматизм. Тема предстаёт то мрачной, то исступлённо-горестной, то проникнутой безысходной скорбью. Постепенно она приобретает энергичный характер. Вместо задушевной вокальной «жалобы» появляется грозное и решительное звучание главной партии. Кажется, что весь оркестр приходит в движение.

После напряжённых изменений главной партии в разработке её полное проведение в репризе похоже на попытку героя вновь обрести душевные силы. Но восстановить утраченную целостность чувств не удаётся. Безутешны страдания. И даже побочная партия в репризе меняет свой характер. Она теряет свою светлую окраску, а вместе с ней задорный, лукавый оттенок. Минор окрашивает её в грустные, печальные тона. Так исчезает единственный солнечный «островок».

Всем своим образным строем реприза уже предвещает, чем закончится развитие всего симфонического цикла. Тщетны порывы к гармонии.

Можно трактовать 1-ю часть симфонии по-разному: с одной стороны, она по своему интонационному и образному строю выделяется среди других частей сонатно-симфонического цикла, составляет его «точку отсчёта» (явное присутствие двух начал: мужского - главная партия и женского - побочная; их сопоставление и взаимодополнение); с другой стороны, сравнение лирико-драматических образов 1-й части с образами финала даёт возможность подчеркнуть драматичность, стремительность движения, порывистость, мятежность последней части. Если 1-я часть сродни внутреннему монологу героя симфонии, то финал ближе к объективному повествованию, открытому для других. Именно исключительность музыки 1-й части Симфонии № 40 сделала её любимой и узнаваемой несколькими поколениями слушателей, дала повод современным музыкантам обращаться к её разнообразным интерпретациям.

II. Andante

Вторая часть - Анданте (неторопливо). Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей первой части следует светлая, умиротворённая, напевно-ласковая музыка Анданте.

Неторопливо, с некоторой величавостью струнные инструменты исполняют основную тему. Характерные для Моцарта восходящие задержания («запаздывания» очередного звука мелодии) придают ей мягкость и изящество.

Этому же способствует и короткая мелодическая фигурка из тридцать вторых, которая пронизывает собою музыку всей части.

Во второй части симфонии отсутствуют резкие контрасты тем. Все голоса оркестра поют, и пение это как бы излучает мягкий тёплый солнечный свет.

III. Menuetto Allegretto

Третья часть - оживлённый менуэт. Следуя установившейся традиции, Моцарт пишет в качестве третьей части менуэт, контрастирующий со второй частью. Общий замысел симфонии заставляет композитора наделить его чертами, мало свойственными этому танцу. Ещё более чем в сонате, волевой и энергичный, менуэт резко отличается от произведений подобного рода.

И лишь в средней части танца - в трио - Моцарт возвращает менуэту его характерные черты. Проходя поочерёдно у струнных и деревянных духовых инструментов, тема трио звучит мягко и светло, в соль мажоре. Изящные окончания фраз вызывают представление о галантных поклонах танцующих, присущих придворному менуэту того времени.

Третья часть менуэта представляет собой точное повторение первой (da саро).

Так в третьей части симфонии с новой силой проявляется серьёзность и глубина её общего замысла.

IV. Allegro assai

Четвёртая часть - финал. Чувства и настроения, выраженные в финале, роднят его с музыкой первой части: та же взволнованность главной и светлая грациозность побочной партии (финал написан в форме сонатного allegro).

А некоторые разделы финала (заключительная партия, начало разработки) имеют даже мелодическое сходство с первой частью.

Но это не только возврат к основным настроениям первой части. Финал - итог развития всей симфонии. Значительнее становится различие между главной и побочной темами, резче контраст внутри самой главной партии. А развитие основной темы в разработке бурное, порывистое и возбуждённое, достигает огромной напряжённости. Это кульминация произведения, то есть высшая по напряжённости точка всего цикла.

Вот эта взаимосвязь чувств и настроений всех частей, их постепенное и неуклонное развитие существенно отличают симфонию Моцарта от симфоний Гайдна, где цикл основан на выразительном контрасте частей.

Вопросы и задания:

  1. В каком году и где была написана симфония соль минор?
  2. Дайте характеристику основных тем первой части симфонии, опишите их оркестровое звучание.
  3. Какой характер свойствен музыке второй части?
  4. Расскажите о третьей части симфонии (менуэте) и финале.
  5. Какие черты отличают симфонию Моцарта от симфонии «С тремоло литавр» Гайдна?

Можно предложить учащимся высказаться о музыке каждой из четырёх частей симфонии от имени разных реальных лиц (методика А. Пиличяускаса): 1-я часть - композитор о себе, жизни и окружающих его людях; 2-я часть - Констанца, жена Моцарта; 3-я часть - композитор Й. Гайдн, старший современник Моцарта, высоко ценивший его талант; 4-я часть - Леопольд Моцарт, отец композитора, музыкант, педагог. Вслед за этой своеобразной «ролевой игрой» необходимо более детально обсудить музыкальные особенности тем симфонии, приёмы их развития, сопоставление различных образных сфер в сонатно-симфоническом цикле.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 21 слайд, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Симфония № 40:
I. Allegro molto, mp3;
II. Andante, mp3;
III. Menuetto Allegretto, mp3;
IV. Allegro assai, mp3;
Фрагменты первой части симфонии:
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры