Написание и ы после ц примеры. Буквы ы — и после ц

Главная / Развод
  • обобщение материала по правилу написания Ы - И после Ц
  • развивать кругозор учащихся, мышление, творческую активность;
  • культуру речи
  • воспитывать взаимоуважение, любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: мультимедийный проектор,ноутбук,презентация к уроку, карточки.

I. Организация класса. Определение темы урока.

1. Прием "Удивляй"

(цель: настроить на фрагмент урока, повысить интерес к обучению)

Звучит песенка из передачи "Радионяня"

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут И, а где же Ы.

Ребята, кто из вас определит тему нашего урока. Что же мы сегодня будем повторять?

2. Работа по таблице (на экране)

II. Обобщение ранее пройденного материала

Презентация новых слов из песенки. (словарная работа) (на компьютере)

(цель: развивать навыки самостоятельной работы, творческую активность учащихся)

Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бью крючками. Род малых гуслей.

Цилиндр -

1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью.

2. головной убор джентельмена

/показать картинки/

Операции работы:

1. толкование слова (работа со словарем)

2. выделение орфограммы

3. составь словосочетания

4. составь предложение.

2. Работа с тестами (на компьютере)

(цель: активизировать мыслительную деятельность, контроль за полученными знаниями)

1. В корне пишется буква и

б) ц:корий

в)ц:почки

2. В корне пишется буква ы

а) ц..тата

б) ц:ркуль

в)ц:кнуть

3. В окончании пишется буква ы

а) белолиц:й в

в)широколиц:й

4. В суффиксе пишется буква ы

а) синиц:н

б) куниц:н

в) племянниц:н

г) сестриц:н

5. В каком ряду во всех словах следует писать букву ы

а) резц:, зайц:, сестриц:н, длиннолиц:й

б) куниц:н, куц:й, Грец:я,ц:ганский

в) борц:, горц:, порц:я, перц:

г) дверц:, дикц:я, купц:,ц:фровой.

3. Творческая работа "Программисты" "

(цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний)

А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек.

Молодой ц:ган, куц:й хвостик, большая ц:фра, чистые улиц:, спортивная секц:я, ходили в ц:рк, ц:ркуль в футляре, ц:ц всем, прочный панц:рь.

4. Работа на карточках (самопроверка на обратной стороне)

(цель: побуждение к мышлению, формирование высокого уровня умственного развития)

Ц:пленок прыгнул на ц:новку

И там на ц:почки привстал.

А мимо шел ц:ган на танц:

Ц..п - ц..п, - ц:пленка он позвал.

Циновка - плотная пленка из соломы, камыша для подстилки на пол.

5. Игра "КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛОК"

(работа у доски: записывают под диктовку слова, если ребенок ошибся, передает мелок другому.)

Ц:рк, медиц:на, порц:я, ц:ган, молодц.., рукавиц:, ц:фра,куц:й, бледнолиц:й, модниц:, ц:почки, красавиц:, ц:Стерна, огурц:, Ц:олковский, ц:нга, девиц: - красавиц:,операц:я, акац:я, нац:я,купц:, лисиц:н, хвост, делегац:я, жильц:, плантац:я, принц:,голубц:, хлебц:, пальц:, ц:клон, ц.ю..рюльник, пьяниц.., скитальц:,певц:, ц:пленок, панц:рь.

III. Итог работы.

Звучат заключительные слова песенки из передачи "Радионяня"

Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас есть определенный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь успешно.

Задание на дом:

1. Создать кроссворд по изученной теме.

2. Задание на карточке (разноуровневые)

Цели урока:

    познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;

    учить правильно обозначать орфограмму;

    повторить правописание о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня,

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, прививать любовь к русскому слову.

Оборудование: карточки для самопроверки и проверки изученного материала, плакат с алгоритмом, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фонетическая зарядка.

    Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]

    Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. К доске пойдет 1 ученик для работы по карточке, а мы проверим домашнее задание (упр. 165).

3. Проверка домашней работы с использованием сигнальных карточек е-о.

Объясняется правописание слов, в которых дети допустили ошибки. Обращаем внимание на произношение слова шофёр- шофёры.

Слова для проверки: решётка, щётка, шофёр, шоссе, шоколад, чёрные, жёлтые, шорох, щёки, чёлн.

4. Опрос работающего у доски по карточке.

Карточка:

Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.

С…дел на ж…рдочке, р…сток крыж…вника, ш…пот, ра…ч…тливый, (з,с)бежать, (з,с)доровье, выр…сло р…стение, в….дыхать, бе…цельный.

5. Лексическая работа: (включить элемент неожиданности: появление Незнайки).

Игра «Корректор» или «Исправь ошибку».

Незнайка дал лексическое значение словам, правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.

Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

6. Физминутка.

7. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.

(Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Учитель читатет стихотворение:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

(Цимбал-музыкальный инструмент ввиде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Открывается запись на доске:

Стан ция

огур цы

Ци рк

Сини цын

цы пленок

А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

- «Првописание ы-и после ц»

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.

Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
2) в корнях слов (циркуль, цирк).

Случаи написания Ы после Ц:

    в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)

    в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын.

А почему же цыпленок через ы?

Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц.

Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили?

А чтобы не забыли, я прочитаю вам небольшое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова. А вы внимательно слушайте, какого слова из четырех нет.

Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Какое слово отсутствует?
- Да, цыц. Сейчас оно будет.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.

Ну что, цыплята, вам все понятно?...

Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ци и цы.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

8. Чтение теоретических сведений (стр.85).

9. Закрепление изученного.

1. Комментированное письмо.

Задание: спишите, обозначая условия выбора буквы Ы или И.

Ц__трусовый, ц_ганка, ц_фердлат,ц_корий, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц-нковый, акац_я, из-за дверц_, лекц_я, сверстниц_,

2. Задание: от существительных куница, львица, тигрица образовать прилагательные, обозначить в них суффикс –ын- (дети записывают только прилагательные)

- Запомните , что в фамилиях, образованных так же, как данные прилагательные, после ц пишется тоже ы: Курицын, Лисицын, Кормилицын,Турицын, Синицын.

3 . Самостоятельная работа по упр. 185 с последующей проверкой.

Учитель объясняет лексическое значение слов, непонятных ребятам.

Например:

Делегация – несколько выбранных представителей от какого-нибудь коллектива.

Конференция – собрание, совещание предстваителей какого-нибудь государства, учебной организации (научного общества).

Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников.

Циклевать – выравнивать, обрабатывать деревянную поверхность специальным инструментом.

Падчерицын – неродная дочь одному из супругов, приходящаяся родной другому.

Дикция – ясность и отчетливость в произношении слов, слогов.

4. Осложненное списывание.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы, закончить предложения.

Сели птиц… на страницу…
Знают быль и ….. (небылицы)
Поселились мудрец…
В застекленные ….. (дворцы).

Задание 2.

Вставить пропущенные буквы, рассказать о связи предложений.

Однажды летом дедушка принес ц…плят. Живые ж….лтые комочки громко и тр…вожно попискивали.

9. Итог работы.

Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

10. Задание на дом: стр.85-86, упр. 183

Тема: Буквы Ы –И после Ц

Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;

2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.

Планируемые реультаты

  1. Предметные УУД

Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

Развивать орфографическую зоркость

Формировать умение находить информацию в тексте

Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов

Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

3. Личностные УУД

Строить отношения с людьми

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,

Структура и ход урока

Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»

  1. Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.

Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1)

  1. Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Работа с карточками Слайд№1

Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы

Машина, учить, барабан,

Заяц, водить, палец,

снег, кот, гвоздь, дом

Самопроверка Слайд №2

Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,

водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик

  1. Изучение нового материала

Цели: учащиеся должны

Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;

Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.

1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)

Учитель читает стихотворение: слайд №4

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

Цыпленок не знал. А вы знаете?

Словарная работа Слайд №3

(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)

Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Открывается запись на доске:

Учитель произносит слова еще раз.

Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)

А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

- «Правописание ы-и после ц»

/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/

2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5

В словах после Ц пишется

2.на –ция 2.□

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.

Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)

Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /

Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль

Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7

VI. Закрепление учебного материала .

Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.

1.Объяснительное письмо. / Слайд №8 /

Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

2. Буквенный диктант. /Слайды №9,10/

1) птиц…н, дворц…, лекц…я

2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….

3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат

4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть

3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/

1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

Б) куц…й хвост

в) черепаший панц..рь

г) акац..я

2) В каком слове на месте пропуска пишется И?

А) светлолиц..й юноша

Б) громко ц..кнуть

в) солёные огурц..

г) нефтяная ц..стерна

3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?

а) ц..ферблат

Б) новый ц..линдр

в) ц..рковое представление

г) пушистый ц..плёнок

4) В каком слове на месте пропуска пишется И?

а) вакц..на против гриппа

Б) птиц..но перо

в) мелкие крупиц..

г) встать на ц..почки

5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?

а) строительство гостиниц..

Б) ц..гейковая шуба

в) красавиц..

«Минута редактора»(карточки)

Письмо Незнайки профессору Спицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)

V . Подведение итогов.

  • Какое правило, мы сегодня изучили?
  • Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
  • Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

VI. Задание на дом.

  1. Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
  2. Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.

Рефлексия.

Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □

Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»

Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс

Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть

Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы

Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..

Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов

Спасибо за внимание!


Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Когда после ц пишется и?

· Когда после ц пишется ы?

· От чего зависит написание и - ы после ц?

Мы помним, что существуют всегда твёрдые и всегда мягкие звуки. Мы уже говорили о том, что звуки [ж] и [ш] – всегда твёрдые. А [ч] и [щ] – всегда мягкие. И есть ещё всегда твёрдый звук [ц]. У этих звуков, в сущности, одна проблема: некоторые гласные звуки после них не различаются.

Так, после буквы ц любые гласные произносятся твёрдо.

Например, цена, овация, акцент .

И получается, что буквы и и ы после ц произносятся одинаково. Мы можем употребить букву и или ы. Но читается это сочетание как [цы].

Мотоц…кл. Индейц…. Ц…плёнок. Репетиц…я.

Как же нам написать эти слова? Мы слышим в них неизменное [цы].

Прежде всего, нужно выяснить, к какой морфеме относится гласная после ц.

В корне слова после ц пишется и.

Гиацинт, пациент, циркуль, цифра . Во всех этих словах и после ц стоит в корне слова.

Однако в этом правиле есть и исключения . Это слова цыц, цыпочки, цыкнуть, цыплёнок, цыган .

Во всех этих словах пишется ы в корне. Их нужно запомнить .

А для запоминания мы можем изобрести такую фразу: «Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»»

Мы можем даже нарисовать эту картину: так запоминать будет ещё легче.

Некоторые слова, которые образовались от исключений, тоже будут писаться через ы.

Например, прилагательное цыганский . Или слово цыпки , обозначающее сыпь на руках. Цыпочка . И даже название танца – цыганочка.

А если нужная нам гласная стоит не в корне?

В суффиксах после ц пишется ы.

Например: сестрицын, лисицын, куницын .

Во всех этих словах ы находится в суффиксе.

Если точнее, то речь идёт всего об одном суффиксе - -цын-. Прилагательных с таким суффиксом совсем немного.

А вот ы после ц в окончаниях встречается чаще.

Молодцы. Борцы. Ы после ц пишется в окончаниях.

Круглолицый. Куцый . Ы опять входит в состав окончания.

Как мы видим, ы после ц появляется в окончаниях существительных и прилагательных.

Буква и после ц пишется в корне.

А в суффиксах и окончаниях после ц пишется ы.

Но что это? Кажется, нас за такое правило собирается арестовать орфографическая полиция!

Прислушаемся к тому, что доносится до нас по громкоговорителю:

Но разве мы что-нибудь забыли? Посмотрите, во всех этих словах пишется и после ц. И у всех этих слов есть кое-что общее: в начальной форме они заканчиваются на -ция.

Значит, нам нужно добавить в наше правило ещё один пункт.

Буква и после ц пишется в словах на -ция.

Это такие слова, как секция, акция, дикция, пунктуация . И так далее. Мы не уточняем, в какую морфему входит и в этом случае. Проще запомнить, что слова оканчиваются именно на -ция.

А теперь вернёмся к знакомым нам словам. Как же мы их напишем теперь?

Прежде всего зададим себе вопрос: к какой морфеме относится нужная нам гласная?

Мотоцикл . Гласная входит в корень. После ц мы напишем и.

Индейцы . Гласная является окончанием. Значит, после ц пишем ы.

Цыплёнок . Гласная находится в корне. Но перед нами исключение, которое нужно запомнить. Пишем ы.

Репетиция . Слово оканчивается на –ция, поэтому мы сразу же пишем и.

Интересно, что в других языках это правило не является настолько сложным. Например, в белорусском языке после ц пишется только ы.

Но в русском языке существует правило, которое нам нужно запомнить.

Чтобы лучше запомнить все пункты этого правила, можно составить фразы для запоминания .

И, конечно, нужно помнить нашу фразу, которая содержит все исключения: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!»

Попробуйте догадаться, о ком написал С. Михалков такие строки: «Миролюбивые жильцы без дела не сидят: с утра на пост бегут бойцы, а няньки - в детский сад».

Это муравьи. В муравьиных семьях существует разделение труда.

Как пишутся слова жильцы, бойцы и другие слова со слогом цы?

В русском языке есть непарный твёрдый согласный [ц]. При письме с буквами гласных после него, даже под ударением, не всё просто.

Звук [ы] в одних случаях обозначается буквой и , а в другом - ы .

В какой части слова на месте новой орфограммы под ударением всегда пишется ы , а в какой - то и, то ы ?

На месте слога [цы] в ударных окончаниях слов всегда пишется буква ы, а в корнях - чаще всего буква и.

В некоторых словах, которые нужно запомнить, в корне пишется буква ы:

на цы почках (ходить на кончиках пальцев ног),

цы п-цы п (возглас, которым подзывают кур),

цы кнул (прикрикивать с угрозой).

Показывай эту орфограмму так : выделяй окончание или корень, ставь ударение, подчёркивай орфограмму.

Как действовать при записи слов со слогом [цы]?

1. Послушаю, под ударением ли слог [цы]. 2. Если под ударением, узнаю, где находится гласный.

Если гласный находится в окончании, то [цы] пишу с буквой ы. Если гласный находится в корне, то [цы] пишу с буквой и, кроме слов-исключений.

Теперь вы сможете решить орфографические задачи в стихотворении о весне.

Как много солнечных лучей!

На старых липах крик грачей,

Свистят весёлые скворц_,

На каждом дереве - певц_.

(Е. Трутнева)

Скворцы , певцы - слог цы под ударением, гласный находится в окончании , пишем букву ы.

Запишем слова во множественном числе: дворец, отец, борец, конец.

Гласный находится под ударением в окончании существительных во множественном числе. Цы пишется с буквой ы .

Понаблюдаем за основами слов: дворец-, дворц-, отец-, отц-, борец-, борц-, конец-, конц-. Замечаете, как часто в нашем языке в основе слова бывают буквы беглых гласных?

Какие буквы пишутся на месте безударного гласного в сочетании [цы]?

Вот несколько слов, в которых мы слышим сочетание, близкое к [цы]: пáль[цы], рáн[цы], [цы]рковόй, [цы]плёнок, за[цы]пѝлся. Вот как пишутся эти слова:

пáльцы , рáнцы , ци рковόй, цы плёнок, заце пѝлся.

Набор слов показывает, как непроста задача выбора буквы в безударном положении.

Сочетание близкое к [цы] бывает и в безударных слогах. Здесь на месте буквы гласного двойная орфограмма. Лучше оставлять «окошко». Букву можно писать, если точно её знаешь. Вот общее правило.

Запомнить слова, в корне которых пишется буква ы, поможет предложение: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

Цыц - это окрик, обозначающий запрет говорить, кричать, петь.

И в однокоренных словах пишется буква ы : цыганский, цыганёнок, цыпки, цып-цып, цыканье.

В слове заце пился проверить букву безударного гласного можно словом зацепка (корень цеп-). Это слово не относится к правилу «Буквы и-ы после ц».

Учимся применять правило:

Прочитайте набор слов. Что в них общего?

Ц_ганка, ц_рквушка, ц_ркачка, птенц_, ц_ркуль, красавц_, ц_нитель, ц_нтральный, мотоц_кл, ц_на, ц_линдр

В этих словах есть сочетание близкое к [цы]. Слова написаны с «окошками». Докажем выбор букв.

Цыгáнка - цыган, это слова-исключения, в корне цыган- пишется буква ы;

церквýшка - церковь, буква безударного гласного е в корне церкв-, церковь-;

циркáчка - это не слово-исключение, в корне цирк- пишем букву и;

птенцы - в окончании существительного множественного числа буква ы;

цѝркуль - это не слово-исключение, в корне циркуль- пишем букву и;

красáвцы - в окончании существительного множественного числа буква ы;

ценѝтель - ценит, буква безударного гласного е в корне цен-;

центрáльный - центр, буква безударного гласного е в корне центр-;

мотоцѝкл - это не слово-исключение, в корне мотоцикл- пишем букву и;

ценá - цены, буква безударного гласного е в корне цен-;

цилѝндр - это не слово-исключение, в корне цилиндр- пишем букву и.

Объясним значение слова цилиндр . Цилиндр - это геометрическая фигура. А раньше этим словом называли ещё и головной убор. Это была высокая блестящая шляпа с маленькими полями. Её носили важные особы, господа. Теперь такой головной убор не встретишь на улицах городов. По форме цилиндр похож на геометрическую фигуру. Потому и получил своё название.

По значению отгадаем слова.

1. Прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот - цикада .

2. В древнегреческой мифологии: мощный и злой великан с одним глазом во лбу - циклоп.

3. Травянистое растение, из сушёного корня которого делается полезный напиток, похожий на вкус кофе - цикорий.

4. В старину так называли парикмахера - цирюльник.

5. Точная дословная выдержка из текста - цитата.

6. Вечнозелёные плодовые растения, к которым относятся лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые.

Буква ы после ц пишется не только в окончаниях существительных:

Хочешь, запомни. Буква ы после ц пишется не только в окончаниях существительных, но и в окончаниях прилагательных и в суффиксах.

Примеры.

Круглолицы й, куцы й - буква ы после ц пишется в окончании -ый имён прилагательных.

Сестрицы н, Лисицы н, Птицы н - буква ы после ц пишется в суффиксе -ын.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

После ц под ударением, если произносится звук о , пишется буква о ; без ударения пишется е , например: цó коль, цó кольный; пальтецó , огурцó м (но плáтьице , гóрце м ); льстецó в (но привéрженце в); танцó р, облицó вка, образцó вый (но гля́нце вый), облицó вывать (но облице вáть).

Примечание.

В безударном положении о пишется после ц только в слове цо котýха (от цó кот ) и в некоторых иноязычных словах, например: палáццо (дворец), скéрцо (музыкальная пьеса в оживленном, быстром темпе). Буква ё после ц не пишется.

Е после шипящих под ударением

В корнях слов после шипящих под ударением, если произносится звук о , он обычно обозначается буквой е (ё) . При образовании родственных слов или изменении слова, в этих случаях бывает чередовании е с ё , например: шё пот - ше пчет, чё рточка - че ртит, жё рдочка - же рдь, кошё лка - коше ль, щё лка - ще ль .

Только в небольшом количестве слов в корне после шипящих в соответствии с произношением пишется о , например: мажó рный, обжó ра, прожó рливый, чó каться, чó порный, шó в, шó мпол, шó рты, шó рох и т. п. В этих случаях не бывает чередования о с е , например: чó порный - чó порность, прожó рливый - прожó рливость, шó рох - шó рохи .

Примечания:

1. Следует запомнить написание слов с затемненным составом или непродуктивными суффиксами, где о или е пишется по традиции, например: 1) крыжó вник, трущó ба, чащó ба, трещó тка ; 2) учё ба (ср. учé ние ), решё тка (ср. решé тчатый ), бечё вка (ср. бече вá ), дешё вый (ср. бече вá ), дешё вый (ср. дешé вле ).

2. Для различения на письме смысла слов буква о пишется в наречии вечó р - «вчера вечером» (в отличие от вé чер ; вечё рка - «вечерняя газета»); в существительных поджó г, ожó г - в отличие от глаголов поджё г (солому) , ожё г (руку): изжó га .

3. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении, например: жо кéй, жо нглёр, шо колáд, шо ссé, шо фёр, шо вини́зм .

О после шипящих под ударением

После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о :

  1. в окончаниях
    • существительных: свечó й, плащó м, вожжó й, душó й ;
    • прилагательных: большó го, большó му ;
  2. в суффиксах
    • существительных: -ок- , -онк- , -онок- и -он- (с беглым о ): скачó к, петушó к, ручó нка, медвежó нок, княжó н (княжны);
    • прилагательных: -ов- и -он- (с беглым о ): холщó вый, парчó вый, смешó н;
    • наречий: горячó , общó (но: ещё ).

В остальных случаях под ударением после шипящих пишется е (ё) . Сюда относятся:

  • окончания глаголов: печё шь, печё т, печё м ;
  • суффиксы страдательных причастий -ённ- , -ён- (а также суффикс -ён- в прилагательных, образованных от глаголов): вооружё нный, вооружё н; печё ный;
  • суффиксы глаголов (и существительных, образованных от этих глаголов): размежё вывать (размежё вка ), а также суффикс -ёр (стажё р ).

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

1. После ц буква ы пишется в следующих случаях:

а) в окончаниях слов (пловцы, круглолицый, птицы );

б) в суффиксе -ын - (сестрицын, Царицын );

в) в словах-исключениях: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, цыкнуть .

2. В остальных случаях после ц пишется и :

цифра, цирк, цилиндр, кульминация .

§ 4. Правописание приставок

1. Запомнить приставки, которые всегда пишутся одинаково (независимо от того, как звучат в слове): в-, с-, до-, за-, на-, о-, об-, от-, над-, под-, пред-, пер-, по:

с делать, в писать.

Обратите внимание! В словах здесь, здание, здоровье, здравствуй, зги (не зги не видно) и производных от них буква з является частью корня.

2. Приставки, оканчивающиеся на з / с (раз-, роз-, вз-, из-, низ-, без-, чрез-, через- ) пишутся в соответствии с произношением, т. е. с буквой З перед звонкими согласными и с буквой С перед глухими: разбить, распилить, вписать, сделать, возглас, восклицание, исчезать, чересчур.

Примечание. Звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р.

Глухие согласные: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

3. Чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- , надо знать их значения.

Приставка пре- указывает на:

1) высшую меру действия или качества (близка по значению к слову очень ): пресытиться, преувеличить, пренеприятный;

2) изменение действия (близка к приставке пере- ): преградить, прервать, преобразовать .

Приставка при- указывает на:

1) присоединение, прибавление, приближение: приклеить, пририсовать, прибежать ;

2) неполноту действия: притормозить, присесть, прикрыть ;

3) нахождение вблизи чего-либо: приморье, пригород, прибрежный .

В некоторых словах приставки так тесно слились с корнем, что их трудно отделить и установить их значение, поэтому написание таких слов надо запомнить: преследовать, препятствие, камень преткновения, превратный, пренебрежение, приключение, присяга, прибор и др.

§ 5. Буквы ы / и после приставок,

Оканчивающихся на согласную

После приставок, оканчивающихся на согласную букву, вместо и пишется ы в соответствии с произношением. Например: и грать – разы грать, поды грать .

Обратите внимание!

1. Данное правило не распространяется на сложносокращённые слова: пединститут, спортинвентарь .

2. После иноязычных приставок (дез-, супер-, контр-, пост-, интер-, транс), а также после приставок меж- и сверх- сохраняется буква И: постиндустриальный, межинститутский, сверхизысканный, дезинформация, дезинфекция, суперигра.

Правописание ь после шипящих в разных частях речи

После шипящих ж, ш, ч, щ буква ь пишется:

1. В именах существительных женского рода ед. числа: речь, тишь, мощь.

2. В неопределённой форме глаголов: стричь, печь, течь.

3. В повелительном наклонении глаголов: назначь, назначьте, отрежь, отрежьте.

4. Во 2-м лице ед. числа глаголов настоящего и будущего времени: несёшь, поёшь, бросишь, бросишься.

5. В наречиях, кроме уж, замуж, невтерпёж: невмочь, сплошь, навзничь.

6. В частицах: вишь, бишь, лишь, ишь.

Буква ь не пишется:

1. В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, рщ, щн (печка, нянчить, хотя нянька).

2. В кратких прилагательных (могуч, пахуч, колюч, тягуч).

Правописание букв о / ё после шипящих

1. В корне слова под ударением после шипящих произносится о , а пишется е(ё), если это о чередуется с е в родственных словах: жёны – женщина, чёрный – чернь, шёпот – шепчет.

Там, где такого чередования в родственных словах нет, в корнях под ударением пишется о : обжора, шов, шорох, шоколад, шофёр, шоссе, жокей, герцог.

Запомните : ожёг, поджёг – в глаголах; ожог, поджог – в существительных.

2. Под ударением после шипящих произносится и пишется о :

а) в окончаниях существительных, прилагательных, на конце наречий: плащом, большого, горячо. Искл.: ещё.

б) в суффиксах прилагательных -ов- и -он-: холщовый, парчовый, ежовый, смешон.

в) в суффиксах существительных -ок-, -онк-, -онок -: бачок (от бак), крючок, девчонка, бочонок (от бочка).

3. В остальных случаях под ударением после шипящих, если и произносится о , то пишется е(ё) :

а) в окончаниях глаголов (печёт, печёшь).

б) в суффиксах страдательных причастий -ен-, -енн- (вооружённый).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры