Наталья Бардо: «Отказ от откровенных сцен помог мне исполнить мечту и сыграть в военном фильме. Наталья Бардо: «В актерской профессии ты не можешь заработать много, если ты не в топе Мама не была против такого отношения к делу

Главная / Развод

Тонкий аромат духов, легкий макияж, безупречный парижский шик – именно так мы представляем себе француженок. И актрисе Наталье Бардо французской фамилии приходится соответствовать!

Овсянка на завтрак

– Наталья, сколько времени занимает у тебя подготовка к выходу в свет?

– Дня за три уже начинаю готовиться, а если наряд шьется на заказ, то за неделю-полторы.

– А кто работает над твоим образом?

– У меня есть стилист – Алеся Матящук . Мы давно дружим, она хорошо знает мой характер, поэтому всегда точно попадает в образ. А больше всего мне нравится, что Алеся работает в разных стилях. Сегодня я подруга великого Гэтсби, завтра – принцесса, а через неделю – рокерша.

– Когда же можно увидеть настоящую Бардо?

– В семь утра, когда еду на съемки. Но вряд ли я буду в красивом платье и на каблуках. В моем гардеробе всегда есть удобные джинсы, майки, футболки, кожаные косухи, кроссовки и туфли на широком каблуке.

– С чего начинается твой день?

– Я очень люблю размеренные завтраки, долгие беседы за чашкой кофе, которые плавно переходят в обед. Но к, сожалению, это удается редко. Обычно я сразу включаю телефон, а там уже много писем, звонков, на которые нужно ответить. Потом бегу по делам, и так до самого вечера.

– Поэтому ты такая худенькая?

– А я-то считаю, что из-за внутреннего огня (смеется ). Я очень активная, ответственная, работаю не щадя себя. Мне постоянно говорят: ты так похудела! А по мне так я всегда была такой. У меня дома нет весов, и, если честно, мне все равно, сколько я вешу.

– Хорошо так говорить, когда у тебя модельные параметры…

– Если ты худая, у тебя длинные ноги и маленькая грудь, то сразу модель? Модели тоже бывают разные. К примеру, у самой высокооплачиваемой модели в мире Жизель Бундхен окружность груди – 91 сантиметр, бедер – 89, а весит она 58 килограммов.

– Спортом занимаешься?

– Нет, но с детства занимаюсь балетом. У меня дома есть станок, периодически ко мне приходит балетмейстер. На мой взгляд, балет – самый красивый вид искусства. Это и пластика, и осанка, и грациозность движений. Многие девочки, которые ходят в спортзал на тренажеры, выглядят подтянутыми и рель­ефными, но теряют женскую мягкость в движениях.

– Наталья, а ты всегда была довольна своей внешностью?

– Нет, конечно. В детстве я была гадким утенком, мальчики не обращали на меня внимания, что, впрочем, не сказалось на моей самооценке.

Миссис СМИ

– Наталья, в каких проектах ты сейчас участвуешь?

– Во-первых, снимаюсь в дипломной работе студентов ВГИКа. Меня покорили эти ребята – они с такой отдачей относятся к профессии! Во-вторых, озвучила две картины – «Последний рубеж » и «Потеряшки », в новом телесезоне сотоится премьера сериала Андрея Селиванова «Год в Тоскане » («Россия 1»).

– Как относишься к большой конкуренции?

– Моя роль от меня никуда не уйдет. Хотя знаю, что для многих коллег это больная тема. Я рассуждаю так: все в жизни зависит от меня, и если появилась конкурентка, которая что-то делает лучше меня, – это повод не сдаваться, а совершенствоваться.

– А что для тебя критика?

– К любым замечаниям профессионалов я стараюсь прислушиваться. Когда вышел сериал «Анжелика », в котором у меня отрицательная роль, я выслушала очень много критики от зрителей. И это хорошо, значит, она удалась. Но не хочу застревать в каком-то одном образе, нужно пробовать что-то новое, развиваться, двигаться вперед.

– На съемочной площадке, если что-то не устраивает, выказываешь свое недовольство?

– Только если это касается моей роли. Чаще всего проб­лемы возникают с костюмерами. Приходишь на съемки после примерки, а тебе предлагают надеть совершенно другой костюм. Часто эти разбирательства заканчиваются поездкой домой за своими вещами.

– Наталья, расскажи, как ты попала на Первый канал?

– Я на общих основаниях прошла пробы в программу «Мистер и миссис СМИ », а потом узнала, что моим соведущим будет Марат Башаров . Большая ответственность – работать с таким профессионалом! Для меня это абсолютно новый опыт, а новости горячие, по­этому у нас практически нет репетиций, но Марат мне очень помогает.

– Не изменила свое отношение к нему из-за истории с избиением жены?

– Он с большим трепетом относится к профессии, предельно собран и виртуозно сравляется со своей ролью. А для меня это самое важное.

– Как реагируешь на внимание коллег-мужчин?

– Когда у тебя есть жених, на комплименты других мужчин внимания не обращаешь. Разве что улыбнусь в ответ или пошучу. Безразличие любого мужчину только подзадорит.

Стилист для шопоголика

– А когда жених ведет тебя в ресторан, что там обычно заказываешь?

– Не жирное, не жареное и не острое. Чаще всего – рыбу на пару и салат. Обожаю салаты! Из супов предпочитаю куриный с лапшой и крем-суп из белых грибов.

– А сама можешь что-нибудь приготовить?

– Я пока в этом деле новичок. Но блины, омлет и гречневая каша у меня получаются на славу.

– Только? Твой мужчина останется голодным!

– При желании в Интернете можно найти рецепт любого блюда. Вот недавно запекала лосося в медово-горчичном соусе. Чтобы приготовить вкусное и оригинальное блюдо, нужно потратить не меньше двух часов, а у меня редко выпадает столько свободного времени. Кстати, моя слабость – продуктовые рынки. Особенно летом, в сезон ягод, фруктов и овощей.

– У тебя большая гардеробная?

– Отдельной комнаты для одежды у меня нет, хотя накопилось ее немало. Раньше я была настоящим шопоголиком. Покупала какие-нибудь туфли и лишь потом понимала, что ходить в них не смогу. Вообще у меня хранилось много нарядов с этикетками. Пока я не познакомилась с Алесей: она научила меня миксовать и сочетать разные стили. Недавно я вернулась из Гонконга с целым чемоданом одежды. Там все размеры рассчитаны на миниатюрных местных девушек, по­этому любая вещь сидела на мне идеально.

– Ты обычно выбираешь модные и дорогие вещи?

– Необязательно. Понятие моды вообще относительно, скорее, ориентируюсь на свой вкус и стиль. И вообще стала рациональнее относиться к выбору нарядов. Порой думаю: лучше куплю хорошую книгу, чем новые туфли, или сэкономлю, а потом на даче посажу пару деревьев. Дорогие вещи не покупаю, но вот сумки и обувь предпочитаю известных брендов. У Louis Vuitton и Chanel удивительно удобная обувь даже на высоком каблуке.

– Какая твоя любимая вещь в гардеробе?

– Свитера. Я ужасная мерзлячка, поэтому даже когда на улице не так холодно, предпочитаю надевать длинный, как платье, свитер и дополняю его кроссовками. И вообще стараюсь одеваться не только красиво, но и комфортно. С ужасом вспоминаю моду на джинсы с заниженной талией. Спустя годы понимаю, что ходить зимой с голым животом не только неразумно, но и некрасиво.

– Почему-то мне казалось, что ты выберешь платья…

– Естественно, на красную дорожку в джинсах или свитере я не выйду. Одно из моих самых любимых – вечернее платье от Dior, в котором я прошлась по красной ковровой дорожке Каннского кинофестиваля. Открыла для себя и российских дизайнеров, в моем гардеробе теперь есть сногсшибательные платья от ROSARIO, Игоря Чапурина, A LA RUSSE.

– А что после напряженной работы тебя расслабляет?

– Тишина и покой. Я прихожу домой, завариваю чай и релаксирую. Люблю встречаться с друзьями, но не переношу больших, шумных компаний. А когда хочу уединиться, еду к маме в загородный дом. Недавно стала подумывать о том, чтобы совсем переехать за город, быть поближе к ней и природе. Мама – мой лучший друг, единственный человек, который знает обо мне все. Я делюсь с ней и своими удачами, и бедами. Она может отругать за то, что много работаю и не отдыхаю или, наоборот, расслабляюсь неделю. И мне этот контроль очень нравится: я чувствую ее любовь и заботу.

Беседовала Маргарита Горлина

Очаровательная Наталья Бардо знакома зрителям по сериалам «Вероника. Потерянное счастье», «Погружение», «Второй шанс» и «Анжелика». О том, как она, дочь чемпиона Европы по легкой атлетике, стала актрисой, а не спортсменкой, Наталья рассказала в интервью ОК!

Фотография: Пресс-служба Натальи Бардо

Мы давно хотели сделать интервью с молодой актрисой Натальей Бардо, и вот наконец представилась замечательная возможность: Наташа вместе с любимым человеком отдыхала на острове Бали и поделилась с нами своими фотографиями. Актриса влюбилась в город Убуд, расположенный в центре острова, и исследовала его оживленные улочки вдоль и поперек. «Конечно, не всегда удается взять и уехать на месяц, - рассказывает Наталья. - В основном это получается сделать либо в праздники, либо в промежутках между проектами. В этот раз мы смогли оторваться от работы на целый месяц. Современный ритм жизни заставляет нас работать на износ, и в итоге это сказывается и на здоровье, и на личной жизни, а я все-таки женщина. В какой-то момент я поняла, что нельзя тратить свое время только на работу. Да, это то, что позволяет мне реализовать себя, стать полноценной, самодостаточной, но все-таки нужно думать и о своей личной жизни».

А ваш любимый человек тоже любит путешествовать?

Да, поэтому у нас с ним всё абсолютно гармонично складывается. Даже места, где хочется побывать, у нас совпадают. Вот перед Новым годом было очень много дел, работы, суеты. 29 декабря мы вдруг поняли, что нужно срочно решать, куда ехать, иначе придется встречать Новый год и последующие праздники в Москве. А так захотелось приключений! (Улыбается .) Сначала выбор пал на Таиланд, но там мы уже были, а на Бали - нет. К тому же нам показалось, что Индонезия отличное место для того, чтобы расслабиться и получить приятные эмоции. Хотя, если честно, я совсем по-другому представляла себе эту страну. Теперь она в списке моих фаворитов. Правда, я открыла свой Бали: для меня это не любимое место серферов и не рай для фанатов пляжного отдыха. Мое внимание привлек, как ни странно, центр острова - город Убуд. Там оживленно и шумно: мопеды, такси, лавки с едой и сувенирами. Если долго идти по главной улице, можно просто сойти с ума! (Улыбается .) Но именно в этом есть какая-то особенная энергетика.

Сами на мопеде не пробовали покататься?

У нас была идея взять мопед напрокат, но, когда мы ехали на машине из Джимбаран-Бея в Убуд, стало понятно: при таком опасном движении на дорогах лучше обойтись без мопеда. И хотя я по натуре большая экстремалка, в этот раз решила всё же не рисковать. (Смеется .) Кстати, Убуд очень напомнил мне Шри-Ланку, где проходили съемки «Вероники». Там тоже вокруг дикая природа с джунглями и кучей живности. И мне такой заповедный мир безумно близок. Эти места навевают особые воспоминания, ведь тогда на проекте я встретила свою большую любовь. И страсть к путешествиям зародилась у нас именно тогда.

Представляю, какое удовольствие сниматься в джунглях!

Да. (Улыбается. ) Мы там жили целых три месяца! Это был даже не отель, а какое-то низкое здание среди диковинных растений, в котором бегали крысы, ползали пауки, а с потолка падали гекконы. Однажды на съемках меня укусило какое-то неизвестное мне насекомое. В джунглях было очень жарко, мы по пятнадцать часов в сутки проводили на съемочной площадке в узких сари, и в итоге укус воспалился. Два дня я терпела, а потом мы поехали на съемки в ланкийскую тюрьму - по сюжету там меня должны были толкать и бить палками. Кто-то из массовки задел мою спину. Мне тут же стало плохо, и прямо со съемочной площадки меня увезли в госпиталь, сразу на операционный стол. Но на следующий день не без помощи обезболивающих я пошла работать. (Улыбается .) Чего только не происходило у меня на съемках: и с аквалангом в озера погружалась, и по лесам бегала, и в грязи валялась, и в одних колготках по горам в холод лазила… В этом смысле сериал «Анжелика» на СТС, где мы дефилируем на высоких каблуках в красивых декорациях, скорее исключение из правил в моей фильмографии. Как, впрочем, и негативный персонаж Ульяна, которую я играю в этом сериале.

По-моему, вы отчаянная!

Да, люблю такие эксперименты и экстрим. И даже во время съемки в Убуде фотограф говорил мне: «Пожалуйста, только не подходи к обрыву». Но мне же обязательно надо нарушить запрет, подойти к самому краю! Вот на таких «нотах» я живу.

Вы могли бы назвать роль в «Веронике» вашей первой по-настоящему серьезной работой?

Первая главная роль у меня состоялась в сериале «Золотые. Барвиха 2». Я тогда только поступила в Щукинское театральное училище, и моя актерская работа на тот момент оставляла желать лучшего. Это был мой первый опыт, и к нему я не была готова. Не скрою, сейчас за какие-то сцены мне даже стыдно. Другое дело «Вероника».

К этой роли вы уже были готовы?

Безусловно, на тот момент я как раз окончила второй курс театрального института. Я уже твердо стояла на ногах и мои замечательные педагоги вдохновляли своим примером и каким-то особенным образом вселяли уверенность. А то, что съемки проходили и в Кракове, и в Израиле, и в Таиланде, и в Шри-Ланке, бесконечно радовало.


Наташа, у вас в семье никто не имеет отношения к актерской профессии. Почему же вы решили стать актрисой?

В четырнадцать лет я первый раз попала на съемочную площадку. По счастливой случайности, подруга мамы работала тогда ассистентом по актерам и взяла меня с собой на съемки. Я провела там целый день и просто влюбилась в эту профессию. Я не могла оторвать глаз от того, что происходило вокруг меня, всё казалось волшебством. Мне даже нравилось то, как съемочный персонал перетаскивает железки, как переносят камеры, меняют объективы… В одночасье мамина подруга выросла в моих глазах до небес. Мне казалось, что у нее самая крутая работа на свете. (Смеется .) Я была уверена, что люди, связанные с кино - не только актеры, но и постановщики, операторы, осветители, - особенные. Естественно, я снова и снова просилась на съемочную площадку. Потом она показала меня режиссеру Наталье Бондарчук, которая тогда снимала «Пушкин. Последняя дуэль», и попросила посадить меня где-нибудь в массовке. Меня не только посадили в кадр, но и дали реплику. Как же я была счастлива! Естественно, после этого я уже ни о чем, кроме театрального, и думать не могла.

А почему же поначалу вы пошли учиться на экономиста?

Когда я сообщила маме, что хочу поступать в театральный, она воспротивилась. Денег у нас не было, жили мы тогда довольно скромно, поэтому мама хотела для меня лучшего будущего. Мне пришлось согласиться и пойти учиться в Московский банковский институт, поэтому первое образование у меня экономическое. Единственное, о чем я попросила маму, - разрешить мне по выходным ходить на кастинги и сниматься. Мама сказала: «В свободное от учебы время можешь делать что хочешь!» Правда, на лекциях я появлялась очень редко.

И сколько вы так протянули на экономическом?

С горем пополам - почти три года. Потом я перевелась на заочное и совсем перестала толком учиться, но кое-как все-таки институт окончила.

Мама не была против такого отношения к делу?

Она просто устала со мной бороться, бороться с моей мечтой. (Улыбается .) Я по гороскопу Овен и всегда добиваюсь своего. И к тому моменту я уже начала заниматься в Щуке, ходила туда вольным слушателем, занималась с педагогами. Была очень хорошо подготовлена, и не удивительно, что поступила в театральное училище с первого раза.


Жаль, что с вашим упорством вы не оказались в спорте, ведь ваш папа, Сергей Кривозуб, - чемпион Европы по легкой атлетике.

Вот и папа так говорит. (Смеется .) Даже когда я была маленькой, папа всегда говорил, что у меня есть все задатки для того, чтобы стать хорошей спортсменкой. Я занималась баскетболом, ходила на гимнастику и балет. Помню, как мне было больно на растяжке, я рыдала, а сейчас безумно люблю балет - у меня дома стоит станок, и несколько раз в неделю я занимаюсь с балетмейстером.

Вы как-то говорили, что с удовольствием попробовали бы себя в театре, но не хватает времени. Ничего не изменилось?

В театр я до сих пор хочу, но пока не совсем понимаю, в какой и на каких условиях. Я очень много читаю, люблю классические постановки, и мне бы хотелось, чтобы спектакль с моим участием привлекал зрителей не просто веселой историей, но и смыслом и глубокими характерами персонажей. Я мечтаю попасть в «Современник» - очень люблю Галину Волчек за ее харизму, необыкновенный дар и умение находить актеров с особой энергетикой, за то, что она каждому дает шанс. Не знаю, возможно, когда-нибудь моя мечта осуществится, по крайней мере пока всё задуманное сбывается.

Поздравляю вас с премьерой фильма «Бабушки легкого поведения». В чьей голове родился фееричный сценарий про мошенника, скрывающегося в образе бабушки от бандитов в доме престарелых?


Марюс:
Идею предложил Саша Ревва, который очень любит перевоплощаться. Он мне все время говорил: «Марюс, давай сделаем что-нибудь вместе, у меня есть идея - я бабушка, попадаю в дом престарелых». Честно говоря, долгое время я не знал, как подступиться к этой истории. В какой-то момент понял, что, если сделать из него не совсем старую бабушку, а такую, вроде Барбары Стрейзанд, и взять за прототип маму самого Саши, то может получиться очень веселая, модная и свежая история. Стал работать над сценарием, и мы долгое время доводили его до кондиции. Понятно, что в самой концепции ничего нового нет, ведь артисты переодевались в женщин еще со времен «В джазе только девушки». Сложнее всего было сделать по-настоящему свежий фильм на старую тему.


- Чем запомнились съемки?


Марюс:
Для меня это был чрезвычайно тяжелый фильм с технической и постановочной точки зрения. В нем очень много трюков, пластический грим, который занимал по два с половиной часа съемочного дня, много объектов, пожилые артисты. Мало того, мы начали снимать осенью, а она моментально, практически через две недели после начала съемок превратилась в лютую зиму.


Наташа:
С дождем, градом, метелью и морозом…


Марюс:
В сцене, где Наташа выходит из подъезда с чемоданом, нам пришлось буквально разбивать, растапливать лед, убирать из-под ног снег и засыпать землю золотыми листьями.


Наташа:
Во дворе воссоздали кусочек осени, а вокруг была зима, и я в летнем пальто стою, жду Сашу Ревву. Или еще была сцена, после которой я слегла с ангиной, - где я вылезаю в люк машины, летящей в мороз на бешеной скорости. Я просила Сашу не разгоняться, но он ехал 70 км/час. У меня бутылка шампанского, которая почти замерзает, прилипает к руке, дикий холод, и я кричу: «Мы счастливы, мы богаты!» На спине два пледа намотано - непросто торчать из люка машины на такой скорости, когда тебя ветром просто прибивает к люку. Делали несколько дублей, и в итоге у меня на спине образовался большой синяк, никакие пледы не спасли.


- Вы впервые работали вместе как режиссер и актриса?


Наташа:
Да. Кстати, когда мы с Марюсом познакомились, то выяснилось, что я смотрела его фильмы, но не знала, что именно он их режиссер. Он где-то меня видел, но не понимал, что я актриса. Так получилось, что у нас сначала личные отношения завязались. И только потом, спустя время, Марюс начал пробовать меня на свои проекты.


Марюс:
Наташа оказалась прекрасной комедийной актрисой. Честно говоря, неожиданно, по-моему, даже для нее самой.


Наташа:
В «Бабушке легкого поведения» у меня роль небольшая, но достаточно яркая. Я играю подельницу афериста - героя Саши Реввы, пытаюсь кинуть его на деньги. И Марюс уже потом, после завершения съемок, понял, что комедия - это мое, и я это тоже поняла. А в январе выходит еще один фильм Марюса - «Ночная смена», где у меня главная роль. Играю там стриптизершу. Ради этого проекта я научилась танцевать на пилоне.


- Марюс, помню, вы не так давно говорили, что собираетесь снять триллер. Готовы изменить своему любимому жанру - комедии?


Марюс:
История совершенно уникальная. Я четыре года бегал за этим голливудским сценарием, пытался купить русскоязычные права на него. И вот наконец-то писатель отдал мне права на русскоязычный ремейк. Снимать начну весной следующего года. Главную роль будет играть Саша Петров, еще хочу пригласить Евгения Миронова. С героиней пока не определился: продюсеры говорят о Саше Бортич, я в принципе не против - актриса Бортич мне нравится.


- О чем история? Название уже есть?


Марюс:
Фильм называется «Вниз». История про двух молодых счастливых молодоженов, которых ждет медовый месяц. Ребята забегают в ЗАГС, расписываются, затем бегут за деньгами к папе - девочка из богатой семьи, счастливые, целуются, снимают друг друга на айфон - в общем, полное счастье. Забегают в лифт небоскреба, и с ними заходит третий, мужчина. Они едут в лифте вниз и на каком-то этаже застревают, втроем в этом лифте, опаздывают на самолет. Сначала все хиханьки - хаханьки, пытаются дозвониться диспетчеру, но в какой-то момент понимают, что застряли они не просто так и что мужчина этот с ними неспроста… Мне эта история понравилась в первую очередь тем, что каким-то образом удалось при адаптации вывести ее в драматическую плоскость. То есть, я надеюсь, что у меня получится создать ощущение драмы, с философской подоплекой о том, что такое семья, что такое настоящая любовь, чем она отличается от первого счастливого семейного года, когда бабочки в животе.

Две половинки одного целого


- Наверное, сложно все время быть вместе, и на работе, и дома?


Наташа:
Мы два Овна, во многом очень похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Марюс может сказать: «Ты знаешь, мне кажется, вот туда надо это, можно вот это повесить…». Я говорю: «Ладно», не задавая лишних вопросов, потому что понимаю, о чем он говорит. То есть, мы в унисон мыслим, живем, работаем, любим. Для меня семья - приоритет, несмотря на то, что и работа кипит, и характер непростой, но Марюс с пониманием к этому относится. Я гиперактивная, и, к сожалению, не готовлю совсем, для меня кухня, это что-то очень чуждое… Год назад еще давала себе слово научиться, но все стало еще хуже - яичницу готовлю, она у меня подгорает. Уже окончательно разучилась, хотя, какие-то потуги я делаю, стараюсь. Марюс мне говорит: «Ну, вот овсянку насыпал, кипятком залил, вот тебе завтрак». Так я обожгусь обязательно, или залью холодной водой, потому что забыла на чайнике кнопочку нажать, чтобы он вскипел. То есть, ну совсем не мое. Я благодарна Марюсу, что он с пониманием к этому относится. В остальном я могу сделать все, что угодно: организовываю быт по полной программе, мусор выкидывается вовремя, уборка дома, все чисто, поглажено, постирано.



Наталья: я не готовлю совсем, для меня кухня - это что-то чуждое. Но Марюс с пониманием к этому относится. Фото: Андрей Салов


- То есть, вы идеальная хозяйка во всем, кроме готовки.


Марюс:
Она идеальный топ-менеджер хозяйства (смеется). Но для меня это не так важно. То есть, конечно, важно, но я понимаю, что идеальных людей не бывает.


- Может быть, Марюс замечательно готовит?


Наташа:
Он тоже не готовит, ну не наша это история. У нас никто не готовит, зато мы такие красивые и стройные, совершенно не заморачиваемся на тему еды.
Марюс: Я вообще считаю, надо делать то, что приносит удовольствие, по-настоящему вдохновляет. Человек, который любит готовить, он приходит в магазин и думает: «А вот это будет сочетаться с этим, а сейчас добавлю вот это». Приготовление еды - абсолютно творческий процесс. Наташа не может насильно реализовываться на кухне, она реализуется в другом. Для меня семья - совершенно не обязательно готовка. Если этот аспект не сложился у моей любимой женщины, для меня это вообще не трагедия. Есть другие вещи, в которых она прекрасна, как жена.


- Какие Наташины таланты вы отметите?


Марюс:
Во-первых, она совершенно гениальный инженер-ремонтник, у нее золотые руки. Например, Наташа может запросто собрать шкаф, спроектировать кухню, у нее аж руки трясутся, так ей это нравится. А я к этому даже близко не могу подойти, я не понимаю, куда и что закручивать. Не знает, где у нас дома лежат инструменты - шуруповерт, дрель. У Наташи же инженерное мышление, она могла бы быть очень крутым архитектором.


Наташа:
Только вчера три книжных шкафа собрала. Хотя и мастера есть, но я отбираю у них работу, говорю «Вы криво вкручиваете, медленно, лучше я сама».
Марюс: И потом, она человек преданный, которому я полностью доверяю, с которым у нас абсолютно одинаковое мировосприятие. И это для меня в разы важнее, чем готовка. Мы с ней по-настоящему, что называется, душа в душу живем, мы понимаем, что кому нравится, не внедряясь в пространство друг друга, когда это не нужно. Мы нашли определенную гармонию и симбиоз, и при этом живем реально счастливой, здоровой и дружной семьей. Такое первый раз в моей жизни.


- Интересно, каким было самое долгое ваше расставание?


Наташа:
Вот Марюс недавно на целых два дня уехал в Выборг на фестиваль, я так скучала.


Марюс:
Ну, надолго расставались, когда Наташа беременная была и жила в нашем доме Лос-Анджелесе, а я работал здесь, в России


- Некоторые пары говорят, расставаться надо обязательно, это очень полезно для отношений.


Наташа:
Раньше я тоже так считала, а теперь вот не могу понять, почему надо расставаться? Но все равно же мы расстаемся в течение дня - он на спорт, я на спорт, он куда-то и я по своим делам. Но у нас нет такого, чтобы мы уставали друг от друга, нам хорошо вместе. У нас такое ощущение, что мы, как пазлы, в каком-то смысле, дополняем друг друга, как две половинки.


Марюс:
У меня никогда еще не было, чтобы настолько с человеком было хорошо… От чего отдыхать, когда не устаешь? Причем, я знаю, что такое уставать от человека. Когда у него другая энергетика, немножко другое мировосприятие и так далее, то либо ей, либо тебе все время приходится подстраиваться, и такое бывает очень часто.


Наташа:
Мы не грузим друг друга, мы можем быть рядом и молчать, обниматься, но каждый при этом работает, занят чем-то своим, я читаю, он что-то делает. Я могу возиться на кухне, собирать очередной шкаф, например, Марюс монтирует свое кино, но, тем не менее, ощущение, что мы рядом, оно есть, и от этого хорошо и комфортно. Мы не долбим друг друга, что вот если мы встретились, мы обязательно должны решать какие-то проблемы. Потому что и у меня есть такая черта и у Марюса она есть, но у нас как-то не возникает проблем.


Марюс: у нас с Наташей одинаковое мировосприятие, и это для меня намного важнее, чем готовка. Фото: Андрей Салов


- Значит, в прошлых отношениях эти проблемы возникали?

Возникали. То есть, встретились: «Так, надо вот это решать, с этим что-то делать». Постоянно такие разговоры у людей, и про ревность, и про быт и еще про что-то. У нас вообще этого нет и, слава Богу, потому что на это ни времени, ни желания нет. У всех сейчас такая сумасшедшая жизнь, найти бы время, просто пообниматься молча.

Жена режиссера

Наташа, у вас, как у жены режиссера, есть право, как говорят, первой ночи - первой прочитать сценарий, выбрать себе роль?
Наташа: Нет, я не хочу выбирать себе роль, только потому что я жена. И я Марюсу тоже это говорю. Я читаю сценарий и иду на пробы, как все. Хотя мне все говорят «Да что в этом такого, все режиссеры снимают своих жен». Я не обижусь, если он отдаст роль другой актрисе, и даже больше того, я даже предлагаю ему актрис.


Марюс:
Да, она мне очень помогает с кастингом.


Наташа:
Помогаю с кастингом, знаю уже всех актеров, и многие знакомые у него снимаются в главных ролях. Потому что для меня важно, чтобы у Марюса был успешный проект. Есть роли, которые мне не подходят, или я не хочу, либо не могу их играть, либо даже боюсь. Разные могут быть ситуации. И потом, я бы не хотела, чтобы у него было какое-то ограничение - жена…


Марюс:
А я не очень могу себе представить, что буду ее снимать в откровенных сценах… У меня есть серьезные любовные линии, где мне надо, чтобы у двоих людей случился огонь, романтика. С Наташей мне будет некомфортно, я не смогу в это вложиться сам, не смогу это по-настоящему срежиссировать.
- Для вас все должно быть по-настоящему?


Марюс:
Да. А тут, во-первых, для актера - это моя жена, то есть, он уже совершенно по-другому играет. Получается, полный конфликт интересов внутри.


Наташа:
Конечно, и я тоже не хочу в этом участвовать. Чтобы это было в ущерб фильму или в ущерб отношениям. Кому нужны эти ненужные эмоции.


Марюс:
Но я понимаю, конечно, что она актриса, этого не избежать, но я лично сам принимать в этом участие не собираюсь. Наташа советуется со мной в любом случае, но никакого табу и запретов у нас нет.

Наташа: У нас как бы по умолчанию в семье вот такой договор: ты мудрый. Каждый отвечает сам за себя, но каждый в голове понимает, насколько он внутренне чистоплотен. В комедии это все легко, там в основном и нет таких страстей, все-таки жанр другой. Но я бы сейчас не хотела играть какие-то тяжелые отношения, любовь, страсть. Я не готова в этом сниматься, потому что не умею играть и не чувствовать, я в роль погружаюсь полностью. Но я не хочу этого всего испытывать, потому что это будет противоречить моим семейным ценностям. Достаточно много другой работы, другого жанра, где не надо себя в чем-то ломать и делать больно близкому человеку.

Добивался два года


- Читателям, конечно, хочется узнать историю вашего знакомства. Кто на кого глаз положил?


Марюс:
Глаз на Наташу я положил давно уже. Хотя, мы не были знакомы, я просто видел ее на фотографиях, может, по телевизору когда-то. Писал ей на Фейсбук какое-то время, пытался позвать на свидание, организовать встречу по работе, неважно как, просто хотел познакомиться. Придумывал разные поводы, но пару лет было полное молчание. Я думал - в отношениях, наверное, живет с кем-то, и я не хотел влезать. Но ненавязчиво раз в полгода что-то писал, мало ли, вдруг ситуация изменится… Потом мы наконец-то познакомились.


Наташа:
Лично встретились на какой-то вечеринке два года назад. Я помню, мы сидели с подружками, и кто-то Марюса притащил за наш женский стол. Он сидел, смотрел на меня внимательно и на прощание сказал «Я тебе еще раз напишу».


Марюс:
Да, она ведь мне так и не ответила.



Наталья: мы два Овна, во многом похожи, а в последнее время зачастую понимаем друг друга без слов. Фото: Андрей Салов


- Почему игнорировали?


Наташа:
Во-первых, у меня были отношения, во-вторых, я никогда в Интернете вообще не знакомилась. Меня перспективность никогда не прельщала, ни режиссерская, ни денежная, никакая, мне это неважно. У меня только так: увидела, зацепилась, все. Но все-таки, судьба нас свела.


- Марюс еще раз написал, и вы все-таки ответили?


Наташа:
Написал. Уже понял, что напрямую не получится, начал мне сценарии присылать, а я ему говорила: «Это маленькая роль, я не буду это играть». Но он так галантно себя вел, писал так по-доброму, и на день рождения звал, и везде уже звал. И главное, ненавязчиво, но регулярно. И я решила, что надо все же обратить на это внимание. Написала: «Ну, хорошо, можем попить чай, просто поговорим по работе». Мы встретились и просидели на первом свидании шесть часов, ресторан закрывали, нас оттуда выгоняли, а мы не могли наговориться. Все в кучу: и о работе, и о перспективах, и о надеждах, и о мечтах, и вообще обо всем. И таких свиданий было пять, по пять-шесть часов мы сидели, не могли рта закрыть ни на секунду, а потом уже больше не расставались.


Марюс:
Я в Киев уехал снимать кино, мы общались по телефону, я прилетал, как только мог, на один день. Такая была красивая история.


Наташа:
Он вообще утром прилетал, вечером улетал, день гулял со мной и уезжал. Был в Киеве, и постоянно цветы присылал с открытками. Регулярно мне звонил незнакомый номер, я брала трубку и слышала: «Алло, куда вам доставить цветы?». И все время были такие романтичные открытки, если я заболела или еще что-то. Все они у меня сохранились.


- Для вас самое ценное качество в Марюсе, его главная черта характера, которая вас покорила?


Наташа:
Он теплый, и он ответственный. Это то, что я очень редко в людях вижу. То есть, если Марюс сказал, он сделает. Помимо этого, он воспитанный, очень добрый, отзывчивый, он всегда пожалеет. Если какая-то проблема, он будет помогать. Если я заболею, он будет по всей Москве носиться, лекарства покупать. В общем, для меня он идеальный мужчина.


- На все эти качества повлияло то, что Марюс уже больше 20 лет живет в Америке?


Наташа:
Да, в этом есть заслуга. Потому что многие российские мужчины постоянно ищут, мне так кажется, какую-то подковырку: «А где же тут какашка?». У нас все так живут: «Сейчас что-то случится» А в Марюсе этого нет, он всегда всем верит, с открытыми глазами на мир смотрит. И у него нет фиги в кармане. Я тоже начала у него этому учиться, и мне уже страшно, потому что я тоже становлюсь такая же, доброта поглощает, и тебе уже все кажутся хорошими.


Наталья: Марюс увез меня на Гавайи и там сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно! Фото: Андрей Салов


- Где вы больше времени проводите, где сейчас ваш дом?


Марюс:
Раньше долго жили в Лос-Анджелесе, а сейчас здесь много работы. Уже с полгода, как обосновались в Москве, обустраиваем квартиру, достраиваем дачу.

Свадьба не за горами


- Год назад была информация, что Марюс сделал предложение, и вы готовитесь к свадьбе. Но про саму свадьбу до сих пор ни слова. Вы все-таки поженились или нет?


Марюс:
Нет, не поженились, но обязательно поженимся. Очень сложным выдался этот год по работе, просто физически не успеваем.


Наташа:
Марюс увез меня на Гавайи и там очень красиво сделал предложение. Это было так круто, просто волшебно. Для меня это очень личный момент, я мало кому об этом рассказывала. Просто выложила в тот день фотографию в инстаграм с датой и написала: «Пусть это останется здесь». Мы уже и кольца купили, но пока времени нет совершенно.


Марюс:
Мы выбираем место в Москве, пристреливаемся. Надо ведь организовать все по-настоящему хорошо, собрать всех друзей. А сейчас у нас очень много всего: дачу за городом построили, ремонт в квартире, работа. Но у нас и нет такого, что надо срочно-срочно, нам некуда торопиться, потому что у нас и так все здорово. Наоборот, будет, чего ждать.


Наташа:
Мы никуда не спешим. Свадьба от нас не убежит, кольца лежат, осталось только друзей позвать. Я не тороплюсь, потому что я невеста. Каждый день я просыпаюсь невестой. Продлеваю себе удовольствие. И это так классно.

Хотели дочку, а родился офигенный сын


- А почему до сих пор никто не видел вашего сына - Вайсберга младшего, где вы его прячете уже второй год? Как его зовут?

Наташа: Назвали Эриком, в честь папы Марюса. А крестный у нас Паша Деревянко, наш большой друг. Мы сына специально не прячем, обязательно покажем, но ждем для этого какого-то особого повода и момента. У нас и так почти вся жизнь на публике, все всё видят, все всё знают. Как-то хочется, чтобы было что-то свое, чтобы не надо было ребенка терроризировать этими фотографиями. Потому что это его мир, к которому мы относимся тепло и трепетно.


- Расскажите про Эрика, какой он, на кого похож?

Наташа: Ой, он такой классный, просто ангелочек. Если честно, я даже знакомым иногда боюсь его показывать. Хоть я и не суеверная, но думаю, что люди все разные, и встречаются не очень добрые. Не хочется, чтобы в адрес малыша был какой-то негатив. Он у нас такой клевый! На Марюса похож, настоящий папин сын. Улыбчивый, смеется постоянно. Сейчас Марюс покажет вам.

Марюс листает в телефоне фотографии очаровательного белокурого карапуза, с длинными волнистыми волосами. Маленький Эрик очень похож на папу, но вот глаза - ярко голубые - у него точно мамины.



Марюс: когда я с Наташкой познакомился, то сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Фото: Андрей Салов


Марюс:
У нас прекрасный ребенок. Но пока еще такой маленький, такой беззащитный, что очень страшно разрушить ту идиллию, где ребенок находится в коконе счастья и любви… Он счастливый, улыбчивый, он, тьфу, тьфу, тьфу, здоровый. И вот зачем, для чего нам публиковать его фото? Я не думаю, что маленького ребенка надо возить куда-то, показывать, ведь для него это стресс… Пусть он созреет немножечко, сформируется. Когда мы приехали с ним из Америки, Эрик совсем крошкой был, а сейчас смотрю на него и вижу, что он уже покрепче стал, уже такой мужичок самостоятельный, ходит сам. Сейчас мне уже комфортно вместе с ним куда-то пойти, взять с собой, чтобы он мог с кем-то пообщаться. Нам очень помогает прекрасная бабушка, Наташина мама. Скоро и моя мама в помощь прилетит.


- Вы сразу хотели ребенка, или все-таки это известие стало приятным, но неожиданным?


Марюс:
Честно говоря, мы ничего не планировали, так получилось. Но мы настолько нежно и трогательно друг к другу относились, что не могли себе представить, что сейчас мы что-то будем делать, кроме как рожать. Вообще я с Наташкой когда познакомился, сразу понял, что это та женщина, с которой я хочу и ребенка, и все остальное. Может быть, опять же, потому что мы два Овна, у нас все достаточно органично. Мы ничего не планируем, ничего не форсируем. Но какие-то главные вещи мы ценим, бережно к ним относимся, к тому, чтобы друг друга не обидеть, ни в коем случае не задеть, друг друга охраняем эмоционально. Сын для нас сейчас самое важное, что называется, наш главный общий проект. В Испании мы его зачали. И через какое-то время Наташа мне говорит: «Представляешь…». Я воскликнул: «Какой кайф!». И все. Это по большому счету настолько естественно все получилось, что у нас не было каких-то дилемм, сделали, родили, растим теперь.


- Вам важно было, кто родится, мальчик, девочки, или все равно?


Марюс:
Хотели девочку оба, а родился офигенный мальчик, и теперь я даже представить себе не могу, что мог быть не он…


- Ну, наверное, на одном ребенке не остановитесь?


Наташа:
Я только хочу, чтобы в следующий раз Марюс сам толстел, рожал, потом худел (смеется).


«Бабушка легкого поведения» уже в кино

Наталья Бардо (27) потрясающе красивая молодая актриса! На нее хочется смотреть не отрываясь. И кажется, что этого вполне достаточно: форма настолько хороша, что и содержание не важно. Однако, когда слышишь ее голос с легкой хрипотцой, следишь за ее глазами, следуешь ходу ее мысли, понимаешь, что завораживает она как раз не внешностью, а каким-то волшебным внутренним обаянием, которое не отпускает тебя ни на секунду. Мне повезло провести с Наташей один из пятничных вечеров и узнать, в каких проектах мы скоро ее увидим, чем в своей карьере она гордится, о чем мечтает и почему у нее нет комплексов.

О РАБОТЕ До Нового года у меня не планируется никаких съемок. И, если честно, я уже схожу с ума. Хочется скорее бежать на площадку! В ближайшее время выйдут такие проекты с моим участием, как сериал «Потеряшки» на канале СТС , фильм «Сценарий» на Первом канале , «Последний рубеж» для канала Россия и полнометражные картины «Пятница» и «Любовь с ограничениями» . «Пятница» – фильм, в котором мегазвездный состав и очень навороченный сюжет. Могу гарантировать, что это настоящее ощущение праздника и той самой пятницы, которую подразумевают обычно. А моя роль там хоть и незамысловатая, но яркая. Я некая фея, которая привиделась герою. Как говорят продюсеры: «Ты – олицетворение этого фильма» . Комбинезон Asos, шуба Philipp Plein, босоножки Jimmy Choo

А вот Женя Шелякин (39), режиссер картины, считает, что моя героиня – идеальная девушка в представлении всех мужчин

Такая манящая, с горящими глазами, улыбкой и постоянно исчезающая. Это очень важный фильм для меня. Само ощущение того, что картина появится на большом экране, – очень волнующее. Мне хочется оказаться на премьере, чтобы почувствовать, как люди реагируют, зарядиться настроением, узнать их мнение.

О КИНО Для меня карьера актрисы всегда была привлекательна именно из-за съемочной площадки. Я попала туда впервые в 14 лет и, конечно, сразу влюбилась в эту головокружительную атмосферу. В кино нет лишних людей, это такой огромный улей, внутри которого очень интересно находиться. Для меня команда очень важна. Энергия, которая во мне возникает, когда я нахожусь в эпицентре общего дела, ни с чем не сравнится. И если среди других профессий есть люди, которые не любят свою работу, то в кино таких нет. Я не представляю своей жизни без этого.

О ПОПУЛЯРНОСТИ Меня действительно часто узнают. После проекта «Мистер и миссис СМИ» начали узнавать мужчины, потому что я там такая дерзкая красотка с красными губами. Если без макияжа, в шапке и пуховике, то узнают женщины, потому что они смотрели сериал «Вероника» на канале Россия . А вот если я в мини-юбке, то узнают по сериалу «Анжелика» .

Юбка и топ, все – H&M, сапоги Asos, клатч Next.com.ru, колье Magia di Gamma

О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ Профессионал в актерской карьере – понятие растяжимое. Каждый может сказать, что этот человек профессионал, потому что талантлив, другой – потому что хорошо знает технику, третий просто хорошо смотрится в кадре. А я профессионал, потому что знаю, что мне нужно делать. Знаю, что мне необходимо понять, чтобы получилось хорошо. Я в своей тарелке, а это немаловажно.

О ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ Бывает так, что артист приходит на какое-то мероприятие, к нему подходят поклонники и спрашивают: «А можно с Вами сфотографироваться?» Артист либо не реагирует, либо отвечает: «Пожалуйста, не сейчас» . И на него сразу вешают ярлык, мол, болен! Но никто ведь не думает, что в этот момент артисту, например, звонит мама сказать, что у нее температура, что за дверью ждет режиссер, так как надо идти репетировать. Да элементарно стрелка на колготках поехала, а надо на сцену через пять минут выходить! Это не учитывается. Да, наверное, неправильно, когда в спокойной обстановке к тебе подходят люди, а ты всех отправляешь куда подальше. Но ведь мы не роботы.
Топ Monki, юбка By Malene Birger, куртка Pinko, рюкзак Furla, ботинки Baldinini, носки Calzedonia

А если ты просто выходишь из дома в валенках и без макияжа, чтобы купить огурцы или молоко, и хочешь от всех абстрагироваться, спрятаться, потому что сегодня явно не твой день?

А люди думают: «Ну все, звезда!» Есть артисты, которые считают, что не имеют права выйти из дома, не нарядившись. Но, как правило, это те, у которых не такой загруженный график. Нет актеров, которые всегда хорошо выглядят . Да и человек не может быть одинаковым для всех: для поклонников, друзей, любимых, родителей.

Очки Vogue Eyewear

О СЕРИАЛЕ «ВЕРОНИКА» Как ни странно, я горжусь сериалом «Вероника» . Этот проект отнял два года моей жизни, на нем я встретила своего первого режиссера-учителя Мирослава Малича (32), который мне очень много дал. Я обижалась, плакала, он ругал меня, но я получила багаж знаний, который сопровождает меня как в кино, так и в жизни . Этот сериал очень правильно преподнес меня именно той аудитории, которую мне хотелось завоевать. И я ею очень дорожу. Во время съемок я окончила театральное училище, обрела друзей, вошла в этот мир, как к себе домой. Раньше у меня такого ощущения не было. Были главные роли, хорошие эпизоды, но я не жила этим. Сегодняшние проекты – это большой опыт, но я не живу этим так, как жила «Вероникой».

О КОМПЛЕКСАХ Мама с папой меня постоянно спрашивают: «У тебя вообще комплексы есть?» Я понимаю, что это плохо, когда их нет. Но я в себе их ращу. (Смеется.) Раньше у меня был комплекс отличницы, мне хотелось всем нравиться. Потом это вдруг прошло. Я считаю себя счастливым человеком: мне нравится, как я выгляжу, нравится мое окружение . Я не знаю, как к этому прийти. Это ведь внутри – надо просто уметь верить. Возможно, я не очень талантливая артистка, но я точно очень талантливый человек. Потому что могу заставить себя поверить во что угодно. Ведь основная задача артиста в этом и состоит – верить в предлагаемые обстоятельства. У меня это хорошо получается.

26 апреля 2018

Наталья Бардо, исполнившая главную роль в сериале «Улетный экипаж» на канале СТС, пришла в редакцию сайта сайт. Актриса рассказала, как снимали пикантные сцены, какие сериалы стоит посмотреть и почему мы не дотягиваем до американских ситкомов.

ФОТО АЛЕКСАНДР ШИРКОВ

— Вы разделили вашу творческую деятельность на две фамилии: первую, которую никто уже не помнит, и вторую, Бардо, - это два разных периода жизни, какие они?

— Основной историей, которая разделила мою жизнь на до и после, стало поступление в Щукинское училище. Было тяжело, полтора года я готовилась к поступлению у Владимира Поглазова, педагога, который, к сожалению, уже умер, но подарил нам ту самую школу Станиславского и помог мне понять, что такое играть и жить по-настоящему. Сейчас очень многие люди боятся быть собой, настоящими, искренними. Когда мы поступали в институт, многие ребята и девчонки уже были в образе — я буду актрисой. Каждый сам себе фантазирует и представляет, как он будет в профессии существовать. Ходить по красным дорожкам, надевать красивые платья, всем нравиться, быть всеми любимым. Нам сказали: это не главное, будьте живыми, настоящими. Многие мне навязывали разные образы и то, какой я должна быть. Говорили: надо, чтобы была популярность, а давай ты будешь петь?

— Было время, когда вы пели на сцене. Это история о том, «а не попробовать ли мне?», или хотелось в таком направлении серьезно развиваться?

— Я не певица, никогда профессионально этим не занималась, хотя очень люблю петь. Могу даже выйти на сцену, исполнить песню в караоке, на мероприятии выступить, но все это похоже на капустник и творческую самодеятельность. Мне всегда хотелось сниматься в кино. Я мечтала с детства играть в театре, и так сложилась моя жизнь, что меня забрали в сериал. Во время моего первого брака муж не хотел, чтобы я проводила много времени на съемках. Ему показалось, что, если я буду петь, мы вместе сможем ездить на гастроли. В кино мы снимаемся 15 часов, а концерт всего час. Я во имя семьи попробовала. Но вовремя поняла, что жить жизнью мужа неправильно. Мне хотелось идти своей дорогой.

— После того как вы поняли, что карьера певицы - это не то, что вы хотите, с кино у вас сложилось, а театр?

— Играть в театре я очень хотела. Более того, мой мастер в Щукинском училище — Малиновский Михаил Георгиевич, к сожалению, его уже нет, величайший педагог, дал мне главную роль в своем спектакле. Но я не смогла ее сыграть, меня забрали на съемки сериала «Вероника». Я снималась в Польше, Таиланде, Шри-Ланке. Мы колесили по всему миру, и репетиции пришлось отложить и, соответственно, отказаться от главной роли.

— Опыт в телевизионном проекте на тот момент был важнее театральной работы?

— Мне очень важно было пробовать себя в театре, я знала, в какую труппу хочу. Но я не могла просить команду из 50 человек ждать меня, пока я буду сниматься. Все закрутилось, завертелось, и, к сожалению, я осталась без театра.

— Какая самая большая сумма гонорара у вас была и на что вы ее потратили?

— Актрисам так тяжело это считать: один гонорар задерживают, другой высчитывают. У нас все сложно. Люди смотрят и говорят: «Ах, эти миллионеры, ходят там по этим ковровым дорожкам». На самом деле это очень сложный процесс, актер получает ставку. Нам платят за наш съемочный день. Конкретно за часы, которые мы отработали. Гонорары были большие, я могла с одного длинного проекта купить себе однокомнатную квартиру в пятиэтажке на первом этаже.

— С таким опытом, который у вас есть, включая мужа-режиссера, какие цели перед собой ставите? Возможно, сниматься в Америке?

— Целей сниматься в Америке у меня нет и никогда не было, притом, что я рожала там ребенка и жила целый год. Я посмотрела, как все качественно устроено, какие режиссеры. Но, откровенно говоря, я патриот, родилась в Москве. И я здесь всех знаю, это мой дом.

— Если взять Звягинцева или Быкова, это серьезное кино, вам интересен такой формат?

— Очень люблю фильмы Звягинцева, его правду, как он трогает своей работой. Я уважаю авторское кино и смотрю фестивальные фильмы. После просмотра Андрея Звягинцева кино живет с тобой очень долго. Идешь по улице и видишь все эти картинки в жизни. Режиссер не одевает их, старается убрать все маски. Пусть это выглядит грустно, но это правда. И за это я уважаю его очень сильно. Для того чтобы снять такое кино, нужно быть смелым человеком.

— Основываясь на том, что мы живем в России, какое кино у нас должно преобладать, серьезное или смешное?

— Было бы здорово, если бы у нас было и то и другое в равном соотношении. У нас есть картины, на которые не стоило бы даже тратить время, а есть те, которые обязательны к просмотру, но их почему-то нет на экране. Люди живут в разных социальных слоях, настроении. Каждый может погрустить или повеселиться. Кино должно быть разным.

— Вы согласны, что коммерческого и развлекательного кино должно быть меньше на экране, чем настоящих глубоких картин? Качественное кино откровенно мало показывают! Почему?

— Ответ на этот вопрос я знаю, понимаю, что в нашей стране с этим борются и стараются сделать так, чтобы хорошего кино было больше. К сожалению, есть определенная система, которую очень тяжело настроить. Я актриса и не могу профессионально говорить об этом.

— Назовите вашего любимого режиссера, не берем вашего мужа, потому что он вне конкуренции!

— Про Звягинцева я уже сказала. Мне нравится Анна Меликян, которая снимает развлекательное кино, но со своим почерком, идеями, артистами, с которыми она дружит, и это чувствуется. Марюс тоже снимает часто артистов, с которыми он дружит, знает, любит. Он понимает, как с ними работать, видит сильные и слабые стороны. У Ани это тоже очень прослеживается. Мне нравится Резо и его фильм «Заложники», это глянцевое кино, но при этом там есть жизнь – я считаю, это такой крик души.

— Вы в данный момент развиваетесь в сериальном жанре, какие три сериала, на ваш взгляд, стоит посмотреть?

— Я очень люблю сериал «Корона», «Настоящий детектив», «Очень странные дела» — первый сезон особенно, второй менее интересно получился, слишком они намудрили с мистикой и магией.

— Наблюдаете ли вы профессионально за американскими сериалами? Вы тоже с мужем снимаете ромком, заимствуете для себя что-то?

— У нас должен был быть ситком, но мы ушли в ромком, и, я думаю, зритель этому рад. Конечно, я слежу, и в сериал «Улетный экипаж» я попала давно. Там не было еще Марюса, были другие авторы, артисты. Мне попал в руки сценарий, и первым делом я вижу историю про самолеты, пилотов, стюардесс. Что я делаю: включаю сериал «Пэн Американ», я его посмотрела, и сложилась определенная картинка. Я вижу Марго Робби, как она идет в самолет, и я думаю: вау, и мы тоже сейчас будем делать такой проект. Я заразилась всей этой историей и очень хотела попасть на пробы.

— Как вам дались откровенные сцены с вашим партнером по сериалу «Улетный экипаж» Алексеем Чадовым? Все сцены снимал ваш муж?

— Муж на эти смены не приходил! Это правда! Забавный факт, большинство сцен с Антоном и с Лешей он пропустил, сказав: «Вы сегодня снимаете эти сцены до обеда, я пока посплю». Главный поцелуй после свадьбы с Чадовым, его снимали уже в конце нашей смены. Марюс весь день снимал, был на площадке и сказал: «Ладно, это буду снимать я, давайте только быстро». За два дубля мы это сделали.

— Если вам предложат большой метр, но там будут откровенные постельные сцены, муж будет против?

— Я не думаю, что этот вопрос встанет, просто так сложилось, он смог не выйти, и мы сняли эти сцены без него. Появится серьезная работа, где будет любовная линия, — Марюс, конечно, профессионально к этому отнесется, и он не скажет: «Нет, я не хочу, чтобы ты играла, потому что там надо с кем-то целоваться». Он понимает, что это все не правда, все поцелуи - это работа! Он тоже режиссер, который работает с красивыми актрисами и смотрит на них в разных сценах, и тут уже кто на что учился!

— Сколько вы получили за работу в сериале «Улетный экипаж»?

— Я не смогу ответить на этот вопрос потому, что еще недополучила эти гонорары, нам нельзя раскрывать такие данные по контракту. А есть люди, которые отвечают на такие вопросы?

— Конечно, есть, возможно, это старые работы, где не прописан в контракте такой пункт, или примерная стоимость.

— Если я сейчас скажу, что я получила один рубль, то на следующем проекте мне скажут: три мы тебе не дадим, ты же за один снимаешься.

— Хорошо. Как вы тратите свой гонорар? Вкладываете в себя, летите отдыхать, делаете подарок мужу?

— Хватает на все — и на подарок мужу, и на Таиланд. В основном я эти деньги не транжирю, и у меня нет задачи быстро их потратить. Я человек, который деньги считает. Со мной работает большая команда, за что ей большое спасибо. Все эти люди, которые помогают мне, тоже должны зарабатывать – они делают огромную работу. Поэтому мне есть куда тратить. Я не трачу все на отдых и платья!

— У вас с мужем одно восприятие мира. Такое глобальное утверждение, как это выражается в деталях?

— Мы с ним очень похожи, два Овна, для нас важно идти к своим целям и друг другу в этом помогать. Одно мировосприятие - это когда ты понимаешь человека и не спрашиваешь его каждые 15 минут: «Ты где и во сколько будешь?» Это когда ты понимаешь, какая поддержка нужна именно ему в тот или иной момент. Я понимаю, и он знает, что не надо меня поддерживать тем, что все будет хорошо, и сидеть возле меня. Отругай меня, скажи, что я делаю не так, чтобы помочь мне, и у него точно так же. Дай мне реальный совет, свое реальное мнение.

— То есть муж может вам сказать про работу в кино, что ему не понравилось, и объективно это объяснить?

— Конечно, мы работаем на одной площадке, и он может мне сказать: «Нет, я по-другому вижу эту историю». Но я тоже говорю, что вижу свою героиню так, и предлагаю варианты. Чаще мы делаем просто два дубля, из которых выбираем то, что обоим больше нравится.

— Вы рассматриваете карьеру актера для сына? Может быть, он принимает участие в съемках?

— Я как мама много об этом думаю. Мы видим, какой он артистичный. В актерской профессии ты не можешь заработать много, если ты не в топе. А таких человек десять всего наберется – это правда! Если он действительно захочет, то мы подумаем об этом и дадим ему хорошее образование в этой сфере.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры